Организационно-педагогические условия воспитания общительности у застенчивых детей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФСУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКафедра педагогикиОрганизационно-педагогические условия воспитанияобщительности у застенчивых детей
  
                                                  Курсовая работа Исполнитель:Дёмина Руслана Алексеевна  студентка 121гр. факультета ДНИМОНаучныйруководитель: Бакшеева Э.П., к.п.н.оценка________________
                                                                                             дата сдачи_____________Сургут 2004
СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                                                     Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……… 3.
                                                          
IГЛАВА. Теоретические основы воспитания застенчивыхдетей младшего школьного возраста.
&1.1Характеристика возрастных особенностей младших школьников ………5.
&1.2Обзор исследований застенчивости ………………………………………..9.
&1.3.Организационно- педагогические условия воспитания общительности у застенчивыхдетей ……………………………………………………….….……26.
Выводы попервой главе ………………………………………………..………39.
IIГЛАВА.Опытно-экспериментальная работа по воспитанию общительности у застенчивых детеймладшего школьного возраста.
&2.1 Выявление детей, имеющихте или иные проявления застенчивости……………………………………………………………..……..40.
&2.2 Рекомендации посовершенствованию процесса воспитания общительности застенчивыхдетей…………………………………… ………51.
Выводы по второйглаве………………………………………………………..54.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..  57.                                       
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 59.
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61.
                
ВВЕДЕНИЕ
Застенчивостьможет проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Нона внешнеповеденчес-ком уровнезастенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, хотя он можетслушать, но редко становит­ся инициатором беседы. Трудно быть в центрекомпании, разговаривать, когда егослушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
В школе застенчивость может статькорнем множества проблем, т.к. уроки в значительной степени строятся на общении. Во время занятий, где общениедержится не на монологе учителя, а на двустороннем контакте, активной сторонойчасто должен выступать сам ребенок. Вначальной школе занятия редко проходят в форме лекции или письменной работы. Все предметы в той или иной степенипредполагают устные выступлениядетей, а для гуманитарных предметов это основная форма общения учителя сдетьми.
Стеснительность ребёнка в процессе обучения, с одной стороны, можетпослужить преградой для качественного усвоения материала: застенчивость, будучивысоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы,негативно влияет на память. С другой стороны, застенчивость наносит ущербпсихоэмоциональному здоровью ребёнка: для застенчивого ребёнка выступлениеперед классом – причина возникновения дистрессов (чрезмерных перенапряжений),которые, в свою очередь, могут привести к возникновению у ребёнка школьныхстрахов.
Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степенипроявления её у ребёнка и различны в конкретном случае.
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема застенчивостиуходит своими корнями в детство и так как она мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей иполучать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себяинициативу, им трудно, и самое главное они не чувствуют себя полноценнымичленами общества из-за всевозможных комплексов, необходимо  как можно раньше начинать принимать меры попредотвращению развития застенчивости у детей.
 Цель: выявитьорганизационно- педагогические условия воспитания общительности у застенчивыхдетей.
Объектом  педагогическогоисследования  является  воспитание общительности у младших школьниковкак качества личности
Предметом педагогического исследования  является организационно- педагогическиеусловия воспитания общительности у застенчивых детей.
.  
В нашем исследовании рассматриваютсяследующие задачи:
1.    
2.     охарактеризоватьвозрастные особенности и описать проявления застенчивости у детей младшегошкольного       возраста;
3.      воспитанияобщительности как качества личности у застенчивых детей младшего школьноговозраста;
4.      по воспитанию       общительности у застенчивых детеймладшего школьного возраста.
 
                                
ГЛАВА I  &1.1  Характеристика возрастныхособенностей младшего школьного возраста
Младшийшкольный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детскихкачеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уженачинает утрачивать свою детскую непосредственность в поведении, у негопоявляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. Вшколе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённыйсоциальный статус. Меняются  интересы,ценности,  весь уклад  его жизни.(6, с.  120).
