Оптимизация налогообложения предприятия

Содержание
Введение
1. Теоретические основы исследуемой проблемы
1.1 Сущность и оформление налоговой политики предприятия
1.2 Оценка эффективности налоговой стратегии предприятия
2. Механизм влияния налоговой нагрузки на финансовое состояниепредприятия
2.1 Определение налоговой нагрузки предприятия
2.2 Факторы, влияющие на сумму НДС, налога на прибыль, налога наимущество предприятия
2.3 Методы оптимизации налоговых платежей и разработка мероприятийпо внедрению налогового планирования на предприятии
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Какпредприятие, так и физические лица являются субъектами налогообложения наполучаемую прибыль. Каждое предприятие стремится минимизировать величину своихналогов. Разумеется, это должно происходить в разрешенных законодательством икомпетентными учреждениями каждой конкретной страны пределах. В Финляндии такимучреждением является Налоговый Департамент.
Было быошибкой отождествлять понятия «оптимизация налогов» и «уход отналогов». Последнее подразумевает незаконные действия, целью которых частоявляется обман государства. Оптимизация налогообложения предприятия — этокомплекс законных действий и мер, направленных на минимизацию налоговогобремени предприятия. Оптимизация и минимизация налогов предполагают анализдеятельности предприятия и точный математический расчет, дающий возможностьвыбора предприятием из нескольких альтернативных вариантов списания и учетасредств и расходов, наиболее эффективного с точки зрения интересов предприятия.«Платить налоги –обязанность, платить минимальные налоги – искусство»
Актуальностьтемы курсовой работы заключается в том, что сегодня каждая организация,независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается снеобходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибкахоборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимопроводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходымаксимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие сзаконодательством.
Правильная оптимизация налогообложения ипрогнозирование возможных рисков оказывает значительную помощьв создании стабильногоположения предприятия, поскольку позволяет избежать крупных убытков в процессехозяйственной деятельности.
Важное значение имееттакже концептуальное представление о механизме оптимизации отношенийналогообложения, заключенном в разрешении экономического противоречия междуфискальной направленностью налоговой системы и необходимостью усилениястимулирующей и регулирующей функции налогов по отношению кпредпринимательскому сектору.
Основная цель курсовойработы состоит в том, чтобы рассмотреть факты, касающиеся налоговой политики напредприятии, выбора способов ее оптимизации, с которыми сталкиваютсяпредприятия на этом пути.
В курсовой работе будутрассмотрены теоретические основы исследуемой проблемы, а также механизм влиянияналоговой нагрузки на финансовое состояние предприятия.
Курсовая работа состоитиз введения, теоретической части, практической части и заключения.

Глава 1. Теоретическиеосновы исследуемой проблемы
 
1.1 Сущность иоформление налоговой политики предприятия
 
Налоговая политика представляетсобой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемыхгосударством. Является ключевым звеном экономической политики и представляетсобой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.
Поведениехозяйствующего субъекта определяет главная цель предпринимательскойдеятельности — увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства,совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий иоборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговойнагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговыхплатежей. Такая задача решается по следующим направлениям:
1. Выбор видовдеятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки напредприятие.
2. Определениеоптимальных с точки зрения хозяйствующего субъекта способов и сроков уплатыналогов, сборов и других налоговых платежей.
3. Выбор направленийраспределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовыхресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговыепоследствия.
Целенаправленнаяналоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками,ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какиесроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться всуществующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налоговогоправа и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотноепланирование налоговых платежей и доходов.
Т.А. Козенкова в работе«Налоговое планирование на предприятии» рассматривает налоговое планирование вобщем смысле как реализацию налогоплательщиком права использования всехвозможных средств для уменьшения возложенного на него государством налоговогобремени, основывающуюся на принципах законности, оперативности и оптимальности.Соблюдение этих принципов предопределяет характер и содержаниепредпринимательской деятельности, создает предпосылки для эффективной работыпредприятия и уменьшает возможность возникновения ответственности за налоговыеправонарушения.
Принцип законностивыделяется в качестве основополагающего. Имеется в виду неукоснительное истрогое соблюдение требований налогового законодательства при определенииналоговых обязательств предприятия, исчислении и уплате налогов. В связи спринятием и введением в действие части первой Налогового кодекса,ответственность за налоговые правонарушения рассматривается как самостоятельныйвид юридической ответственности. Налоговым правонарушением признается виновносовершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах)деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иныхлиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. За нарушениезаконодательства о налогах и сборах должностные лица могут нести налоговую,административную или уголовную ответственность.
Принцип оперативностиналогового планирования заключается в том, что разработанная предприятиемналоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений вдействующей системе налогообложения. При этом могут корректироваться не толькоосновные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, атакже направления всей хозяйственной деятельности.
Особенности российскойполитической и экономической системы — ее нестабильность, непредсказуемость,противоречивость принимаемых органами государственной власти законов и решений,в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому предприятиям необходимо учитыватьтакой вероятный фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаныс изменениями в налоговой политике, введением новых видов налогов и сборов,изменением налоговых ставок и штрафных санкций, отменой налоговых льгот.
Предприятия, исходя изпринципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные нетолько внешние изменения, но и внутренние, которые могут коренным образомповлиять на его налоговую политику.
Сущность принципаоптимальности налогового планирования в том, что использование механизмов,уменьшающих размеры налоговых обязательств, не должно приводить к ущербуинтересам собственников предприятия и стратегическим целям развития. Один изглавных вопросов налогового планирования — поддержание оптимального соотношениямежду налоговыми платежами и той частью прибыли, которая остается враспоряжении предприятия для осуществления инвестирования и обеспеченияфинансовой устойчивости.
Таким образом,налоговое планирование является важнейшей составной частью налоговой политикипредприятия.
 
