Охрана коммерческих тайн

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Уинстон Черчилль. Существование в нашей стране двух терминов – военная и государственная тайна – говорит об отсутствии логики в понимании секретности. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был охвачен огромный объем информации – от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы.
В настоящее время имеется проект разделения тайны на государственную и коммерческую. Таким образом, в области публичного права выделился институт частного права, который защищает интересы предпринимателей. Рассмотрим чем отличается коммерческая тайна от государственной. Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна перечнем не определена, поскольку она всегда разная применительно
к различным предприятиям и фирмам. Другое отличие состоит в том, что государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая тайна – службой безопасности предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля государственными интересами. В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих
секретов. Поскольку всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна. Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т.п. Не последнее место в этом ряду занимает промышленный шпионаж. Сегодня стало почти массовым явлением беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности: сотрудники предприятий, являясь одновременно членами кооператива, малых предприятий или совместных предприятий, используют методики, программы и технологии, разработанные на отечественных предприятиях и являющиеся их интеллектуальным капиталом. Западные партнеры стремятся незаконным путем получить закрытую информацию, представляющую для них экономический
интерес. Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятия, фирмы и любой другой формы хозяйствования в условиях рыночной экономики требует защиты коммерческой тайны. В США, Германии, КНР, Японии и других странах защита коммерческой тайны обеспечивается системой промышленной секретности, которая базируется на соответствующей правовой базе. При этом основную роль в обеспечении ее сохранности играют сами фирмы, а негосударственные органы.
В Соединенных Штатах, имеющих наиболее совершенное законодательство в области защиты информации, Закон о коммерческой тайне или, по принятой там терминологии «фирменных секретах»(«секретах производства») был принят только в 1979г. и то не всеми штатами. Согласно этому закону коммерческую тайну составляет информация, которая: – имеет самостоятельную экономическую стоимость благодаря тому, что не является общеизвестной и доступной людям, которые могут использовать ее в коммерческих целях; – является объектом
разумных усилий по защите; Разумеется, если что-то названо коммерческой тайной, то это действительно должно ею быть, что бывает непросто доказать юридически. Поэтому закон рекомендует: – указать ценность информации(какие средства затрачены на получение информации и во что обойдется Вам ее несанкционированное обнародование); – назвать, какие меры защиты данного секрета были предприняты. В Германии действует закон о недобросовестной конкуренции, в котором выделяются два вида тайн – производственная и коммерческая. Данный закон устанавливает уголовную ответственность до 3 лет тюремного заключения за сообщение коммерческой или производственной тайны посторонним лицам, а также ее выведывание. К производственной тайне в Германии относятся сведения организационного и технического характера, которые касаются способа производства, технологии, организации труда, а также технического открытия, изобретения либо сведения о характере и целях исследовательских работ и т.д.
Коммерческой тайной, в отличие от производственной, являются сведения, которые касаются торговых отношений фирм: организация и размер оборота, состояние рынков сбыта, сведения о поставщиках и потребителях, сведения о банковских операциях. Госсовет КНР в 1988 году утвердил положение о коммерческих службах безопасности, не входящих в структуру государственных правоохранительных органов. Коммерческие службы безопасности являются хозрасчетными организациями и выполняют определенные виды
работ и услуг согласно контрактам, заключаемым с госучреждениями, кооперативами, частными предприятиями, а также предприятиями, основанными на смешанном китайском и иностранных капиталах. Решение о том, какие секреты необходимо защищать на каждом предприятии, в каждой организации принимается на основе договоренности и строится на экономическом расчете. В Японии нет ни законов, ни каких-либо других нормативных актов, предусматривающих ответственность
за разглашение коммерческой тайны. Там эта необходимость решается следующим образом: на департаменты кадров, имеющихся в каждой японской фирме, возлагается контроль за неукоснительным соблюдением режима секретности, который основывается на кодексе поведения служащих. В нем содержатся положения, запрещающие: – передавать посторонним лицам сведения, содержащие коммерческую тайну; – заключать сделки, которые могут подорвать доверие к компании со стороны клиентов; – устраиваться без разрешения руководства на работу по совместительству; – умышленно наносить экономический ущерб; – давать и получать взятки. Следует отметить, что японский бизнес менее всего страдает от утечки информации. Это связано с присущей этой стране системой «пожизненного найма» и воспитанием у сотрудников чувства патернализма, когда они считают себя членами одной семьи. Руководитель фирмы «Сони» Акио Морита утверждает, что когда нет преданности, которая приходит с долгосрочной
занятостью, то нет возможности положить конец утечкам информации и воровству, от которых повседневно страдает бизнес на Западе. Понятие «коммерческая тайна» совсем недавно появилась в нашем законодательстве, а если быть точным, то это произошло 12 июня 1990 года, когда был принят Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого
Государственной Думой 21 октября 1994 года, «информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности». Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой.
