Лекция
по
Теорииорганизации
Тема: «Организационно-правовыеформы межорганизационной интеграции»
1. Глобализациямеждународного бизнеса
Существенной чертой международногобизнеса становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости ивзаимовлияния различных сфер деятельности. Глобализация международного бизнеса проявляется,прежде всего, в активизации в последние годы деятельности транснациональныхкорпораций (ТНК).
Основные принципыдеятельности ТНК, действовавших в 1980-е гг., — экономия, гибкость,маневренность и компактность — сменились ориентацией на экспансию и рост, чтоособенно проявилось в последние годы. Рост компаний обусловлен слияниями и поглощениями.На эту стратегию ориентированы многие успешные фирмы, возглавляющие рейтингикрупнейших компаний.
ТНК опираются на тригруппы организационных форм ведения международного бизнеса:
— организационные формымеждународного бизнеса с закреплением их юридического статуса в странебазирования, т. е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностраннымиинвестициями);
— организационные формымеждународного бизнеса с закреплением их налогового статуса, но без созданияюридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц);
— организационные формымеждународного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без созданияюридических лиц и закрепления налогового статуса).
Рассматривая первуюгруппу форм, необходимо отметить, что они создаются путем учреждения новойфирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или сместным партнером), путем приобретения доли действующей российской фирмы илиполного ее поглощения, в т. ч. в процессе приватизации.
Организационные формы вобласти международного бизнеса, характеризующиеся закреплением их юридическогостатуса, создаются в виде дочерних, ассоциированных или полностьюсамостоятельных компаний.
Дочерняя компания регистрируется как компания ссобственным балансом, т.е. является юридическим лицом, но контроль над нейосуществляет материнская компания, обладающая основной частью ее акций (паев).В России компания признается дочерней, когда основной компании принадлежитбольшинство голосов по обыкновенным акциям дочерней компании.
Ассоциированнаякомпанияотличается от дочерней тем, что находится под более слабым контролемматеринской, так как последней принадлежит существенная, хотя и не основнаячасть акций (паев). В России компания считается зависимой, если преобладающаякомпания имеет более 20 % голосующих акций зависимой.
Для выбораорганизационной формы международного бизнеса (с закреплением юридическогостатуса компании) очень важны основные мотивы вложения средств. Среди нихследует отметить:
• создание за рубежомсобственной инфраструктуры современного международного бизнеса (складов, базподработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний и т. д.), т.е. товаро- и услугопроводящей сети преимущественно для сбыта товаров и услуг,произведенных в стране-экспортере;
• организацияпроизводства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что ввоз некоторых изних в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений(таможенных тарифов, квот) или из-за особенностей этих товаров или услуг(например, в сфере услуг часто единственным способом продажи услуги является еепроизводство на месте);
• организацияпроизводства товаров и услуг за рубежом, когда оно оказывается дешевле иэффективнее, например, из-за экономии на транспортных расходах, наличиядефицитных материальных ресурсов, низкой стоимости рабочей силы (при высокой трудоемкостипроизводства) или из-за того, что данная страна оказывается самым дешевымместом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включаярынки страны происхождения;
• организацияпроизводства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что для некоторых видовпродукции, особенно технически сложных, важны послепродажное обслуживание,консультационные и иные услуги, требующие постоянного присутствия производителяна рынке. В этом случае собственное производство в зарубежной стране нередковыгоднее, чем создание там только сбытовой фирмы, и еще более выгодно, чем сбытчерез посредников.
2. Межорганизационныеформы бизнеса
Концерн— это форма объединения (как правило,многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системыучастия, финансовых связей, договоров об общности интересов, личной унии, патентно-лицензионныхсоглашений, тесного производственного сотрудничества.
