Охрана и рациональное использование лесов

Содержание
Введение
1. Понятие леса и земельных участков
2. Правовое регулирование объектов лесопользования
3. Охрана и защита лесов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Экологическое право – предмет имеет комплексный многослойный характер и включает:
1) собственно природоохранное право (нормы федеральных законов об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, о радиационной
безопасности населения, об отходах производства и потребления и др.);
2) природоресурсное право (Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ и т.п.);
3) экологизированные нормы других отраслей права (гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ, ст. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ и т.д.).
Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos – дом, жилище, logos – учение).
Сначала экология развивалась как часть биологии. «В узком смысле экология (биоэкология) – одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой…
В широком смысле экология (глобальная экология) – комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии – изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия»[1].
Так или иначе любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.[2].
Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:
1) природоохранное право (или природоохранительное право),
2) природоресурсное право,
3) нормы других самостоятельных отраслей права, нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).
Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения. А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей. На сегодня именно «осознанное знание неправомерности собственных действий» без желания их прекращения, сопровождающееся превышением собственных потребностей, является причиной экологического бедствия. Объем промышленного прироста древесины составляет около 700 млн куб. метров в год, то утвержденная лесосека в лесах – около 500 млн куб. метров, а заготавливается лишь 120 млн куб. метров, т.е. менее 25 процентов. Это объясняется не столько слабым правовым регулированием заготовки древесины, сколько неравномерным расположением лесистых регионов и неразвитостью лесной инфраструктуры.
Принят 8 ноября 2006 г. Государственной Думой РФ, 24 ноября 2006 г. Советом Федерации РФ одобрен, 4 декабря 2006 г. Президентом РФ подписан и 8 декабря в «Российской газете» официально опубликован текст Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ), заменившего собой Лесной кодекс РФ 1997 года. Новый кодекс вступил в действие с 1 января 2007 г.
1. Понятие леса и земельных участков
Леса обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.
В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ) понятие леса это использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Следует отметить, что леса, в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, привязаны к земельным участкам, на которых они расположены, и на них распространяется режим земель лесного фонда.
Предлагаемое в Федеральном законе понятие не противоречит давнему научному и правовому представлению о лесе как единстве земли, лесной растительности, животного мира и иных компонентов окружающей природной среды, имеющих важное экологическое, социальное и экономическое значение.
В ст. 1 Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматриваются:
– естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией;
– природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
– природная среда, природа – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Лес – это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии. Таким образом, понимание леса как природного объекта подчеркивает его неразрывную не только биологическую, но и правовую связь с земельным участком, оборот которого должен регулироваться земельным и гражданским законодательством.
Исходя из ст. 5–7 ЛК РФ объектами лесных отношений можно считать леса, земли лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса, лесные участки, и права пользования ими.
В статье 3 ЛК РФ закреплен принцип приоритета регулирования лесным законодательством отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов – основного предмета лесного законодательства.
В Лесном кодексе РФ осуществляется привязка лесов к землям, на которых они расположены, и в отличие от лесного законодательства предыдущих лет регулирование использования и охраны лесов осуществляется в зависимости от целевого назначения, использования и охраны этих земель, которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации рассматривались как часть природы, природный ресурс и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.
Земли подразделяют на категории по их целевому назначению:
1. Земли сельскохозяйственного назначения. Признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
2. Земли населенных пунктов. Это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Эти земли находятся в ведении местных органов власти соответствующего поселения, использование и охрана этих земель осуществляется с соблюдением правового режима и контроля за его соблюдением, установленных для земель поселений (ст. 83–85 ЗК РФ). И еще одно важное положение: использование названных земель может быть на условиях аренды или земельного сервитута.
Назначение этих земель весьма разнообразно. Безусловно, из множественности целей вытекает разнообразие правового режима этой сложной категории земель. Субъектами права первичного землепользования здесь могут быть только организации и предприятия. Землепользование граждан (огороды, служебные земельные наделы), а также посторонних организаций всегда вторично, так как земельные участки им отводят первичные землепользователи (ст. 24 Кодекса). Первичные пользователи государственной землей являются для вторичных (срочных) пользователей своеобразными «администраторами» (в части отвода земельных участков, контроля за их использованием и т.д.). Земельные участки в этих случаях предоставляются безвозмездно.
