Оптимизация величины товарных запасов

Содержание
Введение
1. Товарныезапасы и методы управления товарными запасами торгового предприятия
1.1 Товарныезапасы
1.2 Основныефакторы влияющие на величину товарных запасов
1.3 Оптимизацияуправления товарными запасами
2. Организационно-правоваяхарактеристика Шекснинского ПОСПО и анализ показателей оборачиваемости товарныхзапасов и их структуры
2.1 Общаяхарактеристика предприятия
2.2 Анализпоказателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры в Шекснинском ПОСПО
3. Мероприятия для улучшения управлениятоварными запасами в Шекснинском ПОСПО
Заключение
Список использованных источников

Введение
Россия некоторое времянаходится в состоянии экономического роста. Но свежи воспоминания о кризисныхвременах с резкими колебаниями цен, нестабильной экономикой и политическойобстановкой в стране. Нет единого мнения о продолжительности экономическогороста России. Объективно в таких условиях наиболее выгодны области, в которыхпериод оборота капитала минимальный. Торговля относится именно к таким областями является очень привлекательной.
Ни одно торговое предприятие не может существоватьбез товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависятрезультаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любыеизменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса ипредложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кромезатрат и убытков.
Товарными запасами называются предметы потребления,находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря,«запасным» считается товар, ожидающий момента своей продажи. Послетого, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления иперестает быть товарным запасом.
Управление товарнымизапасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращениявложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарныхзапасов — контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объемазаказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов и причинсоздания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативныхтоварных запасов.
Актуальностьисследования обусловлена тем, что товарные запасы являются основными денежнымивложениями для торговых фирм, основным источником получения прибыли, основнойпроблемой ежедневного контроля. В настоящее время торговые компании в условияхужесточения конкуренции вынуждены уменьшать процент устанавливаемой наценки.Поэтому для обеспечения необходимой отдачи от вложенных в бизнес средств, дляобеспечения необходимых темпов роста фирмы актуальным является оптимизациянеобходимой величины товарных запасов.
Естественно,что сверхнормативные товарные запасы, «зависшие» на складах предприятия, ведутк потерям и убыткам, мешая высвобождению оборотных средств и занимая полезнуюторговую и складскую площадь. В то же время недостаточность товарных запасов,вызывающая постоянные перебои с теми или иными видами товаров, можетотрицательно повлиять на отношение потребителей.
Выборполитики оптимизации величины товарных запасов практически заключается в ответена один достаточно простой вопрос: «Какая величина запасов является длякомпании оптимальной?» Поэтому компания должна найти для себя оптимальноесочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов иопределить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции)является достаточной.
Целью данной работыявляется оптимизация величины товарных запасов и их анализ торговойорганизации.
Объектом исследованияданной курсовой работы является хозяйственная деятельность Шекснинскогопоселкового потребительского общества. В работе использовались данныеотчетности Шекснинского ПОСПО за 2007 — 2008 года, материалы статистическойотчетности. Анализ товарных запасов в Шекснинском ПОСПО ведется на основанииматериалов, полученных в бухгалтерии, плановом экономическом отделе и кадровойслужбе предприятия за отчетный период 2007-2008 год.
Теоретической иметодологической основой исследования послужили труды ведущих ученыхэкономистов по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты РФ,нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательскихучреждений.
При написании работыиспользуются следующие методы и приемы анализа: поиск, сбор и обработкаинформации, установление логических связей между явлениями, обобщение данных иформулировка выводов на основании проделанной работы.
товарныйзапас торговый оборачиваемость

1. Товарные запасы иметоды управления товарными запасами
торгового предприятия
1.1 Товарные запасы
Для осуществлениябеспрерывного процесса товарного обращения необходимые определенные запасытоваров. Товарный запас – это совокупность товарной массы, которая находится всфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы выполняютопределенные функции:
– обеспечиваютнепрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которыхпроисходят их систематическое образование и расходования;
– удовлетворяютплатежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарногопредложения;
– характеризуютсоотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.
Необходимостьобразования товарных запасов предметов потребления вызвана следующимипричинами:
– непрерывностьюпроцессов обращения;
– сезонностьюпроизводства и потребление;
– неравномерностьюразмещения производства и районов потребления;
– непредвиденнымиколебаниями спроса и ритма производства;
– необходимостьюпреобразования производственного ассортимента в торговый;
– необходимостьюобразования страховых резервов,
– другимипричинами.