Основные особенностиконцернов:
• это самая жесткая, несчитая треста, форма интеграции компаний;
• это обычно объединениепроизводственного характера;
• входящие в концернкомпании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами, а фактическиподчинены единому хозяйственному руководству;
• в рамках концернацентрализованы: финансово-экономическое управление, научно-техническая икадровая политика, ценообразование, использование производственных мощностей;
• головная компанияконцерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании;
• деятельность концернаориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнскойвыступает чаще всего производственная компания, которая является держателемконтрольных пакетов акций дочерних предприятий;
• в рамках концернаполностью контролируется деятельность образующих его компаний.
В зависимости отхарактера связей между компаниями различают вертикальный (концерн, объединяющийкомпании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процессапроизводства готового продукта, например горнодобьтвающие, металлургические имашиностроительные) и горизонтальный (концерн, объединяющий компанииодной отрасли, выпускающие одинаковую продукцию или осуществляющие одни и те жестадии производства) концерны.
Концерны действуют вотраслях, где развито крупное и массовое производство, применяются высокиетехнологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия, машиностроение иавтомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.
С точки зрения системыучастия в капитале,можно выделить два вида концернов: концерн подчинения, организованный ввиде материнской и дочерних компаний, и концерн координации, состоящийиз сестринских обществ. Тем самым все члены концерна совместно воздействуют наполитику концерна, который остается под единым руководством.
Концерн подчинениясоздается для объединения производства по технологической цепочке, а концернкоординации — в целях интеграции таких видов деятельности, как проведениеединой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственногоразвития компаний, кадровой политики и т. п.
Концерны, имеющиеиностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны.
Конгломерат — организационная форма интеграциикомпаний, объединяющая под единым финансовым контролем сеть разнородных предприятий,возникающую в результате слияния различных фирм, независимо от ихгоризонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.Особенности конгломератов:
• интеграция в рамкахданной организационной формы предприятий различных отраслей без ихпроизводственной общности, причем объединяемые компании не имеют нитехнологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора,а профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимаетрасплывчатые очертания или исчезает вовсе;
• объединяемые компании сохраняютюридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются вфинансовом отношении полностью зависимыми от материнской компании;
• конгломератамсвойственна значительная децентрализация управления, а их отделения пользуютсясущественно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельностипо сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционныхдиверсифицированных концернов;
• основными рычагами управления конгломератами выступаютфинансово-экономические методы, а также косвенное регулирование деятельности подразделенийсо стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании;
• в структуреконгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга входяткрупные финансовые и инвестиционные компании.
Компания добивается от поглощаемыхфирм снижения издержек, строго контролируя работу управляющих и следя за тем,чтобы они укладывались в бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроляконгломерат добивается прекрасных результатов от прежде убыточных предприятий.
Основными способамиобразования конгломератов служат слияния и поглощения. Основные мотивыконгломератных слияний и поглощений:
• получениесинергетического эффекта;
• обеспечение болееширокой экономической основы бизнеса;
• возможность дешевокупить и дорого продать;
• прогнозированиеизменения структуры рынков или отраслей;
• стремление повыситьимидж руководства компании;
• стремление высшегоуправленческого персонала повысить свои доходы, учитывая применение опционовкак средство долгосрочного поощрения;
• ориентация на доступ кновым важным ресурсам и технологиям.
Консорциум — временный союз хозяйственно независимыхфирм, целью которого может быть их скоординированная предпринимательская деятельность,союз, создаваемый чаще всего для совместной борьбы за получение заказов и ихсовместного исполнения.
Особенностиконсорциумов:
• организация консорциумаоформляется соглашением;
• консорциум можетсоздаваться с образованием и без образования юридического лица, при этоморганизационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может бытьАО или другие хозяйственные общества;
• в рамках консорциумаего участники не формируют каких-либо организационных структур, за исключениемнебольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);
• компании, входящие вконсорциум, сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность, кромедеятельности, связанной с достижением целей консорциума;
• зачастую консорциумыявляются бесприбыльными организациями;
• цель созданияконсорциумов — объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно всфере основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, вт. ч. международных, или совместное проведение крупных финансовых операций поразмещению займов, акций;
• компании могутодновременно входить в состав нескольких консорциумов, так как могутучаствовать в нескольких проектах.