1.2 Оценкаэффективности налоговой стратегии предприятия
Необходимость,целесообразность проведения тактических налоговых мероприятий возникает восновном у предприятий, налоговая нагрузка на которые превышает 30% вдобавленной стоимости выпущенной продукции. Такая фискальная нагрузка напромышленные предприятия не позволяет осуществлять цикл воспроизводствапродукции в полном объеме, т.к. отчисления в государственный бюджет начинают производитьсяне только за счет прибыли, но и за счет ресурсов на замещение физически иморально устаревших технологий, а также значительными изъятиями из бюджетовдомашних хозяйств. Достижение поступательного развития экономики, НТП в связи сэтим становится возможно лишь при условии привлечения дополнительных денежныхресурсов со стороны. А учитывая неразвитость рыночной инфраструктуры,инвестиционного климата, привлечение инвестиций хозяйственными субъектами идомашними хозяйствами происходит, за редким исключением, за счет государства(например, посредством завышения отпускных цен предприятий ВПК, образованиякредиторской задолженности, многочисленности льгот и т.п.). Следствием этогоявляется асимметричная структура российской экономики с гипертрофированнойролью государства во всех сферах экономики. Для достижения большей степенисвободы, независимости от воли отдельных государственных чиновников руководствуи собственникам промышленных предприятий необходимо задуматься о построенииадекватной сегодняшним реалиям системы налогового учета и контроля, способныхуменьшить негативные последствия высокой налоговой нагрузки. Отсюда учетналоговых изъятий при составлении тактических планов — насущная необходимость.
Оценкаэффективности разработанной налоговой стратегии является заключительным этапом стратегическогоналогового планирования на предприятии и проводится по следующим основнымпараметрам:
— согласованностьналоговой стратегии предприятия с общей стратегией его развития. В процессетакой оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов вреализации этих стратегий;
— согласованностьналоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды. Впроцессе этой оценки определяется, насколько разработанная налоговая стратегиясоответствует прогнозируемому развитию экономики страны, изменениям налоговойполитики государства и конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных еесегментов;
— внутренняясбалансированность налоговой стратегии. При проведении такой оценки определяется,насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегическиенормативы предстоящей деятельности по налоговому планированию; насколько этицели и нормативы корреспондируют с содержанием налоговой политики по отдельнымаспектам налогового планирования; насколько согласованы между собой понаправлениям и во времени мероприятия по обеспечению их реализации;
— реализуемостьналоговой стратегии. В процессе такой оценки, в первую очередь, рассматриваютсяпотенциальные возможности предприятия в формировании финансовых,интеллектуальных и технико-организационных ресурсов для решения поставленныхзадач налогового планирования;
— приемлемость уровнярисков, связанных с реализацией налоговой стратегии. В процессе такой оценкинеобходимо определить, насколько уровень прогнозируемых налоговых рисков,связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное равновесие впроцессе его развития и соответствует налоговому менталитету его собственникови ответственных за налогообложение менеджеров. Кроме того, необходимо оценить,насколько уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данногопредприятия с позиций возможного размера финансовых потерь (налоговых санкций,пеней за несвоевременную уплату налогов);
— результативностьразработанной налоговой стратегии. Оценка результативности налоговой стратегииможет быть проведена прежде всего на основе прогнозных расчетов финансовыхкоэффициентов, а также исходя из динамики показателя доли налоговых отчисленийв добавленной стоимости. Наряду с этим могут быть оценены и нематериальныерезультаты реализации разработанной стратегии — рост деловой репутации(гудвилл) предприятия; повышение управляемости денежных потоков; повышениеуровня социальной удовлетворенности прилегающей внешней среды и др.
Переченьналогов, сроки выплат, методы исчисления и применения льгот, мероприятия поналоговой минимизации, основные участники, их роли и положение, аппарат иинструментарий, необходимые для осуществления процедур оптимизации налоговогопортфеля, финансовые, материальные, технические и человеческие ресурсызакрепляются в сводном документе — налоговом плане, составление которогоявляется третьим этапом налогового планирования.
Налоговыйплан — это заранее разработанная система мероприятий оперативного, тактическогои стратегического уровней, предусматривающая цели, содержание, сбалансированноевзаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнениянамеченных налоговых нововведений.
Налоговыйплан, с одной стороны, является неотъемлемой частью финансового плана (бюджета)предприятия, он должен содержать, в конечном итоге, график оптимизированныхналоговых платежей, которые в финансовом плане признаются расходамиорганизации. Кроме того, налоговый план в определенной мере взаимодействует спланом маркетинга (например, в части предпочтительности маркетинговой экспансиив регионы с наиболее благоприятным режимом налогообложения), капиталовложений иНИОКР. С другой стороны, налоговый план — это самостоятельный документ,регулирующий управленческую деятельность по оптимизации налоговых изъятий вгосударственный бюджет с предприятия.
Реализациямероприятий, закрепленных в налоговом плане — четвертый этап процедурыналогового планирования, — должна контролироваться по мере выполнения предусмотренныхшагов и действий, расхождения между планируемыми и достигнутыми фактическимирезультатами подлежат обязательному анализу, на основании которого выявляютсяпричины возникших несоответствий, после чего в налоговом плане производятсянеобходимые корректировки, призванные учесть негативные моменты в будущем.
 

