Окружающая природная среда и экологический контроль

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

ПЛАН
 
1.        Государство иконтроль за использованием и охраной окружающей природной среды
2.        Материальнаяответственность за экологические проступки
3.        Правовая охранаатмосферного воздуха

1.        Государствои контроль за использованием и охраной окружающей природной среды.
 
Экологический контроль —важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраныокру­жающей среды от вредных воздействий, функция государственно­го управленияи правовой институт права окружающей среды. Ос­новываясь на роли экологическогоконтроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшуюправо­вую меру. Именно посредством экологического контроля в основ­номобеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды кисполнению экологических требова­ний. Меры юридической ответственности заэкологические право­нарушения применяются либо в процессе экологического контро­ля,либо с привлечением иных государственных органов.
Функция экологическогоконтроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспече­ниярационального природопользования и охраны окружающей среды — экологическогонормирования, экологической эксперти­зы, экологического лицензирования,экологической сертифика­ции. Но в рамках всех этих направлений деятельностиэкологичес­кий контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых тре­бований,осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видовдеятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологическогоконтроля, представ­ляет собой целенаправленную деятельность специально уполномо­ченныхгосударственных органов, осуществляемую в рамках установленной для ихпроцедуры, на основе специальных правовых норм.
Российскоеадминистративное право выделяет два вида кон­трольной деятельности — контроль инадзор.Под экологическим контролем понимается деятельностьуполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требованийэкологического законодательства. Административный надзор представляет собойспецифическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит внаблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранныхправил. Надзор проводится в отно­шении органов исполнительной власти,предприятий, обществен­ных формирований и граждан.
При этом некоторыегосударственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различиемежду этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с ЗакономРФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» таким органомявляется Государственная метрологическая служба Гос­стандарта России.Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверкусоблюдения метрологических пра­вил и норм, которые распространяются, вчастности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).
Экологический контролькак правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную,  информационную икара­тельную.
Роль предупредительнойфункции заключается в том, что субъ­екты экологического контроля, зная овозможной проверке соблю­дения ими правовых экологических требований,заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Ин­формационнаяфункция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лицасобирают разнообразную инфор­мацию о природоохранительной деятельностиподконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в при­менениик нарушителям правовых экологических требований предусмотренныхзаконодательством санкций по результатам со­ответствующих проверок.
В природоохранительнойпрактике России выделяются следую­щие виды экологического контроля:государственный, ведомст­венный, производственный, общественный. Критериямитакой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, исфера действия контроля.
 Государственныйэкологический контроль
Задачей государственногоэкологического контроля яв­ляется обеспечение выполнения правовых требований порацио­нальному использованию природных ресурсов и охране окружаю­щей среды отзагрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями игражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контрольносит, таким образом, надведомственный характер.
Существенной особенностьюгосударственного экологического контроля является и то, что он ведется от именигосударства. Осу­ществляемый в рамках экологической функции государства госу­дарственныйконтроль в данной сфере в значительной мере опреде­ляет эффективность даннойфункции. Потенциально государст­венный экологический контроль более другихвидов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований,поскольку он как инструмент осуществления экологической функ­ции государстваможет использовать не только собственные полно­мочия государственно-властногохарактера, но и прибегать к под­держке правоохранительных органов — прокуратурыи суда. Ос­новными мерами административного принуждения при этом явля­ются мерыадминистративного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатацииэкологически вредных объектов), ад­министративной ответственности(предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановкавопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности,возмещении экологического вреда или применении мер общест­венного воздействия).
Государственныйэкологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего.Задачейпредупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческойи иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие наприроду. Осуществляется такой контроль на стади­ях планирования илипроектирования этой деятельности, реализа­ции проекта, ввода объектов вэксплуатацию. Текущий государст­венный экологический контроль осуществляетсяспециально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иныхэкологически значимых объектов, в процессе природополь­зования.
Соответственноподразделению органов государственного уп­равления природопользованием иохраной окружающей среды  органы общей и специальной компетенциигосударственный эко­логический контроль можно подразделить на общий испециальный (надведомственный). Общий экологический контроль осу­ществляетсяорганами общей компетенции, специальный — орга­нами специальной компетенции.Подразделение государственного экологического контроля делится на:  общий испециальный предопределяет специфику форм и способов его проведения..