Хотя участники консорциумане теряют юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграцииобладает практически всеми преимуществами компании с юридическойответственностью. Консорциум способен эффективно действовать в рыночной среде,привлекая значительные объемы средств для реализации капиталоемких проектов. Какправило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных идорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических,производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместнорешить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместнойразработки месторождений. Пример: консорциум нефтедобывающих компаний «Shell», «ВР».
Консорциумы могут бытьзакрытыми и открытыми.
Речь идет о закрытомконсорциуме, если компания-заказчик заключает контракт с каждым участником вотдельности. Участники открытого консорциума в том, что касается его общихцелей, подчиняются одному лидеру и несут солидарную ответственность пообязательствам консорциума в пределах своих долей участия.
Лидер консорциумакоординирует совместную деятельность участников, получал за это отчисления отдругих членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который долженотвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидерпредставляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, нодействует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума.Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размереих долей в общем объеме поставок и услуг. Каждый член консорциума финансируетсвою долю работ и несет соответствующие коммерческие и технические риски.
В мировой практике чащевсего встречаются консорциумы, большинство которых можно отнести к консорциумамфинансового типа.
Банковский консорциум — группа банков, временноорганизуемая одним из крупнейших банков — главой консорциума — для совместногопроведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширениясферы деятельности или выхода на новые рынки.
Консорциум-гарант — банковская группа во главе сбанком-лидером, гарантирующим полученный кредит.
Гарантийный консорциум — соглашение между несколькими компаниямииз различных сфер деятельности, в соответствии с которым распределяются взятыеими на себя риски и обеспечивается их возмещение.
Подписной консорциум — консорциум, гарантирующийреализацию займа или размещение новых ценных бумаг.
Финансовый консорциум — временное соглашение несколькихбанков для проведения крупных финансовых операций, например для размещения займов.
Экспортный консорциум — внешнеторговое объединение, включающеекомпании разных стран для содействия экспортным операциям входящих в негокомпаний.
Финансовые илиподписные консорциумы могут быть временными и постоянными. Временные консорциумыобразуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов насравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянныеконсорциумы обычно создаются для проведения операций по размещению займов втой или иной стране или группе стран, операций с бумагами отдельных акционерныхобществ, крупных финансовых, коммерческих к инвестиционных операций.
Во главе финансовыхконсорциумов стоят, как правило, крупные банки или банковские монополии,подбирающие участников соглашения — консортов, разрабатывающие условия займаили организации АО, занимающиеся юридическим оформлением документации,введением займов в биржевую котировку, размещающие акции и облигации. Членыконсорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения,размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссииакций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценныхбумаг.
Картель — объединение фирм одной отрасли,вступающих между собой в соглашение по различным вопросам коммерческойдеятельности компании. Это может быть соглашение о ценах, рынках сбыта, объемахпроизводства и продаж, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочейсилы и т. д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.
Картельное соглашение невсегда оформляется договором в письменном виде. Нередко оно существуетнегласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст,либо в устной форме джентльменских соглашений. Фирмы, заключающие картельноесоглашение, сохраняют юридическую, финансовую, производственную и коммерческуюсамостоятельность.
Для картеля характерныследующие признаки:
• договорный характеробъединения;
• сговор группыпроизводителей с целью полного или частичного прекращения конкуренции междуними и получения монопольной прибыли;
• сохранение правасобственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этимхозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
• объединение, как правило,нескольких компаний одной отрасли;
• совместная деятельностьпо реализации продукции, в ряде случаев распространяемая на производство;
• система принуждения,предполагающая выявление нарушений и санкции к нарушителям.
