Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра уголовного права

КУРСОВАЯ РАБОТА
по ОРД
Оперативно-розыскные мероприятия, основанные накриминалистических методах

Выполнил: студент группы 04Ю-3
В.Н. Шабала
Научный руководитель:
А. Хайтжанов
Пенза 2008

Оглавление
Введение
1. Сбор образцов для сравнительного исследования иисследование предметов и документов
1.1 Сбор образцов для сравнительного исследования
1.2 Исследование предметов идокументов
2. Отождествление личности
3. Обследование помещений, зданий, сооружений, участковместности и транспортных средств
4. Контроль почтовых и иныхотправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с каналовсвязи
4.1 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
4.2 Прослушивание телефонных переговоров
4.3 Снятие информации с технических каналов связи
Заключение
Библиографический список
Введение
ОРД и криминалистика наиболее близкие по теоретическому ипрактическому содержанию юридические науки. Они имеют одни объекты изучения — преступнуюдеятельность различных видов и деятельность по ее раскрытию и расследованию. Многообщего и в истории их развития, тактике и методике проведения следственныхдействий и ОРМ. И это не случайно, ибо многие исходные теоретические положения,приемы и методы ОРД сформировались в рамках криминалистики. Соответственномногие положения и рекомендации криминалистики легли в основу указанной научнойдисциплины.
В уголовно-процессуальной литературе второй половины XIX в. появились первые теоретические рассуждения о месте,роли ОРД в раскрытии преступлений, поскольку дознание в этот периодосуществлялось приемами и средствами уголовного сыска, ученые-процессуалистытого времени пытались разобраться в соотношении понятий дознания и сыска.
Так, А.А. Квачевский различал дознание в широком и узкомсмысле. В широком смысле все предварительное производство по делу, включая иоперативно-розыскные действия, направленные на обнаружение и фиксацию скрытых,тайных виновников преступления. В узком смысле — только ОРД, направленную лишьна собирание признаков преступного характера1.И.Я. Фойницкий в своих работах уделял внимание анализу методов уголовного сыска.В.К. Случевский, учитывая роль сыска в дознании, считал, что целью дознанияявляется лишь «обнаружение преступного характера происшествия», а«дальнейшие действия по разыскиванию и обличению преступника» являютсязадачей следователя2. Такимобразом, дознание он, по существу, сводил лишь к уголовному сыску (ОРД).
Хотя ОРД значительно древнее следственной, еетеоретико-методическая база не развивалась, а фактически ее и не было, вотличие от теоретической основы следствия. Только с рождением криминалистикипоявилась возможность использовать данные криминалистики в ОРД для формированияне только своего тактико-методического и технического арсенала в негласнойсфере розыскной деятельности, но и определенных теоретических основ.
В контексте рассматриваемой темы я использовал мнениеправоведов описывающих содержание оперативно-розыскных мероприятий.
Цель исследования — на основе научной литературы инормативной литературы охарактеризовать, оперативно-розыскные мероприятия,основанные на криминалистических методах.
Методы исследования: анализ государственно-правовойдействительности, анализ научно-правовой литературы по проблеме исследования.
1. Сбор образцов для сравнительного исследования иисследование предметов и документов1.1 Сбор образцов для сравнительного исследования
Сбор образцов для сравнительного исследования — этоОРМ, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридическизначимой информации как объектов последующего сравнительного исследования вцелях решения конкретных задач ОРД.
По смыслу, вытекающему из самого наименованиярассматриваемого ОРМ, оно подразумевает три составляющих: действие, предмет ицель.
Сбор образцов предполагает выполнение действий, при помощикоторых необходимый образец попадает в распоряжение должностных лиц ОРО, т.е. действий,направленных на получение материалов для оперативного исследования и получениязаключения специалиста. Это может быть изъятие соответствующих объектов,проведение дактилоскопирования, соскоб части вещества, отделение частипредмета, приобретение (покупка, получение во временное пользование), снятиекопий, фотографирование и др.
Изъятие образцов допускается в количестве, необходимом длясравнительного оперативного исследования, чтобы можно было сделать вывод озакономерности или случайности признаков, их вариативности. Образцы (пробы) должныбыть надлежащего качества, выражать необходимые для целей исследования признакиобъекта, от которого они получены. В отдельных случаях для целей исследованияусловия получения образцов должны соответствовать условиям образованиясравниваемого объекта, а изъятие образцов желательно на таком же материале, чтои исследуемый, аналогичными орудиями и средствами.
Образцами для сравнительного исследования могут бытьматериальные объекты, представляемые специалисту для сравнения сидентифицируемыми или диагностируемыми объектами (часто с вещественнымидоказательствами). Такими образцами могут быть различные предметы, документы,вещества, жидкости, препараты, выделения организма человека и др.
Отбираемый образец определяется исходя из цели мероприятия,вида и характера исследования, особенностей подготавливаемого, совершаемого,совершенного деяния, наличия материальных следов преступления и др.
Отличительным признаком и требованием к изъятию образцовявляется несомненность их происхождения от конкретного проверяемого,исследуемого объекта. Образцы должны выражать признаки другого объекта (отпечаткипальцев, стреляные гильзы) или содержать собственные признаки (кровь, почва и др.).В криминалистике такие образцы именуют пробами1.Проба представляет собой часть вещества, материала, взятого для анализа,испытания или проверки.
По способу получения образцы могут быть экспериментальными исвободными, т.е. полученными вне связи с расследуемым преступлением, часто довозбуждения уголовного дела.
В качестве образца (пробы) могут быть использованы дневники,тетради как носители образца почерка, запись голоса, отпечатки пальцевпроверяемого, кровь, потожировые выделения, оттиски предметов, печатей,штампов, орудия преступления, отмычки, оружие, средства преступления, документыи др.
Несмотря на то, что законодателем определена цель сбораобразцов проведение сравнительного исследования, само такое исследование неявляется составной частью рассматриваемого ОРМ. Образцы (пробы) отбираются лишьдля проведения такого исследования.