По мнению Коджаспировой Г.М (16, с.97) общение  — взаимодействие двух или более людей,состоящее в обмене между ними познавательной или  эмоциональной информацией, опытом,  знаниями, умениями,  навыками. Общение является, необходимыусловием развития и формирования личностей и групп, оно удовлетво­ряетособую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, по­явившейся в процессе общественного — историческо­го развития людей, связано с возникновением чув­ства радости. Стремление к общению  нередко занимает значительное и порой ведущее место среди моти­вов, побуждающихлюдей к совместной практиче­ской деятельности.Процесс обучения  может обособлять­ся от других форм деятельности и приобретать отно­сительнуюсамостоятельность (18, с. 345).
Ребенок, посе­щающийначальную школу, психологически переходит в новую сис­тему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких,в том же пространстве, называемом «дом», он начинает чув­ствовать, что егожизнь принципиально изменилась — на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиямучебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчиненияновым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролироватьребенка в связи с необходимостью учиться вшколе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня.Ужесточение требований к ребен­ку, даже в самой доброжелательной форме,возлагает на него ответст­венность засамого себя. Необходимое воздержание от импульсивных ситуативныхжеланий и обязательная самоорганизация создаютизначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя сблизких — ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее. Начинается трудный период,испытав ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, бытьвнимательным ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершатьпри исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостьюорганизации  своего дня дома, в семье.
       Не добрая воля «Я сам», как в дошкольномдетстве, а необходимость самостоятельно и ответственно изо дня в деньорганизовывать учебную деятельностьвызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность котношению со стороны членов семьи.
       Конечно,   взрослые  озабочены   учебными   проблемами  ребенка. Именно дома пытаютсяорганизовать его правильное отношение к учебной деятельности — отношениевзятой на себя ответственности Родителиспециально берут отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить егосамочувствие и ycnexна многие годы вперед.Организуется рабочее место (стол, стул, полки лампа, часы и др.), ведутся беседы о необходимости правильно сплани­ровать свое время, чтобы хорошо учиться и успеватьиграть, гулять заниматься другимиприятными или обязательными делами. Некоторые родители реально, практически учат организовывать рабочее время длязанятий. Так, в одном семействе детям для исполнения домашних зада­ний давали специально определенное время, тем самымстрого контро­лируя их деятельность.Заведенный будильник ставился перед ребенком на столе. Тикающий будильник, прыгающая поминутно стрелка до­вольно быстро приучили детей контролировать себя вовремя работы и не отвлекаться напостороннее.
      Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, — нау­чить его воздерживаться от развлечений вурочное время, прочувство­вать, что значит «делу время — потехечас», брать ответственность на себя, тем самымнаучиться управлять своей волей.
       Разумная и любящая ребенка семьяпомогает ему освоить предъяв­ляемые к нему требования учебной деятельности и принятьэти тре­бования как неизбежное инеобходимое.
       Успехи ребенка восвоении норм жизни в новых условиях форми­руюту него потребность в признании не только в прежних формах отношений,но и в учебной деятельности. Характер адаптации к усло­виям жизни в младшемшкольном возрасте и отношение к ребенку со сторонысемьи определяют состояние и развитие его чувства лично­сти. Вусловиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных от­ношений: он ученик, он ответственный человек, сним советуются, с ним считаются (14,с.253).
Таким образом, младшийшкольный возраст — начало школьной жизни. Всту­пая в него,ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебнаядеятельность становится для него ведущей.На протяжении этого периода у ребенка развивается тео­ретическое мышление; он получает новые знания,умения, навыки -создает необходимуюбазу для всего своего последующего обуче­ния. Но значение учебной деятельностиэтим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависитразвитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со сторонывзрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается насамооценке ребенка, его самоуважении исамопринятии. Успеш­ная учеба, осознание своих способностей и уменийкачественно выполнять различные заданияприводят к становлению чувства компетентности- нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать цент­ральнымновообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности неформируется, у ребенка снижаетсясамооценка и возникает чувство неполноцен­ности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.
Ошибки в воспитательномпроцессе младших школьников приводят к труднопоправимым последствиям, а именно:к формированию у ребёнка застенчивости, которая может сохраняться на протяжениимногих лет.
Одним из крупных «промахов»воспитания является заниженная оценка ребёнка значимых для него людей:сравнение ребёнка с братьями, сёстрами или сверстниками и осуществление оценкине в пользу ребёнка. В этом случае застенчивость выступает, как результатнизкой самооценки ребёнка.