Глава 2. Механизмвлияния налоговой нагрузки на финансовое состояние предприятия
 
2.1 Определениеналоговой нагрузки предприятия
Налоговое планирование– это допустимые законом средства, приемы и способы для максимальногосокращения налоговых обязательств, планирование финансово — хозяйственнойдеятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.
Под налоговымпланированием так же понимают выбор хозяйствующим субъектом вариантов различныхправовых конструкций (системы налогообложения, вида договора, учетной политикии др.) с целью снижения налоговой нагрузки.
Дистанция междусуществующей и критической налоговой нагрузкой вынуждает налогоплательщикованализировать действующую систему налогообложения. В этой связи под налоговымпланированием следует понимать способ выбора оптимального сочетанияинструментов, снижающих налоговую нагрузку в рамках действующего налоговогозаконодательства, учитывая существующие возможности в процессе управленияналоговыми платежами.
Практика становления иразвития налоговой системы, как в зарубежных странах, так и в Россиипоказывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующихавтоматически вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную наснижение налоговой нагрузки.
Данная зависимостьимеет объективные причины существования, среди которых можно выделить две,наиболее значимые:
— чем меньше сумманалогов, тем больше финансовых ресурсов остается в распоряжении налогоплательщиков;
— чем ближе кустановленному сроку платежа уплачены налоги, тем дольше денежные средстванаходятся в обороте хозяйствующих субъектов.
Как результат, снижениеналоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение прибыли и финансовыхресурсов налогоплательщика.
Поэтому можно говоритьо необходимости анализа уровня налоговой нагрузки в процессе налоговогопланирования.
Как отмечаетЕ.В.Чипуренко, в Российской Федерации не существует единого термина,характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельностьпредприятия и его финансовое состояние. Для отражения данного влияния частоприменяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя»,«совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения» и т.д.
Категория «налоговаянагрузка» по-разному трактуется представителями экономической мысли.
Так, под налоговойнагрузкой, очень часто, подразумевается соотношение суммы уплаченных налогов иоборота (выручки) организации.
Так же термин«налоговая нагрузка» трактуется как «совокупность инструментов государства,позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объемедоходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора».
Налоговая нагрузка также понимается как «обобщенная количественная и качественная характеристикавлияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации нафинансовое положение предприятий-налогоплательщиков».
В целом, совокупнаяналоговая нагрузка характеризует долю налоговых платежей в совокупных доходахналогоплательщика и может быть определена следующим образом:
Совокупная налоговаянагрузка = Доходы / Совокупные налоговые платежи x 100%.
На текущий моментпредприятиям и организациям в части оценки налоговой нагрузки, предложеныследующие показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристикуэффективности избранной налоговой политики:
1. доляналогов в выручке – сумма всех начисленных налогов / выручка;
2. доляналогов в активах – сумма всех начисленных налогов / активы;
3. доляналогов в себестоимости – сумма всех начисленных налогов / себестоимость и т.д.
Все предлагаемыекоэффициенты можно оценить с точки зрения возможности или невозможности ихповсеместного использования и качества получаемых результатов.
Так первый коэффициентможет использоваться предприятиями и организациями, применяющими любую системуналогообложения. Однако он будет сильно отличаться для предприятий разныхотраслей. Использование второго коэффициента сомнительно для большинствакомпаний. Его применение целесообразно только для компаний, которые непрерывнонаращивают свою капитализацию через увеличение внеоборотных активов. Результатрасчета этого коэффициента будет сильно отличаться для компаний разныхотраслей, разного масштаба, работающих на разных системах налогообложения.
Известна методикарасчета налоговой нагрузки по способу эффективной ставки, характеризующей общееналоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций или отношение общейсуммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием.
Согласно этой методикеопределяется доля изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятия,которая делает невыгодными инвестиции в расширение производства. В зарубежныхстранах предельный уровень эффективной ставки принимается равным 35,4%.
Совокупная налоговаянагрузка предприятия – это отношение всех начисленныхналоговых платежей к выручке от продажи товаров (работ, услуг) за отчетныйпериод, включая доходы от прочих поступлений.
ННорн = НП / (В + ВД)*100%,где —
ННорн — налоговая нагрузкана Предприятие при применении общего режима налогообложения;
НП – общая сумма всехначисленных налогов;
В – доходы отреализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
ВД – внереализационныедоходы.
В целом все методикиопределения налоговой нагрузки на налогоплательщиков различаются использованиемтого или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определениембазового показателя деятельности предприятия, который берется за основу присоотнесении с суммой уплаченных налогов. Так же многие методики ставят своейцелью предложить универсальный показатель налоговой нагрузки, позволяющийсравнивать уровень налогообложения в различных отраслях, видах деятельности.
При расчете чистойналоговой нагрузки, необходимо учитывать только налог на прибыль исверхлимитные обязательные платежи, которые, в соответствии с действующимзаконодательством, уплачиваются за счет чистой прибыли.
Несмотря на то, чтоналоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованномуописанию из-за того, что финансовая схема каждой сделки по своему уникальна,консультанты считают возможным перечислить основные факторы, оказывающиевлияние на размер налоговой нагрузки:
— элементы договорной иучетной политики для целей налогообложения;
— льготы и освобождения;
— основные направленияразвития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющиенапрямую на элементы налогов;
— получение бюджетныхссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек иотсрочек по налогам и сборам;
— размещение бизнеса иорганов управления хозяйствующих субъектов в оффшорах, в том числе в свободныхэкономических зонах, действующих на территории Российской Федерации.
 