В соответствии сантимонопольным законодательством большинства стран картельные соглашениязапрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего сельское хозяйство).Установлен разрешительный порядок деятельности картелей при наличии особыхусловий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные сфиксированием цен, делением рынка, ограничением выпуска продукции ипроизводственных мощностей, т. е. с мерами, направленными на искажение илиограничение конкуренции. Запрет может быть снят для:
• картелей, на которыеприходится небольшая доля рынка, например в рамках ЕС, если доля рынка,охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта;
• картелей, деятельностькоторых базируется на освоении нового рынка;
• картелей, приносящихпользу экономике страны, например способствующих техническому прогрессу;
• кризисных картелей, т.е. картелей, сокращающих, например, излишние производственные мощности.
В мировой практикевыделяется несколько видов картелей.
• денежный картельутверждает унифицированные цены при равных условиях поставок и платежей.
• долевой картельможет быть квотным и территориальным. В первом случае это так называемыйкартель продукции, выделяющий каждому участнику квоту для продажи продукции всоответствии с производственными мощностями. Регулирование предложения путемпредоставления квот позволяет картелям контролировать цены на товарных рынках.Во втором случае это территориальный картель, предоставляющий каждому участникутерритории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.
• Закупочный картельпредставляет собой монопольное соглашение нескольких фирм о закупке сырья иопределенных товаров в интересах всех участников с целью сбить закупочные цены.
• Участники калькуляционногокартеля договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов.
• Кондиционный картельопределяет условия реализации товара.
• Контингентированныйкартель предполагает установление для участников соответствующихконтингентов.
• Кризисный картельсоздается при стойком снижении спроса или временном сокращении сбыта для ограниченияконкуренции.
• Патентный картельопределяет направления совместного использования какого-либо техническогоизобретения.
• Производственныйкартель устанавливает объем производства для каждого своего участника.
• Региональный картельопределяет области сбыта.
• Ценовой картельустанавливает для участников продажные цены товара.
Полная версия картеляпредполагает не только единые цены и совместный сбыт, но и ограничениепроизводства путем установления квот на объем выпуска для отдельныхпроизводителей и регулирования производственных мощностей. Эффективность деятельностикартеля определяется, прежде всего, участием в этой организационной форме интеграцииосновных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля.Отказ от участия в картеле отдельных ведущих производителей, а такжевозможность для покупателя переключаться на продукты-заменители ли могутподорвать контроль картеля над уровнем цен.
Синдикат — объединение однородных промышленныхпредприятий, созданное в целях организации продаж через общую сбытовую контору,организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерногообщества, общества с ограниченной ответственностью и т. п.), с которой каждыйиз участников синдиката заключает одинаковый по условиям договор.
К особенностямсиндиката как организационной формы интеграции компаний можно отнести:
• сохранение участникамисиндиката юридической и производственной самостоятельности, но ограничение ихкоммерческой самостоятельности
• устранение внутреннейконкуренции среди участников синдиката как разновидности картельногосоглашения;
• централизация сбыта, предполагающая,что участники синдиката продают (полностью или частично) продукцию через единыйсбытовой орган, причем функции централизованного сбыта могут быть такжепоручены одному из участников синдиката.
• сохранение в рядеслучаев участниками синдиката собственной сбытовой сети, тесно связанной сосбытовой конторой или обществом синдиката;
• осуществление через сбытовоюконтору или сбытовое общество синдиката закупок сырья для его участников.
Синдикаты шире всегораспространены в отраслях, производящих однородную продукцию: горнодобывающей,металлургической, химической.
Синдикат как формаобъединения одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая местоболее сложным и гибким формам.
Пул — форма объединения компаний, прикоторой прибыль всех участников поступает в общий фонд и распределяется междуними в установленной пропорции.
Пул характеризуетсярядом особенностей:
• эта организационнаяформа интеграции является разновидностью картеля;
• объединение компаний ввиде пула имеет обычно временный характер;
• в рамках пулаустанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли участников.
В мировой практике можновстретить следующие виды пулов.
• Биржевой пул —объединение финансовых средств ради повышения или понижения курса акций.