Государственный экологическийконтроль проводится на опре­деленных принципах. Основные из них — законность,объектив­ность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Прин­ципзаконности проявляется в том, что такой контроль могут про­водить лишьуполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемыхнормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данныхо деятельнос­ти контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных иконтрольных функций характерен лишь для специально уполно­моченных органовгосударственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальныйхарактер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том,что функция проведения специального государственного экологического кон­троля неможет возлагаться на органы, эксплуатирующие природ­ные ресурсы.
Правовые основыорганизации и осуществления государствен­ного экологического контроляустановлены Конституцией РФ, за­конами, регулирующими статус Президента РФ,Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законода­тельством,а также рядом специальных подзаконных актов. Зако­ном «Об охране окружающейприродной среды» (ст. 68, 70) опреде­лены задачи, органы государственногоэкологического контроля, а также полномочия должностных лиц этих органов (ст.68, 70). За­дачи и органы государственного контроля за использованием и охранойприродных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами. Кспециальным актам в рассматри­ваемой сфере относятся:
1) Правила осуществлениягосударственного экологического контроля должностными лицами Министерстваохраны ок­ружающей среды и природных ресурсов РФ и его территори­альныхорганов, утвержденные приказом Минприроды Рос­сии от 17 апреля 1996 г.;
2) Порядок осуществлениягосударственного экологического контроля за охраной окружающей природной средыи соблю­дением требований экологической безопасности при произ­водстве,использовании, хранении, захоронении радиоак­тивных материалов и источниковионизирующего излуче­ния, утвержденный приказом Минприроды России от 8 ок­тября1993 г.;
3) Приказ МинприродыРоссии от 23 июля 1996 г. «О совершен­ствовании технического и методическогообеспечения эколо­гического контроля и использования новых экономическихмеханизмов при осуществлении природоохранной деятель­ности»;
4) Указ Президента РФ от16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием иохраной зе­мель при проведении земельной реформы»;
5) Положение о порядкеосуществления государственными ор­ганами управления лесным хозяйствомгосударственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством,охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утверж­денное постановлениемПравительства РФ от 3 мая 1994 г. и др.
 Государственныйобщий экологический контроль
Государственный общийэкологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ,представи­тельными органами субъектов РФ, Правительством РФ, прави­тельствамисубъектов РФ, администрацией субъектов РФ и орга­нами местного самоуправления.
ПолномочияПрезидентаРоссии как главы государства по про­ведению экологического контролярегулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форменепо­средственного контроля Президента РФ и опосредованного — через подразделенияего администрации. Непосредственный кон­троль Президент РФ осуществляет черезподбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решениюэко­логических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФон назначает на должности министров, предсе­дателей государственных комитетов,руководителей федеральных служб. При этом в соответствии с Указом Президента РФот 14 ав­густа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»ряд федеральных органов, выполняющих, в частности, природоохранные функции,подчинен и подотчетен Президенту РФ. Это — МВД РФ, Федеральная пограничнаяслужба России, Федеральная служба безопасности России, Федеральный надзорРоссии по ядерной и радиационной безопасности.
Президент РФ вправепредседательствовать на заседаниях Пра­вительства РФ, что позволяет емуконтролировать обоснованность и целесообразность принятия экологически значимыхрешений.
Президентский контрольреализуется также через Контрольное управление Президента РФ и его территориальныеподразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ всубъектах Федерации. От имени и по поручению Президента РФ Контрольноеуправление осуществляет контроль за исполнени­ем федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов РФКонституции РФ, законов, указов и распоряжений Президента РФ. Свои задачиКонтрольное управление решает посредством проверок. По их результатам оновправе вносить Президенту РФ предложения, направлять предпи­сания руководителямфедеральных органов и главам исполнитель­ной власти субъектов РФ об устранениивыявленных нарушений, а также направлять соответствующие материалы вПрокуратуру РФ и контрольные органы.
Хотя государственныйэкологический контроль осуществляет­ся преимущественно в системе органовисполнительной власти, федеральное Собрание РФ, представительные органысубъектов РФ также обладают рядом имеющих отношение к охране окружаю­щей средыконтрольных полномочий, предусмотренных Конститу­цией России, конституциями(уставами) субъектов РФ. Контроль органов представительной власти проводится ссоблюдением ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвейвласти.