Исходя из наименования исследования как сравнительного, егометод заключается в одновременном сопоставлении и оценке фактов, свойств илипризнаков двух или более объектов, использовании технических приемовсопоставления, наложения, совмещения. В этой связи конечная цель исследованияможет заключаться не только в определении сходств и различий предметов ивеществ, но и в идентификации (отождествлении) личности (технического средства,орудия преступления) как одного из возможных объектов сравнительногоисследования1.
Указанное ОРМ может проводиться как должностным лицом ОРО,так и другими лицами по его поручению. При получении (сборе) образцов длясравнительного исследования может быть использована помощь специалиста.
В ОРД гласный сбор образцов проводится при согласии ихвладельцев (носителей). В зависимости от конкретных обстоятельств он может бытьи негласным, исключающим разглашение либо самого факта отбора пробы (образца),либо истинной цели ОРМ. Принудительный отбор образцов для сравнительногоисследования допустим только при наличии уголовно-процессуальных оснований исоблюдении соответствующей процедуры (вынесение постановления, составлениепротокола, ограничение перечня случаев, когда допускается получение образцов усвидетеля и потерпевшего).
Данное ОРМ представляет собой оперативно-розыскной аналогследственного действия, предусмотренного ст. 202 УПК, именуемого получениемобразцов для сравнительного исследования. Главное отличие указанного ОРМсостоит в том, что преследует цель обеспечения возможности непроцессуальногоисследования предметов и документов. Образцы собираются с помощью разнообразныхгласных и негласных действий непосредственно самими ОРО.
Гласный и негласный характер сбора образцов длясравнительного исследования в рамках ОРД не порождает проблему отграничения отаналогичного, но четко регламентированного УПК, следственного действия.
Рассматриваемое ОРМ следует отличать и от взятия проб иобразцов, которые могут брать под таможенным контролем правообладатель идекларант (их представители) с письменного разрешения таможенного органа. Причемв соответствии со ст.398 ТК могут браться пробы и образцы товаров, в отношениикоторых принято решение о приостановлении выпуска, для проведения ихисследования, осмотра, фотографирования или иной фиксации таких товаров.
Это действие в рамках таможенного контроля также можетосуществляться в сочетании с рассматриваемым ОРМ для целей ОРД1. При этом следует учитывать тообстоятельство, что информация о результатах взятия проб и образцов в ходетаможенного контроля в соответствии с указанной статьей ТК являетсяконфиденциальной и не должна разглашаться ни правообладателем или декларантом,ни государственным органом, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ,например в ходе уголовного судопроизводства.
Получение образцов для сравнительного исследования,несомненно, предназначается для проведения другого ОРМ — исследования предметови документов, предусмотренного п.5 ч.1 ст.6 ФЗ об ОРД.
Получение образцов для сравнительного исследования впроцессе уголовно-процессуального доказывания осуществляется в соответствии спостановлением следователя. Об изъятии образцов составляется протокол ссоблюдением требований ст.166 и 167 УПК.
Это означает, что лицо, у которого изымаются образцы,участвует в данном следственном действии, имеет право удостоверить егорезультаты своей подписью в протоколе. Такие правовые гарантии не предусмотреныдля сбора образцов для сравнительного исследования в качестве ОРМ.
Исходя из приведенных соображений, можно утверждать, чтообразцы для сравнительного исследования, полученные в результате проведенияэтого ОРМ, не могут стать объектом исследования в рамках судебной экспертизы ииметь доказательственное значение.
Полученные данные в результате рассматриваемого ОРМ, какправило, оформляются актом сбора образцов для сравнительного исследования,дактилоскопической картой или иными документами, составляемыми лицами,осуществляющими сбор образцов, рапортом или справкой сотрудника ОРО. В такомслужебном документе указываются: количество изъятого в качестве образца (с егоописанием), условия, при которых происходил сбор образов, применяемыетехнические средства и их характеристики, вид упаковочного материала.
Акт составляется в трех экземплярах — первый и третийостаются у сотрудника ОРО, а второй вручается под расписку владельцу образцовили его представителю. Первый экземпляр акта с образцами направляется длясравнительного исследования, а третий экземпляр приобщается к материалампредварительной либо последующей оперативной проверки. К рапорту оперативникамогут также прилагаться документы, предметы, звуко-, видеозаписи и прочиетехнические носители информации.
 1.2 Исследование предметов и документов
 
Исследование предметов и документов — это ОРМ,проводимое с привлечением специалистов, т.е. сведущих лиц, обладающих научными,техническими и иными специальными познаниями, необходимыми для изученияуказанных материальных объектов при решении задач ОРД.
Рассматриваемое ОРМ предполагает подтверждение предметов идокументов научному изучению, проведению исследования вне рамок уголовногопроцесса либо их осмотра для выяснения признаков преступной деятельности,изучения содержания документов, сопоставления с иными документами дляустановления определенных фактических данных.
Исследование предметов и документов может проводиться дляопределения состояния, обнаружения признаков и свойств, имеющих значение длярешения задач ОРД.
Исследование предметов предполагает первоначальное изучениеи при необходимости фиксацию их общего вида, общих признаков и индивидуальныхособенностей (дефектов, наличия повреждений или иных следов). Исследованиемдокументов выявляются такие их признаки, которые придают им значениевещественных доказательств, а применительно к письменным документамустанавливаются удостоверенные ими или изложенные в них обстоятельства и факты,имеющие значение как для решения задач ОРД, так и для производстварасследования по делу1.
Исследование документов как ОРМ может заключаться всопоставлении различных экземпляров бухгалтерских документов между собой, чтобывыявить возможные несоответствия в их содержании (т. н. встречная проверкадокументов).
Сопоставление содержания сводных документов с конкретнымидокументальными материалами также может свидетельствовать о наличиинесоответствий между ними (метод взаимного контроля). Визуальное исследование (осмотр)документа до его экспертной оценки может выявить признаки подчистки, внесенияизменений в содержание документа, несоответствие личности предъявляющего егочеловека и др.
Под документом следует понимать материальный объект,выполненный рукописным, машинописным, полиграфическим способом, фиксирующийинформацию при помощи кино-, фото-, видеосъемки, ксерокопирования или иногоспособа отражения информации, на котором при помощи знаков, символов или иныхэлементов зафиксированы фактические данные, сведения.
