Контрольная работа
Тема: Охрана труда: понятие и содержание
1 Понятие, содержание и значение охраны труда
Труд и здоровье людей в Российской Федерацииохраняются государством. Это провозглашено в ст.7 Конституции РФ. В современныхэкономических условиях проблема безопасности условий труда работников приобрелапервостепенное значение. За последние десять лет в России принято множествонормативных правовых актов в области охраны труды.
Основополагающим среди них является ТрудовойКодекс РФ (далее ТК), который после отмены в 2005г. Федерального закона«Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. N181-ФЗ воспринял многие его положения.
Определяя сферу применения законодательстваРоссии об охране труда, ТК предусматривает его распространение на всехработодателей и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях,военнослужащих, направляемых на работы в различные организации, учащихсяобразовательных учреждений, проходящих производственную практику, и другихграждан в период их работы.
Законодательство об охране труда действует такжев отношении иностранных граждан, работающих в организациях, находящихся подюрисдикцией Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договоромРоссии.
Закрепление в Трудовом кодексе РФ в качествеодного из основных принципов государственной политики в сфере охраны труда,принятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ,законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, следуетрассматривать, как утверждение метода правового регулирования охраны труда сприменением основных присущих этому методу средств: юридическими способамиобеспечения интересов субъектов права, придания требованиям охраны трудаюридической силы, их государственной поддержки и т.п.
В широком смысле под охраной труда понимаетсясистема сохранения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовойдеятельности, включающая правовые, социально-экономические,организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,реабилитационные и иные мероприятия (ст.209 Трудового Кодекса РФ).
Охрана труда как институт трудового права — этосовокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных дляжизни и здоровья работников. (В юридической литературе термин «охрана труда» иногдаупотребляется в широком смысле как совокупность всех норм, установленных в интересахтрудящихся.)
В этих нормах конкретизируется закрепленное вст.37 Конституции РФ и в ст. 2 ТК право на труд в условиях, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены.
Правовой институт «охрана труда» включает в себянормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников повопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:[1]
— правила и инструкции по технике безопасности ипроизводственной санитарии;
— специальные нормы о компенсациях и льготах длялиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях;
— нормы об охране труда женщин,несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
— нормы, регулирующие планирование и организациюработы по охране труда;
— правила расследования и учета несчастныхслучаев на производстве;
— нормы, регулирующие деятельность органовгосударственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающиеответственность за нарушения законодательства об охране труда.
Эти нормы, объединённые одной целью, могутприниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.
Формирование правовой основы охраны труда определяетсягосударственной политикой в названной сфере. В Трудовом Кодексе закрепленытакие принципиально важные положения, определяющие содержание и направлениеразвития законодательства об охране труда и практики его применений, как:
обеспечение приоритета сохранения жизни издоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иныхнормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативныхправовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а такжефедеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программулучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдениемтребований охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдениемправ и законных интересов работников в области охраны труда;
расследование несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников,пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социальногострахования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу иработу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современномтехническом уровне производства и организации труда;
координация деятельности в области охраны труда,деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видовэкономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного изарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятийпо охране труда;
подготовка и повышение квалификации специалистовпо охране труда;
организация государственной статистическойотчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональнойзаболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единойинформационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охранытруда;
проведение эффективной налоговой политики,стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрениебезопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной иколлективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работниковсредствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно — бытовымипомещениями и устройствами, лечебно — профилактическими средствами за счетсредств работодателей.
Реализация основных направлений государственнойполитики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиямиорганов государственной власти Российской Федерации, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей,объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений ииных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охранытруда.
На уровне субъектов РФ иадминистративно-территориальных образований в составе субъектов РФсогласованные действия по вопросам реализации государственной политики вобласти охраны труда осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ,объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями,представительными органами и соответствующими профсоюзами и их объединениями.
Значительная роль в формировании государственнойполитики в сфере охраны труда и ее проведении принадлежит государственныморганам, на которые возложена функция по управлению охраной труда.
В соответствии со ст. 216 ТК государственноеуправление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно илипо его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральнымиорганами исполнительной власти.
Государственное управление охраной труда натерриториях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительнойвласти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда впределах их полномочий.
