–PAGE_BREAK–Фактически наличные деньги представляют собой банкноты и монеты, выпущенные центральным банком и находящиеся в кассах банков, а также обращающиеся вне банковской сферы. Свое движение наличные деньги начинают из касс центрального банка, которому предоставлено монопольное право выпуска денег в обращение. [25;c.68]
Субъекты хозяйствования за счет имеющихся денежных средств на своих счетах или предоставленного банком кредита получают наличные деньги в кассе обслуживающего банка. Данные денежные суммы предназначены для выплаты работникам заработной платы, осуществления других платежей и поэтому не должны задерживаться в кассах субъектов хозяйствования. В дальнейшем наличные деньги используются для оплаты покупаемых товаров и оказанных услуг, а также для других платежей в пользу государства, предприятий и отдельных лип. В связи с тем, что расходование части наличных денег может быть отложено, то она становится средством накопления (сбережения) и хранится у населения или помещается в банк.
Общая сумма платежей, осуществляемая наличными деньгами за определенный период времени, характеризует величину налично-денежного оборота, в который включаются выдачи наличных денег из касс банков, поступления денег в кассы банков, оборот наличных денег через почту, выплаты из касс предприятий, организаций и учреждений населению, платежи населения предприятиям, организациям и учреждениям, оборот наличных денег между гражданами.
Основной оборот наличных денег проходит через кассы банков, которые осуществляют кассовое обслуживание экономики. Обращение наличных денег происходит непрерывно. У участников налично-денежного оборота (в кассах банков, субъектов хозяйствования, у населения) постоянно в тех или иных размерах находятся денежные остатки, которые постепенно расходуются, а на смену им поступают новые денежные суммы. Вследствие разграничения единого денежного оборота на безналичный оборот и налично-денежное обращение в сфере последнего постоянно находится определенный остаток наличных денег. Он складывается из остатков наличных денег на руках у населения, остатков наличных денег в кассах предприятий иорганизаций и в оборотной кассе банков.
Величина остатка наличных денег, находящихся в обращении, постоянно колеблется, так как зависит от многих факторов — экономических и организационных: от уровня доходов населения, от деятельности торговых, коммунальных и бытовых организаций, банковской системы, от степени соблюдения кассовой дисциплины предприятиями. Регулирование оборота наличных денег через кассы субъектов хозяйствования осуществляется банками в ходе выполнения ими операций по организации денежного обращения в стране и кассовому обслуживанию экономики. Банковской практикой выработаны такие методы регулирования налично-денежного оборота, как ограничение кассовых остатков субъектов хозяйствования, определение норм расходования из выручки наличными деньгами, установление способов и сроков сдачи выручки в банк, ограничение предельных сумм расчетов между субъектами хозяйствования наличными деньгами, расходование наличных денег по целевому назначению и др.
Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Уменьшение массы денег в обращении достигается посредством ускорения их движения через кассы банков, что позволяет обслужить больший денежный оборот с меньшей суммой наличных денег. Это в свою очередь позволяет сэкономить на издержках обращения, связанных с изготовлением и хранением наличных денег, а также укрепляет их покупательную способность, поскольку в этом случае за каждой единицей стоит относительно большая масса товарно-материальных ценностей и платных услуг [25,c.69].
Большое влияние на налично-денежный оборот оказывает денежно-кредитная политика, проводимая в государстве.
Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2004 год и задачи банковской системы по реализации основных направлений денежно-кредитной политики.
Следует отметить, что денежно-кредитная политика в 2004 году проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004 год с учетом складывающихся макроэкономических условий и содействовала достижению параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2003 г. N 555 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004 год», Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год». Важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики вырабатывались и осуществлялись Национальным банком Республики Беларусь совместно с Правительством Республики Беларусь[9,c.15].
Целевые ориентиры денежно-кредитной политики, предусмотренные Основными направлениями на 2004 год, выполнены. Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2004 году явились: обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, замедление инфляционных процессов, поддержание процентных ставок на уровнях, способствовавших увеличению сбережений в банковской системе и расширению кредитной поддержки банками экономики, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, рост ресурсов, собственного капитала и уставного фонда банков, эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы [9,c.16].
