Охрана природных территорий

Содержание
Введение
1Обзор законодательства
2Особо охраняемые природные территории. Характеристики и классификация
3Земли особо охраняемых природных территорий  и их правовой статус
4Государственные природные заказники
5Нарушение режима особо охраняемых природных территорий
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ
Охранаокружающей природной среды осуществляется не только в форме организациирационального использования природных ресурсов, но и путем полного либочастичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственногоосвоения и создания особо охраняемых природных территорий с целью их сохраненияв неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитаниярастений и животных, достопримечательных и уникальных природных образований.
 В Российской Федерациитрадиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности являетсясоздание особо охраняемых природных территорий. Такие территории, полностью иличастично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значениедля сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы.При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, какэталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральнойсистемы особо охраняемых природных территорий, основу которой составляютгосударственные природные заповедники, заказники и национальные парки.
Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхностии воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы иобъекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое,рекреационное и оздоровительное значение.
На сегодняшний день вРоссии существуют 100 государственных природных заповедников общей площадью33,5 млн.га (свыше 1,57% площади России) и 35 национальных парков площадью 7млн.га (0,41% площади России). 95 заповедников и все национальные паркинаходятся в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

1ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Системазаконодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневаякатегория.
На федеральном уровнеона представлена федеральными законами «Об особо охраняемых территориях», «Оприродных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»,«Об охране окружающей среды», иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации. К числу последних относятся указы Президента Российской Федерации/>, постановления и распоряжения Правительства РоссийскойФедерации. Правовые акты, принятые до изменения политического статусаРоссийской Федерации, действуют постольку, поскольку они не противоречатКонституции Российской Федерации 1993 г. и законодательству, принятому всоответствии с ней.
Отношения, связанные сиспользованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий,регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом РоссийскойФедерации “О недрах”, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексомРоссийской Федерации, федеральным законом “О животном мире”. Так, Леснымкодексом Российской Федерации определены способы рубок, допускаемых в лесах государственныхприродных заповедников, национальных парков, природных парков, памятниковприроды.
Лесной кодексРоссийской Федерации устанавливает, что государственные природные заповедникиосуществляют функции государственного управления на закрепленных за нимиучастках лесного фонда. [1]Установлено, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов натерриториях государственных природных заповедников, национальных парков иприродных парков осуществляется в соответствии с Лесным кодексом изаконодательством Российской Федерации об особо охраняемых природныхтерриториях.[2]
Земельный кодексРоссийской Федерации относит к землям особо охраняемых природных территорийземли государственных природных заповедников, национальных парков,государственных природных заказников, природных парков, памятников природы,дендрологических парков и ботанических садов, территорий традиционногоприродопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДальнегоВостока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Установлензапрет определенных видов хозяйственной деятельности на землях особо охраняемыхприродных территорий федерального значения[3].Ст. 27 Земельного кодекса установлен запрет на изъятие земельных участков,занятых государственными природными заповедниками и национальными парками.
Согласно ст. 23Федерального закона “О животном мире” на территориях государственных природныхзаповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природныхтерриториях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется всоответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливаетсяФедеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях”.
Упомянутые отношениярегулируются также соответствующим/> законодательствомсубъектов Российской Федерации. Например, в Республике Алтай вопросы охраны ииспользования ресурсов животного мира на особо охраняемых природных территорияхчастично регулируются также и республиканским законом “О животном мире”.
Имущественные отношенияв области организации и функционирования государственных природныхзаповедников, национальных парков и других особо охраняемых природныхтерриторий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданскогокодекса Российской Федерации/>. Эти отношения регулируютсягражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматриваетопределенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальномзаконодательстве. Например, согласно ст. 129 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте недопускается, должны быть прямо указаны в законе. Согласно этой же статье, земляи другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица кдругому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами оземле и других природных ресурсах. Так, федеральный закон «Об особо охраняемыприродных территориях» не допускает возможности отчуждения и перехода от одноголица к другому иными способами природных ресурсов и недвижимого имуществагосударственных природных заповедников, а также запрещает в границахнациональных парков приватизацию земельных участков и находящихся на них зданийи сооружений.
