Контрольнаяработа по культурологи на тему:
«Органикав архитектуре и скульптуре»3
План
1. Фрэнк Ллойд Райт какоснователь органического искусства
2. Органическая архитектураи её примеры
Список литературы
1. ФрэнкЛлойд Райт как основатель органического искусства
Параллельнос конструктивизмом первой половины 20 века развивалось направление, условноназываемое «органической архитектурой». На фоне простых геометрических форм,гладких белых стен, прямых углов, современных материалов – стали, бетона истекла, подчеркнутого увлечения современными техническими возможностями,пропагандируемыми мастерами модернизма, часть архитекторов продолжала напротяжение всего века утверждать необходимость и приятность для человеческогоглаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений с природнымокружением.
В отличиеот урбанизма Франк Ллойд Райт (1869–1959), крупнейший американский архитектор,порицает уплотненность городской застройки и создание небоскребов (сочинение«Исчезнувший город»). Он разрабатывает так называемый «стиль прерий» ивыдвигает новую форму человеческого поселения, где на каждую семью приходитсяпо акру земли. Райт стремится к установлению тесной связи архитектуры сприродой, к максимальному использованию особенностей природного окружения. Онстроит коттеджи; особняки, виллы, включающие множество террас, галерей,окруженных садами. К лучшим его произведениям относится «Фоллитуотер» («Дом надводопадом») в Бир-Ране (1936).
Человекнеистощимой изобретательности, Райт с мастерством перевоплощает техническиеоткрытия в открытия архитектуры. Он использует их для новых композиционныхрешений. Однако в идеях Райта отразились характерный для капитализма духзамкнутого индивидуализма, стремление к стандартизации быта, а такжеутопическая вера в возможность решить социальные проблемы эпохи, улучшивусловия быта. Интерьеры виллы скорее напоминают хорошо обставленную пещеру, чемдом в традиционном смысле слова. Вилла полностью сливается с ландшафтом,воплощая мечты Райта о жилом сооружении, растворенном в природном окружении. «Домнад водопадом» – явление необычное, исключительное, связанное сэксцентричностью богатого заказчика. Конечно, подобные постройки не моглиотвечать призывам функционалистов создавать в архитектуре типическое, способноеудовлетворять массовым потребностям. Хотя и эти задачи нашли своенетрадиционное решение в творчестве Райта. Начиная с середина 30-х годов онспроектировал и построил множество домов «умеренной стоимости» (usonianbuildings) – типично американских одноэтажных домов для среднего класса,удовлетворяющих потребности в «пригородном умиротворении индейского лета».
Завершаетэтот период творчества Райта здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943–46,строительство 1956–59). Этот проект вызывает ассоциации с органическимиформами, несмотря на точность его геометрических объемов. Как улитказакручивается спираль основного объема, расширяясь по мере подъема вверх.Наружным спиралям соответствуют внутренние галереи-пандусы, которые опоясываютцентральное открытое пространство, залитое верхним светом. По их стенам, попроекту Райта, должны были висеть картины (сейчас их убрали), которымилюбовались посетители, спускаясь по пандусам сверху вниз. Именно так былозапрограммировано их движение, предполагалось, что наверх они поднимутся налифте. Цельные, нерасчлененные белые бетонные массы, закрученные в спираль, образуютоболочку для внутреннего пространства и создают замкнутую форму, обращенную всебя, отгороженную от внешнего городского окружения. Райт не любил большихгородов, и в этом здании, разрывающем непрерывный ряд фасадов, очень яркопродемонстрировал свое отношение к городской среде.
2.Органическая архитектура и её примеры
Помнитедизайн домов хоббитов в фильме «Властелин колец»? Конечно, в некоторой степениможно сказать, что эти дома построены по всем законам бионики, но, по правдеговоря, режиссер фильма только лишь ограничился элементами органической идеи.