Главным управлениям центрального аппарата Национального банка, главным управлениям Национального банка по областям и г.Минску и организациям Национального банка, банкам совместно с республиканскими органами государственного управления в 2005 году следует:
— продолжить работу по оптимизации активов и пассивов банков по следующим направлениям:
-диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств предприятий и населения в национальной и иностранных валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь;
-осуществление долгосрочных кредитных проектов только при условии соблюдения норм ликвидного функционирования, в частности путем определения источников денежных средств, за счет которых будет осуществляться финансирование проектов;
-снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;
-повышение доли активов, приносящих доход;
-снижение доли проблемных активов;
-расширение перечня современных банковских операций и услуг как в части привлечения средств в банки, так и в части их размещения;
-обеспечить рост уставного фонда и собственного капитала на 20 процентов, ресурсной базы — на 37 процентов;
-поддерживать долю проблемных (субстандартных, сомнительных и безнадежных) активов в активах, подверженных кредитному риску, на уровне, не превышающем 4,5 процента;
-содействовать привлечению банками иностранных инвестиций в экономику в размерах, определенных органами управления банков, с учетом рекомендаций Министерства экономики Республики Беларусь;
-обеспечить прирост валовых кредитов банков экономике на 35 процентов с учетом необходимости выполнения экономических нормативов ликвидного функционирования;
-принять необходимые меры по обеспечению роста средств физических лиц не менее чем в 1,4 раза и внести соответствующие изменения в комплексные программы по привлечению денежных средств населения и расширению спектра розничных банковских услуг на 2004 — 2005 годы [9,c.16].
В целом же на долю налично-денежного оборота приходится малая часть всего денежного оборота. Однако научная и рациональная организация налично-денежного оборота имеет важное значение для решения многих социально-экономических проблем, так как сфере денежных отношений происходит окончательная реализация стоимости совокупного общественного продукта, произведенные товары получают общественное признание. В процессе реализации товаров устанавливается, на сколько производство удовлетворяет запросы личного потребления, что во многом определяет нормальную циркуляцию денег в стране и устойчивость их покупательной способности, т.е. оптимизирует количество наличных денег.
2. Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь
Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь осуществляется следующим образом.
Банк устанавливает по согласованию с исполнительным (или иным) органом управления (далее — руководитель) предприятия, предпринимателями, частными нотариусами ежегодно, как правило, в течение I квартала исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в банки порядок и сроки сдачи наличных денег, порядок использования наличных денег из выручки предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, лимит остатка касс предприятиям [19,c.66].
Лимит остатка кассы не устанавливается предприятиям с круглосуточным режимом работы, религиозным организациям, предпринимателям, частным нотариусам, а также специализированным кооперативам, общественным организациям (объединениям), осуществляющим предпринимательскую деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Вся выручка (за исключением остатка фактической потребности в разменных наличных деньгах, но не более пяти базовых величин в расчете на одно рабочее место кассира) сдается в кассу этих предприятий, предпринимателям либо в банк, эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные банком [14,c.35].
Порядок и сроки сдачи выручки не устанавливаются предпринимателям-плательщикам единого налога в соответствии с законодательством Республики Беларусь независимо от использования ими наемного труда, осуществляющим деятельность с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем и ежемесячный размер выручки которых от деятельности, по которой уплачивается единый налог, не превышает сумму, эквивалентную 1000 (одной тысяче) базовых величин.
Банки не вправе отказать при обращении указанных предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в установлении им лимитов остатков касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки. Предприятия, предприниматели, частные нотариусы несут ответственность за превышение установленных лимитов остатков касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для установления порядка и сроков сдачи наличных денег, размеров расходования выручки предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, а также лимитов остатка касс предприятиям в обслуживающий их банк представляется заявка (приложение В ) [14,c.35].
Заявка на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки действительна в течение срока действия, указанного в решении банка.
Устанавливаются следующие сроки сдачи наличных денег:
ежедневно независимо от дня поступления выручки — для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где имеются банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь;
один раз в несколько дней, но не реже одного раза в 7 календарных дней — для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где нет банков или эксплуатационных предприятий Министерства связи Республики Беларусь, а также находящихся на отдаленном расстоянии от них, и для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, имеющих незначительные ежедневные либо периодические поступления наличных денег в кассы предприятий, предпринимателям, частным нотариусам [19,c.68].
В отдельных случаях, исходя из особенностей деятельности предприятия, предпринимателя, частного нотариуса по их обоснованному ходатайству решением руководителя банка устанавливаются другие сроки сдачи выручки. При этом учитывается необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы предприятия, предпринимателя, частного нотариуса.
При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги должны быть сданы в банки независимо от установленного срока сдачи наличных денег.
В кассе предприятия, частного нотариуса, предпринимателя, которым установлен лимит остатка кассы, могут храниться наличные деньги в пределах лимитов остатка кассы независимо от установленного обслуживающим банком срока сдачи наличных денег [14,c.37].
При несовпадении дней работы предприятия, предпринимателя, частного нотариуса и банка (эксплуатационного предприятия Министерства связи Республики Беларусь) срок сдачи наличных денег не считается нарушенным при условии сдачи наличных денег в первый рабочий день банка (эксплуатационного предприятия Министерства связи Республики Беларусь).
Лимит остатка кассы устанавливается с учетом особенностей деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов).
