Охрана труда 6

–PAGE_BREAK–Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда.
Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.
Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.[27,35; 28, 40-41]
Если же правовой или медицинский аспект охраны труда нарушается, то нарушается и вся охрана труда. То же происходит и при нарушении  социально- экономического ее компонента. Следовательно, всесторонняя охрана труда лишь тогда будет обеспечена, когда будут соблюдены все ее компоненты в широком понимании.

1.2 Право  работника на охрану труда Каждый работник имеет право на охрану труда. [14] Право на охрану труда – это право работника, реализуемое в процессе его труда. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить, в его правовом статусе это право не реализуется. С поступлением его на работу оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работодатель, его администрация. Содержание права на охрану труда включает ряд прав (возможностей) работника (как бы право в праве):
1.      на безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опасных или вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
2.      на возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
3.      на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии охраны труда на его рабочем месте, о имеющемся риске повреждения здоровья и принятых мерах по его защите от этого;
4.      на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
5.      на обеспечение его бесплатно средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя;
6.      на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;
7.      на бесплатную переподготовку за счет работодателя, если приостанавливается или закрывается предприятие, цех, участок либо ликвидируется рабочее место из-за неудовлетворительных условий труда, а также в случае производственной травмы;
8.      на проведение инспектирования соответствующими органами условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;
9.      на обращение с жалобой в соответствующие органы власти и профсоюзы о неудовлетворительных условиях и охране труда;
10.    на участие в проверке и рассмотрении вопросов об улучшении условий  труда.
Первая из указанных возможностей – получить безопасное рабочее место – отражает и требование дифференциации регулирования труда женщин и молодежи.[26, 123]

2. Законодательство об охране труда
В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующих этот минимум на базе социально-партнерских соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров (контрактов).
В связи с распадом СССР и образованием Украины как самостоятельного государства союзные нормативные правовые акты устарели. Прежние нормативные правовые акты, принятые в условиях построения социалистического общества, в 90-е годы, в связи с изменением общественно-политического строя и экономических основ нашего общества, не отражали складывающиеся новые общественные отношения и требовали либо значительного изменения в содержательном смысле, либо полной отмены. [20]
Современное законодательство об охране труда состоит из Закона Украины «Об охране труда», Кодекса законов о труде Украины, Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве на и профессионального заболевания, которые причинили утрату трудоспособности» и принятых соответственно ним  нормативно-правовых актов.
Если международным договором, согласие на обязательность которого дала Верховная Рада Украины, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины об охране труда, применяются нормы международного договора. [22]
 В системе нормативных актов, регулирующих трудовые отношения (в том числе и охрану труда), главным, безусловно, является Кодекс Законов о труде. Он закладывает основы реализации конституционных положений о правах и свободах человека в области труда, устанавливает гарантии трудовых прав в области рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и создания безопасных условий труда, охраны заработной платы, определяет особенности правового регулирования для отдельных категорий трудящихся (несовершеннолетние, женщины, инвалиды и др.).[24]
Если обратиться к первым статьям Кодекса, то следует отметить, что составляющие их нормы содержат общие принципы охраны труда. Уже в Статье 1. говорится, что «Законодательство о труде устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников». Это значит, что данная область правового регулирования особо выделена государством как значимая.
Нужно заметить, что  в статье 1 КЗоТ на первое место поставлен блок производственных задач, и только на втором месте указаны социальные функции. Такое изложение не в полной мере соответствует современному представлению о задачах трудового права.  Это можно объяснить тем, что комментируемый Кодекс был принят более тридцати лет назад, и за эти годы в него были внесены многочисленные изменения и дополнения. Он создавался в совершенно иных социально-экономических условиях. В соответствии с сегодняшними представлениями трудовое право является отраслью охраны трудовых прав работников, и его задача — способствовать реализации конституционного положения о приоритете личности и ее прав над интересами государства и общества.
В статье 13, которая определяет содержание  коллективного договора «В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности… условиям и охране труда». Таким образом, сторонам коллективного договора предоставлены широкие возможности для самостоятельной регламентации в соответствующих документах вопросов охраны труда.
В  рассматриваемом Кодексе вопросу охраны труда посвящена  Глава  XI. ОХРАНА ТРУДА. Первая статья этой главы содержит предписание, которое можно считать нормой целью: «На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются безопасные и безвредные условия труда». Обеспечение безопасных и безвредных условии труда возлагается на собственника или уполномоченный им орган. Следящие несколько статей говорят о необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда (они содержатся в действующем законодательстве Украины и устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности). Эти требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при проектировании, строительстве, реконструкции, и эксплуатации предприятий, объектов и средств производства, конструировании машин, механизмов, другого оборудования, разработки технологических процессов, организации производства и труда.  Глава закрепляет обязанность собственника или уполномоченного им органа по облегчению и оздоровлению условий труда работников, обязанность работника выполнять требования актов об охране труда.
Кроме того,  в соответствии с Кодексом работники должны  быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя (Статья 163). Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также молоко или другие равноценные пищевые продукты. Собственник или уполномоченный им орган обязан бесплатно снабжать работников горячих цехов и производственных участков газированной соленой водой. Работодатель за счет своих средств осуществляет приобретение, хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников. Кодекс предусматривает обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий, определяет особый порядок перевода на более легкую работу работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении более легкой работы. Кодекс возлагает на собственника или уполномоченный  им орган обязанность расследовать и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве (Статья 171); организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями (Статья 172); возместить работнику ущерб, причиненный ему увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. (Статья 173) [13]
Закон Украины “Об охране труда”        принят Верховной Радой Украины 14 октября 1992 года. —      Он определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья.
—      Он регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между собственником предприятия, учреждения и организации или уполномоченным  им органом и работником по вопросам безопасности, и гигиены труда и производственной среды.
—      Он устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.
—      Закон характеризуют многочисленные нововведения:
1.      введение экономических методов управления охраной труда вместо административно-командных;
2.      создание специальных фондов охраны труда на государственном, отраслевом, региональном уровнях и на хозрасчетных предприятиях;
3.      применение ряда дополнительных штрафных санкций, а также льгот по налогообложению;
4.      создание четкой системы органов государственного управления и надзора за охраной труда и системы организации этой работы непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности;
5.      существенное расширение прав и социальных гарантий работников, прежде всего лиц, которые пострадали от несчастного случая на предприятии или профессионального заболевания, и семей погибших;
6.      определение места и роли коллективного договора предприятия в решении задач  улучшения условий и безопасности труда, обеспечение установленных законом прав и социальных гарантий работников;
7.      определение правового статуса служб охраны труда на предприятиях и в органах государственного управления всех уровней;
8.      Обеспечение обучения населения по вопросам охраны труда;
9.      Введение этого специального курса во всех учебных заведениях системы образования Украины, основание подготовки специалистов по охране труда в технических учебных заведениях;
10.    Обеспечение активного участия профсоюзов и других общественных формирований, широких кругов трудящихся в решении проблем охраны труда. В Законе учтены основные требования конвенций и рекомендаций Международной Организации Труда по безопасности и гигиене труда и производственной среды, регулирование отношений охраны труда в передовых промышленно-развитых  странах, опыт охраны труда в Украине в предшествующие года.  
В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая и профессионального заболевания, которые причинили утрату трудоспособности» (1999) задачи страхования от несчастного случая таковы: проведение профилактических мероприятий направленных на устранение вредных и небезопасных факторов, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных, вызванных условиями труда, возобновление здоровья и трудоспособности потерпевших на производстве от несчастных случаев  и профессиональных заболеваний, возмещение материального и морального вреда застрахованным и членам их семей.[21]