4. Земли особо охраняемых территорий. К ним относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе
лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом,
федеральными законами.
Земли особо охраняемых территорий могут быть трех видов: федерального; субъектов РФ и местного значения. Объявление территорий особо охраняемыми, изъятие соответствующих земельных участков, установление на них особого режима использования и охраны осуществляются соответствующими органами исполнительной власти: Российской Федерации (Правительством РФ); субъектов Российской Федерации (правительствами (администрациями) республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения); органами местного самоуправления.
Специфические черты, присущие отдельным видам земель особо охраняемых территорий, и обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в статьях комментируемой главы, более подробно – в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории –
в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой[3]
5. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
2. Правовое регулирование объектов лесопользования
Согласно подп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 48 ЛК РФ полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ, а также заключенными в соответствии с Конституцией РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Особая взаимосвязь существует между лесным и земельным законодательством. Лес произрастает на участках лесного фонда. Земли лесного фонда – это категория земель, а сам лес – совокупность земли, растительности и других компонентов.
Для полного представления о соотношении норм лесного и земельного законодательства следует остановиться на ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
К отношениям по использованию и охране лесов применяются лесное законодательство, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы лесного законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Объектами лесных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Понятие участка лесного фонда введено для того, чтобы подчеркнуть единство в правовом регулировании как земель лесного фонда, так и лесов, на них произрастающих. Норма ст. 7 Лесного кодекса РФ продолжает привязку лесов к землям, на которых они расположены, и концепцию использования и охраны лесов в соответствии с целевым назначением и категориями этих земель, а не правовым режимом использования и охраны лесов и земель лесного фонда. Границы лесных участков определяются в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве». Государственный земельный кадастр – этот систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Обратим внимание на то, что согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесопользователю (арендатору) предоставляется лесной участок. Договор аренды является наиболее распространенным в мире способом осуществления права пользования лесами. При сдаче лесов в аренду ключевыми вопросами становятся: порядок сдачи лесов в аренду; сроки действия договоров аренды; площади сдаваемых в аренду лесных участков; учет экологии и интересов местного населения; лесные платежи и лесной доход; стимулы для повышения качества ведения лесного хозяйства; контроль, аудит арендаторской деятельности; возможность предупреждения и пресечения лесонарушений арендаторами, невыполнения ими условий договора.
Правовое регулирование объектов лесных отношений и иной растительностью тесно переплетается с земельным законодательством, его основными понятиями.
Участки лесного фонда могут предоставляться в пользование физическим и юридическим лицам в установленном законодательстве порядке, в связи с чем права пользования участками лесного фонда являются объектами лесных отношений. Городские леса и леса обороны и участки, на которых они расположены, также являются объектами лесных отношений. А поскольку законодательство допускает их также предоставлять на определенных правах заинтересованным лицам, права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, также являются объектами лесных отношений.
Лесной фонд составляют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Таким образом, лесной фонд представляет собой совокупность самой лесной растительности (леса) и земель в границах лесного фонда как занятых таковой растительностью, так и не занятых ею.
Леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений – городские леса, в лесной фонд не входят.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ 2001 г. земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий. Земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель.
Согласно земельному и лесному законодательству к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Главное обстоятельство состоит в том, что нелесные земли, как и лесные земли расположены только в границах лесного фонда.
Лесной Кодекс впервые предусмотрел обязательное проведение лесоустройства не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса).
Действующая Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России была утверждена приказом Рослесхоза в 1994 г. И еще до принятия нового Лесного кодекса она уже не удовлетворяла потребностям проведения лесоустройства. В связи с этим были приняты новые Правила проведения лесоустройства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. №377.
