содержание
1.Что понимается под октроированнойконституцией?
2. Каковы признакипарламентской республики?
Задача:
списокиспользованной литературы
1. Что понимается под октроированной конституцией?
Октроированная конституция (отфранцузского octroyer — жаловать, даровать), конституция, издаваемая главойгосударства без участия представительных органов.
Вэпоху крушения феодальных порядков в Европе конституции нередко «даровались»монархом «своему народу». Сейчас такая форма октроирования встречается редко.
Впервыеоктроированные конституции появились в эпоху перехода от феодализма ккапитализму. Как правило, октроированные конституции фиксировали компромиссмежду крупной буржуазией и земельной аристократией о разделении власти.
Перваяв истории октроированная конституция — французская конституционная хартияЛюдовика XVIII 1814 года. Данная конституция была провозглашена послереставрации Бурбонов [8, с. 48].
Октроированными(пожалованными) были также конституции: Австрийской империи, подписанная 4марта 1849 году императором Францом-Иосифом I; Японии 1889 года; Основныезаконы Российской империи 1906 года [5, с. 141].
Октроированныеконституции существуют наряду с традиционными способами принятия конституции,такими как принятие конституции, парламентом или на референдуме.
Способом,октроирования конституции принимался ряд конституций абсолютных монархийПерсидского залива, когда монарх даровал конституцию своему верному народу,либо метрополии даровали своим освобождающимся колониям так называемые«колониальные конституции». Например, Великобритания даровала более 30 конституцийдля своих прежних колоний [15, с. 27].
Внаши дни, октроированные конституции существуют в:
— Монако, которую даровал 17 декабря 1962 года князь Ренье III;
— Пакистане, была октроирована президентом Пакистана Айюбом Ханом; Катаре — этовременная конституция 1970 г., октроированная Ахмедом Бен Али Аль-Тани сизменениями и поправками в 1972 году, которые лично внёс двоюродный брат Ахмеда— новый эмир Халиф бен Хамад аль-Тани, свергнувший с трона своего родственника;
— Фиджи — Конституция принята правительством в 1990 году [5, с. 145-148].
Таким образом, октроирование (фр.octroyer — жаловать, даровать) – дарование конституции односторонним актоммонарха либо иного главы государства.
Октроированиеконституции является одним из способов принятия конституции.
Октроированнаяконституция или дарованная конституция издается властью главы государства безучастия представительных органов.
Основнаяособенность октроированной конституции в том, что она в любой момент ипрактически по любой причине может быть «взята обратно» на определённый срокили бессрочно.
2. Каковы признаки парламентскойреспублики?
Парламентарнаяреспублика распространена гораздо меньше, чем президентская. Примерамипарламентарной республики являются Австрия, Германия, Индия, Италия, Кабо-Вердев Африке, Вануату в Океании. В последнее годы после ликвидации тоталитарныхрежимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки.
Парламентарнаяреспублика строится на противоположных принципах. Центральную роль в жизнипарламентарной республики играет парламент. Президент зависит от парламента,представительных органов и утрачивает самостоятельность. Парламентарнаяреспублика характеризуется следующими признаками:
· Президент избирается парламентомлибо особой коллегией.
Впарламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы онне получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не могпротивопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственногражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента.Например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты итакое же число депутатов, избранных представительными органами земель[13, с.149].
· Президент не играетсамостоятельной роли, не свободен в выборе премьер-министров и при формированииправительства, а выполняет волю парламента.
Президентуприходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется довериемпарламента, иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому впарламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющийбольшинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихсяпартий, которые вместе располагают таким большинство (коалиционноеправительство). Это означает, что правительство формируется партией илипартиями победившей на парламентских, а не президентских выборах [13, с. 150].
· Парламент решает все важнейшиевопросы государственной жизни.
В парламентарной республике президент по конституциинередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь попредложению правительства. Президент в такой республике не правит, но это незначит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросыгосударственного значения президент решает самостоятельно. Например: в Италиипрезидент назначает некоторых должностных лиц, а в ФРГ в определенных условияхвправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты [7, с. 234].
· Парламент (партии, имеющиебольшинство депутатов в нем) формирует правительство.
· Правительство ответственно толькоперед парламентом.
Вотум недоверия, принятый парламентом (большинствомголосов), обязывает правительство уйти в отставку. Однако есть вариант, когдапрезидент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства,может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если ихрезультат будет не в пользу правительственной партии, то есть она проиграетвыборы, правительство уходит в отставку [3, с. 248].
Таким образом,парламентарная республика характеризуется верховенством парламента ворганизации государственной жизни страны. Правительство формируется парламентомпутем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеютбольшинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельностьнесут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлятьуправление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентскогобольшинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главугосударства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентскихвыборов.
