Содержание
Введение
1. Налоги: сущность, функции, классификация
2. Принципы построения налоговой системы
3. Структурирование налогов в налоговом кодексе
Заключение
Список литературы
Введение
Главной статьей бюджетных доходовявляются налоги.
Под налогом, сбором, пошлиной и другимиплатежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или вовнебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,определенных законодательными актами.
Совокупность взимаемых вгосударстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), а такжеформ и методов их построения образует налоговуюсистему. Объектаминалогообложения являются: доходы (прибыль); стоимостьопределенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операциис ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических ифизических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товарови услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
Налоги бывают двух видов. Первыйвид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог наприбыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработнойплаты и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественныеналоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другуюнедвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаютсяс конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид — налоги на товары иуслуги: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее времязаменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые вцену товара или услуги); налоги на наследство, на сделки с недвижимостью иценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными.0ни частично или полностью переносятся нацену товара или услуги.
1. Налоги: сущность, функции, классификация
Налоги — важная экономическаякатегория, исторически связанная с появлением, существованием ифункционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежныхресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества,породившего соответствующее государство. Наименьший размер налогового бремениопределяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.
Юридическое определение налогов исборов дано в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный,индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц вформе отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственноговедения или оперативного управления денежных средств в целях финансовогообеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно ст.8 Налогового кодексаРФ под сбором понимаетсяобязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которогоявляется одним из условий совершения в отношении плательщиков сборовгосударственными органами, органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».[1]
Итак, если налоги поступают вбюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируютцелевые денежные фонды.
Первый сущностный признак налога — императивность (предписаниеналогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налоговогоплатежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. Вэтой связи вспомним об известном высказывании знаменитого американскогопросветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни вчем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».
Второй признак — сменасобственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежнойформе) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.
Третий признак налогов — безвозвратность (налоговые платежиобезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщикне получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иныхправ). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщикпоследних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например,на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлинавзимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного инеимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органамигосударственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных и апелляционныхжалоб, заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателейбанкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан РФ по месту ихжительства); отделами виз и регистрации; органами загс и другими органами.
Для понимания сущности каждогоотдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементамналога относятся: субъект налога, носитель налога, объект налога, налоговаябаза, источник налога, единица обложения, ставка налога, оклад налога,налоговый период, налоговая льгота.
Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, накоторое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенныхусловиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта,который будет действительным носителем налога.
Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог изсобственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога,а не государству. Классический пример: субъектом налога является производительили продавец товара, а носителем налога — покупатель товара.
Объект налога — доходили имущество, которые служат основанием для обложения налогом (это могут бытьзаработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценныебумаги, предметы потребления и др.).
Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объектаобложения.
Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиальноважно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода повеличине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например,налог на прибыль (доход) организаций).
Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;например, по подоходному налогу (в Российской Федерации таковым является налогна доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; поземельному налогу — гектар, сотка.
Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка можетустанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. Посвоему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются внормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченногоналога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченногоналога ко всему полученному доходу).
Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога заопределенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.
Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и срокивнесения последнего в бюджетный фонд.
Налоговая льгота — снижениеразмера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемогоминимума (т.е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшениеоклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога)и др.
Важными для понимания налоговыхотношений являются также следующие понятия.
Налоговое право — совокупностьюридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок ихвзимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением ипрекращением налоговых отношений. В налоговом праве предусматриваютсяспециальные нормы, устанавливающие по каждому налогу элементы, регламентирующиепорядок исчисления, взимания, отмены налога; сроки уплаты; льготы; ответственностьплательщиков; порядок обжалования действий налоговых органов.
Налогообложение — это определеннаясовокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений,выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие частидоходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органоввласти. [2]
Выделяют три основных методарасчета налогов:
исчисление, фиксированнойпроцентной надбавки к цене реализации (классические примеры — налог с оборота иналог с продаж);
исчисление налога в твердыхабсолютных суммах с единицы объекта (например, в Российской Федерации всоответствии со ст. 193 Налогового кодекса РФ большинство ставок акцизовустанавливаются в рублях с единицы измерения объекта);
исчисление налога путем умноженияпроцентной ставки на налогооблагаемую базу (например, налог на прибыль (доход) организаций).
В налоговой практике сложился рядспособов взимания налогов.
Кадастровый, т.е. на основе кадастра- реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы),классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровойстол в казино и т.д.); этот способ, в основе которого заложено установлениесреднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетомместных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо вцелях экономии и рационализации налогообложения.
Изъятие налога до получениясубъектом дохода, т.е. изъятие у источника выплаты дохода. Классический пример- исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, котороевыплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способазаключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в современнойРоссии главный бухгалтер несет уголовную и административную ответственность заполноту и своевременность удержания и уплаты налога).
Декларационный. Изъятие налогапосле — получения дохода субъектом и представления последним декларации о всехполученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных о декларациивеличин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данныйспособ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходовграждан.
Изъятие в момент расходованиядоходов при совершении покупок (например, такие налоги, как налог с оборота,налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственнооплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).
Изъятие в процессе потребления (например,дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств).
Административный способ, прикотором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода ивычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, налог на вмененный доходпредприятий). [3]
Сущность и внутреннее содержаниеналогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую онивыполняют. Различают следующие функции налогов (рис.1).