У нас это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не вправе отнести к ней сведения, подпадающие под категорию государственной тайны, так как они имеют свой, специальный режим охраны. Кроме того, в силу прямого указания закона (Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ст. 33, п. 2) руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязненности окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу. Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране еще не разработана, поэтому, опираясь на опыт зарубежных стран, ограничимся лишь некоторыми рекомендациями. 1. При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы. Причем, объявляя ту или иную информацию коммерческой тайной, важно соблюсти
«золотую середину». Чрезмерное засекречивание деятельности фирмы может обернутся потерей прибылей, так как условия рынка требуют широкой рекламы производимой продукции и услуг. Те же результаты может вызвать пренебрежительное отношение к коммерческой тайне, так как рынок это всегда конкуренция. Американские предприниматели считают, что утрата 20 % информации приводит к разорению фирмы в течение месяца в 60 случаях из 100 2. Информация типа «ноу- хау» ,безусловно, должна быть отнесена
к разряду коммерческой тайны. Ее надо охранять и от собственного персонала, ибо всегда существует опасность, что тот или иной сотрудник уволится и устроится на работу в конкурирующую фирму. Сведения же, которыми он владеет, не могут быть у него изъяты. За рубежом существует практика подписания с сотрудником соглашения, по которому ему после увольнения запрещается работать в конкурирующей фирме. Правда, такого рода соглашения действуют лишь в течение
определенного срока после расторжения договора о найме. Кроме того, во время действия подобного ограничения этому лицу должно выплачиваться вознаграждение. В нашей практике такие соглашения пока неизвестны. 3. Информация о рационализаторском предложении, изобретении и т. п находящиеся н стадии разработки, несомненно, относится к коммерческой тайне. Рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, поскольку представляет собой техническое решение задачи, новое для данной фирмы. Изобретение после выдачи на него патента имеет специальную правовую охрану и поэтому не нуждается в защите как коммерческая тайна. Другое дело, если по соглашению с автором изобретения фирма примет не подавать заявку в Госпатент Российской Федерации. Тогда охрана информации полностью возлагается на фирму.
Следует подчеркнуть, что решение не подавать заявку на изобретение на патентоспособное техническое решение возможно только по договоренности с автором, так как по существующему правилу, если работодатель в течение трех месяцев с момента уведомления его автором о сделанном изобретении не подаст заявку на него, автор вправе сам подать заявку и получить патент. До недавнего времени 90 % авторских свидетельств получали гриф «для служебного пользования».
Вместо авторских свидетельств теперь выдают патент. Основным принципом патента является его обязательная открытость, что способствует ускорению научно- технического прогресса. Патент- тот же товар изобретателя, но государство продолжает засекречивать патенты, т.е. нарушает права изобретателей. Государство же должно не отбирать у человека право на его интеллектуальную собственность, а выкупать его, причем по рыночной стоимости.
4. Особое внимание следует уделить охране договоров, заключаемым предприятием. Большая их часть, безусловно, относится к коммерческой тайне. Причем в определенных случаях охране подлежит не только текст договора, но и сам факт его заключения. Разрабатывая меры по защите коммерческой тайны фирмы, необходимо экономически обосновать целесообразность засекречивания той или иной информации. В первую очередь выделяется информация, утечка которой может привести вашу фирму к банкротству. Это строго конфиденциальная информация. В мире бизнеса, это как правило, «ноу-хау». К конфиденциальной информации относятся сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, сроках и сумме кредитования. Огласка этих сведений, конечно же, не приведет к краху, но лишит фирму на какое-то время устойчивой прибыли. Также не подлежит огласке информация, раскрытие которой может привести к неблагоприятным последствиям.
К ней относятся: номера домашних телефонов, адреса руководителей и сотрудников фирмы, текущие планы работы, информация о конфликтных ситуациях и т.п. Остальные сведения относятся к открытым, то есть доступным всем. Но следует иметь в виду, что неправильно поданная информация может помочь аналитикам из конкурирующей фирмы обнаружить ваши уязвимые места. Руководитель фирмы должен установить строгий порядок хранения первых экземпляров договоров и работы с ними. Их следует хранить в определенном месте у ответственного
лица и выдавать только под расписку с письменного разрешения руководителя фирмы. На лица, ответственные за хранение договоров и работу с ними, возлагается персональная ответственность за утерю договоров или утечку информации из них. Все это необходимо потому, что деятельность коммерческих структур строится в большей степени на договорных началах, и конкурент или партнер по переговорам, обладая информацией в этой сфере, может составить довольно полную картину производственного и финансового положения
фирмы. Пропажа (похищение) первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям и даже невозможности доказывать те или иные положения при возникновении спора и его решении в судебном порядке. При подписании договора рекомендуется, чтобы представители сторон ставили подписи не только в конце договора, но и на каждом листе во избежании замены одного текста другим. Следует отметить, что затраты зарубежных фирм на охрану своей коммерческой тайны составляют 10-15 % всех расходов на процесс производства. Поэтому наиболее расчетливые предприниматели пытаются на этом сэкономить, переложив затраты на плечи государства. Каким образом ? Путем получения госзаказов оборонного характера. Помимо прочих преимуществ, госзаказы позволяют пользоваться защитой государственных правоохранительных органов и, в первую очередь, контрразведки. Допуская служащих фирмы к госсекретам, контрразведка с присущей
ей тщательностью проверяет благонадежность каждого из них. Традиционная проверка граждан США, получающих доступ к секретной информации, обычно включает : – обязательную проверку на детекторе лжи (полиграфе). В число проверяемых включают также сотрудников служб безопасности и персонал фирм подрядчиков. Отказ от прохождения проверки на детекторе лжи влечет автоматическое лишение допуска или увольнение с работы; – глубокое и всестороннее изучение досье кандидата на работу; – проверка
его биографических данных за последние 10 лет; – выяснение целей и обстоятельств поездок за рубеж; – исследование финансового положения В ходе проверки служащего полученные сведения сопоставляются с данными Национального банка информации о секретоносителях, где на каждого из них существует электронное досье. В нем содержатся данные предыдущих проверок, его фотография, фонограмма его голоса, сведения об изменении в его финансовом положении, о поездках за границу.
