СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 2
1. Цели и содержание бухучета с покупателями и заказчиками. 4
1.1. Задачи и принципы учета с покупателями и заказчиками. 4
1.2. Учет и нормативное регулирование операций спокупателями и заказчиками 13
1.3. Порядок списания дебиторской и кредиторскойзадолженности в результате исполнения срока исковой давности. 16
2. Организация бухгалтерского учета расчетов с покупателямии заказчиками в ООО «Азимут». 20
2.2. Особенности учета расчетов с покупателями изаказчиками. 22
Заключение… 28
Список литературы… 30
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется расчетам запродукцию, товары и услуги с покупателями и заказчиками. Это обусловлено тем,что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызываетнепрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболеераспространенных видов расчетов как раз и являются расчеты за товары, сырье,материалы, прочие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.
Актуальность темы заключается в том, что в рыночнойэкономике экономические субъекты (предприятия, организации) в процессе своейфинансово-хозяйственной деятельности ежедневно сталкиваются с разными видамирасчётов. Статья 1 Закона «О бухгалтерском учете» предусматривает всоставе объектов бухгалтерского учета обязательства как неотъемлемую часть хозяйственнойдеятельности организации. Также значимость данной темы определена тем, чтополнота, своевременность, достоверность отражения расчетов является одним изоценочных показателей, определяющих качество работы предприятия. Фактывозникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетныеотношения. При этом любая организация может выступать как дебитором, так икредитором. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов имеетбольшое значение в успешной работе предприятия. Так что каждому бухгалтеру иаудитору просто необходимо знать и уметь правильно отражать операции порасчётам с дебиторами и кредиторами в бухгалтерском учёте в соответствии сзаконодательством, учитывать все нюансы, которые могут возникнуть при этом.
Все сказанное выше обусловило выбор темы работы:«Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками»,построенной по материалам ООО «Азимут».
Цель курсовой работы – изучение теории и практикибухгалтерского учета и аудита, выявление проблемных вопросов и определениепутей их решения.
Целью исследования является изучение порядка ведениярасчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии, рассмотрениеразличных аспектов, касающихся данного раздела учета. Отслеживание в динамикевеличины дебиторской и кредиторской задолженности, поиск путей уменьшения ееразмера и ускорения оборачиваемости. Подбор рекомендаций по исправлениюдопущенных ошибок и разработка комплекса мер по недопущению их в дальнейшем.Основная цель проверки – установить соответствие совершённых операций порасчётам с поставщиками, подрядчиками и покупателями действующемузаконодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерскойотчётности.
Объектом исследования является торгово-закупочноепредприятие ООО «Азимут» – официальный дилер всех российских и многихбелорусских заводов промышленного электрооборудования (электродвигатели,насосы, вентиляторы). Предмет исследования – состояние бухгалтерского учёта расчетовс покупателями и заказчиками, его организация и документальное оформление наданном предприятии, аудит данного раздела учёта.
1. Цели и содержание бухучета с покупателями изаказчиками1.1. Задачи и принципы учета с покупателями и заказчиками
Основным счетом, связанным с учетом реализации, являетсясчет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активно-пассивныйсчет. На нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражают какрасчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями заотгруженную им и неоплаченную продукцию. Сальдо этого счета показываетсяразвернуто. Сальдо дебетовое означает договорную (отпускную) стоимость сданныхзаказчику работ, услуг, продукции неоплаченных; сальдо кредитовое – суммуполученных авансов; оборот по дебету – отпускную стоимость сданных работ,услуг, продукции в отчетном месяце и сумму погашенных авансов; оборот покредиту – суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце в виде авансов ипогашенной задолженности. [1]
Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателямиза отгруженные товары (учет операций по счету 62) ведется в журнале-ордере №11(оборот по кредиту), ведомости отгрузки и реализации товаров в разрезе каждогодебитора, которые дают возможность контролировать наличие задолженностипокупателей, сроки оплаты за отгруженный товар. В зависимости от объема учетнойработы и необходимости получения данных по различным группировкам можно вестинесколько журналов-ордеров (по отдельным контрагентам, по транзитнымоперациям).
Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателейи каждого отгрузочного и платежного документа. При этом целесообразно выделитьсубсчета для учета расчетов по авансам в рублях и в валюте и расчетов спокупателями в рублях и в валюте (иностранными покупателями). Покупатели изаказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальнымценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажиили поставки.
При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки иличерез определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящеевремя они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнениемработ (услуг), переуступив долг другой организации, а также используя иныеформы расчетов.
Условиями договора партнеры могут предусмотреть аванс вопределенном размере. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций учет поступивших авансов ведут на счете 62«Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом организация должнаобеспечить обособленный учет поступивших авансов. Для обеспечения этого условияцелесообразно открыть отдельные субсчета, выделив расчеты по авансам,полученным от российских и иностранных покупателей и заказчиков.
Д-т сч.51 «Расчетные счета» (52 «Валютныесчета»)
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 1 «Расчеты с покупателями в рублях» (3 «Расчеты спокупателями в валюте»).
При получении аванса с него начисляют в бюджет налог надобавленную стоимость. При этом оформляются бухгалтерские записи:
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 1 «Расчеты с покупателями в рублях» (3 «Расчеты спокупателями в валюте»)
К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам».
После того как произошла отгрузка, в счет оплатызасчитывается сумма полученного аванса:
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 1 «Расчеты с покупателями в рублях» (3 «Расчеты спокупателями в валюте»).
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 2 «Авансы выданные в рублях» (4 «Авансы выданные ввалюте»).
При этом восстанавливается сумма НДС, начисленная ранее вбюджет:
Д-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 1 «Расчеты с покупателями в рублях» (3 «Расчеты спокупателями в валюте»).
Одним из наиболее часто встречающихся способов расчетовявляются расчеты товарными векселями. Бухгалтерский учет товарных векселей, применяемыхпри расчетах между организациями за поставленные товары (продукцию)осуществляется на основе письма Минфина РФ от 31.10.94г. № 142 «О порядкеотражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемымипри расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы иоказанные услуги» (с изменениями и дополнениями от 16 июля 1996г).
Товарный вексель подтверждает обязательства покупателяоплатить задолженность по наступлении определенного срока. За предоставленнуюотсрочку платежа векселедатель уплачивает проценты по векселю. Организация –получатель денег по векселю (векселедержатель) при получении суммы, указанной ввекселе, отражает ее:
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,субсчет «Векселя полученные»
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 2 «Авансы выданные в рублях» (4 «Авансы выданные ввалюте») или сч.90 «Продажи».
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя(заказчика), предусмотрено получение процента, то по мере погашения этойзадолженности делается запись:
Д-т сч.51 «Расчетные счета» (52 «Валютныесчета»)
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на сумму погашения задолженности;
К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы» — на величинупроцента.
Претензии, возникающие у организаций в связи сиспользованием векселей, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76, субсчет2 «Расчеты по претензиям».
Если организация-векселедержатель ведет налоговый учет вцелях исчисления НДС по моменту оплаты за реализованные товары, работы, услуги,то она считает продукцию, по которой был получен вексель, реализованной на датупогашения векселя.
В случае передачи векселедержателем векселя до окончаниясрока платежа по нему поступление средств отражается по дебету счетов учетаденежных или других средств, иного имущества (в зависимости от конкретного содержанияхозяйственной операции) и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками», субсчет «Векселя полученные».
Если сумма фактически поступивших денежных или иных средств,иного имущества меньше той, которую организация должна получить по векселю,указанная разница относится векселедержателем в дебет счета учета прочихрасходов и доходов.
В случае неоплаты векселедержателем векселя в установленныйсрок задолженность, числящаяся у векселедержателя на счете 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные»,переводится на счет 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Сумма начисленных расходов по опротестованию векселяотражается по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы» и кредитусчета 76, субсчета 2 «Расчеты по претензиям».
Перечисление указанных сумм отражается по дебету счета 76,субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счетов учета денежныхсредств.