Товарные запасыклассифицируют по разнообразным признакам. Так, в зависимости от особенностейобращения они делятся на: товарные запасы текущего хранения, которыепредназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойнойпродаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления идосрочного завоза, которые связаны с сезонностью производства и потребленияотдельных товаров, с условиями их транспортирования в отдельные районы страны.
При учете и планировании товарныхзапасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютная величинатоварных запасов может быть выражена в натуральных или в стоимостных единицах.Абсолютная величина товарных запасов – величина непостоянная. Она все времяизменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализеи планировании большое значение имеет сопоставление товарных запасов стоварооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях. Этот показатель– относительный, он характеризует величину товарного запаса, который находитсяна предприятии торговли на определенную дату, и показывает, на сколько днейторговли хватит товарных запасов.
Размеры товарных запасовнепосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объеметоварооборота ускорения оборотности товаров приводит к снижению товарныхзапасов, и, наоборот, замедления оборотность требует большей массы товарныхзапасов.
Ускорение времени обращениятоваров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всегообщественного производства, влияет на темпы воспроизведения, являясь вместе стем важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия.
Оборотность товаровможно ускорить только за счет усовершенствования всей торгово-коммерческой иэкономической работы предприятия. Это требует глубокого понимания влиянияразнообразных факторов на формирование товарных запасов.
Одни из этих факторов ускоряютскорость обращения товаров и благодаря этому объективно уменьшают необходимую величинузапасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и благодаряэтому увеличивают размер запасов. Зная это, можно обнаружить резервы ускоренияоборотности запасов предприятия, снизить затраты на образование и хранениетоварных запасов.
1.2 Основные факторы влияющие навеличину товарных запасов
К основным факторам, которыевлияют на оборотность и величину товарных запасов, относятся следующие.
– соотношениямежду спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышаетпредложение товаров, резко ускоряется их оборотность, товарооборотосуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложениятоваров, насыщения рынка, наблюдается некоторое замедление скорости обращениятоваров. Изучения спроса населения – одно из условий, которые оказываютсодействие нормализации товарных запасов;
– сложностьассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента, какправил, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента;
– организацияи частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазин, тем с меньшимитоварными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частотазавоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условийтранспортирования, размещения производственных предприятий. Чем ближеразмещенные промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления,тем чаще вырабатывается завоз товаров, тем менее времени расходуется на ихдоставку. Высокая частота завоза характерна для товаров, которые быстропортятся;
– потребительскиесвойства товаров. Они или уменьшают, или увеличивают время оборота.
– ритмичностьпоступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров.
На обращение товаров влияет ивеликое множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров,транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенностифасования товаров и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровеньруководства сложным торговым процессом, организация работы и т.п.
1.3 Оптимизацияуправления товарными запасами
В развитых странахуправление товарными запасами базируется на использовании мощных информационныхтехнологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние идинамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сетьи пополнять запасы к оптимальному уровню. Наиболее распространенные системыуправления запасами, которые основанные на использовании модели EQQ, средствакрасной линии, двухсекторного средства. В последнее время получилраспространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time. При этомполнота и достоверность информационной базы обеспечивается за счетавтоматизации учета и использования международной системы кодирования товаров.
Общий принцип, накотором основанные все системы управления запасами — это взаимосвязь входных иисходных параметров, которые указаны на рисунке 1.

/>
Рисунок 1 — Системауправления запасами
Такие системы создаютсядля наиболее эффективного решения следующих проблем:
– реальнойоценки текущего состояния запасов;
– установлениянеобходимых сроков размещения заказов;
– определенияцелесообразного объема партии товаров, который заказывается;
– определениянеобходимого объема страховых запасов;
– оценказатрат управления запасами и средств их минимизации.
Первая проблемарешается путем использования систем контроля уровня запасов, которыеобеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике ихреализации и текущего состояния.
Существующие системыконтроля уровня запасов варьируют от наиболее простых к достаточно сложным взависимости от размера предприятия, политики и технологии менеджмента, объема,видов и других особенностей запасов.
Распространеннымисистемами контроля уровня запасов являются системы, основанные на применениисредств красной линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, нижекоторого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границыпроисходит автоматическое размещение нового заказа.
Второй тип системконтроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии скоторым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем и резервном.Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняетсярабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.
Широкое распространениев развитых странах получил классификационный подход к управлению запасами (ABCsystem).
Сущность АВС-анализастроится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатовотвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент болееизвестного как «правило 20 на 80». Считается, что 20% товарного ассортиментадают 80% общего объема продаж. Благодаря своей универсальности и эффективностиданный метод получил большое распространение.
