Оперативно-розыскные мероприятия: основания и условия проведения

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образованияКонтрольная работа
по Оперативно-розыскнойдеятельности
тема: Оперативно-розыскныемероприятия:
основания иусловия проведения

План
Введение
1. Основания проведенияоперативно-розыскных мероприятий.
2. Условия проведенияоперативно-розыскных мероприятий.
Заключение
Литература

Введение
Оперативно-розыскнаядеятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативнымиподразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральнымзаконом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочийпосредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни,здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечениябезопасности общества и государства от преступных посягательств.
Приосуществлении оперативно-розыскной деятельности необходимо знать, кем онапроводится, в каких случаях, как она проводится и т.д.
Главнымиэлементами проведения оперативно-розыскной деятельности являются:
— основания её проведения – те обстоятельства, при наступлении которых, решаетсявопрос о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также о видеприменимого мероприятия;
— условия её проведения – те обстоятельства, которые должны соблюдаться припроведении оперативно-розыскных мероприятий, а также тех лиц, в отношениикоторых эти мероприятия проводятся.

1. Основания проведенияоперативно-розыскных мероприятий
Основанием для проведенияоперативно-розыскных мероприятий являются:
— наличие возбуждённого уголовного дела – наиболее общее основание. При этом неимеет значения, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьемпроизводстве оно находится;
— получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о:
ü  признакахподготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, атакже о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нетдостаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Данныесведения могут поступать в правоохранительные органы по официальноустановленным каналам от заинтересованных лиц, а также в результатеинициативной поисковой работы оперативных аппаратов;
ü  событиях илидействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической илиэкологической безопасности Российской Федерации. Для того чтобы данные сведениядействительно послужили основанием для проведения ОРМ, необходимодокументальное их оформление, т.е. повод;
ü  лицах,скрывающихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания. Данныесведения могут быть получены из оперативно-справочных учетов, на которые ониставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретногогражданина по учетам органов внутренних дел будет установлен факт его объявленияв розыск;
ü  лицах, без вестипропавших, и об обнаружении неопознанных. Сведения о безвестном исчезновениипоступают, как правило, от родственников, близких лиц пропавшего либодолжностных лиц предприятий, учреждений и организаций;
— поручения о проведении ОРМ могут быть даны следователем и органом дознания, атакже указанием прокурора и определением суда, по делам, находящимся в ихпроизводстве. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производствеоргана дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскнойдеятельности, решение о проведении ОРМ принимается им по собственномуусмотрению;
— запросы других органов, осуществляющих ОРД. Запрос по существу представляетсобой разновидность такого ОРМ, как наведение справок и заключается внаправлении официального документа одного оперативного органа другомуоперативно-розыскному органу. Другими органами могут быть, как оперативныеподразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральныхминистерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД;
— постановление оприменении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. К защищаемым лицамотносятся судья, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов,сотрудники, осуществляющие ОРД. В отношении защищаемых лиц может применятьсяцелый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охранужилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место,обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу,смену места жительства, замену документов. Поводом для применения мербезопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателясуда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и инойинформации о наличии угрозы безопасности лица;
— запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительныхорганов иностранных государств. Головным исполнителем таких запросов выступаетНациональное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола), одной изглавных задач которого является оказание содействия в исполнении запросовмеждународных правоохранительных организаций и правоохранительных органовиностранных государств, в соответствии с международными договорами РоссийскойФедерации. Под запросами правоохранительных органов иностранных государств,следует понимать также и запросы органов внутренних дел стран – членов СНГ;
Отдельным видом основанийявляется сбор данных. Сбор данных необходимых для принятия решения – получениеоперативным подразделением фактической информации, которая в совокупностиповлияет для положительного либо отрицательного вывода по существу вопроса.Органы, осуществляющие ОРД, собирают данные необходимые для принятия решения:
·         о допуске ксведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным сэксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровьялюдей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ. Приоформлении допуска к государственной тайне могут собираться сведения о наличиимедицинских противопоказаний, психических заболеваний, прошлых судимостях,проживании за границей близких родственников, правильности представленныханкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозубезопасности РФ;
·         о допуске к работам,связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность дляжизни и здоровья людей, окружающей среды. Вышеперечисленными объектами могутвыступать предприятия, организации (независимо от форм собственности),связанные с обращением с ядерными материалами или ядерными установками;
·         о допуске кучастию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам,полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношенийсотрудничества, собираются оперативными подразделениями органов, осуществляющихОРД. Сбор данных организуется независимо от того, в какой форме этосотрудничество предполагается – гласной или негласной;
·         по обеспечениюбезопасности органов, осуществляющих ОРД. В настоящее время данному направлениюдеятельности правоохранительных органов должно быть уделено особое внимание состороны государства, так как во многом это связано с обостренной коррупционнойобстановкой в указанной сфере деятельности;
·         о выдачаразрешений на частную детективную и охранную деятельность. Осуществляетсяподразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел,которые проводят сбор необходимых сведений. Органы внутренних дел вправеустанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений,чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования сгражданином, претендующим на ее получение. Кроме того, они обязаны проверитьего по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений,оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причиныувольнения с прежнего места работы, а также выявить иные компрометирующиеобстоятельства биографии претендента.[1]
2. Условия проведенияоперативно-розыскных мероприятий
Приналичии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лицнезависимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного исоциального положения.
