Определение социальной направленности личности

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как
самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых,
правильный выбор професссии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-
15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость
обучения кадров.

Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона
Голланда. Согласно его концепции он выделил 6 типов социальной
направленности личности.

1. Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее,
эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами,
инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной
ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.
Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2. Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим,
оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи,
требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты
вербальные и невербальные способности.
Рекомендуются профессии научного характера: ботаник, астроном, математик,
физик и т.д.

3.Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах.
Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический
настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается
держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим
от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение
общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.
Рекомендуются профессии: врач, учитель, психолог и т.д.

4. Конвенциальный тип – предпочитает четко структурированную деятельность.
Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность,
оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо
развиты организаторские способности, преобладают математические
способности.
Рекомендуются профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип – избирает цели. которые позволяют проявить энергию,
энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа
доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический
труд, а также занятия требующие интеллектуальных усилий, усидчивости.
Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью,
агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.
Рекомендуются профессии: артист, журналист, телеоператор, заведующий,
директор, дипломат и т.д.

6. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет
сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты
моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа
характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего “я”. Он несоциален
в том смысле, что не придерживается условностей общества.
Рекомендуются творческие занятия: музыка, рисование, литературное
творчество и т.д.
Развитие самооценки. Я- концепция.
Возвращаясь к объекту нашего исследования, особо важно будет
подчеркнуть проблему юношеского самоосознания собственной индивидуальности,
неповторимости и непохожести на других, формирование устойчивой самооценки
и ее более широкого конструкта- Я-концепции. Важно заметить, что Я-
концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием.
Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами
внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа,
многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена
личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.
Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации
оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней
социализации, когда семья является единственной (или абсолютно
доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все
более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального
взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья
как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль и в
подростковом, и в юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции —
реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например,
профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою
очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и
идеальной.
Понятие «реальная», как справедливо замечает X. Ремшмидт, отнюдь не
предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление
личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное
«Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким
бы я хотел быть»).
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но
в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождения между реальной и
идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и
позитивные следствия. С одной стороны, рассогласование между реальным и
идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С
другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является
источником саморазвития и самосовершенствования личности. Можно сказать,
что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его
внутриличностной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать
полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о
подростковом и юношеском возрасте. По существу на представлении о том, что
статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и
идеальной Я-концепции, построены и некоторые методики измерения
адекватности самооценки, одна из таких методик используется в данной
работе.
Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные,
как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны,
рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником
серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение
реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и
самосовершенствования личности. Можно сказать, что многое определяется
мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. В
любом случае безосновательно ожидать полного совпадения Я-реального и Я-
идеального, особенно если речь идет о подростковом и юношеском возрасте.
Несмотря на очевидную близость психологические понятия самооценки и Я-
концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее
описательных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или
иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно.
Напротив, уже сам термин «самооценка» непосредственно указывает на свое
понятийное содержание, предполагающее оценочный компонент. Например,
осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или
того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляет часть его Я-
концепции, причем данные свойства в оценочном плане не рассматриваются. В
