Охрана здоровья и медицинское обеспечение населения – обязанность государства

Контрольная работа
Охрана здоровья и медицинскоеобеспечение населения – обязанность государства

Содержание
Введение
1. Государственный статус здравоохранения в РФ
2. Современные тенденции государственного регулирования здравоохранения
3. Законодательное обеспечение системы российского здравоохранения
4. Государственное управление системой здравоохранения
5. Направления развития российского здравоохранения
Заключение
Списоклитературы

Введение
Здравоохранение любого государства представляет собойкомплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и других мер,предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этогообщества. В этом смысле существующие в мире системы здравоохранения по целомуряду признаков подпадают под определение института — наличие целей, статусно-ролевыевзаимодействия индивидов и т.д. Здравоохранение, будучи таковым, обеспечиваетвозможность членам общества и различных социальных групп удовлетворять своипотребности, стабилизировать социальные отношения, вносит согласованность,солидарность, интегрированность в жизнь общества. Тем не менее, характерздравоохранения определяется, прежде всего, социальным строем общества игосударства, хотя цель здравоохранения единая — изучение здоровья и болезней,предупреждение и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности.
Общей тенденцией, проявляющейся в настоящий момент всистемах управления здравоохранением в разных государствах, становитсятенденция использования этических принципов в данном процессе. Для российскогоздравоохранения в настоящее время является важным фактором определение аспектовэтического регулирования, их соотношение с международной практикой ипоследующее внедрение в повседневную практическую деятельность.
Многосторонний механизм функционирования структурыздравоохранения требует особого внимания к его организации, а также высокогопрофессионализма и разносторонней подготовки специалистов.
Источниками информации для написания работы послужили:законодательные и нормативные акты РФ, базовая учебная литература, прочиеактуальные источники информации.

1. Государственный статус здравоохранения в РФ
Институциональный статус российского здравоохраненияопределяется его легитимностью, встроенностью (в большей или меньшей степени) всоциально-политическую систему государства, которое вносит в эту сферуопределённые регламентации. В частности, законодательство регулирует поведениеучастников по линии медицинского страхового процесса. Речь идёт о КонституцииРФ, Гражданском Кодексе РФ, Законе «О медицинском страховании граждан в РФ», Основахзаконодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, разного родаведомственные нормативные акты Министерства здравоохранения РФ и ФедеральногоФонда обязательного медицинского страхования.
Под развитием здравоохранения следует понимать комплексуправленческих мероприятий, которые необходимо реализовать с целью переводаотрасли в новое качество, позволяющее обеспечить максимально возможный уровеньмедицинской помощи населению при соответствующем уровне правовых, финансовых,материально-технических и кадровых ресурсов, с учётом существующих в каждыйопределённый период времени фактор внешней среды.
Медицина, здравоохранение — это отрасль, котораярельефно, отчетливо и конкретно показывает не только суть социальной политикигосударства, но и суть социального государства вообще, которая есть результатне только воли самого государства, но и апелляции к нему со стороныгражданского общества.
Собственно именно в своей социальной политике, включаяотношение к здравоохранению, государство реально показывает и подтверждает, чьиинтересы и как оно защищает. Поскольку становится ясно:
регулирует ли государство экономическую жизнь страны винтересах всего общества;
поддерживает ли социальную справедливость и гражданскоеравенство перед законом;
осуществляет ли государство социальные функции,
является ли при этом гарантом основных гражданских прав,касающихся именно социального обеспечения.
Социальная сфера медицины, здравоохранения дает обществуперспективу в виде восстановления и поддержания здоровья. Последнее, как икультура в целом, редко связано напрямую с экономическими показателямиоптимальной нормы прибыли краткосрочного плана. Но от этого не менее значимодля общества. Об этом пишут многие исследователи, но косвенно — в работах,посвященных увязыванию показателей здоровья с профессией, ролевым, половым,возрастным, образовательным статусами и т.д. Все это придает и особый видответственности перед обществом – социальную ответственность медицинскойотрасли.