Лимит остатка кассы устанавливается либо в пределах среднедневного прихода, либо среднедневного расхода, либо среднедневного прихода и среднедневного расхода наличных денег исходя из целесообразности, по усмотрению руководителя банка, с учетом специфики работы предприятия.
При установлении лимита остатка кассы не учитывается сумма выручки, поступившей от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оплаченных в безналичном порядке посредством чеков из чековых книжек, расчетных чеков, банковских пластиковых карточек и других форм безналичных расчетов.
При этом для предприятий устанавливается следующий лимит остатка кассы:
имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь ежедневно в конце рабочего дня — в размерах, необходимых для обеспечения работы предприятия с начала следующего рабочего дня;
имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь в течение рабочего дня либо не ежедневно — в зависимости от установленных порядка, сроков сдачи и суммы выручки;
не имеющих выручки — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов);
не имеющих иных кассовых оборотов, кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, — исходя из целесообразности по усмотрению руководителя банка;
вновь созданных или планирующих рост поступлений выручки, увеличение расхода наличных денег — исходя из прогнозируемых ими данных с последующим пересмотром по фактически сложившимся оборотам за 1 — 3 месяца работы.
В отдельных случаях, учитывая особенности деятельности предприятия и на основании обоснованного ходатайства, по решению руководителя банка может устанавливаться лимит остатка кассы предприятия в размерах, превышающих нормы, установленные настоящим пунктом[14,c.38].
Лимит остатка кассы устанавливается по времени на конец рабочего дня предприятий, их подразделений (Приложение Г). Наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в конце рабочего дня после заезда инкассаторов, сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными в случае документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день банка либо эксплуатационного предприятия Министерства связи Республики Беларусь. При этом учитывается время на подготовку и формирование инкассаторской сумки, выписку соответствующих сопроводительных документов и их последующую передачу службе инкассации, а также подготовку выручки для последующей сдачи в банк, эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь.
Срок сдачи наличных денег считается ежедневным, лимит остатка кассы — нулевым, а не сданные в банк наличные деньги — сверхлимитными для клиентов банка, не представивших заявку на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки в срок, установленный обслуживающим банком.
Банк самостоятельно устанавливает лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки для клиентов, не представивших заявку на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки в срок, установленный обслуживающим банком.
продолжение
–PAGE_BREAK–Лимит остатка кассы может быть пересмотрен в течение года на основании представленной заявки по обоснованной просьбе предприятия в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и по другим причинам.
Лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи наличных денег могут быть пересмотрены банком самостоятельно на основании результатов проверки предприятия по вопросам соблюдения правил ведения кассовых операций и порядка расчетов наличными деньгами, иной тематической проверки в случае уменьшения объемов кассовых оборотов предприятия[19,c.69].
По результатам проверки руководителем банка выносится соответствующее решение, копия которого направляется предприятию. В решении указываются основание для пересмотра и вновь установленные лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи наличных денег. Решение вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после его вынесения и является неотъемлемой частью заявки на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки[14,c.39].
Банки устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия, предпринимателю:
реализующих товары (работы, услуги) за наличные деньги и имеющих постоянное их поступление, в том числе содержащих на своем балансе магазины и мелкорозничную сеть;
занимающихся одновременно производственной и торговой деятельностью, в кассы, которых постоянно поступает выручка.
По другим предприятиям и предпринимателям, а также частным нотариусам решение об установлении размера расходования наличных денег из выручки принимается банком в исключительных случаях исходя из целесообразности.
Разрешение банка на расходование наличных денег из выручки в соответствии с законодательством Республики Беларусь не требуется:
предприятиям, их обособленным подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам — при выплате заработной платы, соответствующей 1,5 размера бюджета прожиточного минимума;
предприятиям, их обособленным подразделениям — при выплате наличных денег физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, за закупаемую сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару; предпринимателям, частным нотариусам — при использовании наличных денег на расчеты между предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь;
предпринимателям — плательщикам единого налога — в соответствии с законодательством Республики Беларусь независимо от использования ими наемного труда, осуществляющим деятельность с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем и ежемесячный размер выручки которых от деятельности, по которой уплачивается единый налог, не превышает сумму, эквивалентную 1000 (одной тысяче) базовых величин [17,c.23].
Разрешение банка не требуется предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам при использовании возврата наличных денег, ранее выданных на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами, на указанные цели.
Размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассы предприятия, предпринимателю, частному нотариусу на цели, предусмотренные законодательством, устанавливается дифференцированно для каждого предприятия, предпринимателя, частного нотариуса в зависимости от его потребностей и вида уставной деятельности предприятия, деятельности предпринимателя, но не более 50% поступившей выручки в месяц. При этом из общей суммы выручки исключаются денежные средства:
израсходованные на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, пенсии, пособия, стипендии [17,c.35].