Проведение исследования предметов и документовпредставляется допустимым как по месту их нахождения, так и в служебныхпомещениях правоохранительных органов, экспертных учреждений.
Это зависит от характера и сложности исследования. Например,чтобы определить, имеет ли место след крови или иного вещества, достаточно напятно нанести перекись водорода. При таком исследовании не имеет смысла изыматьпредмет с места его нахождения, если не подтвердится наличие следа крови напредмете.
Следует отметить, что исследовать — значит подвергнутьспециальному (научному) изучению. Поэтому исследование предметов и документовбез привлечения специалистов, т.е. сведущих лиц, как ОРМ вряд ли возможно. Общиепознания оперативников даже в смежных с ОРД отраслях науки и практики еще неделают из них, например, криминалистов, тем более что среди последних множестворазных специалистов.
Поэтому в большинстве случаев исследование предметов идокументов без привлечения специалистов, а также с привлечением другихдолжностных лиц и отдельных граждан, если они не являются сведущими лицами вопределенной области науки, техники, искусства, ремесла и т.д., теряет смысл.
В ходе рассматриваемого ОРМ может быть получена научная,техническая или иная специальная информация, которая хотя и не является егоцелью, но, как показывает практика, нередко способствует решению задач ОРД.
Проведение исследования предметов и документовэкспертно-криминалистическими службами правоохранительных органов, а такжеспециалистами научно-исследовательских учреждений других министерств иведомств, в том числе по поручению ОРО, само по себе не образует рассматриваемогоОРМ.
Такое исследование является лишь следствием, продолжениемпредварительного осмотра предмета, документа, вещества, его предварительнойоценки и в случае сомнений либо выявления признаков, указывающих наматериальные следы преступления или преступника, предположительно служилиорудиями преступления или сохранили на себе следы преступной деятельности, т.е.действий, которые характеризуют исследование как ОРМ. В противном случаеразница между исследованием предметов и документов (как ОРМ) и их экспертизойбудет заключаться только в процессуальном порядке ее проведения, оформлениирезультатов1.
Действующие ведомственные нормативные акты содержатуказания, запрещающие приобщение к уголовному делу справок о результатахисследования предметов и документов. Поэтому эти справки не представляются дляиспользования в порядке ст.11 ФЗ об ОРД.
Имеют особенности условия и порядок оформления результатовисследования предметов и документов как ОРМ.
В случае наличия стандартизированных методов исследования (например,определение наркотического средства с помощью экспресс-анализа) ОРМ не требуетсанкции руководителя соответствующего ОРО и проводится по решению оперативника.Для привлечения к осуществлению ОРМ специалистов оперативник мотивированнымрапортом докладывает о необходимости исследования предметов и документовруководителю ОРО, на основании которого направляется письменное требование опроизводстве исследования соответствующими специалистами.
Полученные данные оформляются справкой (справкой-меморандумом),рапортом оперативника, актом. Исследование предметов и документов, проведенноев иных учреждениях, оформляется документами, предусмотренными ведомственныминормативными правовыми актами соответствующих федеральных органовисполнительной — власти (заключениями, актами экспертизы, актами исследования).
Результаты исследования предметов и документов, проведенногоспециалистами из числа конфидентов оформляются актом исследования (ревизии,проверки), который по форме и содержанию в максимально допустимых пределахдолжен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению актаэкспертизы, без внесения в него сведений об ОРД.
2. Отождествление личности
 
Отождествление личности — это ОРМ, заключающееся внегласном опознании и установлении тождества личности по признакам внешности иповедения, оставленным следам и продуктам жизнедеятельности.
Указанное ОРМ предполагает непроцессуальную идентификациюобъекта (лица) по его мысленному образу в сознании опознающего лица,проходящего по делу (свидетеля, потерпевшего), либо лица, заявившего обисчезновении разыскиваемого или иных лиц, знакомых с опознаваемым.
Оно подразумевает и привлечение криминалистических способовотождествления. В частности, такое отождествление представляется возможным поидентификации отпечатков пальцев, принадлежности крови, волоса, слюны и другимпризнакам.
Отождествление может осуществляться по совокупности общих ииндивидуальных признаков объекта. Такое отождествление может быть реализованоаналитическим путем1. Опознающий(отождествляющий) мысленно выделяет отдельные характерные признаки объекта, азатем формирует на их основе общий образ отождествляемого. Отождествлениевозможно и по общему образу объекта, без анализа его признаков с последующимуказанием, по каким признакам объект был опознан.
Отождествление личности возможно по внешним анатомическим ифункциональным признакам лица, в том числе по голосу и речи, особым приметам (шрамы,татуировки, дефекты речи, физические недостатки). Отождествление может бытьосуществлено как путем непосредственного зрительного восприятия опознаваемого,так и по фотографиям, видеозаписям, фонограммам.
Объектом опознания могут быть как конкретные лица,подозреваемые в совершении преступления, разыскиваемые, так и лица обладающиепризнаками внешности (приметами) лиц, представляющих оперативный интерес.
Субъектами рассматриваемого ОРМ могут быть как самиоперативники, так и лица, привлеченные для проведения отождествления личности,которые располагают информацией об опознаваемом (отождествляемом) лице, а такжеконфиденты и специалисты. К проведению данного ОРМ могут привлекаться кинологи- для использования служебно-розыскных собак при отождествлении личности позапаховым следам, изъятым с места преступления.
Отождествление личности возможно и лицом, которое лично невоспринимало признаки внешности объекта, в том числе по видео-, кино-,фотоизображениям, но располагает описательной информацией об индивидуальныхидентифицирующих (поисковых) признаках лица (по методу словесного портрета). Этовозможно, например, в ситуации, когда потерпевший сообщил внешние признакинападавшего, но сам по физическому состоянию не может участвовать в ОРМ.
В зависимости от имеющейся информации об отождествляемом,участия лиц, привлеченных к его проведению, определяются время, место, способпроведения рассматриваемого ОРМ. Исходя из этого, ОРМ может проводиться как впомещении ОРО, либо в учреждении, представителем которого является привлекаемыйк мероприятию специалист, так и в месте вероятного появления опознаваемого.
