Определение риска и доходности инвестиций на основе оценки потенциала развития компании

–PAGE_BREAK–

Под инновацией подразумевается нововведение в области техники, технологии. организации груда и уп­равления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, а также егоприменение в самых разных областях и сферах деятельности [4].

Можно выделить несколько видов инноваций:

•продуктовые (технические) появляются при про­изводстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

•процессные (технологические) возникают при при­менении более совершенных способов изготовле­ния продукции;

•организационно-управленческие связаны с про­цессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

•информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельно­сти, повышения достоверности и оперативности получения информации;

•социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

С точки зрения результата инноваций можно вы­делить;

•базисные инновации — вновь внедренные изделия, крупные изобретения, которые становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и продукции;

•улучшающие инновации — процессы, техника и/или изделия, подвергавшиеся усовершенствованию (мелкие и средние изобретения);

•псевдоинновации (модернизации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений тех­ники, технологи, продукции. Как правило, «старый» продукт изготавливают на основе продукции, уже выпускаемой предприятием, значительно усовер­шенствовав при этом методы производства. Данная категория включает продукцию, базирующуюся на заимствованном передовом опыте, когда внедряют новые или усовершенствованные методы произ­водства, реализованные ранее в производственной практике других стран или предприятий и распро­страняемые путем технологического обмена. Можно выделить три уровня масштаба (значимости) инновации:

•общенациональный уровень (революционная инно­вация, значимая для мирового рынка);

•технологические прорывы, изменяющие облик про­мышленности (значимы для страновых (отраслевых) рынков);

•инновации локального уровня — скромные по зна­чению, но важные для выживания конкретной ком­пании |5].

Вэкономической теории выделяют научно-техни­ческий, производственный, трудовой, экспортный, производственный, природно-ресурсный потенциа­лы 16). Обобщенно под потенциалом принято пони­мать способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. Согласно этому принципу, под инновационным потенциалом, как правило, под­разумевают экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению в хозяйственный обо­рот новых технологий. К таким возможностям можно отнести совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной дея­тельности:

•интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);

•     материальные (опытно-приборная база; пилотные установки, исследовательское,экспериментальное и лабораторное оборудование);

•финансовые (собственные, заемные, инвестицион­ные, бюджетные, грантовые);

•кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в ин­новациях; персонал, имеющий специальное образо­вание и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозиро­вания скрытых потребностей покупателей);

•инфраструктурные {собственные подразделения НИР и ОКР. конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, ла­боратория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);

•дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и лич­ные связи сотрудников с НИИ и вузами, в том числе зарубежными, ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием) [7]. Инновационный потенциал предприятия определя­ется как техническими, так и управленческими фак­торами, в числе которых:

•сложившийся ранее уровень развития производ­ства;

•состояние механизма и системы управления;

•тип и ориентация организационной структуры;

•тенденции экономической и инновационной по­литики;

•понимание потребности в различного рода изме­нениях и готовность к ним персонала и т.д.

    Все факторы, определяющие уровень инновацион­ного потенциала, можно подразделить на следующие группы:

·         факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта управления;

·         факторы внутренней среды;

·         факторы внешней среды (5).

Первая группа факторов представляет собой со­вокупность собственных внутренних возможностей, определяющих развитие инновационного процесса как сложной обособленной системы. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инно­вационных решений, разработка проектов и про­грамм.

Состав второй группы складывается из возможно­стей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, Организационно-технического уровня коммуникацион­ной системы и г. д. Инновационный потенциал пред­приятия определяется также величиной материальных и информационных ресурсов и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управ­ленческих кадров.

Отличительными признаками компаний, внедря­ющих инновационные проекты, являю юн:

•организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;

•поиск этой группой разнообразных источников ин­формации как внутри, так и вне фирмы;

•использование разнообразной современной прак­тики стимулирования творческой активности работников;

•поощрение и поддержка менеджерами инноваци­онной активности служащих на всех уровнях с по­мощью специальных бюджетных ассигнований;

•поощрение принятия решений по отбору и внедре­нию нововведений на коллективной основе;

•четкая стратегия управления нововведениями. Если первые пять признаков характеризуют орга­низационную направленность фирмы на работу с пер­соналом, то шестой отражает необходимость суще­ствования четко сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.