Помимо проверки на благонадежность сотрудников коммерческой фирмы, получающих доступ к государственным секретам, контрразведывательные органы формируют систему безопасности фирмы, включая программу защиты, вводят ее в штаб своих сотрудников. Наша экономика находится лишь на этапе становления рыночных отношений, поэтому для коммерческих структур, не связанных с выполнением оборонных заказов, состояние защиты от промышленного шпионажа выглядит удручающим. Что можно рекомендовать руководителю, начинающему создавать систему безопасности на своей фирме? Прежде всего знать, что обойдется это недешево. Поручить создание системы безопасности профессионалам, только им и не кому более. Сразу же следует подумать о безопасности наиболее важных секретов, утечка которых может нанести ущерб, значительно превышающий на их защиту. При этом надо установить : – какая информация нуждается в защите; – кого она может заинтересовать; – каков «срок жизни» этих секретов; – во что обойдется их защита.
Затем следует подготовить план по охране коммерческой тайны. Основываясь на зарубежном опыте, он должен состоять из двух разделов: – предотвращение похищения секретной информации; – предотвращение утечки секретной информации. Для этого требуется: – определить, какая коммерческая информация является секретом фирмы; – установить места ее накопления; – выявить потенциальные каналы утечки информации; – получить консультацию по перекрытию
этих каналов у специалистов; – проанализировать соотношение затрат по использованию различных систем, обеспечивающих защиту секретной информации, и выбрать наиболее приемлемую; – назначить людей, ответственных за каждый участок этой системы; – составить график проверки состояния дел на участках. Система обеспечения безопасности фирмы включает в себя следующие организационные мероприятия: – контроль помещений и оборудования (обеспечение безопасности производственных и конторских помещений, охрана фото-
и иного копировального оборудования, контроль за посетителями); – работа с персоналом ( беседы при приеме на работу, ознакомление вновь принятых с правилами защиты информации, обучению сохранению коммерческой тайны, работа с сотрудниками, подозреваемыми в хищении секретной информации, беседы с увольняющимися); – организация работы с конфиденциальными с конфиденциальными документами (установление порядка делопроизводства, контроль за прохождением секретных документов, контроль за публикациями, рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов, охрана секретов других фирм); – работа с конфиденциальной информацией, накопленной в компьютерах фирмы (создание систем защиты электронной информации от несанкционированного к ней доступа, обеспечение контроля за пользованием ЭВМ); – защита коммерческих тайн фирмы в процессе заключения контрактов (здесь важно четко определить круг лиц, имеющих отношение к этой работе). Вышеизложенный план является примерным.
Однако во всех случаях защиты коммерческой тайны необходимо обратить особое внимание на документы, поскольку в нашей стране основные объемы коммерческой информации хранят в документах. Руководитель должен упорядочить процессы фиксации секретной информации в деловых бумагах и организовать их движение таким образом, чтобы похищение конфиденциальных документов было бы затруднено на столько, что оно станет невыгодным для похитителя. При работе с документами, содержащими коммерческую тайну,
следует соблюдать определенные правила, которые сводятся к следующему: – строгий контроль (лично или через службу безопасности) за допуском персонала к секретным документам; – назначение ответственных лиц за контролем секретного делопроизводства и наделения их соответствующими полномочиями; – разработка инструкции (памятки) по работе с секретными документами, ознакомление с ней соответствующих сотрудников фирмы; – контроль за принятием служащими письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны фирмы;
– введение материального и морального поощрения сотрудников, имеющих доступ к секретной информации; – внедрение в повседневную практику механизмов и технологий защиты коммерческой тайны фирмы; – личный контроль со стороны руководителя фирмы служб внутренней безопасности и секретного делопроизводства. Существуют различные способы ведения секретного делопроизводства, которые направлены на предотвращение утечки содержащихся в документах коммерческих секретов. Как уже было указано выше, документы, да к тому же различных по степени значимости. При работе с документами нельзя отлучаться из комнаты, а если приходится выходить, то необходимо закрыть дверь. Посторонних к документам допускать не следует. Документы, которые правомерно могут потребовать сотрудники налоговой инспекции или правоохранительных служб, следует держать отдельно от остальных конфиденциальных бумаг.
