Определение профессии

1 Определениепрофессии
Профессиональнаяпригодность, наряду с национальностью, религией и семейным положением, являетсянаиболее высокой характеристикой любого человека. По профессиональному признакулюди делятся на большие группы или категории людей, занимающиеся официальнымвидом трудовой деятельности. Следовательно, выбрав себе профессию – значит, нетолько выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей,принять её этические нормы, правила, принципы, ценности и образ жизни.
Профессия – этосоциальная характеристика человека, указывающая одинаковым видомпрофессиональной трудовой деятельности. [4, с. 56]
1.1 Факторы выборапрофессии
К факторам выборапрофессии, предложенные Е.А. Климовым относятся [5, с.247]:
1. Позиция старшихчленов семьи. (Есть старшие, которые несут ответственность за то, какскладывается жизнь их ребенка. Эта забота распространяется и на вопрос егобудущей профессии.)
2. Позициятоварищей, подруг. ( Дружеские связи очень крепки и могут сильно влиять навыбор профессии подростка.)
3.  Позицияучителей, школьных педагогов. (Учителя наблюдают за поведением и учебнойактивностью подростка, он знает многое о нём.)
4. Личныепрофессиональные планы. (Под планом в данном случае подразумеваетсяпредставления подростка об этапах освоения профессии.)
5. Способности.(Достижение в самых разнообразных видах деятельности).
6. Уровеньпритязаний на общественное признание. (Планируя свой трудовой путь, очень важнопозаботиться о реалистичности своих притязаний.)
7. Информированность.(Приобретённые сведения о профессии оказались неполными.)
8. Склонности.(Проявляются в любом занятии, на которое тратится большая часть своеговремени.)
1.2 Основныетребования подростков к своей будущей профессии
Профессия должна быть:
·  престижной;
·  хорошо оплачиваемой;
·  интересной;
·  с хорошими условиями труда;
·  чтобы её легко было приобрести;
·  соответствовать желанию родителей;
·  востребована на рынке труда.
На первое местобольшинство выпускников поставили престижность профессии. Они думают, что,получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однакоследует иметь в виду, что общественное признание профессии существенно меняетсясо временем. К примеру, престижной считалась профессия инженера. Но измениласьэкономическая ситуация в стране, и на первый план вышли профессии, связанные сбизнесом.
Следовательно,большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы исклонности ставят на третье место по степени важности, а возможностьтрудоустройства вообще на последнее место. И совершенно не учитывают своюпрофессиональную пригодность, которая является одним из важных моментов,учитывая в процессе профессионального выбора.

1.3 Формула выборапрофессии
Выбор профессии – этоуравнение с несколькими неизвестными.
Существует так называемая«формула выбора профессии»: ХОЧУ – МОГУ – НАДО.
Что такое ХОЧУ? Этоинтересы, склонности, желания.
МОГУ –психофизиологические возможности, здоровье, способности, то естьпрофессиональная пригодность.
И, наконец, НАДО –потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если подросток сумеетсовместить свои ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то профессиональный выбор будет удачным.
В трудовом периодепрофессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можнобыстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, целькоторого – получить доход, на который подросток сможет приобрести всё желаемое.
Типичная ошибка привыборе профессии: спрашивать себя, какая область деятельности человеку будетнаиболее интересна. Логика такого рассуждения проста: я иду работать, чтобы мнеплатили заработную плату, а это значит, что надо найти работу поинтереснее,чтобы потом не было обидно за зря потраченное время. Но всё как раз наоборот:чем более интересны обществу профессия человека и его умения, тем больше онбудет получать денег.