• Конкретный пулобъединение инвесторов, направляющее средства на конкретный объект.
• Патентный пул — соглашениеболее чем двух компаний о взаимном использовании патента. Участники такого пулаполучают доход в размере квоты, назначаемой при вступлении в пул, от прибыли,которую дает использование патента.
• Торговый пул —объединение, участники которого договариваются о накоплении и задержке наскладах определенного товара до момента, самого выгодного для его продажи поповышенной цене из-за искусственно созданного дефицита.
Трест — объединение в единыйпроизводственный комплекс предприятий, теряющих юридическую, производственную икоммерческую самостоятельность. Руководство их деятельностью осуществляется изединого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевымучастием отдельных предприятий.
Особенности треста:
• это самая жесткая изпрочих форм интеграции компаний;
• трест предполагаетобъединение всех, а не отдельных (как в картеле) сторон хозяйственнойдеятельности предприятий;
• трест характеризуетсясравнительно высокой производственной однородностью своей деятельности, чтопроявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видахпродукции;
• объединяемые в трестпредприятия подчиняются единственной компании, обеспечивающей оперативноеруководство как всем производственным комплексом, так и связанными с нимобслуживающими и торговыми предприятиями.
Форма треста удобна дляорганизации комбинированного производства, т. е. объединения в одной компаниипредприятий разных отраслей, представляющих собой либо последовательные ступениобработки сырья, либо дополняющих друг друга.
Ассоциация — добровольное объединениеюридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной,культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой, цели.
Особенностиассоциации:
• это самая «мягкая» извсех форм интеграции компаний;
• ассоциация создается вцелях кооперации деятельности рекомендательного характера;
• допускаетсяцентрализация определенных функций, в основном информационного характера;
• члены ассоциациисохраняют хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;
• ассоциация не отвечаетпо обязательствам своих членов;
• члены ассоциации несутсубсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке,предусмотренных учредительными документами;
• члены ассоциации вправебезвозмездно пользоваться ее услугами.
По российскомузаконодательству, коммерческие организации в целях координациипредпринимательской деятельности, а также защиты общих имущественных интересовмогут по договору создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций илисоюзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решениюучастников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательскойдеятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственноеобщество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственноеобщество и участвовать в нем.
Члены ассоциации вправепо своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случаеони несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциациипропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциацииможет быть исключен из нее решением других участников в случаях и порядке,установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительнымдоговором). С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.
Одной из разновидностейассоциаций служит торговая ассоциация — структура, создаваемая входящими в отраслькомпаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов вправительстве и законодательных органах.
Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух илиболее независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, получениясинергетического эффекта благодаря объединению и взаимодополнениюстратегических ресурсов компаний.
Особенностистратегического альянса:
• это соглашение осотрудничестве выходит за пределы обычных торговых операций, но не означаетслияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическимиальянсами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскимиотношениями контрактного типа. Последние существуют ограниченное время ииспользуются для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношенияне предполагают дальнейшего развития отношений;
• стратегический альянсоснован на среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многостороннихсоглашениях;
• в стратегический альянсмогут вступать не только поставщики и клиенты, но и конкуренты;
• в рамках стратегическихальянсов участники совместно координируют стратегическое планирование иуправление, что позволяет им согласовать свои долгосрочные партнерскиеотношения с выгодой для каждого;
• стратегические альянсысоздаются компаниями на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а такжекомпаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и использующимивзаимодополняющие технологии и опыт;
• стратегический альянс,как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;
• компании могутучаствовать во множестве стратегических альянсов;
• стратегические альянсысоздаются на определенный срок и распадаются, когда необходимость в объединенииотпадает;
• стратегические альянсывоздействуют на состояние конкуренции — объединившиеся компании направляютусилия больше против общих конкурентов, чем одна против другой;
• стратегический альянспредставляет собой менее всего ограничиваемый законодательно способ проникновенияна рынок.