На федеральном уровнеконтрольные полномочия принадлежат главным образом Государственной Думе. Онипроявляются в том, то Дума дает согласие Президенту РФ на назначениеПредседателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству РФ.Весьма значимым может быть контроль Государственной Думы за деятельностьюПравительства РФ при формировании бюд­жета. В соответствии с Законом «Об охранеокружающей природ­ной среды» финансирование природоохранных мероприятий должнопредусматриваться в государственном бюджете отдельной строкой. Контроль завыполнением этого требования — задача Го­сударственной Думы. Важным являетсятакже контроль за испол­нением федерального бюджета, в том числе по статьям,касающим­ся охраны окружающей среды: он относится к совместному веде­нию обеихпалат Федерального Собрания РФ. На регулярной осно­ве такой контроль от именифедерального Собрания РФ осущест­вляет специально созданный орган — Счетнаяпалата. Контроль­ная деятельность Счетной палаты регулируется Федеральным за­кономот 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федера­ции». Она, в частности,проводит оперативный контроль за испол­нением федерального бюджета в отчетномгоду; комплексные реви­зии и тематические проверки по отдельным статьямфедерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспер­тизупроектов федерального бюджета и др. (ст. 9 названного Феде­рального закона).
Контрольные полномочияпредставительных органов субъек­тов РФ, как правило, шире федеральных. Так,согласно конститу­циям республик Татарстана и Башкортостана представительныеорганы являются высшими законодательными и контрольными органами. Ониконтролируют деятельность всех подотчетных им государственных органов, каковымиявляются, в частности, пра­вительства.
Государственный общийэкологический контроль осуществля­ют такжеорганы исполнительной властиобщей компетенции— Правительство РФ, правительства субъектов Федерации.Экологи­ческий контроль проводится ими путем заслушивания на своих заседанияхотчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной властив области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнениемзаконов иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствую­щимиорганами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствамиактов, если они противоречат Кон­ституции РФ, конституциям (уставам) субъектовРФ, указам Пре­зидента РФ, постановлениям правительств.
Администрации краев,областей и других субъектов РФ осу­ществляют контроль за использованиемприродных ресурсов и ох­раной окружающей среды, радиационным состоянием террито­рий,соблюдением утвержденных проектов строительства, состоя­нием учета и отчетностина предприятиях и в организациях, нахо­дящихся в собственности субъекта РФ.
 
Государственный специальный экологический контроль
Государственныйспециальный (надведомственный) экологи­ческий контроль проводитсяпреимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроляхарактеризует­ся, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенцииконтролируют деятельность органов исполнительной власти, пред­приятий, а такжеграждан по вопросам природопользования и ох­раны окружающей среды. Во-вторых,между субъектами и объек­тами этого контроля отсутствует организационнаяподчинен­ность1.
Круг органов,уполномоченных на проведение государственно­го надведомственного экологическогоконтроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченныегосударствен­ные органы в области охраны окружающей среды, использования иохраны отдельных природных ресурсов:
• Государственный комитетРФ по охране окружающей среды;
• Министерство природныхресурсов РФ;
• Государственный комитетРФ по земельным ресурсам и зем­леустройству;
• Федеральная службалесного хозяйства России.
Специально уполномоченныеорганы проводят государственный  экологический контроль в формепредупредительного и теку­щего. При этом предупредительный контрольосуществляется при­менительно к различным видам экологически значимой деятель­ностии различными способами. Основными из них являются со­гласования сприродоохранительными органами, дача ими заклю­чений на проекты решений. Так, всоответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих насостояние и воспроиз­водство лесов, согласовываются с органом государственнойвласти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом феде­ральногооргана управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственнойэкологической экспертизы. Соглас­но ст. 25 Закона «О недрах», проектирование истроительство про­мышленных комплексов и других хозяйственных объектов разре­шаетсятолько после получения заключения федерального органа управлениягосударственным фондом недр или его территориаль­ного подразделения оботсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.Эффективным способом проведения превентивного экологического контроля может слу­житьучастие представителей специально уполномоченных госу­дарственных органов вобласти охраны окружающей среды в госу­дарственных приемочных комиссиях.
К специфическим способамосуществления предупредительно­го экологического контроля относится такжепроведение государ­ственной экспертизы предпроектной и проектной документациина строительство и реконструкцию хозяйственных и других объек­тов, влияющих насостояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствияисходным данным, техническим условиям итребованиям нормативной документации по проекти­рованию и строительству (ст. 80ВК РФ).