Главными функциями парламента являются законодательнаядеятельность и контроль над исполнительной властью, разработка и утверждениегосударственного бюджета, определение основных направленийсоциально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.
Глава государства – президент в таких республикахизбирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.
Глава правительства (премьер-министр, канцлер,председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарнойреспублике назначается, как правило, президентом. Глава правительства являетсялидером партии, получившей большинство голосов в парламенте. Главаправительства формирует правительство, которое осуществляет верховнуюисполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.
Задача
Депутаты Бендестага ФРГ вынесли вотум недоверия Федеральному канцлеру (непредложив новую кандидатуру) и обратились к Федеральному президенту с просьбойоб увольнении Федерального канцлера. Какое решение должен принять президент всоответствии с нормами Основного Закона ФРГ 1949 года?
КонституциейГермании предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» для создания болеестабильного правительства в республике. Конструктивный вотум недовериязаключается в том, что:
1.Ответственность перед нижней палатой парламента несет не все правительство, атолько его глава – канцлер. Отдельным министрам недоверие не может бытьвыражено, они назначаются и смещаются канцлером.
2.Бундестаг имеет право выразить вотум недоверия канцлеру только при условии, чтопроект резолюции, внесенный в бундестаг, будет содержать два пункта:предложение о недоверии действующему канцлеру и предложение об избрании новогоканцлера [8, ч. 1 ст. 67].
Провеститакую резолюцию в парламенте очень трудно, и на практике замена одного канцлерадругим имела место только один раз – в 1982 г. [13, с. 151].
Федеральный Канцлер может и по своей инициативе поставитьвопрос о доверии. Предложение считается принятым, если за него голосуетабсолютное большинство депутатов. Согласно ч. 2 ст. 68 Основного Закона ФРГ междуходатайством о выражении доверия и голосованием должно пройти сорок восемьчасов.
Отклонениепредложения о доверии не обязывает канцлера уйти в отставку. Он можетобратиться к президенту с просьбой о роспуске в течение 21 дня бундестага.Право роспуска погашается, если бундестаг в этот промежуток времени изберетабсолютным большинством голосов нового канцлера. В этом случае прежний канцлеробязан уйти в отставку. В случае отставки канцлера покидает свои посты и всечлены правительства [8, ч. 1 ст. 68].
Таким образом, согласно сОсновным Законом ФРГ 1949 года Бундестаг может сместить Федерального Канцлерапутем выражения ему конструктивного вотума недоверия, то есть путем избраниянового канцлера. В условии задачи сказано, что депутаты Бундестага не предложилинового Федерального Канцлера. Следовательно, в соответствии с Основным ЗакономФРГ Президент примет решение о роспуске в течение 21 дня Бундестага. Надоотметить, что согласно ч. 1 ст. 68 право на роспуск утрачивается, как толькоБундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера.
/>списокиспользованной литературы
1.Алебастрова И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран:Учеб. Пособ. – М.: Юриспруденция. 2000. – 304 с.
2.Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. Пособ. – М.:Юрайт-М. 2001. – 640 с.
3. ВасилевичГ.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран:Учебное пособие. – Мн.: Книжный Дом. 2006. – 480 с.
4.Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа.2004. – 351 с.
5.Иностранное конституционное право: Учеб. Пособ. Под ред. В.В. Маклакова. – М.:Юристъ. 1996. – 567 с.
6. Конституционноеправо зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Баглая. – М.: НОРМА.2002. – 832 с.
7. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов /Под ред. Б.А. Страшун. – 2-е изд. – М.: НОРМА. 2006. – 1104 с.
8. Отечественнаяистория: учеб. пособие/ под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 398 с.
10.Основной закон ФРГ от 23.03.1949 г. (с изм. и доп. 20.10.1997 г.) // Сборник«Конституций государств Европа». – М.: НОРМА. 2001. – 879 с.
11.Общая теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. / Под. ред. В.А.Кучинского. – Мн.: Амалфея. 2004. – 688 с.
12.Теория политики: Учебное пособие. / авт.-сост. Баранов Н.А., Пикалов Г.А. СПб.:Изд-во БГТУ. 2006. – 567 с.
13. ХассеК. Основы конституционного права ФРГ: Учеб. Пособ. – М.: Юридическаялитература. 1981. – 543 с.
14. ЧудоковМ.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие. –Мн.: Новое знание. 2001. – 576 с.
15. ЧиркинВ.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. – М.: Юристъ. 1997. – 568 с.
16.Чиркин В.Е. Государствоведение: Учеб. – М.: Юридическая литература. 1999. – 183с.