3. Организация охраны труда на производстве
Прежде чем предприятие начнет работать, оно должно получить разрешение на начало работы. Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 октября 2003 года утвержден Порядок выдачи разрешения Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами на начало работы. Действие Положения распространяются на предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и видов их деятельности. Разрешение выдается при наличии положительных выводов органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологической службы, а в случае необходимости- органов надзора по ядерной и радиационной безопасности о готовности предприятия  к работе.
14 февраля 2001 г. Кабинета Министров Украины утвердил «Порядок выдачи органами Государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений», в котором предусмотрено, что такое разрешение необходимо получить для начала работы вновь созданных предприятий, ввода в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилищных и иных объектов, внедрения новых технологий, передачу в производство образцов новых машин, механизмов и т.п.
Собственник обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия труда в соответствии с требованиями нормативных актов, а также обеспечить соблюдение прав работников, гарантированных законодательством об охране труда. С этой целью он создает на предприятии соответствующие службы и назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об обязанностях этих лиц, правах и ответственности за выполнение возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение.
Так, на предприятии создается служба охраны труда. Типовое положение о ней утверждено Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда 3 августа 1993 года:
На предприятиях с количеством работников 50 и более человек работодатель создает службу охраны труда.
На предприятиях с количеством работающих менее 50 человек функции этой службы могут выполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку. На предприятиях с количеством работающих менее  20 человек для выполнения функций этой службы могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия и приравнивается к основным производственно-техническим службам. Специалисты этой службы имеют право: выдавать руководителям структурных подразделений предприятий обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков; получать от руководителей структурных подразделений необходимые сведения, документацию и пояснения по вопросам охраны труда; требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медицинского осмотра, учебы, инструктажа, проверки знаний  и не имеющих допуска к соответствующим работам, или не выполняющих нормативы по охране труда; приостанавливать работу производств, участков, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случаях нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих; направлять руководителю предприятия представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда может отменить лишь руководитель предприятия.
Ликвидация службы охраны труда допускается лишь в случае ликвидации предприятия.
    продолжение
–PAGE_BREAK–