Его идея состоит виспользовании классификации запасов и выделении трех групп – А, В, и С, взависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастаниетоварооборота предприятия. К группе А относят запасы, реализация которых вноситнаибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группеотносятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, этонаиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральномвыражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого вниманияменеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизациипринятия решений. К группе В относят запасы среднего уровня важности, которыеобеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральномвыражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасамигруппы В должен быть основан на сопоставлении затрат на управление иэкономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которыхимеет незначительный вклад в объем товарооборота, порядка 10%, относят к группеС. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов внатуральном выражении, – около 70%. К управлению запасами группы Снецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как приэтом, затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от ихиспользования. Принцип классификации запасов на группы по их важности дляпредприятия приведен в таблице 1.
Таблица 1. Классификация запасов (АВС system).Группы запасов Доля в объеме товарооборота в денежном измерении Доля объеме запасов в натуральном измерении Следует ли использовать сложные количественные методы управления 1. Группа А 70% 10% Да. 2. Группа В 20% 20% В некоторых случаях. 3. Группа С 10% 70% Не следует.
Относительно новымподходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time(«просто своевременно»). Этот подход впервые был использованяпонскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире.Основная идея состоит в том, что запасы практически не создаются, а процессдоставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом напредприятии. В нынешнее время такой подход эффективно используется компаниямиToyota, General Motors и многими другими. Эта система разрешает получитьзначительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю.Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системыснабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии, неразрешает использовать этот подход в странах с неразвитой информационной икоммуникационной инфраструктурой.
Управления большинствомторговых компаний развитых стран основано на использовании компьютернойтехнологии. Системы управления включают автоматизированную систему учетазапасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, спомощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, котораяохватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базамиданных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов,автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию опополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает всистему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежнымисредствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельногоинструментария.

2.Организационно-правовая характеристика Шекснинского ПОСПО и
анализ показателейоборачиваемости товарных запасов и их структуры
2.1 Общаяхарактеристика предприятия
Шекснинскоепоселковое потребительское общество – добровольное объединение граждан –созданное по территориальному признаку на основе членства путем объединения егочленами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительнойи иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей егочленов.
УчреждениеШекснинское ПОСПО зарегистрировано 29 декабря 1991 года за № 95.
Шекснинское ПОСПОявляется некоммерческой организацией, юридическим лицом, действует на основанииУстава (перерегистрирован 11 марта 2001 года отделом по управлениюмуниципальной собственностью районного Собрания Шекснинского района), имеет всобственности имущество. Местонахождение юридического лица — 162560,Вологодская область, Шекснинский район, рабочий поселок Шексна, улица Гагарина,дом 11.
Высшим органомуправления предприятием является Собрание Представителей, распорядительныйорган — Совет (председатель — Репина Инна Александровна), исполнительный — Правление (председатель-Цветкова Татьяна Валериевна), главный бухгалтер –Петрова Елена Михайловна.
Основными видамидеятельности являются:
· розничнаяторговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями вспециализированных магазинах;
· розничнаяторговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмернымитоварами;
· розничнаяторговля ювелирными изделиями.
У предприятия имеютсяследующие лицензии:
1. Фармацевтическаядеятельность (лицензия серия № 99-02-005482 от 16.06.05).
2. Видылицензируемой деятельности, связанной с оборотом этилового спирта, алкогольнойи спиртосодержащей продукции (лицензия серия АА № 000117 регистрационный номер108 от 25.04.2006 года
Форма собственности(согласно Уставу) – собственность потребительской кооперации. Сила и значимостькооперации в том, что она выступает как форма объединения населения и берет насебя часть функций государства (социальная защита населения).
Всоставе Шекснинского ПОСПО функционируют 23 торговых точки (11 магазинов п.Шексна – центр, 1 магазин Комбинат “Балтика”, 2 аптечных киоска, 1 веткиоск, 2магазина с. Чуровское Шекснинского района, 1 магазин д. Слизово Шекснинскогорайона, 1 магазин д. Селецкая Шекснинского района, 1 магазин п. ПодгорныйШекснинсого района, 1 магазин д. Малинуха Шекснинского района, 1 магазин с.Любомировское и 1 магазин д. Нифантово), из них 7 на селе. Площади торговыхзалов до 150 м2 – организация находится на едином налоге навмененный доход для отдельных видов деятельности. В структуре розничныхторговых предприятий общества преобладает смешанный тип магазинов. Где отсутствуетстационарная торговая сеть, обслуживание населения осуществляется развознойторговлей. Кроме основного вида деятельности – торговли, предприятие оказываетнекоторые виды услуг, которые в 2008 году составили 80,1 тыс.руб., в том числерезка стекла 7,6 тыс.руб., ритуальные услуги 16,8 тыс.руб., фотоуслуги 20,4тыс.руб., транспортные услуги 35,3 тыс.руб. Сдаются в аренду торговые площади.При выборе ценовой стратегии Шекснинское ПОСПО исходит из того, что в качествеопределяющего фактора увеличения доходов используется не повышение цен, аувеличение объемов, расширение ассортимента и качества реализуемой продукции,открытие новых розничных торговых предприятий.