По окончании работы наиболее важные документы убираются в сейф, менее важные- в специальные контейнеры. Те и другие следует опечатывать и сдать на хранение сотрудникам службы безопасности фирмы. При пересылке документов следует иметь в виду, что использование телемониторов-игл позволяет через непроклееные уголки конвертов прочитать содержимое делового письма, не вскрывая его. Поэтому конверты с документами целесообразно дополнительно проклеить скотчем.
Доверяя свои бумаг почте необходимо отправлять их заказными письмами и письмами с уведомлением о вручении адресату. Перемещения документов внутри фирмы также следует держать под контролем. Организация защиты документов – обязанность руководителей фирмы и ее службы безопасности. Следует быть уверенным, что с момента появления до уничтожения документ к посторонним не попадал. Если документ утерян (украден), специалисты из службы безопасности должны провести расследование .
Подготовку документов, содержащих важные сведения, следует доверять проверенным людям. Количество экземпляров должно быть строго ограниченным. Для разделения документов по степени важности можно использовать яркие цветные наклейки. При необходимости следует определять степень конфиденциальности документа, а также срок действия ограничительных грифов. При этом необходимо помнить: чем больше секретной информации в нем отражено, тем больше потребуется затрат для его защиты. Копирование документов – один из способов получения сведений, составляющих тайну фирмы. Множительная техника должна находится под надежным контролем. Количество копий должно строго учитываться, а их уничтожение – контролироваться. Следует придерживаться правила: наиболее ценные документы руководители фирм копируют сами. Если документы размножаются на принтерах ЭВМ, то следует позаботиться о защите информации на магнитных
носителях. Если это пишущая машинка, то следует принять меры по хранению перфоленты, позволяющей повторно печатать один и тот же текст в автоматическом режиме. По стуку клавишей пишущей машинки специалист с помощью электроники получит текст, аналогичный оригиналу, находясь вне помещения офиса. Для работы с секретными документами должны отводиться специальные помещения с хорошей звукоизоляцией. В эти помещения не должны допускаться не только посторонние лица, но и сотрудники,
не имеющие разрешения(допуска) на работу с секретами фирмы. Эти помещения должны иметь капитальные стены, надежные перекрытия, прочные двери с замками и запорами, защиту на окнах от проникновения посторонних лиц. Эти помещения должны надежно охраняться, в том числе системой охранной сигнализации, электронно-механическими приспособлениями, кабельным телевидением, и т.п. Черновики секретных документов должны готовиться в
тетрадях с пронумерованными листами. После подготовки документов «набело» черновики должны уничтожаться уполномоченными на это сотрудниками. Число копий секретных документов должно строго учитываться, а копировальные машины снабжаться счетчиком копий и колючем, запускающим машины в действие. Копировальная бумага и красящая лента пишущих машин- предмет особых забот, так как с них можно снять секретную информацию. Поэтому использованная копировальная бумага и лента уничтожается под контролем ответственных лиц. Вероятность утечки секретной информации из документов особенно велика в процессе их пересылки. Если нет возможности пользоваться услугами военизированной фельдсвязи, доставку секретных документов и ценностей следует организовать своими силами с привлечением сотрудников собственной службы безопасности или же обратиться в специализированные фирмы, которые такие услуги оказывают за плату. Служащие фирмы, отвечающие за ее сохранность, использование и своевременное уничтожение секретных документов,
должны быть защищены от соблазна торговли секретами фирмы простым, но весьма надежным способом – хорошей зарплатой. В процессе хранения информации и пересылки секретных документов могут быть применены средства защиты и сигнализации при несанкционированном доступе к ним. Одна из новинок – светочувствительное покрытие, наносимое на документы, которое может проявится под воздействием света, указывая тем самым на факт ознакомления с документами или их фотографирование посторонними
лицами. Используют в этих целях и электронику. Электронное устройство величиной со спичечный коробок реагирует на свет. Стоит его включить и поместить в сейфе, под бумагами на рабочем столе, в его ящиках и вашем распоряжении надежный сторож. Электронное устройство срабатывает при попадании на него света и подает пронзительный звуковой сигнал. Называется оно «Хоум детектив» (домашний детектив) и стоит 10 долларов США. По желанию заказчика фирма снабжает «Хоум детектив» радиопередатчиком, включающим на значительном
расстоянии иные защитные системы и внешнюю сигнализацию. Специалистам по вопросам защиты коммерческой информации известны и иные технологии и системы охраны конфиденциальных документов от несанкционированного к ним доступа или возможной утечки из них охраняемых сведений. С коммерческой тайной связано такое понятие, как интеллектуальная собственность, которая в широком смысле слова может быть определена как коммерчески ценные идеи. Не обязательно, чтобы это было что-то новое или запатентованное. Главное, чтобы информация не относилась к числу общеизвестной. Впервые понятие «интеллектуальная собственность» прозвучала у нас в стране в 1990 году в тексте Закона «О собственности в СССР». А вообще оно существует с 1967 года, когда на Стокгольмской конференции была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности, к которой
недавно присоединилось и наше государство. До этого собственностью считалось только то, что можно взять в руки, потрогать или на что можно посмотреть. Наше государство не задумывалось над тем, какой поистине бесценной интеллектуальной собственностью располагает наша страна и что беречь ее надо не меньше, чем золотой запас. Этому свидетельствует целый ряд горьких уроков. Притчей во языцех стал метод непрерывной разливки стали, изобретенный у нас и успешно используемый
во всем мире, для возвращения которого на Родину пришлось заплатить немалые деньги. В стране создано большое количество лекарственных препаратов, секреты которых уплыли за рубеж, а сейчас мы вынуждены покупать патенты на их производство. Японский бизнесмен тепло поблагодарил журнал «Юный техник» за его приложение «Сделай сам». Используя чертежи, помещенные в этом издании, он заработал миллионы долларов. И подобным примерам несть числа. Новые идеи- специфический товар, имеющий коммерческую стоимость.
