Оформление долговых отношений и погашение государственного долга РФ

Содержание
Введение
1 Долговыеотношения: понятие, сущность, виды, необходимость заимствования
1.1 Общеепонятие государственного долга
1.2 Необходимостьгосударственных заимствований
1.3 Классификацияи формы государственного долга
2 Анализдинамики и структуры государственного долга России
2.1 Историявозникновения государственного долга РФ
2.2 Анализсовременнойдинамики и структурывнешнего долга РФ
3 Проблемыуправления и перспективы погашения государственногодолга РФ
3.1 Проблемыуправления государственным долгом РФ
3.2 Перспективыпогашения государственного долга
3.3 Анализ возможныхвариантов урегулирования долговой проблемы России
Заключение
Списоклитературы
Приложение1. Динамика структуры внешнего государственного долга РФ
Введение
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос по причине стремительного роста объемов государственного долга.
Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.
В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых, накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета); высокая доходность государственных ценных бумаг.
Все вышеперечисленные проблемы и вопросы подробно рассмотрены М.В.Романовским, В.М.Родионовой, А.М.Ковалевой и другими известными экономистами.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена формированием управления задолженностью в России в качестве самостоятельной отрасли российской экономики. Необходимость погашения ранее принятых на себя долговых обязательств является одним из основных факторов, определяющих не только интенсивность новых заимствований России, но и экономическую политику в целом.
Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
·  изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
·  изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
·  проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;
·  анализ путей оптимизации задолженности Российской Федерации.
Предметом исследования выступает долговая стратегия государства. Объектами исследования являются задолженность, под которой понимается часть государственного долга, права требования, по которой принадлежат внешнегосударственным фирмам и учреждениям, а также физическим лицам.
Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внутренним долгом.
 
1 Долговые отношения: понятие,сущность, виды, необходимость заимствования 1.1 Общеепонятие государственного долга
 
Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.
Государственный долг- общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки)[1].
В зависимостиот заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РоссийскойФедерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Подгосударственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговыхобязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся всобственности субъекта имуществом, составляющим его казну.
Подмуниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательствмуниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом,составляющих муниципальную казну.
При этомкаждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечаетпо долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своихобязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной властисоответствующего уровня используют все полномочия.
Вопрос огосударственных долгах связан с самим фактом непосредственного участиягосударства в экономической жизни общества. Участие это в современных условияхопределяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста,суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен[2]. 1.2 Необходимостьгосударственных заимствований
Необходимостьгосударственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действиезакона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальнойприбыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не всостоянии разрешать макроэкономические проблемы[3].
Напротив,механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом имежотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономическогоравновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупнымпредложением.
Идеягосударственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долгиправительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако наоснове данного подхода государственный долг как проблема не существует, заисключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку всеграждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственногодолга, и должниками по нему.
Государственныйдолг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственностиимуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательстваРоссийской Федерации могут существовать в форме:
— кредитныхсоглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитнымиорганизациями, иностранными государствами и международными финансовымиорганизациями, в пользу указанных кредиторов;
— государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
— договоров опредоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоровпоручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательствтретьими лицами;
— переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долгРоссийской Федерации на основе принятых федеральных законов;
— соглашенийи договоров, в том числе международных, заключенных от имени РоссийскойФедерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РоссийскойФедерации прошлых лет. 1.3 Классификацияи формы государственного долга
 
Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование бюджетной классификации и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению. Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний долг.
Под внутреннимгосударственным долгом понимается задолженность государства передгражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ.Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могутуказываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны вроссийской валюте[4]. Под внешнимгосударственным долгом понимается задолженность государства иностраннымфизическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациями иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.
В зависимостиот срока погашения и объёма обязательств выделяют капитальный, основной итекущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимаютвсю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включаяначисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственнымдолгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговымобязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которыхнаступил. Под основным понимается вся сумма задолжности государства, покоторой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате втечение данного периода.
Долговыеобязательства Российской Федерации могут существовать в форме[5]:
· Кредитныхсоглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитнымиорганизациями, иностранными государствами и международными финансовымиорганизациями, в пользу указанных кредиторов;
· Государственныхценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
· Договорово предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоровпоручительства Российской Федерации, а по обеспечению исполнения обязательствтретьими лицами;
· Переоформлениядолговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации,на основе принятых федеральных законов;
· Соглашенийи договоров, в том числе международных, заключенных от имени РоссийскойФедерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РоссийскойФедерации прошлых лет.