Для контроля за индоссированными векселями применяетсязабалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».На этом забалансовом счете индоссированные векселя числятся до истечения срокапредъявления в установленном порядке претензий по указанным векселям, полученияизвещения об их оплате или оплаты их организацией.
Организация, выдавшая аваль (поручительство по векселю),отражает его на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств иплатежей выданные».
Если покупатель товарно-материальных ценностей в качествеоплаты индоссирует на продавца вексель третьего лица, то в таком случае на датуиндоссамента задолженность покупателя погашается. Полученный вексель отражаетсякак финансовое вложение по цене приобретения, которая обычно равна продажнойцене продукции (товара). При этом номинал векселя не имеет значения длябухгалтерского учете.
В бухгалтерском учете делаются записи:
Д-т сч.58 «Финансовые вложения»
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 2 «Авансы выданные в рублях».
В дальнейшем продажа или погашение векселя проводитсяобычным порядком через счет 91 «Прочие доходы и расходы»:
Д-т сч.91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2«Прочие расходы»
К-т сч.58 «Финансовые вложения» – на учетнуюстоимость векселя;
Д-т сч.51 «Расчетные счета»
К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1«Прочие доходы» — на продажную цену векселя или сумму его погашения.
В настоящее время распространены взаиморасчеты междуорганизациями, в которых участвуют три и более партнера. Для взаимногопогашения задолженностей они составляют акты с подтверждением задолженностей иописанием порядка их погашения. Эти операции нельзя отнести к товарообменным,поскольку условия, сроки возникновения и величины задолженностей разные. Если вданном случае и применимо понятие обмена, то оно относимо к самимзадолженностям, а не товарам. Сделки по взаимозачету задолженностей можноквалифицировать как передачу друг другу прав требования. Таким образом, удаетсяпогасить задолженность без применения расчетов через банк.
Согласно статье 384 ГК РФ, если иное не предусмотренозаконом или договором, право первоначального кредитора переходит к новомукредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моментуперехода права. Договор уступки права требования считается исполненным в моментвступления договора в силу. На эту дату первоначальный кредитор должен погаситьдебиторскую задолженность должника, что оформляется бухгалтерскими записями.
Порядок налогообложения таких операций налогом надобавленную стоимость установлен ст.155 НК РФ. Налоговая база по НДС приреализации новым кредитором, получившим требование финансовых услуг, связанныхс уступкой требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ,услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяетсякак сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующейуступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммойрасходов на приобретение указанного требования.
Налоговая база по НДС при реализации новым кредитором,получившим требование, иных финансовых услуг, связанных с требованиями, являющимисяпредметом уступки, определяется в порядке, установленном ст.154 НК РФ.
Налогообложение операций по уступке прав требований в целяхналога на прибыль регламентируется ст.279 НК РФ. При этом убыток, полученный отреализации прав, принимается в целях налогообложения. Порядок признания и суммаубытка в целях налогообложения зависит от срока, в течение которого была осуществленапереуступка.
В частности, при уступке продавцом товара (работ, услуг),осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требованиядолга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализациитоваров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом отреализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ,услуг) признается убытком налогоплательщика. При этом размер убытка для целейналогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоплательщикуплатил бы с учетом требований ст.269 НК РФ по долговому обязательству, равномудоходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа,предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг).
При уступке продавцом товара (работ, услуг), осуществляющимисчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьемулицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ,услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации праватребования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признаетсяубытком по сделке уступки права требования, который включается в составвнереализационных расходов налогоплательщика. При этом убыток принимается вцелях налогообложения в следующем порядке:
50% от суммы убытка подлежат включению в составвнереализационных расходов на дату уступки права требования;
50% от суммы убытка подлежат включению в составвнереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки праватребования.
Данные положения также применяются к кредитору по долговомуобязательству.