В отличие от материальных вещей, которые постоянно обладают стоимостью, сколько бы раз их не производили, стоимость идей одноразовая (никто не будет платить за уже известные сведения). Интеллектуальная собственность имеет не только реальную стоимость, в которую входят затраты на получение информации и ее защиту, но и потенциальную стоимость (возможная прибыль при ее реализации). В качестве несколько неожиданного примера информации, имеющей потенциальную стоимость, можно привести «негативную информацию» (о том чего не надо делать), которая позволяет не расходовать средства на тупиковые разработки. Сегодня уровень конкурентоспособности в немалой степени зависит от умения защитить свою деловую и техническую информацию от хищений, несанкционированного использования, изменения или уничтожения. Рассмотрим как обеспечить защиту секретной информации. Кроме прямого похищения происходит и утечка информации.
Наиболее вероятными ее источниками является: – персонал, имеющий доступ к информации; – документы, содержащие эту информацию; – технические средства и системы обработки информации, в том числе линии связи, по которым она передается. Итак, персонал – один из главных каналов утечки информации. Зная это, следует более тщательно изучать биографии особо важных сотрудников. Следует обратить пристальное внимание на вновь пришедших на работу, так и на тех, кто подлежит увольнению.
Эти люди находятся в ситуациях, наиболее благоприятных для утечки информации. Возможными источниками утечки интеллектуальной собственности могут стать конгрессы, конференции, симпозиумы, торговые выставки, демонстрации созданной техники, ярмарки, реклама и т.п. Профессионалов промышленного шпионажа привлекают и различные съезды специалистов, потому что они знают, самые лучшие источники коммерческой и научно-технической информации- болтуны.
Утечка информации охватывает широкий круг различных действий. Это и утрата информации из компьютера, и пропажа документов. Утратой считается и тайное копирование информации конфиденциального характера с дискеты на дискету, снятая «лично для себя» копия документа, содержащего коммерческую тайну. Существует три общепризнанных метода защиты интеллектуальной собственности: патент, авторское право и коммерческая тайна. Патентом оформляется право изобретателя «законно монополизировать» использование изобретения в течение установленного периода времени. Основами гражданского законодательства срок действия патента определен в 20 лет. Патент является способом защиты промышленной, а не коммерческой информации. Авторское право, напротив, защищает только форму, в которой выражена конкретная идея, а не саму идею.
Это отличает авторское право от патента, и от коммерческой тайны, которые относятся к сущности, содержанию идеи. Оригинальные мысли, содержащиеся в книгах и научных статьях, после их прочтения уже принадлежат каждому. Ими можно свободно пользоваться. Однако при использовании этих идей в новых публикациях необходимо делать ссылки на конкретного автора, иначе будут нарушены авторские права. Это относится в большей степени к литературному творчеству, музыке, программному обеспечению.
Коммерческая тайна как форма интеллектуальной собственности в нашей стране не охвачена правовым регулированием, поэтому для защиты коммерческой информации применение законодательных мер значительно осложнено, и здесь большое значение приобретают другие меры защиты. Немаловажную роль в защите информации играют морально-этические нормы, которые не являются обязательными, однако их несоблюдение ведет к потере авторитета (престижа) человека, группы лиц либо всей организации.
При охране информации от прямого хищения или уничтожения нередко прибегают к мерам физической защиты. Это – замки на дверях, решетки на окнах, различные механические, электромеханические и электронные устройства охраны здания, лаборатории, других помещений фирмы. Физические меры защиты, как правило, применяются в совокупности с административными мероприятиями. К ним относятся: организация соответствующего режима секретности, пропускного и внутреннего режима, создание службы безопасности, обучение и инструктаж персонала. Технические системы охраны включают в себя электромеханические, акустические, емкостные, радиотехнические, магнитометрические средства. Криптографические меры защиты позволяют шифровать информацию таким образом, чтобы ее содержание могло стать доступным только при предъявлении специфической информации (ключа). Специалисты считают криптографическое закрытие информации наиболее эффективным и надежным средством.
