ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Российскийуголовный кодекс дает два вида предварительного расследования: дознание ипредварительное следствие. Дознание, как и предварительное следствие,представляет собой деятельность по раскрытию уголовных преступлений, котораяпроводится с процессуальных формах, установленных законом. Основное отличиеэтих двух видов предварительного расследования заключается в компетенцииорганов, их осуществляющих.
УПК даетисчерпывающий перечень органов дознания. Никакие иные государственныеорганизации и учреждения, их должностные лица, а также частные детективныепредприятия и их представители органами дознания не являются. Таможенные органыявляются органами дознания «по делам о преступлениях, предусмотренных соответствующимистатьями УК: контрабанда, незаконный экспорт технологий, невозвращение натерриторию РФ предметов художественного достояния, невозвращение из-за границысредств в иностранной валюте, уклонение от уплаты таможенных платежей. Сам ТКтоже говорит об органах дознания (ст.222). приказом ГТК России от 13 января1994 года №7 в таможенных и региональных управлениях созданы отделы дознания(как структурные подразделения), в штате каждого из них имеются начальникотдела, его заместитель и дознаватели – старшие инспектора.
Висторическом плане возложение на таможенные учреждения России выполненияследственных действий в процессе борьбы с контрабандой не являются чем-тоновым. Такие функции таможенных органов известны еще с таможенного устава 1904года. После Октябрьской революции 1917 года уголовно-процессуальные действия поборьбе с контрабандой из компетенции таможенных учреждений были изъяты и вполном объеме были переданы органам государственной безопасности. Однакомноголетняя практика борьбы с контрабандойпоказывает, что наиболее часто обнаруживают фаты контрабандного ввоза и вывозаразличных предметов в процессе осуществления таможенного контроля, которыйпроводится путем декларирования и досмотра грузов, досмотра транспортныхсредств и личного досмотра лиц, пересекающих таможенную границу страны.
Настоящий ТКсущественно расширил права и обязанности таможенных органов как органовдознания. Этому посвящен раздел 9 «Контрабанда и иные преступления в сферетаможенного дела. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенныхорганов РФ»,
Длявозбуждения уголовного дела о преступлениях, дознание по которым отнесено ккомпетенции таможенных органов, необходимы законные поводы и достаточныеоснования, т.е фактические данные, указывающие на наличие признаковпреступления. Под поводом к возбуждению уголовного дела понимаются теисточники, из которых таможенные органы получают сведения о преступлениях:заявления и письма граждан, сообщения общественных организаций, учреждений,предприятий и их должностных лиц, явка с повинной, статьи, заметки и письма,опубликованные в печати, непосредственное обнаружение органом дознанияпризнаков преступления. Никакие другие источники сведений о преступлениях немогут рассматриваться в качестве законных поводов к возбуждению уголовногодела. При поступлении в таможенный орган сообщений о преступлении он возбуждает уголовное дело только в случаенеобходимости производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.
По поступившемузаявлению о преступлении таможенный орган должен принять решение в срок неболее трех суток со дня получения заявления (сообщения), а в исключительных случаях – не более 10 суток. За это время таможенный орган проводит проверку методами таможенного контроля (досмотром,проверкой документов и т.д.), а также получением объяснений и истребованиемнеобходимых материалов, с помощью оперативно-розыскных мер. Результаты проверкидокладываются начальнику таможенного учреждения, являющегося органом дознания,который в случае обнаружения при проверке признаков преступления принимаетрешение о возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственныхдействий, направленных на установление и закрепление следов преступления.
Международныйопыт борьбы правоохранительных органов с контрабандой показывает, чтоконтрабандисты прибегают к самым различным уловкам для обхода закона. Наиболеераспространенными предметами контрабанды в нашей стране являются иностранная инациональная валюта, драгоценные камни, золото, ювелирные изделия, иконы,предметы искусства, оружие и наркотики, нефть и нефтепродукты и др. приемысокрытия предметов от таможенного контроля, с которыми встречаются оперативныеработники таможенных органов, также очень разнообразны.
