Оптимизация производства и каналов реализации яиц для ОАО «Тюменский Бройлер» Тюменской области п. Каскара

Содержание Введение … 1.Состояние изучаемого вопроса … 2.Природно-экономическая характеристика хозяйства … 2.1 Природная характеристика хозяйства … 2.2 Краткая экономическая характеристика хозяйства … 2.3 Анализ исследуемой отрасли … 3.Разработка экономико- математической модели …. 3.1 Постановка задачи и подготовка исходной информации ….

3.2 Математическая формулировка модели …. 3.3 Развернутая экономико-математическая модель … 4.Решение задачи и анализ оптимального плана … 4.1 Описание метода и способ решения задачи …4.2 Анализ оптимального решения …4.3 Анализ устойчивости оптимального решения …4.4 Сравнение результатов моделирования с данными хозяйства ………… 23 Заключение … 24 Список литературы … 25 Приложение

Введение Птицеводческая отрасль является важной составляющей частью агропромышленного комплекса (АПК) России, в котором в настоящее время функционирует более 1500 различных открытых и закрытых обществ, частных и государственных предприятий по производству яиц и диетического мяса птицы. Современный экономист должен хорошо владеть электронно-вычислительной техникой, современными методами планирования их правления производством, применять их в повседневной практике.

Целью данного курсового проекта является применение на практике теоретических знаний, полученных в курсе «Математическое моделирование производственных экономических процессов и систем». Наша задача – оптимизировать структуру производимой продукции на примере птицеводческого хозяйства. Объектом исследования в курсовой работе является птицефабрика «Тюменский бройлер», расположенная на территории Тюменской области, в п. Каскара. Выполнению курсового проекта предшествовал всесторонний
экономический анализ производственно-экономических показателей хозяйства и птицеводческой отрасли в целом. При выполнении работы используются расчётно-аналитический, экономико-математический, табличный, графический методы исследования, а также компьютерные технологии. Источником данных являются годовые отчеты, бухгалтерские документы, производственные планы. 1.Состояние изучаемого вопроса Экономико-математические задачи в сельском хозяйстве решаются с помощью

математических методов. Среди них наиболее разработанными и распространенными являются методы линейного программирования. Такие методы используются для решения экономико-математических задач, в которых количественные зависимости выражены линейно, т.е. все условия выражены в виде системы линейных уравнений и неравенств, а критерий оптимальности – в виде линейной функции, стремящейся к минимуму или максимуму. [2] Интенсивный отбор яичных кур по яйценоскости, конверсии корма и массе яиц сопровождается повышением

доли белка. За последние лет доля желтка снизилась с 29 – 32 до 23 – 31%. В результате исследований Е. Торициной установлено, что относительная масса желтка у высокопродуктивных яичных кроссов находится в среднем уровне 28%. Независимо от породной и племенной принадлежности кур относительно крупный желток встречается в мелких яйцах. Она предположила, что на величину желтка влияет не только масса, но и длинна, и ширина яйца.

При отборе кур по относительной массе желтка следует искать свой оптимум для каждой конкретной популяции. [10] Н. Фионин, И. Сидоркина и О. Куликов провели исследование влияния спирулины на яйценоскость, сохранность и качество яиц кур – несушек и фазанов. В результате исследования установлена прямая коррелятивная зависимость между скармливанием спирулины и содержанием каротинов, витаминов А, Е, В2, в яйце. Их применение в рационе кур-несушек и фазанов оказывает положительное влияние на организм
птицы, что сопровождается увеличением яйценоскости, выводимости и оплодотворенности инкубационных яиц, повышение концентрации витаминов в них. Так же отмечается увеличение сохранности поголовья и улучшения жизнеспособности молодняка. [11] Опыты ученых показали, что скармливание бентониновых глин положительно влияет на продуктивность птицы, повышаются инкубационные показатели яиц. Средняя масса яиц у птицы, получившей корм с 2 % Бетонина значительно выше (54,6 против 50,4 –

51,7 г)чем на других рационах. [12] В результате совместных исследований ВНИТИП и РГАУ – МСХА им. К. А. Тимирязева апробирован новый натуральный корм для птицы Carotino – CAF 100 – сухой жир из красного пальмового масла (Патент РФ №2303878 от 10 августа 2007г.). Установлено, что CAF 100 является модулятором жирнокислотного состава и комбикорма, и пищевых яиц, а так же источником

