Федеральное агентство морского и речноготранспорта
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
Кафедра: «Экономика и управление на предприятии промышленности»
Курсовой проект на тему:
«Определение рыночной стоимостиспециальных видов собственности (судов)»
Выполнил: студент ВЗО, ЭУп/п, 6курс
Проверил: Лазарев А.Н.
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
1. Определениерыночной стоимости судна
2. Определениерыночной стоимости затратным подходом
2.1Определение полной восстановительной стоимости индексным методом
2.2Определение полной восстановительной стоимости по весовым нагрузкам
2.3Определение полной восстановительной стоимости по судну-аналогу
2.4Согласование результатов и определение средневзвешенной величины полнойвосстановительной стоимости
2.5 Расчетвеличины накопленного износа
2.6Определение рыночной стоимости затратным подходом
3. Определениерыночной стоимости доходным подходом
4. Определениерыночной стоимости методом сравнительного анализа продаж (рыночный подход)
5. Согласованиерезультатов оценки для расчета рыночной стоимости судна
Список литературы
1. Определениерыночной стоимости судна
Определениестоимости основных средств является актуальной проблемой для любогопредприятия, поскольку их стоимость это основа для расчета амортизации,налогов, страховки и т.п. В судоходных компаниях значительную часть основныхсредств составляют суда, для которых методы определения рыночной стоимостисущественно отличаются от определения стоимости других видов имущества, хотяподходы, лежащие в основе методов идентичны:
1. затратный;
2. доходный;
3. рыночный.
Исходныеданные:
Сухогрузныйтеплоход № 295А. Место и год постройки – 1983 год, Словения. Стоимость судна на01.01.1990 – 1611 тыс.руб. Оставшийся срок действия документа Регистра – 4года. Класс регистра – II-СП.Дедвейт – 2972 т. Главные двигатели – дизель, мощность 2*700 э.л.с.Водоизмещение судна порожнем – 1362 т.
2. Определениерыночной стоимости затратным подходом
Затратный подход базируется на расчете затрат настроительство (постройку) нового судна, либо полностью подобного оцениваемому,в этом случае определяется полная восстановительная стоимость — ПВС, либо сполезностью, аналогичной оцениваемому (определяется стоимость замещения) ивеличины накопленного износа – Ииз. Как правило на практике,рассчитывают стоимость замещения, а не стоимость точной копии, но на используюттермин полная восстановительная стоимость. В затратном выделяют четыре основныхметода определения стоимости судна: индексный метод, расчет по весовымнагрузкам, расчет по судну-аналогу и калькуляционный метод (в курсовом проектеданный метод не рассматривается). стоимость суднособственность
Алгоритмопределения рыночной стоимости затратным подходом следующий:
1. Определениеполной восстановительной стоимости индексным методом.
2. Определениеполной восстановительной стоимости по весовым нагрузкам.
3. Определениеполной восстановительной стоимости по судну-аналогу.
4. Согласованиерезультатов и определение средневзвешенной величины полной восстановительнойстоимости.
5. Расчет величинынакопленного износа
6. Определениерыночной стоимости затратным подходом
2.1 Определениеполной восстановительной стоимости индексным методом
Восстановительнаястоимость индексным методом определяется путем умножения базовой стоимостипостройки нового судна на соответствующие индексы, начиная с базового года додаты оценки:
Приопределении восстановительной стоимости судна необходимо учесть деноминацию в1998г. поэтому в формуле (2) для переоценки судов на 1998 и далее поздний срок(в т.ч. на дату оценки) вводится коэффициент 10-3:
/>= 1611000*3,6*36*29*2,2*2,7*1,7*1,08*1,129*10-3= = 182,91 млн.руб.
Таблица№1 Индексыпереоценки для судов (по данным Госкомстата)Год переоценки Индекс для перехода к ценам последующего года До 1991 3,6 1992 36 1994 29 1995 2,2 1996 2,7 1997 1,7-1,8 1998 1,08 1999-2008
1,129
2.2 Определениеполной восстановительной стоимости по весовым нагрузкам
Весовыминагрузкаминазывается масса самостоятельных вконструктивном, стоимостном или физическом выражении конструктивных элементовсудна. В морской терминологии вместо «весовых нагрузок» используется термин«группы конструктивных элементов судна» (ГКР).
