Введение
Рынок — это естьсовокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощиденег.
Рынок — обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства иобращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношенияспроса и предложения.
Рынок — совокупность сделок, актов купли-продажитоваров и услуг
По форме конкуренции:высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистическойконкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический,монополизированный(чистая монополия).
Различаются характеромконкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного),монополистическая конкуренция (регулируется государством), олигополия (властьнемногих).
Рынок олигополии может подразделяться на два типа:
олигополия первого вида –это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий;
олигополия второго вида –положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары.
Одним из вариантов ценовогоповедения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах”.Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собойконкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовойконкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общийинтерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн”. Это достигаетсяс помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя —это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара,остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молчавырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию вотрасли цен”.
Возможны и другие вариантыценовой политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами.
Сговор и соперничество в олигополия
Поведение олигополии всегда определяется двумясилами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила— это простая заинтересованность фирм вмаксимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действийфирм. как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом.
Сговор—это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с цельюустановления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничениякаким-то иным способом соперничества между ними.
Явныйсговор подразумеваетфактическое соглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливей сговор основывается на взаимопонимании без слов.Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда они предпринимают попыткиотнять дело друг у друга. Сговором не исчерпываются все формы соперничества.Например, участвующие в сговоре фирмы могут прийти к соглашению о цене, которуювсе они назначат, но не ограничивать расходы на рекламу или представлениеновых изделий. В Соединенных Штатах явный сговор почти всегда являетсяпротивозаконным, тогда как молчаливый сговор, как правило, законом непреследуется.
Втораясила, влияющая на поведение олигополиста,—это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своихсобственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величинаприбыли отрасли. Большой кусок от маленького пирога, возможно, лучше, чеммаленький кусок от большого пирога. Сговаривающиеся олигополисты будут вестисебя подобно монополисту и, следовательно, устанавливают монопольную цену,превышающую величину предельных издержек. Но в этом случае каждая отдельнаяфирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если бы онамогла нарушить соглашение при помощи обмананемного снижая свою цену и отбирая тем самымсущественную часть бизнеса у своих соперников.
Однакоесли все фирмы, соперничая друг с другом будут снижать цены, то рыночная ценаупадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре, хотя, и покупатели, иобщество в целом от этого только выиграют. |
Таким образом, возможность совместных действий вцелях максимизации общей величины прибыли в отрасли,приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будетнапоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить своюдолю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, нопредполагающего соперничество поведения можетпривести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорватьдоговорные соглашения. Есливсе фирмыведут себя независимо, т. е. не сговариваются друг с другом, то все они будутполучать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.
Дилема олигополистов
Рисунок1помогает понять, почему сговор является трудным делом. На нем представлена следующаяситуация. Две фирмы, «Альфа» и «Бета», являются единственными продавцами нарынке. Каждая может установить или высокую, или низкую цену. Если обе фирмыустанавливают высокую, монопольную цену,то каждая получит сверхприбыль в размере20млн. долл., тогда как если обе устанавливают низкие цены, прибыли каждойсоставят только15 млн. долл. Такимобразом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, но также истремление к обману соперника. Если одна фирма устанавливает высокую цену, адругая— низкую, то фирма, имеющая низкуюцену, получает30 млн. долл., а фирма,имеющая высокую цену, получает только10млн. долл.
Рис.1 Дилемма олигополистов.Решая, назначить ли высокую или низкую цену, «Альфа»и «Бега» совместно определяют, какую величину прибыли получит каждая. Если онисумеют согласовать свои действия, то обе назначат высокую цену и обе получат по20 млн. долл. Однако если каждаямаксимизирует, свою собственную прибыль, то обе назначат низкую цену и обеподучат только по15 млн. долл.
В каждой клеточке на рис.1 величина прибыли «Альфы» показана ниже диагонали, а «Беты»— выше диагонали. Как и все олигополисты, «Альфа»и «Бета» совместно определяют суммарную величину их прибыли: «Альфа» выбирает строку, а «Бета»— столбец. Действие каждой из них в результатеоказывает сильное влияние на другую.
Если «Альфа» и «Бета» могут действовать сообща, тоясно, что они обе назначат высокую цену. Но что если каждая действуетнезависимо, стремясь максимизировать свою собственную прибыль? Если «Бета»назначает высокую цену, «Альфа» максимизирует прибыль путем снижения цены, т.е. назначения более низкой цены. Если «Бета» назначает низкую цену. «Альфа»получает больше, избегая снижения прибыли, и тоже назначает низкую цену. Такимобразом, «Альфа» максимизирует свои прибыли, устанавливая низкую цену, внезависимости от того, что, по ее мнению, будет делать «Бета». Расчеты «Беты» вточности такие же, так что «Бета» тоже всегда назначает низкую цену. Такимобразом, обеим хуже, чем в томслучае, если бы они могли действовать сообща, а покупатели в результате этоговыигрывают.
