Организационные принципы государственной службы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Государственная служба игосударственное управление
I.1 Государственная служба: сущность иособенности в РФ
I.2 Понятия «государственноеуправление», «принципы государственной службы» и «принципы государственного управления»
II. Принципы государственной службы и государственногоуправления
II.1 Организационные принципы государственнойслужбы
II.2 Применение принциповгосударственной службы и государственного управления
Заключение
Список использованной литературы
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Всовременном обществе, уже давно, на смену обычным стихийным регуляторамсоциальных взаимодействий приходит стабильный регулятор в виде государственныхнормативов, которые направляют события в нужное для людей русло. Основныесоциальные процессы в современном обществе регулируются главным образомгосударством и его государственной (гражданской) службой.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о государственной службе является важным звеном в системеобеспечения функционирования института государственной службы и всегогосударства в целом.
Федеральныезаконы и государственной службе устанавливают ряд принципов, в том числеорганизационных, на которых зиждется вся система государственной службы вРоссийской Федерации. Но с каждым годом происходят изменения в законодательствеРоссии, ведётся полемика вокруг основ функционирования государственной имуниципальной службы, учёными высказываются разные оценки, относительнонеобходимости дополнения или изменения тех или иных принципов государственнойслужбы.
Всё этообусловливает актуальность изучения государственной службы и принципов, накоторых она основывается.
Цельюданного исследования является изучение сущности современной системыгосударственной службы, государственного управления, а также тех принципов,которые стоят в основе функционирования института государственной службы.
Всоответствии с поставленной целью работа состоит из введения, двух глав,заключения и списка использованной литературы.

I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ИГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
 
I.1 Государственная служба: сущность иособенности в РФ
Государственнаяи муниципальная (или, точнее, публичная) служба объединяет всех работающих лиц— сотрудников органов публичной власти, т.е. работающих на профессиональнойоснове и выполняющих задачи этих органов (например, государственных органов илиорганов местного самоуправления), которые входят в структуру государственнойадминистрации (органов муниципального образования), понимаемой в данном случаев широком смысле и включающей в себя органы государственной власти на уровнеРоссийской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В странахЗападной Европы публичная служба в общем виде также есть выполнение чиновникамина профессиональной основе функций и задач юридических лиц публичного права[1].
Федеральныйзакон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы РоссийскойФедерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ дает следующее определениегосударственной службы: государственная служба Российской Федерации — профессиональнаяслужебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполненияполномочий:
— РоссийскойФедерации;
— федеральныхорганов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
— субъектовРоссийской Федерации;
— органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектовРоссийской Федерации;
— лиц,замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральныхгосударственных органов;
— лиц,замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законамисубъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочийгосударственных органов субъектов Российской Федерации[2].
Система государственнойслужбы включает в себя следующие виды государственной службы:
— государственнаягражданская служба;
— военнаяслужба;
— правоохранительная служба.
Государственнаягражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскуюслужбу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Гражданская служба– вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебнуюдеятельность граждан Российской Федерации на должностях государственнойгражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральныхгосударственных органов, государственных органов субъектов РоссийскойФедерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, илиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации[3].
Военнаяслужба — вид федеральной государственной службы, представляющей собойпрофессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в ВооруженныхСилах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных)формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны ибезопасности государства.
Правоохранительнаяслужба — вид федеральной государственной службы, представляющей собойпрофессиональную служебную деятельность граждан на должностяхправоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях,осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка,по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Взаимосвязьгражданской службы с иными видами государственной службы Российской Федерацииобеспечивается на основе единства системы государственной службы РоссийскойФедерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
— соотносимости основных условий, размера оплаты труда и основных государственныхсоциальных гарантий;
— установления ограничений и обязательств при прохождении различных видовгосударственной службы Российской Федерации;
— учета стажаиной государственной службы Российской Федерации при исчислении стажагражданской службы;
— соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспеченияграждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
Такимобразом, в определении государственной службы можно выделить следующие аспекты:
— государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е.деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, какправило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельностиспециальных полномочий;
— в рамкахосуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственныхорганов;
— этадеятельность направлена на обеспечение функционирования государственныхорганов;
— такаядеятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. вданном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, таккак обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самомугосударственному служащему;
— обязательным требованием для государственного служащего является гражданствоРоссийской Федерации.