Полагаем необходимымотметить, что не можем рассматривать Государственную экологическую экспертизу,экологическое ли­цензирование, экологическую сертификацию как способы прове­денияэкологического контроля, хотя, и подчеркиваем, что все на­званные меры служатправовыми средствами, имеющими целью обеспечить выполнение правовыхэкологических требований. Но, как отмечалось, это — самостоятельные функциигосударственно­го управления, осуществляемые разными структурными подразде­лениямив системе специально уполномоченных органов, имею­щие собственные правовыеосновы и собственные процедуры. Не случайно в соответствии с Положением огосударственной экологи­ческой экспертизе, утвержденным постановлениемПравительства    РФ от 22 сентября 1993 г., контроль за исполнением требованийзаключения государственной экологической экспертизы осущест­вляют органыгосударственного экологического контроля, феде­ральный закон «Об экологическойэкспертизе» предусматривает в п. б ст. 18, что для осуществлениясоответствующих контрольных функций информация о заключении государственнойэкологичес­кой экспертизы направляется территориальным специально упол­номоченнымна то государственным органам в области охраны ок­ружающей природной среды (вслучае проведения государствен­ной экологической экспертизы федеральнымспециально уполно­моченным государственным органом в области экологической экс­пертизы),органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местногосамоуправления, а в случаях, определяемых спе­циально уполномоченнымгосударственным органом в области эко­логической экспертизы, — банковскиморганизациям, которые осуществляют финансирование реализации объектагосударствен­ной экологической экспертизы. И именно в этом проявляется пред­упредительныйхарактер государственного экологического конт­роля.
Текущий государственныйэкологический контроль осущест­вляется специально уполномоченными органами настадии экс­плуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, впроцессе природопользования.
Поскольку в системуспециально уполномоченных органов уп­равления природопользованием и охранойокружающей среды
входит ряд министерств иведомств, необходимо выяснить, в каких сферах они осуществляют контроль.
В соответствии спостановлением Правительства РФ от 25 ок­тября 1996 г. «ВопросыГосударственного комитета РФ по охране окружающей среды» на данный Комитетвозложено осуществле­ние государственного экологического контроля. Чтопонимается под экологическим контролем? Его содержание определяется За­кономРСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 70). Это — проверкавыполнения планов и мероприятий по охране при­роды, рациональному использованиюприродных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдениютребований природоохранительного законодательства и нормативов качестваокружающей природной среды. Таким образом,  Госкомэкология России и еетерриториальные органы призваны осуществлять госу­дарственный контроль нетолько за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованиемприродных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов. Контроль заиспользовани­ем и охраной отдельных природных ресурсов осуществляется такжеприродоресурсными государственными органами. Тем самым Правительство РФпланирует дублирование государственного экологического контроля. Однако приэтом им не регулируют­ся отношения по координации осуществлениягосударственного экологического контроля в системе специально уполномоченныхгосударственных органов.
Наряду с Законом «Обохране окружающей природной среды», основным нормативным документом,регулирующим контроль­ную деятельность Госкомэкологии РФ, являются Правила осу­ществлениягосударственного экологического контроля должност­ными лицами Министерстваохраны окружающей среды и природ­ных ресурсов Российской Федерации и еготерриториальных орга­нов, утвержденные приказом Минприроды России от 17 апреля1996г.
В части осуществленияэкологического контроля главной зада­чей Госкомэкологии является обеспечениесоблюдения всеми юри­дическими и физическими лицами (в том числе должностнымилицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства, и ино­странными лицами)требований природоохранительного законода­тельства, нормативных правовых актов,экологических норм, пра­вил и других нормативных документов по охранеокружающей среды. Для повышения эффективности государственного экологи­ческогоконтроля Госкомэкология России при его осуществлении в пределах своейкомпетенции обеспечивает:
а) координациюдеятельности специально уполномоченных го­сударственных органов РФ в областиохраны окружающей среды и их территориальных органов в части осуществления имигосударственного контроля за использованием и охраной отдельных видов природныхресурсов и координацию дея­тельности других министерств и ведомств и ихтерриториаль­ных органов, которые в соответствии с законодательством решаютвопросы в области охраны окружающей среды. Коор­динация контрольной деятельностиГоскомэкологии РФ е-другими государственными органами регулируется специ­альнымиактами, к примеру, Соглашением о взаимодействии органов Минприроды России иРоскомнедра в части государ­ственного контроля за охраной окружающей природнойсреды на объектах недропользования, утвержденное Мин­природы РФ и Роскомнедраот 27 марта 1995 г.;
б) взаимодействие сорганами Госсанэпиднадзора, МВД РФ, Прокуратуры РФ, другими заинтересованнымиминистерствами и ведомствами, а также с общественными объедине­ниями.
