Организационно-кадровый аудит

Содержание
Введение
Глава 1. Организационный аудит
1.1.   Организационный аудит: зачем и комуон нужен
1.2.   Объекты организационного аудита
1.3.   Проведение организационного аудита
Глава 2 Организационно-кадровый аудит
2.1 Виды аудита
2.2 Организационно-кадровый аудит
2.3 Стандартизация и аудит системыуправления организации
Глава 3 Проблемы организационногоаудита
3.1   Основные проблемы развития аудита вРоссии
3.2 Проблемы регулированияаудиторской деятельности
Заключение
Список литературы

Введение
Целью данной курсовойработы является изучение организационного аудита. Задачей моего исследованияявляется определение и раскрытие важных понятий аудита: внешний и внутреннийаудит, аудитор, аудиторская деятельность, виды и задачи аудита, стандартыаудиторской деятельности. Еще одна задача – рассмотреть назначениеорганизационного аудита, методику проведения, документирование аудита,использование при этом персонального компьютера.
Одной из важнейших задачсовременного этапа развития экономики РФ является повышение эффективностидеятельности организаций различных форм собственности. Эффективность имеетразличные направления, в т.ч. экономическую, правовую, технологическую,организационную, социальную и др. Все эти направления связывает организационнаяэффективность, достигаемая за счет наведения порядка в деятельности компаний,внедрения передовых технологий управленческой деятельности, создания прозрачныхсистем контроля и оценки деятельности всей системы управления. Актуальностьтемы исследования заключается в необходимости повышения устойчивости функционированияорганизаций и конкурентоспособности за счет совершенствования их системуправления. Целью настоящего теоретического исследования является решениекрупной научной проблемы в теории организации, связанной с теоретическимиисследованиями и формирование современного набора взаимосвязанных элементовсистемы управления организациями, а также с обоснованием и разработкойметодологических законов и принципов, формирования организационного аудитаэлементов системы управления организациями.

Глава 1. Организационныйаудит
1.1 Организационныйаудит: зачем и кому он нужен
Сегодня любойобразованный человек непременно имеет представление о финансовом ипроизводственном аудите, некоторые знакомы с кадровым аудитом, а вот что такоеорганизационный аудит, знают совсем немногие. Однако это не исключает егоповсеместное проведение. Правда, бывает оно не всегда осознанным.
Организационный аудит — это выявление соответствия организационной структуры и регламентирующей ееорганизационно-распорядительной документации масштабам и характеру деятельностикомпании.
Многие предприятия помере развития и укрупнения бизнеса сталкиваются с проблемой, когда казавшиесяпрежде надежными организационные структуры и системы учета тормозят дальнейшееразвитие компании. В таких условиях становится очевидной необходимостьразделения исполнительских и контрольных функций, которые в малом и среднембизнесе часто объединяют в целях экономии.
Наши аудиторы готовывыполнить оценку масштабов бизнеса заказчика и выработку рекомендаций по оптимизацииего организационной структуры. Организационный аудит определяет текущеесостояние предприятия, а управленческий консалтинг помогает преобразовыватьструктуру, исправлять ее недостатки, совершенствовать и подготавливать крешению новых задач.
Существует множествоопределений организационного аудита.
В целом организационныйаудит – это анализ управленческой деятельности компании, в т. ч. проверкасоответствия организационной структуры и регламентирующей ееорганизационно-распорядительной документации масштабам, характеру деятельностии стратегии компании. Организационный аудит выявляет взаимосвязи и степеньвлияния персонала на деятельность компании и возможность реализации основныхцелей и задач. Зачастую организационный аудит сопряжен с комплексным аудитомсистемы управления.
Аудит системы управлениянеобходим компании в первую очередь для того, чтобы понять, что в нейпроисходит и в каком направлении она движется. При этом организационный аудитопределяет текущее состояние предприятия с точки зрения структур, процессов ипроцедур управления, выявляет проблемные зоны. Организационный аудит – этосвоего рода «лакмусовая бумажка», позволяющая определить «больные зоны»,предотвратить возможные негативные последствия для компании.
Таким образом, результатыорганизационный аудит должны давать основание менеджерам для принятия требуемыхуправленческих решений и впоследствии стать фундаментом для преобразований. Посути, аудит не должен включать работы по решению проблем. На практике жеразграничивать аудит и дальнейшие мероприятия довольно сложно и не всегдацелесообразно.
Следует также отметить,что существует несколько видов аудиторских проверок: первичные, плановые испециальные. Первичный организационный аудит выполняется в основном наприобретаемых предприятиях. Плановый и специальный организационный аудиттвыполняется на предприятиях соответственно плану проверок и по специальнойпрограмме при необходимости. Плановая аудиторская проверка осуществляется, какправило, ежегодно.
В каких случаяхнеобходимо проведение организационного аудита?
Можно смело сказать, чтооргаудит нужен как активно развивающимся, так и стабильно-функционирующимкомпаниям перед принятием стратегических решений: оргаудит осуществляется передМ&A, при смене руководства компании, учредителей (собственников), прицелевом инвестировании, при реорганизации компании и в других нестандартныхситуациях. Оргаудит, осуществляемый в поисках зон неэффективности, проводитсяобычно при необходимости повышения управляемости в крупных холдингах и/иликомпаниях с большой географией и филиальной сетью, для оптимизации и повышенияпрозрачности бизнес-процессов и системы управления в целом и т. п.
На уровне компанииоргаудит позволяет определить уровень мотивации, коммуникаций, корпоративнойкультуры, оценить психологический климат, установившиеся внутри компании, атакже актуальность организационной структуры компании, в том числе соответствиедействующей структуры управления целям и масштабу организации, степеньразграничения полномочий и ответственности, степень формализации структуры(наличие и комплектность организационно-распорядительной документации), степеньсоблюдения установленных процедур управления и контроля, соблюдение требованийзаконодательства.
Кроме того, в результатеоргаудита можно выявить скрытые ресурсы и возможности компании.
Например, в одном крупномхолдинге в результате оргаудита было выявлено, что в некоторых подразделенияхчислятся люди, ранее ответственные за выполнение определенных функций, но неперешедшие в новое подразделение при передаче туда этих функций. При этомтекущие обязанности данных сотрудников не определены, но их фонд оплаты трудаявляется бюджетом тех подразделений, где они числятся.
1.2 Объекты организационного аудита
Аудиту подлежат следующиеэлементы системы управления:
Стратегия
Оценивается текущаястратегия предприятия, включая положение на рынке, целостность и системностьпоставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками,применение в оперативном управлении, контроль за реализацией.
Бизнес-процессы
Оцениваютсяуправленческие и кадровые процессы, процессы производства и реализации каждогопродукта предприятия, прочие бизнес-процессы, их соответствие стратегическимцелям и задачам организации.
Структура
Проводится оценка структурыуправления компанией, т. е. взаимосвязь между процедурами, которые составляютбизнес-процессы, и ключевыми функциями управления. Оценивается эффективностьорганизационной структуры и ее адекватность текущей ситуации в компании иреализуемым процессам, степень гибкости. В ходе оценки анализируется схемауправления, четкость разделения на функциональные и профитные подразделения,структура административного подчинения и функционального взаимодействия, атакже технология выполнения ключевых функций управления, включая функциианализа рынка, стратегического и оперативного планирования, контроляраспределения финансовых потоков и учета движения денежных средств, проведениякадровой политики и т. д.
Персонал
Анализируютсякачественные и количественные характеристики персонала, распределение персоналавнутри компании, наличие кадрового резерва, а также уровень управляемости,механизмы принятия решений, корпоративная культура, стили управления, ожидаемыерезультаты деятельности подразделений и сотрудников и границы контроля, причинытрудовых конфликтов и т. п.
Информационное поле
Проводится анализ системыинформационного обеспечения управления, схем информационных потоков (в т. ч.информационное взаимодействие между сотрудниками в рамках выполнения основныхбизнес-процессов), а также их соответствия стратегии и целевой моделиуправления.
При этом объектамианализа являются формализованная стратегия компании, схемы организационныхструктур, организационно-распорядительные документы, регламентирующиераспределение функций и описывающие основные бизнес-процессы, прочиерегламентирующие документы (их наличие, актуальность, функциональность,структура, правильность оформления, эффективность использования в компании), атакже видение и понимание менеджментом системы управления в компании.
В состав проверяемыхдокументов входят также устав, положения об обособленных подразделениях,доверенности должностных лиц, положения о подразделении, должностныеинструкции, положения о финансовом и внутреннем служебном документообороте и т.п., трудовые договоры, хозяйственные договоры, договоры материальнойответственности, прочие организационно-распорядительные документы.
1.3 Проведение организационногоаудита
Проведениеорганизационного аудита включает в себя сбор и анализ информации о системеуправления компании.
Любая организациясталкивается с массой проблем практически в каждой из сфер своегофункционирования. При проведении оргаудита важно проследить взаимосвязь междурассматриваемой проблемой и стратегическими задачами компании.
Как и всякая диагностика,рассматриваемый процесс состоит из следующих этапов:
1. Описание текущегосостояния.
2. Выявление проблемныхзон, преимуществ и недостатков системы.
3. Разработкарекомендаций по снижению рисков или оптимизации.