2 Как выбратьпрофессию
2.1 Психологическиеприёмы подростка при выборе профессии
При выборе профессииважно соответствие между психологическими особенностями человека исоответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна.Если человеку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в своейпрофессиональной деятельности иметь дело с объектами живой природы. Есличеловек любит технику – уму будет интересна деятельность инженера-конструктораили физика-теоретика.
Любая профессия требует,чтобы у человека присутствовали «профессионально-важные качества» — например,корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т. д. Поэтому,выбирая определённую профессию, важно осознать, есть ли у человека способности,соответствующие профессионально важным качествам [7, с.278].
Для того чтобы выбратьпрофессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Помочь лучше узнать себя ичастично ответить на эти вопросы поможет следующее упражнение: необходимопосмотреть на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которогоподросток знает. Попытаться объяснить свои поступки так, как это сделал быдругой человек, не знающий истинных мотивов.
Подростковый характерпока только формируется. Нужно работать над собой, познавать себя и помнить,что психические свойства человека (будь то способности, интересы, чертыхарактера) – гибкие, изменяющиеся качества. Главное – интерес; способностиформируются в деятельности. Необходимо каждому подростку работать, трудиться.
Разобравшись в своихспособностях, интересах и личностных чертах, подросток приступает к выбору ужене профессии, а ВУЗа или факультета. Ему необходимо выяснить, какиеспециальности и специализации соответствуют его интересующемуся видудеятельности.
Принятие решения должноостанавливаться на многих факторах: репутация ВУЗа и конкурс, мнение друзей,родителей, стоимость обучения.
2.2 Видыпрофессионального отбора
Различают следующие видыпрофессионального отбора: медицинский, социально-психологический, образовательныйи психофизиологический. Психофизиологический отбор занимает важное место. Этосвязано с тем, что психофизиологические исследования позволяют быстро иобъективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлятьглубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности,детерминировать физиологическими системами организма, прежде всего, центральнойнервной системой. Психофизиологические характеристики человека могутколичественно выражать профессионально важные качества и для многих профессийобладают высокой прогностичностью.
2.3Психофизиологические особенности подростка
Психофизиологическиеособенности человека – это особенности его психики, развития, строениеорганизма, состояние здоровья.
Каждый человек обладаетопределённым психофизиологическим качеством. Поэтому можно говорить о том, чточеловек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешномуобладанию определённой профессией или группой профессий [2, с.302].
Назначение на работу лиц,не обладающих должностными качествами центральной нервной системы ианализаторов, может сказаться на состоянии здоровья функциональном нарушениицентральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Однако выделение людей спрофессиональной непригодностью лишает их профессиональной деятельности.Непригодные к одной специальности, они могут войти в группу с высокойпригодностью к обучению и работе по другой специальности.
Учение И.П. Павлова овлиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведениявыделяют три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность,подвижность возбудительного и тормозного процессов и два типа нервныхпроцессов: сильный и слабый.
Свойства и тип нервнойсистемы считают профессионально важными характеристиками. Например, люди ссильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряжённую иответственную работу, просиживать долгое время перед пультом управления и бытьпри этом готовым к экстренным непредвиденным действиям, сохранять выдержку исамообладание. Это касается таких специальностей, как, например, авиадиспетчер,оператор энергосистемы, оператор почтовой линии, аппаратчик химических,производственных услуг. Людям со слабым типом присуща малая выносливостьнервной системы. Но эта особенность компенсируется такими положительнымикачествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность, чтодаёт преимущества при овладении профессиями, к которым предъявляют повышенныетребования к мышечной суставной чувствительности двигательного анализатораточности глазомера. Это касается профессий часовой и радио электроннойпромышленности, где предполагается такая работа с мелкими деталями и т. п.
Установлена обратнаязависимость между силой нервной системы и её чувствительностью. Слабые имеютпреимущество перед сильными в однообразной монотонной работе, сильные лучшесправляются с физической работой динамического характера.
Помимо традиционныхтипологических свойств существую и другие, в частности, мобильность. Онаопределяется способностью человека выполнять движения с большей или меньшейчастотой.
Следовательно,предполагается определять по трём показателям: по отношению к возбуждению, поотношению к торможению и уравновешенности по данному свойству.

3 Цель жизни человека
Центральным теоретическимконструктором для каждого человека является «цель жизни». Цель жизни – этословосочетание, которое относительно редко встречается в психологическойлитературе. Вместе с тем существует и практическая проблема, поскольку умолодых людей в определённом возрасте (12 – 14 лет) неизменно возникает вопросо своём предназначении в этом мире. Но прямо им на этот вопрос никто не можетдать ответа – ни родители, ни учителя, ни сверстники, и консультанты. Онитолько могут дать совет им при выборе профессии. Необходимо сформулироватьконцептуальное и практическое решение этой проблемы. Очевидно, что процессыжизненного целеполагания у подростка очень тесно связаны с процессами егожизненного самоопределения. В подростковом возрасте цель жизни почти всегдапринимает форму образа будущей профессии.
В современных условияхрациональное использование трудовых ресурсов является необходимым факторомразвития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономическойдеятельности. Причины неэффективной профессиональной деятельностимногочисленны, однако большая часть из них (80%) прямо связана сфизиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Труработников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мереспособны освоить ту или иную профессию.
Профессия – это родтрудовой деятельности, требующий определённой подготовленности, и являетсяисточником существования людей [1, с.36].
Некоторые индивиды за короткоевремя могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигнуть профессиональногосовершенства, у других же, наоборот, «вхождение в профессию» затягивается,человек теряет интерес к профессии и приходит к иному виду деятельности. Внастоящее время эта проблема достаточно актуальна, поскольку подростки, вобщем, как и взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке трудабуквально «цепляются» за любую возможность трудоустройства.
Поэтому важно сподросткового возраста достаточно точно определится со своими профессиональнымиинтересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимымизнаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация,которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подростковогопоколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождаетсяпроведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональномсамоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностейи возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Вообще, началопрофориентации нередко относится к 1908 году – к моменту открытия первогопрофконсультационного бюро в городе Бостоне (США). Однако профориентацияпоявилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла она из потребностейразвития человеческого общества.
Мнение родителейоказывает огромное влияние на выбор профессии для подростка.
3.1 Задачипрофессионального психофизиологического отбора
Основными задачамипрофессиональной психофизиологического отбора являются:
1.  Прогнозирование пригодности ктрудовой деятельности для повышения её надёжности и эффективности.
2.  Прогнозирование пригодности кобучению для повышения качества и скорости подготовки.
3.  Снижение текучести кадров и производственноготравматизма.
4.  Повышение производительности труда и профессиональногодолголетия и здоровья.
Из всего сказанного можносделать вывод о том, что психофизиологический срез в системе профориентации данносить не случайный, а систематический характер. Сведения опсихофизиологических особенностях подростка, полученные в результатепрофдиагностики, помогут педагогическим коллективам рекомендовать ученику тепрофессии, которые наиболее подходят его индивидуальным свойствам нервнойсистемы.
3.2 Правила выборапрофессии подростком
Правильный выборпрофессии подчиняется двум правилам:
1. Профессия должнабыть интересна тем, кому её предлагает человек, чем ценнее будет его умение дляобщества, чем дороже оно будет готово оплачивать его труд.
2. Профессия вмаксимальной мере должна интересовать подростка и нравится ему.
3.3 Ошибки при выборепрофессии
1. Отношение квыбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит сменазанятий, должностей по мере роста квалификации человека.
2. Бытующее мнение опрестижности профессии (Она должна учитываться – но только после учётаинтересов подростка и его способностей).
3. Выбор профессиипод влиянием товарищей.
4. Перенос отношенияк человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. (Привыборе профессии надо учитывать особенности данного вида деятельности, а невыбирать профессию лишь только потому, что подростку нравится человек, которыйзанимается данным видом деятельности.)
5. Устарелыепредставления о характере туда в сфере материального производства. ( Во всепрофессии внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда ит. д. – например, возникновение компьютера.)
 
