Охрана государственной границы законодательство по состоянию на 30 д

–PAGE_BREAK–Среди факторов, угрожающих внутренней стабильности государствен­ной жизни России и так или иначе оказывающих влияние на состояние субъектов, ведущих охрану Государственной границы РФ, можно выделить следующие:
·        кризисное состояние экономики России;
·        периодически возникающие центробежные устремле­ния субъектов РФ, ведущие к нарастанию угрозы наруше­ния территориальной целостности и единства правового про­странства страны;
·        целенаправленное сознательное вмешательство инос­транных государств и международных организаций во внут­реннюю жизнь Российского государства;
·        социальная дифференциация, ведущая к резкому со­циальному расслоению в обществе;
·        криминализация общественной жизни;
·        нарушение функционирования системы правового ре­гулирования общественных отношений;
·        противоправная деятельность экстремистских, нацио­налистических, религиозных, сепаратистских и террористи­ческих движений, организаций и структур;
·        противоречивость внешней и внутренней политики го­сударства (в том числе и военной политики).
Внутриполитическое состояние современ­ной России все еще отличается высоким уровнем нестабиль­ности, возникшей в результате экономических, социальных, политических противоречий, в том числе национальных кон­фликтов и территориальных споров, характеризующих обще­ственные отношения в стране в 90-е гг. Принципиально зна­чимо, что в указанный период произошли эпохальные пере­мены, прямо и косвенно повлиявшие на судьбы десятков миллионов людей.
В социальной структуре нынешнего российского общества выделяются, по меньшей мере, три группы базо­вых противоречий, инициирующих мощные дестабилизационные процессы и течения: внутри традиционной стратифи­кации, внутри новой (псевдорыночной) стратификации и меж­ду адекватными им типами социальности. Одновременно с этим наблюдаются процессы и явления, свидетельствующие и об усложнении, а равно и упрощении структуры социальных слоев, групп, дифференцированных по различным критери­ям.
В частности, существенное влияние на усиление полити­ческой нестабильности в России оказывает формирование антагонистических полюсов — очень бедных и очень бога­тых. Возникают во многом непреодолимые противоречия между привилегированной, сильно коррумпированной час­тью госчиновничества, входящего в элиту нынешней Рос­сии, и другими субъектами политических процессов, между работниками бюджетной и рыночных сфер. Крайне опасны­ми являются маргинализация социума, его криминализация, связанные с обнищанием населения, неприспособленностью его основной массы к условиям переходного периода, вы­соким уровнем безработицы, мощными миграционными по­токами из стран ближнего зарубежья и т. п.
Среди дестабилизирующих внутреннюю обстановку в РФ факторов в последнее время особое беспокойство вызывает вооруженный экстремизм. По ряду причин он стал явлениям не только национальным, но и международным[14]. Понятие экстремизма в широком смысле трактуется политологами, криминологами, специалистами в других сферах научного знания как стремление тех или иных социальных (политичес­ких и т. п.) субъектов решать проблемы и достигать постав­ленные цели с применением крайне радикальных методов, включая все виды насилия, в том числе и вооруженное. Этим понятием охватываются терроризм и другие политические пре­ступления[15].
В данном контексте, как справедливо отмечает В.В. Чебан, приходится с сожалением констатировать, что «расту­щая преступность, распространение оружия среди населе­ния не встречают достаточно эффективного отпора со сторо­ны властей. Происходит стремительная криминализация и ми­литаризация общественной практики. Ярко обнажается бес­помощность властей и беззащитность граждан государства Российского»[16].
В РФ вооруженный экстремизм в конце 90-х гг. превра­тился в один из главных факторов дестабилизации внутрен­ней обстановки, создавая серьезную угрозу ее территори­альной целостности, конституционному правопорядку, ущем­ляя права и свободы граждан. Сегодня основными формами вооруженного экстремизма в России принято считать: «че­ченский», организованно-преступный, «импортированный в страну» из-за рубежа (вакхабизм и т. п.), оппозиционный пра­вящему режиму право-, леворадикальный экстремизм, про­являющийся в деятельности преимущественно незаконных партий и движений типа РНЕ, стихийно-митинговый.
И, наконец, есть еще одна категория внутренних угроз, с которой нельзя не считаться. Она связана с непрекращаю­щейся социально-политической напряженностью в стране, ухудшением экономической ситуации, с опасностью пере­рождения структур демократического правового государства в тоталитарный или автократический политический режим.
Итак, проблема обеспечения внутренней стабильности и безопасности является одной из важнейших в социально-государственном строительстве. Внутренняя стабильность, как показывает опыт, может быть обеспечена двумя спосо­бами: либо «балансом сил», либо «балансом интересов», а также их различными сочетаниями. Наиболее оптимальный путь — «баланс интересов» (ненасильственный способ). В идеальном варианте государство должно обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность ис­ключительно мирными, ненасильственными путями, в инте­ресах всех членов государственно-организованного обще­ства.

2. Общая характеристика правового регулирования государственного управления в области охраны Государственной границей РФ 2.1. Административно-правовой режим охраны государственной границы Основным правовым актом, определяющим основные направления положения в области охраны Государственной границы РФ является Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»[17]. Важное значение имеет также Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[18].
Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходя­щая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы го­сударственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской федерации, т.е. пространственных пределов действия государ­ственного суверенитета Российской Федерации.