2.2 Факторы, влияющиена сумму НДС, налога на прибыль, налога на имущество предприятия
 
Налогна прибыль предприятий и организаций
Впромышленно развитых странах ставка налога на прибыль ориентированна преждевсего на развитие производства. Отсутствуют стимулы для активизациипредпринимательских усилий. В то же время решение проблемы экономического ростаявляется главным условием перехода к цивилизованной рыночной экономике. Поэтомукакой бы чрезвычайный характер не носила сегодня проблема поиска источниковдоходов для бюджетов всех уровней, но ставку налога на прибыль следует уменьшать.В конечном итоге восстановленное и работающее производство своими объемамипродаж и прибыли компенсирует снижение ставок.
Расчет налогана прибыль производится по следующей формуле:
ТНП (ТНУ) =УД (УР) — ПНО + ОНА — ОНО,
где ТНП (ТНУ)— текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток);
УД (УР) —условный доход (условных расход);
ПНО —постоянное налоговое обязательство;
ОНА —отложенный налоговый актив;
ОНО —отложенное налоговое обязательство.
Исходяиз формулы, мы можем определить факторы влияющие на сумму налога на прибыль:условный доход (условных расход), постоянное налоговое обязательство,отложенный налоговый актив, отложенное налоговое обязательство. Проще говоря,сумма налога на прибыль зависит от выручки и валовой прибыли предприятия.
Помимоэтого, существует целый ряд действующих экономических условий, под влияниемкоторых налог на прибыль будет снижаться. Так, отрицательно влияют на размерналога низкая рентабельность производства на большинстве предприятий, проблемысбыта продукции, спроса на работы и услуги с высоким уровнем затрат, цен итарифов на энергоносители. Вторая группа факторов – это бартерные операции(запрещенные на внутреннем рынке с 1.04.00 г.) и неучтенный оборот наличныхденег, что позволяет укрывать от налогообложения большие суммы. Серьезный изъянмеханизма действия налога на прибыль связан с его слабой адаптированностью кинфляционным процессам: он построен таким образом, что дополнительные потери восновном несет не бюджет, а налогоплательщики. Не стоит сбрасывать со счетов инеплатежеспособность многих предприятий.
Витоге произошло значительное сокращение доли налога на прибыль: 1997 год–26,0%, 1998 год – 17,2%, 1999 год –13,2%, 2007 году – 24 %, 2010год – 20 % гл.25 НК РФ.
Изменения, внесенные вНалоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту — Кодекс) в 2008 году,предусматривали следующее:
— начиная с 1 января2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20процентов;
— в четвертом квартале2008 года, вопреки общему правилу и не дожидаясь начала нового налоговогопериода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога пофактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовыхплатежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущийотчетный период (9 месяцев);
— в период с 1 сентября2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговымобязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложенияприбыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банкаРоссийской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долговогообязательства в рублях и равной 22 процентам — по долговым обязательствам виностранной валюте (ранее по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставкерефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1раза, а по обязательствам в иностранной валюте — 15 процентам).
Изменения, внесенные вКодекс в 2008 году, позволили увеличить объем относимых на расходы приналогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации пообучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.
С 2009 года расширеныусловия для принятия в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыльорганизаций, затрат налогоплательщика на обучение по основным и дополнительнымпрофессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку ипереподготовку работников, а также физических лиц, не являющихся сотрудникамиорганизаций — налогоплательщиков, заключивших с ними договор, предусматривающийобязанность такого физического лица отработать у налогоплательщика по трудовомудоговору не менее одного года. Соответствующая оплата обучения также не будетвключаться в базу для налогообложения налогом на доходы физических лиц и единымсоциальным налогом.
В части пенсионногообеспечения следует отметить, что с 2009 года в состав расходов включаютсясуммы дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии сФедеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховыхвзносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержкеформирования пенсионных накоплений».
Начиная с 2009 годареализована возможность учета при определении налоговой базы по налогу наприбыль организаций расходов на возмещение затрат работников по уплатепроцентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилогопомещения. Данная мера носит временный характер (действует до 1 января 2012года), при этом сумма таких расходов не должна превышать 3 процентов от суммы расходовна оплату труда (соответствующая оплата также не подлежит налогообложениюналогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом).
В последние годы былпринят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научныеисследования и (или) опытно-конструкторские разработки. В качестведополнительной меры с 2009 года установлена возможность использованияповышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат нанаучные исследования и разработки. Вместе с тем одобренный ПравительствомРоссийской Федерации перечень соответствующих научных исследований иопытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрениявозможности его администрирования налоговыми органами.
В целях повышенияэффективности освоения природных ресурсов уточнен порядок ведения налоговогоучета соответствующих расходов, что предоставляет налогоплательщикамвозможность учитывать соответствующие расходы в ускоренном порядке. Вчастности, начиная с 2009 года, расходы на приобретение лицензий на правопользования недрами могут учитываться при определении налоговой базы по налогуна прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством иреализацией, в течение 2 лет. При этом в рамках нового порядка налогового учетатаких расходов понесенные в прошлом расходы организаций на указанные цели, неучтенные на начало 2009 года при определении налоговой базы по налогу наприбыль, могут быть отнесены на расходы в течение 2 лет (2009 и 2010 годов).
В рамкахсовершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года, концептуальнопересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом дляналогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможностьотказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислениюамортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам(пулам). При применении нелинейного метода начисления амортизацииналогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентовпервоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока егополезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбораодного из двух методов начисления амортизации.
Одновременно дляосновных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам, величина такназываемой «амортизационной премии» (то есть, возможности относить нарасходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долюрасходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентовдо 30 процентов. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисленияамортизации и амортизационной премии по 3 — 7 амортизационным группамналогоплательщики получили возможность относить на расходы основную частьстоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой,оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствияпереоценки основных средств в целях начисления амортизации.
Налог на добавленнуюстоимость (НДС)
Однимиз основных источников поступлений действующей налоговой системы является НДС(1997 год – 25,4%, 1998 год – 22,1%, 1999 год – 25,3%, 2007 год – 18%), которыйпредставляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,создаваемой на всех стадиях производства и обращения.
Налогообложениедобавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного обложения.Часто НДС называют “европейским” налогом, отдавая должное его роли встановлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах-членах ЕС НДС является важным источником доходной базы бюджета ЕЭС. Так,рыночная экономика этих стран всегда сталкивалась с проблемой перепроизводства.НДС служил в конечном счете одной цели — торможению. Не насильственному, ащадящему силы и средства, плавно переориентирующему экономику на новыетехнологии и более высокий уровень потребления. Органично вписываясь в моделизападных экономических систем и выполняя важную роль в регулировании товарногоспроса, НДС является составным элементом налоговых систем более чем 60 странмира.
НДС —это Налог на Добавленную Стоимость, он является косвенным налогом, форма изъятия в бюджет частидобавленной стоимости, которая появляется во всех стадия производства и продажитоваров или услуг.
Расчет налогаосуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный приприобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету непринимается.
Факторы,влияющие на сумму НДС: сумма налога, исчисленной поустановленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениямизаконодательства, и сумма налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченногопри приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании,облагаемой НДС).
 Полагается,что нужно отработать его механизм, имея в виду прежде всего установлениеоптимального процента налоговых изъятий, в пределах 12-15%. При этомкомпенсировать недополученные доходы по НДС предполагается следующим образом:
-ввести налог с продажна розничный товарооборот с предельной ставкой 3% при реализации товаров иуслуг и 5 % при реализации алкоголя, с последующим направлением сумм платежейпо данному налогу на социальные нужды малообеспеченных групп населения;
-ввести налог навмененный доход, который явится большим подспорьем для бюджета, так как беретсяавансом еще до начала какой–либо финансовой деятельности.
Для преодоления кризисаликвидности в 2008 году был изменен порядок уплаты налога на добавленнуюстоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная счетвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками пооперациям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектомналогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то естьфактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца,следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, аежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплатыналога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизироватьдеятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собойбеспроцентную рассрочку по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2месяца на 1/3 общей суммы налога, исчисленной по итогам квартала.
В целяхсовершенствования порядка применения нулевой ставки налога по операциям,связанным с реализацией товаров, помещенных на территории Российской Федерациипод таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободнойтаможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря2009 года, увеличен до 270 дней срок сбора документов, обосновывающихправомерность применения нулевой ставки, что является актуальным в связи с мировымфинансовым кризисом. При этом экспортерам предоставлено право представлять вналоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставкиреестры таможенных деклараций взамен копий таможенных деклараций.
Согласно вступившим всилу изменениям в законодательство о налогах и сборах был освобожден отналогообложения ввоз на территорию Российской Федерации технологическогооборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналогикоторого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемомуПравительством Российской Федерации, и российских судов рыбопромыслового флота,в отношении которых за пределами таможенной территории Российской Федерации до1 сентября 2008 года были выполнены работы по капитальному ремонту и (или)модернизации. При этом режим освобождения российских судов применяется до 1января 2010 года.
Также начиная с 1января 2009 года были освобождены от налогообложения операции по реализациилома и отходов черных металлов.
В целях уточненияпорядка налогообложения налогом на добавленную стоимость были установленыособенности определения налоговой базы при реализации (передаче)государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную(муниципальную) казну, не закрепленного за государственными (муниципальными)учреждениями, и при передаче имущественных прав, выполнении работ, оказанииуслуг иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете, по договорампоручения, комиссии, агентским договорам.
В качестве важной меры,направленной на ускорение возмещения налога, необходимо отметить вступившее всилу с 1 января 2009 года уточнение порядка оформления результатов камеральныхналоговых проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога квозмещению. Согласно данному порядку по результатам налоговой проверки однойдекларации налоговые органы вправе выносить два решения: одно — в отношениисумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена,второе — в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительныхобосновывающих материалов. В отличие от ранее действовавшего порядка, когда порезультатам камеральной проверки одной декларации даже в случае подтвержденияправа на возмещение части заявленной суммы, выносилось одно решение об отказе ввозмещении, в настоящее время налогоплательщики вправе возместить из бюджетачасть суммы, в отношении которой налоговые органы не имеют возражений. Всреднем это позволило сократить сроки возмещения налога на добавленнуюстоимость в спорных случаях на 2 — 3 месяца по сравнению с ранее действовавшимпорядком.
Налог на недвижимостьвзамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц
Видится целесообразнымвместо целого комплекса имущественных налогов: налога на землю, налога наимущество юридических лиц и налога на имущество физических лиц – введениеединого налога на недвижимость для юридических и физических лиц. Подробнее нанем я остановлюсь позднее.
Факторы, влияющие насумму налога на имущество:
— период, за который рассчитывается налог
— являетесь ли вынекоммерческой организацией — объединением собственников жилья
— имеетели вы паспорт благотворительной организации
— имеете ли вы статусгородской специализированной службы по вопросам похоронного дела
— используете ли вытруд инвалидов
— имеете ли вы набалансе многоэтажные гаражи-стоянки
— находятся ли у вас набалансе объекты жилищного фонда
— первоначальнаястоимость имущества
— амортизация
Основными направленияминалоговой политики на 2009 — 2011 годы, Бюджетными посланиями Президента РоссийскойФедерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующихземельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложностьданной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке квведению налога на недвижимость.
В целях реализацииположений Бюджетного послания Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 — 2010годах» и в соответствии с поручением Правительства Российской ФедерацииМинфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России былподготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующейналогообложение недвижимости, которым предусматривается:
— разработка и принятиенормативных правовых актов в связи с вступлением в силу Федерального закона от24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»(2008 — 2012 годы);
— принятие федеральногозакона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оценочнойдеятельности в Российской Федерации“ и другие законодательные актыРоссийской Федерации», предусмотренного проектом N 445126-4;
— разработканормативных правовых актов в целях реализации положений Федерального закона«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другиезаконодательные акты Российской Федерации” (2008 — 2009 годы);
— информационноенаполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений изГосударственного земельного кадастра и данных БТИ (2008 — 2012 годы);
— определениеэффективной налоговой ставки и налоговых льгот для исчисления местного налогана недвижимость и подготовка проекта поправок Правительства РоссийскойФедерации к проекту Федерального закона N 51763-4 «О внесении изменений вчасть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»(2010 год).