Функцииналогов
/>
Рис. 1. Взаимоувязка функцийналогов.
Фискальная функция свое название получилав Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими корзинами,которые назывались ” fisew “, куда откладывали часть товаров,продававшихся торговцами. Это был своего рода, сбор за право торговли. Собранныетовары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функцияреализует ныне основное предназначение налогов — формирование финансовыхресурсов государства, бюджетных доходов. Так, в соответствии с Федеральнымзаконом от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ о федеральном бюджете на 2000 год” доляналоговых поступлений составляла 84,68% всех бюджетных доходов 1.
Однако реализация фискальнойфункции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. Принедостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращениягосударственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Преждевсего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным,местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
Между налогами и займамиформируется противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга засчет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок,введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь можетстолкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольстваналогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов. Возникает опасностьстановления «финансовой пирамиды», а значит, финансового краха. Нашотечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО привелик дефолту и девальвации рубля в августе 1998 г.
Контрольная функция создает предпосылкидля соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределениядоходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективностькаждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляетсянеобходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.
Следует отметить, что контрольнуюфункцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст.82 НКРФ), осуществляемым налоговыми и таможенными службами, органами государственныхвнебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача последнего — контроль засоблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок вразличных формах.
Распределительная функция являетсянеобходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений,поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительнойфункции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежеймежду юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики,государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.
Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условияхсмешанной экономики, активного воздействия государства на экономические исоциальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции,называемые подфункциями.
Подфункция стимулирующегоназначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот:Цель последних — сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. Взависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направленыльготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.
Изъятия — это налоговая льгота,направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например,необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные насокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организацийскидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами,плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на суммупроизведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — этольготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.
В зависимости от видапредоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:
снижение налоговой ставки;
сокращение окладной суммы (полноеосвобождение от уплаты налога на определенный период — возможностьпредусмотрена ст.56 Налогового кодекса РФ — получило название налоговых каникул);
возврат ранее уплаченного налогаили его части;
отсрочка и рассрочка уплаты налога(в том числе инвестиционный налоговый кредит);
зачет ранее уплаченного налога; заменауплаты налога (части налога) натуральным исполнением.
Подфункция воспроизводственногоназначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через системуналоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных длявосстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а такжерасширения степени их вовлечения в производство в целях достиженияэкономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевуюнаправленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог напользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор заправо пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожныйналог, транспортный налог, земельный налог.
Социальная функция. Представляетсобой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Еепредназначение-обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимообеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы иимущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость повертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающиесущественным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которыечерез различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. Кчислу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов,предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единыйсоциальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходыфизических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению;стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же времяв ст.224 указан перечень доходов, по которым’ налог взимается по повышеннымставкам. [4]
В некоторых учебных и научныхизданиях предлагается упрощенная система функций налогов:
фискальная, на базе которойобразуются государственные и муниципальные денежные фонды;
экономическая, через которуюстимулируются или сдерживаются темпы экономического развития, усиливается илиослабляется накопление капитала, расширяется или сужается платежеспособныйспрос;
социальная, на основе которойпроисходит некоторое «выравнивание» уровней располагаемых доходов иуровня жизни;
природоохранная, призваннаясохранять и приумножать природные ресурсы страны, обеспечивать экологическуюбезопасность.
В зависимости от целей анализа воснову классификации налогов могут быть положены различные признаки (критерии).
Термин «справедливость»не следует понимать прямолинейно, как, например, безусловную обязанность болеебогатых передавать часть своего дохода более бедным. Речь идет об оправданнойсправедливости, прежде всего в отношении социально незащищенных слоев населения.Справедливость должка проявляться и в том, чтобы у представителейнизкодоходного слоя не возникало иждивенческих настроений, проявляющихся в«вымывании» стимулов к труду в надежде, что можно безбедно жить засчет прямо или косвенно получаемых доходов от представителей высокодоходногослоя. Подобная справедливость в отношении наиболее активного слоя населенияявляется вполне оправданной и выгодной, ибо, чем больше создаваемый ими «пирог*,чем больше стимулов войти в этот стай, тем Динамичнее развитие экономики иболее значима часть совокупного дохода, перераспределяемого в пользу другихслоев населения. [5]
По видамналогоплательщиков налогиподразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.
В зависимости от механизмаизъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные,ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налогивзимаются непосредственно с налогоплательщика. Косвенные налоги в видефиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя,выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги,при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.
По объекту обложения выделяют налоги: (а) с дохода; (б) с имущества (налог наимущество предприятии, налог на имущество физических лиц и др.); (в) завыполнение определенных действии (передача имущества в порядке наследования илидарения, на сделки купли-продажи, займа и др.); (г) рентные (ресурсные); (д) напотребление; (е) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные иэкспортные тарифы).
По порядку отражения вбухгалтерском учете выделяют налоги:(а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т.е. косвенные налоги;(б) относимые на себестоимость (издержки) продукции; (в) относимые нафинансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходовфизических лиц); (г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.
По динамике налоговыхставок различают следующие виды налогообложения: равное,пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. [6]
В случае равного налогообложениядля каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходовили имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительнофискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний ипростой вид налогообложения — подушное. В Российской империи для содержанияармии в мирное время подушное налогообложение было введено Петром I послепереписи мужского населения в 1718-1724 гг. В 1724 г. величина подушной податибыла определена в размере 74 коп. в год (делением 5.4 млн податных душ наежегодные расходы для содержания армии в 4 млн руб). Подушная подать дляосновной массы населения России была отменена только 14 мая 1883 г.