Выделяют четыреразновидности стратегических альянсов:
• стратегические альянсыс акционерным участием в существующих предприятиях;
• стратегические альянсы,формирующиеся ради создания новых компаний;
• стратегические альянсы,создаваемые для реализации инвестиционных проектов;
• стратегические альянсы,предполагающие, что кооперационные связи не регламентируются участникамижестко.
С точки зрения сферыдеятельности стратегические альянсы создаются для реализации проектов НИОКР,для организации совместного производства и для совместного освоения новыхрынков. Больше всего распространены альянсы, создаваемые ради сотрудничества всфере НИОКР, к этой группе относится более половины всех стратегических союзов.
Мотивами вступления вальянсы:
• достижение экономии намасштабах производства;
• совместноеиспользование производственных мощностей;
• объединение усилий впроизводстве компонентов или сборке конечной продукции;
• снижение рисканеопределенности и повышение стабильности развития для компаний, объединяющихопыт и ресурсы;
• доступ на рынки сосложившимися рыночными структурами и продвижение продукции друг друга;
• передача технологий,знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;
• совместная разработка ипроизводство технически сложных изделий (средств коммуникации, компьютеров,самолетов и т. п.).
Цели, ради которыхкомпании вступают в стратегические альянсы, существенно различаются. Некоторыеальянсы должны улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок, другиепредполагали обмен технологиями, третьи были призваны обновить ассортименткорпорации, четвертые — изучить производственные методы и т. п.
Компании развитых стран,ориентированные на экспорт, всегда искали возможности альянса с компаниями менееразвитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок своюпродукцию. Крупнейшие корпорации создают стратегические альянсы для усилениясовместных возможностей по обслуживанию целых континентов и расширениюдеятельности на мировом рынке. Так, японские и американские компании создалиальянсы для укрепления своей конкурентоспособности на рынках стран ЕС и освоенияоткрывающихся рынков восточноевропейских стран.
Самая большая опасностьмногих альянсов заключается в том, что их участники могут достаточно хорошоизучить операции партнеров и стать их успешными конкурентами. Кроме того,эффективная координация деятельности самостоятельных компаний является сложнойзадачей, поскольку они имеют различную мотивацию и порой противоречивые цели.Достаточно независимые партнеры могут принимать решения, не оптимальные в планеинтересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынужденысглаживать противоречия между задачами, стоящими перед стратегическим альянсоми перед его отдельными партнерами; приходится преодолевать также языковые икультурные барьеры. Результаты анализа, связанного с деятельностьюстратегических альянсов, показали, что почти половина из них не дают ожидаемойотдачи, а их участники зачастую оказываются в сложном положении, подчас жертвуясвоими преимуществами.
Эффект вступленияданной компании в стратегический альянс будет в целом положительным, если:
• партнер «совместим» сней;
• товары и позиции нарынке партнера дополняют товары и позиции данной компании, а не конкурируют сними;
• в рамкахстратегического альянса данная компания не будет передавать партнеруинформацию, которая может изменить конкурентную ситуацию;
• от альянса не ожидаютнемедленной отдачи, понимая, что во многом результат зависит от доверия междукомпаниями;
• при заключениистратегического альянса компания быстро и детально ознакомится с основнымиидеями и практикой партнера в области технологий и управления, а также внедритв свою деятельность самые рациональные элементы;
• стратегический альянсрассматривается как временное соглашение между партнерами, допускающеенемедленное расторжение в случае, когда оно становится невыгодным.
3. Сравнительныйанализ организационных форм интеграции
Результаты сравнительногоанализа организационных форм интеграции компаний представлены в таблицах.
/>
4. Совместныепредприятия
Совместноепредприятие (СП)— это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большимчислом юридических и физических лиц, объединивших усилия с целью созданиядолгосрочного прибыльного бизнеса. Учреждение совместной фирмы основано надоговоре, определяющем права и обязанности партнеров по отношению друг к другуи перед третьими лицами. СП также могут создаваться только национальнымикомпаниями, а также только иностранными.
