Организационно-правовой механизм управления окружающей средой

СОДЕРЖАНИЕ
1.        Понятиеорганизационно-правового механизма управления окружающей средой.Государственные органы управления специальной компетенции в области охраныокружающей среды
2.        Понятие и составземельного фонда Республики Беларусь
3.        Задача
Список использованныхисточников

1.Понятие организационно-правового механизма управления
окружающейсредой. Государственные органы управления
специальнойкомпетенции в области охраны окружающей среды
Основные направления ипринципы экологической политики Республики Беларусь определены законодательнымиактами в этой области, а также Национальной стратегией устойчивого развития,утвержденной Советом Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 года, котораяразработана исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документахконференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Основузаконодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользованиясоставляют:
— Конституция РеспубликиБеларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24ноября 1996 г.
— Концепциягосударственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды,утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г.
— Законы РеспубликиБеларусь: — “Об охране окружающей среды” (26.11.1992 г.); — “О государственнойэкологической экспертизе” (14.07.2000 г.); — “Об особо охраняемых природныхтерриториях и объектах” (20.10. 1994 г., в редакции от 23.05.2000 г.); — “Оналоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)” (23.12.1991г.); — “Об отходах производства и потребления” (25.11.1993 г., в редакции от26.11.2000 г.); — “Об охране и использовании животного мира (19.09.1996 г.); — “Об охране атмосферного воздуха” (15.04.1997 г.); Кодекс Республики Беларусь оземле (4.01.1999 г.); — Водный кодекс Республики Беларусь (15.07.1998 г.); — Кодекс Республики Беларусь о недрах (15.12.1997 г.); — Лесной кодекс РеспубликиБеларусь (14.07.2000 г.) и другие. Критериальными составляющими законов вобласти охраны окружающей среды являются следующие положения:
— государственнаясобственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможностьпередачи их в соответствии с действующим законодательством в постоянное иливременное пользование юридическим или физическим лицам (исключение составляетземля, которая для определённых целей может передаваться и в частнуюсобственность);
— системагосударственного контроля за состоянием природной среды и рациональнымиспользованием природных ресурсов;
— обязательнаяэкологическая экспертиза всех проектируемых объектов хозяйственной и инойдеятельности;
— платностьприродопользования;
— система мер финансовой,административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранногозаконодательства и возмещение нанесённого ущерба за счёт нарушителей [6. с.46].
Основными принципамигосударственной политики в области охраны окружающей среды являются: — приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целямиприродопользования, обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни, трудаи отдыха окружающую среду; — соблюдение требований законодательства об охранеокружающей среды; — научно обоснованное сочетание экологических и экономическихинтересов общества; — сочетание национальных и международных интересов вобласти окружающей среды; — рациональное использование природных ресурсов сучетом возможностей окружающей среды, необходимость воспроизводства природныхресурсов и недопущение необратимых последствий для окружающей среды и здоровьячеловека; — гласность в работе, тесная связью с общественными объединениями инаселением при решении природоохранных задач.
В Республике Беларусьсложилась система как перспективного, так и краткосрочного планированиямероприятий по охране окружающей среды. Основополагающими документами этойсистемы являются:
“Национальный пландействий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающейсреды на 2001-2005 гг.”;
“Национальная стратегия иплан действий по сохранению и устойчивому развитию биологического разнообразияРеспублики Беларусь”.
Разрабатываются иреализуются программы и комплексные проекты по решению отдельных проблем вобласти охраны окружающей среды. К ним следует отнести развитие сети особоохраняемых природных территорий, защиту населения от последствий аварии наЧернобыльской атомной электростанции, программы “Здоровье народа”,“Ресурсосбережение”, “Питьевая вода” и другие.
Систему государственныхорганов власти и управления в области охраны окружающей среды составляют:
Президент РеспубликиБеларусь, Национальное собрание, Совет Министров, а также местные органы власти– областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительныекомитеты.