Согласно пропорциональномуналогообложению для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатитьгосударству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т.е. налогуплачивается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налоговая ставкав 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиковзаложена в ст.224 ч. II НК РФ).
При прогрессивном налогообложенииналоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:
простая поразрядная прогрессия,суть которой состоит в том, что для общего размера налоговой базыустанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разрядаопределяется возрастающая сумма налога;
простая относительная прогрессия,при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаютсяопределенные размеры, но для каждого разряда определяются различные ставки. Потакой системе, в частности, построена логика подоходного налогообложения гражданСША — с ростом налогооблагаемой базы в зависимости от разряда облагаемогодохода ставки изменяются следующим образом: 15% — 28% — 33% — 28% |Черник, с.1311;
сложная прогрессия, при которойналоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагаетсяотдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы. Вчастности, по такой системе уплачивался подоходный налог с физических лиц РФ впериод с 1992 по 1999 г. (Сложная прогрессия использовалась п России, например,при обложении доходов, полученных в районах Крайнего Севера и приравненных кним местностях, где доплачивалась специальная „северная надбавка“. Снее платился минимальный налог в 12% независимо от общей величины налоговойбазы)
Регрессивное налогообложениезаключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеровставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение. Приведемпример. Пусть г-н Иванов, имеющий годовой заработок 25 тыс. руб., покупаетимпортные туфли, в цене которых косвенные налоги (импортная пошлина, НДС, налогс продаж) составляют 1250 руб. Налоговая нагрузка составит 5%. Г-н Метров сзаработком в 50 тыс. руб., купивший те же самые туфли, заплатит налоги вразмере 2,5%, т.е. в двое меньше. Следовательно, косвенные налоги в большейстепени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.
В зависимости от уровня органагосударственной власти, который устанавливает налог и распоряжается им, вфедеративных государствах (следовательно, и в Российской Федерации) выделяют налогифедеральные, региональные, местные.
По характеру использования можновыделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) испециальные, Пелесые (поступающие во внебюджетные фонды).
По периодичности взимания налогимогут быть регулярными и нерегулярными.2. Принципы построения налоговой системы
Под налоговой системой можетпониматься построенная на основании четко сформулированных принциповналогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов,установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органамиисполнительной власти.
Данное определение целесообразнорассматривать как совокупность условий, при которых налоговая система можетфункционировать Эффективно:
отлаженность налоговогозаконодательства;
однозначно оговоренный (закрытый) переченьвидов налогов (сформированная система налогов);
права и обязанностиналогоплательщиков;
способы защиты прав и интересовналогоплательщиков;
функции, права, обязанностиналоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции;
налоговые правонарушения иответственность за их совершение;
порядок распределения налоговмежду бюджетами разных уровней;
Фундаментальные принципыналогообложения были сформулированы Адамом Смитом в его работе „Исследованиео природе и причинах богатства народов“, опубликованной в 1776 г. СогласноСмиту, принципами целесообразной организации налогообложения являются следующиечетыре „правила“:
налоги должны уплачиваться всоответствии со способностями и силами подданных;
размер налогов и сроки их уплатыдолжны быть точно определены до начала налогового периода:
время взимания налоговустанавливается удобным для плательщика;
каждый налог должен быть задуман иразработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того,что он приносит казначейству государства. [7]
Дальнейшее развитие идей Смита, ихадаптация к современным условиям позволяют расширить и уточнить принципыпостроения налоговой системы.
Принцип обязательности. Этотпринцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплатыналогов (затруднения уклонения от уплаты налогов, минимизация „теневойэкономики“). Здесь должна действовать формула: „О налогах недоговариваются“.
Принцип справедливости. Согласноэтому принципу идентифицируются и контролируются два условия — горизонтальнаясправедливость, т.е. юридические и физические лица, находящиеся в равныхусловиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальнаясправедливость — справедливое перераспределение платежей между богатыми ибедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.
Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до началаналогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностейналогоплательщиков по уплате налогов и сборов.
Принциппривилегированности (удобства) плательщиков.Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения (преимуществов удобстве за ними, а не за налоговыми службами).
Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, илипродуктивной. Некоторые исследования показали, что система будетнепродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% от величины налоговыхпоступлений
Принцип пропорциональности.Предполагается установление лимитаналогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
Принцип подвижности (эластичности).Подразумевается способность налоговойсистемы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходовгосударства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства ицелей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.
Принцип однократностиналогообложения. Смысл принципасостоит в том, чтоодин и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз заустановленный период налогообложения.
Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системыво времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (вразвитых странах нормальным интервалом считается 3-5 лет).
Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зренияреализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономическогороста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранныхмероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.
Принцип стоимостноговыражения. Имеется в виду денежныйхарактер налогообложения, т.е. налоги должны уплачиваться только в денежнойформе, а не путем, например, взаимозачетов.
Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всейтерритории страны » для всех юридических и физических лиц. При этомреализация данного принципа зависит от организационно-правовых формпредприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия правнижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмененалогов.