Итак,легальное (т.е. установленное в Федеральном законе «О системе государственнойслужбы РФ») истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать,что государственная служба — это профессиональная деятельность служащих вгосударственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.
Такимобразом, в соответствии с действующим законодательством в практическифункциональном смысле государственная служба представляет собой основанную назаконе деятельность персонала государственных органов представительной,исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной властив различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функцийгосударства.
 
I.2 Понятия «государственное управление», «принципыгосударственной службы» и «принципы государственного управления»
Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Среди российских учёныхнет единого подхода к трактовке предметного поля государственного управления.А.И. Радченко считает государственное управление разделом общей теорииуправления[4]. Д.П. Зеркин и В.Г.Игнатов относят государственное управление к политико-правовым и социальнымнаукам[5]. Г.В. Атаманчук и О.М.Рой вообще не вступают в дискуссию о предмете государственного управления,переходя прямо к изложению основной проблематики государственного управления[6].
Принцип(от лат. principium) — это специфическое понятие, вкотором содержатся не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь,сколько наше знание о них. Принцип есть фиксация результатов научного познаниясо всеми вытекающими отсюда последствиями.
Впроблеме принципов государственного управления наиболее ощутимо проявляется диалектика объективного исубъективного познания, знания и практическогодействия. Они не предметчистого сознания, умозрительности, и поэтому трудно соглашаться с темиавторами, в том числе и весьма именитыми, которые дают перечень тех или иныхпринципов, не утруждая себя особо доказательствами их материального бытия.Принципы объективны по природе и содержанию, но по своему выражению, оформлениюи закреплению являются фактом сознания. Это — проявление объективных законов всубъективной форме, в общественном сознании.
Неразрывностьобъективного и субъективного составляет весь гносеологический иметодологический секрет проблемы принципов государственного управления. Неслучайно мировая общественная мысль в течение почти всего XX века усиленноисследовала данную проблему и практически в каждой крупной работе по управлению(любому виду) о ней что-то говорилось.
Существуютразличные толкования понятия «принципы государственной службы»:
1)Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления,выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованныенаправления реализации компетенции, задач и функций государственных органов,полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.
2)Принципы государственной службы — значимость отношений, возникающих в системегосударственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службывлечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма,неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.
3)Принципы государственной службы — это субъективное понятие. Они формулируютсячеловеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовойкультуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётомдостигнутого уровня развития отраслевого законодательства.
Процессвыявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечатьследующим требованиям:
а)отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно-необходимыезакономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;
б)характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи вгосударственном управлении;
в)охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи,которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению,т.е. имеющих общий, а не частный характер;
г)отражать специфику государственного управления, его отличие от других видовуправления.
Сталобыть, понятие принцип государственного управления призвано вначале в научной, азатем и в правовой форме отражать закономерности, отношения и взаимосвязи,объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение дляего организации и функционирования. Оно должно впитать в себя генетическиеосновы принципов, их логические и правовые формы и их методологическую роль.
Принципгосударственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязьобщественно-политической природы и других групп элементов государственногоуправления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенногонаучного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретическойи практической деятельности людей по управлению[7].
Котличительным свойствам принципов государственного управления относятся их диалектичность и основанная на ней системность. Каждая закономерность, отношение ивзаимосвязь сложны по своей структуре, содержат в себе подчас противоречивые,разнонаправленные моменты. Между различными принципами можно обнаружитьопределенные противоречия и вместе с тем взаимодополнения, взаимопереходы. Прихарактеристике того или иного принципа приходится учитывать его взаимосвязь сдругими принципами, дополняемость ими и зависимость от них[8].Сложные взаимосвязи и взаимодействия между принципами существуют в рамках ихцелостной системы, в которой они уравновешивают или усиливают друг друга,раскрывают в полной мере свою природу и свои регулирующие способности.
Г.В.Атаманчук более 20 лет назад, предложил такую систематизацию принциповгосударственного управления:
1) общественно-политические принципы, сформулированные в результатепознания социальной природы государственного управления, общих закономерностейи основных особенностей его развития;
2) функционально-структурные принципы, абстрагированные посредствомисследования взаимодействий компонентов субъекта и объектов государственного управленияи раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий;
3) организационно-структурные принципы, отражающие характер, закономерности испецифику организационной структуры государственного управления (главнымобразом системы его органов) и служащие отправными моментами при ееформировании и совершенствовании, а также при организациигосударственно-управляющих воздействий;
4) принципыгосударственно-управленческой деятельности, раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязиметодов, форм и стадий управленческой деятельности государственныхорганов при формировании и реализации управленческихфункций и поддержании собственной жизнеспособности.