Целью лесоустройства является разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
Основными задачами лесоустройства являются:
– получение достоверной и разносторонней информации о лесных ресурсах, состоянии лесов и динамике лесного фонда;
– создание и систематическое обновление информационной базы данных по лесному фонду и лесным ресурсам, обеспечивающей ведение государственного лесного кадастра, государственного учета лесного фонда, осуществление лесного мониторинга, составление документации на участки лесного фонда, передаваемые в аренду;
– осуществление внутрихозяйственной организации лесного фонда России;
– составление документов по инвентаризации и учету лесов, лесных карт;
– определение научно обоснованных размеров и пространственного размещения неистощительного и рационального пользования различными ресурсами леса, мероприятий по воспроизводству, выращиванию, охране и защите лесов, а также иным видам лесохозяйственной деятельности;
– контроль за реализацией проектов организации и развития лесного хозяйства;
– контроль лесопользования, качества выполненных лесохозяйственных мероприятий.
Подготовительные работы проводятся в год, предшествующий полевым лесоустроительным работам, в целях решения организационно-технических вопросов, производства некоторых натурных работ, необходимых для своевременного, ритмичного и качественного их выполнения, сбора основных сведений и подготовки нормативной базы по объекту лесоустройства.
Проведение подготовительных работ в год полевых работ до их начала в сокращенном объеме допускается только с разрешения государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Планово-картографические, таксационные и лесоучетные материалы, отчетная и техническая документация, имеющиеся у лесовладельца, предоставляются лесоустроительным организациям по их требованию.
Лесоустроители также имеют право на безвозмездное получение по требованию геодезических данных по землепользованиям и землевладениям, граничащим с землями лесного фонда, в местных органах по земельным ресурсам и землеустройству.
Объектом лесоустройства является лесной фонд, находящийся во владении лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника, национального природного парка, учебного лесного или опытного лесного хозяйства, осуществляющего ведение лесного хозяйства.
Полный цикл лесоустроительных работ в объекте лесоустройства продолжается, как правило, 3 года и состоит из трех периодов – подготовительного, полевого и камерального. В экстенсивной зоне ведения лесного хозяйства, когда объект лесоустройства занимает большую территорию, полевые работы в нем могут проводиться в течение 2–3 лет.
Основным методом лесоустройства является метод классов возраста, а в лесах с особо высокой интенсивностью ведения лесного хозяйства – участковый метод.
Участковый метод лесоустройства заключается в образовании постоянных хозяйственных участков, представляющих собой один или совокупность таксационных выделов, которые хотя и могут отличаться по таксационной характеристике насаждений, но территориально объединены общностью типа лесорастительных условий, целью лесовыращивания и соответствующей ей направленностью комплекса проектируемых лесохозяйственных мероприятий.
Лесным кодексом РФ закреплено право исключительной федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда, поэтому гражданам и юридическим лицам лесные участки могут предоставляться только в пользование. Общий перечень прав на лесные участки определен ст. 9 ЛК РФ. К ним отнесены как ограниченные вещные права – право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), так и обязательственные права – право аренды лесных участков, право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Данный перечень является закрытым.
Законодатель разграничивает виды прав пользования на лесные участки между юридическими лицами и гражданами. Так, юридическим лицам лесные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а гражданам – только в аренду и безвозмездное срочное пользование. Необходимо отметить, что определение прав пользования лесным участком зависит также и от вида лесопользования.
В целом право лесопользования определяется как совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок комплексного лесопользования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей с учетом интересов общества в получении древесных и недревесных видов продукции, использовании полезных свойств леса[4].

3. Охрана и защита лесов
Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса – система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов – процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи[5].
Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.
Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения[6].