Сформулированные принципыхарактеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некийобразец, эталон, к которому следует стремиться. Реальная действительность,состояние экономики и финансового положения, интересы различных политическихсил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Крометого, следует отметить, что приведенная систематизация принципов, естественно,не является единственно возможной. В учебно-методической литературе можно найтии более детальную их классификацию.3. Структурирование налогов в налоговом кодексе
Налоговый кодекс РоссийскойФедерации в целом характеризуется более совершенной юридической проработкой посравнению с первоначальным Законом РФ «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации», в частности, сняты противоречия с Гражданскимкодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.
Структура налоговой системы Россиив соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом.
Федеральные налоги и сборы: (1) налог на добавленнуюстоимость; (2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минеральногосырья; (3) налог на прибыль (доход) организаций; (4) налог на доходы откапитала; (5) налог на доходы физических лиц; (6) единый социальный налог (взнос);(7) государственная пошлина; (8) таможенная пошлина и таможенные сборы; (9) налогна пользование недрами; (10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;(11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; (12) сбор за правопользования объектами животного мира и водными биологическимиресурсами; (13) лесной налог; (14) водный налог; (15) экологический налог; (16)федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы: (1) налог на имущество организаций; (2) налог нанедвижимость; (3) дорожный налог; (4) транспортный налог; (5) налог с продаж; (6)налог на игорный бизнес; (7) региональные лицензионные сборы.
Местные налоги и сборы: (1)земельный налог, (2) налог наимущество физических лиц; (3) налог на рекламу; (4) налог на наследование илидарение; (5) местные лицензионные сборы.
Кратко охарактеризуем важнейшие изперечисленных налогов.
Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части приростастоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечногопродукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налогопределяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг истоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структурупотребления.
Носителем налога на добавленнуюстоимость является непосредственный покупатель товара или услуги.
Объектом налогообложенияпризнаются следующие операции:
реализация товаров (работ, услуг) натерритории РФ: при этом передача права собственности на товары, результатоввыполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаетсяреализацией товаров (работ, услуг);
передача на территории Россиитоваров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы накоторые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) приисчислении налога на доходы организации;
выполнение строительно-монтажныхработ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможеннуютерриторию Российской Федерации.
Данный перечень являетсяисчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В Кодексе установлен такжеисчерпывающий перечень операций, освобождаемых от обложения НДС. Не признаютсяреализацией товаров, работ или услуг:
осуществление операций, связанныхс обращением российской или иностранной валюты (за исключением целейнумизматики);
передача основных средств,нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемникупри реорганизации этой организации;
Передача основных средств,нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям наосуществление основной уставной деятельности, не связанной спредпринимательской деятельностью;
передача имущества, если такаяпередача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капиталхозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договоруо совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
передача имущества в пределахпервоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (егоправопреемнику или наследнику) при выходе из хозяйственного общества илитоварищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственногообщества или товарищества между его участниками;
передача имущества в пределахпервоначального взноса участнику договора простого товарищества или егоправопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общейсобственности участников договора, или раздела такого имущества;
передача жилых помещенийфизическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фондапри проведении приватизации;
изъятие имущества путемконфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лицбесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки клада всоответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.
Статья 149 устанавливаетисчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложению НДС.
НДС выполняет преимущественнофискальную функцию. Он нейтрален по отношению к результатамфинансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготповышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены напродукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другимипредприятиями, а при прочих равных условиях получать дополнительную прибыль. [8]
По общему правилу налоговая базаопределяется как стоимость реализации товаров (работ, услуг), исчисленнаяисходя из цены товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделки. Пока недоказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночныхцен.
При этом в цену реализованныхтоваров включается сумма акцизов (для подакцизных товаров и сырья) и невключается собственно НДС и налог с продаж.
Продолжительность налоговогопериода по налогу на добавленную стоимость устанавливается в зависимости отсуммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученнойналогоплательщиком. Базовый налоговый период составляет один календарный месяц,но он может быть увеличен до одного квартала, если сумма выручки от реализациибез учета НДС и налога с продаж за квартал не превышает один миллион рублей.
При получении денежных средств,связанных с оплатой товаров (работ, услуг), вводятся расчетные налоговые ставки9,09 и 16,67%. Эти ставки исчисляются следующим образом. Для определения долиналога в продажной цене товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20%,расчетная ставка исчисляется: 20: 120х 100% — 16,67%, а при ставке 10% (длябольшей части продовольственных и иных социально значимых товаров) соответственно:10: 110х 100% -9,09%. Расчетные налоговые ставки не применяются при ввозетоваров на таможенную территорию РФ; в этом случае возможны только ставки 10 и20% в зависимости от вида ввозимых товаров.
Сумма налога исчисляется отдельнопо каждой подлежащей налогообложению операции как соответствующая налоговойставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога при реализациитоваров (работ, услуг) исчисляется путем сложения сумм налога, определенных покаждой операции, по итогам каждого налогового периода применительно ко всемоперациям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которыхотносится к соответствующему налоговому периоду с учетом всех изменений,увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Продавец обязан предъявитьпокупателю к оплате помимо цены (тарифа) реализуемых товаров (работ, услуг) соответствующуюсумму НДС, а также выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднеепяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
При этом во всех расчетныхдокументах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой или же приосвобождении от обложения НДС на указанных документах делается соответствующаянадпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
Исключение из данного правиласоставляют операции по розничной реализации населению товаров (работ, услуг). Вэтом случае достаточно выдачи кассового чека пли иного документа установленнойформы (билета, квитанции и т.п.).