2.3Методы оптимизации налоговых платежей и разработка мероприятий по внедрениюналогового планирования на предприятии
С точкизрения применяемых методов налоговая оптимизация может быть классифицирована наоптимизацию через разработку приказа об учетной и налоговой политикеорганизации, через замену или разделение правоотношений, через непосредственноевоздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения егоколичественных характеристик, использование предусмотренных законом льгот иосвобождений и т.д. Подробно классификация мероприятий по налоговой оптимизациипо данному основанию рассмотрена ниже.
С точкизрения периода действия мероприятия по налоговой оптимизации могут бытьразделены на перспективную или стратегическую налоговую оптимизацию,эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельностисубъекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельныххозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер.
Перспективнаяналоговая оптимизация предусматривает выбор наиболее приемлемой с точки зренияналогообложения правовой формы осуществления хозяйственной деятельности,построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболеетипичных отношений, в которых участвует данный субъект предпринимательскойдеятельности, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а такжеприменение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговыхобязательств налогоплательщика.
Налоговая оптимизацияотдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального видагражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условийдоговора, установления порядка совершения конкретных действий в ходеосуществления хозяйственной операции (например, передачи имущества, оплатытовара и т.д.).
Классификацияналоговой оптимизации по различным основаниям представлена на рис 2.1.
/>
Рис. 2.1 Методы оптимизации налоговСамые популярные методы оптимизацииналогообложения:
1. Метод замены налогового субъектаосновывается на использовании в целях налоговой оптимизации такойорганизационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действуетболее благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение вбизнес-схему «инвалидных» компаний — имеющих льготы как общества инвалидов илиимеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня— позволяет экономитьна прямых налогах.
2. Метод изменениявида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществлениетаких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени посравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого методаможет служить превращение торговой организации в торгового агента иликомиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром заопределенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — изсоображений более легкого учета и меньшего налогообложения.
3. Метод заменыналоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории,предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор местарегистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородноститерритории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированиюместного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой,каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размереналоговых отчислений. Разработка стратегии развития компанииподразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонахсминимальным налоговым бременем (офшор).
При выборе местарегистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. Принебольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливаетсярасширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести кобратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговаяставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговоепланирование становится практически невозможным.
4. Переход организациина упрощенную систему налогооблажения.Налоговое планирование организацииосновывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей: — использование льгот при уплате налогов; — разработка грамотной учетной политики; — контроль за сроками уплаты налогов(использование налогового календаря).Однако прежде чем выбрать тот или инойспособ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетовналогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедитьсяв правильности сделанного выбора. Это поможет фирме избежать проблем сналоговыми инспекторами. Применение упрощенной системы налогообложения как способналоговой оптимизации
Упрощенная система налогообложения,«упрощенка»(далее — УСН) является специальным налоговым режимом,применяемым на добровольной основе в соответствии с главой 26.2 НалоговогоКодекса РФ(НК). В этом случае организации уплачивают страховые взносы наобязательное пенсионное страхование и единый налог (ЕН), исчисляемый порезультатам их хозяйственной деятельности за год, но не являются плательщикаминалога на прибыль, налога на имущество, ЕСН, НДС (за исключением НДС,уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).Все остальные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимомналогообложения. Организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполненияобязанностей налогового агента. Для наглядности представим изложенное втабл.2.1.
Необходимо обратить внимание на то,что, если по итогам налогового (отчетного) периода выполнено хотя бы одно изусловий, налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения:
— доход организациипревышает 15 млн руб.;
— остаточная стоимостьосновных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб.;
— долянепосредственного участия других организаций в капитале налогоплательщикасоставляет более 25% (кроме общественных организаций инвалидов);
— средняя численностьработников превышает 100 человек.
Таблица 2.1. Видыналогов по упрощённой системе налогообложения
Налоговые обязательства
Ставка, %
Общий режим
 УСН Налог на прибыль 20 + – Налог на имущество  2,2 (мах) + – ЕСН 26 + – НДС 10; 18 + – Страховые взносы в ПФР 14 +  + НДС, уплачиваемый на таможне 10; 18 +  + Обязанности налогового агента   + + ЕН 6; 15 – + Иные установленные налоги   + +
Плательщиками ЕНпризнаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН иприменяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Ограничения наприменение организациями УСН установлены ст. 346.12 НК РФ.
Многие специалистысчитают, что для определения более выгодного режима налогообложения необходимосравнить показатели налоговой нагрузки при применении различных режимов иотдать предпочтение режиму с наименьшей налоговой нагрузкой. Но существуют идругие факторы, оказывающие иногда решающее влияние на выбор режиманалогообложения. Основные из них представлены в табл. 2.2
Таблица 2.2. Показателиналоговой нагрузки при применении различных режимов
Факторы
Общий режим
УСН Ведение бухгалтерского учета Обязательно в полном объеме Обязательны ведение кассовых операций и бух. учет основных средств и нематериальных активов; требуется ведение бухгалтерского учета для выплаты дивидендов; Оформление первичных документов Обязательно в полном объеме Обязательно, если объектом выбраны доходы за вычетом расходов Ведение налогового учета В рамках бухгалтерского учета — для всех налогов, отдельный учет — для налога на прибыль Если объектом выбраны доходы, то учет только доходов; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет и доходов, и расходов Налоговая отчетность Отчетность по всем налогам Отчетность только по ЕН, НДФЛ и взносам в ПФР Доходы Для всех налогов (в основном) — по методу начисления; для НДС — как по отгрузке, так и по оплате Только кассовым методом; авансы включаются в состав доходов Расходы В бухгалтерском учете — на основании ПБУ 10/99; в налоговом учете — согласно главе 25 НК РФ; расходы определяются методом начисления Если объектом выбраны доходы, то ведение бухгалтерского учета необязательно; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет расходов ведется согласно ст. 346.16 НК РФ; расходы определяются кассовым методом Возможность быть плательщиком НДС Актуально, если клиент не работает с населением и по УСН; неактуально при реализации товаров населению Неактуально при реализации товаров (работ, услуг) населению и клиенту, работающему с населением и по УСН Высока доля расходов на оплату труда в общем объеме затрат Увеличивается размер НДС, уплачиваемый в бюджет; высока доля ЕСН Возможно уменьшение оплаты ЕН (до 50%) из-за увеличения доли взносов в ПФР Пособие по временной нетрудоспособности По установленным нормам выплачивается из средств работодателя и ФСС РФ; Если объектом выбраны доходы, то ЕН может быть уменьшен без ограничений на размер выплаченного пособия, превышающего 1 МРОТ Порядок включения в состав расходов стоимости основных средств (ОС)
Путем начисления амортизации:
— бухгалтерском учете — согласно ПБУ 6/01;
-в налоговом учете — согласно ст. 258 НК РФ Расходы уменьшают налогооблагаемую базу в момент их ввода в эксплуатацию, кроме приобретенных до перехода на УСН; Реализация ОС, приобретенных после перехода на УСН, до истечения 3 лет Негативных последствий не влечет Необходимо пересчитать налоговую базу и дополнительно заплатить налоги и пени Убыток, полученный до перехода на УСН Уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль Не уменьшает налогооблагаемую базу по ЕН Налогообложение дивидендов 33% (24% — налог на прибыль + 9% — НДФЛ) От 12 до 15% (от 3 до 6% — ЕН в зависимости от взносов в ПФР + 9% — НДФЛ) НДС по приобретаемым товарам Принимается к вычету НДС При исчислении ЕН включается в состав расходов