Особымиусловиями для проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные праваграждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных ииных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а такжеправо на неприкосновенность жилища является судебное решение и наличие информациио:
ü  признакахподготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, покоторому производство предварительного следствия обязательно;
ü  лицах,подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, покоторому производство предварительного следствия обязательно;
ü  событиях илидействиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военнойэкономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Ктаким мероприятиям, прежде всего, относятся: негласный осмотр жилых помещений;прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений,телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи.
ПрименениеОРМ, ограничивающих указанные конституционные права граждан, допускается не повсем категориям дел, а только по тем, где обязательно производствопредварительного следствия. Перечень преступлений, по которым обязательнопредварительное следствие, определен ст. 151 УПК РФ.
Вэкстренных случаях, не терпящих отлагательства, при поступлении информации оподготавливаемом либо замышляемом преступлении, требующей неотложногореагирования, когда неприменение либо несвоевременное применение ОРМ позволитподозреваемым совершить тяжкое преступление с необратимыми последствиями, допускаетсяпроведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, на основаниипостановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД.Постановление может быть вынесено руководителем органа, лицом, временноисполняющим его обязанности, либо одним из его заместителей, на котороговозложен контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Оценка вероятностинаступления необратимых последствий возлагается на руководителя, имеющего правовынесения такого постановления.
Вслучае проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, предусматриваетсяобязательность уведомления суда (судьи) о проводимом ОРМ, в течение 24 часов.Если судебное решение в течение 48 часов не будет получено, то начатоемероприятие должно быть немедленно прекращено.
Дополнительнымусловием проведения ОРМ в ситуации, которые создают угрозу государственной,военной, экономической или экологической безопасности России, выступаетобязательность наличия данных о событиях и действиях, создающих такую угрозу.
Прослушиваниетелефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемыхили обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц,которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы,полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся вопечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания итиражирования посторонними лицами.
Органы,осуществляющие ОРД, должностные лица, собравшие необходимый материал в ходеосуществления ОРМ, при наличии возбужденного уголовного дела в отношении лица,телефонные и иные переговоры которого прослушивались, обязаны передатьфонограмму и бумажный носитель записи переговоров следователю для приобщения куголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядокиспользования полученных сведений, оформленных уже в качестве вещественныхдоказательств, определяется уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации.
Разрешаетсяпрослушивание телефонных переговоров без судебного решения в случаяхвозникновения угрозы жизни, здоровью или собственности граждан по их заявлениюили с их согласия в письменной форме. Такое прослушивание осуществляется наосновании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательнымуведомлением судьи в течение 48 часов. О возникновении угрозы жизни, здоровью исобственности отдельных граждан может быть известно от них самих, их близкихродственников, других заинтересованных лиц либо из конфиденциальных источников.В качестве заинтересованных лиц могут выступать граждане, а также общественныеобъединения и организации в лице их руководителей.
Припроведении наиболее сложных ОРМ, предусматривается обязательностьсанкционирования данных мероприятий руководителем органа, осуществляющего ОРД.К таким мероприятиям относятся проверочная закупка и контролируемая поставкапредметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либооборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент и оперативноевнедрение. Эти мероприятия проводятся на основании постановления, утверждаемогоуказанными руководителями.
Обязательнымиусловиями проведения оперативного эксперимента является нацеленность навыявление, предупреждение, пресечение и раскрытие только тяжких и особо тяжкихпреступлений.
Часть9 статьи 8 ФЗ «Об ОРД» запрещает проведение четырех оперативно-розыскныхмероприятий (обследование помещений, контроль почтовых отправлений,прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналовсвязи) в целях сбора информации, необходимой для принятия решений:
одопуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
одопуске к работам, связанным с эксплуатацией опасных объектов;
одопуске к участию в ОРД;
обустановлении с лицом отношений сотрудничества;
овыдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность
Приобеспечении мер безопасности органов, осуществляющих ОРД, допускается проведениелюбых оперативно-розыскных мероприятий без каких-либо ограничений. Приобеспечении мер безопасности сотрудников оперативных аппаратов, членов ихсемей, а также лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе,разрешается проводить обследование жилых помещений, контроль почтовыхотправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с техническихканалов связи без судебного решения при наличии согласия защищаемогодолжностного лица или гражданина в письменной форме. Данная норма непредусматривает и уведомления судьи о проводимых мероприятиях, посколькузащищаемые лица дают согласие на ограничение неприкосновенности своей частнойжизни.
Решениео проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения безопасностисотрудников оперативных аппаратов, а также лиц, оказывающих содействиеправоохранительным органам (и членов их семей), принимается после установленияреальности угрозы их жизни, здоровью и имуществу вследствие осуществления имисвоих должностных либо гражданских обязанностей. Как правило, данное решениепринимает руководитель органа, осуществляющего ОРД, либо его заместитель.

Заключение
Органы(должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, припроведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение правчеловека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейнуютайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Лицо,полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать этидействия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность,прокурору или в суд.
Приосуществлении оперативно-розыскной деятельности, одним из наиболее важных еёэлементов является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Органы,осуществляющие оперативно-розыскную деятельность должны всегдаруководствоваться, и не забывать, содержание статьи 5 Федерального закона «Обоперативно-розыскной деятельности». Только такой подход со стороны органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, поможет им исполнять своиобязанности в полном объеме, с соблюдением прав граждан, с выбором иприменением конкретного оперативно-розыскного мероприятия и привлечением лицвиновных в содеянном.

Литература
Федеральный закон от12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российскойгазете» от 18 августа 1995 г.
Федеральный закон от 3апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // «Российскаягазета» от 12 апреля 1995 г. № 72
Киселев А.П.Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Обоперативно-розыскной деятельности». – М.: «ОСЬ-89», 2006 г.