Ещё одной причинойформирования застенчивости у ребёнка является застенчивость или интровертированностьблизких к ребёнку людей. Здесь причиной застенчивости выступает, как результат«плохого» примера.
 
& 1.2 Обзор исследований застенчивости
Психологи,психиатры, социологи и иные специалисты пытались разобраться в сложном понятии«застенчивость» и поэтому существует несколько подходов к этой проблеме (1, с.28).
Исследователиличностных черт рассматривают её как повышенную чувствительность к опасности,имеющую врождённый характер, они убеждены, что застенчивостьпредставляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность, как,например, уровень интеллекта или рост. Человеческая личность представляет собойсовокупность неких основных черт, которые можно выявить путём математическогоанализа ответов человека на соответствующий опросник. Каждой личностной чертедаётся оценка в баллах. Эти количественные оценки коррелируют таким образом,что можно выделить комплексы черт — «синдромы». Затем проводится их сравнение уродителей и детей, чтобы выяснить, является ли черта «наследственной». Рождённые застенчивыми, эти людиобречены всю жизнь ждать, когда их застенчивость «естественным образомсмягчится» (10, с. 2).
Бихевиористыполагают, что застенчивые люди просто не овладели определёнными социальныминавыками, необходимыми для эффективного общения. Они убеждены, что так илииначе каждый из нас представляет собой продукт того, чему он научился. Мыусваиваем те действия, которые вознаграждаются, и воздерживаемся от тех,которые влекут негативные последствия. За счёт такого преобразования внешнейсреды, когда вознаграждается лишь «желательное» поведение. Согласнобихевиористской концепции, застенчивость может сформироваться у ребёнка врезультате его попыток занять достойное место в том мире, где главенствуютвзрослые. Интересно, что пассивность, свойственная пассивному человеку, можетстать шаблоном поведения  вследствиевоздействия телевидения (10, с. 2).
Психоаналитикиутверждают, что застенчивость   — симптом, внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта.Психоаналитики оперируют сценариями столкновений внутренних сил в терминах механизмов защиты, агрессии,перегруппировки сил, скрытой «партизанской» войны, двойных агентов и секретныхшифров. Фрейд- основатель психоанализа, психические расстройства рассматривалкак дисгармонию между Ид (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я)- тремя основнымикомпонентами личности. В этих терминах застенчивость расценивается какнекоторый симптом неудовлетворённого эдипова комплекса (1, с. 28).
Социологии некоторые специалисты по детской психологии считают, что застенчивостьследует рассматривать в терминах социального программирования: условиясоциальной среды многих из нас делают застенчивыми. Корни застенчивости следуетискать в экологии социального Я (1, с. 28). Социальные психологи предполагают,что застенчивость начинается с навешивания ярлыка. «Я застенчив, потому чтосчитаю себя застенчивым или потому, что другие меня таким считают». Ярлык — удобное резюме житейского опыта: «Она нерешительна», «Они невыносимы», «Ягадкий мальчишка». Ярлыки определяются системой ценностей того, кто ихвешает,  а не объективной информацией.Они звучат как окончательный приговор, который обжалованью не   подлежит. Но ведь каждое событие не однозначно,и оценить его можно по- разному. Оценка- результат интерпретации. Каждыйчеловек сам решает, как ему интерпретировать. Но никто не может быть уверен,что его оценка происшедшего правильна и иной быть не может. В контекстеразвития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается, то, каксиноним чувства страха (Д.Болдуин, К.Гросс), то, как выражение чувства вины илистыда (В.Штерн, В.Зеньковский,  Д.Изард). Вместе с тем, все психологи отмечают связь застенчивости сособенностями самосознания ребёнка и связанного с ним отношения к людям:неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.
Застенчивость- черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности,затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности иотрицательном отношении к себе собеседников (16, с. 42).
Какправило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются сзастенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в домприходят в гости. Ребёнок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросывзрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, нерешаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляетсядетская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто ониоказываются в детском саду и школе, где ребёнку приходится общаться с разнымипедагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В этих ситуацияхребёнок не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своейпроблемой.
Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивостьобычно сохраняются на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенноотчетливо проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в этомвозрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним состороны взрослого (7, с.117).            Жалобы на застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраставозникают ещё в связи с подготовкой  их кшколе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения,замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми — и взрослыми, исверстниками — мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, статьполноправным членом группы в детском саду или в школьном классе. (3, с. 45).Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес,в этот период ему  особенно нужны похвалаи одобрение взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно иделикатно по отношению к застенчивому ребёнку. (7, с. 118). Помочь ребёнкупреодолеть  застенчивость, сформировать унего необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективныезанятия – общая задача педагога и родителей. Эта задача разрешима, но, ксожалению, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте к ней приступатьможет быть поздно. К моменту поступления в школу у застенчивого ребёнка  уже складывается определённый стильповедения, своеобразное поведение в обществе, он уже отдает отчет  в  этомсвоем» недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает,но, наоборот, мешает ребёнку  еёпреодолеть, поскольку характерной особенностью таких детей является ярковыраженная неуверенность в себе и заниженный уровень притязаний. Ребёнок не всилах победить свою застенчивость, так как не верит в свои силы, а то, что онфиксирует  внимание на этих чертах своегохарактера и поведения, ещё сильнее его сковывает. Помочь застенчивому ребёнкумогут только взрослые, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше (3,с. 45).
Как и в чем проявляется застенчивость? В каких ситуациях ребёнок ведётзастенчиво? И, наконец, какова сердцевина застенчивости, её психологическаяприрода? Ответы на эти вопросы необходимо найти.
Застенчивость как черта личности обусловлена и наследственностью, исредой. Иными словами, застен­чивым можнородиться, а можно им стать.
     Как говорилось ранее, причинойвозникновения застенчивос­ти или ее усиления может быть интровертированная мать, чье поведение является образцом для ребенка. Такая мать избегает общения слюдьми, углубляется в свои пе­реживания, в итоге ребенок, если не полу­чает с раннего детства опыта другого пове­дения, часто становится похожим на нее. Другим не менее важным пусковым фактором формирования застенчивостиявляется отношение к ребенку значимых длянего людей. Они, например, могут, сравнивая ребенка с братьями, сестрамиили сверстниками и делая оценки не в его пользу, существенно снизить его само­оценку, побуждая тем самым избегать контактов с людьми. Нередки случаи, ког­да ребенка в раннем детстве обзывают, дразнят,высмеивают, что также не спо­собствуетразвитию открытости и общи­тельности (11, с. 29).
Проявление застенчивости у ребёнка нетрудно заметить. Застенчивость какустойчивая характерологическая особенность выступает в поведении ребёнкадостаточно рано. Для ребёнка, не посещающего детский сад или ясли, говорить озастенчивости как о сложившемся качестве еще преждевременно. На этом этапеиногда отмечаются  такие её предпосылки,как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженныйфон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими-тоизменениями обычного распорядка жизни — переезд на дачу, поездка в гости и т.д.(3, с. 46).
      Как правило,застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являютсяновыми для ребёнка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить своюнеумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.Застенчивый ребенок не умеет и не решается всту­пать в контакты с другими, в особенности малознако­мыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо зна­комых он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрос­лых(за исключением близких родственников, к которым он, как правило,бывает очень привязан). В детском уч­реждениитакой ребенок адаптируется крайне медлен­но, с большим трудом. Он неможет задать учителю вопрос, даже самыйнеобходимый т. п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети (15, с. 74). Глубоко застенчивый ребёноктеряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе. А еслистановишься безликой фигурой, то единственное средство заставить кого-то принятьтебя всерьёз порой  это насилие (12, с.63).
          Не понявзадания учителя, такой ребенок не решаетсяпереспросить и в то же время боится не вы­полнитьто, что требуется, в результате выполняет за­дание настолько неправильно, чтовызывает недоумение и смех детей, инедовольство учителя. На уроках еготрудно заставить отвечать на вопросы, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обыч­нократко. Выступления на празднике, на спортивном соревновании превращаются для него в настоящую му­ку. Любая ситуация, где ребенок должен сам что-то сказать или сделать на виду у публики, предполагаю­щая оценку его действий другими людьми (воспитате­лем, сверстниками) или включающая элементы сорев­новательности (кто лучше нарисует, кто быстрее добе­жит,кто дальше прыгнет, кто точнее бросит и т. п.), полностью парализует его и так ограниченные возмож­ности. Неуверенность всебе, в собственных силах, в правильностисвоих действий, боязнь не понравиться зри­телямделают такого ребенка совершенно беспомощ­ным.