Начальник соответствующего таможенного органа, рассмотрев материалы онарушении таможенных правил перемещения товаров через таможенную границу иустановив наличие признаков преступления в конкретном деянии, либо самнепосредственно возбуждает уголовное дело, либо поручает дознание одному илинескольким дознавателям. Копия постановления о возбуждении уголовного деланемедленно направляется прокурору по территориальности. О возбужденииуголовного дела своевременно информируются соответствующий орган ФСБ России,региональное таможенное управление и ГТК.
Лицу,производящему дознание, особенно по делам о контрабанде, необходимо соблюдатьправила оформления следственных действий, все они фиксируются в соответствующихпроцессуальных документах – протоколах, подписываемых всеми лицами,участвовавшими в производстве следственного действия.
Таможенныеорганы, как органы дознания, вправе производить все следственные действия,указанные в действующем УПК:
1)
2)
3)
4) и т.д.)
5)
6)
Сложная задача перед дознавателями таможенныхорганов возникает при возбуждении уголовного дела по факту обнаруженияпреступления при отсутствии лица, подозреваемого в его совершении. Успешноераскрытие таких преступлений, т.е. установление виновного лица, зависит от двух факторов. 1) отвысококвалифицированного проведения осмотров как самих предметов контрабанды,так и мест их сокрытия. Их тщательный осмотр с участием специалистов поможетустановить следы, оставленные контрабандистом. 2) своевременная организацияохраны места обнаружения контрабанды с целью недопущения туда посторонних лиц,которые могут уничтожить следы преступника. Орган дознания системы таможенныхорганов не вправе прекратить либо приостановить уголовное дело о контрабанде,т.к. по нему обязательно предварительное следствие.
В процессе расследования помимо следственныхдействий в случае необходимости таможенные органы должны активно использоватьоперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с ТК оперативно-розыскнаядеятельность таможенных органов осуществляется для «выявления лиц, подготавливающих,совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемоезаконодательством РФ преступлением, производство дознания по которому отнесенок компетенции таможенных органов РФ». (ст. 224). Таможенные органы осуществляютоперативно-розыскную деятельность в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскнойдеятельности в РФ».
В целях дальнейшего совершенствованияоперативно-розыскной деятельности таможенных органов РФ, государственныйтаможенный комитет РФ утвердил типовое положение об оперативной таможне,которая является специализированной таможней, входит в единую системутаможенных органов РФ, осуществляет свою деятельность под общим руководствомГТК России и непосредственным руководством соответствующего региональноготаможенного управления. (Приказ ГТК РФ от 20.09.01 № 918). Одной из основныхфункций оперативной таможни является «организация и осуществлениеоперативно-розыскной деятельности в пределах своей компетенции».
Приосуществлении таможенными органами оперативно-розыскных мероприятий, переченькоторых назван в Законе (опрос граждан, наведение справок, наблюдение,обследование зданий и помещений, прослушивание телефонных переговоров и др.)характерно применение специальных технических средств для обнаружения тайниковс предметами контрабанды, приборы по обнаружению металлов и т.д., применяютсяслужебные собаки кинологической службы для обнаружения тайно перевозимыхнаркотиков, боеприпасов и иных взрывчатых веществ.
Для проведения оперативно-розыскных мероприятийнеобходимы законные основания, которыми в соответствии с Законом являются:наличие возбужденного уголовного дела, ставшие известными таможенным органамсведения о подготавливаемом противоправном деянии, запросы других органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и др. Все оперативно-розыскныемероприятия на территории РФ могут проводиться в отношении лиц, независимо отих гражданства, национальности, пола и места жительства, социального иимущественного положения.
Все деяния, ведение дознания по которым входит в компетенциютаможенных органов, относятся к категории уголовных дел, производствопредварительного следствия по которым обязательно.
Согласно Закону таможенные органы не имеют права безсогласия граждан разглашать полученные в процессе проведения оперативно-розыскныхмероприятий сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну, честь граждан. Действия таможенного органа, проводящегооперативно-розыскные мероприятия, можно обжаловать в вышестоящий таможенныйорган, прокурору или в суд.