На всех этапахорганизационного аудита велико влияние человеческого фактора. Т. к. зачастуюорганизационный аудит воспринимается как вмешательство в деятельность,поведение аудиторов должно быть продуманным, спланированным и осторожным. Такжевелик риск дезинформации. Например, практически всегда при оценке загрузкиперсонала руководителями предоставляются завышенные данные по показателямзагрузки, в особенности по трудноизмеримым функциям (маркетинг, pr и т. п.).
Как правило, оргаудитосуществляется путем проведения собеседований с сотрудниками и руководителямикомпании, а также анализа документов.
При проведении интервьюзачастую высказываются абсолютно разные точки зрения о проблемах и путях ихрешения, при этом существует риск принять за основное неправильное направление,пропустить важную информацию либо потратить много времени на сборнесущественных фактов. Следует стараться максимально объективизироватьинформацию (например, путем увеличения количества интервьюируемых по данномувопросу), сконцентрироваться на поставленной задаче и всегда структурироватьполученные данные.
Процесс проведения аудитасистемы управления представляет замкнутую последовательность операций иохватывает несколько этапов.
1. Описание текущегосостояния.
Здесь прежде всего важнапостановка проблемы. На этом этапе определяются основные направленияобследования, состав группы по оргаудиту. Проводится подготовка общей программыорганизационного аудита. Определяются методы аудита системы управления, которыеиспользуются в ходе выполнения работы (детальный анализ или выборка, локальныйили общий, и т. д.).
Цель оргаудита должнабыть четко сформулирована, т. к. размытая постановка целей может привести канализу лишней информации и, соответственно, потере времени.
Далее идет сбор данных.Предполагается осуществление планирования и реализации процедур сбора данных.
Затраты на сбор данных недолжны превышать предела разумности. В особенности это касается труднодоступнойинформации, требующей проведения дополнительных мероприятий (встреч, интервью,наблюдений, анкетирования и т. д.). Требуется ранжирование информации позначимости в целях решения поставленной задачи (например, при анализерезультатов деятельности подразделения следует выделить агрегированные илиболее значимые операционные показатели, а не рассматривать все).
Важно и описание текущейситуации по рассматриваемому вопросу.
Внутренним аудиторамбывает сложно учесть и соединить воедино свое собственное профессиональноемнение, а также мнение ответственного сотрудника, hr-директора, руководителянаправления и, наконец, видение топ-менеджмента либо собственника присоблюдении всех законодательных и прочих требуемых норм. Однако игнорированиемнения сотрудников, принятие во внимание только позиции высшего руководстваявляется серьезной ошибкой и может привести к негласному бойкотированиюпредполагаемых изменений.
2. Выявление проблемныхзон, преимуществ и недостатков системы.
Необходимы оценка ианализ информации. Выполняется оценка достаточности информации, производится ееструктуризация и качественный и количественный анализ, выявление проблемныхзон.
 На данном этапе довольночасто встречается синдром «опытного водителя», при котором как руководители,так и аудиторы ошибочно полагают, что знают решение проблемы, основываясьтолько на собственном опыте и знаниях, без проведения дополнительного анализаситуации и других экспертных мнений.
Далее идет разработкамероприятий по повышению эффективности системы управления. В результате оценкипроцедур (бизнес-процессов и ключевых функций), структуры управления, а такжеих соответствия стратегии и модели управления составляются рекомендации поизменениям в процедурах и структурах, которые следует осуществить для повышениякачества менеджмента предприятия.
Не следует мыслитьстереотипами и делать поспешные выводы на основании поверхностнопроанализированных фактов, а также пытаться устранить проблему с помощью ужеготовых решений без адаптации к особенностям деятельности компании.
3. Разработкарекомендаций по снижению рисков или оптимизации.
Здесь происходитформирование выводов и рекомендаций. Выполняется в форме заключения, гдеотмечаются преимущества, указываются выявленные недостатки и рекомендуются путиповышения эффективности системы управления.
Предложения о дальнейшихдействиях должны логически вытекать из первого и второго этапов диагностики.
Результаты аудита должныбыть представлены таким образом, чтобы на их основании можно было сделатьоднозначный вывод о том, какие необходимые на данном уровне организационногоразвития процедуры управления необходимо внедрить, а какие – актуализировать ипересмотреть.
Разногласий присогласовании результатов диагностики можно избежать, вовлекая сотрудников впроцесс диагностики и используя обратную связь.
В настоящее время вкрупных холдингах часто встречаются отдельно выделенные подразделения,занимающиеся внутренним организационным аудитом. Остальные компании практикуютпериодическое привлечение независимых консультантов.
Содержать в своейструктуре отдельное подразделение по оргаудиту довольно затратно и не всегдацелесообразно. При этом следует отметить, что данные сотрудники, как правило,загружены «текучкой». Кроме того, работа внутренних специалистов рискует статьнеобъективной в связи с человеческим фактором.
Тогда как независимаяоценка консультанта имеет ряд преимуществ, например, позволяет открыть темоменты, которые руководитель может не замечать в своей повседневной работе, атакже исключает наличие собственных интересов при заключении о формированииновой управленческой структуры, делает совместную работу более направленной,повышает объективность принимаемых решений.
Кроме того, внешниеконсультанты имеют возможность наблюдения и исследования разных системменеджмента и разных управленческих ситуаций, контактов со специалистами разныхуровней управления, накопления информации для сравнения и систематизациихарактеристик различных систем управления и т. п.
На практике при разовоманализе оперативных проблем привлекаются собственные специалистыспециализированных подразделений (управление персоналом, внутренниебизнес-аналитики, специалисты по стратегическому и организационномуаудиту/развитию и т. п.) либо владельцы рассматриваемых процессов, тогда какдля выявления проблем по компании в целом, для комплексного анализа системыуправления, формирования системных решений, а также для разработки рекомендацийв специфических областях деятельности приглашаются внешние организационныеконсультанты.
Любая организационнаяпроблема взаимосвязана с другими, при этом может сложиться так, что ее приведетк возникновению другой (например, одна телекоммуникационная компания,надумавшая оптимизировать численность и, соответственно, сократить бюджет,поплатилась моментальным снижением показателей качества оказываемой услуги.
Таким образом,организационный аудит должен быть всесторонним, а решения, принимаемые наосновании результатов его проведения, – взвешенными и оцененными.

Глава 2. Организационно-кадровыйаудит
2.1 Виды аудита
Технологический аудит –это контроль на базе норм и стандартов профессионального уровня и текущегосостояния техники и технологии, используемой аппаратом управления организации.С его помощью выявляется соответствие или несоответствие уровня техники итехнологии, а также их количества в зависимости от трудоемкости, сложности исовместимости выполняемых функций работниками аппарата управления организации.Особенно эффективно технологический аудит используется при аудитеуправленческих информационных технологий.
Организационный аудит –это контроль на базе норм и стандартов процессов создания, функционирования,реорганизации и ликвидации организации. Он включает сбор и оценку информации оборганизационной сфере деятельности системы управления. Например, аудитсоответствия управленческой технологии организационной структуре управления организации;аудит распределения и выполнения сотрудниками функций управления. Важнойстороной организационного аудита является контроль соответствия норм истандартов современному развитию управленческой науки и практики.
Экономический аудит – этоконтроль соблюдения экономических норм, правил расчетов и отчетности. Аудитбухгалтерского учета является составной и наиболее разработанной его частью.Его объектами являются: экономическая стратегия фирмы, бизнес-план, учетнаяполитика, экономическая эффективность системы управления, элементыматериального стимулирования персонала. В качестве стандартов для проведенияэкономического аудита используются типовые утвержденные методики расчетов иоценок.
Социальный аудит – этоконтроль соблюдения социальных норм, правил и расчетов, связанных сдеятельностью коллективов в организации. Его объектами являются: коллективныедоговора между администрацией и коллективом организации, психо-физиологическиеусловия работы персонала, эргономика, экология, методы формирования социальныхгрупп, методы оценки персонала, коммуникации в коллективе и организации вцелом, методы обучения персонала. В качестве стандартов для проведениясоциального аудита используются утвержденные в организации методики и договора,а также законодательные акты РФ по социальным вопросам.
Правовой аудит – этоконтроль соблюдения выполнения международных, государственных и местныхзаконодательных актов и положений, а также внутренних для организации уставныхдокументов и распоряжений руководителя. Объектами правового аудита являютсядоговора, контракты, акты, положения, соглашения о намерениях, сведения оперсонале и контрагентах, условия сделок, уставные и регистрационные документыфирмы, учетная политика фирмы, архивы фирмы. В качестве стандартов используютсяутвержденные в организации документы, а также законодательные акты РФ.
Так, аудитинформационного обеспечения процесса управления складывается из следующихконкретных видов контроля:
технологический аудит.Контроль наличия информационной техники и технологии, числящейся на балансеорганизации, и проверка ее состояния, заявленной в управленческом учете,совместимость между собой;
экономический аудит.Контроль эффективности использованния информационной техники и технологии,эффективности полученной и произведенной информации;
организационный аудит.Контроль схемы документооборота, параметров информации для заявленныхподразделений или специалистов, условий хранения информации и обеспечения еезащиты от несанкционированного доступа, распределения прав и ответственностиработников информационных подразделений;
правовой аудит. Контрольза соблюдением законодательства РФ, условий договоров и уставных документов вчасти приема и выдачи информации, контроль за ведением представителямиорганизации дел в суде или арбитраже;
социальный аудит:контроль за выполнением условий коллективного договора в части информированияработников по заявленным сторонам деятельности организации и социально-бытовымвопросам.