В общем,существует много различных систематизации принципов государственногоуправления, что свидетельствует о больших трудностях в выделении оснований длятакой интеллектуальной работы.

II. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
 
II.1 Организационные принципыгосударственной службы
 
Принципысовременной государственной службы закрепляются в различных законодательных идругих нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и другихзаконах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях,уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Ониреализуются государственными служащими посредствам их практических действий.Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системегосударственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательныхи иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принциповпубличной службы.
Реализацияпринципов построения и функционирования системы государственной службыобеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Федеральнымизаконами могут быть предусмотрены также другие принципы построения ифункционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
Принципыгосударственной службы — это основополагающие нормативно-правовые начала,установления, выражающие объективные закономерности в системе организации ифункционирования государственной службы, специфику, основное содержание итенденции развития данного правового института. И принципы эти именно правовые,т.е. нормативно закреплены и прослеживаются во всех правовых источниках,регулирующих данную сферу. Они обусловливают значимость, законность исоциальную ценность государственно-служебных отношений.
В литературеимеются разные подходы к классификации принципов государственной службы. Можновыделить из всего комплекса принципов те, которые относятся только (или восновном) к службе в целом; те, которые адресуются служащим; и, наконец,принципы, касающиеся граждан, когда они соприкасаются с государственнойслужбой. Д.Н. Бахрах разделяет принципы по трем основным критериям: законность;демократизм; профессионализм[9]. Существует выделениеконституционных и организационно-функциональных принципов государственнойслужбы (по аналогии с системой принципов государственного управления).Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которыеконкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационныепринципы отражают механизм построения и функционирования государственнойслужбы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческоготруда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственныхорганах. С точки зрения организации и функционирования государственной службыее принципы можно разделить на две группы: принципы организации государственнойслужбы; принципы ее практического функционирования.
Средиструктурно-организационных принципов государственного управления, связанных сзакономерностями, отношениями и взаимосвязями построения организационнойструктуры государственного управления, выделяются такие принципы, как:
1) единства системы государственнойвласти, обеспечивающийцелостность, согласованность и действенность государственно-управленческихпроцессов;
2) территориально-отраслевой, обусловливающий зависимостьорганизационных структур от территории, отрасли производства и
обслуживания,сферы общественной жизнедеятельности;
3) многообразия организационных связей, раскрывающих реальные вертикальные игоризонтальные организационные взаимодействия органов государственной власти иместного самоуправления в системе государственного управления;
4) сочетания коллегиальности иединоначалия, вызванныйспецификой организационного строения и порядка деятельности отдельных органовгосударственной власти и местного самоуправления;
5) линейно-функциональный, раскрывающий объем и содержаниеподчиненности и управленческого взаимодействия в организационной структурегосударственного управления.
Помимоконституционных принципов государственная служба имеет еще ряд специальныхпринципов, которые по значимости и роли в системе государственной службы можноназвать организационными. Они регламентируют различные взаимодействия каквнутри государственной службы, так и во взаимоотношениях государственной службыс обществом[10].
Принципединства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательноезакрепление единого подхода к организации государственной службы. Согласно ему основные требования являются едиными как для федеральнойгосударственной службы, так и для государственной службы субъектов РФ и соответственно для деятельности государственных служащих.
Этотпринцип обеспечивает независимость государственной службы от структурных и иныхперестроек в системе органов власти[11].
Единствоосновных требований осуществляется посредством системного урегулирования исогласования статусов государственных должностей, последовательностивзаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института государственнойслужбы. Например, в соответствии с группами государственных должностейгражданской службы установлены классные чины, в соответствии с которыми, в своюочередь, к претендентам предъявляются предусмотренные законом квалификационныетребования. Кроме того, различные требования к государственным должностямгражданской службы могут устанавливаться федеральными законами и законамисубъектов РФ, а также нормативными актами государственных органов — в отношениигражданских служащих этих органов.
Принципединства правовых и организационных основ государственной службы обеспечиваетгосударственному служащему равные возможности для осуществления должностныхобязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего моральногоклимата в государственных органах, а также качественному исполнению служебныхфункций.