Государственной границей Российской Федерации является граница, закрепленная действующими международными договорами и законода­тельными актами государства.
Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также при регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегаю­щих по российской территории, руководствуется принципами:
·        обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
·        взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными госу­дарствами;
·        взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности госу­дарств и нерушимости государственных границ;
·        мирного разрешения пограничных вопросов,
Охрана государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности Российской Федерации и заключается в осуществлении политических, правовых, эко­номических, военных, оперативных, организационных, технических, эко­логических, санитарных и иных мер по:
·        недопущению противоправного изменения прохождения государствен­ной границы;
·        обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режи­ма государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;
·        защите на государственной границе иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфе­ре охраны государственной границы на основе международных договоров.
Режим государственной границы включает правила:
·        содержания государственной границы;
·        пересечения государственной границы лицами и транспортными сред­ствами;
·        перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
·        пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств;
·        грузов, товаров и животных;                                      .
·        ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
·        разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил и др.
Режим государственной границы устанавливается Законом о Государственной границе РФ, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Правилами содержания государственной границы регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных зна­ков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных. просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственной границы и др.
Пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод Российской Федерации, а также ее внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Он служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы.                                                      
Пограничный режим включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транс­портных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массо­вых общественно-политических, культурных и других мероприятий в по­граничной зоне; учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоход­ных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передви­жения по льду, их плавания и передвижения по льду в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод погра­ничных рек, озер и иных водоемов; ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной дея­тельности в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов.
2.2. Общая характеристика системы органов в сфере охраны Государственной границы РФ Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют в сфере охраны государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о Государственной границе:
·        обеспечивают по представлениям органов и войск Федеральной погра­ничной службы временное ограничение или воспрещение доступа граж­дан на отдельные участки, местности или объекты вблизи государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отра­жении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям государст­венной границы;
·        обеспечивают общественный порядок при проведении на государст­венной границе и в приграничных районах Российской Федерации массо­вых мероприятий федерального или международного характера;
·        обеспечивают правопорядок в приграничных районах при возникнове­нии чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
·        участвуют в правовом воспитании населения пограничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с органами и войсками Федеральной пограничной службы правонарушений на государственной границе и в пунктах пропуска через нее.
В СССР пограничные войска входили в состав КГБ СССР[19]. 30 декабря 1994 года была образована Федеральная пограничная служба РФ[20]. Однако, данная служба не просуществовала и десяти лет. Начатая в 2003 года кардинальная реформу структуры органов государственной власти привела к тому, что эта Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. №308 с 1 июля 2003 г. Федеральная пограничная служба РФ упраздняется, а ее функции, как и в СССР, были переданы Федеральной службе безопасности РФ[21], а одной из основных функций ФСБ было определена охрана Государственной границы РФ[22]. Думается, что данное изменение будет иметь положительный эффект, поскольку функции ФСБ и ФПС во многом были аналогичными. Более того, и до этого ФСБ фактически участвовала в охране границы, однако при этом ей приходилось координировать действия с ФПС, что значительно усложняло такую деятельность и снижало ее эффективность.
Очень важным шагом в реформировании структуры власти является также создание Указом Президента РФ от 27 октября 2003 г. Государственной пограничной комиссии[23], основными задачами которой являются оценка угроз безопасности Российской Федерации в пограничной сфере и разработка комплекса мер по их нейтрализации; определение национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере; координация деятельности субъектов пограничной политики Российской Федерации; решение комплекса проблем, возникающих при реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации и др.
Для решения своих основных задач Комиссия имеет право принимать решения, необходимые для организации, координации и совершенствования взаимодействия субъектов пограничной политики Российской Федерации; заслушивать на своих заседаниях руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и привлекаемых к реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации организаций; получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для деятельности Комиссии; инициировать создание пограничных комиссий в федеральных округах и осуществлять контроль их деятельности; создавать рабочие органы для подготовки заседаний Комиссии, изучения имеющихся проблем и подготовки проектов решений; направлять в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по вопросам пограничной политики Российской Федерации; вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; осуществлять контроль за выполнением решений Комиссии.
В состав комиссии входят Председатель Правительства, Директор ФСБ, заместитель Секретаря Совета Безопасности, Первый заместитель директора ФСБ России — руководитель Пограничной службы, полномочные представитель Президента в федеральных округах, председатели комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, руководители министерств и ведомств, имеющих полномочия, связанные с охраной границы (ГТК, МВД, Министерство иностранных дел и другие), руководители некоторых приграничных субъектов федерации (Северная Осетия – Алания, Алтайского, Хабаровского края, Астраханской, Белгородской, Калининградской, Мурманской, Оренбургской, Челябинской области) и др.
Важные полномочия имеют и другие государственные органы, среди которых особое место занимает Государственный таможенный комитет РФ[24], одной из важнейших задач которого является обеспечения соблюдения законодательства при перемещение товаров через границу.
Полномочия по охране Государственной границе возложены также на Министерства иностранных дел, обороны, внутренних дел, Службу внешней разведки, на отдельные роды и виды войск Вооруженных сил РФ (войска противовоздушной обороны, военно-морской флот, внутренние войска), отдельными полномочиями наделены также органы власти субъектов федерации и органы местного самоуправления. Закон предусматривает привлечение в охране Государственной границе также населения и казачьих формирований.
    продолжение
–PAGE_BREAK–