Организационный аудитявляется связующим элементом системы общих видов аудита.
Расширение предметнойобласти аудита
Реальные успехиконтрольной деятельности с позиций аудита активизируют интерес рядаспециалистов в области маркетинга, информационного обеспечения, экологии,геологии к возможностям его использования. В печати появились некоторыесведения об использовании аудита и полученных при этом позитивных результатах.К настоящему времени сформировались еще две области использования аудита – этомаркетинговый и экологический.
Маркетинговый аудит – этопроцесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состоянияи установление уровня соответствия данных учета заданным в маркетингекритериям, нормам и стандартам. В настоящее время он активно развивается набазе управленческого консультирования. Основными объектами маркетинговогоаудита являются маркетинговая стратегия фирмы, маркетинговые исследованияфирмы, персональные продажи, политика ценообразования, сегментация рынка,разработка продуктов, реклама, стимулирование сбыта, товародвижение, формированиеобщественного мнения.
Экологический аудит – этопроцесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состоянияи установление уровня соответствия данных учета заданным в экологии критериям,нормам и стандартам. В настоящее время он развивается на базе экологическогоконсультирования. Основными объектами экологического аудита являются:экологическая политика, экологическая стратегия фирмы (установлениеприродоохранных целей и задач), мониторинг, выбросы и сбросы загрязняющих веществ,эколого – экономический и эколого-правовой риск. Базовыми экологическимистандартами являются Британский стандарт BS 7750 и стандарты серии ISO 14000,принятые Европейским Союзом в 1995г.
Философия стандартизации,учета и аудита ключевых элементов управленческой деятельности несомненноявляется прогрессивным направлением в менеджменте.
2.2Организационно-кадровый аудит
Организационно-кадровыйаудит — это экспертиза состояния дел в части управления персоналом, включающаясистему мероприятий по сбору информации, ее анализу, и оценке на этой основеэффективности деятельности организации, оценке соответствия структурного икадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития, использованиякадрового потенциала и регулирования социально-трудовых отношений.
Целиорганизационно-кадрового аудита зависят от задач использования данного способаоценки в решении возникших проблем или при принятии стратегических решений оразвитии бизнеса, разработки программ реформирования организации, кадровогообеспечения процесса тех или иных перемен в организации.
Тем не менее, в любомконкретном случае использование организационно-кадрового аудита имеет цельюопределение фактической эффективности исследуемых объектов организации,управления персоналом и внесение необходимых корректировок для повышениякачества и интенсификации деятельности в соответствии с разработаннойметодологией и стоящими задачами.
Основными объектамиорганизационно-кадрового аудита являются:
система управленияперсоналом (СУП) — направления деятельности организации по отношению кперсоналу, основные процедуры в рамках системы управления персоналом;
строение организации (ееструктура) — организационная структура, состав и функциональная нагрузкаподразделений, соотношение и соподчиненность основных элементов, степеньжесткости/гибкости организационной конфигурации;
трудовой (кадровый)потенциал — совокупность трудоспособных работников, имеющая определеннуюструктуру, которые могут трудиться в организации при наличии необходимыхорганизационно-технических условий;
Как отдельный объекторганизационно-кадрового аудита также можно рассматривать аудит ведениякадровой документации.
Оценка системы управленияперсоналом содержит большое количество направлений, каждое из которых впроцессе организационно-кадрового аудита оценивается путем сравнениясоответствия существующего положения, заранее определенному эталону.
Основными задачами(направлениями) оценки кадровых процессов являются:
Планирование трудовыхресурсов — оценка процедуры расчета потребности в персонале (в количественном икачественном аспектах). Анализ подготовки целевой программы привлечения и/илиподготовки персонала;
Набор персонала — оценкаописания процедуры отбора источников, через которые (посредством которых) будетпроизводиться отбор кандидатов. Создания конкурсной комиссии (в случаепроведения конкурсного отбора). Анализ подготовки программы (технологии) набораперсонала. Оценка реализации программы и принятия итогового решения. Оценкарезультативности набора (финансовой и качественной);
Отбор персонала — оценкарезультативности разработанной программы оценочных процедур. Анализ измененийкадрового потенциала организации;
Разработка системыстимулирования — анализ структуры оплаты труда, доли базовой и премиальнойставок, наличие схем, персонифицирующих выплаты в соответствии сэффективностью. Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплатыи льгот условиям на рынке труда, производительности и прибыльности организации.Проведение сравнительных исследований, определение эффективной системывознаграждения;
Адаптация персонала — описание используемых процедур адаптации, оценка их эффективности (количествоработников, увольняемых в течение полугода, одного года, конфликты вподразделениях новичков). Описание проблем, возникающих в период адаптации;
Обучение персонала — анализ целей и используемых форм обучения. Оценка количества прошедших обучение(по темам). Анализ процесса сбора и распространения в организации информации опрограммах обучения. Анализ системы оценки эффективности обучения (выделениепараметров оценки: с точки зрения затрат, количества персонала, практическойориентированности программ, фактических результатов, изменения мотивации ктруду и социально-психологического климата и т.д.);
Оценка трудовойдеятельности — оценка разработанной схемы аттестации, периодичности еепроведения, представляемых результатов и решений, принимаемых по результатаматтестации;
Ротация кадров ипланирование индивидуальной карьеры — оценка разработки принципов и схемыкадровых перемещений, разработки программ индивидуального развития работников ипланирования карьеры;
Подготовка руководящихкадров (создание резерва) — анализ подготовки программ формирования резервафункционирования и резерва развития. Анализ опыта реализации программы и оценкаее эффективности;
Мониторингсоциально-психологической ситуации и организация коммуникации внутримероприятия — диагностика кадровых процессов и социально-психологическогоклимата, оценка уровня социальной напряженности в организации. Диагностика организационнойкультуры, типа управленческой команды, оценка уровня их соответствия другимэлементам организации (целям, структуре, технологии, финансам, системеуправления, кадровому составу). Определение потребности в подготовке иреализации программ развития внутриорганизационной коммуникации.
Оценка структурыорганизации также содержит ряд основных направлений, по которым ведется оценка.Это такие направления как:
миссия, цели, стратегияорганизации;
корпоративная культура,доминирующая управленческая форма;
стадия и цикл жизниорганизации;
система и структурауправления в организации.
Аудит трудового(кадрового потенциала) предполагает оценку кадрового состава и оценку кадровогопотенциала
Оценка кадрового составадолжна включать:
оценку укомплектованностикадрового состава в целом и по уровням управления, включая оценкуобеспеченности персоналом технологического процесса;
оценку соответствияуровня подготовленности персонала требованиям деятельности;
анализ структурыкадрового состава в соответствии с требованиями технологии и классификаторомдолжностей;
анализ структурыкадрового состава по социально-демографическим характеристикам;
оценку текучести кадров.
 Оценка кадровогопотенциала предполагает:
диагностику основнойориентации управленческого персонала — ориентация на задачу или отношения;
распределениеуправленческих ролей;
умение проектировать;
сверхнормативнуюактивность;
инновационный потенциал;
способность к обучению;
ролевой репертуар вгрупповой работе;
удовлетворенностьстатусом, ориентация на должностной рост, наличие резерва на выдвижение, оценкакадрового резерва.
Аудит кадровойдокументации предполагает:
Изучение личных дел,трудовых книжек работников, электронной базы данных (если она имеется), архиваи управленческих документов, касающихся управления работниками. Анализдолжностных инструкций, регламентов работы, положений о подразделениях,распорядительных документов и инструкций по технике безопасности и охране трудаподготовка отчета по состоянию кадровой документации.
Разработка планамероприятий по восстановлению и исправлению документации, наполнению иархивации личных дел. Подготовка проекта оптимизации потоков управленческойдокументации.
В зависимости от цели иобъекта изучения организационно-кадровый аудит имеет различные задачи. ДопустимЦель организационно-кадрового аудита — повышение эффективности функционированиясистемы управления персоналом.
Исходя из этого, задачиорганизационно-кадрового аудита можно сформулировать следующим образом:
нахождение проблем вобласти управления персоналом;
обеспечение соответствиятребуемых результатов, объема и направлений осуществляемых усилий по управлениюперсоналом системе внешних и внутренних ситуационных условий; обеспечениесоответствия стратегии и политики управления персоналом стратегическим целяморганизации;
формирование эффективных,т.е. соответствующих системе ситуационных условий, методов управленияперсоналом; обеспечение эффективности их применения;
определение соответствияусилий на стратегическом, линейном и функциональном уровнях управленияперсоналом друг другу;
интегрированностьэлементов системы управления персоналом в целом в стратегию развитияорганизации;
осуществлениеперспективного планирования системы управления персоналом организации;
установление соответствиякадровой политики требованиям законодательства;
оптимизация затрат науправление персоналом (посредством внедрения более эффективных методов ипроцедур);
поддержка и созданиелучшей организационной среды для восприятия изменений в области управленияперсоналом;
определение вклада службыуправления персоналом в эффективность организации в целом;
прояснение обязанностей иответственности службы управления персоналом;
усилениепрофессионального имиджа службы управления персоналом;
поощрение большейответственности и профессионализма среди работников службы управленияперсоналом;
повышение эффективностиинформационной системы службы управления персоналом.