природных каротинов и витамина Е. Сухой жир Carotino CAF 100 можно использовать для обогащения пищевых яиц, что значительно повышает содержание в них биологически активных веществ. [13] 2. Природно-экономическая характеристика хозяйства 2.1 Природная характеристика хозяйства На территории ОАО «Тюменский бройлер» климат континентальный, характеризуется суровой зимой с сильными ветрами и метелями, весенним возвратом холодов, поздними весенними и ранними

осенними заморозками, коротким жарким летом. Среднегодовое количество осадков – 524 мм, из них в теплый период (с мая по октябрь) выпадает 403 мм, за холодный период – 121 мм. Летние осадки имеют ливневый характер. В конце октября появляется снежный покров, который в середине ноября устанавливается на зиму. Минимальная средняя температура в январе (-16С), максимальная – в июле (+24С). Средняя продолжительность безморозного периода равна 197 суток.
Продолжительность устойчивых морозов 127 суток. Среднегодовая относительная влажность воздуха равна 78%. Преобладающее направление ветра в зимнее время южное и западное, юго-западное; в летнее время преобладают ветра северного и северо-западного направления. Среднегодовая скорость ветра в районе 6м/сек. Максимальные запасы воды в снеге составляют 115- 130 мм (Тюмень 140 мм), минимальные 30- 50 мм, очень важно в данном районе использовать их как дополнительный источник для пополнения запасов влаги в почве.

Устойчивый снежный покров сходит 10- 12 апреля, в отдельные годы отмечаются отклонения в сторону более ранних сроков (27- 31 марта) и более поздних (6- 10 мая). Для производства мяса птицы экономически выгоднее строить птицефабрики вблизи крупных городов и промышленных центров. Что относится и к ОАО «Тюменский бройлер». Хозяйство расположено в 17 км от города Тюмени по

Тобольскому тракту, что делает возможным реализацию продукции горожанам в свежем виде, а это большой плюс для такой продукции как мясо. Предприятие сотрудничает с филиалом ОАО «Тюменьхлебопродукт», находящимся в городе Ишиме, Тюменским КХП, поэтому содержать растениеводческую отрасль в хозяйстве для производства собственных кормов не нужно . 2.2 Краткая экономическая характеристика хозяйства

Основными показателями, характеризующими размер предприятия, являются стоимость основных и оборотных средств, структура товарной продукции, удельный вес отдельных отраслей во всей товарной продукции, среднегодовая численность работников, общая земельная площадь и поголовье скота. Обобщающим результатом производственной деятельности предприятия выступает валовая продукция. Она представляет собой общее количество произведенной продукции за определенный период.
Для того чтобы получить правильное представление об экономической эффективности использования основных фондов, следует проанализировать все показатели, влияющие на эффективность их применения и проследить динамику изменения их объемов. Особое внимание нужно обратить на показатели отражающие влияние различных факторов на процесс производства, такие как фондообеспеченость (количество основных производственных фондов в расчете на единицу площади) и фондовооруженость (количество основных производственных фондов,

приходящихся на работника). Таблица 1 Обеспеченность предприятия основными средствами Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Валовая продукция, тыс. руб. 1182712 1270113 1295755 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 137273 177571 198367 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 501074 440806 399952 Среднегодовая численность работников, чел.

1350 1077 1031 Общая земельная площадь, га 1969 1969 1969 В т.ч. с.х. угодья 854 854 854 Из них пашни 260 260 260 Поголовье кур, усл. гол. 6780 8561 10453 Анализируя обеспеченность предприятия основными средствами можно сделать вывод, что показатели, характеризующие размер предприятия в целом имеют тенденцию к увеличению. Например поголовье кур увеличилось на 3673 усл. гол. по сравнению с 2005г.

Валовая продукция увеличилась на 113 043 тыс.руб. Лишь среднегодовая численность работников уменьшилась на 391 чел. из за ликвидации отрасли скотоводства. Обеспеченность предприятий основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности качество, полнота и своевременность выполнения работ, а следовательно и объем производства продукции, ее себестоимость,
финансовое состояние предприятия. Сравнительная оценка уровня обеспеченности хозяйств основными производственными средствами производится с помощью таких показателей, как фондообеспеченность и фондовооруженность труда. Фондообеспеченность представляет собой отношение среднегодовой стоимости основных производственных средств в расчете на единицу сельскохозяйственной площади. Фондовооруженность труда определяется отношением среднегодовой стоимости основных производственных

средств сельскохозяйственного назначения в расчете на одного работника. Фондоотдача показывает эффективность использования основных средств производства. Фондоемкость – величина, обратная фондоотдаче. Таблица 2 Обеспеченность основными фондами и эффективность их использования. Показатели 2005г 2006г 2007г Стоимость валовой продукции, тыс. руб.