Первоевпечатление о здании в органическом стиле – постройки выбиваются из правильнойгеометрии. Природные формы объекта будят воображение. В бионике стены подобныживым мембранам. Пластичные и протяженные стены и окна выявляют направленнуюсверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивленияматериалов. Благодаря ритмической игре меняющихся вогнутых и выпуклыхповерхностей стен сооружений кажется, что здание дышит. Здесь стена уже непросто перегородка, она живет подобно организму.
Прав былВеликий Антонио Гауди, сказав, что «Архитектор не должен отказываться открасок, а напротив использовать их для придания жизни формам и объемам. Цвет – этодополнение формы и самое яркое проявление жизни». Только представьте, войдя ворганическое здание, вы ощущаете себя погруженным в чудесный мир, наполненныйсветом прозрачного цвета.
Цветсоздает особый мир интерьера, оживляя и открывая материалы, просвечивающиесяпод слоем краски. Цвет живет и движется по своим законам. Создаетсявпечатление, что он влияет на усиление либо ослабление функций здания ипространства.
Ворганическом строении благодаря постоянно меняющемуся балансу взаимодействияжеланий и пространственных возможностей человек испытывает ощущение движения впокое, и покоя – в движении пространства. Малейшее движение сдвигает баланссил, благодаря чему меняется восприятие пространства. Постоянство и изменение,симметрия и асимметрия, защищенная интимность и широкая открытость существуют вхрупком равновесии. Заметьте, и в движении, и в покое всегда присутствуетощущение равновесия.
В своейсущности бионика, как архитектурный стиль, стремится создать такуюпространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именноту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. Ворганическом доме спальня будет спальней, гостиная – гостиной, кухня – кухней.
РудольфШтайнер говорил: «Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткойосознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуетсякак «место», где раскрывается смысл человеческого бытия».
Во всевремена архитектуре была свойственна двойственность. С одной стороны, она былаорганической, ибо следовала законам природы, с другой стороны – искусственной,так как соответствовала идеалам, завещанным Эвклидом. Органическую тенденциюразвития архитектуры смело можно назвать «образованным искусством», арациональную – «изящным искусством».
Органическуюархитектуру определяют формы, не основанные на геометрии. Они динамические,неправильные, возникающие как результат контактов с реальностью. Формынеорганической архитектуры основаны на геометрии. Как следствие – ониправильные и совершенных пропорций, золотого сечения и абсолютной красоты, результатобразования.
Вместе стем каждую форму органической архитектуры следует рассматривать как организм,который развивается в соответствии с законом своего собственного существования,своего собственного особого ордера, в гармонии со своими функциями и своимокружением, как растение или другие живые организмы.
Получая в1998 году последнюю из своих четырех лицензий на проектирование истроительство, Кен Келлог высказал замечательную фразу, до конца понять которуюмогут, наверное, только архитекторы и дизайнеры. «Хотя архитектурные школы иучили меня основам строительно-инженерных навыков, но этим же самым они училименя, что мне нельзя делать. Архитектуре невозможно выучить. Прекрасноенаходится у тебя внутри и выходит из твоей души. Я уже давно осознал, что всеэти лицензии не делают Архитектуру. Все эти конкурсы создаются, так или иначе,политиками. А все эти люди, которые находятся в так называемых «архитектурныхкомиссиях» и которые создают все эти лицензии, архитектурные и строительныенормы, делают это только для того, чтобы продвинуть в этом обществе самогосебя, но только не Архитектуру. И все, что они производят на свет – этоочередная серая посредственность».
Кен Келлог,знаковый архитектор современности, стойкий последователь и представитель направления«органической» архитектуры, безоговорочно верит нескольким основополагающимдефинициям, которые являются фундаментом его творчества. Вот они. «ОрганическаяАрхитектура – это Мать всех искусств. Красота – неотъемлемая и основная частьжизни. Природа не терпит сентиментальности. Красота природы – ключевой аспектнашего выживания в этом суровом Мире».
Решительноотвергая архитектуру-дизайн, способную «переехать в любое место» архитекторы «органики»беспрекословно веруют, что каждое здание, предназначенное для человека, должнобыть составной частью ландшафта, его чертой, родственной местности инеотъемлемой от нее. Надеются, что оно останется там, где стоит, на долгоевремя. Ведь дом – не фургон. Дом – это поистине вторая кожа не только человека,но и той точки земли, где он возведен.