Проанализировав размер налоговойнагрузки по данным за предыдущие налоговые периоды (или на основании прогнозныхзначений) и влияние иных факторов, можно принять оптимальное решение по выборуналогового режима для организации. Если организация все жерешила применять УСН, то ей следует выбрать из двух объектов налогообложения:доходы (первый вариант) или доходы, уменьшенные на величину расходов (второйвариант). При этом необходимо учитывать, что объект налогообложения выбираетсяналогоплательщиком самостоятельно и не может добровольно им изменяться втечение всего срока применения УСН согласно ст. 346.14 НК РФ. В первом вариантеналоговая ставка устанавливается в размере 6%. Во втором варианте налоговаяставка равна 15%, но в этом случае уплачивается минимальный налог. Суммаминимального налога составляет 1% доходов. Минимальный налог уплачивается,только если ЕН меньше суммы минимального налога.
При выборе варианта УСН(с учетом всего ранее сказанного) необходимо проанализировать суммуисчисленного ЕН. На величину ЕН непосредственно влияют суммы доходов, расходов,начисленных страховых взносов в ПФР и выплаченных пособий по временнойнетрудоспособности.
ЕН в первом варианте: ЕНво втором варианте:
Д х 6% — П — Б. (Д — Р)х 15%.
В приведенныхвыражениях обозначено: Д — доходы, Р — расходы, П — сумма начисленных страховыхвзносов в ПФР, Б — сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.
Примеры:
Пример 1. Доходорганизации (Д) составил 7 000 000 руб. Расходы (Р) — 5 500 000 руб., в томчисле начисленная заработная плата (ЗП) — 4 000 000 руб. Страховые взносы в ПФР(П) составили (14% от заработной платы) 560 000 руб. Сумма выплаченного пособияпо временной нетрудоспособности после вычета 1 МРОТ (Н) — 100 000 руб.
Пример 2. Д = 7 000 000руб.; Р = 5 500 000 руб., в том числе ЗП — 1 000 000 руб.; П = 140 000 руб.; Н= 30 000 руб.
Пример 3. Д = 7 000 000руб.; Р = 3 000 000 руб., в том числе ЗП — 1 000 000 руб.; П = 140 000 руб.; Н= 30 000 руб.
Пример 4. Д = 7 000 000руб.; Р = 6 500 000 руб., в том числе ЗП — 4 000 000 руб.; П — 560 000 руб.; Н= 100 000 руб.
Величина ЕН,исчисленная в первом и втором вариантах по условиям примеров 1-4, представленаниже. в первом варианте во втором варианте
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
Пример 4.
110 000 руб.
250 000 руб.
250 000 руб.
110 000 руб.
225 000 руб.
225 000 руб.
600 000 руб.
75 000 руб.
Если не учитывать суммуначисленных страховых взносов в ПФР и сумму выплаченных пособий по временнойнетрудоспособности, то приведенная выше формула приобретает вид:
Д х 6% = (Д — Р) х 15%,Р = Д х 0,6.
 