В настоящий моментправовой основой организации, охраны и использования ООПТ являются:
а) КонституцияРоссийской Федерации[4],относящая особо охраняемые природные территории (ООПТ) к предметам совместноговедения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
б) Федеральные законы«Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природныхтерриториях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительныхместностях и курортах»/>, иные федеральныенормативные правовые акты;
в) законы и актыорганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, вреспублике Башкортостан, Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской,Вологодской областях и многих других субъектах Российской Федерации принятыотдельные законы «Об особо охраняемых природных территориях», закрепляющие своюрегиональную специфику создания и наименования ООПТ регионального и местногозначения.
Наряду с упомянутымикатегориями ООПТ, которые предусмотрены Федеральным законом «Об особо охраняемыхприродных территориях», иные федеральные законы, Правительство РоссийскойФедерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могутучреждать и другие категории ООПТ.
Например, ст. 118 Водногокодекса Российской Федерации выделена новая категория ООПТ — особо охраняемыеводные объекты, под которыми понимаются природные водные экосистемы, имеющиеособое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное иоздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты могут бытьфедерального, регионального и местного значения. Возможно и создание особоохраняемых водных объектов международного значения. Особо охраняемый водныйобъект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либобыть частью ООПТ, определенной законодательством Российской Федерации. Законысубъектов Российской Федерации могут дополнять и (или) дублироватьпредусмотренный федеральными законами перечень категорий ООПТ.
Федеральный закон «Обособо охраняемых природных территориях» расширил перечень категорий ООПТ всравнении с ранее действующими нормами федерального законодательства, включив внего природные парки регионального значения, а также дендрологические парки иботанические сады/>.
Для защиты отдельныхкатегорий ООПТ, например, государственных природных заповедников, отнеблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши иводного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемымрежимом хозяйственной деятельности. Вокруг других категорий охранные зоны несоздаются, например, вокруг заказников как федерального, так и региональногозначения.
Границы охранных зондолжны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участкив границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используютсяими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правовогорежима.
Содержание правагосударственной собственности на природные комплексы и объекты особо охраняемыхприродных территорий устанавливается в порядке, предусмотренномсоответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, если иноене следует из федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».Статья 129 Гражданского кодекса определяет оборотоспособность объектовгражданских прав и, в частности, устанавливает, что объекты, изъятые изоборота, должны быть прямо указаны в законе. При этом, согласно статьи 209Гражданского кодекса, владение, пользование и распоряжение землей и другимиприродными ресурсами осуществляются их собственником в той мере, в какой ихоборот допускается законом. Ст. 6 федерального закона «Об особо охраняемых природныхтерриториях» предусматривает, что природные ресурсы и недвижимое имуществогосударственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могутотчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами), а ст. 16 —что земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся наних здания и сооружения не подлежат приватизации.
Наиболее подробныеправовые предписания содержатся в положениях о конкретных (отдельных) особоохраняемых природных территориях.

2ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
 
Человечество накопилоогромный опыт заповедного дела. Национальные парки, заповедники и др. созданы вразных странах и успешно решают задачи охраны живой природы, экологическоговоспитания и научных исследований. Традиционно эта часть экологическогозаконодательства относится к числу наиболее развитых, стабильных и,следовательно, не вызывающих споров.
По российскомузаконодательству особо охраняемыми природными территориями признаются участкиземли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаютсяприродные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное,культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Существует несколько ихкатегорий:
1) государственныеприродные заповедники;
2) национальные парки;
3) природные парки;
4) государственныеприродные заказники;
5) памятники природы;
6) дендрологическиепарки;
7) ботанические сады;
8)лечебно-оздоровительные местности и курорты/>.
Кроме того, взаконодательстве встречается понятие «природный комплекс, взятый под охранугосударства»/>. Здесь речь идет о природно-географическихобъектах (ландшафтах), не имеющих статуса ООПТ, но представляющих собойцелостные однородные участки территории, где органично соединены природные,исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.).Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеютмузеи-заповедники, т.е. обладающие специальным статусом особо охраняемыхисторико-культурных центров территории со значительной природной составляющей.
Все особо охраняемыеприродные территории по признаку заповедности можно классифицировать на тригруппы.
1. Абсолютноезаповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы.Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории.Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях — длянаучных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами,уничтожения хищников и т. д.
2. Относительноезаповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета иограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов.Этому признаку соответствует организация заказников.
3. Смешанный режим.Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми дляотдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков/>.
По критериюорганизационной структуры выделяют группы.