1182712 1270113 1295755 Фондоотдача, руб. 109,05 122,38 126,76 Фондоемкость, руб. 91,7 81,71 78,88 Приходится валовой родукции на: – 1 работника, тыс. руб. 101,7 109,2 192,4 – 100 га с/х угодий, тыс. руб. 16074,1 20792,8 23228 По данным таблицы можно сделать вывод, что фондоотдача за последние 3 года возросла, следовательно основные средства используются эффективно.

Фондоемкость уменьшается. т.к. эта величина обратная фондоотдаче. Производственная специализация предприятия определяется удельным весом ведущей товарной отрасли, обеспечивающей наибольшую выручку от реализации товарной продукции. Для характеристики специализации также используют ряд косвенных показателей: структура валовой продукции и затрат труда, посевная площадь. Внутрихозяйственная специализация характеризуется структурой валовой

продукции сельского хозяйства. С целью рационального использования земельных, материальных и трудовых ресурсов в хозяйстве получают развитие несколько отраслей. По экономическому значению отрасли сельского хозяйства подразделяют на основные и дополнительные. Таблица 3 Состав и структура товарной продукции. Отрасли и виды продукции 2005 год 2006 год 2007 год сумма, тыс.руб % к итогу сумма, тыс.руб % к итогу сумма, тыс.руб % к итогу
Растениеводство, всего 252 25,85 – – – – Животноводство, всего: в том числе: 723 74,15 9 100 1530 100 -скотоводство 676 69,33 – – – – -свиноводство 2 0,21 – – – – -птицеводство 45 4,62 9 100 1530 100 ИТОГО: 975 100 9 100 1530 100 По данным таблицы можно сделать вывод, что за последние два года продукция растениеводства в хозяйстве больше не выращивалась и предприятие занималось лишь птицеводством. Удельный вес продукции растениеводства в структуре товарной продукции в среднем за последние 3 года

составил 8,6%. Большую роль играет животноводство, его удельный вес в структуре товарной продукции в среднем за последние 3 года составил 91,3%. Главной отраслью животноводства является птицеводство, удельный вес которого в среднем за последние 3 года составил 68,2%. Скотоводство и свиноводство являлись дополнительными отраслями. Рентабельность – экономическая категория, отражающая доходность, прибыльность производства и находящая

свое отражение в наличии прибыли. Уровень рентабельности характеризует эффективность использования текущих производственных затрат на получение и реализацию продукции и показывает сколько прибыли получено в расчете на рубль этих затрат. Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров, услуг над производственными затратами, то есть прибыль это разница между выручкой от продажи продукции и издержками производства. Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства

продукции (работ и услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Если производство продукции убыточно, вместо рентабельности может быть использован другой показатель – уровень окупаемости затрат, представляющий собой отношение денежной выручки к полной себестоимости. Таблица 4 Рентабельность предприятия по отраслям.
Виды продукции 2005 год 2006 год 2007 год выручка, тыс. руб. полная с/с, тыс. руб. прибыль тыс. руб. окупаемость затрат, руб. уровень рентабельности, % выручка, тыс. руб. полная с/с, тыс. руб. прибыль тыс. руб. окупаемость затрат, руб. уровень рентабельности, % выручка, тыс. руб. полная с/с, тыс. руб. прибыль тыс. руб. окупаемость затрат, руб. уровень рентабельности, % Мясо: КРС 675 1235 -560 54,6 – – – – – – свиньи 2 3 -1 66,6 – – – – – – птицы 45 33 12 36,4 9 19 -10 47,4 1530 1062,34 467,66 44,1

молоко 480 572 -92 83,9 – – – – – – яйца 8603 18794 -10191 45,7 9545 14476 -4931 65,9 15154,84 10384,23 4770,61 45,9 суточные птенцы 5156 3022 2134 70,63 3048 1620 1428 88,1 10032,84 4552,03 5480,81 120,4 Прочая продукция животноводства 885 1381 -496 64,1 1291199 1113338 177861 15,9 1550113 1202082 348031 28,9 Итого по животноводству 15846 25040 -9194 63,3 1303801 1129453 174348 15,4 1576830,68 1218080,6 358750,08 29,4 Итого по растениеводству 252 289 -37 87,2 – – – – – –

Всего по хозяйству 16098 25329 -9231 63,5 1303801 1129453 174348 15,4 1576830,68 1218080,6 358750,08 29,4 По данным таблицы можно сделать вывод, что содержание КРС является убыточным, так как несет убыток, в размере 560 000 руб.Следовательно, это производство не рентабельно. Также, продукция КРС в виде молока тоже убыточна: 92000 руб. Производство является не рентабельным.

