Охрана морских биологических ресурсов

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В СФЕРЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ МОРСКИХБИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
§1.1Международно-правовое регулирование отношений в сфере охраны морскихбиологических ресурсов
§1.2 Особенности развитиянационального законодательства в области рационального использования и охраныморских биологических ресурсов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
§2.1 Правовоерегулирование деятельности пограничных органов федеральной службы безопасностиРоссийской Федерации по контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов
§2.2 Перспективысовершенствования правового регулирования деятельности пограничных органовфедеральной службы безопасности в области охраны морских биологических ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

/>ВВЕДЕНИЕ
 
В настоящее время наблюдается следующая ситуация — экспорт рыбныхтоваров из Российской Федерации в последние годы составляет 1,1 млн. тонн.Более 90 процентов его приходится на рыбную продукцию низкой степенипереработки. В то жевремя импорт рыбной продукции в 2002 году увеличилсяпо сравнению с 1991 годом в 2,8 раза и составил 610 тыс. тонн. И это несмотряна то, что по данным статистических органов Российской Федерации среднедушевоепотребление рыб и рыбных товаров в стране в 2000 г. составило 10,4 кг против20,3 кг в 1990 г[1]. Уровень жепотребления во всем мире составляет уже 15-16 кг в год на человека[2].В США, где жители традиционно предпочитают продукты птицеводства иживотноводства, среднедушевое потребление морепродуктов достигло 23 кг, а вЯпонии и Исландии – 65-70 кг в год[3].
В условиях ограничения доступа российских промысловых судов вморские пространства, находящихся под юрисдикцией иностранных государств,возрастает роль промысловых запасов биологических ресурсов морских вод, накоторые распространяются суверенные права Российской Федерации, и в частностироссийской исключительной экономической зоны. Доля внутренних водоемов(Каспийское, Белое моря, реки, озера, водохранилища, а также товарныерыбоводные хозяйства) в общем вылове сравнительно невелика – в 1998 году быловыловлено 267,6 тыс. т, или 6%[4]. Какотмечается в научной литературе, посвященной вопросам рыболовства, рациональноеосвоение и использование биоресурсов национальной исключительной экономическойзоны (5-6 млн. т ежегодного вылова плюс развитие морской аквакультуры) могутобеспечить рекомендуемые нормы среднедушевого потребления не хуже, чем всоветский период[5].
Существенно возросли масштабы незаконного промысла морскихбиологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж. Так, около80% морепродукции, вывозимой за рубеж, по-прежнему не декларируется и выпадаетиз под валютного и таможенного контроля[6]. Сравнительныепоказатели ввоза, например, в Японию продукции морского рыбного промысла,добытой в территориальных водах, в исключительной экономической зоне и наконтинентальном шельфе России, по данным российской и японской статистики,имеют расхождения как по объему, так и по стоимости. Анализ этих данныхсвидетельствует, что неучтенные поставки в порты Японии рыбной продукции,добытой российскими судами в исключительной экономической зоне России,составляют ежегодно от 83 до 117 тыс. т. Это негативно сказывается на состояниирыболовства, и в первую очередь на запасах ценных видов морских биологическихресурсов.
Таким образом, можно отметить, что расхищение морскихбиологических ресурсов представляет собой серьезную угрозу национальнойбезопасности Российской Федерации и ее ключевым компонентам — продовольственной,экономической и экологической безопасности.
В этих условиях одним из путей решения данной проблемы являетсяусиление охраны со стороны государства за рациональным использованием морскихбиологических ресурсов.
Оценивая нынешнее состояние организации контроля, следуетпризнать, что он стал неуправляемой системой, представляющей совокупностьбольшого количества различных элементов. Появление новых контрольных органовдалеко не всегда сопровождалось разграничением их задач, прав и обязанностейкак между собой, так и между вновь возникающими и уже имеющимися органамиконтроля. Это привело к непомерному росту количества данных органов идублированию в их деятельности, во многом превратило контроль в орудиеведомственности, далекое от защиты общегосударственных интересов. В результатесложившегося положения происходит распыление средств на организацию контроля, икак следствие – снижение его эффективности. Так, органы морской охраны ведущегов области контроля за рациональным использованием морских биологическихресурсов федерального органа исполнительной власти — ФСБ России из-заотсутствия достаточных сил и средств для постоянного нахождения патрульныхсудов в морских контрольных пунктах осуществляли проверку только третидобывающих и транспортирующих судов.
Назревшим вопросом является создание комплексного контроля состороны государства путем слияния органов с однородными контрольными функциями.При решении этой проблемы многие авторы приводят в качестве аргументов своимдоводам зарубежный опыт, в частности США[7]. Но довольночасто опыт США воспринимается весьма субъективно, на основе фрагментарных,поверхностных, популистских представлений, что приводит либо к непомерномувосхвалению американских моделей и подходов, либо к необоснованному отрицаниюих полезности.
Как справедливо отмечаетА.Н. Вылегжанин, в США создана одна из самых разработанных юридичес­ких основсохранения и использования морских биологических ресурсов. США внеслизначительный позитивный вклад в рационализацию современного междуна­родно-правовогорежима управления морскими биоресурсами (прежде всего, запасами тихооке­анскиханадромных, запасами минтая в центрально-беринговоморском районе, биоресурсамив центральной части Охотского моря). «Свои нацио­нальные интересы в областиуправления морски­ми биоресурсами США защищают, как правило, весьмарезультативно, в полной мере используя международно-правовые возможности».
Вопросы, связанные срациональным использованием морских биологических ресурсов активно обсуждаютсяв последние годы в научной литературе и средствах массовой информации.
Большое вниманиеправовому статусу морских биологических ресурсов уделяется в работах такихавторов, как А.Н. Вылегжанин, Г.А. Волков, С.П. Головатый, С.В. Молодцов и др.
Цель дипломной работы состоит во всесторонней оценке правовыхнорм, которые применимы к охране морских биологических ресурсов, определениивнутренних противоречий, очевидных пробелов в действующем законодательстве,выявлении недостатков в деятельности пограничных органов федеральной службыбезопасности в указанной сфере, и в выработке предложений по дальнейшемусовершенствованию нормативной базы в данной области.