Президент РеспубликиБеларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с КонституциейРеспублики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, в т. ч. и по вопросамохраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны.Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль засоблюдением природоохранного законодательства.
Парламент – Национальноесобрание Республики Беларусь – как представительный и законодательный органстраны определяет основные направления государственной экологической политики,принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды иприродопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонамиэкологического бедствия.
Правительство – СоветМинистров Республики Беларусь – является центральным органом государственногоуправления. Оно осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь:реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнениегосударственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий,координирует деятельность в области охраны окружающей среды иприродопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления,осуществляет международное сотрудничество в этой области. Местные органыгосударственного управления – областные, районные, городские, поселковые,сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающейсреды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологическихпрограмм и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местныепрограммы охраны природы, организуют их исполнение, а такжематериально-техническое и финансовое обеспечение.
Кроме того, в системугосударственных органов управления входят государственные органы специальнойкомпетенции, которые в соответствии с законодательными актами РеспубликиБеларусь специально уполномочены выполнять природоохранные функции.
Основным государственныморганом в области природопользования и охраны окружающей среды являетсяМинистерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.Главные его задачи определены Положением о Министерстве и сводятся к следующимосновным позициям:
— разработка и проведениеединой государственной политики в области охраны окружающей среды ирационального использования природных ресурсов;
— осуществлениекомплексного управления природоохранной деятельностью в республике, координациядеятельности в этом направлении других республиканских органов государственногоуправления и юридических лиц;
— осуществлениегосударственного контроля в области охраны окружающей среды иприродопользования;
— обеспечение населенияинформацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ееоздоровлению, создание системы образования и воспитания в области окружающейсреды, взаимодействие с общественными природоохранными объединениями;
— осуществлениемеждународного сотрудничества в пределах своей компетенции.
В систему Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды входят 6 областных и Минскийгородской комитеты и 123 горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающейсреды; производственное объединение ”Белгеология”; научные учреждения:Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водныхресурсов, Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт, Белорусскийнаучно-исследовательский центр ”Экология” и Республиканский научно-техническийцентр дистанционной диагностики природной среды “Экомир”. В систему Минприродывходит также Комитет рыбоохраны, включающий 6 областных, одну оперативную, 40межрайонных и районных инспекций [7. с. 66].
Иными государственнымиорганами в области окружающей среды, наделенными правами государственногоконтроля являются:
Государственный комитетпо земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь. Онзанимается вопросами учета земель, ведением государственного земельногокадастра, осуществляет контроль за использованием и охраной земель, управляетземлеустроительной службой.
К компетенцииМинистерства здравоохранения Республики Беларусь, его органов государственногосанитарного надзора, отнесены вопросы гигиены труда, контроль за качествомпитьевой воды и продуктов питания, а также соблюдения санитарных правилсодержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов.
На Министерство почрезвычайным ситуациям Республики Беларусь возложено решение всех вопросов,связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями,производственными авариями и катастрофами, радиационным загрязнением иликвидацией его последствий. Кроме того, в Республике Беларусь действует рядминистерств и других органов государственного управления, которые выполняют теили иные природоохранные функции.
Министерство лесногохозяйства Республики Беларусь осуществляет контроль за состоянием,использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, ведетгосударственный учет лесов и государственный лесной кадастр.
Департамент погидрометеорологии Республики Беларусь ведет наблюдение за состояниемповерхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиационным загрязнениемприродной среды.
Государственныйтаможенный комитет Республики Беларусь выполняет природоохранные функции путемпринятия мер по борьбе с незаконным вывозом животных и растений (их частей идериватов), торговля которыми регулируется международными соглашениями, а такжес ввозом товаров, представляющих экологическую опасность для людей и окружающейсреды республики.
Министерство внутреннихдел Республики Беларусь обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредноговоздействия транспортных средств, а также оказывает иное содействиеприродоохранным органам при осуществлении государственного контроля в областиохраны окружающей среды. В его составе имеются и подразделения экологическоймилиции.
