Описание Новосибирского краеведческого музея

/>Содержание
Введение… 2
1. История Новосибирскогокраеведческого музея… 3
2. Экскурсии музея… 3
3. Коллекции и проекты… 8
Заключение… 13
Список литературы… 15

/>Введение
Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основнуюформу работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом.Однако сегодня нет, пожалуй, ни одного музея, который не строил бы своюкультурно-образовательную деятельность преимущественно на основе экскурсий.Положительно можно утверждать, что развитые традиции экскурсионности определяютсвоеобразие культурно-образовательной деятельности отечественных музеев посравнению с музеями других стран, где экскурсия не имеет такого преобладающегозначения.
Однако, утверждая это, хотелось бы подчеркнуть не толькоположительные, но и отрицательные стороны сложившейся ситуации. Преобладаниеэкскурсии, известная «зацикленность» на экскурсионных формах популяризацииколлекций, в известном смысле, ограничивают освоение музеями других форм,основанных на активном поведении посетителей в пространстве музея. В нашихмузеях с аудиторией встречается преимущественно экскурсовод, берущий на себяроль руководителя в путешествии по музею, тогда как во многих зарубежных –руководством служат путеводители, «информационные листки» и «листки активности»для школьников, специально подготовленные материалы для учителя и т.д., которыеготовит музейный педагог.
Цель данной работы – рассмотреть Новосибирскийкраеведческий музей.
Задачи:
рассмотреть историю становления и развития;
выявить основные экскурсии;
изучить коллекции.