Поскольку медицинские учреждения осуществляютсоциально-экономическую деятельность, реформирование отечественногоздравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике должно сопровождатьсянаучными исследованиями, направленными на формирование критериев (стандартов)медицинской деятельности, в том числе и этических.
Одним из этапов их эффективного применения являетсясоздание модели механизмов для проведения непрерывного мониторинга условий ирезультатов финансирования, распределения ресурсов, регулированияинформационных потоков, а также для установления их взаимосвязи с оказаниеммедицинской помощи и уровнем здоровья населения. Такая ситуация требует подходак деятельности управленческих структур в сфере здравоохранения на системномуровне. Это обстоятельство свидетельствует, что понятие социальнойответственности здравоохранения является особенно актуальным.
Кроме того, в силу своей специфики, медицинская отрасль врамках развития общества приобретает социальную ответственность, выражающуюся вответственности за уровень здоровья граждан, что является показателем иэкономическим и социальным.
Уникальной попыткой приблизить и реализовать идеалсправедливости как распределения благ, в данном случае медицинской помощи, «попотребностям», а не «по труду», явилась система государственного (народного)здравоохранения в СССР. Известно, что в СССР охрана здоровья гражданосуществлялась «через общественные фонды», т. е. независимо от трудового вкладакаждого. По мнению специалистов того времени, народное здравоохранениевыполняет свои социальные функции охраны и укрепления здоровья трудящихся,независимо от их социального происхождения, положения в обществе,национальности, места жительства и других факторов. Речь в данном случае идет осоциальном равенстве и однородности в охране и укреплении здоровья всехграждан, обладающих равными правами и достоинствами. В силу этого можносказать, что в советском здравоохранении достигнуто социальное равенствовозможностей всех членов общества, равенство, которое ориентировано на принципкоммунистического распределения по потребностям». Тем не менее, обеспечениебесплатной медицинской помощью всех граждан не было столь справедливымотносительно объема медицинских услуг и их качества.
Изменение формы государственного правления в Россиипослужило со временем и основой для перемен в системе здравоохранения. Косновным причинам перехода от государственной (бюджетной) к бюджетно-страховойсистеме здравоохранения специалисты относят: «коренные изменения системыобщественного хозяйства, утрату государством множества своих функций ивозможностей, уменьшение внутреннего валового продукта, дефицитгосударственного бюджета, отказ от жесткого регулирования цен на товары иуслуги».

2. Современные тенденции государственного регулированияздравоохранения
В настоящее время в современном обществе сосуществуютследующие формы организации медицинской помощи:
платная (частная) медицина,
добровольное (частное, коммерческое) медицинскоестрахование,
обязательное (всеобщее) медицинское страхование
национально-государственная система здравоохранения.
Одним из современных критериев оценки благополучияобщества (или государства) является то, в состоянии ли оно и каким образом онообеспечивает охрану здоровья своим гражданам.
Принцип справедливости в здравоохранении сегодня, с однойстороны, непосредственно связан с правом человека на охрану здоровья в рамкахсоциального института здравоохранения и, с другой стороны, является основаниемоценки достигнутого уровня социальной защиты человека в данном обществе вобласти здравоохранения.
История ХХ века свидетельствует, что устойчивойтенденцией является вытеснение платной медицины системами обязательногомедицинского страхования и национально-государственного здравоохранения,обнаруживает, что нравственная идея справедливости, проникнув в область здравоохранения,сделала в ней значительные завоевания.
Так, например, переход от страховой медицины кнациональным системам здравоохранения происходит в Италии, Португалии. Переходк обязательному (всеобщему, национальному) медицинскому страхованию от добровольного(частного, коммерческого) страхования происходит в США, Южной Корее, на Кипре,в Израиле, в Нидерландах.
В конце прошлого века в Испании было принято решение опочти 100% охвате населения медицинской помощью против 85% имеющегося. Другиестраны — Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, страны Северной Европы —сохраняют действующие у них системы национально-государственногоздравоохранения и обязательного медицинского страхования, внося определенныеизменения.