4 Основные требования,предъявляемые к молодым специалистам
Подавленное числообъявлений о наборе сотрудников включает в качестве основных требований:
· наличие высшегообразования – 90% от общего числа;
· средний балвыпускника – 4,5 – 4,75;
· наличие опытаработы по специальности (в среднем от двух лет) – 50%;
· дополнительноепрофессиональное знание – 58% вакансий;
· знаниеперсонального компьютера на уровне не ниже уверенного пользователя – 95%;
· внешний вид;
· дополнительныенавыки (наличие водительских прав) зависят от специфики предлагаемой работы
· и другиетребования.
Формирование современногоспециалиста неотъемлемо связано со становлением его как целостной, гуманной,всесторонне развитой личности, а также его профессиональной подготовкой,осуществляемой в системе образования.
В современном мирепроисходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всехсферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленностисвоего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф икатаклизмов как природного, так и социального характера. Третье тысячелетиевыделяет образование в качестве одной из самых обширных сфер человеческойдеятельности, так как в нём задействовано более миллиарда учащихся и около 50миллионов учителей.

Заключение
Ежегодно российский рыноктруда впитывает в себя до 500 тысяч выпускников ВУЗов.
Причина непопулярностимолодых специалистов на рынке труда заключается в том, что главным требованиемработодателей является опыт работы. Они считают, что те не умеют быстроориентироваться в ситуации и принимать нестандартные решения.
Выбирая специальность ивуз для обучения, абитуриенты всего ориентируются на востребованность профессиина рынке труда и размер заработной платы специалистов
По версии фонда«Общественное мнение», в 2004 году самым престижным в современной Россииоказались профессии, связанные со следующими сферами деятельности: финансы,частное предпринимательство, право, а также маркетинг.
При выборе профессииважно оценивать не только профессиональные интересы, склонности и предпочтения,но и способности. Люди различаются по степени успешности профессиональнойдеятельности.
Проблемапрофессионального отбора специалистов, сформировавшаяся на стыке физиологии,психологии, психофизиологии, педагогики, относится к разряду крупнейшихнаучно-практических проблем, связанных с учётом физиологических особенностей ивозможностей подростка, желающего «вписаться» в контур системы «человек – деятельность– среда».
В данной контрольнойработе основные вопросы по теме были раскрыты. Также в ней были рассмотрены особенностивыбора профессии подростком, а именно психологические приёмы подростка привыборе профессии, его поведение в такой ситуации, требования, предъявляемые кмолодым специалистам при устройстве на работу.

Список использованных источников
 
Научно-методическая литература
1. Основыпсихофизиологии/Под ред. Ю.И. Александрова. М., 1998. – 350 с.
2.  Козловский: Как правильно выбратьпрофессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк: ОООПКФ «БАО», 2006-10-06. –365 с.
3.  Теория и методика обучения / В.С.Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 284 с.
4. Общий курсфизиологии человека и животных / Под ред. А.А.Ноздрачева. М.: Высшая школа,1991. – 348 с.
5.  Тутубалина Н.В. Твоя будущаяпрофессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов н / Д:«Феникс», 2005. – 347 с.
6.  Тюшев Ю.В. «Выбор профессии: тренингдля подростков». – СПб.: Питер, 2006. – (Серия «Практ. психология»). – 345 с.
7.  Дидактика: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр«Академия», 2002. – 325 с.