/>1.История Новосибирского краеведческого музея
Музей был открыт 20 августа 1920 г. Профиль — родиноведение.Основатель: Акзимиров В.А. (?- 1922). С 1922 по 1932 гг. — директор МаксимилианКраков — геолог, писатель, репрессирован.
Здание построено в 1910-1912 гг. по проекту известногоархитектора А.Д.Крячкова. Здесь располагалась городская дума и торговые площади(нижний этаж).
Первые десятилетия отличает активная экспедиционнаядеятельность, собран богатейший этнографический материал по коренным народамСибири, старожильческому наследию, сформирована емкая естественнонаучнаяколлекция, библиотека. Благодаря этому музейные собрания и экспозиции знакомятпосетителя с культурой всего Сибирского региона во всем его многообразии. Средиуникальных собраний — коллекция, раскрывающая духовную культуру коренныхнародов и переселенцев: предметы шаманизма и ламаизма, православная икона ипластика.
С 50-х годов музей участвует в ежегодных археологическихэкспедициях, скомплектована археологическая коллекция, насчитывающая более 50тыс.ед. Последние десять лет уникальный материал дало сотрудничество с архивомФСБ, что дало возможность организовать серию выставок «Сибирь Советская»,штрихи к портрету. В настоящее время фонды музея составляют 7150 тыс. единицхранения, что позволяет обновлять экспозиционные комплексы, создавать новыевыставки[1].
/> 
2. Экскурсии музея
Становление музейной экскурсии стало одним из итоговэкскурсионного движения. Постепенно экскурсия приобрела статус ведущей формыкультурно-образовательной деятельности отечественного музея. То, какпроисходило зарождение музейно-экскурсионной деятельности, можно проследить напримере двух крупнейших музеев России, известных и ныне широкой постановкой ивысоким уровнем экскурсий[2].
Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по Новосибирскому краеведческому музею
Тип: обзорная
Профиль: история и общество, природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Сибирь. Тайны прошлого
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Путешествие в бабушкино детство
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Края во II половине XIX века
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
История Новониколаевска
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Особенности экономического развития Новониколаевска
Тип: обзорная
Профиль: история и общество, наука, техника и отрасли народногохозяйства
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: Любая
«В гостях у сказки». Мы играем и поем
Тип: тематическая
Профиль: развлечения и досуг
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: детская
Сибирь Советская
Тип: тематическая
Профиль: история и общество, наука, техника и отраслинародного хозяйства
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Новосибирск в годы ВОВ
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Природа в Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залахмузея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Экологические проблемы Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залахмузея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Рельеф, климат, почвы Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залахмузея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Удивительный мир насекомых
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залахмузея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Древняя флора и фауна
Чарующий мир камня
Развитие органического мира
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залахмузея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Историко-краеведческая экскурсия в экспозиционных залах
Описание: Историко-краеведческая экскурсия вэкспозиционных залах музея по ул. Ленина 23: Городской быт начала XX века.Сибирский период жизни и деятельности С.М. Кирова. Деятельность Обской группыРСДРП 1904-1909 гг. (Шамшин, Шамшурин, Петухов, Ковальчук).
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Площади музея:
экспозиционно-выставочная 3172м2
временных выставок 280м2
фондохранилищ 591м2
Филиал или подчиненная организация:
Барабинский краеведческий музей — M1047
Венгеровский районный краеведческий музей имениП.М.Пономаренко — M1049
Искитимский краеведческий музей — M1050
Колыванский краеведческий музей — M1053
Кочковский краеведческий музей — M1054
Кыштовский краеведческий музей — M1063
Мошковский краеведческий музей — M1065
Народный историко-краеведческий музей г. Татарска — M1066
Черепановский районный историко-краеведческий музей — M1068
Бергульский Дом-музей П.П.Бажова — M1069
Выставочный зал (г. Новосибирск) — M1070
/>3.Коллекции и проекты
Наиболее ценные (уникальные) коллекции[3]:
Этнографическая коллекция — 21900 ед.
Коллекция культовых предметов — 300 ед.
Коллекция мебели 18-20 вв. — 230 ед.
Коллекция драгметаллов — 1600 ед.
Коллекция оружия — 350 ед.
Природоведческая коллекция — 1500 ед.
Коллекция узорчатых камней — 500 ед.
Крупные выставочные проекты:
III Красноярская музейная бьеннале, ассоциация«Открытый музей», Красноярск 1999. (1 приз в номинации операторскаяработа, фильм «Птичьи дети»).
Электронные каталоги 1998-2002 гг., фонд «Открытоеобщество».
Президентский гранд, экспозиционная деятельность,выставка, посвященная 90-летию А.И.Покрышкина.
Окружная выставка «Государственные символыРоссии» 2003.
Межрегиональная выставка «Немцы в истории Сибири,Сибирь в судьбах немцев» 2003.
Выездные и обменные выставки:
«Жизнь, отданная небу». Фотовыставкарассказывает о жизненном пути А.И.Покрышкина, трижды героя Советского Союза,маршала авиации.
Наиболее интересные предметы фондов:
Бубен шаманский (алтайский)
Датировка: Конец XIX — начало XX века
Размер: высота — 64 см., толщина — 12 см., ширина — 55 см.
Техника: дерево, кожа, металл, ткань
Описание: Бубен почти круглый, слегка вытянутый повертикали. Внутри бубна закреплена деревянная рукоять. В верхней части к нейприклеплен кожаными ремнями железный, горизонтально расположенный стержень.Рукоять является стилизованным изображением «хозяина» бубна. Навнешней стороне бубна имеется рисунок красной и белой краской: модельустройства мира
Бубен шаманский (челканский)
Датировка: Конец XIX — начало XX века
Размер: высота — 64 см., толщина — 15 см., ширина — 51 см.
Техника: дерево, кожа, металл, ткань, нить
Описание: Яйцевидный бубен, обтянут кожей, котораяпристегана толстой нитью к обечайке. Рукоять вырезана из цельного куска деревасимметрично. Верхняя и нижняя половины изображают в плоскости овальную голову иквадратное туловище. Перпендикулярно расположено плоское возвышение с выемкойна уровне плеч. На лицах закреплено по два круглых металлических глаза.
Пролог старопечатный
Автор: Москва, Печатный двор
Датировка: 1641 год
Размер: 33 X 20cм.
Техника: печать
Описание: Пролог — славяно-русский церковно-учительскийсборник литературного характера. Пролог 1641 года — это первое московскоепечатное издание Пролога. В его основу положен так называемый стишной пролог.Литературной целью составителей Пролога было полное собрание в единоеповествование справочно-познавательных рассказов о многих античных,византийский и ближневосточных персонажах.
Четвероевангелие печатное, с приложением указателя дней,в которые читается оно
Датировка: Вторая половина XVIII века
Размер: 31,5 X 19.4
Техника: бумага, доски, бархат, медь
Описание: Имеется несколько владельческих записей.
Сборник слов и толкований на священное писание ЕфремаСирина
Датировка: Конец XVIII века
Техника: бумага, кожа
Псалтырь (или книга псалмов царя Давида)
Датировка: 1787 год
Размер: 30,5 X 20см.
Техника: бумага, доски, кожа
Описание: В 1878 году псалтырь перепечатан в типографииФедора Карташева.
Четвероевангелие старообрядческое
Датировка: Конец XVIII века
Размер: 36,5 X 22, толщина — 16,3см.
Техника: бумага, кожа, дерево
Невеста и дружка, село Нижний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 30 июня 1926 года
Размер: 28,1 X 32,5 см.
Техника: бумага, акварель
Описание: На рисунке имеются надписи.
Праздничная одежда староверов. Катя Макарова Железнова,село Нижний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 1926 год
Размер: 37 X 28,5 см.
Техника: бумага, акварель
Описание: Надписи на рисунке.
Девушки в будничной одежде. Село Верхний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 13 июля 1926 года
Техника: бумага, акварель
Описание: Надписи на рисунке.
Тунгус (Каргасокский район Томского округа, юрты Капкэс)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 1925 год
Размер: 42,3 X 28,3 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Слепой остяк (Каргасокский район Томского округа, юртыКаргалдай)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 1925 год
Размер: 50,5 X 31,7 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Портрет мальчика — остяка 3,5 лет — Сигита Зырянова(Каргасокский район Томского округа, юрты Каргалдай)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 8 июля 1925 года
Размер: 34,6 X 25,2 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Всего в музее 7150000 единиц хранения