К числу сущностных признаков этого ОРМ отнесена инегласность отождествления, отсутствие которой превращает данное ОРМ вследственное действие или даже в обычное житейское узнавание человека егознакомыми.
Наиболее распространенными действиями по отождествлениюличности являются негласное предъявление потерпевшему, очевидцу преступленияразрабатываемого лица, предъявления для опознания фотографий, фоторобота, рисованногопортрета, неопознанного трупа.
Отождествление личности предусматривает и такие действия,как замаскированное патрулирование с потерпевшим или очевидцем в местахвозможного появления преступника. Названное ОРМ может касаться отождествленияличности не только причастных к совершенным преступлениям, но и потерпевших. Практическиотождествление представляет собой комплекс действий; некоторые из них носятэлементы наблюдения, опроса граждан, наведения справок, исследования предметови документов (исследование следов крови, выделений человеческого тела,отпечатков пальцев и т.д.). Все эти действия объединены одной общей целью — идентификацией- установлением личности. В зависимости от характера действия оно можетвыступать и как элемент отождествления личности, и как самостоятельное ОРМиного вида. Столь неоднозначно определенная с точки зрения сущностнойхарактеристики формулировка отождествления личности, очевидно, объясняетсясложностью выделения ее составляющих в качестве отдельных ОРМ, например негласноепредъявление для опознания1.
Полученные в результате отождествления личности данные могутбыть оформлены справкой, рапортом, сводкой, актом отождествления личности,сообщением конфидента, объяснением гражданина — участника ОРМ или заявлениемгражданина с приложением аудио-, видеозаписей, фотографий, на которыхзафиксирован процесс осуществления мероприятия либо используемых при егоосуществлении. Результаты отождествления личности независимо от характерадокументирования могут быть использованы только как имеющие значение для поискадоказательств, для определения путей, направлений, но не в качестве фактическихданных, которые могут приобрести доказательственное значение.
3. Обследование помещений, зданий, сооружений,участков местности и транспортных средств
 
Обследование помещений, зданий, сооружений, участковместности и транспортных средств — это ОРМ, заключающееся внепосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) визуальномосмотре и изучении (исследовании) указанных объектов с целью выявления лиц,фактов и обстоятельств, имеющих значение для решения задач ОРД.
Рассматриваемое ОРМ предполагает проведение осмотрапомещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств личнодолжностным лицом ОРО, либо по его поручению (просьбе) конфидентом, должностнымлицом, имеющим право вхождения на эти объекты или по роду деятельностисвязанного с такими объектами (сотрудник ДПС, сотрудники государственнойпротивопожарной службы, работники жилищно-эксплуатационных организаций и др.) вцелях обнаружения предметов, документов, указывающих на признаки преступнойдеятельности, получения информации, необходимой для решения задач ОРД.
Обследование представляет собой определенный процесс,который включает в себя как осмотр объектов, так и отыскание орудийпреступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, документов,веществ и других предметов, а также установление фактов, могущих иметь значениедля осуществления ОРД и расследования уголовного дела. Рассматриваемое ОРМ ссодержательной стороны может быть ограничено только осмотром указанных объектов.
Обследование может производиться и для обнаруженияразыскиваемых лиц, трупов, обнаружения тайников, следов преступной деятельности.
Проведение рассматриваемого ОРМ законодатель связывает сконкретными объектами, которыми являются помещения, здания, сооружения, участкиместности и транспортные средства.
Под помещением следует понимать часть жилого,административного служебного, производственного строения, сооружения,предназначенная для размещения людей или материальных ценностей. Оно может бытькак постоянным, так и временным (например, надувной ангар, брезентовый шатер,палатка), как стационарным, так и передвижным1.
Проведение обследования местности (осмотр и отысканиепредметов) на приусадебных, садовых, огородных участках и др., т.е. на участкахземли, находящихся в частном пользовании или владении производится открыто, ссогласия собственников или владельцев либо негласно или зашифровано. Судебногорешения на проведение такого мероприятия не требуется. Прочая местностьсодержит по существу только один элемент обследования — осмотр. Лицо, егоосуществляющее, вправе действовать по своему усмотрению, поставив в известностьо своих намерениях представителей соответствующей администрации (при гласномобследовании) или без этого (при негласном).
Обследование транспортных средств заключается в его осмотреснаружи и изнутри (например, салона автомобиля, его кузова, днища, кабины и др.).Осмотру могут быть подвергнуты дверцы, моторная часть, шины, стенки кузова исалона, номерные детали и др. Может быть обследован имеющийся в транспортномсредстве груз и иные предметы. Объекты (места) осмотра определяются исходя изцелей обследования, характера отыскиваемых предметов и т.д.
Обследование помещений, зданий, сооружений заключается, какправило, в осмотре их внутренней части на предмет обнаружения отыскиваемыхпредметов, веществ и (или) следов.
Если обследование не влечет ограничения конституционных прави свобод человека и гражданина, то обследование материального объектапроводится без санкции судьи на основании ведомственного нормативного правовогоакта соответствующего субъекта ОРД.
В случае же, если условия обследования влекут ограничениеконституционных прав и свобод человека и гражданина (обследование жилища),различают две группы условий: общеобязательные и условия, характерные дляэкстренного обследования. Общеобязательными условиями проведения обследованияявляется наличие судебного решения (ч.2 ст.8 ФЗ об ОРД); специальной информации(ч.2 ст.8 ФЗ об ОРД); документально оформленного задания ОРО.
Условиями же экстренного обследования жилища являются,во-первых, наличие случая, который не терпит отлагательства и может привести ксовершению тяжкого или особо тяжкого преступления или данных о событиях идействиях, создающих угрозу безопасности РФ, а также мотивированногопостановления руководителя ОРО; во-вторых, обязательное уведомление суда (судьи)о проведенном ОРМ в течение 24 ч, в-третьих, в течение 48 часов с моментаначала ОРМ получение судебного решения о проведении обследования органом,проводящим его1.