Управление деламиПрезидента Республики Беларусь осуществляет управление национальными парками изаповедниками республиканского значения.
Научное обеспечениерешения экологических проблем наряду с учреждениями Минприроды осуществляютнаучно-исследовательские институты Национальной академии наук Беларуси:Генетики и цитологии; Геологических наук; Зоологии; Проблем использованияприродных ресурсов и экологии; Радиобиологии; Радиоэкологических проблем;Фотобиологии; Экспериментальной ботаники; Леса; Центральный ботанический сад, атакже ряд научно-исследовательских институтов и центров различных министерств ииных республиканских органов государственного управления, такие как: Центррадиационного контроля и мониторинга природной среды; институты Почвоведения иагрохимии; Защиты растений (Аграрная академия наук Минсельхозпрода); Радиационнойбезопасности (МЧС); Санитарно-гигиенический (Минздрав) и другие.

2. Понятие и составземельного фонда Республики Беларусь
Земля является незаменимым природнымресурсом, от разумного использования которого зависит устойчивоесоциально-экономическое развитие страны и состояние окружающей среды. Поэтому вНациональный план действий по рациональному использованию природных ресурсов иохране окружающей среды (НПДООС) на 2006-2010 гг. включены следующие приоритетныенаправления деятельности в области охраны и использования земель и почв: — созданиесистемы стимулирующих экономических механизмов по эффективному использованию иохране земель; — обеспечение комплексного подхода к планированию, использованиюи охране земель, предусматривающего поддержание экологических функций почв вландшафтах и реализацию мер по борьбе с деградацией и загрязнением; — продолжениемероприятий по оптимизации землепользования с целью формирования экологическиустойчивых природно-территориальных комплексов путем перепрофилированиясельскохозяйственных низкоплодородных земель, повышения лесистости малолесныхрайонов, развития сети особо охраняемых территорий; — получение достовернойобъективной информации о состоянии земель/почв республики на основе широкогоиспользования дистанционных методов, эколого-геохимического картографирования,мониторинга, развития методической и аналитической базы для принятиясвоевременных и оперативных управленческих решений; — разработка и реализацияприоритетных мероприятий Национальной программы действий по борьбе сдеградацией земель с целью повышения координации действующих секторальныхпрограмм и объединения усилий заинтересованных сторон в обеспечении устойчивогоиспользования и охраны земель/почв; — получение информации о загрязнении почв внаселенных пунктах, эколого-геохимическое картирование состояния городскихпочв, выявление типовых загрязнителей для основных видов (типов) предприятийреспублики.
Земельные правоотношенияпредставляют собой урегулированные нормами права общественные отношения,связанные с использованием и охраной земель. Земельные правоотношения являютсяюридической формой выражения и закрепления экономических отношений по поводуземли как особого имущественного объекта. Тем самым земельные правоотношенияобеспечивают реализацию на практике требований, содержащихся в земельно-правовыхнормах.
Земельно-правовые нормыможно определить как установленные государством и обеспеченные силойгосударственного принуждения общеобязательные правила поведения участниковземельных отношений. Земельно-правовые нормы являются первичными по отношению кземельным правоотношениям. Именно земельно-правовые нормы определяют характерземельных правоотношений, состав их участников, который может меняться в зависимостиот урегулированности тех или иных отношений и содержания земельно-правовыхнорм, условия возникновения и прекращения земельных правоотношений.
Обязательным признакомземельно-правовой нормы является указание на правовой режим земли, по поводукоторой устанавливаются определенные права и обязанности. Совокупность этихправ и обязанностей составляет содержание земельных правоотношений и являетсяих важнейшим элементом.
В земельныхправоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то естьобъект, имеющий определенную правовую характеристику. Естественно-природные ихозяйственные особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют наее правовой режим. Определение состава земель позволяет дать правовуюклассификацию всех земель Республики Беларусь как объекта правовогорегулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на:
— категории земель;
— виды земель.