Сумма НДС, подлежащая уплате вбюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная насумму налоговых вычетов общая сумма налога. Превышение суммы налоговых вычетовв каком-либо налоговом периоде над общей суммой налога влечет возникновениеправа налогоплательщика на возмещение разницы между суммой налоговых вычетов иобщей суммой налога в форме возврата или зачета.
Сумма налога уплачивается в бюджетпо месту учета налогоплательщика, а в случае уплаты ее налоговым агентом — поместу нахождения налогового агента. По общему правилу уплата налога приреализации (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг, ” томчисле для собственных нужд) на территории РФ производится по итогам каждогоналогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ,услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа следующего месяца.
Акцизы — старейшая формакосвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохеДревнего Рима. С развитием рыночных отношений акцизная форма налогообложениястановится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямогоподоходно-поимущественного налогообложения акцизы несколько сдали свои позиции.Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлисьпрежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальнуюзначимость этих налогов.
Акцизы — разновидность косвенныхналогов, в то же время они наделены рядом специфических черт:
акциз — индивидуальный налог наотдельные виды и группы товаров (в то время как НДС — универсальный косвенныйналог);
объект обложения акциза — оборотпо реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен;
акцизы функционируют только впроизводственной сфере; исключение составляют акцизы по товарам, импортируемымна территорию РФ, плательщиками акцизов в этом случае являются юридические ифизические лица, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшейреализации.
В США акцизы называют «налогамина грехи» (они полагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности,обществу, природе); акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин. Переченьподакцизных товаров примерно одинаков во всех странах. О величине косвенного (преждевсего акцизного) налогообложения, например, табачных изделий говорит следующийфакт: во Франции при цене пачки сигарет 3 долл. косвенные налоги составляют2,25 долл.
Акцизам посвящена гл.22 Налоговогокодекса РФ, Налогоплательщиками акциза признаются: организации, индивидуальныепредприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещениемтоваров через таможенную границу РФ, определенные в соответствии с Таможеннымкодексом РФ.
В соответствии с российскимзаконодательством подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всехвидов сырья, за исключением спирта коньячного: спиртосодержащая продукция собъемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (спиртлитьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и т.п.); пиво; табачныеизделия; ювелирные изделия; автомобили легковые и мотоциклы с мощностьюдвигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с); автомобильный бензин; дизельное топливо: моторныемасла. Подакцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовыйконденсат; природный газ.
Порядок определения объектаналогообложения зависит как от места изготовления подакцизного товара (в Россииили за ее пределами), так и от способа отчуждения товара (реализация насторону, обмен, безвозмездная передача и т.д.) и вида применяемых ставок.
Налоговая база определяетсяотдельно по каждому виду подакцизного товара. При применении специфическихналоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных)подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах,тоннах, лошадиных силах).
Ставки акцизов являются единымидля всей территории Российской Федерации и подразделяются на следующие виды:
(а) в процентах к стоимоститоваров по отпускным ценам без учета акцизов — адвалорные ставки (согласно ст.193 адвалорные ставки применяются при обложении ювелирных изделий и природногогаза);
(б) твердые (специфические) ставкив рублях за единицу измерения;
(в) ставки авансового платежа вформе приобретения марок акцизного сбора но отдельным видам подакцизных товаров.
При применении адвалорныхналоговых ставок возможны два варианта:
как стоимость реализованных (переданных)подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки;
как стоимость переданныхподакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации,действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя изрыночных цен.
Налоговая база по подакцизнымтоварам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки,определяется только в следующих ситуациях: (а) при их реализации набезвозмездной основе; (б) при совершении товарообменных (бартерных) операций; (в)при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного илиновации; (г) при передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.
Сумма акциза, подлежащая уплате вбюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (каждый календарныймесяц) как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога.
Вычетам подлежат суммы налога:
уплаченные налогоплательщиком приприобретении подакцизных товаров либо при ввозе подакцизных товаров на таможеннуютерриторию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшемиспользованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров;
уплаченных собственникамидавальческого сырья (материалов), являющихся подакцизными, при его приобретениилибо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территориюРоссийской Федерации, выпущенного в свободное обращение, а также суммы налога,исчисленные и уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) приего производстве;
уплаченные на территорииРоссийской Федерации по этиловому спирту, произведенного из пищевого сырья,использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованныхдля производства алкогольной продукции;
уплаченные налогоплательщиком вслучае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течениегарантийного срока) или отказа от них;
суммы авансового платежа,уплаченные при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащимобязательной маркировке.
Уплата акциза при реализацииподакцизных товаров производится исходя из фактической реализации за истекшийналоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетныммесяцем. Сроки уплаты акцизов по бензину, алкогольной продукции, минеральномусырью несколько отличаются от общего правила.
Акциз по подакцизным товарамуплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции,кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов, заисключением реализации на акцизные склады других организаций. [9]
Налог с продаж. Этот региональныйкосвенный налог введен в действие на территории Российской Федерации с 1 января1999 г. вместо ряда малоэффективных местных налогов. Плательщиками налога спродаж являются юридические лица Российской Федерации, иностранные юридическиелица, индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) врозницу или оптом за наличный расчет на территории тех регионов России, гдевведен этот налог. При определении объекта налогообложения стоимость товаров (работ,услуг) включает НДС и акциз (для подакцизных товаров). Максимальная ставканалога, установленная федеральным законом, равна 5%. При этом большая группатоваров и услуг первой необходимости освобождена от налога с продаж. Элементыналога с продаж (налогоплательщики, объект обложения, налоговая база, налоговыйпериод, порядок исчисления налога) регламентированы главой 27 Налоговогокодекса РФ. Глава введена с 1 января 2002 г. и утратит силу с 1 января 2004 г.