Выдача наличных денег на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь в сроки, определяемые договором между предприятием, предпринимателем, частным нотариусом, с одной стороны, и банком, с другой стороны. Банки при определении в договоре конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца для обеспечения удовлетворения обоснованных требований предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах.
Предприятия, предприниматели и частные нотариусы представляют в банки копию либо выписку из коллективного договора (соглашения), трудовых договоров (контрактов), иных документов с указанием сроков выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов при открытии текущих (расчетных) счетов или изменении сроков выплат. Сведения о размерах указанных выплат представляются в порядке и сроки, определяемые договором (Приложение Д) [1,c.37].
Если в коллективном договоре (соглашении), трудовом договоре (контракте), ином документе сроки выплаты заработной платы определены не в один, а в несколько дней, обслуживающий банк по письменному согласию предприятия, предпринимателя, частного нотариуса может устанавливать конкретный (один) день по каждому сроку получения наличных денег из банка на эти цели (за 1-ю, за 2-ю половину месяца и другие сроки) (Приложение Д).
Прием предприятиями, предпринимателями наличных денег при реализации продукции (товаров, работ, услуг) с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, зарегистрированных в налоговых органах, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Прием наличных денег предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами, не использующими кассовые суммирующие аппараты или специальные компьютерные системы, осуществляется по приходным кассовым ордерам и другим приходным документам в соответствии с законодательством Республики Беларусь (Приложение Е).
Выдача наличных денег кассами предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, использующих наемный труд, производится по расходным кассовым документам на бланках, утвержденных в соответствии с законодательством Республики Беларусь (Приложение Ж).
Приходные кассовые ордера и другие документы утвержденных в соответствии с законодательством Республики Беларусь форм заполняются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
О приеме наличных денег выдаются:
квитанция к приходному кассовому ордеру формы КО-1
второй экземпляр квитанции формы КВ-1
квитанция к талону формы 20-фс
другие приходные документы, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Выдача наличных денег из касс предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, использующих наемный труд, производится по:
расходному кассовому ордеру (Приложение Ж);
платежной ведомости с последующим наложением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя (Приложение З).
Расходные кассовые ордера и другие документы утвержденных форм заполняются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь[17,c.29].
На общую сумму выданных наличных денег по нескольким платежным ведомостям допускается составление одного расходного кассового ордера, дата и номер которого проставляются на каждой платежной ведомости[17,c.25].
За осуществление расчетов наличными денежными средствами предприятиями с нарушением требований законодательства по расчетам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь — взыскивается штраф в размере, установленном законодательством [8,c.36].
В фактический размер расчетов наличными денежными средствами включаются все проведенные предприятием операции по приему наличных денежных средств от других предприятий и по расчетам наличными денежными средствами с другими предприятиями в течение месяца.
Использованные личные средства физических лиц (банковская пластиковая карточка, расчетный чек, чек из чековой книжки, наличные денежные средства и др.) в интересах предприятия, с которым они состоят в трудовых отношениях включаются в фактическую сумму расчетов наличными денежными средствами между предприятиями по дате фактического расходования личных средств физическими лицами. Дата составления авансовых отчетов и фактического возмещения физическим лицам использованных ими личных средств не учитывается.
Штраф взыскивается в следующих случаях:
при отсутствии разрешения руководителя обслуживающего банка на проведение предприятием (за исключением индивидуальных предпринимателей независимо от наличия счета в учреждении банка, частных нотариусов, а также использования личных средств физических лиц при оформлении документов, необходимых для регистрации вновь образуемому предприятию, и в других установленных законодательством Республики Беларусь случаях) расчетов наличными денежными средствами в случае, если общая сумма платежа (платежей) не превысила установленный порядком предельный размер расчетов, — с предприятия, не получившего соответствующего разрешения;
при совершении предприятием в течение месяца нескольких платежей в общей сумме, превышающей установленный порядком предельный размер расчетов, — с предприятия, допустившего превышение [8,c.36].
За несвоевременное оприходование в кассу наличных денежных средств взыскивается штраф в размере 10% от несвоевременно оприходованной суммы.
За неоприходование в кассу наличных денежных средств предприятия несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
За превышение установленных лимитов остатков касс взыскивается штраф в размере 25% от суммы выявленного превышения лимита остатка кассы за каждый рабочий день предприятия.
Наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в конце рабочего дня после заезда инкассаторов, сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными в случае документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день в банк либо эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные банком. При этом учитывается время на подготовку и формирование инкассаторской сумки, выписку соответствующих сопроводительных документов и их последующую передачу службе инкассации, а также подготовку выручки для последующей сдачи в банк, эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь.
При каждом последующем установлении проверками, проведенными в течение года от даты предыдущей проверки, превышения лимита остатка кассы штраф взыскивается в размере 50% от суммы выявленного превышения лимита остатка кассы за каждый рабочий день предприятия [8,c.37].