Не является нарушением неприкосновенности жилища проведениерассматриваемого ОРМ, сопряженное с вхождением в него с согласия хотя бы одногоиз проживающих в нем лиц, либо в их отсутствие с разрешения и в присутствииадминистрации гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга,туристской базы, другого подобного учреждения, если такие ОРМ не связаны сотысканием, осмотром вещей, имущества, принадлежащего лицам, постоянно иливременно в них проживающих, и если вхождение в помещение в их отсутствиепредставителей администрации предусмотрено правилами пребывания (проживания,внутреннего распорядка) или условиями договора (уборка помещения, ремонтсантехнического оборудования и др.).
В случае обнаружения во время проведения ОРМ предметов ивеществ, изъятых из гражданского оборота, принимаются меры к их сохранности допроведения гласных мероприятий по их изъятию либо по негласному контролю за ихперемещением, распространением. При необходимости могут быть взяты образцы (пробы)обнаруженных предметов, средств или веществ. Момент проведения гласныхмероприятий по изъятию таких предметов и веществ может определяться исходя изфактических обстоятельств, объективной необходимости, тактических соображений,возможностей контроля за распространением предметов (веществ), установления их принадлежностиконкретным лицам или определения лиц, причастных к совершению преступления.
Проведение гласных мероприятий, уголовно-процессуальных ииных мер не может быть отложено по времени в случаях обнаружения бомб,снарядов, мин, взрывчатых веществ, взрывных устройств, а также радиоактивных,химических и других предметов, представляющих опасность для окружающих.
Во время проведения рассматриваемого ОРМ допускаетсяприменение фото-, видео-, или копировальной аппаратуры, пометка предметов,установка химических ловушек или иных средств, способствующих следообразованию.
Рассматриваемое ОРМ может быть весьма эффективно в сочетаниис такими формами таможенного контроля, как осмотр и досмотр транспортныхсредств (ст.371 и 372 ТК) и осмотр помещений и территорий (ст.375 ТК).
Осмотр помещений и территорий проводится в целяхподтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся подтаможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временногохранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, атакже у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиямитаможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК. Осмотрпомещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или)транспортных средств, их отчуждении либо в распоряжении ими иных способов илиоб их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК, дляпроверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.
Осмотр помещений и территорий может также проводитьсятаможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу РФ, взонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц,осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличииинформации о нахождении в помещениях или территориях этих лиц товаров итранспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениемпорядка, предусмотренного ТК, для проверки такой информации.
Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлениипредписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, егозамещающим, и служебного удостоверения1.
В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенныхорганов в помещения и на территории они вправе входить в помещения и натерритории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений вприсутствии двух понятых, за исключением случаев, когда ФЗ установлен инойпорядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обовсех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивленияи вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение24 часов.
Осмотр помещений и территорий должен проводиться вминимальный период времени, необходимый для его проведения, и не можетпродолжаться более одного дня1.
По результатам осмотра составляется акт по форме,утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вобласти таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьипомещения или территории осматривались.
Результаты негласного обследования помещений, другогообъекта, документируются в виде справки оперативного работника. В справкеотмечается, что удалось обнаружить при обследовании: зафиксированные с помощьюоперативно-технических средств признаки (или явные следы) преступления и другиеобстоятельства, имеющие значение для обнаружения и раскрытия преступления,использование видео — и аудиозаписей, кино — и фотосъемки, применение специальныххимических веществ (меточных средств), предметы и документы, изъятые приналичии оснований, предусмотренных п.1 ч.1 ст.15 ФЗ об ОРД.
Сама справка не может быть использована вуголовно-процессуальном доказывании как «иной документ» в том значении,которое придает этому понятию ст.84 УПК. Что же касается данных,зафиксированных в технических носителях информации, то теория и практикауголовного процесса не исключает возможность их преобразования в доказательствапри соблюдении соответствующих требований как УПК, так и ФЗ об ОРД.
Вопрос о возможности использования результатов обследованияжилища в уголовно-процессуальном доказывании может возникнуть только в случаеполучения криминально значимых данных с помощью применения кино-, видеозаписи,других технических средств или в результате изъятия предметов (документов).
4. Контроль почтовых и иных отправлений,прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с каналов связи
 4.1 Контроль почтовых отправлений, телеграфных ииных сообщений
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений — это ОРМ, проводимое на основании судебного решения и состоящее внегласном отборе и изучении почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной, телефонограммойкорреспонденции в целях получения информации, представляющей интерес длярешения задач ОРД, в учреждении (предприятии) отправления и приемакорреспонденции.
По формулировке законодателя контроль почтовых отправлений,телеграфных и иных сообщений включает в себя две составляющие: действия поконтролю и предмет такого контроля.
Рассматриваемое ОРМ с содержательной стороны заключается ввыявлении, обнаружении, проверке содержимого, изучении содержания информации,отслеживании перемещения указанных отправлений и сообщений. В обобщенном смыслеконтроль предполагает перлюстрацию корреспонденции и отслеживание ееперемещения.
Под почтовыми отправлениями понимается адресованныеписьменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры. К письменной корреспонденцииотносятся простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы,бандероли и мелкие пакеты.
Предметом контроля может быть только корреспонденция,исходящая от конкретных лиц либо адресованная конкретным лицам. Корреспонденция,поступающая в определенный адрес или исходящая из него, может контролироватьсятолько в случае, если в адресе постоянно или временно проживает или скрываетсясоответствующее лицо, представляющее оперативный интерес1.
Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений,а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебногорешения.
Тайну связи составляет информация об адресных данныхпользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводахденежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельностиоператоров почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимыеденежные средства, телеграфные и иные сообщения (ст.15 ФЗ № 176-ФЗ «Опочтовой связи»).
Рассматриваемое ОРМ проводится должностными лицами ОРО, ОВД,ФСБ или специализированными подразделениями этих ОРО. К проведению ОРМ могутпривлекаться сотрудники предприятий связи. Вскрытие и контроль почтовыхотправлений (перлюстрация корреспонденции) осуществляется должностными лицамиуказанных ОРО.
В случае обнаружения в почтовых отправлениях предметов ивеществ, запрещенных к пересылке, организации федеральной почтовой связи внезависимости от проведения ОРМ имеют право задерживать такие почтовыеотправления.