Среднегодоваячисленность работающих за 2008 год составила 134 человека. В настоящее времячисленность работающих составляет 144 человека
Целью данногопредприятия является извлечение прибыли, оно имеет гражданские права и несетобязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, незапрещенных законом.
Шекснинское ПОСПОимеет договоры о поставках продукции с поставщиками городов Вологда, Череповец,Самара, Москва, Смоленск, Санкт-Петербург и другими.
Çàýòè ãîäûñôîðìèðîâàíàçíà÷èòåëüíàÿðîçíè÷íàÿñåòü,îðãàíèçàöèÿçàðàáîòàëà õîðîøóþðåïóòàöèþ âäåëîâûõêðóãàõ.
2.2 Анализ показателейоборачиваемости товарных запасов и их
структуры в Шекснинском ПОСПО
Формирование оборота пореализации товаров во многом зависит от состояния товарных запасов торговогопредприятия.
Цель анализа — выявление резервов нормализации товарных запасов, нацеленных на ускорениеоборачиваемости средств, экономию расходов и обеспечение конкурентоспособностипотребительского общества.
Исходя из этой целиосновными задачами анализа являются:
— определениесоответствия фактических запасов установленному нормативу;
-изучение динамикизапасов в увязке с изменениями оборота по реализации товаров;
-оценка происшедшихизменений в объеме и составе товарных запасов;
-выявление уровняобеспеченности запасами отдельных магазинов;
-изучение динамикиоборачиваемости средств, вложенных в запасы товаров;
-подготовка информации,необходимой для управления товарными ресурсами;
-разработкарекомендаций и осуществление мер по нормализации товарных запасов.
Важным элементомуправления является нормирование т. е. установление нормы и норматива запасовпо каждому торговому предприятию. Норма устанавливается в днях к обороту, анорматив в сумме. При анализе фактические запасы на конец отчетного периодасопоставляются с нормативом будущего периода.
Потребность организациив запасах зависит от быстроты их оборачиваемости. Оборачиваемость запасовхарактеризуется двумя показателями: временем обращения и скоростьютоварооборота.
Время обращения (В)показывает число дней, за которые был реализован средний товарный запас впрошедшем периоде, и вычисляется по формуле:
/> ,(1)
где /> – средний товарный запас,руб.;
Т — фактическийоднодневный товарооборот этого же периода, руб.
Скорость товарооборота(С) показывает число оборотов среднего товарного запаса и определяется поформуле:
/> ,(2)
где О — объемтоварооборота, руб.
Средние товарные запасывычисляются в зависимости от наличия известных данных:
– еслиимеются данные на две даты, это используют среднюю арифметическую простую:
/> , (3)
где Зн — товарные запасы на начало периода, руб.;
Зк — товарные запасы на конец периода, руб.
– еслиимеются данные на три даты и более, то применяется средняя хронологическая.
/> , (4)
где З2, З3…- запасы товаров на определенные даты, руб.,
n — количество дат.
Однодневный товарооборотопределяется путем деления общего объема товарооборота на число дней в периоде:
/> , (5)
где t – число дней в периоде.
Произведем вычисленияпоказателей оборачиваемости по вышеуказанным формулам, на основании данныхприложения А. Результаты оформим в сводную таблицу 2.