При определении превышения установленного лимита остатка кассы для предприятия в целом, по предприятиям, имеющим уполномоченных лиц, сдающих выручку в центральную кассу предприятия, в фактический остаток включается сумма наличных денежных средств, находящихся в кассе самого предприятия, при условии соблюдения уполномоченными лицами сроков сдачи наличных денежных средств.
При несоблюдении сроков сдачи выручки уполномоченными лицами в центральную кассу предприятия в фактический остаток включается сумма наличных денежных средств, находящихся в кассе самого предприятия и у уполномоченных лиц предприятия, нарушивших срок сдачи выручки.
За несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь сроков сдачи выручки в кассу банка, службе инкассации банка либо эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь взыскивается штраф в размере 10% от суммы не сданной в установленные сроки выручки [8,c.37].
За несоблюдение порядка и сроков сдачи выручки в кассу банка, службе инкассации банка либо эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь предприятиями, их подразделениями с круглосуточным режимом работы, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, специализированными кооперативами, общественными организациями (объединениями), осуществляющими предпринимательскую деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, лимит остатка кассы которым не устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь, взыскивается штраф с предприятия в размере 20% от суммы выручки, не сданной указанными предприятиями, их подразделениями в установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь объемах и в установленные сроки.
За несоблюдение срока возврата неиспользованных сумм, выданных под отчет на командировочные и другие предстоящие расходы, взыскивается штраф в размере 10% от суммы невозвращенного аванса, за исключением случаев, установленных абзацем первым части второй статьи 107 Трудового кодекса Республики Беларусь [8,c.37].
За выдачу наличных денежных средств под отчет на командировочные и другие предстоящие расходы без полного отчета по ранее выданным суммам взыскивается штраф в размере 10% от суммы вновь выданных под отчет наличных денежных средств, за исключением случаев, установленных абзацем первым части второй статьи 107 Трудового кодекса Республики Беларусь.
За использование выручки сверх установленных банком размеров использования выручки взыскивается штраф в размере 10% от суммы нарушения.
За не целевое использование наличных денежных средств, полученных из касс банков, взыскивается штраф в размере 10% от суммы нарушения.
За другие нарушения правил ведения кассовых операций, приведшие к сокрытию превышения установленного лимита остатка кассы, взыскивается штраф в размере 25% от суммы нарушения за каждый рабочий день согласно расчету суммы превышения лимита остатка кассы.
Штрафные санкции налагаются контролирующими органами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В случае неуплаты предприятием штрафных санкций по результатам проведенной банком проверки соблюдения предприятием правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь в установленные законодательством Республики Беларусь сроки банк направляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет предприятия уведомление согласно приложению к настоящей Инструкции. К уведомлению прилагаются копия решения о применении к предприятию экономических санкций и копия акта проверки.
Штрафные санкции взыскиваются в доход соответствующих местных бюджетов по месту постановки на учет предприятия.
Банки устанавливают предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам лимит остатка касс. Для этого предприятиям в обслуживающий их банк представляется заявка на установление лимита остатка касс. Выдача наличных денег из касс предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, использующих наемный труд, производится по расходному кассовому ордеру, а прием предприятиями, предпринимателями наличных денег при реализации продукции (товаров, работ, услуг) осуществляется с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, зарегистрированных в налоговых органах, или по приходным кассовым ордерам и другим приходным документам в соответствии с законодательством Республики Беларусь. За осуществление расчетов наличными денежными средствами предприятиями с нарушением требований законодательства по расчетам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь — взыскивается штраф в размере, установленном законодательством. Штрафные санкции взыскиваются в доход соответствующих местных бюджетов по месту постановки на учет предприятия [8,c.37].
3. Анализ и прогнозирование налично-денежного оборота
Переход к рыночной экономике требует повышения эффективности хозяйствования. Особое значение для достижения этой цели имеет обоснование факторов формирования показателей эффективности работы каждого субъекта хозяйствования с помощью анализа хозяйственной деятельности. Поэтому овладение методиками анализа показателей налично-денежного оборота имеет особую значимость для ведения хозяйственной деятельности.
Одним из главных условий нормальной деятельности компании является ее обеспеченность денежными средствами, оценить которую позволяет анализ денежных потоков. При этом их необходимо разделить на потоки, полученные в результате:
продолжение
–PAGE_BREAK–основной деятельности (операционный поток) — движение средств в процессе производства и реализации основной продукции:
инвестиционной деятельности- доходы и расходы от инвестирования средств и реализация внеоборотных средств:
финансовой деятельности — получение и выплата кредитов, выпуск акций, получение средств от остатков на счетах и т.д. [7,c.49].