Для развивающихся стран более характерна ориентация навсеобщее обязательное медицинское страхование на основе государственногоуправления. Однако эти процессы не должны заслонять собой всю неоднозначность исложность решения проблемы справедливости в здравоохранении.
Практическая реализация преодоления неравенства в уровнемедицинской помощи — сложный и длительный процесс. В настоящее время, пожалуй,нет страны, которая была бы окончательно удовлетворена состоянием своегоздравоохранения, финансированием научных исследований и оплатой труда,механизмами распределения ресурсов между отраслями здравоохранения,обеспечением доступности медицинской помощи. Неудивительно, что практически вкаждой стране осуществляется коррекция системы здравоохранения, проводятсяразличные преобразования, реформы. Тем не менее в большинстве стран мира невызывает сомнение одна из основных задач этих преобразований — справедливость иравенство для всех граждан в доступности медицинской помощи высокого качества.
Целям осуществления данных преобразований служит деятельностьмеждународных медицинских организаций.
Сложившиеся экономические отношения в системездравоохранения в разных странах фактически отличаются и определяютсянациональной культурой, политикой и ведомственными интересами. Однако общейчертой является влияние государственного сектора на систему здравоохранения вцелом или обеспечение ее финансирования, что позволяет распространитьмедицинское страхование на все слои населения. Главный ориентир — улучшениездоровья населения, поэтому медицинская помощь доступна для всех и в то жевремя существует гарантия оплаты всех медицинских затрат.
Перед правительствами всегда вставал вопрос онеобходимости финансирования здравоохранения государством. Идея активногопривлечения средств пациентов и других частных источников исходит из Всемирногобанка и направлена на то, чтобы побудить пациента или застрахованного нестибольшую долю ответственности за расходы на здравоохранение, т.е. переложить этобремя с общественного сектора и общественных фондов на частное лицо. В качествеобщественных фондов могут выступать средства государственного и местногобюджетов, национальных программ обязательного социального или медицинскогострахования, общественных, религиозных и других организаций.
Следует отметить, что большинство западных стран в нашидни находятся в поиске «новой структуры равновесия» между государственнымфинансированием и медицинским страхованием, особенно не рассчитывая на личныесредства граждан. Текущие реформы во многих Европейских странах направлены наограничение государственного влияния на управление здравоохранением. В то жевремя должно быть достигнуто определенное равновесие с тем, чтобы избежатьрастущего социального неравенства и гарантировать осуществление прав граждан наполучение медицинской помощи.
Государственные программы основываются на принципеобязательного членства и предоставляют стандартное страховое пособие.Негосударственные страховые компании, как правило, строятся по принципудобровольного членства и предоставляют свободу выбора той или иной страховки всоответствии с индивидуальными пожеланиями. Принцип разделения ответственностимежду негосударственным и государственным секторами в каждой отдельно взятойстране свой.
Программы государственного страхования в здравоохранениифинансируются за счет специальных взносов или общего налогообложения; взносыиногда подсчитываются как процент от индивидуального дохода, являясь, такимобразом, элементом финансового перераспределения.
Государственное страхование поддерживается правительствомлибо в форме прямых субсидий из центральных фондов, либо путем контроля заценами на медицинские услуги, либо посредством льготного налогообложения.Негосударственное страхование также иногда получает льготы по налогообложению.
Тем не менее, в каждом государстве деятельность системыздравоохранения регулируется законодательными и нормативными актами.
3. Законодательное обеспечение системы российскогоздравоохранения
Законодательное обеспечение охраны здоровья российских гражданнаправлено на достижение одной из главных целей государственной политики — сбережение и укрепление здоровья народа. Национальная система здравоохранениядолжна быть построена на основе прогрессивного законодательства, впитавшего всебя передовой опыт отечественной мировой науки и практики в области охраныздоровья и права.
В соответствии с Уставом Всемирной организацииздравоохранения здоровье — это состояние полного физического, душевного исоциального благополучия, а не только отсутствие болезней и физическихдефектов. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним изосновных прав всякого человека без различия расы, религии, политическихубеждений, экономического и социального положения.