Таким образом, если расходысоставляют менее 60% уровня доходов, предпочтительнее использовать первыйвариант. Если же расходы составляют более 60% уровня доходов, то необходимодополнительно анализировать влияние суммы начисленных страховых взносов в ПФР исуммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности на величину ЕН.

Заключение
Цель курсового исследованиядостигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённогоисследования по теме: «Оптимизация налоговых расходов предприятия» можносделать ряд выводов:
Налоговая политикагосударства становится все более жёсткой по отношению к налогоплательщикам.
Осталось немногосторонников агрессивной оптимизации налогообложения, в основе которой лежатиспользование фирм однодневок и другие противоправные методы.
Использованиеагрессивной оптимизации налогообложения в настоящее время недопустимо. Необходимопонимать, что экономия, достигаемая путем использования противоправных схемоптимизации налогообложения, является мнимой. Это всего лишь отложенный платеж,который придется уплатить после проведения налоговой проверки. При этом размерэтого платежа значительно превысит суммы, сэкономленные в результатеоптимизации.
Таким образом, методыагрессивной оптимизации уходят в прошлое, поскольку они не совместимы ссовременным бизнесом.
Оптимизацияналогообложения — это организационные мероприятия в рамках действующегозаконодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности,созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорныхвзаимоотношений.
Оптимизацияналогообложения — это процесс, который рекомендуется проводить как при созданиибизнеса, так и на любом из этапов функционирования предприятия. Оптимизация налогообложения должнаосуществляться задолго до начала налоговойпроверки, а лучше — до создания предприятия, поскольку будущаясистема налогообложенияопределяется уже при регистрации.
Оптимизация налогообложенияспособна принести максимальный эффект именно в момент создания фирмы, посколькупланирование происходит при условиях, когда еще не сделано никаких ошибок,которые трудно исправлять в процессе реальной деятельности. В тоже время, еслипредприниматель вовсе не заботится об оптимизацииналогообложения, предприятиюможет быть причинен заметныйфинансовый ущерб.
Возможные способыоптимизации налогообложения реализации товаров с участием лиц, применяющихупрощенную систему налогообложения:
1. Схема: Применениеупрощенной системы налогообложения — законная возможность не платить НДС,налоги на прибыль без ограничения размера выручки при реализации товаров.
2.Схема: Безвозмезднаяпередача основных средств — способ безналогового увеличения расходов.
Возможные способыоптимизации налогообложения при сдаче имущества в аренду с участием лиц,применяющих упрощенную систему налогообложения: Схема: Аренда черезнезависимого Агента — способ уменьшения НДС и налога на прибыль.
Возможные способыоптимизации налогообложения оказания услуг с участием лиц, применяющихупрощенную систему налогообложения:
1. Схема: Применениеупрощенной системы налогообложения ПБОЮЛ — способ оптимизации единогосоциального налога и налога на доходы физических лиц при выплате заработнойплаты.
2. Схема: Оказаниеуслуг через Агента — законный способ уменьшения НДС и налога на прибыль.
3. Схема: Применениеупрощенной системы налогообложения как оптимальный способ выплаты зарплатычерез дивиденды.
Оптимальность выборатой или иной системы налогообложения можно определить только по фактическиполученным показателям деятельности организации (с учетом влияния всехфакторов).

Списокиспользуемой литературы
 
1. Абрамов М.Д. Снижение налогов на производство как способ повышенияэффективности экономики // Налоговые споры: теория и практика. 2008. № 3.
2.  Аврова И. А. Комментарий к изменениям Налогового Кодекса РФ,вступившим в силу с 1 января 2006 года. – М.: АПРОИОР, 2006. — 606 с.
3. Ануфриев В.Е. Учет и планирование финансовых результатов //Бухгалтерский учет. – 2006. — №4. – с. 45-52.
4.  Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. –М.: Экономистъ, 2006. – 560 с.
5. Березина С.В., Никулина Н.Н. Налоговое планирование – элементналогового менеджмента страховщика // Страховые организации: бухгалтерский учети налогообложение. 2008. № 4.
6.  Бороненкова С.А. Управленческий анализ:Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с.
7. Гусева Т.А., Чуряев А.В. Принципы налогового планирования какправового института // Налоговые споры: теория и практика. 2008. № 4.
8. Жуков В.Н. Учет финансовых результатов для целей налогообложения// Бухгалтерский учет. — 2006.- №12. — с. 4 — 11.
9. Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теориягосударственных финансов. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. с. 147.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>10.  Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовыхрезультатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. Пособие. – М.:Финансы и статистика, 2006. – 720 с.
/>/>11. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение:Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2007. – 598 с.
12. Милаков И.С. Комментарии к статье «Путь от налоговой оптимизациидо налогового преступления» // Горячая линия бухгалтера. 2008. № 20.
13. Моряк Е.Н. Концепция налоговиков работает // Автономныеорганизации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 11.
/>/>14. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие.– 6-е изд. пер. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 799 с.
15. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. — 12-е издание,переработанное и дополненное. — М.: Новое знание, 2006. – 679 с.
16. Семенихин В.В. Оптимизация и выбор системы налогообложения. -М.:ЭКСМО, 2006.
17. Ситникова Л.В. О формировании финансовых результатов //Бухгалтерский учет. — 2007. – №2. – с. 10–17.
18.  Соркин Э.В. Оптимизация или уклонение // Учет, налоги, право. — 2005.-№2.
19. Федосимов Б.А. Оценка налоговой нагрузки предприятий // Налоги(журнал). 2008. № 1.
20. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет,управление // Налоговый вестник. 2008.
/>/>21. Яцюк Н.А., Халевинсая Е.Б. Оценка финансовых результатовдеятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. — 2006. — №5. – с.17-22.