случае же с самооценкой те или иные качества определяются как хорошие или
плохие; субъект оценивает себя по этим качествам, сравнивая их с другими.
Важно и то, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним
человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим —
в негативном (и тогда они понижают самооценку).
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Хотя,
конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто
данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки
происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум
в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.
Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в
системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно
благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное
место.
Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации)
внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к
самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает
способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Ведущим
мотивом в этом возрасте выступает желание утвердится в коллективе
сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей. При этом те
юноши, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении,
стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть
на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к
сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную
самооценку (Р.М. Грановская ) .
Глава 4. Самооценка и социальная среда.
Положение человека в системе личных взаимоотношений не только зависит
от целого ряда факторов, но и само является существенной предпосылкой
формирования личности. Ведь качества личности и особенности поведения,
обуславливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и обратно,
а именно как результат воздействия на личность того статуса, который он
приобретает в коллективе. Например, аффективность, почти всегда понижающая
положение личности в среде сверстников, как показала Л.С. Славина, сама
является следствием неудовлетворенности ребенка своим положением.
Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между
формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь
объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию
человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к
этому относится. Отношение человека к своему положению в группе включает в
себя два основных психологических компонента: переживание и осознание.
Переживание и осознание теснейшим образом связаны между собой, но это
разные психологические характеристики отношения к окружающему.
Человек может что-то осознавать, но это оставляет его более или менее
спокойным, эмоционально не затрагивает. И наоборот, у него могут быть
переживания, чьих истинных причин он не осознает .
Остро в подростковом и юношеском возрасте переживается любое нарушение
в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря
привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия
Проиллюстрируем сказанное выдержками из интереснейших и весьма достоверных
психологических документов- юношеских дневников.
«Я снова занял в классе свое старое и насиженное место общепризнанного
шута. Ребятам , конечно, весело, но мне это душу рвет…
Класс я люблю , но люблю безнадежно . Класс живет, Ольга живет, а я
стою в стороне, хотя иногда меня”пускают”, чтобы, послушав несколько моих
грошовых острот, посмеяться и снова оставить одного…Вообще , если я живу ,
то только не в классе ». « Я в классе поганка- мухомор». «Меня сейчас
обуревает дикое желание всеми силами и средствами завоевать обратно саое
положение по отношению к моим товарищам…Не остановлюсь ни перед какими
средствами, чтобы добиться этого » (Дневник Пети Сагайдачного. М. , 1963.
С. 102).Как мы видим самосознание, самооценка своего места в социуме играет
если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности.
Самосознание и самооценка в значительной степени определяет социальную
адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и
деятельности.
В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда
его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда
потребность в (само) уважении остается нереализованной, — развивается
резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить
его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся
ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном
пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы
является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности
окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. В такой среде
подростка ценят и постоянно подтверждают это вербально и невербально, что
приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к
состоянию комфорта от принадлежности к группе.
Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в
пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, куда переходит
подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К
сожалению, очень часто в новой информационной группе, в которой подросток
находит необходимую социальную опору, доминирующей является
контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования (Валицкас,
Гиппенрейтер, 1989), контрнормативность ценностей характерна для групп
подростков-делинквентов.
Однако описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой может
и не приводить к негативным последствиям. Происходит это в том случае,
когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на
нормативную шкалу ценностей.
Предлагаемый здесь механизм, а точнее концепция пускового механизма де-
линквентности позволяет объяснить и то, почему терпят неудачу отчаянные
попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании».
Чаще всего подобные попытки изначально обречены на провал, т. к.
предполагают негативное психологическое следствие для личности, — подростка
снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и
отторгаемую им (а может, в первую очередь отторгающую его) группу.
Существует, следовательно, лишь один эффективный путь решить это
психологическое противоречие. Надо не просто пытаться вырвать подростка из
одной группы; необходимо «подставить» ему вместо данной асоциальной группы
другую — просоциальной ориентации. Очевидно, излишне при этом напоминать,
что новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила бы
в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.