2.3 Стандартизация иаудит системы управления организации
Развитие организаций,создание современных виртуальных структур существенно усложняет управленческуюдеятельность. Многие руководители ощущают потребность в современных методахпрофессионального управления.
В основе архитектурытакой профессионализации лежат три группы стандартов:
на элементыуправленческой деятельности и механизма управления;
на формы учета этихэлементов;
на технологию проведенияаудита.
Разработка стандартов наключевые элементы системы управления организации должна идти вместе сразработкой приемов и методов их проверки (форм учета). Существующая насегодняшний день разобщенность между стандартизацией и отчетностью элементовсистем управления существенно сдерживает их развитие. Лучше обстоит дело состандартизацией процесса аудита. В общем виде разработаны международныенормативы аудита для бухгалтерского учета, принципы которых приемлемы и длядругих предметных областей аудита.
Вопросами унификации истандартизации элементов управленческой деятельности в свое время занималисьряд организаций, в т.ч.: Научно-исследовательский институт труда – в областиорганизации труда и социальной сфере; Всесоюзный научно-исследовательскийинститут проблем организации и управления – в области организации иавтоматизации управления производственными объединениями; Академия народногохозяйства СССР – в области подготовки, обоснования и принятия управленческихрешений; Государственная академия управления – в области теории управления.Среди многочисленных персоналий достойный вклад в стандартизацию элементовуправленческой деятельности внесли: Гличев А.В., Круглов М.И., Слезингер Г.Э.,Нагорская М.Н., Чайка И.М., Гапич С.П., Степных Ю.В., Свиткин М.З.
Резервы управленияорганизацией
Успешная деятельностьорганизации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей испециалистов в области управления. Даже частичная стандартизация управленческойдеятельности позволяет:
регламентироватьвыполнение функций управления по содержанию и времени;
добиваться внедрениянаилучших управленческих технологий;
уменьшать дублирование,непроизводительные затраты и потери времени;
согласовывать цели,средства и методы их достижения;
формировать критерии дляоценки деятельности аппарата управления.
Стандартизация немыслимабез контроля. Современная философия управленческого контроля реализуется ваудите систем управления. Аудит, созданный первоначально для контролябухгалтерского учета, приобрел более широкое толкование и сферу деятельностиблагодаря хорошей методологической и практической базе, созданной усилиямимногочисленных организаций под эгидой Комитета по международным стандартамучета (КМСУ).
Руководителю илиучредителю организации любой формы собственности стандартизация и внутреннийаудит системы управления (СУ) позволит:
оценить собственныевзгляды на управленческую деятельность;
объективно оцениватьдеятельность своих подчиненных;
объективно оценить общийуровень системы управления организации;
упростить системуконтроля;
совершенствоватьвнутренние стандарты системы управления.
Это справедливо как дляочень малых организаций, так и для супер больших, как в государственном, так ив частном секторе экономики.
Рассмотрим полезностьстандартизации и аудита для предпринимателей и арбитражного суда,рассматривающего дела о банкротстве организаций при применении к нимреорганизационных процедур.
Любому виду предпринимательскойдеятельности присущ риск быстрых удач и (или) быстрых неудач. Обычно рисксвязан с рядом причин и событий, в т.ч. с неосведомленностью о каких-либопроцессах либо с элементами непрофессионализма руководителей или специалистов вобласти производства и управления.
Продолжающееся развитиеинформационной среды обитания организаций в современном мире постепенноуменьшает риск по причинам неосведомленности: из-за отсутствия требуемой дляпринятия решений информации.
Недостаточныйпрофессионализм руководителей и специалистов в области производства иуправления служит основной причиной появления неопределенности (риска) врезультатах выполнения решения.
Профессионализмруководителей и специалистов следует оценивать относительно сложностипоставленных задач, наличия средств, методов и условий их решения. Мырассмотрим только некоторые элементы управленческой деятельности (УД),стандартизация которых позволит увеличить ее эффективность и уменьшить долюриска при реализации решений.
Формализация многихпроцессов и явлений в системе управления организации несомненно будет идти –это неизбежный процесс развития науки. С другой стороны, общественное сознаниене приемлет жесткой системы стандартизации в деятельности социальной системы.Таким образом, этот процесс будет идти весьма сложно.
Стандартизация какрезультат научных исследований
Стандарт – это база,повторяемость, стабильность. Стандарты определяются также как узаконенныенормы, процессы или цель, продвижение к которым поддается измерению.
В науке управления быломного работ, посвященных созданию системы базовых нормативов. Одни из нихбазировались на инженерных стандартах, другие на сложившихся характеристиках итрадициях. Искусство в УД – это деятельность либо по совершенствованию илисозданию нового стандарта (правила, методики), либо это создание стимулирующейауры по реализации существующего стандарта.
Так, многолетний опытбухгалтерской деятельности доказал, что система стандартов, норм и правил;наличие юридической базы позволили существенно сдвинуть соотношение наука –искусство в бухгалтерском учете в сторону науки. В результате профессионализмбухгалтеров резко вырос, а сроки обучения резко сократились. Такое же можноожидать и в управленческой деятельности.
Эффективностьстандартизации и аудита реализуется при проведении реорганизационных процедурпо решению арбитражного суда для организации – банкрота. Эти процедурыпредусматривают либо внешнее управление имуществом должника (на самом деле, нетолько имуществом, но и персоналом, маркетингом и др.), либо санацию (оказаниефинансовой помощи). Основным условием реорганизационных процедур являетсяреальная возможность оздоровления несостоятельной организации.
Для всех типовприменяемых к должнику процедур требуется объективный анализ реальногоположения дел в организации. Этот анализ должен касаться не только финансовогоположения, стоимости имущественного комплекса организации, но и состояния егосистемы управления.
Стандартизация – этоспособ целенаправленного воздействия на СУ для достижения взаимодействия каквнутри самой СУ так и с системой производства. Стандартизация является одним изпроявлений организационно – распорядительных методов управления. Фактическиработа всех крупных ученых в области управления, экономики и других наук быланаправлена на создание стандартов в виде рекомендаций, принципов, законов изакономерностей. Существенные научные и практические разработки в областиуправления и экономики проводились и хранились в рамках научных школ под крыломкрупных академических, учебных и других учреждений. Однако для этих работ небыло широкого объединяющего начала, которое позволило бы создать системуобщепринятых стандартов в управлении или экономике.
В наиболее общем видеаудит – это процесс получения и оценки ( контроля) объективных данных ( имеютсямеждународные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) всоответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементыэтой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям,нормам и стандартам. Применительно к организационной системе аудит даетследующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация,достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость,понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность,своевременность. Следует напомнить, что контроль может осуществляться тремяпутями:
по авторской методике,исходя из профессиональной подготовки руководителя или консультанта. При этомони сами формируют механизм проведения соответствующей функции. Этот путь можетбыть очень хорошим, но он трудно воспроизводится другими людьми, например, привозможном замещении конкретного руководителя или заключении договора наконсультационное обслуживание с другой фирмой;
по результатам сравненияс деятельностью других аналогичных подразделений или организаций в целом.Руководитель заранее выбирает для себя пример организации или деятельности,показатели которой являются для него ориентирами в работы… Этот путь позволяетбез большого риска поддерживать приемлемый уровень выполнения функции. Однакоаналог никогда не может быть точным идеалом какой-то организационной системы,поэтому, руководитель должен постоянно сопоставлять анализируемые объекты своейорганизации и аналога;
по утвержденным нормамили стандартам на ключевые элементы организационной системы. При этомформируется преемственность при анализе и совершенствовании элементоворганизационной системы в течение значительного времени. Данный путьпредставляет суть аудита организации.
Аудит постепеннопревращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности. Онразделяется по отраслям, подотраслям, направлениям и в зависимости от полнотыего проведения (рис. 5).
Отрасли аудита: аудитимущества (АИ), аудит профессионализма персонала (АПП), аудит интеллектуальнойсобственности (АИС) аудит методологии и процесса управления (АМПУ), аудитмеханизма управления (АМУ), аудит технологии и процесса производства (АТПП),аудит организации производства (АОП), операционный аудит (ОА), управленческийаудит (УА), аудит бухгалтерского учета (АБУ). Среди них:
полностью разработанныеотрасли: ОА, АБУ;
отрасли разрабатываются:АПП, АМПУ, АМУ, АТПП, АОП, УА;
отрасли еще неразрабатываются: АИС.
Подотрасли аудитаимущества:
— аудит основных иоборотных управленческих средств;
— аудит основных иоборотных производственных средств;
— аудит основных иоборотных технологических средств.
Подотрасли аудитапрофессионализма персонала:
— аудит профессионализмаруководителей;
— аудит профессионализмаспециалистов;
— аудит профессионализмарабочих и служащих;
— аудит повышенияквалификации персоналом.
Подотрасли аудитаинтеллектуальной собственности:
— аудит интеллектуальнойсобственности руководителей;
— аудит интеллектуальнойсобственности специалистов;
— аудит интеллектуальнойсобственности рабочих и служащих.
Подотрасли аудитаметодологии и процесса управления:
— аудит целей и задач;
— аудит принциповфункционирования организации;
— аудит функций;
— аудит стратегий;
— аудит технологийуправления;
— аудит коммуникаций;
— аудит свойств и схемпроцесса управления;
— аудит управленческихрешений;
— аудит информационныхтехнологий.