Международнымсовместным предприятием является фирма, находящаяся в совместной собственности двух или болеевладельцев (юридических и физических лиц) из разных стран. Важный признак СП— совместная собственность партнеров на конечный продукт. По этому признакуотличают совместное предприятие от организационного оформления других операциймеждународного бизнеса. Этот признак определяет порядок расчетов междупартнерами.СП — единственно возможная форма совместной собственности насредства производства; такие предприятия по сути ориентированы на взаимную заинтересованностьи взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству.Любые другие операции в сфере международного бизнеса ориентированы наопределенные сроки действия, порой сравнительно короткие. Создание СП связано срешением многих проблем, связанных со стандартизацией и сертификациейпроизводства, материально-техническим обеспечением, преодолением существующихво многих странах экспортных ограничений.
Важными побудительнымимотивами создания СПслужат трудности самостоятельного вхождения компаний на внешние рынки,недостаточное знание зарубежной хозяйственной среды и необходимость объединитьусилия партнеров в условиях растущей экономической неопределенности.
Главное основаниесовместного владения собственностью за границей кроется все-таки в стремленииполучить и усилить синергетический эффект, т. е. взаимодополняющее действиеактивов двух или нескольких предприятий, находящихся в разных странах.Совокупный результат в данном случае намного превышает сумму результатов отдельныхдействий предприятий.
В ряде случаев компанииобъединяют ресурсы для борьбы с более крупными и мощными конкурентами. Поройдля сокращения издержек, неизбежных при открытии новых предприятий, группы иностранныхинвесторов создают совместные компании в третьих странах.
Цели совместногопредпринимательства могут быть различны. Основными из них являются:
• получение современныхзарубежных технологий, преодоление барьеров протекционизма в международной передачетехнологий;
• повышениеконкурентоспособности продукции и расширение ее экспорта, а также выход навнешний рынок за счет изучения специфических потребностей зарубежных рынков,проведения комплекса мероприятий по маркетингу, организации производства продукциив соответствии с характерными для мирового рынка параметрами качества или всоответствии с нормами, принятыми в странах, где планируется осуществлять еесбыт, а также выход на рынки стран, применяющих жесткий торговый протекционизми ограничения на иностранные инвестиции без участия местных предприятий и фирм;
• привлечениедополнительных финансовых и материальных ресурсов, возможность использоватьресурсы одного из учредителей СП по сравнительно низким ценам;
• снижение издержекблагодаря использованию трансфертного (внутрифирменного) ценообразования,экономия издержек сбыта;
• улучшение материально-техническогообеспечения за счет получения от зарубежного партнера дефицитных материальныхресурсов, полуфабрикатов, комплектующих.
Можно выделить пять основныхпризнаков, характеризующих СП.
1. Местонахождение СП иего учредителей. СП создаются компаниями как одной страны (национальнымкапиталом), так разных стран. По признаку принадлежности учредителей СП кразличным странам можно выделить следующие комбинации: промышленно развитыестраны — промышленно развитые страны, промышленно развитые страны —развивающиеся страны, развивающиеся страны — развивающиеся страны.
2. Форма собственностиСП. Можно выделить СП с участием лишь частного капитала, с участием частныхфирм и государственных предприятий или организаций, а также с участиемнациональных и международных организаций.
З. Доля участия партнеровв капитале СП. СП могут создаваться на паритетных началах (равная доля участияпартнеров в капитале предприятия), с преобладающим участием иностранногокапитала и с меньшей долей участия иностранного партнера.
4. Вид деятельности. Взависимости от целевых установок партнеров можно говорить об СПнаучно-исследовательского характера, СП производственного характера, закупочныхСП, сбытовых СП, комплексных СП.
5. Характер участияпартнеров в управлении СП. В одних случаях партнеры активно участвуют вуправлении, сообща формируют рыночную стратегию и решают технические вопросы. Вдругих СП роль партнеров (за исключением чаще всего представителей принимающейстраны) сводится к пассивному участию в финансировании капитальных вложений,приобретению крупных пакетов акций, но без какого-либо участия в оперативномуправлении.