Принципвзаимосвязи государственной и муниципальной службы изложен в гл. 1, ст. 7 Федеральногозакона «О государственной гражданской службе РФ».
Муниципальнаяслужба — это профессиональная деятельность напостоянной основе по обеспечению исполнения и исполнению полномочий органовместного самоуправления. В Законе о гражданской службе сказано, что взаимосвязьгражданской службы с муниципальной обеспечивается посредством:
1)единства основных квалификационных требований для замещения должностейгражданской службы и должностей муниципальной службы;
2)единства требований к профессиональной подготовке, переподготовки и повышениюквалификации гражданских и муниципальных служащих;
3)учета стажа муниципальной службы в стаже гражданской службы и стажа гражданскойслужбы в стаже муниципальной службы;
4)соотносимости основных условий оплаты служебной деятельности и социальныхгарантий;
5)соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспеченияграждан, проходивших гражданскую и муниципальную службу, а также членов ихсемей в случае потери кормильца.
Принципвзаимосвязи государственной службы и муниципальной службы пока проработаннедостаточно. Он не обеспечен необходимыми нормативными правовыми документамини с одной стороны (государственного управления), ни с другой (муниципальногоуправления). Руководители районного и регионального уровней государственногоуправления пытаются что-то здесь сделать, но в основном эти их инициативы покадалеки от требуемых решений. Федеральному Собранию необходимо продолжить работупо разработке данной проблемы.
Принципоткрытости государственной службы и ее доступности общественному контролю,объективного информирования общества о деятельности государственных служащих. Данный принцип тоже опирается на Конституцию РФ (ч. 3, ст. 15), в которойсказано, что все законы, а следовательно, и законы о государственной службе,подлежат официальному опубликованию[12]. Неопубликованные законыне применяются. Поэтому граждане вправе знать положение в государственной службе. В средствах массовой информациидолжна освещаться практика деятельности этой государственной структуры, ееуспехи и недостатки, материальное и другое обеспечение и т.д.
Внастоящее время официальной публикацией нормативных актов считается первоеопубликование их полного текста в «Российской газете» или журнале «Собраниезаконодательства Российской Федерации». При этом федеральные конституционные законыи федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи днейпосле дня их подписания Президентом РФ. Именно благодаря гласности может бытьустановлен общественный контроль за деятельностью государственной службы.
Следовательно,в законе впервые в нормативной форме закреплена обязанность государственныхслужащих предоставлять населению соответствующую информацию. В соответствии сч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местногосамоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможностьознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими егоправа и свободы. Вместе с тем федеральный закон (ст. 15) закрепляет иопределенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащийобязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашатьслужебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается насочетании социальной гласности и служебной конфиденциальности. Добитьсясочетания этих противоречивых требований нелегко. Все будет зависеть от общегопрогресса на пути достижения большей открытости и от того, в какой мере удастсясовместить операциональные нужды государственной службы со стремлением гражданк большей осведомленности.
По содержаниюданный принцип обусловлен, с одной стороны, положением о необходимости участияграждан в управлении государством и обществом, с другой — потребностью впостоянном учете мнения граждан при решении государственных задач.
Практикапоказывает, что для обеспечения гласности в системе государственной службынеобходимо:
1)создать механизм учета мнения граждан;
2)сформировать правовые условия безопасности граждан в случае критики имигосударственных органов, должностных лиц, управленческих структур;
3) обеспечитьгласность в процессе осуществления государственными служащими своих полномочийи компетенции государственных органов через средства массовой информации[13].
Принципгласности с необходимостью выводит на факты коррупции в государственномаппарате, запрещенном законом совмещении некоторыми государственными служащимигосударственных и предпринимательских должностей, получении завышенныхгонораров и т.д. В средствах массовой информации должны освещаться практика ихдеятельности, успехи и недостатки. Государственная служба не должна подприкрытием заботы о сохранении «государственной тайны» скрывать свои ошибки инедостатки.
Вместес тем совершенно недопустимы надуманные, огульные обвинения государственныхслужащих в печати, по радио и телевидению, оскорбляющих достоинство многихработников государственной службы. Этому в значительной степени сопутствует итот факт, что в нашем законодательстве не проведена в должной мередифференциация должностей государственных служащих и должностей политическихруководителей. Последние прячутся в нормативных документах за внешнеиндифферентными понятиями, такими как работающие на «государственных должностях»,«представители нанимателя». Взяточничество и вымогательство политической элитыв значительной мере переносятся на государственных служащих.