В качестве одного из основных прав человека данное правовключено в Основной закон Российской Федерации – Конституцию РФ, котораяявляется базовым документом для формирования законодательной основысовременного российского здравоохранения. Статья 2 Конституции РФ закрепляет,что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей Российскогогосударства. В области охраны здоровья Конституция исходит из положенийВсеобщей декларации прав человека Генеральной ассамблеи Всеобщая декларацияправ человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), Конвенции о защите основных прав и свободчеловека, Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи сиспользованием достижений биологии и медицины и др.
Законодательная база российского здравоохраненияобеспечивается Федеральным Собранием Российской Федерации, в основномГосударственной Думой, в структуре которой сформирован Комитет по охранездоровья, обеспечивающий проведение и принятие законодательных актов в областиохраны здоровья и Правительством Российской Федерации.
В настоящее время основным законодательным документом,регулирующим российское здравоохранение является ФЗ «Основы законодательства обохране здоровья» №5487-1 от 22.07.1993 с последующими изменениями идополнениями.
Настоящие Основы устанавливают правовые, организационныеи экономические принципы в области охраны здоровья граждан в соответствии сКонституцией Российской Федерации, признавая основополагающую роль охраныздоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждаяответственность государства за сохранение и укрепление здоровья гражданРоссийской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования изакрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраныздоровья. Закон включает 12 глав, в числе которых: полномочия государства вобласти здравоохранения, права граждан, гарантии медицинской помощи, правамедицинских работников, ответственность за причинение вреда и др.
На основании данного закона, в Российской Федерацииприняты и другие законы и подзаконные акты, связанные со здравоохранением иобеспечением здоровья населения. Такими законами являются, например,Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения», Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Федеральныйзакон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространениятуберкулеза в Российской Федерации», Федеральный закон от 18 июня 2001 г.,Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантияхправ граждан при ее оказании», Законы РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1«О донорстве крови и ее компонентов», от 22.12.1992 N 4180-1 «Отрансплантации органов и (или) тканей человека», Федеральный закон от 23февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Федеральный закон N 124«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.
Положительную роль в формировании (реформировании)системы здравоохранения РФ сыграл свод нормативных правовых актов, посвященныхмедицинскому страхованию. Наиболее важным из принятых в этой сфере законовявляется Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страхованииграждан в Российской Федерации». С его принятием с 1 января 1993 г. былавведена система страховой медицины как формы социальной защиты граждан РФ.Благодаря этому Закону здравоохранение как система получило один из основныхисточников финансирования (помимо бюджетов всех уровней) — средстваобязательного и добровольного медицинского страхования.
Особое место в системе нормативных правовых актов в сферездравоохранения отводится подзаконным нормативным правовым актам. К нимотносятся акты Президента и исполнительных органов власти, Указы Президента РФ,например Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. N 468 «О неотложных мерахпо обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и др. Правоотношенияв области медицины регулируются также ведомственными нормативными актами:приказами, инструкциями, методическими рекомендациями Министерстваздравоохранения и социального развития РФ.

4. Государственное управление системой здравоохранения
Государственное управление системой здравоохранения РФ иполномочия Правительства РФ в социальной сфере, в том числе в сферездравоохранения предусмотрены ст. 16 ФКЗ «О Правительстве РФ» № 2-ФКЗ от17.12.1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями), где отмечается, чтоПравительство РФ:
обеспечивает проведение единой государственной социальнойполитики, реализацию конституционных прав граждан в области социальногообеспечения,
способствует развитию социального обеспечения иблаготворительности;
принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
разрабатывает программы сокращения и ликвидациибезработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
принимает меры по реализации прав граждан на охрануздоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
содействует решению проблем семьи, материнства, отцовстваи детства,
принимает меры по реализации молодежной политики;
взаимодействует с общественными объединениями ирелигиозными организациями;
разрабатывает и осуществляет меры по развитию физическойкультуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
Государственным органом, координирующим и регулирующимсистему российского здравоохранения, является Министерство здравоохранения исоциального развития РФ, на которое и возложено исполнения вышеперечисленныхфункций.