1. ООПТ, управление иохрану которых обеспечивают одноименные природоохранные учреждения (то естьнекоммерческие юридические лица). В качестве примера можно привестигосударственные природные заповедники, национальные парки, природные парки,дендрологические парки и ботанические сады.
2. ООПТ, для управлениякоторыми юридические лица не создаются. К их числу относятся памятники природы,государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности икурорты.
Создание, изменениеправового статуса либо ликвидация ООПТ осуществляются решением соответствующегооргана государственной власти Российской Федерации или субъекта РоссийскойФедерации либо органа местного самоуправления на основании обосновывающихматериалов, получивших положительное заключение государственной экологическойэкспертизы.
В целях создания новыхи расширения существующих земель ООПТ органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которыепредполагается объявить землями ООПТ, с последующим изъятием таких земель, втом числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности/>.
Для оценки состоянияприродно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемыхприродных территорий, который содержит сведения об их статусе, географическомположении, границах, режиме, природопользователях, эколого-просветительской,научной, культурной и иной ценности. ООПТ находятся в ведении МПР России.
Во исполнениефедерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» ПравительствоРоссийской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. № 1249 «Опорядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природныхтерриторий». Согласно этому постановлению, государственный кадастр особоохраняемых природных территорий является официальным документом, которыйсодержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природныхтерриториях федерального, регионального и местного значения.
Кадастр ведется:
·поособо охраняемым природным территориям федерального значения — федеральнымиорганами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которыхтакие территории находятся;
·поособо охраняемым природным территориям регионального значения — органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации;
·поособо охраняемым природным территориям местного значения — органами местногосамоуправления.
Указом ПрезидентаРоссии от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органовисполнительной власти» функции упраздненного Госкомэкологии России переданыМинистерству природных ресурсов Российской Федерации (МПР России). Положением оМинистерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденномпостановлением Правительства России от 25 сентября 2000 г. № 726,предусмотрено, что Министерство обеспечивает ведение государственного кадастраособо охраняемых природных территорий.
МПР России и еготерриториальные органы осуществляют свод кадастровых сведений по субъектамРоссийской Федерации и в целом по Российской Федерации, проводят их анализ,организуют периодическое издание материалов кадастра.
Основными чертамиправового статуса ООПТ являются:
а) ихпринадлежность к объектам общенационального достояния;
б) полноеили частичное изъятие из хозяйственного использования;
в) установлениеособого режима охраны;
г) включениев объекты государственной собственности;
д) наличиеособого порядка получения статуса;
е) наделениеопределенным значением – федеральным, региональным, местным;
ж)включение вгосударственный кадастр ООПТ;
з) установлениестатусных характеристик и режима охраны осуществляется в соответствии сосложной иерархией нормативно-правовых актов – федеральными законами, типовымиположениями, положениями о конкретной особо охраняемой природной территории;
и) установлениемер юридической ответственности за нарушение режима ООПТ.

3 ЗЕМЛИ ОСОБООХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС
 
Классификация земель
 
Одним из принциповземельного законодательства согласно статье 1 Земельного кодекса РоссийскойФедерации является принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земельООПТ/>. Согласно этому принципу изъятие особо ценныхземель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесамипервой группы, земель ООПТ, земель, занятых объектами культурного наследия,других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целейограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Одним из таких законовявляется федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемыхприродных территориях»/> (с изменениями от 30 декабря2001 г.).
Под земельнымиресурсами понимаются все земли в пределах государственных границ РоссийскойФедерации. Классификация земель может быть произведена по различным основаниям:по их роли в процессе производства, правовому режиму и др. Особо важноезначение имеет классификация земель по их целевому назначению. По данномуоснованию все земли Российской Федерации подразделяются на следующие категории:
·         землисельскохозяйственного назначения;
·         землипоселений;
·         землипромышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,безопасности и земли иного специального назначения;
·         землиособо охраняемых территорий и объектов;
·         землилесного фонда;
·         земливодного фонда;
·         землизапаса.[5]
Указанные категорииземель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или инойкатегории и разрешенного использования в соответствии с зонированиемтерриторий. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленныхнародов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренныхфедеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектовРоссийской Федерации и нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления, может быть установлен особый правовой режим указанных категорийземель.