Унас, к сожалению, не проведено пока социологических исследований по выявлениюпервенства (приоритета) в коррупционных нарушениях этих двух частейгосударственной власти.
Принциппрофессионализма и компетентности государственных служащих отражает сущность государственнойслужбы как высокозначимой деятельности по обеспечению исполнения и исполнению полномочий федеральных и субъектов Федерации государственных органов. Профессионализм есть глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной областиобщественно полезной деятельности. Подготовленный человек располагаеткомплексом специальных знаний и соответствующих умений, приобретенных в результате углубленного общего и специального опыта работы. Государственную службу следует считать такойпрофессией (лат. professio— специальность),которая имеет значение для всего государства и требует особогомастерства, приобретаемого и поддерживаемогов результате систематического и непрерывного образования.Исполнение функций государственного аппарата управления является основным родомзанятий государственного служащего.
Принципзащиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в ихпрофессиональную служебную деятельность как государственных органов идолжностных лиц, так и физических и юридических лиц. Данный принцип говорит о том, чтогосударственные служащие находятся под защитой государства, его законов и правоохранительных органов. Никто не вправе вмешиваться вих служебную деятельность, кроме лиц,прямо уполномоченных на то нормативнымиустановлениями.
ВЗаконе «О государственной гражданской службе РФ» в гарантиях (ст. 52) подгосударственной защитой гражданского служащего и членов его семьи понимаютсяразличные меры охраны от насилия, угроз, других неправомерных действий в связис исполнением им должностных обязанностей в порядке и на условиях,установленных федеральным законом. В нормативных документах пока мало вниманияуделяется разработке форм ответственности руководителей за нарушение правподчиненных, о применении к ним соответствующих санкций.
Впоследние годы меры защиты установлены для отдельных категорий государственныхслужащих. Например, Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. в эту категориюбыли занесены судьи, должностные лица правоохранительных и контрольных органов.
II.2 Применение принциповгосударственной службы и государственного управления
Выявлениеи описание принципов государственного управления представляет собой сложнуюинтеллектуальную проблему. Но не меньшие трудности лежат и на пути примененияпринципов в практике государственного управления. Прежде всего надо считаться стем, что закономерности, отношения и взаимосвязи, отражаемые посредствомпонятия принципов, являются по своей природе общественными (социальными).Реально в жизни они действуют преимущественно как тенденция, как объективнаяпредпосылка, возможность, способность, которые для своего действительноговоплощения требуют активной, целенаправленной и организованной деятельности.
Визвестной мере принципы — это открытые явления. Рациональное и действенноеприменение принципов государственного управления предусматривает поэтомудостижение определенного единства, согласованности, надежной связи между объективнойзакономерностью, отношением и взаимосвязью государственного управления,познанной и закрепленной принципом, и конкретной деятельностью субъективногофактора, главным образом, органов государственной власти и местногосамоуправления. В идеальном варианте возможно и достижимо совпадение, тождествоуправленческой деятельности и направления, содержания и возможностей принциповгосударственного управления.
Нооно осуществимо при соблюдении, по крайней мере, следующих предпосылок:
•во-первых, при постоянном и глубоком исследовании закономерностей, отношений ивзаимосвязей государственного управления, их содержания, требований ксубъективной деятельности, проявлений в изменяющихся общественных обстоятельствах;
•во-вторых, при существовании и непрерывном улучшении механизма примененияпринципов государственного управления, что предполагает единство теории ипрактики управления, отлаженность процесса совершенствования государственногоуправления;
•в-третьих, при наличии системы стимулов, гарантий и защитных средств,обеспечивающих практическую реализацию принципов государственного управления,что непосредственно связано с их нормативным закреплением.
Сэтой точки зрения следует отметить в качестве позитивного тот факт, что вКонституции Российской Федерации 1993 г. уделено существенное вниманиезакреплению целого ряда принципов государственного управления. Об этомговорится в ч. 1 ст. 3 (о демократизме), ч. 3 ст. 5 (о принципах федеративногоустройства), ст. 10 (о разделении государственной власти), ст. 15 (оконституционном регулировании), ч. 2 ст. 77 (о единой системе исполнительнойвласти) и др. Сформированы определенные правовые основы использования принциповгосударственного управления в управленческой практике. Но только основы,которые нельзя как недооценивать, так и переоценивать. Необходимо дальнейшеезаконодательное развертывание данных принципов государственного управления, атакже последующее их использование в конкретных управленческих решениях идействиях.