Классификация земель накатегории производится по наиболее существенному признаку, который определяетправовой режим земель — по целевому назначению земель. Поэтому категорию земельможно определить как часть земель Республики Беларусь, объединенную общимцелевым назначением и единым правовым режимом [2. с. 35].
Законодательно этаклассификация закреплена в ст.3 Кодекса Республики Беларусь о земле,установившей, что все земли Республики Беларусь в соответствии с основнымцелевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются наследующие категории:
1) землисельскохозяйственного назначения. Землями сельскохозяйственного назначенияпризнаются все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства илипредназначенные для этих целей. Не относятся к землям сельскохозяйственногоназначения земельные участки членов садоводческих товариществ, земельныеучастки общего пользования садоводческих товариществ, предоставленные дляведения коллективного садоводства и дачного строительства, а также земельныеучастки, предоставленные для дачного строительства. Земли сельскохозяйственногоназначения предоставляются: 1) колхозам, совхозам, межхозяйственнымсельскохозяйственным предприятиям и организациям независимо от формсобственности, сельскохозяйственным кооперативам, другим субъектам,осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, — для ведения товарногосельского хозяйства; 2) гражданам Республики Беларусь — для ведениякрестьянского (фермерского) хозяйства, огородничества и под служебные наделы;3) научно-исследовательским институтам, учебным заведениям — дляисследовательских, учебных целей и для ведения сельского хозяйства; 4)несельскохозяйственным предприятиям и организациям, религиозным организациям — для ведения подсобного сельского хозяйства. В случаях, предусмотренныхзаконодательством Республики Беларусь, земли сельскохозяйственного назначениямогут предоставляться для ведения сельского хозяйства иным юридическим и физическимлицам.
2) земли населенныхпунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов),садоводческих товариществ и дачного строительства. Земельные участки,предоставленные для развития сельских населенных пунктов, городов и поселковгородского типа, других населенных пунктов, относятся к категории земельнаселенных пунктов. Земли населенных пунктов имеют свои границы, которыеустанавливаются и изменяются в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь. В состав земель населенных пунктов входят: 1) землизастройки; 2) земли общего пользования; 3) земли сельскохозяйственногоназначения; 4) земли, занятые лесами; 5) земли промышленности, транспорта,связи, энергетики, обороны и иного назначения.
3) земли промышленности,транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения. Землямипромышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения являютсяземли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществлениявозложенных на них задач. Размеры земельных участков, предоставленных дляуказанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленномпорядке государственными нормами и градостроительной документацией, а отводземельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения. Порядокиспользования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иногоназначения, а также установления зон с особыми условиями пользования (охранные,санитарные, защитные и другие зоны) определяется законодательством РеспубликиБеларусь. Землями для нужд обороны являются земли, предоставленные дляразмещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений,военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил РеспубликиБеларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войск. Порядокпредоставления земель для нужд обороны и порядок использования этих земельустанавливается законодательством Республики Беларусь.
4) землиприродоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурногоназначения. К землям природоохранного назначения относятся земли заповедников,национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников (заисключением охотничьих), памятников природы, водоохранные полосы (зоны) рек иводоемов. На указанных землях запрещается деятельность, противоречащая ихцелевому назначению. В целях охраны заповедников, национальных идендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключениемохотничьих), памятников природы от неблагоприятного антропогенного воздействиямогут устанавливаться охранные зоны, в которых ограничиваются отдельные видыхозяйственной деятельности и природопользования. Границы этих зон закрепляютсяна местности специальными информационными знаками. Земельные участки в пределахохранных зон и водоохранных полос у землепользователей, землевладельцев исобственников земельных участков не изымаются. Порядок использования земельприродоохранного назначения определяется законодательством Республики Беларусь.К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природнымилечебными факторами (минеральные источники, залежи лечебных грязей,климатические и другие условия), благоприятными для организации профилактики илечения заболеваний. Земли курортов подлежат особой охране. В целях охраныприродных лечебных факторов вокруг земель курортов устанавливаются округа санитарнойохраны. В пределах этих округов запрещается предоставлять земельные участки темюридическим и физическим лицам, деятельность которых несовместима с охранойприродных лечебных факторов и благоприятных условий для отдыха населения.Порядок использования земель оздоровительного назначения определяетсязаконодательством Республики Беларусь. К землям историко-культурного назначенияотносятся земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, местпогребений и кладбищ, археологических памятников, а также археологическийкультурный слой в исторических центрах городов и других населенных пунктов. Наэтих землях запрещается любая деятельность, противоречащая их целевомуназначению. Порядок использования земель историко-культурного назначенияопределяется законодательством Республики Беларусь.
5) земли лесного фонда. Кземлям лесного фонда относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом(вырубки, гари, прогалины и др.), но предоставленные для нужд лесногохозяйства. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий для целей, несвязанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется в соответствии состатьей 4 настоящего Кодекса по согласованию со специально уполномоченнымгосударственным органом лесного хозяйства. Порядок использования земель лесногофонда определяется законодательством Республики Беларусь. Районныеисполнительные и распорядительные органы по согласованию со специальноуполномоченным органом лесного хозяйства могут предоставлять земли лесногофонда колхозам, совхозам, другим юридическим лицам и гражданам во временное пользованиедля сельскохозяйственных целей. Порядок налогообложения, ставки земельногоналога и предельный размер арендной платы за земельный участок устанавливаютсязаконодательством Республики Беларусь.
6) земли водного фонда. Кземлям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, болотами,гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли,выделенные под полосы отвода по берегам водных объектов, магистральныхмежхозяйственных каналов и коллекторов. Порядок использования земель водногофонда определяется законодательством Республики Беларусь.
7) земли запаса. Землямизапаса являются все земли, не предоставленные в пользование, пожизненноенаследуемое владение и не переданные в частную собственность. В состав земельзапаса могут включаться неиспользуемые и изымаемые в установленном порядке уземлепользователей, землевладельцев или собственников земельные участки. Землизапаса предоставляются с учетом их пригодности для различных целей всоответствии с настоящим Кодексом. Отнесение земель к категориям, указанным встатье 3 настоящего Кодекса, производится в соответствии с основным целевымназначением земель. Перевод земель из одной категории в другую производится вслучаях изменения основного целевого назначения этих земель. Отнесение земель куказанным категориям и перевод их из одной категории в другую производятсяорганами, принимающими решения о предоставлении этих земель, а в случаях, несвязанных с предоставлением земель в пользование, пожизненное наследуемоевладение, в собственность, — органами, утверждающими проекты землеустройстваили принимающими решения об образовании объектов природоохранного, оздоровительного,историко-культурного и другого назначения, если иной порядок не предусмотрензаконодательством Республики Беларусь.
Перечень категорийземель, который дается в Кодексе Республики Беларусь о земле, являетсяисчерпывающим, но состав каждой категории может изменяться, например, привключении в нее или исключении каких-либо видов земель. Классификация земель навиды осуществляется как в рамках какой-то одной категории (например, делениеземель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельскихнаселенных пунктов), так и применительно ко всем или части земель РеспубликиБеларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по формесобственности или режиму использования). Деление земель на виды позволяетдетализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны[7. с. 54].
В силу того, что объектомземельных правоотношений является земля как предмет, по поводу которогоустанавливаются права и обязанности участников земельных отношений, этиотношения характеризуются определенным единством.
В рамках этого единствапроводится классификация земельных правоотношений на виды с учетом существенныхэлементов, составляющих правоотношение.