На государственныхинспекторов по охране природы Госкомэкологии России и его территориальныхорганов при осуществле­нии государственного экологического контроля возложенысле­дующие обязанности:
1) самостоятельно или вовзаимодействии с должностными ли­цами министерств, ведомств, их территориальныхорганов, выполняющих функции по осуществлению государственно­го контроля заиспользованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, и с привлечением вустановленном по­рядке специалистов по вопросам охраны окружающей при­роднойсреды систематически осуществлять проверки хозяй­ственной и иной деятельностиюридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими экологических требо­ваний;
2) принимать меры попредотвращению и устранению экологи­ческих правонарушений и их негативныхпоследствий, при­влечению в установленном порядке юридических и физичес­ких лицк ответственности за нарушение экологических тре­бований;
3) осуществлять сборинформации о состоянии и изменениях окружающей природной среды, необходимой дляорганиза­ции и осуществления государственного экологического кон­троля,анализировать и проверять ее достоверность; вносить в установленном порядкепредложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды ипо­вышению эффективности государственного экологического контроля.
Важнейшим условиемрешения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля,служит наличие до­статочного объема правомочий государственных инспекторов поохране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Законом «Об охранеокружающей природной среды» (ст. 70). Не­которыми дополнительными праваминаделяют их Правила осу­ществления государственного экологического контролядолж­ностными лицами Госкомэкологии России и его территориальных органов.
Решения государственныхинспекторов по охране природы могут быть обжалованы вышестоящему в порядкеподчиненности государственному инспектору по охране природы, в суд или арбит­ражныйсуд.
Приведенный переченьубеждает в том, что инспектора по охра­не природы Госкомэкологии Россииобладают необходимым объ­емом правомочий для эффективного выполнениявозложенных на  них задач и обязанностей.
  Существеннойпредпосылкой эффективности государственного экологического контроля служиттакже адекватное регулирование и соблюдение процедуры принятия государственнымиинспектора­ми по охране природы мер по предупреждению, выявлению и уст­ранениюэкологических правонарушений и привлечению винов­ных к ответственности.

2.        Материальнаяответственность за экологические проступки
При изучении данного видаответственности важно отли­чать его от имущественной ответственности,предусматриваемой гражданским законодательством. В науке экологического праваимущественная ответственность в сфере охраны окружающей среды рассматриваетсяиногда как материальная.
Материальнаяответственность заключается в обязанности ра­ботника возместить в установленномпорядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его винепред­приятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своихтрудовых обязанностей. В частности, материальную от­ветственность несутдолжностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходыпо возмещению вреда, при­чиненного экологическим правонарушением.
Материальнаяответственность за причиненный ущерб призна­ется самостоятельным видомюридической ответственности. Поэ­тому работник, независимо от привлечения кматериальной ответ­ственности, может быть привлечен также к дисциплинарной и иному виду ответственности.
По трудовому праву лица,находящиеся с предприятием, орга­низацией в трудовых отношениях, несутматериальную ответст­венность при определенных условиях:
а) наличие прямогодействительного ущерба, явившегося ре­зультатом совершения работникомэкологического правонаруше­ния, поскольку предприятие было вынуждено понестизатраты на возмещение причиненного этим правонарушением вреда;
б) противоправностьповедения работника, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение им своихтрудовых обязанностей (например, вследствие виновного нарушения работникомустанов­ленного технологического процесса произошел сброс сточных вод,”приведший к отравлению рыбы в водоеме);
в) причинная связь междудействием (бездействием) работника и причиненным ущербом. Должно быть доказано,что возникший ущерб непосредственно связан с нарушением данным работником
технологическогопроцесса;
г) вина работника впричинении ущерба своим действием или бездействием. Работник признаетсявиновным, если противоправ­ное деяние совершено им умышленно или понеосторожности.