Общие положения охраны и защиты лесов, которые содержатся в ст. 51 ЛК Российской Федерации. Статья определяет органы государственной власти и местного самоуправления, которые наряду с полномочиями в области лесных отношений общего характера наделены также полномочиями (функциями) охраны и защиты лесов. К полномочиям органов государственной власти в Российской Федерации в области охраны и защиты лесов относятся:
– установление правил пожарной безопасности в лесах и пожарного надзора;
– установление правил санитарной безопасности в лесах;
– установление порядка организации авиационных работ по охране
и защите лесов и выполнения этих работ;
– особенности охраны, защиты, воспроизводства лесов
– установление правил лесовосстановления, лесоразведения и
правил ухода за лесами;
– установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка
его представления;
– установление порядка осуществления контроля и надзора за
использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов
(государственного лесного контроля и надзора);
– утверждение такс или методик исчисления размера вреда,
причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;
– отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных
участков лесов и установление их границ;
– определение особенностей использования, охраны, защиты,
воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых
природных территорий (ст. 81 ЛК РФ).
Государственные органы субъектов Федерации осуществляют полномочия по охране и защите лесов в порядке передачи им этих полномочий Российской Федерацией. К названным передаваемым полномочиям относятся:
– разработка и утверждение лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
– организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;
– ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Федерации;
– осуществление государственного лесного контроля и надзора;
– установление перечня должностных лиц, осуществляющих
государственный лесной контроль и надзор.
Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
К полномочиям органов местного самоуправления в области охраны и защиты лесов в части лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
– разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
– осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 84 ЛК РФ).
В субъектах Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Охрана и защита лесов включает в себя:
1. Охрана лесов от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет систему обеспечения пожарной безопасности, которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
В Государственную противопожарную службу РФ входят:
– федеральная противопожарная служба;
– противопожарная служба субъектов Федерации.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
2. Защита леса входит в состав общего понятия охраны лесов, предусмотренной ст. 51 ЛК РФ. Являясь специальной частью охраны, защита леса ограничивается такими важными мерами, как выявление в лесах вредных организмов, могущих погубить (полностью уничтожить) массив леса, если его территория и древостои оказались местом обитания вредных для леса растений, животных и болезнетворных организмов.
Задача защиты леса состоит в выявлении названных вредных организмов и в предупреждении их распространения.
Целью данного Закона является обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. При этом меры защиты лесов от карантинных организмов принимаются на федеральном уровне при участии государственных органов субъектов Федерации.
3. В целях защиты лесов от вредных организмов и их санитарной безопасности проводится прежде всего лесозащитное районирование лесов. Это специальный вид районирования лесов, при котором определяются зоны слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. В отличие от названного районирования при общем (лесорастительном) районировании лесов, предусмотренном ст. 15 ЛК РФ, определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками. Если лесозащитное районирование предназначено для обеспечения своевременных и эффективных мероприятий по защите лесов от вредных организмов в целях санитарной безопасности в лесах, то лесорастительное районирование необходимо для определения условий и порядка оптимальной эксплуатации лесов с учетом природно-климатических характеристик лесного района.
4. Санитарная безопасность лесов требует проведения определенных работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах. Наиболее эффективными из них являются опрыскивание с воздуха агрохимикатами очагов вредных организмов. Проводятся также наземные работы по локализации и ликвидации очагов заражения лесов (вырубка больных древостоев, расчистка зараженных участков леса, устройство ловушек для насекомых – вредителей леса и т.п.).
Планы освоения лесов и лесохозяйственные регламенты, для каких бы целей ни использовались леса, должны предусматривать санитарно-оздоровительные мероприятия. Это повседневная работа владельцев и пользователей лесов (арендаторов, фермеров, собственников леса, лесопользователей на правах сервитутов и др.) по очистке леса от захламленности, загрязнения, вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений и т.п.
Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличием ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев.
5. Лесопатологический мониторинг (ЛПМ) – это система наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредителями, болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды и за динамикой этих процессов, обеспечивающая раннее выявление неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучных ситуаций для своевременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных природоохранных и лесозащитных мероприятий. Лесопатологический мониторинг организуется федеральным органом управления лесным хозяйством и является одной из главных функциональных задач государственного управления лесным хозяйством.