     Внешние проявления застенчивости настолько ти­пичны, что сразу бросаются в глаза. Как правило, за­стенчивые дети очень скованны в движениях, приобще­нии с взрослыми принимают вынужденную, напряжен­ную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. Вподавляющем большинстве случаев ониизбегают встречаться с собе­седникомглазами, а если встречаются — сразу отводят взгляд, краснеют,отворачиваются. В группе других де­тей онистараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть своелицо. Основное их стремле­ние — привлечьвнимания к себе, быть незаметными, остатьсяв стороне (3, с. 51).
      Положение такого ребенка средисверстников очень незавидное. Не пользуясьсимпатией других детей, не вступая в контакт сними, он обречен на изоляцию, оди­ночество.В лучшем случае дети не замечают его, без­различноотстраняют. В худшем — обращаются с нимнасмешливо и грубо, дразнят, бьют, отнимают одежду, сладости.  Слабый, беззащитный, застенчивый ребенокне только не в состоянии дать обидчику сдачи, но не может даже пожаловаться,так как скован стеснительностью передвзрослым и страхом перед местьюобидчика. Он стесняется громко плакать, заливается тихими горькими слезами где-нибудь в углу. Если учитель заметит его и спросит о причине слез, ребенок, как правило, промолчит. Пренебрежительные высказывания учителятипа: «Эх ты, опять тебя оби­дели!Что же ты, растяпа, сдачи не дашь?» — не толь­ко не дают положительного эффекта, но, напротив, под­крепляют у ребенка убежденность в своейнеполноцен­ности  (15, с. 75).
          Беззащитность таких детей — прямой результат их ранимости,впечатлительности и отсутствия необходи­мыхнавыков общения. Их чувство неуверенности в се­бе и своих действиях связано, кроме того, с повышен­ной чувствительностью к оценкам любого рода(осужде­ниям и поощрениям, порицаниями похвалам), а также насмешкам.Недостаточный опыт общения не позволя­етребенку разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Проще говоря, он не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт; «У меня все равно ничего не выйдет, и все будут смеяться».
     Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмо­ций, сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко не смеются и не плачут,в страхе не кидаются прочь (например,от собаки), а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, непрыгают, редко делают что-либо недозволенное. Застен­чивые дети большечувствуют и понимают, чем могут выразить,больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. В связи с тем,  чтодети подобного склада очень ранимы, к ним следует относиться особенно мягко. Повышение голо­са, крик, понукание, одергивание, частые запреты,по­рицания и наказания вызываютпротивоположную реак­цию: ведут кзаторможенности, повторению неправиль­ныхдействий. Постоянное употребление таких «средств воспитания», будь то в школе или дома, может привести к появлению у ребенка невротических рас­стройств.
     Несмотря на то,  что застенчивость может быть об­наружена буквально «с первого взгляда», родители ча­сто недооценивают ее. Многие из них не понимают, что застенчивость представляет собой определенное нару­шение поведения и, более того, личностного развития ребенка. Они считают именно этот вариант нормой, а более активное и непосредственное поведение, которое видяту других детей, относят к проявлению невоспи­танности или нескромности. Обычно они довольны сво­имребенком, считая его застенчивость положительным качеством. Если им предлагают приложить какие-то усилия, чтобыпреодолеть стеснительность ребенка, они заявляют:«Пусть лучше будет хорошим, скромным мальчиком,чем нахалом!» Такие родители не различа­ют скромность и застенчивость, что на самом деле не одно и то же. Если скромность — действительнополо­жительное качество, которомупротивостоят нахаль­ство, неумениевести себя в обществе и т. д., то застен­чивость, основанная на полной неуверенности в себе, — недостаток, ведущий ко многим неприятнымпоследстви­ям в развитии личности.