О факте обнаружения в почтовых отправлениях огнестрельного,сигнального, пневматического, газового оружия, боеприпасов, холодного оружия (включаяметательное), электрошоковых устройств и искровых разрядников, а также основныхчастей огнестрельного оружия; наркотических средств, психотропных,сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых, ядовитых, едких, легковоспламеняющихся,других опасных веществ и задержании этих почтовых отправлений организации (объекты)федеральной почтовой связи обязаны немедленно поставить в известность ОВД илиФСБ.
Сотрудники указанных органов в присутствии руководителяорганизации (объекта) федеральной почтовой связи или его заместителя производятизъятие запрещенных предметов и веществ с составлением акта, один экземпляркоторого может направляться отправителю. Такой порядок уведомления отправителяисключается, когда по факту обнаружения указанных предметов и веществ ОВД илиорганами ФСБ принимается решение о проведении либо проводятся ОРМ.
Срок контроля почтовых отправлений, телеграфных и иныхсообщений может составлять до 6 месяцев со дня получения судебного решения либоне ограничиваться таким сроком, а, например, носить разовый характер, когдаимеется достоверная информация о получении либо отправлении объектом ОРМуказанных отправления или сообщения1.
При необходимости с указанных отправлений могут сниматьсякопии, делаться фотоснимки, видеозапись содержимого, изыматься рукописныебланки, заполненные отправителем, отбираться образцы (пробы) предметов ивеществ, сниматься отпечатки пальцев, отбираться потожировые выделения и др.
Контроль за перемещением и содержанием предметов, сходных снеофициально передаваемыми почтовыми отправлениями, не образуетрассматриваемого ОРМ, ограничивающего конституционное право на тайну переписки.
К таким случаям относятся, например, негласная перепискамежду заключенными и использование для передачи информации других заключенных,перемещаемых из одного места лишения свободы в другое либо из камеры в камеру,а также с использованием различных приспособлений для перемещения записок илиписем. На это указывает и УИК, где в частности, в ст.91 отмечается, чтопереписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными, неявляющимися родственниками, допускается с разрешения администрацииисправительного учреждения.
Цензура корреспонденции осужденных не образует ОРМ, аявляется мерой административного контроля за их перепиской.
Не допускается цензура за перепиской осужденного с судом,прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также сУполномоченным по правам человека в РФ.
Не подлежит цензуре и переписка осужденного с защитником илииным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, за исключениемслучаев, если администрация исправительного учреждения располагает достовернымиданными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены наинициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в егосовершение других лиц.
В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных ииных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителяисправительного учреждения или его заместителя (см. ст.91 УИК).
 4.2 Прослушивание телефонных переговоров
 
Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) — это ОРМ,осуществляемое на основании судебного решения с использованием специальныхтехнических средств и состоящее в слуховом контроле, а также фиксацииразговоров физических лиц (проверяемых, разрабатываемых), ведущихся потелефонным линиям связи.
ПТП заключается в негласном контроле за речевым общением,осуществляемым посредством проводной и беспроводной телефонной связи, путемподключения к станционной аппаратуре предприятий, учреждений или организацийсвязи либо к проводной линии связи или сканирования радиосигнала телефонаобъекта прослушивания.
ПТП предполагает контроль переговоров обоих абонентов,причем посредством использования подключения либо сканирования радиоканала. Прослушивание(слуховой контроль) телефонного разговора только одного из абонентов, в томчисле с использованием технических средств, без вторжения (подключения) в сетисвязи не образует рассматриваемого ОРМ, а представляет собой разновидностьэлектронного наблюдения.
Это, например, использование радиомикрофона, для снятияречевой информации в помещении, где находится объект ОРМ, либо слуховойконтроль телефонного разговора, ведущегося с телефона-автомата и др., принезначительном удалении от объекта, когда его разговор слышен, либо при помощиспециальной аппаратуры, усиливающей звуковой сигнал1.
В зависимости от способа прослушивания, использования приэтом технических средств ПТП может проводиться как самостоятельно ОРО ОВД, ФСБ,так и с привлечением (использованием) возможностей предприятий, учреждений,организаций, предоставляющих услуги и средства связи.
Предприятия связи, операторы связи независимо отведомственной принадлежности и форм собственности, действующие на территорииРФ, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны в соответствиис законодательством РФ оказывать содействие и предоставлять ОРО, возможностьпроведения ПТП на сетях связи, а также принимать меры к недопущению раскрытияорганизационных и тактических приемов проведения ПТП.
ПТП проводится на основании судебного решения либо наосновании мотивированного постановления, вынесенного руководителем ОРО, вслучаях, не терпящих отлагательства, которые могут привести к совершениютяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях идействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологическойбезопасности РФ, а также в случае возникновения угрозы жизни, здоровью,собственности отдельных лиц — по их заявлению или с их согласия в письменнойформе (см. ст.8 ФЗ об ОРД).
Предметом прослушивания могут быть только переговоры,ведущиеся с телефонов конкретных лиц либо находящихся в определенном адресе,где проживает (постоянно или временно), может скрывается, откуда либо кудаможет звонить соответствующее лицо — объект мероприятия. Прослушиваниедопускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершениитяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагатьсведениями об указанных преступлениях (ст.8 ФЗ об ОРД).
Законодатель выделяет три категории объектов мероприятия попрослушиванию телефонных и иных переговоров. Это обвиняемые, подозреваемые илица, которые могут располагать сведениями о тяжких или особо тяжкихпреступлениях.
Применительно к условиям проведения ОРМ подозреваемыйрассматривается в широком смысле, не ограниченном нормой УПК. На это указывает,в частности, положение, согласно которому в случае возбуждения уголовного делав отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются всоответствии с ФЗ об ОРД, фонограмма и бумажный носитель записи переговоровпередаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественныхдоказательств.
Здесь законодатель подчеркивает возможность проведенияпрослушивания до возбуждения уголовного дела, когда имеются иные (оперативные) данные,позволяющие обоснованно подозревать лицо в приготовлении, совершении тяжкогоили особо тяжкого преступления. Об этом свидетельствует и оговорка относительнопорядка проведения ОРМ как основанного на нормах ФЗ об ОРД.