2 Анализ динамики и структуры государственного долга России/> 2.1 История возникновения государственного долга РФ
Очевидно,что нельзя рассматривать ситуацию с долгами России без предварительногоизучения истории вопроса.
Первыйв истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769 году вГолландии под 5% годовых[6]. Голландцыявлялись основными кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войнойфинансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая вистории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был окончательно погашентолько через 76 лет – в 1891 г.
Формированиесовременной структуры государственного долга началось во второй половине XX века. Широкораспространено мнение, будто основным долговым бременем для России являетсядолговое наследие СССР.
Россиидействительно достался крупный внешний долг СССР, однако велик и суверенныйдолг России[7].
В 1950-егг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочныхи среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях ростаэкономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.
В 1960-е гг. при оплате импортного оборудования для крупныхобъектов активно привлекались прямые долгосрочные кредиты западных банков. Так,в 1964-1965 гг. Внешторгбанк СССР заключил с английскими, французскими иитальянскими банками девять долгосрочных соглашении о банковских кредитахсроком на 10 — 15 лет на общую сумму 480 млн. руб.
Отношение внешнего долга к экспорту поднялось с 52% в 1987 г. до164% в 1993 г., а к объему ВВП — с 8 до 29%. Увеличивались заимствования управительств иностранных государств. Доля кредиторов — правительств другихстран выросла с З,9%в 1987 г. до 14,3% в 1991 г. и 65,4% в 1993 г. Это былообусловлено сокращением коммерческого кредитования, переоформлением частиобязательств, в том числе просроченной кредиторской задолженности перед бывшимисоцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколькоулучшилась структура долга.
Таблица 1.Структура внешнего долга СССР по видам задолженности/> />
(в млрд. долл.)
Распад СССР диктовал необходимость обоснованного распределениягосударственного долга СССР. Итогом первого этапа этой работы было определениерасчетных долей бывших республик СССР по ряду параметров (долг, активы,национальный доход, экспорт, импорт, население).
По расчетным долям следовало распределить порядка 81 млрд. долл.Из них на Россию приходилось около 49 млрд. долл. Однако этот проектраспределения внешнего долга между республиками реализован не был. К дележудолга подключилась «семерка». Не обошлось без давления со стороны ЕС.В результате 28 октября 1991 года от имени Союза и восьми союзных республик вМоскве был подписан так называемый Меморандум о взаимопонимании, который в ЕСрассматривался как предварительное условие для предоставления России финансовойпомощи, поскольку в ЕС в перспективе ее видели как правопреемницу долга СССР.
На «сговорчивость» России ей было обещано предоставлениеотсрочки платежей по внешнему долгу СССР. Документ определял, что союзныереспублики принимали на себя «совместную и солидарнуюответственность» по внешнему долгу СССР, т. е. чтобы все республикиотвечали за погашение всего долга СССР. Если одна из них не платит, за нее этодолжны сделать остальные. Если же не платят республики, то Россия одна должнабыла обслуживать весь союзный долг[8].
В сентябре — октябре 1992 г. представителям «семерки» иПарижского клуба кредиторов удалось навязать России схему ее единоличнойответственности по долгам СССР.
В 1975-1985 гг. внешний долг СССР возрос в 2 раза, тогда как заболее короткий период 1986-1992 гг. — в 2,5 раза. В целом после 1985 г. темпроста задолженности удвоился и составил 41,7% в среднем за год (при паденииВВП).
После 1992 г. полученные Россией кредиты состоят из кредитовмеждународных финансовых институтов, правительств иностранных государств ичастных кредиторов. Заимствования Всемирного банка включают следующие группызадолженности.
В общей сложности на 1 января 1999 г. России было предоставлено поэтой линии 37 займов на общую сумму более 9 млрд. долл. Параллельно ипоследовательно получаемые кредиты МБРР и ЕБРР были представлены соглашениями,связанными с рыночной трансформацией экономики и социальной сферы — с оплатойдорогих консультационных услуг. Все они отражают так называемые рыночныеинституциональные преобразования. Это проекты развития контор,институциональных новообразований, заведений, мало значимых для социально-экономическогразвития организационных структур. Производственная или социальнаянаправленность их была слабой. К производственным относится, например,соглашение о займе между Российской Федерацией и Международным банкомреконструкции и развития (первый нефтяной восстановительный заем) на 300 млн.долл. и соглашение (проект по закупке медицинского оборудования) на сумму 270млн. дол.