Онпостоянно подчеркивает необходимость связи с землей: земля уже имеет форму.Почему бы не начать сразу с того, чтобы принять ее? Почему бы не принять дарприроды? Поэтому архитектор не приемлет Эвклидовой геометрии, «коробчатости».Большинство новых «современных» домов выглядят так, как будто их части вырезаныножницами из картона, после чего куски картона сложены и согнуты под прямымуглом, а местами, для разнообразия, с кривыми картонными поверхностями… Этипостройки последнего времени – плохо исполненные продукты поверхностнойэстетики «плоскости и массы».
АрхитектуруКеллога я определил бы как создание тончайшей шелковой ткани, котораягармонично и органически ложится на «тело» Земли и, подчас, даже невозможнонайти различия между телом и тканью, настолько невидима фантастическая,соединяющая нить, созданная талантливым зодчим. И если сравнить множествосуществующих зданий, их архитектуру, зданий прекрасных и не очень, высоких иприземистых, неказистых и нарочито показушных, то все они прорываются сквозьнежную оболочку Земли, как прыщи, бородавки, рваные, зарубцевавшиеся шрамы.
В отличиеот этого Келлог создаёт абсолютно альтернативную архитектуру, радикальноотличающуюся от «зашоренных» принципов установленного стереотипа гармонии. Какговорит сам Келлог, он предпочитает выбирать участки земли под проект истроительство с наиболее сложным рельефом. «Чем необычней участок, темнеобычней и интересней архитектура». Это позволяет ему использовать максимальноэффективно изломы почвы и ландшафт в его игре с «переодеванием» Земли в шелкбетона, камня и стекла.
Органическаяархитектура: Ранчо «Мираж
Ресторан «РанчоМираж» в Палм Спринг – один из удивительных тому примеров. Такое ощущение, чтоздание ресторана ложится в ладонь склона холма, как салфетка. Со сторонынависающая консольная крыша более похожа на сдвинутую ледником каменную кепку.
Еще в те 80-егоды, когда мало кто в Америке заботился о сохранении энергии, это здание сталообразчиком и эталоном сохранения в своих стенах зимой тепла и прохлады в жаркоеКалифорнийское лето.
В этоморганичном здании ничто не является законченным само по себе, но являетсязаконченным лишь как часть целого. Таким образом, по существу отвергаетсяклассический принцип организации целого из законченных по своей структуреэлементов.
Для этогоресторана Келлог спроектировал всё, включая интерьер, мебель залов и кухни. Наоткрытии ресторана он сказал: «Я не проектирую ничего традиционного. Я пытаюсьизбежать этого. Зачем делать что-то ординарное, если в самом деле все мынеординарные люди.
Почему бывдруг нам всем не показать, насколько мы хороши на самом деле». Проект удостоенмножества престижных североамериканских и мировых архитектурно-художественныхпремий.
Органическаяархитектура: «Взмах крыльев»
Какогромная экзотическая птица, опустившаяся на своё гнездо на склоне горы ираспластавшая крылья, охраняя потомство, выглядит другое творение Келлога. «Взмахкрыльев» – так называется проект виллы в Сан-Диего, Калифорния.
Проезжаярядом, подчас можно и не заметить этот уникальный объект, который сливается сизгибами и перепадами ландшафта и является его органичным продолжением.
Крыша домапокрыта чешуйками окисленной медной черепицы, а в облицовке стен примененкамень, оставшийся от выработки грунта при строительстве фундамента здания иподземного гаража. Там, где по идее у всех домов должна находиться площадка дляподъезда автомобиля, Келлог расположил плавательный бассейн, и машиныподъезжают к дому под ним.
Впродолжение идеи Франка Ллойда Райта, в середине дома расположен массивный,грандиозный камин, символизирующий одновременно и несокрушимый очаг Дома, иставший центральной, концептуальной
композициейуютного интерьера, спроектированного самим архитектором. Природная средавведена в дом – это бассейн и декоративный водоём.