Материальнаяответственность рабочих и служащих регламен­тируется Кодексом законов о трудеРФ, Положением о материаль­ной ответственности рабочих и служащих за ущерб,причиненный Предприятию, учреждению, организации, другими нормативны­ми актами.
Трудовое законодательствопредусматривает два основных вида материальной ответственности работников:ограниченную и пол­ную. При ограниченной материальной ответственности работникобязан возместить ущерб в размере прямого действительного ущер­ба, но, какправило, не более своего среднего месячного заработка (ст. 119КЗоТРФ).
Случаи материальнойответственности, при которых ущерб подлежит возмещению в полном объеме,предусмотрены ст. 121 КЗоТ РФ:
а) когда ущерб причиненпреступными действиями работника, установленными приговором суда, либоработником, находившим­ся в нетрезвом состоянии;
б) когда в соответствии сзаконодательством или договором на работника возложена полная материальнаяответственность, а также в других случаях.
 

3.        Правоваяохрана атмосферного воздуха
 
Объектом регулирования врамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух.Закон «Об охране атмосферного воздуха» не регулирует отношения по поводувоздуха жилых и производственных помещений. К атмо­сферному воздуху неотносится также воздух, находящийся в ком­прессорах, баллонах и т.п. Отношенияпо поводу воздуха помеще­ний и находящегося в емкостях регулируются санитарным,в том числе гражданским, жилищным законодательством. Критерием разграниченияатмосферного воздуха и иного воздуха служит есте­ственная связь первого сприродной средой.
Атмосферный воздухявляется одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего, онслужит незамени­мым источником кислорода, необходимого для существования всегоживого на Земле. При характеристике особой важности воз­духа в жизни человекаподчеркивается, что человек может про­жить без воздуха лишь несколько минут.
У атмосферного воздуха иатмосферы в целом множество других экологически и социально полезных свойств.Он является провод­ником энергии Солнца, служит защитой от губительных космичес­кихизлучений, образует основу климатических и погодных условий  на Земле. Вэкономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется кактранспортная коммуникация. Наконец, атмосфера — это среда для удалениягазообразных и пы­левидных отходов человеческой деятельности.
Особенностью правовогорежима атмосферного воздуха являет­ся то, что в силу физических свойств он неможет быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимытрадицион­ные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализи­рован длятого, чтобы стать объектом права собственности.
Не являясь собственникоматмосферного воздуха, находящего­ся в конкретный момент над территориейгосударства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают изпринадлежности государству его естественной природной среды. Любое государствов пределах своего воздушного пространства пользуется всеми пра­вамитерриториального верховенства, государственного суверени­тета, исключительнымправом на использование атмосферы. В со­ответствии с Воздушным кодексом РФРоссийская Федерация об­ладает полным и исключительным суверенитетом вотношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимаетсявоздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространствонад внутренними водами и территориальным морем (ст. 1).
Какова пространственнаясфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Онаопределяется пределами госу­дарственного суверенитета России над своимвоздушным простран­ством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться впре­делах практически возможного использования воздушного про­странства илипрактического воздействия на состояние атмосфе­ры. В определенной мере границадействия законодательства опре­деляется возможным высотным пределом, которыйдостигают самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредноевоздействие на состояние озонового слоя Земли оказывает­ся при эксплуатацииозоноразрушающих веществ на объектах, расположенных на земле.
Как никакой другойприродный ресурс, атмосферный воздух, «Не признающий» политических границ,образует единую в гло­бальном масштабе среду жизни.
Если в отношении такихприродных объектов, как земля, Ведра, воды, животный мир, предмет правовогорегулирования включает и регулирование использования и охраны, то регулиро­ваниеиспользования атмосферного воздуха может быть осущест­влено лишь в самой малойстепени. Так, ст. 40 и 41 Закона «Об охране атмосферного воздуха»предусматривают регулирование потребления атмосферного воздуха для промышленныхи иных народнохозяйственных нужд. При проектировании предприятий, сооружений идругих объектов, а также при создании и совершен­ствовании технологическихпроцессов и оборудования должны предусматриваться меры, обеспечивающиеминимально необходи­мое потребление атмосферного воздуха для производственныхнужд. Потребление воздуха для производственных нужд может быть ограничено,приостановлено или запрещено органами, осу­ществляющими государственныйконтроль за охраной атмосфер­ного воздуха, в случае, когда это приводит кизменениям состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие наздо­ровье людей, растительный и животный мир.