Рассчитать величину денежных потоков по каждому виду деятельности и проанализировать основные «притоки» и «оттоки» денежных средств можно по данным баланса и отчета о финансовых результатах на основе изменения отдельных статей этих документов.
Естественно, что наиболее важным показателем в анализе денежных потоков является величина денежного потока от основной деятельности. Необходимо добиваться, чтобы суммы поступлений средств было бы достаточно, как минимум, для покрытия всех расходов, связанных с производством и реализацией продукции.
Анализ денежного потока позволяет получить ответы на вопросы:
• Чем объясняются различия между полученной прибыли и наличием у предприятия денежных средств?
Откуда получены и па что использованы денежные средства?
Достаточно ли полученных средств для обслуживания текущей деятельности?
• Хватает ли предприятию средств для инвестиционной деятельности?
• В состоянии ли предприятие расплатиться по своим текущим долгам?
Данная тема является достаточно обширной и заслуживает отдельного разговора [7,c.50].
Представляет особый интерес чистый денежный поток, так как он дает возможность моментально выявлять проблемы с денежной наличностью. Наблюдение за этим объектом производят с помощью следующих объемных и структурных показателей:
суммы чистого денежного потока по организации в целом,
суммы чистого денежного потока по операционной деятельности организации;
коэффициента достаточности чистого денежного потока;
коэффициента ликвидности денежного потока;
коэффициента эффективности денежного потока;
коэффициента реинвестирования чистого денежного потока.
Рассчитывают четыре группы позиций: поступление; расход (платежи, налоги); положительное (отрицательное) сальдо или баланс (как разница поступлений и расходов); сальдо нарастающим итогом. Первым признаком кризисного состояния выступает отрицательное сальдо нарастающим итогом, если его нельзя покрыть привлеченными средствами. Поступления средств в отдельные периоды могут не совпадать с планируемым объемом платежей.
Обычно план составляют в «оптимистическом», «реалистическом» и «пессимистическом» вариантах, что обусловлено рядом исходных предпосылок при его разработке, которые носят слабопрогнозируемый характер, что также влечет за собой и их многовариантный характер, вызванный используемыми методами расчета отдельных его показателей [7,c.55].
Анализ произведен на основании Отчета об обороте кассы за 2003,2004 года (Приложение А), (Приложение Б).
Таблица 1
Анализ прихода наличных денежных средств за 2003 год
Приход
Код стр.
Сумма (тыс. руб.)
Уд. вес, %
Остаток кассы на начало года
Торговая выручка наличными – всего
Получено расчетных чеков сбербанков и банков РБ
в т. ч. от реализации товаров прд-ям и организац.
Получено авансов за товары
Получено с расчетного счета учрежд. банка -всего
из них: на выплату зарплаты, премий
на выплату стипендий
на выплату пособий соцстраха, пенсий
на оплату закупок сельхозпродуктов
на оплату закупок других товаров
Прочий приход наличными
Итого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
0
1599055
86958
138847
108473
24
22143
46
8161
81764
1906624
–
83,87
4,56
–
–
7,28
5,69
0,001
1,16
0,002
0,42
4,29
–
Таблица 2
Анализ расхода наличных денежных средств за 2003 год
Расход
Код стр.
Сумма (тыс. руб.)
Уд. вес, %
Торговая выручка сданная в учрежд. банков, непосредственно почтовым переводом, в с/б
Сдано в учрежд. банков расчетных чеков
Выплачено рабочим и служащим зарплаты, премий
Выплачено стипендий
Выплачено пособий соцстрахования, пенсий
Израсходовано на оплату закупок сельхозпродуктов
Израсходовано на оплату других товаров
Прочий расход наличными
Остаток кассы на конец года
Итого
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
1680819
86958
108473
24
22143
46
5763
2398
0
1906624
88,16
4,56
5,69
0,001
1,16
0,002
0,30
0,13
0
–
Из проделанных расчетов видно, что в приходе наличных денежных средств у филиала «Спутник» основное место занимает торговая выручка наличными – 83,87%, а наименьшее – это полученные с расчетного счета учреждений банка суммы:
на выплату стипендий-0,001%
на оплату закупок сельхозпродуктов-0,002%
В расходе наличных денежных средств у филиала «Спутник» основное место занимает также торговая выручка, но сданная в учреждения. Банков-88,16%, а наименьшее:
выплачено стипендий-0,001%
израсходовано на оплату закупок сельхозпродуктов-0,002%
израсходовано на оплату других товаров-0,3%
прочий расход наличными-0,13%
Таблица 3
Анализ прихода, расхода наличных денежных средств за 2004 год
Приход
Код стр.
Сумма (тыс. руб.)
Уд. вес, %
Остаток кассы на начало года
Торговая выручка наличными – всего
Получено расчетных чеков сбербанков и банков РБ
в т. ч. от реализации товаров прд-ям и организац.
