Опера по-итальянски – opera – сочинение – это сложный вид театральногоискусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровоймузыкой. В опере объединяются многообразные художественные средства сольное ихоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементыизобразительного искусства костюмы, декорации и прочее , весьма популярныбалетные сцены. Опера, в которой балетные сцены занимают не менее важное место,чем вокальные, называется опера-
балет,которая была распространена во Франции в XVII – XVIII веках Галантная Индия Рамо . Изредка этот вид встречается и в более позднее время Млада Римского-Корсакова .Воснову оперы положено либретто по-итальянски – libretto – книжечка – литературныйтекст, кратко пересказывающий содержание произведения и положенный в егооснову. Открывается опера прелюдией по-итальянски – praeludere – играть вступление -небольшим оркестровым вступлением,
создающим общее настроение всей оперы.Прелюдия может называться также увертюрой, вступлением или интродукцией, что неодно и то же, хотя они и имеют много общего. Сама опера состоит, в основном, иззаконченных вокальных номеров – арий, ансамблей и речитативов. Если операразделена на акты, то каждый акт, кроме первого, может иметь собственный антракт – оркестровое вступление кначинающемуся акту.Ария по-итальянски – aria – ветер, воздух – законченный эпизод в опере,
исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Для арии обычно характерна широкаяраспевность. Для полноты характеристики героя в оперу включают несколькоразличных по содержанию арий. Часто применяется ария da capo- форма, в которой третья часть арии является точным повторением первой.Арии может предшествовать оркестровое вступление или речитатив. После ариивозможно инструментальное заключение, или постлюдия.
Разновидностями арии является часто встречающаяся в комических операх небольшаяпо размерам ария – ариетта по-итальянски – arietta – маленькая ария . Онаотличается более песенной мелодией и простотой изложения. Кроме того, изредкаиспользуются ариозо по-итальянски – arioso – подобно арии – небольшиеарии свободного построения. Они имеют лирический характер и отличаются от арийменьшей драматической насыщенностью. Речитатив – род вокальной музыки,ритмически и интонационно близкий к напевной декламации по-итальянски
– recitare – декламировать . Строение речитативноймелодии в значительной мере определяется текстом. Различают в музыке 2 видаречитатива – сухой речитатив recitativo secco , исполняющийся в свободномритме и поддерживающийся долгими отдельнымиаккордами образцы в операх Моцарта Свадьба Фигаро и Россини Севильскийцирюльник . Другой тип речитатива – аккомпанированныйречитатив – более мелодичен, ритмичен и поддерживается насыщенныммузыкальным
сопровождением. Выдающиеся образцы такого гибког8о и выразительногоречитатива созданы А.Даргомыжским опера Каменный гость и М. Мусоргским оперы Борис Годунов , Хованщина . В историческом развитии оперное искусство претерпело немалоизменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVI – XVIМонтеверди. Эти ранние оперы, сочинявшиеся на сюжеты античных мифов и
древнейистории, состояли, в основном, из сольных вокальных номеров и сопровождалисьнебольшими музыкальными ансамблями. В конце XVII – начале XVIII века на этой основе возникжанр так называемой оперы-сериа по-итальянски – seria – серь зная .Эта опера создавалась на исторический или мифологический сюжет, е содержаниебыло трагедийным. В центре стоял герой и его драматическая участь. В музыкеглавное место занимало виртуозное сольное пение, богато и разнообразноукрашенное хор и балет
отсутствовали. Крупнейшими мастерами оперы-сериа былиА.Скарлатти и Г.Гендель. В середине XVIIГлюк произв л коренную реформу оперы – в борьбе противизлишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизивмузыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна этим его опера Орфей . Параллельно с этим в разных странах развивалась комическаяопера
с оживл нным сценическим действием, вес лым, занимательным сюжетом ипростыми и мелодичными вокальными партиями, напоминающими народные песни. Этотвид оперы получил название опера-буффа по-итальянски – buffa – комическая . Этот жанр несодержит разговорных сцен, вместо них широко применяется речитатив. Опера-буффабыла весьма популярна среди демократических сло в населения. Виднейшие авторыопер-буффа -Д.Перголези Служанка-госпожа ,