Уровень инновационного потенциала предприятия во многом зависит от всего предшествующего опыта, условий функционирования подразделений НИОКР, уровня производства, маркетинга. Решающим фак­тором здесь выступают степень усвоения управлен­ческого опыта и качество извлеченных из прошлого уроков. Специалисты выделяют четыре различных, но взаимосвязанных уровня организационного опыта:

1)внешнего окружения (условия, конкуренты, потре­бители и т. п.);

2)собственных действий организации (менеджера) — инновационная стратегия,” процедуры и методы управления и т. д.;

3)процессов и методов выявления, определения и решения проблем, применяемых организацией (ме­неджером), например культура, знания, функцио­нальная специализация;

4)организационного сознания, объединяющий первые три [Там же].

Многообразие управленческих ситуаций и слож­ность инновационногопроцесса порождают необхо­димость разработки детальной методики оценки инно­вационного и инвестиционного потенциала компании. В связи с этим в рамках данной статьи предлагается алгоритм проведения такой оценки.

Инновационный потенциал компании представляет собой накопленный потенциал инновационного разви­тия предприятия к моменту практической реализации инновации.

Структура инновационного потенциала компании может быть рассмотрена, во-первых, с точки зрения процесса разработки продукта, во-вторых — с точки зрения структуры компании.

Инновационный потенциал сточки зрения процесса разработки продукта включает в себя:

•научный потенциал;

•рыночный потенциал;

•производственный потенциал;

•предпринимательский потенциал.

Оценка научного потенциала предприятия подра­зумевает анализ способности предприятия к прове­дению научных исследований и разработок, а также возможностей реализации на рынке уже накопленных компанией научных разработок.

Оценка научного потенциала проводится в целях:

•оценки эффективности и использования имеюще­гося научного опыта организации на определенную дату или за определенный период;

•определения способности организации к воспро­изводству научного потенциала;

•выяснения путей превращения имеющихся возмож­ностей в товар, продвижения его на рынок или выбо­ра оптимального пути для передачи технологии. Научный потенциал проекта выражается в новизне

научно-технической сущности продукта (технологии) и в возможностиподтверждения авторских прав на него.

Составляющими научного потенциала предприятия являются:

•накопленные научные и опытно-конструкторские разработки;

• имеющиеся нематериальные активы; патентоспособность идеи;

 • научные кадры и неотделимые от конкретных физических лиц ноу-хау и знания.  Идея или технология предприятия (лаборатории, института) обладает коммерческим потенциалом в том

случае если она потенциально может стать продуктом на рынке. При этом под продуктом понимаются

все возможности и формы коммерческой реализации результатов:

• продукт, готовый к коммерциализации;

 • продукция или прототип военной промышленности (так называемые двойные технологи);

• лабораторный прототип;

 • оборудование, аппаратура, компьютерные системы проектирования;

•технологии;

•интеллектуальная собственность, которую можно защитить авторскими правами;

•доказательство выдвинутой концепции;

•    знания, которыми обладают исследователи (ноу-хау). Причем чем шире принимаемые во внимание ис­точники и пути внедрения технологии, тем выше ве­роятность успеха.

В процессе оценки выделяются и учитываются воз­можные, допустимые и наиболее предпочтительные результаты реализации технологий

Оценка производственного потенциала предприя­тия подразумевает анализ имеющихся возможностей (правил, методов и способов) материализации идеи (изготовления продукта) или оценку технической осу­ществимости доведения идеи до стадии готовностипродукта к использованию или продаже

Составляющими производственного потенциала предприятия являются;

•имеющееся оборудование.

•имеющиеся технологии;

« наличие технически грамотного персонала;

•налаженные связи или возможности организации производства го кооперации,

•поставщики комплектующих, а также возможности и затраты по привлечению/приобретению всего вышеперечисленного.

В принципе, компания может не иметь собственного оборудования и производственного персонала, прак­тически все составляющие, которого могут быть полу­чены по аутсорсингу. Критериями выступают качество, дисциплина поставок, уровень порождаемых такой формой производства затрат желание собственников обладать производственными активами (а следова­тельно, содержать их и управлять ими).

Наиболее распространенный метод оценки науч­ного и производственного потенциала организации, принятый в мировой практике, — технологический аудит, т. е. анализ технологии, опыта, изделий и зна­ний, которые имеются на предприятии (в органи­зации, исследовательском институте, лаборатории, университете) и потенциально могут быть коммер­циализированы. Это начальный этап установления характеристик технологии, оборудования, накопленно­го опыта организации. Технологический аудит может быть внутренним, т е. осуществляться специалистами самой компании, или внешним, для проведения кото­рой  приглашаются специализированные организации на платной основе.