Правительство РФ, будучи органом государственнойвласти, осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, регулируетотношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда;формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимаетмеры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководитработой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительнойвласти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральныхминистерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др[2].
Федеральным органом исполнительной власти,который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий иохраны труда, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ(Минздравсоцразвития России).
Осуществляя указанные функции,Минздравсоцразвития России утверждает межотраслевые правила и типовыеинструкции по охране труда; перечень документации и материалов, предоставляемыхна государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объектаэкспертизы); порядок обучения и проверки знания требований охраны трудаработников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорийзастрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ; нормы иусловия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиямитруда, молока или других равноценных пищевых продуктов; перечень производств, профессий и должностей,работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактическогопитания в связи с особо вредными условиями труда, а также решает многие другиевопросы[3].
2 Государственные нормативные требования охранытруда
В числе норм права, регулирующих отношения вобласти охраны труда, особое место занимают государственные нормативныетребования охраны труда — правила, процедуры, критерии, которые рассчитаны насохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности иобязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществленииими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве(реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другогооборудования, разработке технологических процессов, организации производства итруда.
Государственные нормативные требования охранытруда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ изаконах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда
Наиболее широкий круг государственных нормативныхтребований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится вТрудовом кодексе (в разделах «Охрана труда», «Особенностирегулирования труда отдельных категорий работников» и др.).
В других федеральных законах закреплены,например, общие требования к организациям по обеспечению радиационнойбезопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, требованияпромышленной безопасности, направленные на обеспечение безопасной эксплуатацииопасных производственных объектов и предупреждение аварий на этих объектах,требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населенияи др.
Государственные нормативные требования охранытруда могут содержаться также в технических регламентах — документах, принятыхмеждународным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, илифедеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением ПравительстваРФ, и устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования кобъектам технического регулирования,в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства,эксплуатации[4].
Чаще всего такие требования закрепляются вподзаконных нормативных правовых актах. Детальный перечень видов таких актов,порядок их разработки и утверждения, а также сроки пересмотра установленыПостановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 399 «О нормативныхправовых актах, содержащих государственные нормативные требования охранытруда».
В организациях применяются инструкции по охранетруда работников. Такие инструкции разрабатываются работодателем на основемежотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при ихотсутствии — на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда),требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документацииорганизаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документацииорганизации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаютсяприменительно к профессии работника или виду выполняемой им работы. Инструкциипо охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с учетоммнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа.Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятсяработодателем не реже одного раза в 5 лет.
3 Обязанности работодателя по обеспечениюбезопасных условий труда
Обязанность по созданию для работников условийтруда, отвечающих требованиям охраны труда, возложена на работодателя. В этихцелях работодатель обязан в соответствии со ст. 212 ТК обеспечиватьбезопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования.Выполнение этой обязанности работодателем должно начинаться уже на стадиипроектирования производственных объектов и оборудования (ст. 215 ТК).
Обеспечение работодателем соответствия рабочегоместа работника требованиям охраны труда означает, что его расположение иорганизация, а также оборудование и инструменты для работы, воздушная среда идр. были безопасными и не угрожали жизни и здоровью работника. Это достигаетсяпутем рационального использования производственных помещений; совершенствованиятехнологических процессов и модернизации технологического оборудования;механизации и автоматизации технологических операций, связанных странспортированием и использованием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючихжидкостей; внедрения систем автоматического или дистанционного управленияоборудованием вредных и опасных производств и другими способами, отвечающимитребованиям единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда,санитарным правилам и нормам, утверждаемым в установленном порядке. При отсутствии в правилахтребований, соблюдение которых при производстве работ необходимо, работодательдолжен принять меры, обеспечивающие работникам безопасные условия труда.
Для определения соответствия условий труда накаждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организоватьэффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасныхпроизводственных факторов на здоровье работников. В крупных и среднихпредприятиях в этих целях могут создаваться собственные лаборатории, оснащенныенеобходимыми приборами и укомплектованные квалифицированными специалистами. Вболее мелких организациях подобная работа может выполняться по договорам с организациями,которым разрешено оказывать услуги в области охраны труда.
Конкретные обязанности по обеспечению охранытруда работодателем возлагаются на руководителей структурных подразделений изакрепляются в должностных инструкциях или утверждаются приказом поорганизации. Утвержденные работодателем должностные инструкции или приказ доводятсядо соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу илиназначении на новую должность.