Конструктивнымэлементом называется — это совокупность секций, узлов, агрегатов, сгруппированных по принципуфункционального и(или) конструктивного назначения.
Таблица2. Расчетматериальных затрат и трудоемкости работ.Перечень конструктивных элементов Масса конструктивного элемента, [т] Норматив матер. затрат по справочнику на 1975г, [руб/т] Норматив матер. затрат на дату оценки, [руб/т] Сумма матер. затрат, [руб] Нормативы выработки, [кг/нормо-час] Трудоемкость по нормам выработки, [нормо-час] 1 2 3 4 5 6 7 Металл в составе корпуса и надстроек + фундаменты 788,28 150 21000 16553880 9,0 87583 Дельные вещи + люковые закрытия 165,77 500 70000 11603900 3,0 55257 Деревянные материалы 80 250 35000 2800000 5,0 16000 Озоляционные и окрасочные материалы 32,83 700 98000 3217340 3,0 10943 Оборудование помещении (мебель) 8,97 800 112000 1004640 2,5 3588 Инвентарь и запасные части 12,83 2000 280000 3592400 8,0 1604 Судовые устройства 85,8 500 70000 6006000 6,0 14300 Силовая установка 43,33 600 84000 3639720 10,0 4333 Котельное оборудование + вспомогательное оборудование 27,45 2000 280000 7686000 8,0 3432 Системы + заполнение систем 73,05 700 98000 7158900 3,0 24350 Итого 63262780 221390
Посколькудата установления нормативов материальных затрат и дата оценки могутсущественно различаться, в приложении №1 нормативы даны в ценах 1975 года, нормативынеобходимо пересчитать на дату оценки. Корректировочный коэффициентопределяется, сравнивая стоимости основного материала/агрегата в составеконструктивного элемента на год расчета норматива и на дату оценки. При этомкоэффициент рассчитывается по конструктивному элементу, для которого можнополучить наиболее достоверные данные, например, сопоставляя стоимость стали всоставе металлического корпуса на 1975 год и на дату оценки. Формула длярасчета корректирующего коэффициента (К):
/>= 21000/150 =140
где,Н’мст/ Нмст – стоимость одной тонныстали в ценах на дату оценки и на дату установления нормативов, [руб/т].Стоимость 1-й тонны судостроительной стали в 1975году составляла 150 руб. (0,15тыс руб./т, см. приложение №1). Стоимость 1-й тонны стали на 2008г. составляет21 тыс руб.
Определениеполной себестоимости судна производиться по статьям калькуляции, для её расчетав курсовом проекте предлагается заполнить таблицу 3: материальные затратырассчитываются по формуле (7), а заработная плата по тарифу по формуле:
/>= 190*221390 =42064100 руб.
где tч – часовая тарифная ставка [руб/час], часовая тарифнаяставка в 2008 составляет 190 руб./час, исходя из месячного оклада в 30 – 35 тысруб. и месячного фонда времени 180 часов.
Остальныесоставляющие себестоимости рассчитываются в процентах, их ориентировочнаясреднеотраслевая величина приведена в таблице3. Контрактная стоимость новогосудна (или полная восстановительная стоимость (ПВС)) определяется исходя изсебестоимости и рентабельности производства.
Таблица3. Расчетсебестоимости и полной восстановительной стоимости судна.№ Наименование показателя Способ расчета Численное значение показателя, руб. 1 Материальные затраты Таблица №2 63262780 2 Основная заработная плата производственных рабочих, в том числе: 2.1 Заработная плата по тарифу Формула (10) и Таблица№2 42064100 2.2 Доплата по районному коэффициенту 10% от п.2.1 4206410 2.3 Прочие доплаты 6% от п.2.1 2523846 2.4 Доплаты по прогрессивно-премиальной системе 30% от п.2.1 12619230 2.5 Итого основная заработная плата Сумма (п.2.1-п.2.4) 61413586 2.6 В том числе без доплат Сумма (п.2.1-п.2.3) 48794356 3 Дополнительная заработная плата производственных рабочих 20% от п.2.5 12282717 4 Итого заработная плата производственных рабочих п.2.5 + п.3 73696303 5 Отчисления на социальные нужды 26% от п.4 19161039 6 Расходы на подготовку и освоение производства 10% от п.2.5 6141359 7 Износ инструмента и приспособлений целевого назначения 40% от п.2.5 24565434 8 Расходы по обслуживанию производства и управлению 600% от п.2.6 292766136 9 Прочие производственные расходы 5% от суммы (п.1; п.4 – п.8) 23979653 10 Внепроизводственные расходы 1,5% от суммы (п.1; п.4 — п.9) 7553591 11 Итого полная себестоимость Сумма (п.1; п.2.5; п.3 – п.10) 523409012 12 Норматив прибыли 15% от п.11 78511352 13 Контрактная цена в рублях (К) П.11 + п. 12 601920364 14 Контрактная цена в долларах (курс 1$ = 25руб.) 24076815
2.3 Определениеполной восстановительной стоимости по судну-аналогу
Методрасчета полной восстановительной стоимости на основе судна-аналога заключаетсяв том, что восстановительная стоимость оцениваемого судна принимается исходя изстроительной стоимости судна-аналога после проведения корректировок нарасхождение технико-эксплуатационных характеристик, при этом, чтобы избежатьпоправок на инфляцию судно-аналог должно быть построено в текущем или прошломгоду.