Допустим, «Альфа» и «Бета» предпринимают попыткусговориться. Их высшие руководители встречаются тайно (и нелегально) идоговариваются о назначении высокой цены. Решает ли это проблему? Вовсе нет,поскольку в соответствии с только что упомянутыми аргументами каждая фирмаимеет побудительный мотив к нарушению соглашения и назначению низкой цены внезависимости от того, допускает ли она или нет, что ее соперник также пойдет на обман. Для эффективного сговора требуютсякак само соглашение, так и некоторые меры для предотвращения обмана.
Анализируемаяздесь базовая ситуация часто называется дилеммой заключенных и иллюстрируетсяпроблемой, стоящей перед двумя содержащимися в Отдельных камерах ворами,которые могут или соваться, или не сознаться в краже, которую они совершиливместе. Если распределение выигрышей (ослабление наказания) соответствуетизображенной на рис.1 модели, то обазаключенных приходят к выводу, что в их личных интересах лучше сознаться, даженесмотря на то, что обоим было бы лучше, если бы оба они молчали. Угроза местимогла бы в данном случае воспрепятствовать обману и нарушению достигнутогоранее соглашения о том, что если попался—не сознаваться.
Дилемма заключенных применима не только кпреступникам и олигополистам. Проблема общественных благ по сути представляетсобой дилемму заключенных. Даже если бы вы хотели иметь больший военный бюджет,не в ваших личных интересах выписать чек министерству обороны. Ту же природуимеет и проблема жителей трущоб. Всем домовладельцам было бы лучше, если бы всеотчисляли деньги на восстановление жилья, но вряд ли имеет смысл делать это водиночку и вкладывать большие средства в трущобы. Перечень подобных ситуацийдлинен и включает самые разные проблемы, например такие, как загрязнениевоздуха и гонка вооружений.
В каком случае. возникает сговор?
Центральная проблема анализа олигополий состоит впредсказании того, а каком случае будет иметь место сговор. Это требуетпрогноза ситуаций, в условиях которых фирмы будут в состоянии как договоритьсяоб ограничении соперничества, так и предотвратить нарушения данного соглашения.Экономисты еще не решили эту проблему полностью, но они выявили целый рядфакторов, делающих сговор более или менее вероятным.
1.Вероятность сговора тем выше, чем в большейстепени правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышенияцены и ограничения объема производства. Одна, редко встречающаяся в жизни,крайность состоит в том, что сговор легко достижим в том случае, если контрактымежду соперничающими продавцами, которые определяют цену и объемы выпуска, будутосуществляться в принудительном порядке через суды. В этом случае угрозасудебного разбирательства может удерживать соперников от обмана. Если несуществует правовых препятствий для соглашений по ценам и объемам выпуска, носуды не будут осуществлять поддержку исполнения договорных соглашений, тостремящиеся к сговору фирмы должны искать какие-то иные меры защиты от обмана.Наконец, если явный сговор является противозаконным, как в СоединенныхШтатах, то заключить договорное соглашение рискованнее и труднее.
2.Вероятность сговора тем выше, чем меньшеечисло фирм должно быть к нему причастно. Когда в некое дело вовлечено множестволиц, договориться труднее, и труднее выявить нарушения в рамках договорногосоглашения, когда в нем участвуют много продавцов. К примеру, фермеры США времяот времени предпринимают попытки к ограничению выпуска тех или иных видовпродукции, но без государственной помощи эти попытки к сговору неизменно проваливаются,поскольку каждый индивидуальный фермер знает, что он может продавать сверхпредназначенной для него квоты, не оказывая влияния на рыночную цену, и, такимобразом, обманывать, не будучи уличенным. Однако если продавцов всегонесколько, то все они находятся в поле зрения друг друга, и в этом случае вероятностьтого, что обман выявится, выше. Следовательно, высокая концентрация продавцовделает сговор более вероятным, но ни в коем случае не обязательным.
3.Вероятность сговора выше в том случае, когдафирмам легко договориться о наилучших совместных действиях и когда соглашениетакого рода должно достигаться лишь время от времени. Например, различия виздержках затрудняют соглашения по наиболее выгодной цене, так как фирмы свысокими издержками хотят установления более высоких рыночных цен, чем фирмы снизкими издержками. При различиях а продукции могут потребоваться соглашенияпо целому ряду цен. Быстрые изменения в издержках или объемах спроса требуютчастых пересмотров договорных соглашений.