Получено авансов за товары
Получено с расчетного счета учрежд. банка -всего
из них: на выплату зарплаты, премий
на выплату стипендий
на выплату пособий соцстраха, пенсий
на оплату закупок сельхозпродуктов
на оплату закупок других товаров
Прочий приход наличными
Итого
Торговая выручка сданная в учрежд. банков, непосредственно почтовым переводом, в с/б
Сдано в учрежд. банков расчетных чеков
Выплачено зарплаты, премий
Выплачено стипендий
Выплачено пособий соцстрахования, пенсий
Израсходовано на закупки сельхозпродукции
Израсходовано на оплату других товаров
Прочий расход наличными
Остаток кассы на конец года
Итого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
2122
182
172
144
19
9
163
2639
2285
182
144
19
9
2639
80,41
6,90
6,52
5,46
0,72
0,34
6,18
–
86,59
6,90
5,46
0,72
0,34
–
Из проделанных расчетов видно, что в приходе наличных денежных средств у филиала «Спутник» основное место занимает остаток кассы на начало года– 80,41%, а наименьшее – это полученные с расчетного счета учреждений банка суммы:
из них: на выплату зарплаты, премий-5,46%
на выплату пособий соцстраха, пенсий-0,72%
на оплату закупок других товаров-0,34%
прочий приход наличными-6,18%
В расходе наличных денежных средств у филиала «Спутник» основное место занимает также торговая выручка, но сданная в учреждения. Банков-86,59%, а наименьшее:
выплачено пособий соцстрахования, пенсий-0,72%
прочий расход наличными-0,34%
выплачено зарплаты, премий-5,46%
Основной целью разработки плана поступления и расходования денежных средств является прогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков организации в разрезе отдельных видов ее хозяйственной деятельности и обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода.
Основываясь на методических разработках по прогнозированию, можно выделить следующий оптимальный план поступления и расходования денежных средств организации, который может служить основой оперативного планирования различных видов денежных потоков и разрабатывается бухгалтером -финансовым менеджером в следующей последовательности.
На первом этапе прогнозируют поступление и расходование денежных средств по операционной деятельности, так как ряд результативных показателей этого плана служит исходной предпосылкой для разработки других составных его частей. Указанный этап базируется на прямом и косвенном способе представления текущей деятельности в отчете о движении денежных средств и осуществляется либо исходя из планируемого объема реализации продукции, либо исходя из планируемой целевой суммы чистой прибыли[31,c.42].
На втором этапе разрабатывают плановые показатели поступления и расходования денежных средств по инвестиционной деятельности организации (с учетом чистого денежного потока по операционной его деятельности) методом прямого счета.
На третьем этапе методом поэлементного прямого счета рассчитывают плановые показатели поступления и расходования денежных средств по финансовой деятельности организации, которая призвана обеспечить источники внешнего финансирования операционной и инвестиционной его деятельности в предстоящем периоде.
На четвертом этапе прогнозируют валовой и чистый денежный потоки, а также динамику остатков денежных средств по организации в целом [31,c.43].
Основываясь на описании разработки плана поступления и расходования денежных средств, можно предположить, что это в некотором роде сложный и трудоемкий процесс, который базируется на владении внутренними бухгалтерскими показателями и прочими факторами, и фактически организован на косвенной модели нахождения всех потоков денежных средств. Поэтому целесообразно, особенно внешним пользователям, наряду с такой разработкой плана, воспользоваться проектированием отчета о движении денежных средств (прямым способом), опираясь на статистические расчеты и оценки динамики составляющих его факторов, то есть базируясь на статистическом методе экстраполяции и на динамических интервальных временных рядах данных за 3 года. Основой такого прогнозирования является предположение, что закономерности внутри анализируемых данных, выступающих в качестве базиса прогноза, сохранятся и в будущем. Это, разумеется, более легкий и всем доступный путь, подразумевающий использование средств вычислительной техники, в частности, электронных таблиц Ехсе1.
Такое количество лет является самым минимальным, так как меньший ряд не представляет существенной ценности для прогнозирования и последующего анализа. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является количество показателей за 5-6 лет. Значительно большее же количество лет повышает степень выхолащивания ряда за счет средних уровней, факторов инфляции, объективных внутренних изменений в организации и пр. Однако проектирование может производиться не в годовом интервале, а в квартальном, месячном, и этот (месячный) ряд в 10-12 показателей не будет неадекватным.
В прогнозе отчета о движении денежных средств используют:
динамику всех показателей отчета о движении денежных средств в разрезе видов деятельности по приходу и расходу в базовом периоде;
средний денежный поток за анализируемый период каждого из показателей отчета, рассчитанный на основе средней арифметической. Причем годы с отсутствующими данными также включают при расчете средней величины, что позволяет равномерно распределить неравномерные потоки и в последующем погасить влияние на итоговые результаты в прогнозе таких резких колебаний, да и просто учесть наличие данного показателя;
средний темп роста (снижения) денежных потоков. Данный показатель рассчитывают на основании среднего показателя в рядах динамики одного из вариантов формулы среднего темпа роста [31,c.45].