Для расчета среднихтоварных запасов в отчетном и базисном периодах применим формулу среднейхронологической:
/>
/>
Далее определимоднодневный фактический товарооборот за год:
/>,
/>
Определим времяобращения запасов:
/>,
/>
Определим скоростьобращения:
/>,
/>
Таблица 2. Показателиоборачиваемости товарных запасов Шекснинского ПОСПО за 2007-2008 г.г., тыс.руб.Наименование показателя Базисный период (2007 г.) Отчетный период (2008 г.) Отклонение абсолютное относительное, % Средние запасы 17193,72 21773,04 4579,32 26,63 Однодневный ТО 514,72 696,58 181,86 35,33 Время обращения  33,4 31,3 -2,1 -6,28 Скорость обращения  10,8 11,5 0,7 6,48 Товарооборот 185300,3 250769,6 65469,3 35,33
Средние товарные запасы имеюттенденцию к возрастанию. Так, в отчетном периоде их величина составила 21773,04тыс. руб., что больше базисного периода на 4579,32 тыс. руб. или на 26,63%. Этообусловлено возрастанием товарооборота на 35,3 % и политикой завоевания секторарынка, которая предусматривает постоянное открытие новых торговых точек,которые в свою очередь требует наличия значительных товарных запасов. В 2007году открыты магазины Одежда и Мир детства. В 2008 году открыты магазин в д.Юрочкино, Ассорти, Вино-водка, Все для дома и Мир детства. Время обращениятоваров составляет 31,3 дней, а скорость обращения в количестве оборотов за годсредних запасов – 11,5 раза, то есть средние запасы за год сделали 11,5оборота. Скорость увеличилась на 0,7 оборота. Это связано с увеличениемтоварооборота. Каждое предприятие старается ускорить скорость обращениязапасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности.Анализируемому предприятию важно стремиться к балансу между товарооборотом изапасами, чтобы увеличить скорость обращения товаров.
Динамика оборота розничнойторговли и используемых ресурсов по Шекснинскому ПОСПО за 2007-2008 г.представлена в приложении Б.
Товарные запасы должныобеспечивать нормальный уровень товарооборота, как в целом, так и по отдельнымгруппам. Ведутся постоянные расчеты, которые направлены на постоянный поископтимальной структуры товарных запасов. Для изучения состава и структурытоварных запасов, составим следующую аналитическую таблицу:

Таблица 3. Товарные запасыШекснинского ПОСПО на 1 апреля 2008г.Товарные группы Фактические запасы на 01.04.08 Установлено на апрель отклонение
Сумма
Тыс. руб Доля % к итогу Однодневный оборот тыс. руб запасы В сумме тыс. руб В днях оборота норма дни Норма-тив Продовольственные товары 8109,15 40,16 436,6 27 6700 1409,1 3,2 Непродовольст-венные товары 12181,26 59,84 178,8 50 8800 3381,2 18,9 Итого 20190,41 100,0 615,4 32 13680 4790,4 7,7
Данные таблицы № 3 говорят о томчто товарные запасы превышают нормативные показатели. Особенно идетзатоваривание непродовольственной группы.
Состояние и уровеньтоварных запасов являются своеобразным барометром состояния торговли и степенисбалансированности между спросом и предложением.
Подобная информация- ключ дляанализа состояния товарных запасов. Одним из аспектов управления товарнымизапасами является умелое и оперативное маневрирование ресурсами междумагазинами потребительского общества. Рациональное размещение запасов отдельныхтоваров- несомненный рычаг ускорения оборачиваемости вложенных средств. Приналичии большого количества магазинов, торгующих аналогичными товарами, следуетизучить состояние запасов в тех магазинах, в которых сосредоточена наибольшаячасть запасов. Для этого в Шекснинском ПОСПО проводится анализ оборачиваемостипо товарным запасам по отдельным магазинам.
В данном приложении проводитсяанализ оборачиваемости за декабрь месяц 2008 года. из него мы видимтоварооборот составил 28756,21 тыс. руб., однодневный товарооборот 927,6 тыс.руб, норматив оборачиваемости 32 дня, фактический составил 27,8дня. Замедлиласьоборачиваемость товарных запасов в магазинах: Стройматериалы, ТПС д. Слизово,ТПС д. Р- Сосновка, ТПС д. Селецкая, Бытовая техника, Аптека, ветеринарныйкиоск, аптечный пункт № 2, Одежда, а в магазинах продовольственной группыускорилась в связи с ростом товарооборота.
На формирование товарных запасоввлияет много факторов, но важно выделить именно те, которые осуществляютнаибольшее влияние на конкретном предприятии. Эти факторы делятся на внутренниеи внешние.
Внутренними факторами на предприятииявляется широта ассортимента, частота его обновления, объем и структуратоварооборота.
Широта ассортимента в ШекснинскомПОСПО очень большая и достигает более 4000 наименований товаров. Такая ситуациятребует более высокого уровня товарных запасов благодаря необходимостиподдерживать нормальный товарооборот. Вышеуказанная широта ассортиментаобусловлена спецификой избранного вида деятельности и определенным уровнемнесовместимости продукции разных производителей (не во всех случаях возможнотовары одного производителя дополнить товарами другого), и широкойдиверсификацией российского потребительского рынка.