Целью организации лесопатологического мониторинга является своевременное обнаружение неблагополучных по санитарному состоянию участков леса, выявление и прогнозирование массового ослабления и усыхания лесов под влиянием стихийных бедствий, пожаров, насекомых, болезней, прочих факторов воздействия окружающей среды природного и антропогенного характера, получение своевременной и достоверной информации о нежелательных изменениях в состоянии лесов под влиянием антропогенных процессов и материалов для обоснования решений по охране, защите леса, способствующих повышению его средоохранных и средоформирующих функций, предотвращению ущерба, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем, рациональному использованию лесных ресурсов и устойчивому развитию лесного сектора экономики России.
6. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений.
Красной книге РФ и порядку ее ведения посвящено постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. №158 «О Красной книге Российской Федерации». Установлено, что эта книга ведется Министерством природных ресурсов РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее именуются – объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.
Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу РФ, подлежат особой охране.
Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством РФ.
Министерству природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством сельского хозяйства РФ, государственными органами по рыболовству, лесному хозяйству, органами исполнительной власти субъектов Федерации и Российской академией наук предоставлено право принимать решения о занесении в Красную книгу РФ и об исключении из нее объектов животного и растительного мира, а также определять порядок и меры их охраны.
Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. В субъектах РФ приняты и ведутся красные книги данного субъекта Федерации, в которые заносятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений.
Статья 8.35 КоАП РФ устанавливает штраф за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.
Отношения по возмещению вреда природной среде, как и все отношения по возмещению вреда, выражают различные виды компенсационной ответственности. Основные ее принципы сформулированы в гражданском законодательстве[7].
Проблема охраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всего мира. На международной конференции в Рио-де Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. Оно рассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной Среды и потребности использования деревьев и другой растительности для целей экономического развития[8].

Заключение
Координация и взаимодействие между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями и звеньями экологического управления являются сегодня основной задачей науки и практики, от решения которой зависит эффективность природоохранного организационного, идеологического, экономического и правового механизма. Известно, что право безмолвствует без потенциальной возможности привлечения к соответствующим видам ответственности – дисциплинарной, гражданско-материальной, административной и уголовной. Эффективность юрисдикционного механизма, т.е. системы рассмотрения споров, выявления составов правонарушений и виновных, наложения и исполнения справедливого наказания за экологические правонарушения остаются пока слабым местом природоохранной деятельности. Не вызывает сомнения то, что экологическая составляющая должна быть частью социальной политики Российской Федерации, которая согласно ст. 7 Конституции призвана быть социальным государством: оно обязано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Прямой путь к обеспечению посредством права природных условий жизни, труда и отдыха россиян лежит через реализацию экологических прав и выполнение соответствующих обязанностей всеми без исключения гражданами, государственными и муниципальными служащими.
Проблема экологии и охраны окружающей среды никогда не потеряет свою актуальность.

Список используемой литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
2. Лесной кодекс РФ 25.10.2001 №200-ФЗ
3. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ
4. Федеральный закон от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране
5. окружающей среды»
6. Федеральный закон от 21 декабря 2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
7. Федеральный закон от 2 января 2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»
8. Федеральный закон от 18 июня 2001 №78-ФЗ «О землеустройстве».
9. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2001;
10. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.
11. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для юридических вузов. 6-е издание. М.: Юридическая литература, 2000;
12. Колесников С.И. Основы экологии для инженеров. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: Феникс, 2003.
13. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков и др. – М. – ТК Велби, Изд-во Проспект. 2007
14. Лесной кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. М.: Юстицинформ, 2005.
15. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов М.:Бек 1995 г.
16. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996
[1] Колесников С.И. Основы экологии для инженеров. Серия “Высшее образование”. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 5, 6.
[2] Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: НОРМА , 2001;.
[3] Земельное право / отв. ред. А. К. Голиченков. М.: ЗЕРЦАЛО, 2001
[4] Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. С. 302
[5]В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с. 112.
[6]В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с. 113.
[7] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.339.
[8] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.114.