Налог на прибыль организации. Занимаетвесьма значимое место в современной залоговой системе России. Это — прямойналог, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).
Плательщиками налога на прибыль,согласно главе 25 Налогового кодекса РФ, признаются российские организации, атакже иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России черезпостоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РоссийскойФедерации.
Объектом обложения признается: (1)для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величинупроизведенных расходов; (2) для иностранных организаций, осуществляющихдеятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученныйчерез эти представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этимипостоянными представительствами расходов; (3) для иностранных организаций — доход,полученный от источников в Российской Федерации.
Доходами признаются; (а) доходы отреализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, т.е. доходы отреализации; (б) внереализационные доходы.
В главе 25 Налогового кодекса РФуточнен и детализирован порядок определения налоговой базы и проведенияналогового учета. Базовая налоговая ставка установлена в размере 24%. При этом:(1) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется вфедеральный бюджет; (2) сумма налога, исчисленная но налоговой ставке в размере14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ; (3) сумма налога, исчисленная поналоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.
Законодательные (представительные)органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорийналогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджетысубъектов Федерации. При этом, указанная ставка не может быть ниже 10,5%.
К налоговой базе, определяемой подоходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: (1) 6% -подоходам, полученным налоговым резидентом России; (2) 15% -по доходам,полученным в виде дивидендов от российских организаций иностраннымиорганизациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскимиорганизациями от иностранных организаций. [10]
Налоговым периодом по налогу наприбыль признается календарный год; отчетными периодами — первый квартал,полугодие и девять месяцев календарного года.
По итогам каждого отчетного (налогового)периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежаисходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащейналогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода доокончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Суммыквартальных платежей определяются с учетом ранее начисленных сумм авансовыхплатежей. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачиваютежемесячные авансовые платежи. Уплаты этих платежей производятся равными долямив размере 1/ 3 фактически уплаченного квартального авансового платежа заквартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячныхавансовых платежей.
Налог на доходы от капитала. Этотналог, впервые введенный в Налоговом кодексе РФ в состав федеральных налогов,имеет в качестве объекта налогообложения доходы от ценных бумаг и доходы отвложения средств в создание других предприятий.
Объектами обложения налогом надоход в настоящее время являются:
дивиденды, полученные по акциям,удостоверяющим прав предприятия-акционера на участие в распределении прибылипре приятия-эмитента;
проценты, полученные владельцамигосударственных ценных бумаг РФ, ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумагорганов местного самоуправления;
доходы от долевого участия вдругих предприятиях, созданных на территории РФ.
Все перечисленные виды доходовоблагаются налогом на доход у источника выплаты и полностью зачисляются в доходфедерального бюджета. При этом ответственность за полноту и своевременностьудержания налога несет предприятие, выплачивающее доход, а не получатель этогодохода.
Разрабатываемый в рамкахНалогового кодекса РФ налог на доходы от капитала предполагает следующиехарактеристики:
плательщики налога — не толькопредприятия и организации, но и физические лица;
объект налогообложения — доходы,полученные налогоплательщиком в налоговом периоде или за налоговый период отисточников с России и за ее пределами в виде: дивидендов, процентов, заисключением доходов, получаемых в рамках финансовой деятельности, страховыхпремий или премий по перестрахованию, штрафов или пени за нарушение договорныхили долговых обязательств, вознаграждений комиссионерам или посредникам либоиных подобных вознаграждений; условных дивидендов;
налоговая база — доходналогоплательщика, подлежащий налогообложению, причем предприятие,выплачивающее налогоплательщику доходы, определяет налоговую базу отдельно покаждому налогоплательщику применительно к каждой такой выплате;
налоговые ставки для физическихлиц устанавливаются в размере 30% в отношении следующих доходов: дивидендов; доходов,получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
По ставке 35% взимается налог спроцентных доходов по вкладам банков в части превышения суммы, рассчитаннойисходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ в течение периода, закоторый начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам виностранной валюте. [11]
Налог на доходы физических лиц. Заменяетподоходный налог, взимавшийся в 1992-2000 гг. По сравнению с утратившим силу с1 января 2001 г. Законом РФ ”о подоходном налоге с физических лиц” переченьдоходов, подлежащих налогообложению, существенно расширен. Так, например, если ранеепроценты по вкладам в банках (до определенного размера), доходы, получаемые придосрочном расторжении или изменении условий договоров долгосрочного страхованияжизни, добровольного пенсионного обеспечения, доходы по договорам добровольногоимущественного страхования не подлежали налогообложению, то теперь любыедоходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им какой бы тони было деятельности (действия или бездействия) на территории РФ облагаютсяналогом.
Налоговые вычеты сгруппированы настандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
Датой получения дохода в видезаработной платы признается последний день месяца, за который был начислендоход в соответствии с трудовым договором.
Введена единая ставка налога — 13%.Для отдельных видов доходов (в частности — по банковским вкладам, договорамдобровольного страхования) установлена ставка в размере 35% и 30% подивидендам, а также по доходам налоговых нерезидентов.