Частота обновлениянепродовольственного ассортимента незначительна, так как широта ассортиментаохватывает основную часть ассортимента. Имеется фармацевтическая деятельность,где необходимо удерживать ассортиментный перечень лекарственных препаратов.Поэтому этот фактор мы учитываем, но исключительно с целью учесть возможныеизменения спроса в будущем.
Внешними факторами являютсякачество продукции, сезонность и колебания спроса, уровень наполнения товарногорынка и сроки хранения товаров.
Качество продукции, котороепредоставляет Шекснинское ПОСПО отвечает стандартам и имеет низкий уровеньбрака, но все-таки уровень запаса увеличивается, чтобы иметь возможностьудовлетворить жалобы клиентов не теряя оптимального баланса междутоварооборотом и товарными запасами. Качество продукции, которое в свою очередьвлияет на цену товара, является особым фактором, который влияет на замедлениескорости обращения товарных запасов в периоды углубления кризов, которыесопровождается значительным падением покупательского спроса.
При формировании товарных запасовиспользовались собственные и заемные средства предприятия.

3. Мероприятия дляулучшения управления товарными запасами в
Шекснинском ПОСПО
Даже лучше всегоподготовленные стратегии и тактики управления товарами требуют постоянныхусовершенствований, которые связаны с изменениями, которые постоянно происходятво внешней среде.
Рассмотримвозможность предприятия привлекать заемные средства для увеличения оборотныхактивов. Шекснинское ПОСПО в 2007г при формировании товарных запасовиспользовало исключительно собственное средства предприятия. Если заимствованияи имели место, то они были настолько краткосрочными, что не осуществлялизначительного влияния на финансовое состояние предприятия. В 2008 г предприятиебыло вынуждено прибегнуть к кредитованию на пополнение оборотных средств, такденежные средства отвлекались на строительство торгового центра Вертикаль. Вноябре 2008г. торговый центр открылся, где были созданы магазины Ассорти,Вино-водка, Все для дома, Мир детства. Предприятие имеет расчетный счет вВологодском отделении 8638 г. Вологда, поэтому используем процентные ставкиэтого банка.
Также,следует уделить значительное внимание изучению рынка, усовершенствованиярекламной деятельности. Предприятие исследовало рынок Шексны и некоторыхрайонных центров, поэтому каждый год открывает новые торговые точки. Дажеучитывая то, что платежеспособный спрос там ниже, чем в Вологде и Череповце, нодля ускорения скорости оборота товарных запасов следует уделить еще большевнимания. Учитывая специфику деятельности ПОСПО и тенденции ее развития, атакже объективные преимущества, целесообразно строить рекламную политику наоснове адресно-комплексного принципа, сочетая:
— осведомить потенциальных клиентов о существовании тех или иных видов продуктов;
— информировать о необходимости прессы, о ее роли в экономике и жизни общества;
— распространять информацию о высоком качестве услуг;
— формирование потребительского спроса на продукцию;
— создавать «репутационную основу» для последующего ввода на рынок новых торговыхмарок;
— устранять ложные представления, пробелы в информации и другие препятствия напути к продаже.
РекламаПОСПО должна быть адресной и направлена на полноценный охват рынка района.Очевидно, что каждой группе клиентов должны соответствовать своирекламоносители, оригинальным должно быть и содержание рекламы. Такжецелесообразно, чтобы вокруг ПОСПО было единое «рекламное пространство», т.к.психологически близкорасположенная рекламная продукция воспринимается какимеющая отношение к данному комплексу.
Вчастности, для эффективной реализации политики управления товарными запасами,необходимо информировать граждан о проводимой распродаже путем распространенияпечатных листовок в Шексне и районе.
Привлечениепокупателей может отметиться в повышении товарооборота и возрастании скоростиоборота товарных запасов.
Углубленное изучениерынка разрешит максимально оптимизировать структуру товарных запасов. Нужноуменьшить ассортимент товаров, так как некоторые товары и товарные группы имеюточень медленную скорость оборота, повысить ее возможно лишь за счет проведенияширокой рекламной кампании, которая на данный момент и в ближайшем будущем естьэкономически целесообразная.
Целесообразным будетприменения классификационного подхода к управлению запасами (ABC system). Егоидея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп – А,В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастаниетоварооборота предприятия. К группе А относят запасы, реализация которых вноситнаибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группеотносятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, ихудельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. Кгруппе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20%объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило,составляет около 20%. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительныйвклад в объем товарообороту, порядка 10%, относят к группе С. Достаточно частоони составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, –около 70%.
Такой анализ поможетвыделить такие группы товаров, удельный вес которых следует увеличивать (группаА), и товары, от завоза которых целесообразнее отказаться (часть группы С).