Производство яиц тоже убыточно, убытки в размере: 2005 год – 10191000 руб.; 2006 год – 4931000 руб. Лишь в 2007 году прибыль составила 4 770 610 руб. По мясу птицы в целом производство рентабельное, так как от этого производства имеется прибыль, в размере: 2005 год – 12000 руб.; 2006 год – 10000 руб. убыток; 2007 год – 467 660 руб. Самой рентабельной продукцией являются суточные птенцы.
На протяжении всех трех лет предприятие получало прибыль от производства. А в 2007 году уровень рентабельности суточных птенцов составил 120,4%. 2.3. Анализ исследуемой отрасли Птицеводство – отрасль животноводства, в задачу которой входит разведение сельскохозяйственной птицы. Основные направления птицеводства – яичное и мясное; побочная продукция – пух, перо. Пищевое значение имеют в основном куриные яйца, для производства которых целесообразно

разведение кур яичного направления продуктивности. В мясном птицеводстве используют кур мясных пород и линий, уток, индеек, гусей, реже цесарок и перепелов. Птицеводство получило массовое распространение из-за того, что куры, а в большинстве случаев птицеводство это разведение курей, не прихотливы в еде, в уходе и содержании и самое главное это то, что количество вынесенных яиц по количеству намного больше, если сравнивать с другими птицами за тот же период.

Многие птицефермы это полноценные производства начиная от выращивания птицы заканчивая изготовление полуфабрикатов из мяса птицы. Яйца и мясо кур наряду с высоким содержанием всех жизненно необходимых веществ отличаются легкой переваримостью. Поэтому эти продукты относятся к диетическим. Яйцо курицы содержит в среднем около 13% белка, 11% жира, минеральные вещества и комплекс витаминов. По питательности десяток яиц соответствует 0,8 кг говядины.

Сельскохозяйственная птица отличается быстрым половым созреванием и высокой плодовитостью. Куры скороспелых яичных пород начинают нестись в 4 — 5 месяцев; за год от них можно получить до 200 цыплят. Обмен веществ птиц очень интенсивен, с чем связана высокая продуктивность птицы. Хорошие куры-несушки яйценоских пород в год дают до 250 — 260 и даже 365 яиц, затрачивая на 1 кг яичной массы 3 — 3,5 кг корма. Общее количество яичной массы, производимой курицей за год, достигает 11 —14
кг, что в 6 —7 раз превышает массу курицы. Таблица 5 Состав и структура поголовья животных Виды и группы скота (птицы) 2005 год 2006 год 2007 год головы % к итогу головы % к итогу головы % к итогу КРС, всего в том числе: 73 2,81 – – – – -коровы 28 1,07 – – – – -телки старше 2 лет 14 0,54 – – – – -нетели 3 0,12 – – – – Свиньи, всего в том числе: 403 15,51 – – – – -матки основные и проверяемые 64 2,64 – – – – -хряки 6 0,23

– – – – Птица, всего, тыс.гол 2007 77,25 2138 100 2030 100 ИТОГ: 2598 100 2138 100 2030 100 По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре поголовья животных в среднем за последние 3 года занимает птица – 92,4%. Таблица 6 Поголовье и продуктивность птицы Показатели 2005 год 2006 год 2007 год 1. Количество цыплят на 1 несушку, гол. – 159 154 2. Яйценоскость, шт.

229,8 244,6 245,1 3. Производство яиц, тыс.шт. 26628,9 26475,4 28054,4 4. Реализовано яйца, тыс.шт. 4570,8 6499,8 4657,4 Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что продуктивность птицы к 2007 году, в сравнении с 2005 годом, возрастает. Так яйценоскость увеличилась на 15,3 шт производство яиц увеличилось на 1425,5 тыс.шт. На ОАО «Тюменский бройлер» , чартерным рейсом из Голландии поступают 6 партий, это 24 тысячи голов