Вышеизложенный подход объясняет и те парадоксальные факты, когда подросток
упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней
очень низкое положение. В таких случаях, действительно, переход личности в
данную группу не сопровождается повышением статуса личности среди членов
группы. Однако, с другой стороны, принадлежность к асоциальной группе
удовлетворяет потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет
подростков, не входящих в избранный круг. Работает модель: внутри группы —
«шестерка», тогда как для посторонних подростков — «авторитет». В более
крайних формах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления
агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.
ПОНЯТИЕ «УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ»
Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного
немецкого психолога К.Левина. Причиной появления концепта послужил один из
феноменов, найденных в опытах Т.Дембо. В этих экспериментах, где для
провоцирования гнева испытуемым предлагали очень сложные или просто
нерешаемые задачи, обнаружилось, что если поставленная цель слишком трудна
для индивида, он намечает некоторую «более легкую задачу, представляющую
собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по
этапам». Вот эту промежуточную цель Т.Дембо и назвала уровнем притязаний
(anspruchsniveau) данного момента, обозначив тем самым спонтанный переход
субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на пути
решения основной задачи.
Первое значительное исследование процесса выбора
уровня притязаний, обеспечившее одновременно и построение экспериментальной
техники его оценки, и определенное содержательное раскрытие нового понятия,
принадлежит Ф.Хоппе. Он сохраняет то значение термина, в котором его
использовала Т.Дембо, – значение минутной реальности в целеобразовании – однако Ф.Хоппе открывает возможность широкой трактовки концепта « уровень
притязаний» в качестве психологического понятия. Подразумеваемая под ним
«совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более
точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям»
субъекта, Ф.Хоппе интерпретирует уровень притязаний в общем виде как цель
последующего действия.
Понятие «уровень притязаний» в дальнейшем встречается в работе Дж.
Фрэнка, где оно трактуется как широко охватывающие цели личности,
включающие ее взгляд на себя. М.Юкнат называет это образование
самосознанием. К.Левин говорит об учете субъектом своих возможностей при
прогнозировании вероятности достижения цели. С точки зрения Б.В.Зейгарник,
во всех случаях речь идет о самооценке, и такая редакция является наиболее
точной, ибо Дж.Фрэнк, обобщая обширные исследования уровня притязаний в
интервале между 1930-1940 г.г. прямо указывает, что анализ притязаний
позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку.
Аналогичный взгляд на уровень притязаний дают Дж.Гарднер, П.Сирс, Ю.Роттер,
А.Гилински, И.Стейнер, в определенном смысле – Р.Мейли и Я.Рейковский,
той же логики придерживается Х.Хекхаузен и многие другие зарубежные
исследователи. Резюмируя мнение большинства, В.Гошек пишет, что уровень
притязаний представляет собой самооценку, косвенно выраженную посредством
требований к качеству собственной деятельности.
Наряду с этим Х. Хекхаузен, А. Карстен и др. видят в уровне
притязаний показатель индивидуальной специфики мотивации достижения, ее
конкретно-личностное выражение. Имеется и более широкий контекст изучения
уровня притязаний (о взаимосвязи уровня притязаний с различными
психологическими характеристиками будет говориться ниже в отдельной главе).
С момента введения обсуждаемого понятия в психологический обиход в
литературе накопилось довольно много различных частных определений уровня
притязаний. Каждый из авторов подчеркивает отдельные аспекты, так что
термин приобретает множество вариативных значений и, несмотря на свою
распространенность, сохраняет неоднозначность в понимании обозначаемого им
феномена. По представлениям В.Н.Мясищева уровень притязаний – это те
качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с
точки зрения исследуемого лица, его производительность. В трактовке
Б.Г.Ананьева уровень притязаний связан с оценочными потребностями, будучи
притязаниями на оценку. Согласно В.С.Мерлину, уровень притязаний отражает
ту степень оценки, в которой нуждается человек, чтобы испытывать
удовлетворение. Автор истолковывает уровень притязаний как форму синтеза
мотивов разного уровня обобщенности, например, специфической «потребности в
одежде, продуктивности деятельности … и более общего мотива социального
престижа». Для Е.А.Серебряковой уровень притязаний – это потребность в
определенной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком. У
Н.Л.Коломинского уровень притязаний представляет собой модель
самоосуществления, образ – Я, который личность считает для себя
приемлемым и т.д.
И все-таки большинство авторов сохраняет в качестве наиболее общего
понимание уровня притязаний, близкое к исходному, при котором
рассматриваемый концепт имел значение уровня трудности выбираемых субъектом
целей. Эта интерпретация достаточно прочно удерживается за рубежом. Она же
является основной и в отечественной психологии. Нетрудно заметить, что в
таком определении нивелируется отмеченный выше оттенок операциональности и
более рельефно выступает другой – представление об уровне притязаний как
о важнейшем личностном образовании, своеобразном индикаторе способа
целеполагания субъекта(1).
Как видно понятие «уровень притязаний» имеет очень широкую и не
односложную трактовку. Для моей исследовательской работы следует выделить
какое-либо одно определение, охватывающее все стороны уровня притязаний.
Для этого предпримем попытку составить понятийный словарь и построить
контент-аналитическую матрицу по каждому из имеющихся понятий.
(Приложение, таб. 1, 2)
Можно ли на основании полученных данных попытаться дать
определение понятию уровень притязаний, выделив наиболее существенные
его аспекты? Стоит попытаться.
Итак, уровень притязаний – это разница между уровнем трудности
выбираемых субъектом целей, формирующихся в результате прошлого опыта,
оценки своих способностей и возможностей и результатом действия,
направленного на достижение данной цели. Уровень притязаний характеризуется
мотивацией достижения и является показателем самооценки, уровня Я.