Кодексом определенпорядок отнесения земель к указанным категориям и перевод их из одной категориив другую, осуществляющийся в отношении: [6]
ü  земель,находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;
ü  земель,находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельсельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ü  земель,находящихся в муниципальной собственности, за исключением земельсельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
ü  земель,находящихся в частной собственности и являющихся землями сельскохозяйственногоназначения, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; аявляющихся землями иного целевого назначения — органами местногосамоуправления.
Нарушениеустановленного Земельным кодексом и федеральными законами порядка переводаземель из одной категории в другую является основанием признаниянедействительными актов об отнесении земель к конкретным категориям, о переводеих из одной категории в другую.
Общими характернымичертами правового режима данной категории земель является их
·         природоохранноеназначение;
·         ограничениехозяйственного использования;
·         оздоровительное,рекреационное, воспитательное, научно-исследовательское и историко-культурноеназначение.
Вместе с тем каждая изсоставляющих данную категорию земель, помимо общих черт, имеет и определенныеособенности. В этой связи земли особо охраняемых территорий и объектовподразделяются на земли:
Ø  особоохраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностейи курортов;
Ø  рекреационногоназначения;
Ø  природоохранногоназначения;
Ø  историко-культурногоназначения;
Ø  иныеособо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации,федеральными законами.
 
Общие черты правовогорежима земель особо охраняемых природных территорий
К землям ООПТ относятсяземли государственных природных заповедников, государственных природныхзаказников, памятников природы, национальных парков, природных парков,дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционногоприродопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДальнегоВостока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Такиеземли используются для соответствующих целей. Использование их в иных целяхограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексомРоссийской Федерации и федеральными законами.
Земли ООПТ относятся кобъектам национального достояния. Они могут находиться в федеральнойсобственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальнойсобственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускаетсявключение в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам июридическим лицам на праве собственности.
На землях даннойкатегории, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, радисохранения которых создавались ООПТ, запрещается деятельность, не связанная ссохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотреннаяфедеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределахтаких земель изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю длянужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специальновыделенных земельных участках частичного хозяйственного использования действуетограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии сустановленным для них особым правовым режимом.
Для обеспечениясохранения установленного правового режима ООПТ и защиты их от неблагоприятныхвоздействий антропогенного характера на прилегающих к ним земельных участкахмогут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственнойдеятельности. В пределах этих зон запрещается деятельность, оказывающаянегативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых территорий.Границы таких участков должны быть обозначены специальными информационнымизнаками. Такие земельные участки у их собственников, землепользователей,землевладельцев и арендаторов не изымаются. Они используются ими в соответствиис установленным для этих участков особым правовым режимом.
Органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервированииземель, которые предполагается объявить в последующем землями ООПТ, споследующим изъятием этих земель, в том числе путем выкупа, и об ограничениихозяйственной деятельности на них.
Специально оговорено вЗемельном кодексе Российской Федерации/>, что землигосударственных заповедников и национальных парков находятся в федеральнойсобственности. Они предоставляются этим организациям на праве постоянного(бессрочного) пользования и не подлежат приватизации. В отдельных случаяхдопускается наличие в границах национальных парков земельных участков иныхпользователей, а также собственников, деятельность которых не оказываетнегативное влияние на земли национальных парков и не нарушает режимиспользования государственных заповедников и национальных парков. Национальныепарки обладают исключительным правом на приобретение таких земель.
На землях ООПТ федеральногозначения запрещено:
Øпредоставлениесадовых и дачных участков;
Øстроительствофедеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и другихкоммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственныхи жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природныхтерриторий;
Øдвижениеи стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированиемособо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
Øиныевиды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Предусмотрено также,что территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им впостоянное (бессрочное) пользование. Допускается размещение таких парков и наземлях иных пользователей, а также собственников.
Объявление земельгосударственным природным заказником допускается как с изъятием земельныхучастков, в том числе путем выкупа, так и без такового. Земельные участки,занятые природными комплексами, объявленными памятниками природы, могут бытьизъяты у собственников, землепользователей, землевладельцев.
Порядок отнесенияземель к землям ООПТ, порядок использования их устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации на основании федеральных законов. Порядок отнесения земельк землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядоких использования и охраны устанавливается органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления всоответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации инормативными правовыми актами органов местного самоуправления. ПравительствоРоссийской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать иныевиды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятсяпригородные зеленые зоны, городские леса, парки, охраняемые береговые линии,охраняемые природные ландшафты, биологические станции, и другие).