цыплят в год, выращивают до 120 дней, а затем переводят в цех ремонтного молодняка со 121-го до 180-го дня. Со 181-го дня молодка начинает нести яйца и ее переводят в цех родительского стада до 420-го дня. Выход инкубационного и товарного яйца соответственно 92,8%. За год получаем 27 млн. штук яйца. Продукция птицефабрики имеет ряд качественных характеристик, положительно влияющих на ее конкурентоспособность: 1) экономическая чистота: из рациона птицы исключены все препараты
(антибиотики, сульфамиды, нитрофураны), стимулирующие генетический потенциал птицы и существенно влияющие на качественный состав производимой продукции; 2) высокая плотность содержимого яиц; 3) предприятие имеет техническую возможность предоставления покупателю необходимых объемов продукции в кратчайшие сроки; 4) фабрика берет на себя обязательство по доставки продукции в любой регион России. Реализация продукции по различным каналам для конкретного сельскохозяйственного предприятия

является сложной проблемой, как в организационном, так и в экономическом аспекте. Эффективность сбыта характеризуется уровнем интеграции сельского хозяйства в общественном разделении труда. Предприятие ОАО «Тюменский бройлер» производит в основном мясную продукцию. Получение прибыли от реализации яйца является косвенной задачей. В целом, по предприятию, каналов реализации продукции много (фирменная розница, дистрибьюторы, то есть

магазины “Бройлеры”, оптовики – Лента, Пчелка и т.д.), ассортимент продукции широкий (сырая, готовая, полуфабрикаты, копченная и т.д.) и выручка при этом составляет в среднем за последние 3 года – 1620 млн.руб. 3. Разработка экономико-математической модели 3.1 Постановка задачи и подготовка исходной информации Необходимо рассчитать оптимальный план производства и реализации яиц, обеспечивающий максимальную прибыль.

В процессе решения задачи должно быть определено: какие виды продукции и в каком количестве должны быть реализованы тому или иному потребителю. Для решения задачи имеется следующая информация. В 2007 году птицефабрикой было произведено 28054,4 тыс.шт. яиц. Из них было реализовано –4657,4 тыс.шт. При этом трудовые затраты составили 150 тыс. чел-ч себестоимость 10384 тыс. руб. Заключены договора на реализацию яиц (реализовать можно не более):
Яиц первой категории:  HoReCa 250 тыс. шт.  Дистрибьюторы 400 тыс. шт.  Оптовики 800 тыс. шт.  Традиционная розница 700 тыс. шт.  Фирменная розница 1000 тыс. шт. Яиц второй категории:  HoReCa 300 тыс. шт.  Дистрибьюторы 500 тыс. шт.  Оптовики 500 тыс. шт. 

Традиционная розница 600 тыс. шт.  Фирменная розница 1300 тыс. шт. Цена реализации продукции. Яиц первой категории, тыс.руб/тыс.шт.:  HoReCa – 1350  Дистрибьюторы – 1245  Оптовики – 1300  Традиционная розница – 1250  Фирменная розница – 1398 Яиц второй категории, тыс.руб/тыс.шт.: 

HoReCa – 1357  Дистрибьюторы – 1250  Оптовики – 1307  Традиционная розница – 1253  Фирменная розница – 1340 3.2 Математическая формулировка модели Для построения математической модели необходимо определить: 1) систему переменных; 2) систему ограничений; 3) целевую функцию.

Переменными для модели по производству яиц в данном случае будут количество производимых яиц и затраты на производство: У1 – затраты трудовых ресурсов; С1 – себестоимость; А1-А5 – реализовано яиц 1 категории; К1-Л5 – реализовано яиц 2 категории. Ограничения. В модели имеется 4 ограничения: 1. По количеству яиц, всего 2. По количеству яиц 1 категории 3. По количеству яиц 2 категории 4.

По трудовым затратам 5. По себестоимости 6. По реализации яиц 1 категории по каналам 7. По реализации яиц 2 категории по каналам Целевая функция. Переменные нужно подобрать так, чтобы общая выручка от реализации продукции была максимальной. Общая выручка складывается в данном случае из выручки от реализации продукции разным потребителям, трудовых затрат и себестоимости. Целевую функцию моделях необходимо максимизировать.
3.3 Развернутая экономико-математическая модель Система переменных: У1 – затраты трудовых ресурсов, тыс. чел-ч. С1 – себестоимость, тыс. руб. А1 – количество яиц 1 категории реализованных через HoReCa, тыс. шт. А2 – количество яиц 1 категории реализованных через Дистрибьюторов, тыс. шт. А3 – количество яиц 1 категории реализованных через

Оптовиков, тыс. шт. А4 – количество яиц 1 категории реализованных через Традиционную розницу, тыс. шт. А5 – количество яиц 1 категории реализованных через Фирменную розницу, тыс. шт. К1 – количество яиц 2 категории реализованных через HoReCa, тыс. шт. К2 – количество яиц 2 категории реализованных через Дистрибьюторов, тыс. шт. К3 – количество яиц 2 категории реализованных через