4.Вероятность продления договорных соглашенийтем выше, чем легче выявляются нарушения в рамках соглашения. Выявлениеподобных нарушений является трудным делом, если фирмы не могут отслеживатьназначаемые их соперниками цены или продаваемые ими количества продукции.Фирмам редко удается договориться не конкурировать друг с другом путем объединениярасходов на рекламу или на исследования по большей части потому, что такогорода расходы трудно отследить. С другой стороны, если к фирмам могут бытьприписаны постоянные покупатели, возможно, посредством предоставления каждойфирме монопольного положения в некотором географическом регионе, то обманотносительно легко выявляется. Например, крупные международные химическиекомпании в период между мировыми войнами поделили между собой весь мир, икаждая продавала в «своих» странах.
5.Сговор обусловливает повышение цен иприбылей и тем самым привлекает новые фирмы. Чтобы сговор был прибыльным вдолгосрочной перспективе, необходимо предотвратить проникновение новыхпродавцов на рынок. В одних случаях имеют место барьеры входа, которые обеспечиваютэто автоматически; в других— продавцы— участники сговора могут предприниматьдействия по оттеснению или устранению новичков. Но время от времени притокновых фирм все же происходит и двигает цены всторону конкурентного уровня, ограничивая монопольную власть участвующихв сговоре фирм
Явный сговор: картели
Когдафирмы в отрасли идут навстречу друг другу иоткрытодоговариваются о ценах и объемах выпуска, то говорят, что они образуют картель. На сегодняшний день вСоединенных Штатах явный сговорявляется нелегальным (противозаконным), и вследствие этого картели относительноредки. Но все же иногда онисоздаются, и время от времени мы читаем истории о руководящих работникахкорпораций, которые садятся в тюрьму за установление фиксированных цен. Нижеописывается подобный исключительно важный случай незаконного установленияфиксированных цен (Великий заговорэлектрических компаний).
Правовой статус картелей со временем претерпелизменения и различается по странам. На профессиональный бейсбол, например, нераспространяется действие закона США против картелей, тогда как баскетбол,футбол и хоккей подчиняются его действию. За рубежом отношение к картелям идругим соглашениям между фирмами, как правило, более мягкое, однако в Европеусиливается тенденция к тому, чтобы поставить их вне закона. В Японии картелиполучили большее распространение.
Великий заговор электрических компаний
Начинаяс 30-х годов руководящие работники «Дженерал электрик», «Вестингауз» и другихглавных производителей тяжелого энергетического оборудования в США принималиучастие в деятельности секретных картелей, целью которых было устранениесоперничества в рамках каждого из основных направлений их производственнойспециализации, включающих производство генераторов, трансформаторов, круговыхпрерывателей и изоляторов. Это оборудование приобретается предприятиями, которыезанимаются производством, передачей и распределением электроэнергии. Некоторыеиз этих предприятий являются государственными; например, в Лос-Анджелесеэлектроэнергию проживающим в нем жителям продает муниципалитет. Другие являютсячастными, но их деятельность регулируется государством; например, жители Нью-Йорка получают электроэнергию от частнойфирмы «Консолидейтед Эдисон».
Государственныепредприятия, покупавшие оборудование у членов картеля, потребовали отзаинтересованных поставщиков представить им на рассмотрение секретные заявки(содержащие предлагаемые ими пены на оборудование). Выбиралось предложение ссамой низкой ценой, и объявлялся победитель, но пены предложения во всехзаявках держались в секрете. Картели контролировали этот бизнес, в основекоторого лежали закрытые торги вначале договариваясь о доле каждого членакартеля в этом бизнесе, а затем составляя шифрованные таблицы, в которых указывалось,какая из фирм получала право на предложение низкой цены в течение каждогопоследующего двухнедельного периода. Шифрованная таблица также уточняла,насколько взвинтят предлагаемые цены остальные участники торгов согласно этой«лунно-фазовой» системе. Таким образом, никогда две фирмы сразу не представлялина рассмотрение одинаковых предложений, которые могли бы вызвать подозрение употребителей, но обман тем не менее былсразу же заметен для всехчленовкартеля.
Частныепредприятия обычно не проводили закрытых торгов. Имея дело с этими клиентами,участники картеля просто договаривались придерживаться объявленных ими цен. Онине закрепляли клиентов за конкретными фирмами. Это затрудняло раскрытие обманасреди членов картеля. «Дженерал электрик» никак не могла бы сказать, уступилали она заказ компании «Вестингауз»потому,что покупатель предпочел торгового агента «Beстингауз», или потому, что «Вестингауз»нарушила соглашение и снизила свою цену.