Уровни полноты аудита:функциональный, комплексный и системный. Функциональный аудит определяетсяразделением труда аудиторов по функциям производства и управления. Объектамифункционального аудита являются в отдельности: бухгалтерский учет, финансы,персонал, делопроизводство, экология и др. Комплексный аудит характеризуетсяохватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации,например, аудит управленческих технологий, целей и функций одновременно. Оносуществляется на базе функциональных аудитов либо самостоятельно по принятомуперечню проверок. Выделяют комплексный аудит производства и управления. Системныйаудит – это более глубокий по сравнению с комплексным аудитом контрольорганизации за счет учета влияния каждого функционального аудита друг на другаи аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой

Глава 3 Проблемы организационногоаудита
3.1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯАУДИТА В РОССИИ
Итак, аудит как вид деятельности в России состоялся. Но, ксожалению, как уже говорилось, наши аудиторы еще не в должной мере признаны зарубежом, и аудит российской компании, даже очень известной, не является ни дляиностранцев, ни для соотечественников неоспоримым. Причина этого в том, чтороссийскую отчетность не всегда могут понять иностранные инвесторы, акционеры,кредитные организации и, соответственно, на ее основе принять адекватноерешение по покупке и продаже ценных бумаг, оценить способность компаниивыплачивать дивиденды, погасить в срок задолженность и т.д. Все это требуетвнесения в законодательную базу российского учета и аудита соответствующихкорректив, обеспечивающих их «прозрачность» для иностранных граждан.
Справедливо сказать, чтоэто только одна из множества проблем, связанных сегодня с осуществлениемаудиторской деятельности в России. Однако столь же справедливым будетутверждение: большую их (проблем) часть можно разрешить путем принятияФедерального закона «Об аудиторской деятельности».
Вообще в России системанормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадиистановления. Происходит процесс прав и обязанностей органов, регулирующихаудиторскую деятельность. Среди многочисленных концепций и систем регулированиянаиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативногорегулирования аудиторской деятельности (см. приложение 12).
В основе этой системынаходится Закон об аудиторской деятельности, проект которого был принят вапреле текущего года Государственной Думой в первом, т.е. концептуальном,чтении 358 голосами против 28. С сентября над ним начала работу согласительнаякомиссия. Чтобы оценить значимость этого события, достаточно обратить вниманиена то, что его в нашей стране ждали почти 10 лет, начиная со старта реформ [16,8].
Бесспорное достоинстводокумента состоит в преемственности Временным правилам аудиторской деятельностив Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22.12.93 г. №2263. Они в свое время сыграли важную роль в становлении данного вида бизнеса,но сейчас уже не отражают всего накопленного практикой опыта и содержаточевидные пробелы в регулировании аудиторской деятельности.
Основы пруденциального регулирования,использованные разработчиками при подготовке документа, аналогичны содержащимсяво Временных правилах, но отдельные нормы раскрыты более полно. Измененасобственно структура документа, конкретизированы понятия аудита и аудиторскойдеятельности, уточнен порядок аттестации и лицензирования, определены права иобязанности аудитора и вопросы регулирования аудиторской деятельности в РФ.Причем составители учли не только опыт разработки общероссийских правил(стандартов), ставших прочной базой для контроля качества аудита, практикуведущих российских и зарубежных аудиторских организаций, но и рекомендацииспециальных комиссий Европейского сообщества по обобщению аудиторской практикив странах ЕС (отчеты «Комиссии Кэдбери» за 1996 г. и «Комиссии Хемпелла» за 1998 г.), а также некоторые документы международной федерациибухгалтеров [29, 3].
На сегодняшний деньструктура документа выглядит следующим образом:
1) Общие положения.
2) Осуществлениеаудиторской деятельности.
1)    Участникиаудиторской деятельности.
2)    Аттестация направо осуществления аудиторской деятельности и лицензирование этойдеятельности.
3)    Регулированиеаудиторской деятельности.
4)    Переходные изаключительные положения.
Какие же из существующихныне проблем в развитии аудита реально способен решить обсуждаемый законопроект– будущий Федеральный закон?
Например, широкоизвестно, что в последнее время появилось очень много так называемых «черныхаудиторов» – фирм, которые получают лицензии на осуществление аудиторскойдеятельности, делают заключения, а потом – растворяются. Законодательно жепроблема ответственности аудитора за свое заключение никак не решена. С этойцелью, т.е. упорядочения системы государственного регулирования аудитапроектом, предусматривается создание вместо трех действующих структур (Комиссиипо аудиторской деятельности при Президенте РФ и двух центральныхаттестационно-лицензионных комиссий – Минфина России и Центробанка) одногофедерального органа. Можно надеяться, что тогда у субъектов экономическойдеятельности, понесших урон из-за неквалифицированных или недобросовестныхзаключений аудиторских компаний, появится возможность отстаивать свои права.
Также новеллойзаконопроекта является попытка предусмотреть контроль качества аудита,осуществление которого может быть проведено как федеральным органомгосударственного регулирования аудиторской деятельности, так и уполномоченнымсаморегулируемым аудиторским объединением – правда, исключительно в отношении своихчленов.
Законопроект значительноповышает требования к конфиденциальности аудита. Лица, осуществляющиеаудиторскую деятельность, обязаны обеспечить сохранность конфиденциальныхсведений и документов, получаемых и(или) составляемых ими в ходе проверки. Онине вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьимлицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменногосогласия лица, подлежащего аудиту, вне зависимости от того, принесет липередача документов или разглашение содержащихся в них сведений ущербуказанному лицу. Нарушитель этого требования лишается лицензии аудитора иподлежит ответственности в соответствии с законодательством, включая возмещениенанесенного его действиями ущерба.
Впервые вводится понятиезаведомо ложного аудиторского заключения, под которым понимается заключение,составленное без проведения аудиторской проверки или явно противоречащеесодержанию документов, полученных и изученных аудитором в ходе проверки.Соответственно, предусматривается ответственность за такие действия.
В плане опять-такиповышения ответственности аудитора законопроект предусматривает также, чтоаудитор или аудиторская организация обязан заключать договор страхования своейгражданско-правовой ответственности и не вправе выполнять свои обязанности безтакого документа.
Необходимо отметить, чтонаряду с проектом Закона «Об аудиторской деятельности» подготовлен проектФедерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодексРоссийской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР обадминистративных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона «Обаудиторской деятельности». Здесь конкретизируются меры уголовных иадминистративных наказаний за допущенные аудитором нарушения. Такие наказания всегодняшней юридической практике вообще отсутствуют.
Но при всей своейактуальности настоящий Законопроект все же несовершенен. Например, наблюдаетсяего непоследовательность в отношении аудиторов-индивидуалов. Исходя изсодержания ст. 2 они могут прекратить свою деятельность в этом статусе.Поскольку там упоминаются только аудиторские организации, то естественен вывод,что аудиторам можно работать только в их составе. Но в ст. 21-22 упомянуты ещесамостоятельно работающие аудиторы, причем в ряде статей (22, 30 и др.)подразумевается либо прямо предусмотрена выдача лицензий индивидуальнымпредпринимателям.
К данной норме, по мнениюмногих аудиторов, а также представителей власти, нужно отнестись болеесерьезно. Здесь не должно быть двусмысленности, причем однозначная отменавозможности работы аудиторов-индивидуалов явилась бы естественным следствиемразвития отечественного аудита в 90-е годы. Накопленный опыт показывает, чтоповышение уровня требований к качеству аудита и степени ответственности аудитора,в том числе и материальной, возможно только в отношении юридических лиц – да ито не всяких, а обладающих солидным уставным капиталом. Данные требованияпозволили бы резко повысить размер возможной имущественной ответственности аудиторскихорганизаций
Разумеется, иразработчики законопроекта, и депутаты, официально вносившие его нарассмотрение Думы, прекрасно понимают, что подобные фундаментальные правовыеакты затрагивают интересы огромного числа субъектов экономической деятельности.Именно этим объясняется длительность прохождения ими законодательного«марафона», острота возникающих дискуссий, трудность поиска компромиссов. Ноесли общество намерено создавать действительно цивилизованную рыночнуюэкономику, регулируемую законом, ему без такого правового акта не обойтись.
3.2 Проблемырегулирования аудиторской деятельности
В России в настоящеевремя подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от07.08.01 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», касающийся передачи рядафункций уполномоченного федерального органа государственного регулированияаудиторской деятельности саморегулируемым профессиональным объединениямаудиторов. Предполагается, что российская система аудита существенно обновится,при этом основную роль в ней будут играть саморегулируемые профессиональныеаудиторские объединения при координации их деятельности Единым всероссийскимпрофессиональным аудиторским объединением под эгидой государственного«регулятора» — уполномоченного федерального органа. Одновременно намечаетсяпринятие федерального закона о саморегулируемых организациях, в рамках которогобудут действовать все аудиторские объединения.
По данному вопросувысказываются различные, часто противоположные, мнения. А.Д. Шеремет считает,что государственное руководство необходимо как минимум 7-10 лет, после чего этифункции можно было бы передать Аудиторской палате. Ю. Лаптев пишет, что«процесс передачи функций регулирования аудиторской деятельностисаморегулируемым организациям находится в самой начальной стадии, и сегоднярано говорить, к каким результатам он приведет. В целом это соответствуетмировым тенденциям». А. Ошурков заявил, что он выступает за выведениеаудиторской деятельности из-под государственного контроля, т.к. это поможет«разгрузить» бюджет.