Главноездесь — понимание диалектичности принципов государственного управления.Развиваются отражаемые ими явления, и количественный рост одних из сторонприводит к качественным преобразованиям других. Источником такого развитиявыступают внутренние и внешние (системные) противоречия. В процессах развитияпроисходит отрицание одних сторон, проявлений принципов и становление других.Все это, разумеется, влияет на характер и результаты применения принциповгосударственного управления, требует толкования принципов применительно кконкретным ситуациям. Кроме того, при различных общественных и управленческихобстоятельствах под влиянием многообразных управленческих факторов один и тотже принцип государственного управления проявляется по-разному. Поэтому нельзяприменять принцип государственного управления абстрактно, вообще, каждый разтребуется учет своеобразия места и времени протекания соответствующегоуправленческого процесса.
Зависимостьроли принципов государственного управления от знаний, умения и действийсубъективного фактора обусловливает организацию со стороны государственныхорганов целенаправленной работы по поиску средств, создающих реальныепредпосылки для правильного и полного выражения заложенных в каждом принципеего регулирующих возможностей. С помощью таких средств и испытания практикойважно находить оптимальную результирующую сложного, подчас противоречивоговзаимодействия различных сторон и проявлений конкретного принципагосударственного управления. Не надо только думать, что достаточно взять тотили иной принцип, приложить его к определенной управленческой проблеме — ипроблема решена. Без кропотливой аналитической работы — увы! — здесь ничего неполучится[14].
Принципыгосударственного управления взаимосвязаны между собой. И для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другимипринципами. Но это, так сказать, один аспект взаимосвязи принциповгосударственного управления, указывающий на зависимость каждого отдельного принципа от других. Другой аспект заключается втом, что в социальной реальности всепринципы используются одновременно и необходимо целостное представление об ихприменении.
Принципыгосударственного управления применяются в рамках их системы и как система.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своейповседневной деятельности государственные служащие руководствуются не толькотеми принципами, о которых шла речь в работе, но и вспомогательными, разбросаннымипо другим законам и инструкциям.
Принципыгосударственной службы представляют собой основные требования, которымируководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональнойдеятельности. В них выражены необходимые основания функционированиягосударственного административного управления. Они устанавливают основныеправила этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования идальнейшего функционирования гражданской службы законодательной,исполнительной, судебной власти и других органов.
Классификацияпринципов государственной службы может быть проведена по самым разнымоснованиям (группам): конституционные, организационные и вспомогательные.Первые обусловлены положениями Конституции РФ, вторые отражают механизмпостроения и функционирования государственной службы, а третьи разбросаны вразличных нормативных актах.
Все принципы государственнойслужбы тесно взаимосвязаны и призваны действовать в системе: соблюдение однихспособствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принциповотрицательно сказывается на выполнении остальных принципов[15].Принципы государственной службы являются важнейшей основой разработки иреализации государственной кадровой политики.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Конституция Российской Федерации1993 года. — М.: Юристъ, 2007.
2.        Федеральныйзакон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля2004 г. № 79-ФЗ.
3.        Федеральныйзакон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г.№ 58-ФЗ.
4.        АтаманчукГ.В. Теория государственного управления: курс лекций. – 4 изд., стер. – М.:Омега-Л, 2006. – 584 с.
5.        АтаманчукГ.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика:Монография. М.: РАГС, 2003.
6.        БарабашевА.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние,проблемы и перспективы, аналитический обзор направлений и содержанияреформирования государственной службы в РФ. – СПб.: Питер, 2005.
7.        БахрахД.Н. Государственная служба в Российской Федерации. – Екатеринбург:Издательство Государственной юридической академии, 2004.
8.        Государственнаягражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. —2-е изд., перераб. и доп. — М.:КНОРУС, 2007. — 496 с.
9.        ГришковецА.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемывзаимодействия (практика России) // Государство и право. 2004. N 1. С. 24 — 36.
10.     ГришковецА.А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации. М.:Просвещение, 2005.
11.     ЗеркинД.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. М., 2000.
12.     КоноваловА.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М.:Изд-во РАГС, 2005.
13.     МанохинВ.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 2002.
14.     РадченкоА.И. Основы государственного и муниципального управления. Ростов н/Д., 1997.
15.     РойО.М. Система государственного и муниципального управления. М.; СПб., 2004.