/>Рисунок 1. Структура заимствованийВсемирного банка, %
С учетом долга бывшего СССР и суверенного долга России — внутреннего и внешнего — к началу нового века сформировался общий долгвпечатляющих размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы[9]./> 2.2 Анализсовременной динамики и структуры внешнего долга РФ
Размер государственного долга в абсолютном выражении не даетполного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Дляоценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению иобслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практикавыработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценкидолговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагаетстрана должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении сгосударственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговойнагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможностипереориентировать национальное производство на экспорт в целях полученияиностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем вышеданный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенногопродукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а навыполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленныйдолг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективестрана-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникаетситуация «долгового навеса». Условной границей начала такого опасногосостояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объемаВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации сначала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г[10]. Запоследние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВПимеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2008 г. – 7,12 % .
Динамика этого показателя представлена на рисунке 2.
/>
Рисунок 2. Отношение государственного внешнего долга к ВВП
Вместе с тем, в структуре государственного долга России при некоторомснижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и «новых»внешних долговых обязательств.
В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга РоссийскойФедерации в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Этипоказатели по критериям Всемирного банка соответствовали странам с высокимуровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла кстранам с низким уровнем государственного внешнего долга.
Международные финансовые организации часто пользуются показателем«резервы/платежи по внешнему долгу», являющимся, по их мнению,важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью — способностью правительства и резидентов своевременно вьшолнять обязательства повнешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ намеждународные финансовые рынки.
Золотовалютные резервы Российской Федерации в 2005 г. составили138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственноговнешнего долга — 17,15 млрд. долл. Таким образом, «резервы/платежи повнешнему долгу» равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня[11].
По состояниюна 2006 год государственный внешний долг Российской Федерации (включаяобязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) складываетсяиз:
· задолженностистранам — участницам Парижского клуба;
· задолженностистранам, не вошедшим в Парижский клуб;
· задолженностипо кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
· задолженностиперед международными финансовыми
Организациями;
· задолженностибывшим странам СЭВ;
· еврооблигационныхзаймов;
· ОВГВЗ(облигации внутреннего государственного валютного займа)
· кредитовЦентрального Банка России.
По состояниюна 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами — членамиПарижского клуба составляет 44,4 млрд. долл., или 42,3% от общей суммы внешнегодолга Российской Федерации.
По состояниюна 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами — не членамиПарижского клуба кредиторов составило 2,9 млрд. долларов США, или 3,0% от общейсуммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату. ПостановлениемПравительства «О порядке продолжения работы по реструктуризации внешнейзадолженности бывшего СССР» Министерству финансов
РоссийскойФедерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить вПравительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшегоСССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальнымкредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.
По мерезавершения выверки имеющейся задолженности перед странами кредиторами — нечленами Парижского клуба подписывались соответствующие двусторонние соглашения.В настоящее время заключены двусторонние межправительственные соглашения с 7странами — не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией,Уругваем, Египтом, Мальтой.
Отсутствуютмежправительственные соглашения с Грецией, Кувейтом и Объединенными АрабскимиЭмиратами. При этом в общий объем внешнего долга включены суммы задолженностипо соглашениям Внешэкономбанка с National Bank of Greece от 19 марта 1993 годав сумме 37,4 млн. долл. и с Kuwait Investment Co SAK от 2 января 1991 года всумме 1100,00 млн. долл.
СОбъединенными Арабскими Эмиратами подписан Меморандум о взаимопонимании от 16марта 1994 года. Сумма задолженности включена во внешний долг на основаниимежбанковского соглашения Внешэкономбанка и National Bank of Abu Dhabi от 18сентября 1991 года в размере 500 млн. долл.
Новый долгРоссийской Федерации перед странами — не членами Парижского клуба кредиторовпредставлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортнымкредитным банком Турции[12].Правительством Российской Федерации были предоставлены соответствующиеплатежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основногодолга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям.
По состояниюна 1 января 2006 года объем задолженности перед странами — бывшими членами СЭВсоставил 2,8 млрд. долл. и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 годасократился более чем в 5 раз.
Задолженностьпо кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себяобязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческуюзадолженность. Обязательства перед Лондонским клубом кредиторов погашеныдосрочно.
Долягосударственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долгаРоссийской Федерации увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января2006 года с 18,1% до 38%.
Задолженностьпо основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации,оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 41,6 млрд. долл. Всоответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 года№1565 и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15марта 1993 года №222 в целях урегулирования внутреннего валютного долга былосуществлен выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа(ОВГВЗ).