Таковы общие чертыправового режима земель ООПТ. Особенности правового режима земельгосударственных природных заповедников, национальных парков, природных парков,государственных природных заказников, памятников природы, дендрологическихпарков и ботанических садов определяются особым законодательством.

4ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ
Государственнымиприродными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значениедля сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов иподдержания экологического баланса. Они учреждаются двумя способами – сизъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональнымзначением и иметь различный профиль, т.е. быть:
а) комплексным(ландшафтными) – предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;
б) биологическими(ботаническими и зоологическими) для охраны и восстановления редких иисчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научноми культурном отношении;
в) палеонтологическими –для охраны ископаемых объектов;
г) гидрологическими(болотными, озерными, речными, морскими);
д) геологическими – длясохранения неживой природы. [7]
Государственныеприродные заказники федерального значения учреждаются решением ПравительстваРоссийской Федерации на основании представления органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на тогосударственного органа Российской Федерации в области охраны окружающейприродной среды.
Государственныеприродные заказники регионального значения образуются органами исполнительнойвласти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию ссоответствующими органами местного самоуправления.
Государственныеприродные заказники федерального значения находятся в ведении специальноуполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственныхорганов Российской Федерации и финансируются за счет средств федеральногобюджета и других не запрещенных законом источников.
Подчиненность и порядокфинансирования дирекций государственных природных заказников региональногозначения определяются соответствующими органами государственной властисубъектов Российской Федерации.
Собственникам,владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границахгосударственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу впорядке, установленном законодательством Российской Федерации изаконодательством субъектов Российской Федерации.
Для обеспеченияфункционирования государственных природных заказников создаются ихадминистрации.
Запреты и ограничения,установленные федеральным законодательством, носят общий характер: речь идет одеятельности, противоречащей целям заказников или наносящей вред охраняемымобъектам. Закон предусматривает возможность пользования природными ресурсами вособых формах на территории заказников только для представителей этническихобщностей, ведущих традиционный образ жизни.
Объявление территориигосударственным природным заказником производится как с изъятием, так и безизъятия у собственников, владельцев и пользователей земельных участков.Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся вграницах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогув порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
На территорияхгосударственных природных заказников постоянно или временно запрещается илиограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания такогозаказника или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам.
На территорияхгосударственных природных заказников, где проживают малочисленные этническиеобщности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающихзащиту исконной среды обитания этнических общностей и сохранение традиционногообраза их жизни.
Собственники,владельцы, пользователи земельных участков, расположенных в границахгосударственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режимособой их охраны и несут за его нарушение установленную законом юридическуюответственность.
На территорияхгосударственных природных заказников постоянно или временно запрещается илиограничивается любая деятельность, если она противоречит целям созданиягосударственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам иих компонентам.
Задачи и особенностирежима особой охраны территории конкретного государственного природногозаказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемымспециально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации вобласти охраны окружающей природной среды по согласованию с органамиисполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
На территорияхгосударственных природных заказников, где проживают малочисленные этническиеобщности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающихзащиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранениетрадиционного образа их жизни.
Собственники, владельцыи пользователи земельных участков, которые расположены в границахгосударственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный вгосударственных природных заказниках режим особой охраны и несут за егонарушение административную, уголовную и иную установленную закономответственность.
На территорииСтавропольского края располагаются 45 государственных природных заказников, изних:
Ø  тринадцатьгосударственных природных заказников зоологического профиля, общей площадью46534,0 га;
Ø  тринадцатьгосударственных природных заказников ботанического профиля, общей площадью3622,44 га;
Ø  семьгосударственных природных заказников биологического профиля, общей площадью13743,6 га;
Ø  десятьгосударственных природных заказников комплексного профиля, общей площадью24763,25 га;
Ø  двагосударственных природных заказника гидрологического профиля, общей площадью1419,0 га.
/>
Функционированиегосударственных природных заказников обеспечивает государственное учреждениеСтавропольского края «Дирекция особо охраняемых природных территорийСтавропольского края».