Физические лица — это граждане РФ,иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам — налоговымрезидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территорииРоссии не менее 183 дней в календарном году.
Объектами налогообложенияпризнается доход, полученный налогоплательщиками: (а) от источников в РФ и (или)от источников за пределами России — для физических лиц, являющихся налоговымирезидентами РФ; (б) от источников в РФ — для физических лиц, не являющихсяналоговыми резидентами РФ.
В налоговую базу включаются всеполученные налогоплательщиком доходы как в денежной, так и в натуральной форме,а также доходы в виде материальной выгоды. При этом никакие удержания из доходаналогоплательщика (например, средства на содержание нетрудоспособных членовсемьи, удерживаемые из заработной платы лица по его распоряжению или поисполнительному листу) не подлежат исключению из налоговой базы.
Налоговая база определяетсяотдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различныеналоговые ставки.
Налоговый период по налогу надоходы физических лиц устанавливается продолжительностью в один календарный год.По окончании каждого календарного года налогоплательщиком определяетсяналоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая оплате. [12]
Единый социальный налог (взнос). Введенныйв действие с I января 2001 г. налог подлежит зачислению в государственныевнебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фондыобязательного медицинского страхования РФ. Введен достаточно сложный алгоритмисчисления этого налога, предусматривающий несколько регрессивных шкал ставокдля различных категорий налогоплательщиков. Сохраняется исчисление сумм налогаотдельно в отношении каждого фонда; установлена обязанность банка не выдаватьсвоему клиенту — налогоплательщику средства на оплату труда, если последний непредоставил платежных поручений на перечисление налога. При этом контроль заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения единого социальногоналога (взноса) осуществляется налоговыми органами РФ. [13]
Плата за землю взимается по всей территории Российской Федерации (будучиместным налогом). Цель ее введения — стимулирование рациональногоиспользования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв,выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разногокачества; обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формированияспециальных фондов финансирования этих мероприятий: Формами платы являютсяземельный налог, арендная плата и нормативная цена.
Плательщиками ежегодногоземельного налога являются: собственники земли, землевладельцы иземлепользователи. За землю, переданную в аренду, взимается арендная плата. Дляобеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче землив собственность, установления коллективно-долевой собственности на землю,передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залогземельного участка вводится нормативная цена земли. Этот показательхарактеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходяиз потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Размер земельногоналога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственниковземли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильныхплатежей за единицу земельной площади в год.
Объектом обложения являютсяземельные участки независимо от направления и форм их использования. [14]
Налог на имуществоорганизаций. Этот налог входит вподсистему региональных налогов и сборов. Согласно действующемузаконодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджетысубъектов РФ, а также в местные бюджеты. Однако доля данного налога в системебюджетных доходов пока крайне невелика.
Рассматриваемый налог пришел насмену платы за фонды, действовавшей в СССР с 1965 по 1991 г. Значительно расширенобъект налогообложения. Цель введения налога на имущество осталась прежней — стимулированиеэффективного, рационального использования имущества, сокращение излишнихзапасов сырья и материалов. Преимущество имущественных налогов заключается ввысокой стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подверженыколебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатовфинансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматриватьих в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.
Плательщиками налога являются: предприятия,организации и учреждения, включая предприятия с иностранными инвестициями (юридическиелица РФ); иностранные юридические лица, международные объединения, владеющие имуществомна территории Российской Федерации.
Объект обложения — находящиеся набалансе налогоплательщика основные средства и нематериальные активы, которыеучитываются по остаточной стоимости, а также запасы и затраты. Налогооблагаемыйпериод — I квартал отчетного года, полугодие, 9 месяцев, календарный год
Если предприятие учреждено не сначала года, налогооблагаемый период определяется в зависимости от конкретногосрока учреждения предприятия (при учреждении в первой половине квартала — до 15числа второго месяца — период создания, принимаемый за полный квартал; приучреждений во второй половине квартала — налогооблагаемый период начинается с1-го числа месяца, следующего за кварталом учреждения).
Среднегодовая стоимостьрассчитывается по формуле средней хронологической на основе данных о стоимостиимущества, включаемого в налогооблагаемую базу на 1-е число первого месяцакаждого квартала года за соответствующий налогооблагаемый период.
Льготы по налогу на имуществоорганизаций подразделяются на две группы. В первую группу входят льготы,связанные с полным освобождением определенных организаций от данного налога (например,бюджетных организаций, религиозных объединений и организаций,специализированных протезно-ортопедических предприятий, организаций образованияи культуры и др.). Ко второй группе относятся льготы, связанные с освобождениемот налога отдельных видов имущества, принадлежащего предприятию. В частности,для целей налогообложения стоимость имущества уменьшается на балансовуюстоимость (за вычетом суммы взноса по соответствующим объектам) объектовжилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; объектов, используемыхисключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;магистральных трубопроводов; железнодорожных путей сообщения и др.
В целях правильного примененияльгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет имущества.
Законодательные (представительные)органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать дляотдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределахсумм, зачисляемых в территориальные бюджеты.
В настоящее время предельныйразмер ставки налога на имущество предприятий в целом по России составляет 2%. [15]
Налог на имущество физических лицявляется местным налогом, уплачиваемым собственниками имущества, к которымотносятся как российские, так и иностранные граждане, а также лица безгражданства. Объект обложения состоит из двух групп. В первую группу включаютсяжилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения. Во вторую группу входяттранспортные средства.