Хотя на практике неустанавливается особых ограниченийназабор воздуха длятехнологических нужд, атмосферный воздух как природный ресурс эксплуатируетсявесьма интенсивно. Напри­мер, современный реактивный лайнер при перелете изЕвропы в Америку за 8 часов полета потребляет столько кислорода, сколько за этоже время могут выделить 25 тыс. га леса. Воздух является необходимым элементомпроизводственных процессов и иной хо­зяйственной деятельности человека.
Наряду с Законом РСФСР«Об охране атмосферного воздуха», отношения по охране атмосферного воздухарегулируются Зако­ном «Об охране окружающей природной среды», Федеральнымзаконом «Об экологической экспертизе» и другими нормативными актами.
Поскольку в процессеантропогенной деятельности на состоя­ние атмосферного воздуха оказываютсяхимические, физические и биологические воздействия, законодательство регулируетсоответ­ствующие отношения по его охране. Причем такие воздействия на состояниеокружающей среды, как физические (шум, электромаг­нитные поля), регулируютсяпреимущественно именно в рамках воздухоохранительного права. Основнымиправовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются нормирование качестваатмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со сто­роны отдельныхисточников, регулирование размещения источни­ков вредных воздействий наатмосферу, экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов,эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы, разрешительный поря­доквредных воздействий на состояние атмосферного воздуха. Как видно, все это имеетцелью предупреждение деградации атмосферы под воздействием человеческойдеятельности.
К специфическимтребованиям законодательства об охране ат­мосферного воздуха относитсярегулирование воздействия на пого­ду и климат (ст. 42 Закона «Об охранеатмосферного воздуха»). Действия, направленные на искусственные изменениясостояния атмосферы и атмосферных явлений в народнохозяйственных целях, могутосуществляться только по разрешениям специально уполномоченных на тогосударственных органов и лишь при усло­вии, что это не приведет кнеблагоприятному воздействию на пого­ду и климат. Такие воздействия на погодупроводятся в сельскохо­зяйственных и иных общественно значимых целях —например, для предупреждения выпадения града или дождя или, наоборот, длястимулирования осадков.
В воздухоохранительномзаконодательстве регламентируются все виды деятельности, сопровождаемой вреднымвоздействием на атмосферу, включая:
• размещение,проектирование, строительство и ввод в эксплу­атацию новых и реконструированныхпредприятий, соору­жений и других объектов, совершенствование существую­щих ивнедрение новых технологических процессов и обору­дования и их эксплуатацию;
• проектирование,производство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов, других передвижныхсредств и установок;
• размещение и развитиегородов и других населенных пунк­тов;
• применение средствзащиты растений, стимуляторов их. роста, минеральных удобрений и другихпрепаратов, приме­нение которых разрешается в народном хозяйстве;  
• добычу полезныхископаемых, взрывные работы, размеще­ние и эксплуатацию терриконов, отвалов исвалок.
 В законодательствепредусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферноговоздуха. В частности:
• не допускаетсяпроизводство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств иустановок, в выбросах кото­рых содержание загрязняющих веществ превышаетустанов­ленные нормативы;
• не допускаетсяразмещение в жилых домах производств про­мышленного характера, а такжеоборудования, являющего­ся источником повышенного шума и вибрации;
• запрещается ввод вэксплуатацию новых и реконструирован­ных предприятий, сооружений и другихобъектов, не удовле­творяющих требованиям по охране атмосферного воздуха.
На практике такие запретыдалеко не всегда соблюдаются. По имеющимся данным, даже вновь вводимые вэксплуатацию пред­приятия, как правило, не обеспечивают соблюдения установлен­ныхтребований. Они функционируют на основе временно согласо­ванных нормативоввыбросов загрязняющих веществ, т.е. допус­кается заведомое нарушение нормативовпредельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.

Список литературы
 
1.Конституция РФ.
2. Научно-практическаяконференция « Проблемы экологии Волжского бассей­на и практика применения природоохранительногозаконодательства». Тверь.
3. Кравченко С. Н.Материальная ответственность в системе охраны природы. Киев: Высшая школа.
4. Закон РФ «Обокружающей природной среде»
5. Экологическое право.Учебник