Возглавляет министерство министр и его заместители. Центральныйаппарат министерства включает 21 департамент по различным вопросам. В общуюструктуру министерства включены также соответствующие службы, агентства и фонды(всего 7 подразделений), а также совещательные и координационные органы – коллегии,комиссии, советы, рабочие группы (всего 19 структур), предусматривающиесотрудничество с общественными медицинскими организациями.
В соответствии с Основами законодательства об охранездоровья государственные органы тесно сотрудничают с общественными медицинскимиорганизациями. В настоящее время на территории РФ функционируют более 50общественных медицинских организаций, образованных как по территориальномупризнаку, так и по профессиональной специализации.
5. Направления развития российского здравоохранения
По своей сути стратегическое развитие здравоохранения — это сбалансированный комплекс управленческих стратегий политического,экономического и социально-культурного характера, осуществление которыхпозволит реализовать институциональные преобразования российскогоздравоохранения с целью его совершенствования, приобретая таким образомсоциологическую окраску, выводя управление отраслью в плоскость социальногоуправления.
Здравоохранение, являясь существенным компонентомсоциальной политики государства, также подлежит реформированию в целяхустойчивого развития нашей страны. Основными направлениями развития реформ вобласти здравоохранения являются:
Разработка и осуществление стратегии развитияздравоохранения органами государственной власти и местного самоуправления,
Предание организационно-правового статуса лечебнымучреждениям, адекватного новым экономическим отношениям,
Расширение форм самостоятельного хозяйствования ипредпринимательства лечебных учреждений,
Введение адекватной и стимулирующей системыналогообложения лечебных учреждений,
Развитие на национальном уровне программ, обеспечивающихобщественное здоровье.
Возможные пути реализации стратегии реформированияздравоохранения представлены на рисунке 1. (источник: Тогунов И. Стратегия реформированияотраслей социальной сферы. medtema.ru/organizacija-zdravookhranenija)
/>
На рисунке наглядно видно, что главной задачей реформированияроссийского здравоохранения является обеспечение хорошего качества лечебныхуслуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений, а такжевнедрения эффективных методов медицинской помощи. Для этого на государственномуровне принят ряд стратегических документов.
Важным шагом в направлении реформирования российскогоздравоохранения является реализация Национального проекта Здоровье,регулируемого Советом при Президенте России по реализации приоритетныхнациональных проектов и демографической политике.
Основные цели данного проекта:
Укрепление здоровья населения России, снижение уровнязаболеваемости, инвалидности, смертности.
Повышение доступности и качества медицинской помощи.
Укрепление первичного звена здравоохранения, созданиеусловий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Развитие профилактической направленности здравоохранения.
Удовлетворение потребности населения ввысокотехнологичной медицинской помощи.
В целях обеспечения современного уровня развития российскогоздравоохранения предпринято включение направлений развития медицинской науки вСтратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015года. Данная Стратегия предусматривает работу совместных рабочих групп Россия — Европейский Союз по развитию сотрудничества в 4-х приоритетных областях, однойиз которых является «Исследования в области здравоохранения»..
Проблемы системы здравоохранения и вызовы для отрасли вближайшие десятилетия стали основой для реформирования отечественного в рамкахреализации «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». Входе обсуждения данного документа специалистами были высказаны следующиеположения:
1) улучшение здоровья населения осуществимо только приувеличении финансирования здравоохранения из государственных источников иповышении эффективности деятельности системы;
2) вложения в здравоохранение экономически эффективны;
3) в условиях экономического кризиса увеличениефинансирования будет способствовать экономическому росту, социальной и политическойстабильности в стране;
4) ключевыми направлениями Стратегии должны стать:справедливое распределение ресурсов здравоохранения между субъектами РФ,повышение квалификации медицинских кадров и их мотивации к качественному труду,адаптация системы организации медицинской помощи к современным условиям,повышение эффективности управления и формирование здорового образа жизни унаселения РФ.