Что касается лиц, которые могут располагать сведениями отяжких и особо тяжких преступлениях, то здесь речь идет о свидетелях, очевидцахи других лицах, осведомленных о таких преступлениях, факте их совершения,участниках или иных юридически значимых данных. Представляется, что ПТП можетбыть допустимо по отношению к таким лицам только по возбужденному уголовномуделу, когда оно проводится ОРО по поручению следователя, или как составнаячасть следственного действия, предусмотренного ст.186 УПК. Это обусловлено тем,что ч.2 ст.8 ФЗ об ОРД не предусматривает указанных лиц в качестве возможныхобъектов мероприятий, ограничивающих конституционные права.
Такое ограничение не относится к ситуации, когда имеетсяинформация о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военнойэкономической или экологической безопасности РФ.
УПК (ст.186) определяет и условия хранения фонограмм,полученных в результате ПТП. Безусловным требованием является их хранение вопечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания итиражирования посторонними лицами.
Помимо служебных интересов ОРО это связано с тем, что такиефонограммы могут быть использованы в уголовном процессе в качестве вещественныхдоказательств, если на них зафиксированы данные, которые могут служитьсредствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельствдела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчениюответственности. Однако часто возникает необходимость в проведении рядаэкспертиз, чтобы такая фонограмма была признана вещественным доказательством1.
Для этого она должна быть подлинной, а не копией, содержатьполный текст, а не его части, т.е. должна исключать сомнения относительно еемонтажа. Установленный порядок хранения такой фонограммы исключает возможностьподмены записи, ее фальсификацию, приведение в состояние, непригодное дляпроведения экспертного исследования, а также обеспечивает соблюдение прав исвобод человека при осуществлении ОРД.
Правила представления результатов ПТП в целях использованияих в уголовном судопроизводстве ограничиваются требованиями вынесения об этомпостановления руководителя ОРО. Однако немаловажно представление материалов звукозаписипереговоров таким образом, чтобы исключались сомнения в возможности внесениякаких-либо изменений в содержащуюся в материалах информацию.
Для этого целесообразно представлять магнитную ленту (илидругой технический носитель информации) в опечатанном виде, указывать впостановлении техническую характеристику аппаратуры, с помощью которой сделаназапись телефонных переговоров, во избежание утраты информации привоспроизведении в процессе решения вопроса о допустимости использования вуголовно-процессуальном доказывании.
В качестве специального условия, специальной нормой в ФЗ обОРД закрепляется проведение ПТП отдельных лиц в случае возникновения угрозы ихжизни, здоровью или собственности. В подобных ситуациях допускаетсяпрослушивание переговоров, ведущихся с телефонов этих лиц, при наличии ихзаявления или письменного согласия, а также постановления, утвержденногоруководителем ОРО.
При наличии таких оснований судебного решения не требуется,а достаточно лишь уведомить (поставить в известность) соответствующий суд (судью)в течение 48 ч. Исходя из содержания нормы ФЗ об ОРД (ст.8) можно заключить,что если такое мероприятие может проводиться более длительное время, причем всрок, превышающий двое суток, судебное решение также не требуется.
Применение такого порядка проведения ПТП законодатель несвязывает с преступлениями, по которым производство предварительного следствияобязательно, а также с категориями преступлений. Не ограничивается такоемероприятие и случаями, не терпящими отлагательства. Здесь речь идет оспециальной норме об условиях проведения ОРМ, формально затрагивающих право натайну телефонных переговоров. Однако в указанных ситуациях права лица, позаявлению или с согласия которого такое ОРМ проводится, не нарушаются и неограничиваются.
Что касается абонентов, то прослушивание осуществляетсятолько по отношению к лицам, от которых исходит угроза, вследствие чего такоеограничение является допустимым, поскольку оно направлено на защиту правжертвы, обеспечения ее безопасности.
Прослушиваться могут телефоны, которые используютсяпотенциальной или реальной жертвой как по месту работы, так и по местужительства, причем независимо от того, является ли лицо основным и единственнымпользователем или телефон является коллективным, а также постоянно или временноиспользуется прослушиваемый телефон.
Важно, чтобы прослушивались только телефонные переговорызаявителя или лица, давшего согласие на прослушивание. Если осуществляетсяпрослушивание телефона коллективного пользования, то в рассматриваемых условияхтакое ОРМ может проводиться только при непосредственном подключении ктелефонной линии абонента, когда контролироваться могут непосредственноразговоры этого лица.
Если телефон принадлежит конкретному пользователю, возможнопроведение прослушивания и силами спецподразделений с подключением кстанционной аппаратуре АТС.
Необходимо отметить, что в рассматриваемых случаяхпрослушиванию подлежат только входящие телефонные звонки. При этомпредставляется допустимой и запись переговоров.
К числу руководителей, с санкции которых может проводитьсяпрослушивание при указанных обстоятельствах, следует относить начальника и егозаместителя, ведающего ОРД, по месту проведения мероприятия.
Законодатель не указывает форму обязательного уведомлениясуда (судьи) как в случае неотложного проведения ОРМ, так и применительно кслучаям прослушивания по заявлению или с согласия лица. Это дает возможностьтолковать форму уведомления суда как письменную или устную.
Однако, учитывая, что взаимоотношения суда и ОРО носят официальныйхарактер, мероприятие касается ограничения конституционных прав граждан, аполучение судебного решения о проведении ОРМ в дальнейшем может не носитьобязательного характера, уведомление суда (судьи) должно быть только письменным.Это особенно важно, если иметь в виду необходимость подтвердить в дальнейшемзаконность действий как участников ОРМ, так и их руководителей, в том числе припередаче фонограмм и бумажных носителей информации следователю для приобщения куголовному делу. ПТП необходимо отличать от контроля и записи переговоров какследственного действия, которое проводится по поручению следователя и всоответствии с судебным решением на основании ст.186 УПК. Такое следственноедействие может проводиться только органами дознания, имеющими право наосуществление аналогичного ОРМ.
Названное следственное действие может осуществляться, вчастности, при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и другихпреступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких идопускается по письменным заявлениям указанных лиц либо при отсутствии такихзаявлений — на основании судебного решения.
Контроль телефонных разговоров осужденных, осуществляемыйперсоналом ИУ не образует рассматриваемого ОРМ.