Методики, разработанные в организациях, специа­лизирующихся на оценке технологий, чаще всего не­доступны для общего пользования, а иногда даже имеют статус коммерческой тайны.

В России практика проведения внешнего технологического аудита отсутствует. Отбор возможностей чаще всего неформализован, имеет хаотичный, субъективный и случайный характер, основан на интуиции высшего менеджмента компании.

Подробная методика проведения технологического аудита компании является предметом самостоятельного исследования и выходит за рамки настоящей темы.

Анализ рыночного потенциала позволяет понять, есть ли у предприятия (проекта, продукта) реальный шанс на успех, соответствует ли продукт (проект) определенным потребностям рынка, оценить меха­низмы, которые транслируют новую технологическую возможность на рынок.

Знание рынка, на котором предприятие собирается внедрять свою идею, способность организовать ры­ночные взаимодействия и применить инструментарий маркетинга выступаюткрайне важными факторами на пути коммерциализации технологий.

Оценка рыночного потенциала складывается из:

•оценки ёмкости рынка, т. е. максимально возмож­ного размера рынка для конкретного продукта/ технологии;

•оценки потребителей (в том числе наличия постоян­ных покупателей, клиентских отношений и т. п.);

•оценки конкурентов (в том числе наличия соглашений об отказе от конкуренции и т. п.); оценки деловой репутации фирмы;

•наличия товарных знаков, знаков обслуживания, брендов и т. п.

Коммерциализация технологии реализуема только в  случае квалифицированных и согласованных дей­ствий разработчиков и управленцев. Высокое каче­ство и конкурентоспособность изделий должны обес­печиваться всей системой предприятия — от проек­тирования и конструирования опытного образна до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий. Степень работоспособности всей системы оценивается при анализе предпринимательского потенциала

Оценка предпринимательского потенциала скла­дывается из:

•анализа истории выполнения проектов;

•оценки управляемости бизнесом в целом;

•личностной оценки менеджмента предприятия/про­екта, силы команды;

•оценки эффективности взаимодействия всех вы­шеперечисленных блоков;

•обслуживающих функций;

•оценки финансового потенциала (наличие началь­ного капитала, возможность привлечения финан­сирования).

Оценка предпринимательского потенциала в дан­ном понимании сложно формализуема и носит пре­имущественно качественный характер.

 Успех предпринимательства вообще, а инноваци­онного в особенности требует учета всей системы вышеперечисленных факторов. Пренебрежение этим условием служит основной причиной большинства неудач при создании новых предприятий и внедрении проектов. Более того, в случае утраты одного из этих компонентов обесценивается вся фирма.

Принятый порядок описания составляющих бизнес-потенциала предприятия не свидетельствует об их иерархии. Все составляющие тесно взаимосвязаны и равноправны по отношению друг к другу Источниками инновационных возможностей фирмы могут выступать:

•  рынок, т. е. первичными являются потребности рын­ка и под них разрабатывается продукт и технология его изготовления подбираются оборудование, место, кадры и г. п.;

новые знания и технологии, т. е. первичными являются  внутренние возможности предприятия, а значит, движение идет от возможностей предприятия к  рынку.

При любом порядке оценки потенциала основное внимание уделяется достижению равновесного состояния между всеми вышеупомянутыми блоками.

 С одной стороны, продукт «рождается» из взаимосвязи идеи и потребностей рынка. Идеальный, с точки зрения изобретателя, продукт (технология) может не получить при знания на рынке. Оптимальной ситуацией следует считать такую, при которой набор знаний и технологий предприятия позволяет разрабатывать идею, заранее основываясь на потребностях рынка.

С другой стороны, идея становится изделием, когда она может быть каким-то образом изготовлена.

Способ реализации идеи обусловливает уровень за­трат на производство новой продукции, соотношение которых с уже предлагаемыми на рынке продукта­ми определяет степень их конкурентоспособности. Иными словами, новый продукт, предлагаемый на  рынке, может оказаться дороже старого, а соотно­шение цены и новых свойств покажется потребителю неоправданным, а связи с чем новый продукт не будет; востребован рынком.

  Для успешной коммерциализации технологии не­обходима организация взаимосвязей между всеми составляющими, обеспечение прямых и обратных связей, общее управлении процессом.    продолжение
–PAGE_BREAK–