Д.Чимароза Тайный брак , Д.Паизелло,Й.Гайдн, А.Гретри, П.Монсиньи, В.Моцарт. Вершиной и вместе с тем последнейступенью развития оперы-буффа является Севильский цирюльник Д.Россини. В первой половине XIX векавидное место в европейском театре занял жанр так называемой большой оперы илигранд-опера – весьмаэффектной, но часто нарушавшей требования художественной правды. Видный творецв этом жанре – Д.Мейербер и его работы
Гугеноты , Пророк . В борьбе снедостатками гранд-оперы выдвинулось реалистическое течение, наиболее яркимипредставителями которого явились Д.Верди и Ж.Бизе. Отдав в молодостипредпочтение гранд-опере, в зрелые годы Верди создал такие замечательныеобразцы реалистической оперы,как Травиата , Риголетто , Отелло . Одна из вершин мирового оперногоискусства и образец реалистической оперы
– подлинно народная, полная волнующейжизненной правды опера Кармен Бизе. Другим течением, примкнувшим к идеямреализма, стал веризм по-итальянски – vero – правдивый .Его представители – П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини. Их оперы в стиле веризма рисуют жизньлюдей из народа и популярны благодаря мелодичной музыке, близкой к народнойпесенности. Видное место в оперном искусстве
XIX века заняло творчество Р.Вагнера.Выступая против мишурного блеска большой оперы , Вагнер создал на основенемецких народных легенд музыкальныедрамы, наполненные глубоким философским содержанием Тангейзер , Лоэнгрин , Тристан и Изольда , тетралогия Кольцо нибелунга . Оперы Вагнеразначительно приближены к драме за сч т того, что Вагнер отказался делить своиоперы на отдельные номера, чем добился неразрывности сценического действия.
Вагнер доверил симфоническому оркестру важнейшую роль, тем самым достигнувогромной напряж нности симфонического развития. Реформа вагнера оказала большоевлияние как на развитие немецкой оперы, так и на развитие всего оперногоискусства. В XIX векеодно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера. Начало блестящему развитию русскогомузыкального театра положил М.Глинка операми Иван Сусанин и Руслан иЛюдмила . В его творчестве определились основные черты русской
опернойклассики высокая идейность, художественная правдивость,близость к народной песенности, великолепное мастерства и новаторство. ТрадицииГлинки нашли многостороннее развитие у его продолжателей в XX веке – А.Даргомыжского Русалка , М.Мусоргского,Н.Римского-Корсакова Снегурочка , Садко , П.Чайковского Евгений Онегин , Пиковая Дама . В жанре реалистической оперы больших успехов достиглиД.
Шостакович Катерина Измайлова , С.Прокофьев Война и мир . Сем н Котко , Дуэнья , Т.Хренников В бурю , Мать , И.Дзержинский Тихий Дон , Д.Кабалевский Кола Брюньон , Семья Тараса . Опера оказала большое влияние на формирование таких теперьуже самостоятельных музыкальных произведений, как оперетта, оратория и кантата. Как самостоятельный жанр, оперетта – музыкально-сценическое
произведениекомедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровожденииоркестра и с разговорными эпизодами – возникла во Франции сравнительно недавно- в середине XIX векаи носила характер злободневной сатиры. В венских опереттах сильнее выраженолирическое начало, мелодика близка австрийской и венгерской музыке. Всовременных американских опереттах сказывается влияние джаза и негритянскогофольклора. Русские оперетты отличаются развлекательностью в бытовых сценах.
Мировыми зв здами оперетты являются Оффенбах, Штраус-сын, Легар, Кальман,И.Дунаевский. Впитав многие элементы оперы, на рубеже XVI – XVII веков зародились оратория по-итальянски – oratio – красноречие и кантата по-итальянски – cantare- петь – многочастные вокально-симфонические произведения для солистов,хора и оркестра. Оратория обычно состоит из хоровых эпизодов, симфоническихфрагментов и законченных вокальных номеров.
От кантаты она отличаетсязначительностью содержания, развитым сюжетом, масштабностью формы. Между тем,термины кантата и оратория применимы в одинаковой мере ко многимпроизведениям современной музыки. К жанру оратории близки месса, реквием истрасти. Все они поначалу создавались исключительно на религиозную тематику,хотя, в дальнейшем все эти жанры вс более отходят от религиозного ко светскомусюжету.
Выдающиеся образцы произведений такого рода создали Г.Гендель, Й.Гайдн Сотворение мира , Времена года , И.С.Бах, В.Моцарт, Бетховен, Берлиоз,Верди, Брамс, Онеггер, Орф, Свиридов.