4.3 Снятие информации с технических каналов связи
 
Снятие информации с технических каналов связи — этоОРМ, осуществляемое на основании судебного решения с использованием специальныхтехнических средств и направленное на негласный контроль и фиксацию открытойинформации, передаваемой проверяемыми (разрабатываемыми) лицами по техническимканалам связи (телетайп, компьютерные сети и т.п.).
Рассматриваемое ОРМ по смыслу законодательной нормы включаетв себя действия по выявлению и фиксации оперативно значимой информации и наличиепредмета или объекта, с которого такая информация снимается, — техническийканал связи.
Исходя из того, что законодателем не определено содержаниеснятия информации, такая операция (действия) может включать сканированиетехнического канала, радиоперехват, копирование и другие действия с последующейфиксацией информации на магнитных, текстовых (бумажных), электронных носителях1.
К техническим относятся каналы электросвязи, используемыедля передачи и приема знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуковпри помощи технических средств по проводной, радио-и другим электромагнитнымсистемам.
Снятие информации с технических каналов связи включаетконтроль и фиксацию, при помощи специальных технологий, телеграфнойфаксимильной передачи данных и других видов документальных сообщений, обменинформацией между ЭВМ, а также информации, передаваемой по пейджинговой связи ииным видам радио — и проводных каналов.
Для проведения рассматриваемого ОРМ могут задействоватьсясотрудники предприятий, организаций, технические каналы и средства связикоторых задействуются для снятия информации, а также проводиться самостоятельноспециализированными оперативными подразделениями ОВД и ФСБ с использованиемспециальных технологий, технических и аппаратных средств.
Передача ОРО содержания информации сотрудниками (операторами)предприятий, организаций, учреждений, оказывающих услуги по передаче информациис использованием технических каналов связи, сведений из информационных систем,банков таких данных выходит за рамки рассматриваемого ОРМ.
Снятие служебной информации, передаваемой по техническимканалам связи и передаваемой на служебные технические средства, не образуетограничения конституционных прав граждан, но, тем не менее, проведениерассматриваемого ОРМ и в этом случае требует получение судебного решения,поскольку наряду со служебной информацией могут передаваться и сведения личногохарактера, а также данные, составляющие коммерческую тайну1. Правила проведения данного ОРМаналогичны ПТП.
Заключение
Современный этап развития нашей страны знаменуется глубокимиполитическими, социальными, экономическими, а также правовыми изменениями ипотрясениями. Криминологические прогнозы последних лет неутешительны: вближайшие годы криминальность общества из правоприменительной можетпревратиться в острую политическую проблему.
Оперативно-розыскная деятельность, в силу своей правовойприроды, являясь функцией уголовной юстиции, представляет собой процесс поиска,фиксации и реализации информации, необходимой для решения задач,предусмотренных ст.2 Федерального закона об ОРД.
Цели ОРД указаны в ст.1 ФЗ об ОРД:
а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств(его жизни и здоровья, прав и свобод);
б) защита собственности от преступных посягательств;
в) обеспечение безопасности общества и государства (васпекте защиты от лиц, совершающих преступления).
Направляя ОРД на достижение социально полезных целей,законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье,права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. Всоответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являютсявысшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина — обязанность государства. Защита жизни человека от преступныхпосягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняетконституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч.1 ст.20Конституции), реальным содержанием.
Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставленыгосударством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким «охранным»средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.
С помощью ОРД государство осуществляет охрану собственности(собственность — экономическая категория, отражающая право владения имуществом).Причем в соответствии с ч.2 ст.8 Конституции защищаются равным образом частная,государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества игосударства от преступных посягательств. В соответствии со ст.1 Закона РФ«О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенностижизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних ивнешних угроз. Причем под жизненно важными интересами законодатель понимаетсовокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование ивозможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности законодатель относит, вчастности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (егоконституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государствоесть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляетуправление обществом1.
Его безопасность — это совокупность общественных отношений,которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего — конституционногостроя) основного института политической системы современного общества отвнешних и внутренних угроз и позволяет ему функционировать и развиваться. Безопасностьгосударства составляет один из важнейших элементов всей системы безопасности РФ.
Библиографический список
Нормативная литература:
1.        Конституция РФ.: 1993 г.
2.        Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18декабря 2001 г. N 174-ФЗ
3.        Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности»
4.        Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «Омилиции»
5.        Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерациипри осуществления правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. №1
Научная, учебная литература:
6.        Зажицкий В.В. Оперативно-розыскная деятельность иуголовное судопроизводство // Российская юстиция, N 3, март 2001 г.
7.        Горяинав К.К. Оперативно-розыскная дейтельность. Учебникдля вузов. М.: ИНФРА-НОРМА. 2004 г.
8.        Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО,2004 г.
9.        Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник длявузов. Под ред.В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2005 г.
10.     Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник длявузов.4-е изд., доп. и перераб. / Под ред.К. К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского.М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г.
11.     Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административноеправо Российской Федерации: Учебник / Под ред.А.П. Алехина.М., 2005.
12.     Россинский Б.В. Административное право: Учебно-методическоеи практическое пособие. М.: Право и закон, 2005.
13.     Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полныйкурс.М., 2001.
14.     Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскнойдеятельност при расследовании преступлений // Вестник Московского университета,Серия 11, Право, 2001, N 4
15.     Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскнойдеятельности»: Комментарий. — Саратов, 2007.
16.     Александров А.И. Модельный закон «Об оперативно-розыскнойдеятельности» для государств — участников СНГ/ А.И. Александров, А.В. Федоров// Правоведение. — 2005. — № 1.
17.     Азаров В.А. Содержание и формы оперативно-розыскных правоотношений // Государствои право. — 2006. — № 10.
18.     Азаров В.А. Уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные средствадостижения и цели раскрытия преступлений // Государство и право. — 2001. — № 10
19.     Билоус Е.Н., Васильев Н.Н. Актуальные проблемы совершенствования взаимодействияоперативных аппаратов ОИН и криминальной милиции в борьбе с преступностью // Всб. Актуальные проблемы теории практики оперативно-розыскной деятельностиорганов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 2006.