Соответствие рабочих мест требованиям охранытруда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, атакже передовому опыту определяется в ходе аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест по условиям труда — этооценка условий труда на рабочих местах в целях выявления наличия вредных и(или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий поприведению условий труда в соответствие с государственными нормативнымитребованиями охраны труда. Она проводится для разработки конкретных мероприятийпо охране труда, проведения оздоровительных мер, ознакомления работающих сусловиями труда, а также сертификации производственных объектов, подтвержденияили отмены права работников на получение компенсаций и льгот в связи с выполнениемтяжелых работ и работ с вредными условиями труда.
Порядок осуществления этой работы регулируетсяПоложением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,утвержденным Постановлением Минтруда России от 14.03.97 N 12.
Работодатель обязан информировать работников обусловиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторахпроизводственной среды и самого трудового процесса, о существующем рискеповреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальнойзащиты. Такая информация должна предоставляться работникам как при приеме наработу, так и в последующее время. В частности, работодатель обязан сообщать имо результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.
Работодатель обязан принимать меры попредотвращению аварийных ситуаций. Эта обязанность реализуется им путемзакрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов отребованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указываются перечень основныхвозможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников привозникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательнымпоследствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании,отравлении и внезапном заболевании и др., а также путем разработки комплексамер по предотвращению и ликвидации последствий аварий.
В целях обеспечения социальной защиты работников,пострадавших в результате производственных травм и профессиональныхзаболеваний, а также членов их семей, на работодателей возложена обязанностьосуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такое страхованиеосуществляется работодателем за счет собственных средств путем перечисленияФонду социального страхования РФ в установленном порядке обязательных платежейв размерах, определяемых законодательством.
Аккумулированные Фондом социального страхованияРФ страховые взносы используются им на возмещение вреда, причиненного жизни издоровью застрахованных при исполнении ими трудовых обязанностей по трудовомудоговору, путем предоставления застрахованным в полном объеме всех необходимыхвидов обеспечения по страхованию.
4 Обеспечение прав работников на охрану труда
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждыйгражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности игигиены. Это право конкретизировано в ст. 219 ТК и других статьях Трудовогокодекса.
Так, согласно ст. 219 ТК каждый работник имеетправо на рабочее место, оборудованное в соответствии с требованиями охранытруда; на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охранетруда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и опринимаемых мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасныхпроизводственных факторов, а также о полагающихся ему компенсациях за тяжелуюработу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и средствахиндивидуальной защиты.
При невыполнении работодателем указанныхобязанностей работник вправе, например, сделать запрос о проведении проверкиусловий и охраны труда на его рабочем месте государственными органамисоответствующего надзора и контроля или органами общественного контроля ипринять личное участие или через своих представителей в рассмотрении вопросов,связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте. Приликвидации рабочего места в связи с нарушением требований охраны труда уработника возникает право на профессиональную переподготовку за счет средствработодателя.
Работник вправе отказаться выполнять работы привозникновении опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушениятребований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральнымизаконами, до устранения такой опасности. При таком отказе работодатель обязанпредоставить ему другую работу на время устранения опасности. Еслипредоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простояработника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателемв соответствии с законодательством.
Отказ работника от выполнения работ в случаевозникновения опасности для его жизни и здоровья из-за нарушения требованийохраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или)опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет засобой его привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. ст. 220, 379, 380ТК).
Возможность негативного влияния на здоровьеработников чрезмерной физической нагрузки, а также вредных или опасныхпроизводственных факторов обусловила необходимость закрепления взаконодательстве мер предупреждения заболеваемости работников, предоставленияим средств защиты, компенсаций за выполнение тяжелых работ и работ с вредными и(или) опасными условиями труда и других мер.
Так, в целях определения соответствия работниковпо состоянию здоровья поручаемой им работе и предупреждения профессиональныхзаболеваний установлено, что работники, занятые на тяжелых работах и на работахс вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах),а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательныепредварительные при поступлении на работу и периодические (лица в возрасте до21 года — ежегодные) медицинские осмотры.