В качестве потенциальных угроз безопасности информации могут выступать стихийные бедствия, неблагоприятная внешняя среда, катастрофы, политическая нестабильность, ошибки и неисправности программы, компьютерная преступность. Исходя из свойств угрозы, выбираются различные меры противодействия. Для защиты коммерческих секретов следует соблюдать следующие правила: – обеспечение безопасности всегда и везде – дело профессионалов, потому что здесь требуются специальные знания; – предпринимаемые превентивные
меры должны предусматривать специальную программу по дезинформации промышленных шпионов; – система превентивных мер должно включать в себя такой важнейший элемент, как организация движения охраняемой информации с исключением при этом возможности ее утечки; – система превентивных мер должна быть основана на материальной заинтересованности сотрудников, а для этого надо адекватно оплачивать их труд. В нашей стране такую систему превентивных мер по защите коммерческой тайны могут позволить себе пока
что немногие частные фирмы. Объективные потребности фирмы, банка, страховой компании и т.д. в обеспечении сохранности коммерческой тайны определяется рядом факторов, а именно: – обострением конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг; – важностью сохранения секретной информации в течение определенного времени; – возможностью проверить каждый из вероятных каналов утечки информации, и в первую очередь по конкретным служащим. Последние два фактора должны быть тщательно просчитаны по затратам. На начальной стадии создания фирмы, когда ее штат ограничен несколькими сотрудниками, а финансовые возможности не позволяют осуществить весь комплекс мер по защите информации, складывается ситуация, при которой любые действия конкурентов несут реальную угрозу гибели фирмы. На этой стадии необходимо осуществить хотя бы минимально возможный комплекс мер: – предусмотреть, чтобы служащие в заявлениях о приеме на работу, в трудовых соглашениях и контрактах принимали на себя четко
выраженные письменные обязательства не разглашать тайны фирмы и иные сведения, ею охраняемые; – определиться с потоками информации, и все документы, содержащие коммерческую тайну, снабдить соответствующим грифом, отражающим их секретность. Сюда относятся, прежде всего, документы c планами предстоящей деятельности фирмы, технологическая документация, списки поставщиков и покупателей; – предусмотреть вопросы защиты коммерческой тайны в типовых соглашениях с заказчиками, торговыми агентами и др.
В промышленно развитых странах основой защиты коммерческой тайны являются законодательные акты и контракты найма-увольнения, заключаемые служащими с фирмой. Даже при наличии соответствующих законов многие фирмы идут на то, чтобы подписывать контракты со своими служащими о неразглашении доверенных им секретов либо с момента установления трудовых отношений, либо когда сотрудник получает доступ к коммерческим секретам. В условиях, когда правового регулирования охраны коммерческой тайны еще не существует, хотя кое-какие
проекты уже разработаны, следует обусловить принятие на себя служащим фирмы, работающим по контракту, обязательства о неразглашении коммерческих секретов. При этом данный документ должен прямо предусматривать право работодателя расторгнуть трудовое соглашение (контракт) с сотрудником, нарушившим данное обязательство, а также принимать иные меры, предусмотренные законом. Использование контрактов о сохранении коммерческой тайны позволяет обеспечить формальную юридическую защиты коммерческой информации, к которой имеет или имел доступ персонал фирмы. Однако коммерческие тайны полностью или частично могут стать известны деловым партнерам фирмы в процессе обмена с ними необходимой для совместной работы информацией. Следовательно, они должны принять на себя обязательства по защите ваших коммерческих тайн, равно как и вы должны поступить таким же образом в отношении их.
Это традиционная для делового мира практика, но она должна подкрепляться письменными обязательствами. Готовя документы на приобретение каких-либо товаров и услуг, размещая заказы на них, следует в соответствующих соглашениях или договорах обязательно указать, что продавец (поставщик) обязуется содержать в секрете всю предоставленную ему в связи с данным заказом вашу информацию. По исполнении заказа все документы фирмы, содержащие секретную информацию, он обязуется возвратить
во взаимообусловленные сроки. В целом же защита коммерческих тайн фирмы в общении с дружественными, лояльными лицами или же занимающими по отношению к вашему бизнесу нейтральную позицию осуществляется на основе заключения соответствующих соглашений, прямо предписанных в нормах либо так или иначе основанных на них. Даже тщательно охраняемые тайны фирмы могут стать известны вашим конкурентам из обычных публикаций для широкой публики, если пустить дело на самотек.