Налог с имущества, переходящего впорядке наследования или дарения введен в действие Законом РСФСР 12 декабря1991 г. № 2020-1. Плательщиками налога являются физические лица, которыепринимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования илидарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовыедомики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки,катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства,ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камнейи лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительныхи дачно-строительных кооперативах, валютные ценности и ценные бумаги в ихстоимостном выражении.
Налогооблагаемой базой являетсястоимость имущества, получаемого в порядке наследования или дарения. Ставкиналога зависят от размера стоимости наследства (от 850-кратного размера МРОТ) илидарения (от 80-кратного размера МРОТ) и степени родства. [16]
Налог на вмененный доход введенФедеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ и является единым дляопределенных видов деятельности. Плательщики налога — юридические и физическиелица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в отдельных сферахпроизводства и оказания услуг. Объект обложения — вмененный доход на очереднойкалендарный месяц. Ставка единого налога устанавливается в размере 20%вмененного дохода.
Единый сельскохозяйственный налогпредусмотрен Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ (глава 26 1Налогового кодекса РФ). Этот закон вводится в действие законом субъектаРоссийской Федерации.
Организации, крестьянские (фермерские)хозяйства и Индивидуальные предприниматели переводятся на уплату налога приусловии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализациисельскохозяйственной продукции в обшей выручке названных структур составила неменее 70%. С введением этого налога организации, крестьянские хозяйства ипредприниматели освобождаются от уплаты большей части налогов и сборов, предусмотренныхстатьями 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ. При этом они уплачивают страховыевзносы на обязательное пенсионное страхование. Объектом налогообложенияпризнаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, вовладении и (или) в пользовании. Налоговой базой признается сопоставимая по кадастровойстоимости площадь сельхозугодий. Налоговый период — квартал.
Налоговая ставка устанавливаетсязаконодательными (представительными) органами субъектов РФ в рублях и копейкахс одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельхозугодий.
Суммы налога, уплачиваемыеорганизациями, начисляются на счета органов Федерального казначейства для ихпоследующего распределения по следующим нормативам: (1) федеральный бюджет — 30,0%общей суммы налога; (2) федеральный фонд обязательного медицинского страхования(ОМС) — 0,2%; (3) территориальные фонды ОМС — 3,4%; (4) фонд социальногострахования — 6,4%; (5) бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 60,0%. [17]
Мы охарактеризовали лишь наиболеесущественные, а также принципиально новые виды налогов. Безусловно, с позициинаполнения бюджета значимость налогов ощутимо варьируется.
Заключение
Налогообложение строится наследующих принципах:
Уровень налоговой ставки долженустанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Посколькувозможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должныбыть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода долженбыть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда, некоторыеналоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея необходимостиобложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течениестолетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствуетв политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени впартийных программах, налоговом законодательстве.
Налогообложение должно носитьоднократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примеромосуществления этого принципа служит налог на добавленную стоимость (НДС), когдавновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз, вплоть до егореализации.
Обязательность уплаты налогов. Налоговаясистема не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими,чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чемсвоевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
Система и процедура уплаты налоговдолжны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков иэкономичными для учреждений, собирающих налоги.
Налоговая система должна бытьгибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическимпотребностям.
Сумма, с которой взимаются налоги,называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ееможно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью).
Налогооблагаемый доход (прибыль) равенразности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.
Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и налог, в порядке ина условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующиевиды налоговых льгот:
необлагаемый минимум объектаналога;
изъятие из обложения определенныхэлементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);
освобождение от уплаты налоговотдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны);
понижение налоговых ставок;
вычет из налоговой базы (налоговыйвычет);
налоговый кредит (отсрочкавзимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).
Таким образом, налоговый вычетуменьшает налоговую базу, а налоговый кредит — сумму налога (так называемое налоговоеобязательство).
Та часть налоговой базы, которуюналогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговойставкой (нормой налогообложения).
Принцип взимания налогов взависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивногоналогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большаячасть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложенияпредусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе),независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означаютуменьшение их по мере возрастания дохода (налоговой базы).
На практике встречаются все тривида налогообложения, социальные последствия которых совершенно противоположны.
Налоги на прибыль корпораций (фирм)и на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале.
Социальные взносы и налоги насобственность носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливымиявляются косвенные налоги, т.е. налог на добавленную стоимость, акцизы итаможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемыетовары в одинаковой степени на лиц с высокими и с низкими доходами, поглощаяотносительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев.
Налоги выполняют три важнейшиефункции:
финансирования государственныхрасходов (фискальная функция);
поддержания социального равновесияпутем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с цельюсглаживания неравенства между ними (социальная функция);
государственного регулированияэкономики (регулирующая функция).
Во всех государствах, при всехобщественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е.обеспечивали финансирование общественных расходов и, прежде всего — расходовгосударства. В течение последних десятилетий заметное развитие получилисоциальная и регулирующая функции.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. СПб: «Издательский дом»Герда”, 2006.
2. Грисимова Е.Н. Налогообложение: Учеб. пособие,-СПб:Изд-во С-Пб. ун-та, 2003.
3. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике.М.: Финансы; ЮНИТИ, 2007.
4. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В, П. Основыналоговой системы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы;ЮНИТИ; 2005.
5. ЛарионовИ.К. О налоговой системе России // Финансы. 2006. № 2.