На территориях государственныхприродных заказников постоянно или временно запрещается или ограничиваетсялюбая деятельность, если она противоречит целям создания государственныхприродных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В соответствии сположениями о государственных природных заказниках, на территорияхгосударственных природных заказников, как правило, запрещаются следующие видыдеятельности:
Ø  распашказемель;
Ø  выпасскота;
Ø  сенокошение;
Ø  сборлекарственных растений, а также растений, занесенных в Красную книгу РоссийскойФедерации и Красную книгу Ставропольского края;
Ø  добываниеобъектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации иКрасную книгу Ставропольского края;
Ø  охота;
Ø  любительскоеи спортивное рыболовство;
Ø  садоводствои огородничество;
Ø  проведениегидромелиоративных и ирригационных работ;
Ø  разработкаобщераспространенных полезных ископаемых и проведение геологоразведочныхизысканий;
Ø  строительствозданий и сооружений, за исключением линейных сооружений и объектов, непричиняющих вред природным комплексам и их компонентам, а также за исключениемсооружений, связанных с обеспечением функционирования государственных природныхзаказников и получивших положительное заключение экологической экспертизы;
Ø  взрывныеработы;
Ø  применениеядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений истимуляторов роста;
Ø  проезди стоянка транспортных средств вне дорог общего пользования;
Ø  устройствопривалов, туристических стоянок, бивуаков, лагерей и другие формы стихийногоотдыха населения;
Ø  выжиганиетравостоя, разведение костров на открытом грунте, а также вне специальноотведенных мест;
Ø  размещениевсех видов отходов производства и потребления;
Ø  любыеиные формы хозяйственной деятельности, препятствующие сохранению,восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
5 НАРУШЕНИЕ РЕЖИМАОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 262 УК РФгласит: Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков,памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий,повлекшее причинение значительного ущерба, — наказывается штрафом в размере отста до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платыили иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюна срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Преступление посягаетна отношения в области охраны особо ценных в экологическом плане природныхтерриторий и объектов.
Перечень и правовойрежим особо охраняемых природных территорий и природных объектовустанавливается системой законов и подзаконных нормативных актов в областиохраны окружающей среды, о природном и культурном наследии, а также иных,принимаемых Российской Федерации, субъектами Федерации, органами местногосамоуправления, министерствами и ведомствами. К ним, в частности, относятся: Федеральныезаконы «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995г., «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., «Оприродных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях икурортах» от 27 января 1995 г., Земельный кодекс РФ, Указ Президента РФ«Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ» от 27 марта 1992г. N 309, Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.,нормативные акты регионального значения.
Природные объекты,имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое,рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особойохраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовойрежим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядоксоздания и функционирования таких территорий регулируется законодательством об особоохраняемых природных территориях[8].
Особо охраняемыетерритории и объекты образуют природно-заповедный фонд. Решениями органовгосударственной власти они изымаются полностью или частично из хозяйственногооборота. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев,предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которыхрасположены природные объекты, находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации[9].
Правительство РФ, органыисполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могутустановить и иные формы особо охраняемых природных территорий, в том числезеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-парковогоискусства, биологические станции, микрозаповедники и др.
Для квалификациисодеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательствуобъект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охранеподлежат все элементы природной среды: земля, воздух, животный и растительныймир, недра и др.
На территорияхгосударственных природных заказников постоянно или временно запрещается илиограничивается любая деятельность, если она противоречит целям созданиягосударственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам иих компонентам. [10]
Задачи и особенностирежима конкретного государственного природного заказника федерального значенияопределяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственныморганом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды посогласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.
Задачи и особенностирежима конкретного государственного природного заказника регионального значенияопределяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
На территорияхгосударственных природных заказников, где проживают коренные малочисленныенароды, чьи жизненно важные интересы связаны с использованием природныхресурсов этих территорий, являющихся их историческими землями, допускаетсятрадиционное использование природных ресурсов в целях жизнеобеспеченияуказанных народов. [11]
Собственники, владельцыи пользователи земельных участков, которые расположены в границахгосударственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный вгосударственных природных заказниках режим особой охраны и несут за егонарушение административную, уголовную и иную установленную закономответственность
С объективной стороныпреступление состоит в нарушении режима особо охраняемых природных территорий иприродных объектов.
Нарушение режима охраныможет выражаться в незаконном проведении работ, строительстве, движениитранспорта, в уничтожении, разрушении, повреждении или иной порче природныхобъектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и иномнегативном воздействии, несанкционированном посещении, создании факторабеспокойства птиц и зверей (шума, пролета на самолете ниже установленнойвысоты, например) и т.д.