Поэтому один из сотрудников должен предварительно просматривать готовящиеся к печати брошюры, рекламные объявления, пресс-релизы и иные материалы, предназначенные для симпозиумов, конгрессов, выставок, а также выступления, научные и иные публикации сотрудников фирмы. Он должен руководствоваться простым, но достаточно эффективным правилом, суть которого состоит в том , чтобы в максимальной ñòåï åíè ðàçä ðîáè òü, разобщить по времени и авторам ту строго охраняемую коммерческую информацию, без которой невозможно опубликование упомянутых выше работ. Все это существенно препятствует сбору секретной информации о фирме конкурентами и недоброжелателями. Конечно, этот барьер преодолим, но лишь посредством больших затрат. Трудно найти золотую середину между стремлением сохранить коммерческую тайну и желанием использовать
в рекламных целях наиболее впечатляющие данные из строго охраняемой информации, особенно те из них, которые, несомненно, помогли бы расширить сбыт производимых товаров и услуг. Рассмотрим теперь вопрос о том, где и как предприниматель может получить необходимые ему сведения о клиентах и конкурентах, дающие ему возможность нормально работать в условиях рыночной экономики. Известно, что обладание такими сведениями по сути своей есть один из элементов системы превентивных
мер по борьбе с промышленным шпионажем. В капиталистических странах сведения о клиентах принято считать не коммерческой тайной фирмы, а, скорее, ее капиталом. Поэтому список клиентов фирмы и иные сведения о них составляются â ïåðâ óþ î÷åð åäü óñèë èÿìè ð&
#243;êоводителя, и эта информация не доверяется даже его ближайшему окружению. Сведения о деятельности фирмы и ее руководителях собирают в различных экономических газетах и журналах, справочниках, выпытывают у биржевиков, покупают у частных детективов. Добывая жизненно важную коммерческую информацию, не следует забывать, что конкуренты озабочены тем же. Во Франции, например, за промышленными секретами охотятся десятки тысяч промышленных шпионов, и на оплату их труда французские бизнесмены тратят свыше 1 млрд. долларов. Следует не забывать о работе с представителями средств массовой информации, тем более что наше законодательство никак не защищает предпринимателей от журналистов. Согласно Закону о печати от 12 июня 1990 года не допускается использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
Но! До настоящего времени наше законодательство не имеет толкового определения коммерческой тайны и поэтому не предписывает охранять ее кому бы то ни было, не говоря уже о журналистах, которых Закон о печати наделяет правом «искать, получать и распространять информацию» (Закон «О печати и других средствах массовой информации», ст. 30). Кроме того, Закон о печати не предусматривает ответственности за возможности нанесения публикаций даже ощутимого
имущественного вреда посредством разглашения коммерческих тайн предпринимателей. Столь существенные недочеты Закона о печати, не говоря уже и других менее значимых, заставляют (и обязывают!) любого предпринимателя быть настороже в общении с журналистами. Вообще-то следует исходить из известного правила: минимум информации – максимум общественного интереса. Для постоянного общения с представителями средств массовой информации и общественности следует назначить
компетентного, толкового сотрудника, умеющего общаться с людьми, располагать их к себе, быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Служащих следует проинструктировать таким образом, чтобы каждый из них, избегая общений с представителями СМИ по вопросам своей служебной деятельности, направляя их к специально для этих целей подготовленному сотруднику. Рабочие помещения, служебные кабинеты должны быть закрыты для посещения посторонних лиц. Всех посетителей, кроме клиентов и деловых партнеров, должны встречать и сопровождать по территории фирмы работники отдела кадров, службы внутренней безопасности или охраны. Прием посетителей и работа с ними осуществляется в специально оборудованных техническими средствами охраны и сигнализации помещениях. На многих предприятиях промышленно развитых стран посетителям выдаются разовые карточки (пропуска) гостя, размещаемые на груди или на лацкане пиджака. Карточки окрашены в яркие цвета. Доступ в те или иные помещения фирмы определяется цветом гостевой
карточки. Передвижение гостя таким образом контролируется не только сопровождающими его лицами, но и остальным персоналом фирмы. Некоторые помещения в любом случае должны оставаться недоступными для посещений всеми без исключения посторонними лицами, а также сотрудниками фирмы, не допущенными к работе с ее секретами. Эти помещения – святая святых. К ним относятся: хранилища секретных документов, комнаты для работы с ними, зал совещаний, определенные подразделения фирмы, такие как: отдел маркетинга, служба внутренней
безопасности, аналитический отдел. Все эти помещения находятся в зоне безопасности, которая запретна для доступа посторонним лицам, строго охраняется и периодически проверяется на возможное наличие в ней технических средств промышленного шпионажа. Эта зона – объект особых забот для службы внутренней безопасности. Ее стерильность от электронных средств, предназначенных для промышленного шпионажа, во многом обеспечивает экономическую безопасность и конкурентоспособность фирмы, ее выживание в условиях рыночной экономики.
Сегодня электронные средства, предназначенные для промышленного шпионажа, доведены до высокого уровня совершенства. А самая распространенная техника для съема информации – радиомикрофоны. В народе их называют «жучками» или «клопами», специалисты именуют «закладками». Они бывают телефонными, акустическими, комбинированными, направленного действия, лазерными. Телефонные радиомикрофоны снимают передаваемую по сетям телефонной связи информацию и передают ее на специальный приемник или FM-радио на расстояние от 50 до 200 метров. Они устанавливаются на телефонные аппараты, розетки, а также вживляются в провода телефонных линий. «Телефонки» делятся на линейные и индукционные. Первые включаются в телефонную линию параллельно, одновременно снимая информацию и получая электропитание. Вторые же крепятся на один из проводов телефонной пары. Питание индукционных закладок осуществляется компактными батареями, что ограничивает время действия
от 6 до двух суток и сказывается на их размерах. Обнаружение таких радиомикрофонов крайне затруднено, так как их подключение не влияет на сопротивление линии. Акустические радиомикрофоны ретранслируют все звуки, раздающиеся в помещении, на приемник оператора. Широко распространены акустические закладки, вмонтированные в шариковую ручку, пачку сигарет, зажигалку èëè íàñò îëü&
#237; óþ ëàìï ó, электрический удлинитель, тройник. Комбинированные радиомикрофоны совмещают в себе функции линейных и акустических. Монтируются они исключительно в телефонных аппаратах и розетках и ведут попеременный контроль как телефонных переговоров, когда трубка телефона снята, так и любых разговоров в помещении, когда трубка положена на рычаг. Питание осуществляется, как правило, за счет телефонной линии.