Работники предприятий пищевой промышленности,общественного питания и торговли, водопроводных сооружений,лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других предприятий,учреждений, организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраныздоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.При наличии медицинских рекомендаций работники проходят внеочередныемедицинские осмотры (ст. 213 ТК).
Медицинские осмотры работников проводятся за счетработодателя.
Работодатель не вправе допускать работников квыполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинскихосмотров, а также в случае медицинских противопоказаний (ст. 76 ТК).
На работах, связанных с загрязнением, работникамвыдается бесплатно (по установленным нормам) мыло. На работах, где возможновоздействие на кожу вредных веществ, выдаются бесплатно по установленным нормамсмывающие и обезвреживающие средства.
В целях предупреждения профессиональных и другихзаболеваний на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатнопо установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работахс особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормамлечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК).
Нормы и условия бесплатной выдачи молока илидругих равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вреднымиусловиями труда, утверждены Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 N 13.
Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 лза смену независимо от ее продолжительности.
Бесплатная выдача работникам молока или другихравноценных пищевых продуктов (кефира разных сортов, простокваши, ацидофилина,творога и др.) производится в дни фактической занятости на работах, связанных сналичием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнемвредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактическихцелях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевыхпродуктов, утверждаемым Минздравсоцразвития России.
Перечень производств, профессий и должностей,работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактическогопитания в связи с особо вредными условиями труда, а также Правила бесплатнойвыдачи лечебно-профилактического питания утверждены Постановлением Минтруда Россииот 31.03.2003 N 14 по согласованию с Минздравом России. Правом на такое питаниепользуются работники, профессии и должности которых предусмотрены всоответствующих производствах названного Перечня, независимо от того, в какойотрасли экономики находятся эти производства, а также независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности работодателей.
Лечебно-профилактическое питание выдаетсяработникам в дни фактического выполнения работы в производствах, профессиях идолжностях, предусмотренных в Перечне, при условии занятости на указаннойработе не менее половины рабочего дня, а также в дни болезни с временнойутратой трудоспособности, если заболевание по характеру являетсяпрофессиональным и заболевший не госпитализирован. При соблюдении определенныхправил лечебно-профилактическое питание выдается также и другим работникам.
Работающим в холодное время года на открытом воздухеили в закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым напогрузочно-разгрузочных работах, а также другим категориям работников вслучаях, предусмотренных законодательством, предоставляются специальныеперерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время.
Работодатель обязан оборудовать помещения дляобогревания и отдыха работников (ч. 2 ст. 109 ТК).
Работника, нуждающегося в соответствии смедицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами РФ, в предоставлении другойработы, работодатель обязан с его письменного согласия перевести на другуюимеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. 1 ст. 73ТК). При переводе в таких случаях работника на другую нижеоплачиваемую работу вданной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течениеодного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональнымзаболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, — до установления стойкой утратыпрофессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (ст. 182 ТК).
Необходимость перевода работника по состояниюздоровья на другую работу определяется при экспертизе временнойнетрудоспособности, которая проводится лечащими врачами государственной,муниципальной и частной систем здравоохранения либо врачебными комиссиями,назначаемыми руководителями соответствующих медицинских учреждений.
Рекомендация о необходимости прекращения работы вконкретных производственных условиях и рациональном трудоустройстве лицам,получившим повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний, выдается учреждениями медико-социальной экспертизы.
Для инвалидов условия труда должны создаваться всоответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 224 ТК). Такаяпрограмма разрабатывается учреждениями государственной службы медико-социальнойэкспертизы и реализуется руководителем той организации, где работник частичноутратил трудоспособность. При отсутствии условий для продолжения трудовойдеятельности инвалида в данной организации содействие в трудоустройстве емуоказывают органы службы занятости.
Индивидуальная программа реабилитации содержиткомплекс мероприятий, включающий в себя медицинские, профессиональные и другиемеры, направленные на восстановление или компенсацию утраченных функцийорганизма, на восстановление способностей инвалида к выполнению определенныхвидов деятельности, а также порядок и сроки их реализации. Названная программаявляется обязательной для исполнения организациями независимо от ихорганизационно-правовых форм.