На территории РФ право осуществлятьоперативно-розыскную деятельность, наряду с таможенными органами,предоставлено: органам внутренних дел, федеральной службе контрразведки ипограничной охраны и др. органам. Все эти органы взаимодействую между собой.Наиболее активно, систематически таможенные органы взаимодействуют спограничными органами, а также с органами ФСК и МВД России. Основнымнаправлением такого взаимодействия является борьба с наиболее опасными видамиконтрабанды – незаконным ввозом в страну и вывозом из страны оружия,наркотиков, предметов искусства, а также предотвращение незаконного вывоза зарубеж нефтепродуктов и валютных ценностей. Об эффективности и необходимоститакого взаимодействия говорят следующие цифры: с 12 по 14 октября 2002 годароссийские таможенники задержали товаров, в том числе валюты, валютныхценностей и транспортных средств, являющихся непосредственными объектамитаможенных правонарушений, на сумму 380 тыс. долларов США. Наложено штрафныхсанкций на сумму более 42,4 тыс. долларов США. Возбуждено 12 уголовных дел,заведено 375 дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенциитаможенных органов, в 183 случаях назначено административное наказание безсоставления протокола.
В целях пресечения международного незаконногооборота наркотических средств и психотропных веществ, для выявления лиц,участвующих в таком обороте, таможенным органам России предоставлено правоприменять «контролируемые поставки», при которых допускается вывоз, ввоз илитранзит через территорию нашей страны предметов контрабанды с ведома и подконтролем таможенных органов и других компетентных органов. Порядок ихпроведения регламентирован ТК.
Впервыеконтролируемая поставка была разработана в Интерполе как международная системаскрытого полицейского контроля за путями следования контрабандных грузов,связанных с наркотиками. Причиной этому стал значительный рост в 70-х годахконтрабанды наркотиков. В поисках решения проблемы в марте 1978 года всенациональные центральные бюро стран-членов Интерпола были разосланы письма, вкотором содержалось два вопроса: 1) разрешает ли законодательство вашей страныконтролируемый провоз наркотиков; 2) можно ли провести в вашей стране такуюоперацию с разрешения соответствующих властей? Большинство стран указали, чтовопрос о контролируемом провозе наркотиков не регулируется, но практикадопускает полицейские операции в этом направлении. На основании этих сведенийгенеральная Ассамблея Интерпола в 1979 году констатировала, сто международная полицейскаяоперация в этом направлении может быть осуществлена. ООН на конференции вдекабре 1988 года приняла Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборотанаркотических средств и психотропных веществ, где есть отдельная статья (11),посвященная контролируемым поставкам.
Решение об использовании контролируемой поставкипринимается только ГТК России. (ч. 2 ст. 227 ТК). Одним из важнейшихобстоятельств, обуславливающих эффективность использования контролируемыхпоставок, является четкая договоренность и взаимодействие таможенных органов ипрокуратуры стран, на территории которых осуществляются контроль законтрабандой наркотиков и задержание лиц, имеющих к ней отношение.
Несовершенствообщеюридической законодательной базы часто сводит на нет усилия таможенников. Вчастности, согласно действующему законодательству, граждане, принимавшиеучастие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, имеют льготы на ввоз из-зарубежа автомашин. Пользуясь этим, некоторые ввозят по несколько автомашинодновременно и явно не для личного пользования. Закон, как правило, на ихстороне. Из судебной практики: красногвардейским районным судом вынесеноправдательный приговор в отношении некоего лица, ввезшего 6 автомашин 1999года выпуска на сумму свыше 250 тыс. долларов. Понятно, что такой «чернобылец»вряд ли располагает такой суммой. Это еще один способ ухода от налогов длябогатых горожан. Между тем, из-за таких «чернобыльских льгот» в 2000 годубюджет Москвы потерял около 30 млн. долларов. Многие руководители таможенныхуправлений считают, что абстрактных льгот быть не должно, иначе ими пользуютсяне те, для кого они предназначены. Должно быть конкретное дотированиеконкретным лицам. С этим вопросом ГТК уже вышел в законодательные органыРоссии.