Облигациивнутреннего государственного валютного займа — государственные ценные бумаги.Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам насчетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных посостоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансовРоссийской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций- одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка — 3% годовых, начисляетсяежегодно 14 мая. Сроки погашения — 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпусказайма — 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска — 14 мая 1996 года.Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.
Еврооблигации- это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежнойединицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территориииностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательствв структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял посостоянию на 1 января 2006 года 32,8% (34,4 млрд. долл.).Как правило,еврооблигации — это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги.
В последние годы наметилась тенденция ксокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 г. он составил 148,4млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006 г. снизился до 104,9 млрд. долл.
/>
Рисунок 3. Динамика российского внешнего долга
В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонскимклубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция,которую нам не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и такимобразом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.Таким образом, задолженность странам Парижского клуба стала почти единственнымсубъектом долгов Советского Союза.
Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всегоПарижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд[13].
/>3 Проблемы управления и перспективыпогашения государственного долга РФ/> 3.1 Проблемыуправления государственным долгом РФ
Целью управления государственным долгом являются выработкаэкономически обоснованного соотношения между потребностями государства вдополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержаниеобъема долга на экономически безопасном уровне.
В случаях когда государства-должники могут располагатьзначительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщикусамостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объемгосударственного долга. Однако мировая практика негативно относится кдосрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают,во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом,и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов. Процентные ставки,которые платит Россия по обслуживанию внешнего государственного долга,составляют от 7 до 13%, что в 3-4 раза дороже, чем для развитых стран Европы[14].
Благоприятная экономическая ситуация для выкупа внешнегогосударственного долга сложилась в Российской Федерации в связи с ростом цен науглеводородное сырье на международном рынке. Это позволило России сформироватьСтабилизационный фонд, который на начало 2006 г. достигает величины 1 трлн.долл.
Переговоры с членами Парижского клуба кредиторов, долг передкоторыми на 1 января 2005 г. составил 43,1 млрд. долл., или почти 40% общеговнешнего государственного долга, завершились договоренностью, что РоссийскаяФедерация досрочно выплатила по номиналу 15 млрд. долл. По расчетам Минфина РФ,только в 2005 г. страна сэкономила на процентах 400 млн. долл., а до 2020 г. — почти 6 млрд. долл.
Вопросы управления государственным долгом в настоящее времярегулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29июля 1998 г. № 458 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальныхценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год,постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. №245 «Оединой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другиминормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России иВнешэкономбанка.
Действующие правовые нормы по вопросам управления государственнымдолгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующимиэкономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четкозаконодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию,полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом,а также порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации,субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги.
Принятие соответствующих изменений и дополнений действующегозаконодательства позволит осуществлять достоверный учет состояниягосударственного долга и операций по его обслуживанию, создать работоспособныймеханизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной идолговой политики, обеспечить действенный контроль за государственным долгом наоснове прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российскогообщества в целом.
Для Российской Федерации главной проблемой с моментапровозглашения ее суверенитета было отсутствие продуманной стратегии управлениягосударственным внутренним и внешним долгом. Следствием этого сталоэкономически необоснованное принятие долга бывшего СССР, особенно внешнегогосударственного долга, и затем стремительный рост «нового»российского долга.
Одним из условий эффективного управления государственным долгомРоссийской Федерации является достоверный учет и контроль за его состоянием вреальном режиме времени. Однако пока учет долговых обязательств в значительнойстепени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательствотсутствует.
Сложности в управлении государственным долгом для РоссийскойФедерации создали ряд обстоятельств, отрицательно влияющих на проведениеэффективной политики в области государственных заимствований и управлениягосударственным долгом. Среди таких обстоятельств следует отметить нерыночныйхарактер основной доли государственного долга, особенно внешнего. К началу 2000г. структура внутреннего долга была переориентирована в рыночные инструменты[15].Внешние долговые обязательства длительное время формировались путем привлечения«связанных» кредитов правительств иностранных государств имеждународных финансовых организаций. Это усложняет механизм их перевода врыночные инструменты, особенно для использования на вторичном рынке./> 3.2 Перспективыпогашения государственного долга
Перспективы погашения внешнего долга РФ объединяют в себе ряд приемов.В настоящий момент для России наиболее удачной представляется конверсия внешнегодолга в инвестиции или акции предприятий[16]. Однаконеобходимо сделать некоторые оговорки. При осуществлении подобного вариантагосударство должно выбирать для вложений те отрасли, которые важны для развитиянациональной экономики, действительно нуждаются в значительных внешних ресурсахи не могут привлечь их в обычной ситуации. Как правило, это отрасли с высокойдолей добавленной стоимости, значительными незагруженными производственнымимощностями. Инвестирование в них не приведет к искусственному расширениюсовокупного спроса и раскручиванию инфляции.