Для обеспечения занятости инвалидов организациямнезависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численностьработников в которых составляет более 100 человек, законодательством субъектаРФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочнойчисленности работников (но не менее 2 и не более 4%). Работодатели всоответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочиеместа для трудоустройства инвалидов и обеспечивать условия труда в соответствиис индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Реализация работниками права на охрану трудадолжна сочетаться с исполнением ими определенных обязанностей. В частности,работники обязаны соблюдать требования охраны труда; правильно применятьсредства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопаснымметодам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку нарабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещатьсвоего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации,угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем напроизводстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе опроявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (ст.214 ТК)[5].
Библиографический списоклитературы
1. ТрудовойКодекс РФ. Федеральный закон от 30.12.01 № 197-ФЗ (в ред. 10.11.2009).
2. ФедеральныйКонституционный закон от 17.12.97 N 2-ФКЗ «О Правительстве РоссийскойФедерации».
3. Федеральныйзакон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. от01.05.2007 N 65-ФЗ).
4. Положениео Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденноеПостановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321.
5. ПостановлениеПравительства РФ от 23.05.2000 N 399 «О нормативных правовых актах,содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
6. Положениео порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденнымПостановлением Минтруда России от 14.03.97 N 12.
7. ПостановлениеПравительства РФ №163 от 25 февраля 2000 г. «Об утверждении Перечня тяжелыхработ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которыхзапрещается применение труда лиц моложе 18 лет».
8. Комментарийк Трудовому кодексу Российской Федерации, (постатейный). /Под ред. С.А. Панина.– М.: МЦФЭР, 2006.
9. Комментарийк Трудовому кодексу Российской Федерации. / Под ред. К. Н. Гусова. — М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2008.
10. Комментарийк Трудовому кодексу Российской Федерации./ Под ред. Романовой Е.В. – М.: Изд-воЭксмо, 2006.
11. Комментарийк Трудовому кодексу Российской Федерации./Под ред. профессора Ю.П.Орловского –М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2005.
Практическое задание: Решите письменно задачу
Задача № 7.
В Прокуратуру г. Москвы с заявлением нанезаконные решения центра занятости обратились Карпухин и Аксенов.
Карпухину была приостановлена выплата пособия побезработице на четыре месяца, т.к. он был отчислен за виновные действия скурсов обучения, на которые был направлен центром занятости. С решениемКарпухин не согласился и потребовал его отмены.
Аксенову было отказано в оформлении досрочнопенсии по возрасту. По его мнению, все необходимые основания для ее оформленияу него имеются: ему 58 лет, трудовой стаж составляет 27 лет, с последнего местаработы он уволился, т.к. его не устраивала заработная плата. В настоящее времяон является, безработным и хотел бы получать пенсию. Отказ центра занятости отоформления пенсии считает незаконным.
1. Какой нормативный правовой акт должен бытьприменен для рассмотрения данного вопроса?
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (в ред. Федерального закона №367-ФЗ от 27.12.2009) «О занятостинаселения в Российской Федерации» (далее Закон).
2. Правомерно ли решение центра занятости вотношении Карпухина?
Неправомерно. В соответствии сч.2 ст.30 пособиепо безработице гражданам, направленныморганами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия,устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.
3. Правомерно ли решение центра занятости вотношении Аксенова?
Правомерно. В соответствии с ч.2 ст. 32 Закона попредложению органов службы занятости при отсутствии возможности длятрудоустройства безработным гражданам из числа лиц, не достигшим возраста 60лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностьюне менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, уволенным в связи сликвидацией организации либо сокращением численности или штата работниковорганизации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступлениявозраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочноназначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года донаступления соответствующего возраста.
Аксёнов соответствует всем требованиям даннойстатьи, кроме одного условия. Так как он с последнего места работы уволился,т.к. его не устраивала заработная плата (т.е. по собственному желанию), то онне имеет права на досрочное оформление пенсии.
4. Укажите порядок признания гражданбезработными.
В соответствии со ст.3 Закона безработнымипризнаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка,зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы,ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка неучитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработкагражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от ихорганизационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидациейорганизации либо сокращением численности или штата работников организации.
Решение о признании гражданина,зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимаетсяорганами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней содня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов,их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию,справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы,а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии(специальности) — паспорта и документа об образовании.
В случае представления справки о среднемзаработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностраннойвалюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рублипо официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службызанятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации вцелях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первогодня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, длярешения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляетиндивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленномпорядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.