По мнению Д. Письменной,ослабление государственного регулирования приведет только к дискредитацииаудита, «аудит из мощного средства защиты законных имущественных интересов всехэкономических субъектов и государства трансформируется в средство защиты интересовфирм-монополистов ».Ее поддерживает Ю. Воропаев, который считает, что в данныймомент передача регулирующих функций от Минфина преждевременна. Российскиеобщественные институты как по аудиту, так и по бухгалтерскому учету пока непредставляют серьезной консолидированной силы. И. Южанов отметил, что у него«есть опасения получить в лице некоторых саморегулируемых организаций ещехудший образчик частного кооперирования, когда группа товарищей захватиткакой-нибудь рынок, сферу или отрасль и начнет ее регулировать, как она считаетнужным».
По мнению Э. Толмачевой,«изучение опыта зарубежных стран в области аудита, в том числе в его правовомрегулировании, безусловно, необходимо, но его заимствование должноосуществляться не посредством механического переноса норм и институтов, а путемих трансформации, адекватной общественным отношениям, возникающим всоответствующей сфере деятельности».
Нельзя забывать, чтороссийское право тяготеет к континентальной системе права. Нужно учитыватьтакже правовые традиции, складывавшийся исторически ревизионный характерфинансового контроля, существование длительное время командноадминистративнойэкономики. В этих условиях неизбежна значительная роль государства врегулировании аудиторской деятельности. Кроме того, как представляется, нельзяпока еще сравнивать зарубежные аудиторские объединения и российскиепрофессиональные объединения аудиторов, появившиеся несколько лет назад. Зарубежом, как правило, — это авторитетные профессиональные объединения,существующие не один десяток, а часто и сотню лет. Вышеупомянутый AICPA был создан в 1887 году. За более чемвековую историю своего развития эта организация заняла доминирующее положение впрофессиональной национальной среде, а также получила международное признание.В США положения AICPA остандартах, практике и терминологии являются обязательными для всех аудиторов,занятых проверкой публичной отчетности, вне зависимости от того, работают лиони самостоятельно или как работники аудиторских организаций. В России жедействуют несколько известных профессиональных объединений, но ни одно из нихне может быть признано доминирующим, наиболее авторитетным и способным серьезновлиять на развитие аудиторской деятельности. Более того, некоторые из нихнаходятся в ситуации, близкой к конкуренции.
Между тем сказанное неозначает, что не стоит учитывать зарубежный опыт аудиторской деятельности,особенно положительные моменты. Следует согласиться с мнением А.В. Крикунова,что последствия работы аккредитованных профессиональных объединений аудиторовясно продемонстрируют их потенциал и реальные возможности и в дальнейшемпозволят осуществить дифференцированный подход как к передаче объединениямдополнительных полномочий, так и к целесообразности использования ужеимеющихся. Введение и, главное, эффективная работа профессиональных аудиторскихобъединений будут служить отправной точкой дальнейшего процесса передачи имрегулирующих функций. Однако постепенно часть функций по регулированиюаудиторской деятельности должна быть передана негосударственной аудиторскойорганизации, что обеспечит:
ослаблениегосударственного регулирования аудиторской деятельности, а следовательно,экономию бюджетных средств и снижение административного давления;
ускоренное и динамичноеразвитие аудиторской деятельности в Российской Федерации, поскольку самиаудиторы будут принимать решения по важнейшим вопросам их деятельности.
Представляется, что длярешения этих задач наиболее целесообразно создать единую негосударственнуюпрофессиональную организацию, объединяющую аудиторов России. Функционированиенескольких саморегулируемых организаций может привести к тому, что члены разныхсаморегулируемых организаций окажутся в неравном положении. Так, например, впредложенном законопроекте о внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон об аудиторской деятельности в статье «Страхование гражданскойответственности аудиторов и аудиторских организаций» говорится: «Минимальныетребования к страхованию гражданской ответственности для индивидуальныхаудиторов и аудиторских организаций устанавливаются профессиональнымаудиторским объединением, членами которого они являются». В статье «Контролькачества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций»зафиксировано следующее: «Система проверки качества работы индивидуальных аудиторови аудиторских организаций устанавливается саморегулируемым профессиональнымаудиторским объединением, членами которого они являются, с учетом рекомендацийединого общероссийского аудиторского объединения и уполномоченного федеральногооргана». Согласно законопроекту основными функциями саморегулируемогопрофессионального аудиторского объединения будут являться: утверждение правилчленства в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении;утверждение размера и порядка внесения вступительного и ежегодных членскихвзносов своих членов и др. Учитывая, что саморегулируемым организациямпредоставлены достаточно широкие полномочия, существование нескольких, дажекрупных профессиональных объединений при координации их деятельности Единымвсероссийским профессиональным аудиторским объединением и установление имисвоих, различных правил приведет к нарушению единообразия регулированияаудиторской деятельности.
Внося изменения в Законоб аудиторской деятельности, предлагается создать Аудиторскую палату России,тем более что опыт функционирования таковой имеется. Так, 29 марта 1991 годабыла создана Аудиторская палата СССР. Ее учредителями стали Министерствофинансов СССР, Госбанк СССР, Научно-промышленный союз СССР, Ассоциациябухгалтеров СССР, Государственная финансовая академия, Всесоюзная ассоциациякоммерческих банков, общество с ограниченной ответственностью «Мосаудит»,акционерное общество «Инаудит», журналы «Бухгалтерский учет», «Деньги икредит», а также ряд других предприятий и научно-исследовательских институтов.
Аудиторская палата надобровольных началах объединила аудиторские, банковские и страховыеорганизации, специалистов в области аудита и финансов. Целью палаты былосодействие развитию аудиторской деятельности в стране. В ее функции входили:координация и поддержка аудиторской службы, разработка методическихрекомендаций и квалификационных требований к аудиторам, их аттестация, выдачасертификатов на занятие аудиторской деятельностью, контроль за качеством работ.
В настоящее времяпредлагается создать двухуровневое профессиональное объединение аудиторов: всубъектах РФ — аудиторские палаты субъектов РФ, которые будут являться членамиФедеральной аудиторской палаты России. Аудиторская палата будет являтьсянегосударственной некоммерческой организацией, организующей свою работу напринципах самоуправления.
Все субъекты аудиторскойдеятельности (индивидуальные аудиторы и аудиторские организации) должныявляться членами аудиторской палаты субъекта РФ, действующей для обеспечениякорпоративных интересов аудиторов. Однако поскольку в соответствии сФедеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельностьопределяется как предпринимательская, которая по общему правилу осуществляетсясвободно, своей волей и с учетом собственных интересов, на основеобщедозволительного правового режима (в соответствии с принципом «дозволеновсе, что прямо не запрещено законом»), некоторые аудиторы высказывают мнение,что неправомерно устанавливать обязательность их членства в каком-либообъединении. По их мнению, аудиторы должны сами решить, нужно ли им состоять вкаком-либо аудиторском объединении или нет. Представители такой точки зренияссылаются на положения Гражданского кодекса РФ, регулирующегопредпринимательскую деятельность. В соответствии сп. 1 ст. 121 ГК РФкоммерческие организации в целях координации их предпринимательскойдеятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересовмогут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций илисоюзов, являющихся некоммерческими организациями. Член ассоциации (союза)вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончаниифинансового года (п. 2 ст. 123 ГК РФ).
Между тем Федеральныйзакон «Об аудиторской деятельности» регулирует, прежде всего, осуществлениесобственно аудита, который является финансовой контрольной деятельностью (п. 4ст. 1 Закона). Более того, по прямому указанию Конституционного суда РФотношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительноймере имеют публично-правовой характер. По своим целям, предназначению ифункциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц,общества и государства. Заинтересованные лица (собственники, инвесторы и т.д.)на основании мнения аудитора, выраженного в аудиторском заключении, делаютвыводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественномположении аудируемых лиц и принимают базирующиеся на этих выводах решения.Следовательно, при регулировании аудита сочетаются частно-правовые и публично-правовыеначала, что требует установления особого правового режима и регулирования,отличного от регулирования иных видов предпринимательской деятельности, снекоторыми особенностями и ограничениями, направленными на обеспечениепубличных интересов. Именно поэтому и вводится обязательное членствоиндивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в аудиторской палатесубъекта РФ для упорядочения и контроля за их деятельностью.
Аудиторская палатасубъекта РФ создается в целях развития аудиторской деятельности, представляет изащищает интересы аудиторов в органах государственной власти, органах местногосамоуправления, общественных объединениях и иных организациях; осуществляетконтроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторамизаконодательства об аудиторской деятельности, в т.ч. правил (стандартов)аудиторской деятельности; ведет реестр аттестованных аудиторов и осуществляемыхими видов деятельности; осуществляет контроль за профессиональной подготовкойаудиторов, организует систему аттестации, обучения и повышения квалификацииаудиторов; организует страхование аудиторской деятельности; осуществляетконтроль качества аудиторских проверок и соблюдения аудиторами кодексапрофессиональной этики. Аудиторская палата субъекта РФ не вправе осуществлятьаудиторскую деятельность от своего имени и заниматься иными видамипредпринимательской деятельности.