Алгоритмопределения восстановительной стоимости на основе судна-аналога следующий:
1. Выборсудна-аналога с известной строительной стоимостью на дату оценки.
Судно-аналог:
1) Сухогруз.Год постройки – 2007, Япония. Дедвейт – 2150 т. Класс регистра – II-СП. Мощность главных двигателей –дизель, 2х650 квт. Цена – 3,25млн. USD.
2) Сухогруз.Год постройки – 2006, Португалия. Дедвейт – 3550 т. Класс регистра- II-СП. Мощность главных двигателей –дизель, 2х720 квт. Цена – 4,6 млн. USD.
2. Сравнениетехнико-экономических показателей судна-аналога и оцениваемого судна ивыявление различий в характеристиках судов для проведения корректировок.
3. Расчеткорректировочных коэффициентов и изменения стоимости.
4. Расчетвосстановительной стоимости оцениваемого судна.
Основныепозиции, по которым проводят корректировки:
ü серийность постройки;
ü место постройки
ü класс регистра (необходимо выбратьсудно-аналог классом Регистра отличным на 1 – 2 уровня от класса оцениваемогосудна)
ü дедвейт
ü металлоемкость
ü мощность судовой энергетическойустановки.
· Местопостройки. Различияв уровне оплаты труда, налогообложении и таможенных платежей, стоимостиматериалов и финансовых ресурсов приводят к значительному расхождения в ценахна суда в разных странах.
Различаютстраны с высоким уровнем цен (1-й уровень: Страны Западной Европы и Япония),средним (2-й: Восточная Европа) и низким (3-й: Россия, Китай, Развивающиесястраны, страны СНГ и некоторые страны Восточной Европы: Болгария, Румыния).Различие в уровнях цен между 1-м и 2-м составляет 20-15%, между 2-м и 3-м –15-10%.
Привыполнении курсового проекта предлагается использовать для учета местапостройки поправочные коэффициенты таблица 4.
Таблица4. Поправочныекоэффициенты на место постройки (Кместо)(рассчитаны исходя 15%разницы стоимостей смежных уровне). Место постройки судна-аналога Германия, Финляндия, Португалия Словения, Румыния Россия, Болгария Место постройки оцениваемого судна Германия, Финляндия, Португалия 1 1,15 1,32 Словения, Румыния 0,86 1 1,15 Россия, Болгария 0,75 0,86 1
Поправочныйкоэффициент на место постройки Кместо= 0,86
Классрегистра определяетвозможный район плавания, продолжительность периода эксплуатации судна, уровнебезопасности и другие технико-эксплуатационные характеристики судна.Коэффициент не применяем, т.к. класс регистра одинаковый.
· Дедвейт. Оцениваемое судно и судно-аналог могутразличаться по дедвейту. Так как, с увеличение дедвейта (DWT), стоимость 1 тонны дедвейтаснижается, то если оцениваемое судно и судно-аналог отличаются по дедвейтуболее чем на 10%, проводят корректировку на дедвейт. Для проведениякорректировки подбирают второе судно-аналог, причем DWTан1
/>=
3250000+ ((4600000 – 3250000)/(3550 – 2150))*(2972 – 2150) = 3250000 +(1350000/1400*822) = 3250000 + 792643 = 4042643 USD = 101 млн. руб.