Кстати,этот прекрасный дом, который официально входит в рейтинг десяти лучших домовАмерики, выставлен сейчас на продажу вместе с примыкающим к нему участком землив 12 гектаров, тщательно ухоженного и профессионально спланированного.
Органическаяархитектура: Дом в пустыне
В каменнойскалистой пустыне Калифорнии на южном склоне огромной скалы приютиласьгигантская доисторическая птица. 26 изящных крыльев мягко укрывают,обволакивают скалы в поперечнике до 20 метров.
Между крыльев– стеклянные перепонки, пропускают горячее калифорнийское солнце в уютныйинтерьер «дома юрского периода». Традиционно для Келлога – дом не толькоэнергоэкономичен, но и способен выдержать землетрясения выше всех максимальносуществующих стандартов на 30 процентов.
Персональноспроектированы Келлогом и все мельчайшие детали интерьера, вплоть до стальных ибронзовых дверных ручек и стекла в дверях с декоративной мозаикой тематикиЮрского периода. Все работы по оформлению интерьера выполнены с таким качествоми тончайшим художественным вкусом, что этому могли бы позавидовать многие музеимира.
Многиепредсказывают, что это здание в будущем может стать достойным входом визвестнейший Калифорнийский Национальный парк скалистой пустыни. А пока в немживут счастливые обитатели, которые не видят себя без этой скалистой пустоши ибез этих мягких крыльев, спасающих их от зноя и стужи. Блистательному успехуэтого проекта, безусловно, способствовало полное совпадение взглядов заказчикаи архитектора.
Дом Иена
Этот уникальныйв своем роде дом с видом на Тихий океан имеет три уровня, которые, скручиваясьштопором, ввинчиваются в землю. Он отлично просматривается с площадкиКалифорнийского Университета в Ла Джолла.
КрышуКеллог разработал с максимальным её покрытием солнечными батареями, которыеделают дом практически независимым от внешних систем электроснабжения.
По просьбезаказчика Келлог спроектировал дом так, что несмотря на то, что из окон зданияоткрывается захватывающий вид на океан и окрестности, обзор интерьера домаснаружи для незнакомых людей крайне затруднителен. Кроме того, дом практическина сто процентов изолирован от шумов внешнего мира благодаря эффективнойсистеме звукоизоляции
Интерьеротделан высококачественной древесиной и, конечно же, по традиции и неписаннымзаконам «органической» архитектуры его украшает великолепный камин – очаг Дома.
Органическаяархитектура: венчальная часовня Хошино
В Японии, впровинции Каризава, в предгорье вулкана и в окружении сосен, покрытых снеговымишапками, из скалы органически вырастает спиральными стенами гигантская улиткавенчальной часовни Хошино, до настоящего времени считающаяся самой известной ипрестижной постройкой такого рода в мире.
Материальными пластическим организатором пространства среды часовни служат смещенные поотношению друг к другу конструкции арок. Ажурная опора каждой из них фиксируетцентр «своей» окружности. Пространственный разрыв между ними использован дляорганизации верхнего света.
Часовня вплане повернута входом к югу, что дает возможность для ровного солнечногоосвещения интерьера и максимального использования солнечного света дляобогрева. Мраморные полы часовни подогреваются системой труб водоотопления.
Термическаямасса скалы, на которой возведена часовня, мраморный пол, железобетонные арки стройным остеклением, делают здание чрезвычайно энергоэффективным. Все двери,кафедра священника, скамейки и другая мебель часовни Хошино изготовлены издревесины сосны и вишни – тех что пришлось спилить при строительстве.
Экспрессияформы экстерьера, совершенно необычный, потрясающий интерьер, гармоничнопривязанный к скалистому ландшафту, торжественность и строгость линий и в то жевремя обстановка праздника привлекают ежегодно более 4000 свадебных церемоний.Поэтому иногда Хошино называют фабрикой венчаний.
Списоклитературы
1. Мелвин Д. «Архитектура:Путеводитель по стилям»
2. Коробьина И. Новая Москва 4. Гид посовременной архитектуре