На территории субъекта РФобразуется одна аудиторская палата, которая не вправе образовывать филиалы ипредставительства на территории других субъектов РФ. Ее решения, принятые впределах компетенции, обязательны для всех членов. Аудиторские палаты субъектовРФ действуют на основании общих (типовых) положений для организаций данноговида, являются юридическими лицами, создаются в соответствии с действующимзаконодательством и подлежат государственной регистрации. Аудиторская палата неотвечает по обязательствам своих членов, последние не несут ответственности пообязательствам аудиторской палаты. Аудиторская палата субъекта РФ образуетсяучредительным собранием (конференцией) аудиторов.
Высшим органомаудиторской палаты субъекта РФ является общее собрание (конференция) членов,которое созывается не реже одного раза в год и решает следующие вопросы:
формирует исполнительныйорган (совет аудиторской палаты);
утверждает смету расходовна содержание аудиторской палаты и определяет размер отчислений членскихвзносов;
формирует ревизионнуюкомиссию и порядок контроля за финансово-хозяйственной деятельностьюаудиторской палаты;
утверждает отчетыаудиторской палаты о ее деятельности, в т.ч. отчет о результатахфинансово-хозяйственной деятельности аудиторской палаты;
утверждает регламентысобрания (конференции) аудиторской палаты, совета и ревизионной комиссии;
утверждает штатноерасписание аппарата органов аудиторской палаты;
осуществляет прием новыхчленов аудиторской палаты, приостановление, восстановление членства в палате, атакже исключение из членов палаты по основаниям, предусмотренным законом;
принимает иные решения всоответствии с действующим законодательством.
Коллегиальнымисполнительным органом палаты является Совет аудиторской палаты субъекта РФ,который формируется общим собранием (конференцией) членов аудиторской палаты иосуществляет следующие полномочия:
избирает из своегосостава председателя;
представляет аудиторскуюпалату и защищает интересы аудиторов в органах государственной власти, органахместного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
ведет реестраттестованных аудиторов и осуществляемых ими видов деятельности;
организует страхованиеаудиторской деятельности;
организует информационноеобеспечение членов аудиторской палаты, содействует научно-исследовательскойдеятельности в области аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг;
ведет методическуюдеятельность;
содействует деятельностиквалификационной комиссии;
рассматривает жалобы надействия (бездействие) членов палаты и результаты осуществления контрольныхпроцедур в отношении соблюдения ими законодательства, в т.ч. правил(стандартов) аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов, качестваработы, в т.ч. при проведении обязательного аудита на основе заключенийквалификационной комиссии;
созывает очередные ивнеочередные собрания (конференции) членов аудиторской палаты и формирует ихповестку дня;
распоряжается имуществомаудиторской палаты в соответствии со сметой, утвержденной общим собранием(конференцией) членов аудиторской палаты;
осуществляет иныеполномочия, предусмотренные законодательством.
Для осуществленияконтроля за финансово-хозяйственной деятельностью аудиторской палаты и ееорганов избирается ревизионная комиссия, которая об итогах своей деятельностиотчитывается перед общим собранием (конференцией) членов аудиторской палаты.
Квалификационная комиссияаудиторской палаты субъекта РФ формируется на основе утвержденных в законе нормпредставительства из числа аудиторов, имеющих стаж работы аудитором не менеепяти лет, обладающих признанной высокой квалификацией в области аудиторскойдеятельности и безупречной репутацией, а также представителей федеральногооргана государственного регулирования аудиторской деятельности для осуществленияследующих полномочий:
приема квалификационныхэкзаменов и проведения аттестации аудиторов;
организации обучения иповышения квалификации аудиторов;
осуществления контроля запрофессиональной подготовкой аудиторов;
осуществления контроля засоблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторамизаконодательства об аудиторской деятельности, в т.ч. правил (стандартов)аудиторской деятельности, контроля качества аудиторских проверок и соблюденияаудиторами Кодекса профессиональной этики;
выдачи заключений порезультатам проведения проверок деятельности членов аудиторской палаты субъектаРФ.
Члены органов аудиторскойпалаты вправе совмещать работу в аудиторской палате с аудиторской деятельностьюв порядке, установленном законодательством.
Федеральная аудиторскаяпалата РФ является некоммерческой организацией, представляющей собойпрофессиональное объединение аудиторских палат субъектов РФ с целью координацииих деятельности; представительства интересов в органах государственной власти,органах местного самоуправления, общественных и иных организациях, вмеждународных объединениях; организационного обеспечения аудиторов, содействияметодической, научно-исследовательской деятельности и др.
Федеральная аудиторскаяпалата РФ является юридическим лицом и регистрируется в порядке, установленномзаконодательством. Федеральная аудиторская палата РФ образуется Всероссийскимсъездом аудиторов, который принимает ее устав. Решения Федеральной аудиторскойпалаты РФ и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны длявсех аудиторских палат субъектов РФ и их членов.
Высшим органомФедеральной аудиторской палаты РФ является Всероссийский съезд аудиторов,который созывается не реже одного раза в год. Данный орган:
принимает уставФедеральной аудиторской палаты РФ;
принимает Кодекспрофессиональной этики аудиторов;
утверждает нормупредставительства от аудиторских палат субъектов РФ на Всероссийский съездаудиторов;
утверждает структуруФедеральной аудиторской палаты РФ, состав ее исполнительного органа иревизионной комиссии, а также штатное расписание аппарата;
определяет размеротчислений аудиторских палат субъектов РФ на содержание Федеральной аудиторскойпалаты РФ;
утверждает смету расходовна содержание Федеральной аудиторской палаты РФ;
утверждает регламентыдеятельности органов Федеральной аудиторской палаты РФ;
определяет местонахождения Федеральной аудиторской палаты РФ;
осуществляет иныефункции, предусмотренные уставом Федеральной аудиторской палаты РФ.
Коллегиальнымисполнительным органом Федеральной аудиторской палаты РФ является СоветФедеральной аудиторской палаты РФ, который:
избирает из своегосостава председателя Федеральной аудиторской палаты РФ и его заместителей;
представляет Федеральнуюаудиторскую палату РФ в органах государственной власти, органах местногосамоуправления, общественных объединениях и иных организациях РФ и за рубежом;
координирует деятельностьаудиторских палат субъектов РФ;
принимает участие вподготовке, предварительном рассмотрении и проведении экспертизнормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, проектоврешений уполномоченного федерального органа и вырабатывает необходимыерекомендации;
разрабатывает федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает ивыносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
содействует повышениюпрофессионального уровня аудиторов, разрабатывает единую методикупрофессиональной подготовки, аттестации и повышения квалификации аудиторов;
осуществляют защитупрофессиональных и социальных прав аудиторов;
рассматривает жалобы,обращения и ходатайства аудиторов, аудиторских организаций и аудиторских палатсубъектов с правом пересматривать решения аудиторских палат субъектов, принятыес нарушением законодательства;
осуществляет методическуюдеятельность;
организует научныеисследования в области аудиторской деятельности;
обобщает и анализируетдисциплинарную практику аудиторских палат субъектов РФ с выработкой необходимыхрекомендаций;
созывает очередной ивнеочередной Всероссийский съезд аудиторов, формирует его повестку дня;
распоряжается имуществомФедеральной аудиторской палаты РФ в соответствии со сметой, утвержденнойВсероссийским съездом аудиторов;
осуществляет иныеполномочия в соответствии с законодательством.
Для осуществленияконтроля за финансово-хозяйственной деятельностью Федеральной аудиторскойпалаты и ее органов избирается ревизионная комиссия.
Таким образом,исполнительному органу Федеральной аудиторской палаты Совету Федеральнойаудиторской палаты следует передать полномочия действующего в настоящее Советапо аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе (ст. 19Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).
Аудиторы вправе создаватьи иные объединения аудиторов и(или) быть членами (участниками) такихобъединений в соответствии с законодательством РФ, однако данные объединенияаудиторов не вправе осуществлять функции аудиторских палат субъектов РФ иФедеральной аудиторской палаты РФ.
Функции федеральногооргана государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляетуполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемыйПравительством РФ. К его компетенции относится:
издание нормативныхправовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
организация разработки ипредставление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов)аудиторской деятельности;
лицензированиеаудиторской деятельности и организация системы надзора за соблюдениемсубъектами аудиторской деятельности лицензионных требований и условий (доотмены лицензирования);
определение объема иразработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетностисубъектов аудиторской деятельности;
другие контролирующие ирегулирующие полномочия.
Проведение учредительныхсобраний (конференций) членов аудиторских палат субъектов РФ и первогоВсероссийского съезда аудиторов организует уполномоченный федеральный органгосударственного регулирования аудиторской деятельности совместно саккредитованными при нем саморегулируемыми профессиональными аудиторскимиобъединениями, а также другими профессиональными аудиторскими объединениями.Состав учредительного собрания (конференции) членов аудиторской палаты субъектаРФ формируется из аудиторов, включенных в реестр в соответствии с ПриказомМинфина России от 28.06.02 г. № 64н «Об утверждении Временного положения оведении государственных реестров в области организации аудиторскойдеятельности». Избрание делегатов на Первый Всероссийский съезд аудиторовпроводится на учредительных собраниях (конференциях) членов аудиторских палатсубъекта РФ по нормам представительства, определяемым уполномоченнымфедеральным органом.