/>Заключение
Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний»(И.М. Гревс), которая представляет собой некое социально-психологическоеединство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, которыйэкскурсовод должен закрепить и реализовать. Сосредоточенность группы впространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению наэкскурсии особого психологического климата, характерного для всех формпубличности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту,где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма.Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсииколлективностью переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людейначала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж –экскурсовод.
Поэтому следующий признак музейной экскурсии –руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний ивпечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованныйхарактер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Организующимипризнаками музейной экскурсии являются ее тематичность: всякая экскурсия имееттему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также наличиемаршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему.
Однако главным признаком музейной экскурсии, на чемособенно настаивали Н.А. Гейнике и А.В. Бакушинский[4], следует признатьприоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтомуэкскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождаетсянеобходимыми словесными пояснениями – рассказом.
Восприятию объектов показа, в нашем случае – музейныхэкспонатов, способствует качество, которое Б.Е. Райков определял какмоторность: экскурсия обязательно предполагает двигательную активностьэкскурсантов, их перемещение и созерцание объектов в различных ракурсах[5].
Все названные признаки роднят музейную экскурсию сэкскурсиями других типов. Отличается она от них главным образом тем, чтопроводится в пространстве музея (по территории, экспозиции или фондохранилищу),а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды иэкспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться отэкскурсии в музее художественном, а экскурсия в музее-заповеднике обретет своиочертания по сравнению с экскурсией в краеведческом музее. Однако качествоэкскурсии в любом музее зависит, прежде всего, от того, насколько экскурсоводвладеет экскурсионным методом как таковым и учитывает в своей деятельностиновые тенденции и запросы аудитории.

/>Списоклитературы
1.        Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981.
2.        Гнедовский М.Б. Музей и образование. Материалы для обсуждения. – М.,1987.
3.        К истории отечественной экскурсионной школы. Реферативный обзорпубликаций второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1992.
4.        Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческогомузея: Каталог. — Новосибирск, 1996
5.        www.museum.ru