где DWTан1, DWTоцен, DWTан2 – дедвейт 1-го судна-аналога, дедвейтоцениваемого судна, дедвейт 2-го судна-аналога;
ПВСан1,ПВСоцен, ПВСан2 – полная восстановительнаястоимость 1-го судна-аналога, полная восстановительная стоимость оцениваемогосудна, полная восстановительная стоимость 2-го судна-аналога.
Второеслагаемое в формуле является численным значением величины корректировки (∆ПВСдедвейт)..
· Мощностьсудовой энергетической установки (СЭУ). Корректировка проводится в случае значительного расхождениямощность СЭУ, формула для расчета имеет вид:
/>= 3250000 +(4600000 – 3250000)/(1440 – 1300)*(1400 – 1300) = 3250000 + 1350000/140*100 =3250000 + 964286 = 4214286 USD = 105,36 млн. руб.
где Nан1, Nан2, Nоцен, –мощность СЭУ судов аналогов и оцениваемого судна.
Второеслагаемое в формуле является численным значением величины корректировки (∆ПВСмощность).
Полнаявосстановительная стоимость оцениваемого судна рассчитывается:
/> = 3250000*0,86+ 792642 + 964286 = 4,55 млн. USD = 113,8млн. руб.
2.4 Согласованиерезультатов и определение средневзвешенной величины полной восстановительнойстоимости
Приоценке судна затратным подходом используются несколько методов определенияполной восстановительной стоимости, численные значения которых могутразличаться. Поэтому прежде чем приступить к расчету накопленного износа,необходимо согласовать результаты и представить одну средневзвешенную величинувосстановительной стоимости. Весами выступают коэффициенты доверия методамрасчета восстановительной стоимости:
/>= 0,6*601,92 +0,2*182,91 + 0,2*113,8 = 361,15+36,58+22,76 = 420,49 млн. руб. = 16,82 млн.USD
гдеПВСв.н., ПВСиндекс, ПВСаналог –восстановительная стоимость, рассчитанная методами по весовым нагрузкам,индексным и по судну-аналогу.
a, b, c – коэффициенты доверия, при этом a+b+c=1. Наиболее достоверный иобоснованный метод расчета по весовым нагрузкам, поэтому в рамках курсовогопроекта предлагаем использовать значение: «а» = 0,6, остальные веса: «b» = «с»= 0,2
2.5 Расчетвеличины накопленного износа
Длярасчета накопленного износа целесообразно применять методы экономическоговозраста и модифицированный метод экономического возраста. При расчете методомэкономического возраста износ определяется по формуле:
/>= 25/29*420,49= 362,49 млн.руб.
Из– сумма накопленного износа, [руб];
ЭВ–действительный возраст (ДВ) судна = 25 лет;
ОЭЖ –общая экономическая жизнь = 29 лет.
Приопределении накопленного износа может возникнуть ситуация, когда фактическийвозраст судна больше его нормативного, этом случае:
/>
гдеОСДД – срок с момента постройки судна до момента окончания срока действиядокументов Регистра.
2.6 Определениерыночной стоимости затратным подходом
Расчетрыночной стоимости происходит с учетом износа:
/>= 420,49 – 362,49= 58 млн.руб. = 2,32 млн.USD
РСрын– рыночная стоимость судна, [руб].
3.Определение рыночной стоимости доходным подходом
Доходныйподход подразумевает, что стоимость оцениваемого судна или плавучего объекта (вдальнейшем судно) на дату оценки есть чистая текущая стоимость будущих доходоввладельца в течение срока эксплуатации. Характер использования объектавыбирается из наилучшего и наиболее эффективного использования, т.е.подразумевается альтернативное использование, а не ограничиваются толькосуществующим.Последовательностьвыполнения расчетов определения рыночной стоимости судна доходным подходом:1. выборметода расчета стоимости: метод прямой капитализации и метод дисконтированияденежного потока. В рамках курсового проекта будет рассматриваться только методдисконтирования.2. составлениереконструированный отчет о доходах. Для грузовых судов при сдаче их в арендуотчет представлен в таблице №5.3. расчеткоэффициента капитализации или норму дисконтирования и вычисляют стоимостьсудна. В курсовом проекте ставка дисконтирования приведена в исходных данных.