Оптовиков, тыс. шт. К4 – количество яиц 2 категории реализованных через Традиционную розницу, тыс. шт. К5 – количество яиц 2 категории реализованных через Фирменную розницу, тыс. шт. Система ограничений. I. По количеству яиц, всего, тыс.шт. 1) не менее А1+А2+А3+А4+А5+К1+К2+К3+К4+К5 ≥ 5000 2) не более А1+А2+А3+А4+А5+К1+К2+К3+К4+К5 ≤ 6000

II. По количеству яиц 1 категории, тыс.шт. 3) не менее А1+А2+А3+А4+А5 ≥ 2500 4) не более А1+А2+А3+А4+А5 ≤ 4000 III. По количеству яиц 2 категории, тыс.шт. 5) не менее К1+К2+К3+К4+К5 ≥ 2000 6) не более К1+К2+К3+К4+К5 ≤ 4000 IV.По расходу трудовых затрат, тыс. руб. 7) 10А1+20А2+15А3+10А4+15А5+20К1+25К2+10К3+ 15К4+10К5–

У1 = 0 V.По себестоимости, тыс. руб. 8)1000А1+1050А2+800А3+1200А4+960А5+1100К 1+100К2+900К3+ +1200К4+1174К5– С1 = 0 VI.По реализации яиц 1 категории по каналам, тыс. шт. 9) HoReCa А1 ≤ 250 10) Дистрибьюторы А2 ≤ 400 11) Оптовики А3 ≤ 800 12) Традиционная розница А4 ≤ 700 13) Фирменная розница А5 ≤ 1000
VII.по реализации яиц 2 категории по каналам, тыс.шт. 14) HoReCa К1 ≤ 300 15) Дистрибьюторы К2 ≤ 500 16) Оптовики К3 ≤ 500 17) Традиционная розница К4 ≤ 600 18) Фирменная розница К5 ≤ 1300 Целевая функция – максимум выручки от реализации продукции, тыс. руб.

F = 1350А1+ 1245А2+ 300А3+ 1250А4+1398А5 +1357К1 +1250К2 +1307К3+ +1253К4+1340К5 –С1 → max 4. Решение модели и анализ оптимального решения 4.1. Описание метода и способ решения задачи Матричная запись экономико-математической модели оптимизации структуры производства продукции представлена в Приложении 1. Решение задачи производится следующим образом. Решение задачи линейного программирования с помощью

EXCEL начинается с ввода условий задачи: 1. Оформление исходной таблицы; 2. Ввод исходных данных (объемы ограничений, технико-экономические коэффициенты, коэффициенты целевой функции). 3. Ввод зависимостей. После того как оформили исходную таблицу и ввели все необходимые функции, переходим непосредственно к решению данной задачи, которое осуществляется через меню Сервис / Поиск решения. Следующий этап, это заполнение диалогового окна

Поиск решения.  Устанавливаем ЦФ, введя адрес ячейки.  Устанавливаем направление ЦФ.  Вводим адреса искомых переменных.  Вводим граничные условия и ограничения. Для этого переводим курсор в окно Ограничения и щелкаем по кнопке Добавить. Открывается диалоговое окно Добавление ограничения. Вводим граничные условия на переменные (>=0), то есть значение переменных

должно быть больше, либо равно нижней границы, которая по умолчанию принимается за 0. Заканчиваем ввод ограничения щелчком по кнопке Добавить. Затем вводим ограничения на ресурсы (левая часть должна быть меньше либо равна правой части). Заканчиваем ввод ограничений щелчком по кнопке ОК. Если при вводе ограничений допущены ошибки, то можно вернуться в диалоговое окно
Поиск решения и воспользоваться кнопками Изменить, Удалить. Решение задачи производится после ввода последнего ограничения. В диалоговом окне Поиск решения щелкните на кнопке Параметры. В открывшемся диалоговом окне можно вводить условия для решения задач оптимизации всех классов. Команды, используемые по умолчанию, подходят для решения большей части практических задач.

Для решения данной задачи необходимо установить флажок Линейная модель, что обеспечивает применения симплекс метода. Нажимаем кнопку ОК. Продолжаем решение задачи. В окне Поиск решения щелкаем на кнопке Выполнить. На экране появится диалоговое окно Результаты поиска решения. Здесь выдается сообщение «Решение найдено.