Направленные микрофоны отличаются от обычных узким сектором перехвата от 2 до 45 градусов и высокой чувствительностью. Это позволяет слышать разговор на расстоянии до 70 метров. Необходимо только направить микрофон в сторону говорящих. Единственное условие – между оператором и объектом прослушивания не должно быть стен, зданий и транспортных коммуникаций с интенсивным движением, издающих постоянный шум. Направленные микрофоны обычно маскируются под трости, зонты, кейсы и снабжены либо наушниками, либо микропередатчиком, ретранслирующим информацию на специальный приемник. Лазерные микрофоны используются для дистанционного контроля помещений и автомобилей. Их действие основано на анализе микроколебаний оконных стекол возникающих от акустических колебаний внутри помещения. Лазерные микрофоны устанавливаются только на неподвижную поверхность и плохо работают
вблизи оживленных магистралей. Несмотря на высокую цену и жесткие ограничения по применению, они пользуются спросом, ибо обнаружить это прослушивание практически невозможно. Существуют и «оружие ближнего боя» – электронные стетоскопы. С их помощью прослушивают разговоры сквозь двери и стены толщиной до 70 сантиметров. Кстати, 99 % зданий толщина стены не превышает 70 сантиметров.
Этот вид прослушивания, как и лазерный, определить достаточно сложно. Особо следует упомянуть о средствах перехвата радиопереговоров – сканирующих приемниках. В Россию они в основном попадают из-за рубежа. С помощью сканеров осуществляют прослушивание разговоров, ведущихся по офисным радиотелефонам, аппаратам сотовой и спутниковой связи, а также радиостанциям. Такое прослушивание возможно только в том случае, когда оператор сканера находится в пределах радиуса
действия контролируемого радиопередатчика. На каждый вид подслушивающей аппаратуры имеется свое «противоядие». Иногда те же приборы, которые используются для съема информации. Так, сканеры применяются и для поиска скрытых радиомикрофонов. А вот для того, чтобы найти и обезвредить «жучок», необходим индикатор поля. Чем ближе прибор придвигается к скрытому радиомикрофону, тем громче и чаще он издает звук, тем ярче светится лампочка, тем выше показатели на измерительной шкале. Круг поиска сужается пока индикатор не начнет зашкаливать. Именно эта часть офиса тщательно обследуется. Существуют анализаторы телефонных линий, применяющиеся для контроля за прослушиванием. Действие этих приборов основано на измерении электрического сопротивления линии и сопоставления его с нормальной величиной. Анализаторы успешно применяются против «телефонок»
линейного типа, но бессильны против индукционных «закладок». Выявленные радиомикрофоны обнаруживаются путем осмотра всего доступного отрезка телефонной линии, а также телефонного аппарата. Иногда применяется такое зверское средство ликвидации «закладок», как разрядник. Предварительно отключив от телефонной сети всю оргтехнику, разрядник соединяют с телефонной розеткой и включают. Электрический импульс высокого напряжения до нескольких тысяч вольт принимает на себя подслушивающие
устройства. Конечно, страдает оборудование АТС, но связь сохраняется, а «закладка» прекращает свое существование. Таким образом, обобщая все сказанное, следует заметить, что при нынешней непростой ситуации в России при становлении рыночной экономики проблема защиты коммерческой информации будет вставать все острее и острее. Это для нашей страны, имеющей огромный интеллектуальный потенциал, «светлые головы», особенно актуально. Взять хотя бы ограбление через интернет
Сити-банка петербургским хакером . И этих примеров очень много, а дальше будет еще больше. В современных условиях охрана коммерческой тайны – наипервейшая задача для предпринимателей. Список литературы 1. Иванов А.В Шлыков В.В. Экономическая безопасность предприятий М 1995. 2. Безопасность информации. Сборник материалов международной конференции 14-18 апреля 1997г М. СИП РИА , 1997. 3. Компьютерные террористы. Новейшие технологии на службе преступного мира. Авт сост. Т.И. Ревяко. Энциклопедия преступлений: ЭПК , Минск , 1997. 4. Федеральный закон об информации , информатизации и защите информации. Научно- техн. Центр «Информсистемы», М 1996. 5. Ярочкин В.И. Системы безопасности фирмы. Концепции. Правовые основы. Организационная структура. Образцы документов М 1997. 6.
Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. М 1996. 7. Экономическая разведка и контрразведка. Практ. .пособие. Новосибирск, 1994.