3. Задача
С целью привлеченияклиентов Торговый дом «Сузорье» обратился в горисполком с ходатайством обустройстве бесплатной охраняемой автостоянки, примыкающей к подъезднойавтодороге на землях общего пользования, обязуясь при этом организовать еефункционирование во время работы торгового дома.
Дайте характеристикусодержания проекта отвода и порядка предоставления земельного участка? Каковправовой режим земельного участка?
 
Решение задачи
При ответе на первыйвопрос использовали Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 года№ 422 «Об утверждении положения о порядке изъятия и предоставления земельныхучастков».
1. «2. Земельные  участки предоставляются на основании проектов их отвода. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, пожизненном наследуемом  владении, частной собственности, аренде, производится  только после изъятия этого участка у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника и арендатора, за исключением случаев, предусмотренных статьей 47 Кодекса Республики Беларусь о земле. Земельный участок, находящийся в частной собственности, предоставляется только после выкупа его у собственника. 5. Для предоставления земельного участка с целью размещения объекта требуются: 5.1. предварительное согласование места размещения объекта; 5.2. разработка проекта отвода данного участка; 5.3. принятие в порядке, определенном законодательством, решения о предоставлении земельного участка; 5.4. установление в натуре (на местности) границ предоставленного земельного участка, составление и выдача документов, удостоверяющих право пользования, пожизненного наследуемого владения им, частной собственности на этот участок, или заключение в порядке, определенном законодательством, договора аренды земельного участка. 21. Проект отвода земельного участка разрабатывается, как правило, в целом на объект, включая подъездные дороги и инженерные коммуникации. Он может разрабатываться на часть объекта, если в архитектурном (строительном) проекте предусмотрена очередность строительства этого объекта (отдельно стоящих зданий, сооружений). 22. При размещении объекта на земельном участке, находящемся в границах нескольких районов, проект отвода данного участка разрабатывается по каждому району. 23. Разработку проекта отвода земельного участка, условия и сроки  которой  определяются  договором, осуществляют организации по землеустройству, находящиеся в ведении Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Для строительства и обслуживания жилого дома, а также для целей, указанных в пункте  31 настоящего Положения, проект отвода земельного участка может разрабатывать землеустроительная служба сельского, поселкового, городского, районного исполнительного комитета. 31. Отвод земельного участка юридическому лицу для ведения товарного  сельского хозяйства, сельского хозяйства, подсобного сельского хозяйства, для нужд лесного хозяйства (кроме размещения объектов), а также физическому лицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения  и выпаса скота осуществляется без оформления материалов предварительного согласования его места размещения. 37. Выдача документов, удостоверяющих право пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком и право частной собственности на этот участок, производится в соответствии с законодательством».
2. Правовой режим земельных участков,предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, зависит,во-первых, от титульного права на землю (будет различным в случае правапожизненного наследуемого владения и права аренды), во-вторых, от категорииземель (на земельные участки крестьянских хозяйств распространяется правовойрежим земель сельскохозяйственного назначения), находит свое отражение в правахи обязанностях по использованию земли, установленных земельнымзаконодательством, и в специальных правовых нормах, непосредственно посвященныхземлевладению граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Закреплениев Конституции Республики Беларусь нормы о государственной собственности наземли сельскохозяйственного назначения исключает возможность приобретения вчастную собственность земельного участка для ведения крестьянского хозяйства, аиспользование права пожизненного наследуемого владения определяет спецификусубъектного состава в земельных правоотношениях, участником которых фактическистановится не крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, а одиниз его членов – глава крестьянского хозяйства.