Изучение нормативно-законодательных и теоретическихисточников о состоянии социальной политики в нашей стране позволяет сделатьвыводы о том, что в настоящее время в социальной сфере России, в том числе вздравоохранении, существует ряд проблем, нуждающихся в последовательномрешении. Правительством РФ предпринимаются конкретные шаги, выражающиеся впринятии, разработке и реализации национальных программ и стратегий, в числекоторых Национальная программа Здоровье, Стратегия развития здравоохранения РФ,Стратегия развития науки и инноваций.

Заключение
В ходе написания контрольной работы были подробно изученывопросы развития российского здравоохранения и обязанностей государства вданном вопросе. Также были рассмотрены современные тенденции, существующие вразных странах и направления деятельности российского государства в развитииздравоохранения и медицинского обеспечения населения.
Изученные вопросы регулируются в РФ целым рядомосновополагающих законов и нормативных актов. Все эти документы должны бытьизучены соответствующими специалистами системы здравоохранения и использоватьсяв повседневной работе. Обязанность государства в медицинском обеспеченииграждан закреплена в Основном государственном законе – Конституции РоссийскойФедерации.
Под развитием здравоохранения следует понимать комплексуправленческих мероприятий, которые необходимо реализовать с целью переводаотрасли в новое качество, позволяющее обеспечить максимально возможный уровеньмедицинской помощи населению при соответствующем уровне правовых, финансовых,материально-технических и кадровых ресурсов, с учётом существующих в каждыйопределённый период времени фактор внешней среды.
Одним из современных критериев оценки благополучияобщества (или государства) является то, в состоянии ли оно и каким образом онообеспечивает охрану здоровья своим гражданам.
В настоящее время, пожалуй, нет страны, которая была быокончательно удовлетворена состоянием своего здравоохранения, финансированиемнаучных исследований и оплатой труда, механизмами распределения ресурсов междуотраслями здравоохранения, обеспечением доступности медицинской помощи.Неудивительно, что практически в каждой стране осуществляется коррекция системыздравоохранения, проводятся различные преобразования, реформы. Тем не менее вбольшинстве стран мира не вызывает сомнение одна из основных задач этихпреобразований — справедливость и равенство для всех граждан в доступностимедицинской помощи высокого качества.
В Российской Федерации в настоящее время разработаны иосуществляются национальные стратегические программы, направленные на улучшениездоровья и медицинского обеспечения населения.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. ФКЗ «О Правительстве РФ» № 2-ФКЗ от 17.12.1997 г.
3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровьяграждан” (№ 5487-1 от 22.07.1993)
4. Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации»
5. Национальный проект Здоровье
6. Стратегия развития здравоохранения РФ до 2020 года
7. Н.Ф. Герасименко, И.Ю. Григорьев, О.Ю. Александрова, О.В. Андреева Обязательноемедицинское страхование: что нужно знать медицинскому работнику — Изд-воМеждународный центр финансово-экономического развития, приложение к журналу«Здравоохранение», 2003 г. 272 с.
8. Галкин В.В. Медицинский бизнес. — Изд-во: КноРус, 2007 г.
9. Ерохина Т. Государственное управление здравоохранением в РоссийскойФедерации. – М.: Медиа, 2007 –252с.
10. Лисицин Ю. П., Стародубов В. И., Гришин В. В., и др… Медицинскоестрахование. — М., 2004. — 190с.
11. Шейман И. М. Бюджетно-страховая система здравоохранения. — М., Финансы истатистика, 2003. — 216 с.
12. Страхование здоровья за рубежом: проблемы, опыт, перспективы. — М.,Финансы и статистика, 2004. — 274 с
13. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. – М., Гэотар-Медиа, 2010. — 190с.
14. Тогунов И. Стратегия реформирования отраслей социальной сферы.medtema.ru/organizacija-zdravookhranenija
15. http://www.minzdravsoc.ru/ — официальный сайт Министерстваздравоохранения и социального обеспечения РФ
16. http://rost.ru/projects/health/health_main.shtml — официальный сайтПриоритетного Национального проекта Здоровье