Любое предприятие вусловиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирования своейдеятельности.
Планирования товарныхзапасов следует за планированием оборота, поскольку объем розничноготоварооборота, служит основой разработки плана запасов.
Первым этапомразработки прогноза размера товарных запасов есть всесторонний экономическийанализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, выявленные тенденции ивыводы служат основой заключения прогнозов.
На втором этапеопределяются факторы, которые в периоде, который прогнозируется, будут влиятьна развитие того сектора рынка, где работает предприятие. Отбираются иоцениваются количественно важнейшие факторы и с их помощью рассчитываютсяварианты прогноза запасов.
Следует перенять опытпо планированию товарных запасов у своих конкурентов.
АссортиментШекснинского ПОСПО довольно широк, это является преимуществом организации и,вместе с тем, ее недостатком. Колебания рыночной конъюнктуры могут отрицательноповлиять на положение предприятия. Поэтому необходимо постоянно обновлятьассортимент за счет товарных групп, которыми не торгует предприятие. Это можетстраховать деятельность и дает возможность маневрировать оборотными активами.
Необходимо повышатьприбыльность деятельности фирмы за счет поиска выгодных условий снабжения иповышение торговой наценки, минимизировать транспортные, страховые, складские ипрочие затраты. Так как низкий уровень рентабельности, хотя он обусловлензавоеванием рынка, не разрешит в будущем сохранить накопленные достижения.

Заключение
В курсовой работеанализировалась деятельность Шекснинского ПОСПО, которая работает в сферерозничной торговли. Каждое торговое предприятие длянормальной организации торгового процесса должно располагать строгоопределенным количеством товарных запасов. Излишек товарных запасов, как и ихнедостаток нежелательны, поэтому поддержание запасов в оптимальном размереявляется одной из задач экономической и коммерческих служб. Это главная цельуправления запасами.
Товарнымизапасами называется совокупность товарной массы, которая находится в обращенийи предназначена для продажи потребителю. Сокращение времени обращения товаровимеет огромное значение и для народного хозяйства и для экономики торговогопредприятия. Для торгового предприятия сокращение времени обращения позволяетосуществлять бесперебойную продажу товаров с меньшими затратами, способствуетснижению товарных потерь, изменения потребностей в займах, кредитах и др.
Управление запасами — регулирование объема товарного запаса торговой организации таким образом, чтобылюбые товары можно было поставить без задержки, но при этом не связыватьзапасом чрезмерно большие суммы денег.
В условиях быстроизменяющейся рыночной ситуации состояние товарных запасов в торговле выступаетв качестве важнейшего рычага маркетингового регулирования деятельностипредприятия, используется как инструмент обеспечения необходимых пропорций междуспросом и предложением. Поэтому одно из важнейших условий управления товарнымизапасами постоянный их анализ и оперативный контроль за их состоянием.
В развитых странахуправление товарными запасами базируется на использовании мощных информационныхтехнологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние идинамику, автоматически осуществлять размещение заказов через компьютерную сетьи пополнять запасы к оптимальному уровню.
В Шекснинском ПОСПОиспользуется компьютерная программа “1С: Торговля и склад”. Она направлена нареальную оценку текущего состояния запасов, их планирование и оптимизацию.
В этой работе былопроанализировано состояние товарных запасов фирмы, их структура и динамика измененияза период 2007-2008 г.г. В настоящее время предприятие находится на стадиижизненного цикла – возрастания.
Объектом нашегоисследования является Шекснинское поселковое потребительское общество. Оценкафинансового состояния предприятия показала, что оно финансово устойчиво,платежеспособно. Абсолютная сумма товарных запасов на конец 2008 года составила26270,11 тыс. руб. Сумма товарных запасов по организации в целом увеличилась посравнению с 2007 годом на 10646,51 тыс.руб. или на 68,1% приросте объема розничного товарооборота на 35,3%. В целом по обществу, а также поотдельным магазинам темпы роста товарооборота опережают темпы роста товарныхзапасов, что объективно ведет к ускорению товарооборачиваемости исвидетельствует о росте эффективности управления товарными запасами в Шекснинском ПОСПО.
Однако, темпы ростатоварных запасов опережают рост товарооборота в целом по организации и поотдельным магазинам, что следует оценить негативно, это привело к замедлениютоварооборачиваемости и снижению эффективности использования средств, вложенныхв товарные запасы, заставив организацию привлекать кредитные средства банка.Еще одна причина увеличения товарных запасов на конец 2008г. – это открытиеновых торговых точек.