Крестьянские хозяйстванаделяются широкими правами по использованию земельных участков. Они имеютправо:  самостоятельно хозяйствовать на земле; право собственности на посевы,посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, на произведеннуюсельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; использовать вустановленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участкеобщераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты,а также эксплуатировать другие полезные свойства земли; в установленном порядкевозводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения,проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строитьгидротехнические сооружения; участвовать в решении вопросов мелиорации и вразработке других мероприятий, влияющих на эффективность использования егоземель. При изъятии земли или добровольном отказе от земельного участкакрестьянские хозяйства имеют право на полную компенсацию затрат по повышению ееплодородия. Однако, учитывая, что они не являются собственниками земельныхучастков, последние не могут быть предметом купли-продажи, аренды, залога идарения. Земельные участки, предоставленные для ведения крестьянского(фермерского) хозяйства, не подлежат разделу. В случае права пожизненногонаследуемого владения участок может быть передан по наследству, а такжедопускается обмен земельными участками в установленном порядке. Земельнымзаконодательством и специальным законодательством о крестьянском (фермерском)хозяйстве определяются не только права, но и обязанности по использованиюземли, к которым, в частности, относятся: 1) эффективное использование земли всоответствии с целевым назначением, повышение ее плодородия, применениеприродоохранных технологий производства, недопущение ухудшения экологическойобстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; 2)осуществление мероприятий по охране земель; 3) своевременное внесение аренднойплаты и платы за землю; 4) соблюдение прав других землевладельцев,землепользователей и собственников земельных участков.
В процессефункционирования крестьянского (фермерского) хозяйства может возникнутьобъективная необходимость в переоформлении права пожизненного наследуемоговладения на другое лицо. В законодательстве рассматриваются два возможныхслучая перехода права пожизненного наследуемого владения: 1) при отказе главыкрестьянского хозяйства возглавить хозяйство и быть его членом; 2) в случаесмерти главы хозяйства.
В первом случае правопожизненного наследуемого владения с согласия всех членов хозяйства передаетсяодному из членов семьи, ведущему совместно с главой крестьянское хозяйство, илииному трудоспособному лицу, имеющему необходимую квалификацию, опыт работы всельском хозяйстве, а также имеющему право в соответствии с законодательствомвести крестьянское хозяйство. При этом осуществляется переоформлениегосударственного акта на право пожизненного наследуемого владения. Во второмслучае имеет место наследование земельного участка. Право пожизненного наследуемоговладения может быть передано по наследству одному из членов крестьянскогохозяйства, а при отсутствии таких членов оно возникает у другого наследника позакону, если к нему переходит имущество крестьянского хозяйства и наследникявляется трудоспособным, желает вести хозяйство, имеет необходимую квалификациюи опыт работы в сельском хозяйстве, а также право вести крестьянское хозяйство.Споры между наследниками, между наследниками и другими гражданами по поводупреимущественного права на дальнейшее ведение хозяйства разрешаются общим судомс учетом вклада каждого из них в развитие хозяйства, их реальных возможностейпо ведению крестьянского хозяйства (трудоспособности, профессиональнойподготовки). В соответствии с действующим законодательством земельные споры,обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские(фермерские) хозяйства, а также жалобы названных лиц на решения исполнительныхи распорядительных органов по вопросам владения (пользования) землей,подведомственны хозяйственным судам.

Список использованныхисточников
1.        КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
2.        Кодекс РеспубликиБеларусь «О земле» от 4 января 1999г. № 226-З Принят Палатой представителей 25 ноября 1998 года.Одобрен Советом Республики 19 декабря 1998 года. Юридическая база «ЮСИАС».
3.        Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 6 августа 2002 года № 422 «Об утверждении положения опорядке изъятия и предоставления земельных участков» Юридическая база «ЮСИАС».
4.        Закон РеспубликиБеларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного Совета РеспубликиБеларусь 1993г. №1 Юридическая база «ЮСИАС».
5.        Желваков Э. Н.Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа«Интел-Синтез». 2000 –110с.
6.        Ерофеев Б. В.Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.:Юрист. 2001 – 215с.
7.        С.А. Балашенко,Д. М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. –398с
8.        Учебное пособие. Балашенко С.А… «Государственноеуправление в области охраны окружающей среды». — Мн.: БГУ, 2000. — 341с.