Совместноепредпринимательство обладает важными преимуществами:
• ориентация надолгосрочное сотрудничество сторон в определенных сферах хозяйственнойдеятельности;
• объединениесобственности партнеров (денежных средств, зданий и сооружений, машин иоборудования, прав интеллектуальной собственности и т. п.) для достижения общейцели; совместное формирование уставного капитала;
• возможностькомплексного использования усилий партнеров по взаимодействию впредпроизводственной, производственной и сбытовой сферах, объединение взаимодополняющихэлементов производительных сил, принадлежащих партнерам, а также достижениесинергетического эффекта;
• невысокая потребность вналичных деньгах при осуществлении капиталовложений — зачастую болеесущественным вкладом в уставный капитал СП являются лицензии на технологии и т.п.;
• участие в прибылях СП,полученных благодаря использованию новых технологий, производству продукции,работ, услуг (распределение прибыли СП между учредителями, как правило,пропорциональны их вкладу в уставный капитал);
• снижение затрат на производствопродукции, поступающей от СП иностранной фирме-партнеру по кооперационнымсвязям;
• формирование органовуправления СП (Совета директоров, правления), независимых от органов управленияпредприятий — учредителей СП;
• относительная экономияна административных, управленческих и сбытовых расходах по сравнению ссоответствующими расходами при открытии за рубежом предприятий, полностьюпринадлежащих иностранным инвесторам, а также представительств и филиаловиностранных юридических лиц;
• восполнение недостающихпроизводственных мощностей за счет предприятий партнера;
• совместное бремя рискаи совместная ограниченная ответственность партнеров.
Для совместного предпринимательстватакже характерны определенные недостатки. Самые сложные проблемы — это проблемы взаимоотношенийпартнеров. Как показывает практика, они появляются в большинстве как вновьсоздаваемых, так и давно функционирующих СП. Непосредственное руководствохозяйственной деятельностью, решение проблем стратегии и тактики могутосуществляться только с учетом мнений всех партнеров. Нередко необходимыдлительные согласования при разработке совместной концепции. Конфликты междупартнерами связаны, как правило, с распределением прибыли, неодинаковойактивностью партнеров, стремлением одного из партнеров к более активномуучастию в управлении предприятием.
За рубежом СП создаютсяна паях двумя или несколькими национальными фирмами (хотя среди них могут бытьи иностранные) обычно на короткий срок для производства какой-либо продукции.Для этих компаний характерен узкий ассортимент продукции, короткий сроксуществования, а иностранное участие не обязательно.
Под влиянием изменений вмировой практике появляются новые формы интеграции организаций, что повышает ихконкурентоспособность.
Финансово-промышленныегруппы объединяют всвоем составе промышленные предприятия, исследовательские организации, торговыефирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые компании. Главные цели такойинтеграции — самоинвестирование, снижение трансакционных издержек, своевременноеобновление производственных фондов. Как правило, в рамкахфинансово-промышленной группы происходит концентрация инвестиционных ресурсовна приоритетных направлениях развития экономики, что ускоряет технологическоеразвитие и повышает экспортный потенциал группы.
Перспективной формойорганизации служат и предпринимательские союзы, представляющие собойобъединение компаний разных размеров и форм собственности на базе добровольныхкооперационных соглашений. Предпринимательский союз — достаточно гибкаяструктура, позволяющая входящим в нее организациям координировать свои действияи преследовать собственные цели, одновременно конкурируя между собой.
Особенно большую выгодуприносят своим участникам предпринимательские союзы компаний, объединенных вкластеры на определенных территориях, предоставляющих им те или иныеконкурентные преимущества. Примечательно, что при формировании кластера всеохваченные им производства начинают оказывать друг другу взаимную поддержку,усиливается свободный обмен информацией, ускоряется распространение новых идейи продуктов.