Представляется целесообразным задействовать в конверсионныхоперациях как нерезидентов, так и резидентов. Решающую роль должны игратьопределение цены конверсии и заинтересованность инвестора в реализациисоответствующего инвестиционного проекта развития производства.
К сожалению, отсутствие ясной государственной промышленнойполитики, в том числе четко обозначенных приоритетов, препятствует эффективномуосуществлению схем обмена долга на инвестиции[17].
В то же время признаки того, что конверсия российского долга винвестиции может стать реальностью, уже имеются. Начались переговоры оконверсии долга с отдельными странами, в том числе с Италией и Испанией.Принято решение о возможности выкупа итальянскими инвесторами 650 млн. долл.для реализации инвестиционных проектов на территории России из 5,5 млрд. долл.задолженности бывшего СССР перед Италией. Уже сделаны первые шаги в этомнаправлении: итальянские участники проекта создания учебно-тренировочногосамолета Як/АЕМ-130 готовы погасить перед своим казначейством часть советскогодолга в размере 77 млн. долл. За это российская сторона передала итальянцампакет технической документации. Было объявлено о приеме заявок от инвестороворганизационным комитетом по межправительственному соглашению между Италией иРоссией о конверсии внешнего долга бывшего СССР.
Происходит постепенный переход от двухстороннего урегулированиядолговой проблемы по схеме конверсии в инвестиции к многостороннемуурегулированию. В марте 2003 г. Парижским клубом кредиторов принято решение обобмене 10% российского долга на инвестиции. На тот момент он составлял около 40млрд. долл., что означало возможность вложения в экономику страны порядка .4млрд. долл. 3.3 Анализ возможныхвариантов урегулирования долговой проблемы России
Перспективным вариантом урегулирования долговой проблемы являетсясхема обмена долга на товары[18]. В 2002 г.Внешэкономбанк как реализовал подобную схему в отношениях со Словакией.Операция предусматривала погашение части долга перед Словакией поставкамивьетнамских товаров, поступающими в счет погашения задолженности Вьетнама передРоссией. Фактически в данном случае произошел обмен долга на долг. Но возможени другой вариант — стимулирование российского экспорта и внутреннегопроизводства в результате осуществления схем конверсии.
Проблема с товарными поставками заключается в том, чтострана-кредитор должна быть заинтересована в приобретении соответствующихтоваров, а страна-должник — активно способствовать их продвижению на рынокстраны-кредитора. Здесь, как и в случае с инвестиционными схемами, решаютсявопросы не только долговой политики в узком смысле, но и содействия развитиюопределенных отраслей национальной экономики со стороны государства. В данномслучае должны соблюдаться принципы, схожие с теми, которые были отмечены дляварианта конверсии долга в инвестиции. Имеет смысл осуществлять в счет оплатыдолга поставки тех товаров, которые в обычных условиях затруднительны в силутех или иных обстоятельств (например, ограничения со стороны платежеспособногоспроса потребителя). В то же время наращивание производства этих товаров должноспособствовать диверсификации структуры национальной экономики. Наиболее удачныв этом отношении поставки продукции машиностроительной отрасли.
Поскольку нам не удалось договориться с Парижским клубом осписании, то важным источником погашения части внешней задолженности может бытькосвенная форма списания в форме покупки долгов со скидкой. Косвенный методсписания долга использован, например, Бельгией, которая скупала долги Анголы сбольшой скидкой. Швейцарские фирмы скупали долги Сирии со скидкой в 60%. Японцыинтересовались этой формой погашения долгов Вьетнама России.[18,c.3]
Следующий источник облегчения российской внешней задолженности-реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа — секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочнуюпутем выпуска ценных бумаг.
Надо применять новые формы, в частности капитализацию долга.Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга внедвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности.Акции российских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности,объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынкев 10—20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм[19].