Уязвимой у застенчивого ребёнка оказывается область чувств. Он не склоненк яркому проявлению  своих эмоций, акогда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребёнокодновременно испытывает желание вести себя непринуждённо и страх передспонтанным выражением чувств (7, с. 118).
Для застенчивого ребёнка характерно стремление оградить пространствосвоей личности от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которыхпривлекается внимание  к нему, в которыхон должен что-то рассказать о себе или пойти к доске решать задания, труднобыть в центре компании, даже просто войти в комнату, где уже собрались люди,для него мучительно.  Он стремится уйти всебя, раствориться среди других, стать незаметным,  сама мысль о том, что сейчас он привлечет ксебе внимание, ему неприятна. Вот основные поведенческие макеты застенчивости(5, с. 16).
Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями ивсё же при выполнении их  ведут себяособым образом. Малейшее порицание может вызвать у него робость и смущение,тормозит деятельность, а иногда приводит к её прекращению. Застенчивые дети болееосторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижениирезультата, чем их незастенчивые ровесники. Такое поведение обусловлено тем,что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Ониостро и  аффектно реагируют на замечаниявзрослого, а с возрастом, у них формируется парадоксальное отношение  к похвале: одобрение взрослого часто вызываетне только чувство радости, но и смущения. Ребёнок ведёт себя застенчиво и вситуациях, в которых сам ожидает неуспеха в деятельности. В случаях затрудненияон робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногдапреодолевая внутреннее напряжение, он смущенно улыбается  и тихо произносит: « Не получается». Частозастенчивые дети как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому в их высказываниях перед деятельностью и по ходу её нередко звучат слова: «У меня неполучится». Смущение может возникнуть, и после решения задачи. Ребёнок радуетсяуспеху, но не решается сказать об этом. 
Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребёнка сдругими людьми лежат в сфере его отношения к нему других людей.
Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка(оценивание человеком своих собственных, психологических качеств и поведения,достижений и неудач, достоинств и недостатков) (19, с.597), что они плоходумают о себе. Однако это не совсем так. Как правило, застенчивый ребёноксчитает себя очень хорошим, самым лучшим, то есть отношение у него к себе какличности самое  положительное. Егопроблема заключатся в другом. Ему представляется, что другие относятся кнему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивого ребёнканаблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Детипродолжают высоко оценивать себя, но всё ниже с точки зрения взрослых-родителей и воспитателей. Сомнение в положительном отношении к себе другихлюдей вносит дисгармонию  в самоощущениеребёнка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я.Врожденная чувствительность к социальным воздействиям способствует формированиюособого типа личности застенчивого ребёнка. Её особенность заключается в том,что всё, что делает ребёнок, проверяется через отношение других. Тревога освоём Я часто заслоняет для него содержание деятельности. Ребёноксосредоточен не столько на том, что он делает, сколько  на том, как его  оценят взрослые: личностныемотивы  всегда выступают для него   главными, заслоняя собой и познавательные, иделовые, что затрудняет протекание, как самой деятельности, так и общения. В общении с близкими людьми, где характеротношения взрослых ясен и привычен для ребёнка, личностный фактор  может уходить в тень, а в общении спосторонними он четко выступает на первый план, подчас провоцируя защитныеформы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда и в принятии«маски равнодушия». Мучительное переживание своей уязвимости сковывает ребёнка, не дает своей возможности  проявить способности, выразить своипереживания. В ситуациях, когда ребёнок забывает о себе, он становится таким жеоткрытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.
Если помешать развитию застенчивости в младшем возрасте, то для детей этапроблема не станет душевным недугом в юношеском возрасте.
           Подросток стремительно вышел за рамкишкольных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пыталсяприобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше,самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей.Остался он ещё и на уровне своей подростковой субкультуры. Новый возрастнойэтап — раннюю юность – считают третьим миром, существующим между детством ивзрослостью. В это время ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни(6, с.162). 
Юношескийвозраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций испособов выражения эмоциональных состояний, а так же повышением самоконтроля исаморегуляции. К ним относятся особая подростковая сензитивность — чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и,наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношенииокружающих (10, с.1).
Юношескийвозраст связан  с потребностью в общениии овладении способами его построения; с развитием теоретического мышления иумением ориентироваться в различных формах теоретического сознания,