Уничтожение — этоприведение природного объекта в полную негодность, когда он перестаетсуществовать как таковой и восстановление его невозможно. Разрушение — этовременное или частичное приведение природного объекта в негодность. Взависимости от вида объекта, он может быть по истечении определенного временивосстановлен либо совершенно потеряет свое значение. Порча в отличие отразрушения хотя и не создает опасности гибели объекта в целом, но нарушает его естественныйвнешний вид, изменяет какие-либо части, например, при откалывании кусковпороды, выламывании минералов, нанесении надписей, надрезов и т.д.
Способ уничтожения,повреждения, порчи (сожжение, затопление, вырубка, загрязнение и другие)значения не имеет.
Нарушение режима особоохраняемых природных территорий и природных объектов влечет уголовнуюответственность лишь в том случае, когда деянием причиняется значительный ущербприродной среде.
Вопрос о признании ущербазначительным зависит от конкретных обстоятельств и решается при рассмотрениидела с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов; ихэкономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской ит.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса ксамовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природнойсреды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам, их количества идругих обстоятельств.
Состав преступленияматериальный. Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствияминеобходимо установить причинную связь. С субъективной стороны преступлениехарактеризуется умыслом или неосторожностью.
Ответственностьпредусмотрена законом с 16-летнего возраста.
Если нарушение режимаособо охраняемой территории выразилось в загрязнении вод заповедника илизаказника, незаконной добыче водных животных и растений, незаконной охоте идругих преступлениях[12],где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качествеобязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этимстатьям.
Однако, если такие деянияповлекли причинение существенного ущерба заповеднику или заказнику какцелостной экосистеме, содеянное необходимо квалифицировать также пост. 262 УК по совокупности.
Аналогичная квалификациясодеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическоепреступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий ипричинением значительного ущерба, но эти территории не предусмотрены в егосоставе в качестве обязательного признака, например, при загрязнении атмосферы[13], уничтоженииили повреждении лесов[14],уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Краснуюкнигу РФ[15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на всё болееинтенсивные усилия, предпринимавшиеся в течение последних 20 лет, процессутраты биологического разнообразия планеты, главным образом в результатеуничтожения мест обитания, чрезмерной эксплуатации, загрязнения окружающейсреды и пагубной интродукции в среду инородных растений и животных,продолжается. Биологические ресурсы являются капитальными ресурсами с огромнымпотенциалом в плане обеспечения устойчивых благ. Необходимо принять срочные ирешительные меры для сохранения и защиты генетических ресурсов, видов иэкосистем в целях обеспечения устойчивого управления биологическими ресурсами иих использования. Необходимо на национальном и международном уровнях укреплятьпотенциал в области оценки, изучения и систематического наблюдения и оценкибиологического разнообразия. Необходимы эффективные национальные меры имеждународное сотрудничество для охраны экосистем in situ, охраны биологическихи генетических ресурсов ex situ и для улучшения функционирования экосистем.Прежде чем принимать меры по сохранению биологического разнообразия, крайненеобходимо гармонизировать российское законодательство с международными актамив области охраны окружающей среды. Также необходимо дальнейшее совершенствованиероссийского законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1.  Земельныйкодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Российская газетаот 30 октября 2001 г., N 211-212.
2.  Леснойкодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ // Парламентская газета от14 декабря 2006г., N 209.
3.  Федеральныйзакон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 12, ст. 1024;«Российская газета» от 22 марта 1995 г.
4.  АнисимовА.П. Экологическое право России. Курс лекций. Учебное пособие. Под ред.Анисимова А.П. Москва, Издательство «ПРИОР», 2003.
5.  Земельныйкодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Российская газетаот 30 октября 2001 г., N 211-212.
6.  ПанкратовИ.Ф. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обособо охраняемых природных территориях // Законодательство и экономика, 1998, N11.
7.  ТранинА.А. Национальные парки России: новое законодательство — старые проблемы. //Государство и право, 1995, № 5.
8.  Экологическоеправо России: Учебник под ред. Ермакова В.Д. — М., 1997.
9.   БринчукМ.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высшихюридических учебных заведений. — М.: Юрист, 1998.
10.     Экологическоеправо: Учебник для вузов под ред. Боголюбова С.А. – М., 2006 г.