Все ограничения и условия оптимальности выполнены». Результат оптимального решения высвечивается в таблице после нажатия кнопки ОК. 4.2 Анализ оптимального решения Анализ оптимального решения выполняется с помощью диалогового окна Результаты поиска решения. Можно вызвать отчеты трех типов: результаты, устойчивость и пределы. Отчеты можно вызывать по отдельности или все сразу.

Каждый отчет создается на отдельном листе, перед листом на котором расположена модель. Отчет по устойчивости состоит из двух таблиц. В таблице1 показаны:  результат решения задачи;  редуцированная (нормированная стоимость), то есть дополнительные двойственные переменные, которые показывают, насколько изменяется целевая функция при принудительном включении этой продукции в оптимальное решение;  коэффициенты целевой функции;  предельные значения приращения

коэффициентов целевой функции, при которых сохраняется набор переменных, входящих в оптимальное решение; В таблице 2 приводятся аналогичные значения для ограничений:  Величина использованных ресурсов;  Теневая цена, то есть двойственные оценки, которые показывают, как изменится ЦФ при изменении ресурсов на единицу;  Значение приращения ресурсов, при которых сохраняется оптимальный набор переменных, входящих в оптимальное
решение. Произведем анализ полученного решения экономико-математической модели задачи по устойчивости. По оптимальному плану следует производить яиц, всего 6000 тыс. шт. Из них 1 категории 2800 тыс. шт. и 2 категории 3200 тыс. шт. при этом трудовые ресурсы составят 86500 тыс. чел-ч, а себестоимость составит 6216200 тыс. руб. При этом следует реализовать: Яиц первой категории: 

Через канал HoReCa 250 тыс. шт.  Через канал дистрибьюторов 400 тыс. шт.  Через канал оптовиков 800 тыс. шт.  Через канал традиционной розницы 350 тыс. шт.  Через канал фирменной розницы 1000 тыс. шт. Яиц 2 категории:  Через канал HoReCa 300 тыс. шт.  Через канал дистрибьюторов 500 тыс. шт.  Через канал оптовиков 500 тыс. шт.  Через канал традиционной розницы 600 тыс. шт. 

Через канал фирменной розницы 1300 тыс. шт. Такой план производства и реализации продукции позволит получить максимальный валовой доход, который составит 1 674 200 тыс. руб 4.3.Анализ устойчивости оптимального решения. Анализ устойчивости полученного решения проводится по отчету по устойчивости. Допустимое увеличение и уменьшение коэффициентов целевой функции показывает, что оптимальная выручка от производства и реализации единицы продукции будет находиться в пределах: 

Трудовые затраты от 86499,4 тыс. чел-ч. и более;  Себестоимость от 621619,96 до 6216200,9 тыс. руб.;  Яиц 1 категории через канал HoReCa от 0 и более;  Яиц 1 категории через канал дистрибьюторов от 255 тыс. руб. и более;  Яиц 1 категории через канал оптовиков от 350 тыс. руб. и более; 
Яиц 1 категории через канал традиционной розницы от 300 до 352,9 тыс. руб.;  Яиц 1 категории через канал фирменной розницы от 612 тыс. руб. и более.  Яиц 2 категории через канал HoReCa от 93 тыс. руб. и более;  Яиц 2 категории через канал дистрибьюторов от 300 тыс. руб. и более;  Яиц 2 категории через канал оптовиков от 143 тыс. руб. и более; 

Яиц 2 категории через канал традиционной розницы от 597,1 тыс. руб. и более;  Яиц 2 категории через канал фирменной розницы от 1184 тыс. руб. и более. Теневая цена показывает, что если бы яиц производилось на 1 тыс. шт. больше, то выручка увеличилась бы на 50 тыс. руб а если бы себестоимость была больше на 1 ед то выручка увеличилась бы на 1 тыс. руб Если через канал HoReCa реализовалось яиц 1 категории на 1 ед. больше, то выручка увеличилась бы на 300

тыс. руб. Через канал дистрибьюторов на 145 тыс. руб оптовиков на 450 тыс. руб и фирменной розницы на 388 тыс. руб. Если бы через канал HoReCa реализовалось яиц 2 категории на 1 ед. больше, то выручка увеличилась бы на 207 тыс. руб Через канал дистрибьюторов на 200 тыс. руб фирменной розницы 116 тыс. руб традиционной розницы на 2,9 тыс. руб и оптовиков 357 тыс. руб. Допустимое увеличение и уменьшение объемов ограничений показывает, что решение остается оптимальным, если показатели будут находиться в следующих пределах:

 общее количество яиц от 0 до 6350 тыс. шт.;  яиц 1 категории от 0 до 3100 тыс.шт.;  яиц 2 категории от 0 до 4400 тыс. шт.;  реализовано яиц 1 категории через канал HoReCa от 0 и более;  реализовано яиц 1 категории через канал дистрибьюторов от 50 тыс. шт. и более;  реализовано яиц 1 категории через канал оптовиков от 450 тыс. шт. и более;  реализовано яиц 1 категории через канал традиционной розницы от 0 и более; &
#61558; реализовано яиц 1 категории через канал фирменной розницы от 650 тыс. шт. и более;  реализовано яиц 2 категории через канал HoReCa от 0 до 600 тыс. шт.;  реализовано яиц 2 категории через канал дистрибьюторов от 150 до 800 тыс. шт.;  реализовано яиц 2 категории через канал оптовиков от 150 до 800 тыс. шт.;  реализовано яиц 2 категории через канал традиционной розницы от 250 до 900 тыс.шт;  реализовано яиц 2 категории через канал фирменной розницы

от 950 до 1600 тыс. шт.; 4.4.Сравнение результатов моделирования с данными хозяйства В результате проделанной работы можно увидеть, что данные каналы реализации яиц является экономически эффективным и приносят максимальную прибыль, которая составит 1 674 200 тыс. руб. Решение является оптимальным. За 2007 год ОАО «Тюменский бройлер» реализовало 4 657,4 тыс. шт. яиц и получило прибыль 15 154,8 тыс. руб. Для получения большей прибыли предприятию следует реализовать

большее количество яиц. Но фабрика занимается в основном мясной продукцией, и большое количество яиц идет на инкубацию. Поэтому прибыль от реализации яиц намного меньше по сравнению с результатами моделирования. В модели реализовано 6 000 тыс. шт. яиц а в 2007 году предприятие реализовало лишь 4 657,4 тыс. шт. По модели основным каналом является фирменная розница, а предприятие реализует большую часть оптовикам. Получение прибыли от производства яиц для ОАО «Тюменский бройлер» является не главной задачей.

Они специализируются на мясной продукции. Заключение Итак, в данной работе мы проверяли на оптимальность план реализации произведённой продукции птицефабрики ОАО «Тюменский бройлер». Оказалось, что план реализации можно было улучшить, тогда прибыль от реализации была бы намного больше чем было получено в действительности. План реализации мы искали с помощью табличного процессора
Excel (с помощью средства «Поиск решения»). Для этого нам понадобилась математическая модель задачи. Реализация продукции по различным каналам для конкретного сельскохозяйственного предприятия является сложной проблемой, как в организационном, так и в экономическом аспекте. С помощью табличного процессора Excel было найдено оптимальное решение данной задачи. Была дана экономическая интерпретация полученного решения, сделаны необходимые распечатки.

Данная работа позволила убедиться на практике, насколько компьютерные средства решения задач планирования облегчают работу современным экономистам. Поэтому современный экономист должен хорошо владеть электронно-вычислительной техникой, современными методами планирования их правления производством, применять их в повседневной практике. Список литературы 1. Осколков М.Л. Экономика предприятия АПК. Учебное пособие ТГСХА

Тюмень, 2004. 2. Новиков Г.И. Сборник задач по вычислительной технике и программированию М: Финансы и статистика, 1991. 3. Кравченко Р.Г. Экономико-математические методы в организации и планировании сельскохозяйственного производства. М.: Колос, 1973. 4. Гатаулин А.М. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. –М.: Агропромиздат, 1990. 5. Огнивцев С. Современные проблемы моделирования

АПК. // АПК: экономика, управление, №7, 1999. 6. Тунеев М.М. Экономико-математические методы в организации и планировании сельскохозяйственного производства. – М.: Финансы и статистика, 1986. 7. Шапкин А.С Мазаева Н.П. Математические методы и модели исследования операций: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и

Ко», 2004. 8. Осколков М.Л. Экономика отраслей АПК. Учебное пособие ТГСХА Тюмень, 2003. 9. Усманова К.Ф. Лекции по экономической теории за 2006 год. 10. Торицина Е. / Селекция яичной птицы на крупножелтковость / №05, 2008. – с.13 11. Фионин Н Сорокина И Куликова О. / Спирулина для улучшения яичной продукции птицы / №05, 2008. – с.28 12.
Вильтовский П. / Бентонитол – стимулятор яйценоскости / №09, 2008. – с.39 13. Фисин В Штепе А Ерастов Г / Качество пищевых яиц и здоровое питание / №02, 2008. – с.2 ПРИЛОЖЕНИЕ