Действительно,в период своей деятельности эти картели много раз прибегали к обману, нарушаясоглашения. Время от времени другие фирмы решали наказать обманщиков, и тогдаразражались монопольные ценовые войны. (И покупатели, и продавцы называли их«белыми продажами».) В другие времена некоторые фирмы просто отказывались отучастия в одном или более картелях, чувствуя, что они могли бы больше выиграть,увеличив свою долю в рынке путем энергичной конкуренции, а не сговора.
Этимнезаконным соглашениям был положен конец в 1960г, когда замешанным в этом деле фирмам и их руководителям было предъявленообвинение со стороны федеральных присяжных в установлении фиксированных цен.Было оштрафовано29 компаний почти на2 млн. долл, и всем им было предъявленотребование заплатить во много раз больше этой суммы в возмещение ущербаклиентам, переплачивавшим за оборудование. Семеро руководителей были отправленыв тюрьму, а остальные 23 получилиусловные приговоры с испытательным сроком на5лет.
Выводы изаключения
1.Существование олигополий,т. е. отраслей, большая часть продаж в которых совершается несколькими фирмами,обусловлено отчасти экономией от масштаба, обеспечивающей эффективностьфункционирования подобных отраслей только при наличии в них небольшого числапродавцов. Но уровень концентрации продавцов зачастую выше, чем требуется дляреализации экономии от масштаба в производстве.
2.Экономия от масштабапорождает также барьеры, препятствующие вхождению новых фирм в отрасль, чтодает олигополистам возможность получать прибыли.
3.Дифференциация продукции, имеющая важноезначение для многих рынков, возникает в силу того, что продавцы находятприбыльным удовлетворение различных вкусов покупателей и их стремления к разнообразию. Дифференциация продукции обычносвязана с рекламой и другими торговыми издержками.
4.Определяющее воздействие наповедение олигополистов оказывают две основные силы. Во-первых, при помощисговора фирмы могут удерживать цену выше ее конкурентного уровня и в результатеполучать прибыли. Во-вторых, нарушая договорные соглашения, от дельные фирмымогут улучшать свое положение до тех пор, пока другие фирмы не реагируют наэто. Существование противоречия между этими двумясилами иллюстрируется дилеммой олигополистов.
5.Возникновение сговоранаиболее вероятно при условии его законности и наличии небольшого числапродавцов. Различия между фирмами или различия в продукции, изменения виздержках или объемах спроса, а также возможность снижать цены втайне от другихзатрудняют процесс сговора.
6.Когда сговор носит законныйхарактер, олигополисты в целях установления фиксированных цен и ограниченияобъема выпуска часто идут на создание картелей. Картели нередко распадаютсяиз-за того, что фирм» обманывая соперников, нарушают соглашения. Долго летняяуспешная деятельность картеля ОПЕК была по большей части следствием готовностиСаудовской Аравии ограничить свой выпуск и позволить другим поставщикампродавать столько, сколько они хотели, по цене, установленной картелем.
7.Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути ктайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренностио том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, аостальные будут следовать за ее изменениями цен.
8.Если фирмы не могут договориться, то их поведение зависит от того,какой, по мнению каждой фирмы, будет реакция других фирм на ее собственныедействия. Цены могут варьировать в пределах от монополистического до конкурентногоуровня.
9.Чтобы не допустить притока новых фирм, находящиеся в сговореолигополистымогут устанавливатьцену ниже монопольного уровня. Иногда для вытеснения новичков они прибегают кполитике хищнического ценообразования, но такая политика широко не практикуется.
10.Монополистическая конкуренция существует тогда, когда имеется многофирм, продающих схожие продукты, каждая из которых сталкивается с убывающейкривой спроса на свою продукцию. Приток новых фирм, продающих близкие,взаимозаменяемые продукты, приводит к снижению цены и прибыли. Состояниедолгосрочного равновесия достигается в точке, в которой фирмы имеют нулевыеприбыли, как в условиях совершенной конкуренции, однако цена превышаетвеличину предельных издержек.
11.В силу существования экономии от масштабабыло бы расточительным производить все возможные виды благ. Нет ясности в том,обеспечивает ли монополистическая конкуренция слишком малое или слишкомбольшое разнообразие.
12.Более2%ВНП расходуется на различные виды рекламы. Последствия влияния рекламы,по-видимому, весьма различны, и не существует убедительных доказательствтого, что рекламы слишком много или, наоборот, слишком мало.
Список литературы
1. «Курс рыночнойэкономики»(под редакцией проф. Г.И.Рузавина).
2. Экономика. С.Фишер; Р.Дарнбуш; Р. Шмалензи.
3. Курс экономической теории.Учебное пособие. Киров, 1993 год
4. Экономический словарь
5. Никифоров А. “Выявлениемонопольно высоких цен”
6. “Экономика и жизнь”, 1994г., №30