Средние товарные запасыимеют тенденцию к возрастанию. Так, в отчетном периоде их величина составила21773,04 тыс. руб., что больше базисного периода на 4579,32 тыс. руб. или на26,63%. Это обусловлено возрастанием товарооборота на 35,3 % Время обращениятоваров составляет 31,3 дней, а скорость обращения в количестве оборотов за годсредних запасов – 11,5 раза, то есть средние запасы за год сделали 11,5оборота. Скорость увеличилась на 0,7 оборота. Это связано с увеличениемтоварооборота. Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения
Дляоздоровления экономики Шекснинского ПОСПО необходимо принять меры по ускорениютоварооборачиваемости и улучшить нормирование товарных запасов. Одним изважнейших условий управления товарными запасами является постоянный их анализ иоперативный контроль за их состоянием. Для организации эффективной системыанализа и контроля за состоянием товарных запасов необходимы:
— полнаякомпьютеризация учета и анализа товародвижения, обеспечение полного и опытногоучета товарных запасов, как в стоимостном, так и в натуральном выражении;
— регулярный перерасчет оптимальных размеров запасов по группам товаров всоответствие с изменением условий реализации и использовании их в качествеподвижных нормативов товарных запасов;
— оперативный анализ и контроль запасов при отсутствии компьютерной обработкиинформации путем составления декадной сигнальной информации по«проблемным» товарным группам, фактические запасы которых отклоняютсяот оптимальных на 20% и более для принятия срочных мер.
Компьютеризация учета ирасчетов оптимальной величины запасов позволит повысить качество управлениятоварными запасами, получить ежедневную специальную информацию о состояниитоварных запасов по потребительскому обществу в целом и по магазинам,определить отклонение фактических запасов от установленных нормативов на любуюдату: по ассортименту, сумме и в днях; проводить комплексную оценкупоступления, реализации и остатков товаров.

Список использованныхисточников
1. БланкИ.А. “Торговый менеджмент”, — К.: УФИМБ,1999 г.
2. СоломатинА.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Учебникпособие, — М.: ИНФРА-М, 2001 г.
3. КравченкоЛ.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле, – М.: Новое знание, 2003 г.
4. ЗеваковА.М., Петров В.В. Логистика производственных и товарных запасов, – М.: Изд-воМихайлова В.А., 2002 г.
5. ВалевичР.П., Давыдова Г.А. “Экономика торгового предприятия”. Учебное пособие, — Минск: Вышэйшая школа, 2000 г.
6. ГоловановТ.И. «Экономическое регулирование товарооборота торгового предприятия», — М.:Дело, 2002 г.
7. ГребневА.А. «Экономика торгового предприятия», — М.: ИНФРА-М 1999 г.
8. ЗергманП.Н. «Практика управления товарными запасами», — М.: Дело, 2000 г.
9. УшаковаН.М., Унковская Т.Э., Гуляева Н.Н., Гринюк Н.А. “Инвестирование. Финансирование.Кредитование”, — М.: МГТУ, 2001 г.
10. УшаковаН.Н. «Совершенствование анализа и планирования товарооборота», Учебное пособие,- Киев, 1999 г.
11. «Краткийкурс по экономике предприятия», под ред. Н.Н. Ушаковой, Киев, «Генеза», 1998 г.
12. «Финансовыйменеджмент» под ред. Г.Б. Поляка, М.: «Финансы», 1999 г.
13. .Шеремет, А.Д. Финансы предприятий: Учебное пособие / А.Д. Шеремет, Р.С.Сайфулин.- М.: ИНФРА – М, 1997.-343 с.
14. Балабанов,И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебник / И.Т. Балабанов.- М.: Финансы истатистика, 2001.- 451 с.
15. ВодомеровН.К. Экономическая теория: уч. пособие Вологда 2000г, 295ст.
16. СамуэльсонП.А., Норхаус В.Д., Экономика. Вводный курс: Уч. пособие, М., ЛабораторияБазовых Знаний, 2000г., 776стр.
17. СтанковскаяИ.К.., Стрелец И.А. Экономическая теория: Учебник, 2-е изо Москва. Экамо, 2006,443стр.
18. Экономикаторгового предприятия. Торговое дело. Учебник, под ряд Л.А. Брагина. М.,Инфра-М, 2008г.
19. СмагинВ.Н. Экономика предприятий: Уч. пособие., М.: Кнорус, 2006г.
258стр.
20. КарповаЕ.В. Ресурсы торгового предприятия: Уч. пособие, М., Кнорус, 2005г. 243стр.
21. ВладимироваЛ.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Уч. пособие, М., 2005г.399стр.