Переход к рыночной экономике требует повышения эффективности хозяйствования. Особое значение для достижения этой цели имеет обоснование факторов формирования показателей эффективности работы каждого субъекта хозяйствования с помощью анализа хозяйственной деятельности. Поэтому овладение методиками анализа показателей налично-денежного оборота имеет особую значимость для ведения хозяйственной деятельности.
4. Основные направления совершенствования налично-денежного оборота
В современных условиях наличный денежный оборот постепенно вытесняется электронными деньгами.
Вследствие широкого проникновения информационных и телекоммуникационных технологий в банковскую и коммерческую деятельность электронные деньги все более явно начинают становиться нашей повседневной реальностью, с которой необходимо считаться. Электронные деньги — это очередной этап совершенствования платежных систем, прошедших внушительный путь от наличного золота, металлических монет и бумажных банкнот к безналичным расчетам и пластиковым картам.
В соответствии с определением Европейского центрального банка «электронные деньги — это денежная стоимость, представляющая собой требование к эмитенту, которая:
1)хранится на электронном устройстве;
2)эмитируется после получения средств в размере не менее, чем эмитируемая денежная стоимость;
3)принимается в качестве средства платежа не только эмитентом, но и другими фирмами» [33,c.29].
Электронные платежные системы в банковском деле сами по себе не являются чем-то новым – SWIFT,RTGS уже много лет составляют неотъемлемую часть банковских операций. Однако во всех вышеперечисленных системах, включая и традиционные магнитные пластиковые карточки, деньги учитываются на банковских счетах владельцев, а электронные технологии лишь опосредуют безналичный оборот и используются для передачи информации о наличии и движении денег на счете. Электронные же деньги — это замена наличных денег. Они содержат информацию не о счете, а об определенной денежной стоимости и не дублируются записями на банковских счетах. Однако смарт-карты «БелКарт» электронными деньгами не являются.
В Беларуси вопросы, связанные с обращением электронных денег, регламентируются требованиями Правил осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 26.11.2003г. №201 [33,c.30].
Согласно им «электронные деньги — это хранящиеся в электронном виде на программно-техническом устройстве единицы стоимости, принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов и выражающие сумму обязательств эмитента перед держателем по погашению электронных денег» [33,c.30].
В зависимости от типа электронного устройства хранения денежной стоимости выделяют две главные формы электронных денег:
1) электронные деньги на базе карт (сагd-bаsеd)
2) деньги на базе сетей (network-based, soft-based).
Электронные деньги на базе карт предусматривают хранение информации о денежном эквиваленте, полученном в результате предоплаты, на специальном встроенном микропроцессоре (как правило, это кремниевый чип, носителем которого является пластиковая карточка). Разновидности данных устройств- смарт-карты(smart-cards), карты с хранимой стоимостью (SVC – Stored Value Cards) и «электронные кошельки» (e-wallet, e-purses). Осуществление платежей с использование денег на базе карт требует наличия специальных устройств для считывания денежной стоимости у продавца и/или у покупателя.
В отличие от традиционных банковских магнитных карточек карточки электронных денег:
— неперсонифицированные, т.к. не предусматривают открытия держателю лицевого счета, вследствие чего принадлежность и происхождение средств на карточке не определяются;
— предоплаченные -для получения карточки предполагается внесение в банк соответствующей суммы, не меньшей, чем денежный эквивалент, записанный на чипе;
— не предусматривают, как правило, открытия кредита держателю;
— осуществляются в режиме реального времени.
Самые известные примеры электронных денег на базе карт — Моndех и VizaCash. Эмитентами и плательщиками по этим картам выступают коммерческие банки, основа хранимого и перемещаемого с помощью этих карт денежного эквивалента — банковские депозиты.
Смарт-карта Моndех представляет собой микрокомпьютер, оснащенный энергонезависимой памятью для хранения данных. Электронные деньги Моndех загружаются на карту при помощи специализированных устройств (банкоматов) или посредством телефонов, совместимых с Моndех. Для осуществления расчетов между держателями карт разработано специальное устройство — «бумажник». Существует также карманный считыватель для определения остатков средств на карте. Вопросы безопасности системы Моndех обеспечиваются на программно-аппаратном уровне механизмами аутентификации и криптозащиты. Первый крупномасштабный проект схемы Моndех был реализован в июле 1995[33,c.32].
Банковские пластиковые карточки
Банковская пластиковая карточка (далее — карточка) — платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
продолжение
–PAGE_BREAK–