Учредительные собрания(конференции) аудиторских палат субъектов РФ, Первый Всероссийский съездаудиторов считаются правомочными, если в их работе принимают участие не менеедвух третей аудиторов (делегатов конференции) или делегатов съезда. Решенияучредительного собрания (конференции), Первого Всероссийского съезда аудиторовпринимаются простым большинством аудиторов, участвующих в данном собрании(конференции), съезде.
Организаторыучредительных собраний (конференций) вправе установить порядок выдвижениякандидатов в органы аудиторской палаты субъекта РФ с учетом необходимостипредставительства в исполнительном органе палаты от различных аккредитованныхпри уполномоченном федеральном органе государственного регулированияаудиторской деятельности саморегулируемых профессиональных аудиторских объединенийна дату проведения учредительного собрания (конференции).
В состав органоваудиторской палаты субъекта РФ и Федеральной аудиторской палаты РФ могут бытьизбраны аудиторы, не являющиеся участниками учредительного собрания(конференции) и Первого Всероссийского съезда аудиторов.
Принятие за основупредложенного варианта организации аудиторской деятельности в РФ, какпредставляется, позволит провести диктуемые временем необходимыепреобразования, упорядочит деятельность аудиторов, позволит на новом, более высокомуровне осуществлять контроль качества аудиторской деятельности, что в целомбудет содействовать ее динамичному развитию и формированию аудиторскогосообщества в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние годыв России получил широкое распространение аудит как независимый,вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установлениядостоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иныхаудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлениюдеклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового,банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудитслужит интересам не только собственников, но и государства.
По мере развития аудита,роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращиваниеконсалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но икасающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования.Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущныхпроблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.
Однако дальнейшееразвитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохраненияосновополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачиваетсвою независимость и самостоятельность, становится разновидностьюведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита,решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг.
О том, что аудиторскомурынку нужен закон, говорится уже десятилетие. Блуждание проекта по коридорамвласти стало притчей во языцех. Профессионалы же давно испытывают оструюпотребность в более четком и эффективном регулировании аудита. Однако прирешении этой проблемы нужно учитывать специфику нынешней экономическойреальности и особенности сложившейся практики аудита в стране.
На эту главную трудностьроста аудита в России как снежный ком наворачиваются другие проблемы,сопутствующие этой, либо те, которые призван разрешить Закон «Об аудиторскойдеятельности»: контроль качества аудиторских услуг, страхованиеответственности, обеспечение конфиденциальности информации и т.д.
Такую же роль регуляторапроцесса и порядка проведения аудита должны в настоящее время играть правила(стандарты) аудиторской деятельности. В настоящее время еще не закончена ихразработка. Однако основные вопросы, связанные с ПСАД имеют несколько инойхарактер. Опять-таки в силу определенного несовершенства правовой базы в Россиивстает проблема законности их соблюдения всеми аудиторами и аудиторскимифирмами.
Однако принятие Закона«Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельностиимеет принципиальное значение не только для решения внутренних проблем. Оно(принятие) будет способствовать лучшей интеграции российского аудита в системумеждународных экономических отношений, обеспечит признание отечественногоаудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономическойинформации.
Такое признание не станетвозможным также без строгого соблюдения этики аудиторов, которой придерживаютсяво всех экономически развитых странах. С этой позиции интересен тот факт, чтоеще несколько лет назад проблемы этического регулирования аудиторскойдеятельности многими ее участниками практически игнорировались. Даже некоторыеобщественные профессиональные аудиторские организации, которые, казалось бы, поопределению должны иметь этические кодексы, не занимались этими вопросами. Своюпозицию они объясняли тем, что гораздо важнее и нужнее закон об аудите, а этика– может и подождать. Однако, как показало время, без закона участники рынкааудиторских услуг обходятся, правда, с многочисленными трудностями, а вот безурегулирования профессиональных этических обязательств – нет. Примеромпоследнего утверждения может служить хотя бы тот факт, что вряд ли в каком-либосолидном договоре на оказание аудиторских услуг может отсутствовать обозначениеобязательств по соблюдению конфиденциальности информации сторон.
В то же времянедостаточно только принять те или иные нравственные критерии впрофессиональной деятельности. Гораздо труднее наполнить их реальнымсодержанием. При этом следует иметь в виду, что не все в профессиональной этикеможет быть регламентировано раз и навсегда. Во-первых, потому, что этика взначительной мере касается межличностных отношений, которые характеризуютсябесчисленным множеством возникающих ситуаций. Во-вторых, отследить соблюдениенекоторых положений (например, об интеллектуальной честности и свободе отпредрассудков) не под силу, наверное, никому. Но там, где это возможно (скажем,в отношении независимого статуса аудиторов), детальная регламентация должнаприветствоваться.
Таким образом,полноценное этическое наполнение аудиторской деятельности – дело не одногогода. Разработать и одобрить свод нравственных норм – это только половинауспеха, за которой должна следовать другая половина – применение принятыхправил на практике, что, возможно, потребует даже смену мышления от того, ктопретендует на звание – аудитора-профессионала.
За годы, прошедшие послевведения Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года,заложившего основу для деятельности российского аудита, накоплен достаточныйопыт для того, чтобы увидеть, что аудит, как вневедомственный контроль, понастоящему может быть профессиональным и объективным, когда осуществляетсянезависимо от какого-либо давления со стороны, а аудиторы свободны в выбореобъектов и методов контроля. В этих целях законодателям следовало бы обратитьособое внимание на проблему регулирования аудиторской деятельности.
В настоящее времянеобходим дифференцированный подход к организации и проведению контроля задеятельностью аудиторских организаций, различающихся по количеству сотрудников,их профессиональному уровню, а также по организации внутрифирменного контроляза качеством проводимых аудиторских проверок. Получение отчетности отаудиторских организаций и ее анализ позволят организовать систематическийконтроль с привлечением территориальных органов Минфина России и ведущихпрофессиональных аудиторских объединений.
Представляетсяправильным, что к настоящему времени созрели условия для усиления роли врегулировании аудиторской деятельности профессиональных объединений аудиторов.(Характерно, что на Западе существует именно такая ситуация: одна профессиональнаяобщественная организация, приобретшая достаточный вес в обществе, разрабатываети корректирует профессиональные стандарты, контролирует качество аудиторскихуслуг или даже играет ведущую роль в регулировании аудиторской деятельности вцелом.) Во всяком случае вопросы подготовки и аттестации аудиторов, разработкиправил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществления в значительнойчасти контроля за качеством работы аудиторов могут и должны решаться такимиобъединениями.
В целом же истекшее десятилетиерыночных преобразований в России заставило экономически активное населениепо-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководителиразличного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четкоосознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовыхтехнологий» западной экономики (в том числе, международного опыта аудита), но иих адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынокРоссии развивается не на пустом месте, то нужно максимально использовать нашисобственные достижения, немалый российский опыт в области управления иконтроля, при этом опираясь на положительные примеры Запада.
В заключение хотелось быподчеркнуть, что аудит в России все-таки состоялся. Самое убедительноесвидетельство тому – около 30 тысяч аттестованных аудиторов. Показательно, чтоаудиторов у нас больше, чем в такой, например, стране, как Германия, а спрос наих услуги все растет. Поэтому от того, насколько грамотно и быстро будутрешаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямуюзависеть «здоровье» российской экономики в целом.

Список используемойлитературы
1. Аудиторское дело. Учебное пособие.– М.: изд-во Академии бюджета и казначейства, 2007. – 351с. Библ. 226названий.
2. Кибанов А.Я. Управлениеперсоналом: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. — VIII, 453 с.
3. Никонова Т.В., Сухарев С.А. / Подред. проф. Ю.Г. Одегова. Управленческий и кадровый аудит, М.: Экзамен, 2001. — 180 с.
4. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит иконтроллинг персонала. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство«Экзамен», 2004. — 544 с.
5. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В.Управление персоналом, оценка эффективности. — М.: Издательство«Экзамен», 2004. — 256 с.
6. Основы аудита./ Ред. проф. Я.В.Соколова. М.: Бухгалтерский учет, 2000. — 400 с.
7. Управление персоналом: Учебник длявузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
8. Бухгалтерскийучет. Учебник, 2-е издание под ред. Проф. Я.В. Соколова, М.: Проспект, 2005год.
9. Волкова О.Н.Управленческий учет. М.: Проспект, 2005 год.
10. Основы аудита.Учебник под ред. Проф. Я.В. Соколова. – М.: изд-во «Бухгалтерский учет», 2000год.
11. Я.В.Соколов,В.В.Патров, Н.Н.Карзаева. Новый план счетов и основы ведения бухгалтерскогоучета. М.: Финансы и статистика, 2003 год
12. Бухгалтерскийучет в зарубежных странах. Учебник. Под ред. Проф. Ф.Ф. Бутенца. М.: Проспект,2005 год
13. Адмас Р. Основыаудита. – М.: Аудит – Юнити, 1995 год
14. Бычкова С.М.Доказательства в аудите. М.: Финансы и статистика, 1998 год
15. Бычкова С.М. Аудиторскаядеятельность. Теория и практика. СПб: изд-во «Лань», 2000 год