Важным источником погашения внешней задолженности в РФ может статьиспользование наших финансовых требований к должникам из развивающихся стран (унас этих требований более 100 млрд. долл.). К сожалению, это был ошибочный шаг,и Россия проиграла на нем, т.к. члены Парижского клуба заставили РФ списыватьзадолженность развивающихся стран, в то время как кроме Лондонского клубасписание долгов РФ не осуществлялось. Вместе с тем возможно реально получитьхотя бы 1/3 этих требований при одновременном внедрении в страны-должники,например при приобретении за эти долги недвижимости и других видовсобственности, а также предприятий.[20]
В критических случаях при наступлении сроков платежей иностраннымкредиторам можно прибегнуть к помощи международных резервных активов РоссийскойФедерации, которые на 1 апреля 2005 г. составили 137,4 млрд. долл.
Мало уделяется внимания привлечению долларовых сбереженийнаселения в кредитную систему, что составляет примерно 50 млрд. долл., и частьиз них можно было бы занять для погашения государственных долгов.
В числе новых источников поступлений и доходов в бюджет следуетназвать торговлю углеводородными квотами на мировом рынке. Согласно Киотскомупротоколу 1997 г. США должны сократить выбросы парниковых газов (на их долюприходится 20% мировых выбросов), ведущих к потеплению поверхности планеты, на7%; Япония и Канада на 6%, страны ЕС — на 8% к 2012 г. Россия же из-за экономического кризиса в течение многих лет сокращала выбросы и имеет излишекквот, который можно придать другим странам, заработав миллиарды долларов.Аналогичную операцию можно осуществить в случае разрешения ГосударственнойДумой ввоза из-за границы для переработки и захоронения отработанного атомноготоплива на территории России на сумму около 20 млрд. долл[21].
Не меньшие суммы Россия может получить от борьбы с«бегством» капитала из страны (примерно 20 млрд. долл. ежегодно)
/>Заключение
При наличиитенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговойнагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему неявляется оптимальной с точки зрения управления долгом.
В структурегосударственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января2006 года 38% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценныебумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации,облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственноговалютного займа.
При этомкредиты Правительств иностранных государств составляют 45% в общем объемегосударственного внешнего долга. Управление нерыночной частью долга невозможнос использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.
Основнымизадачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:
· сокращениеобъемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости ихобслуживания;
· оптимизацияструктуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
· оптимизацияграфика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
· рефинансированиевнешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшенияструктуры долга по срокам платежей;
· повышениеэффективности использования заемных средств.
· Донастоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой,целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостаткомуправления государственным долгом является отсутствие законодательнозакрепленных целей государственных заимствований. 
Списоклитературы
1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от02.02.2006) // Российская газета, № 16, 2006
2. Федеральныйзакон от 29.12.1998 года №192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной иналоговой политики» // Российская газета, № 6, 2005
3. БалабановИ.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб.– М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с.
4. ВорожцовП.А. О принципах политики России в области управления государственным долгом //Рынок ценных бумаг, № 18, 2005 -С.20-24
5. ВоронинЮ.С. Управление государственным долгом // Экономист, № 5, 2005 — С.58-67
6. ДадашевА.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006– 248 с.
7. ЗлаткисБ.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках // Финансы, № 8, 2005. – С. 10– 15.
8. ИлларионовА.Ю.Платить или не платить?// Человек и труд, № 5, 2003 – С. 11-12
9. КолпаковаГ.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.-2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 496 с.
10. ЛебедевА.И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практикиуправления, № 7, 2005 — С.37-40
11. МоисеевА.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. // Проблемыпрогнозирования, № 4, 2005. — С. 99 – 107
12. СаркисянцА.Л. Проблема внешнего долга России: исторический аспект // Аудитор, № 8, 2005– С. 25 – 31
13. СаркисянцА.Л. Проблема возвращения финансовых активов России. // Бухгалтерия и банки, №5, 2005 – С. 15-19
14. СелезневА. Внешний государственный долг: иллюзии и реальность //Экономист, № 7, 2004-С.31-40
15. ХейфецБ.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22 – 24
16. ЧумаченкоА.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования//Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63-66.
17. ШенаевВ.Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 — С.1-3.
18. ШовиковС.Н., Килячков А.А. Финансовый рынок в конце 2005 – начале 2006 года. //Финансы и кредит, № 6, 2006 – С. 33 – 39
19. ШуркалинА.Д. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовыйбизнес, № 6, 2002. – С. 12-19
20. Интернет-журнал“Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru
21. Министерствофинансов Российской Федерации//www.minfin.ru
22. Счетнаяпалата Российской Федерации//www.ach.gov.ru/bulletins
23. Центральныйбанк Российской Федерации//www.cbr.ru
Приложение 1. Динамика структуры внешнего государственного долгаРФ ( в млрд. долл.)
/>