При дальнейшей реализации права требования долгаорганизацией, купившей это право требования, указанная операция рассматриваетсякак реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услугопределяется как стоимость имущества, причитающегося этой организации припоследующей уступке права требования или прекращении соответствующегообязательства. При этом при определении налоговой базы организация вправеуменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходовпо приобретению указанного права требования долга.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций продажа прочих активов, в томчисле переуступка дебиторской задолженности проводится с использованием счета62:
на сумму переуступленных прав требования –
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 6 «Расчеты по переуступке прав требования»
К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1«Прочие доходы»;
на сумму списанной дебиторской задолженности –
Д-т сч.91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2«Прочие расходы»
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»субсчет 2 «Расчеты с покупателями в рублях».
Начисление НДС с разницы между суммой переуступки долга и суммойдебиторской задолженности, если сумма переуступки превышает сумму дебиторскойзадолженности –
Д-т сч.91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2«Прочие расходы»
К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»;
на сумму результата от переуступки права требования –
Д-т сч.91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 9«Сальдо прочих доходов и расходов» (99 «Прибыли и убытки»)
К-т сч.99 «Прибыли и убытки» (91 «Прочиедоходы и расходы» субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»).
Рассмотрим учет расчетов с покупателями при продажепродукции по договору мены. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что переходправ собственности на продукцию, товар может быть отличен от общепринятого.
В соответствии со статьей 567 ГК РФ по договору мены каждаяиз сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обменна другой. К этому договору применяются правила о купле-продаже, когда каждаяиз сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, ипокупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Права собственности на обмениваемые товары в соответствии сост.570 ГК РФ переходят к сторонам, выступающим по договору мены в качествепокупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующиетовары обеими сторонами, если иное не предусмотрено в договоре.
Соответственно и выручка от реализации продукции (работ,услуг) отражается в бухгалтерском учете обеими сторонами одновременно после исполненияобязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.
В соответствии с пунктом 6.3 ПБУ 9/99 и пунктом 6.3 ПБУ10/99 величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающимисполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяетсястоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передачеорганизацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передачеорганизацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствахобычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
При невозможности установить стоимость товаров (ценностей),переданных или подлежащих передаче организацией, величина оплаты и (или)кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнениеобязательств (оплату) неденежными средствами, определяется стоимостью продукции(товаров), полученной организацией. Стоимость продукции (товаров), полученнойорганизацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствахприобретается аналогичная продукция (товары).
Учет расчетов с заказчиками ведется на счете 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» точно так же как и спокупателями.
Организации, формирующие резерв сомнительных долгов,направляют числящиеся в составе резервов суммы на списание долгов, непогашенных в сроки, установленные договором.
Списание долгов покупателей и заказчиков (дебиторскойзадолженности, нереальной для взыскания), а также просроченной дебиторской задолженностиза счет резервов по сомнительным долгам –
Д-т сч.63 «Резервы по сомнительным долгам»
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При недостаточной величине резервов сомнительных долгов,созданных организацией в отчетном периоде, не покрываемая ими сумма дебиторскойзадолженности, нереальной для взыскания, подлежит списанию в дебет счета 91«Прочие доходы и расходы» в качестве внереализационных расходоворганизации.
Д-т сч.91 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Договор строительного подряда составляется на основе нормпараграфа 1 «Общие положения о подряде» и специального параграфа 3«Строительный подряд» гл.37 «Подряд» ГК РФ. 1.2. Учет и нормативное регулирование операций спокупателями и заказчиками
Порядок постановки на учет, оценка, списание дебиторской икредиторской задолженности, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательстварегулируется следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129ФЗ «Обухгалтерском учете». [3]
Гражданский Кодекс РФ (далее — ГК РФ)
Налоговый Кодекс в части I и II.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от29.07.98г. №34н (далее — Положение № 34н)
Постановление Правительства РФ от 02 декабря 2000г. № 914«Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетахпо налогу на добавленную стоимость». [7]
Постановление Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817(далее — Постановление №817)«О мерах по осуществлению правопорядка при осуществленииплатежей по обязательствам за поставку товаров (выполненные работы илиоказанные услуги). [8]
Положение о бухгалтерском учете „Учет активов иобязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте“ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Министерств» финансов РФ от 10 января2000 г… №2н. (далее — ПБУ 3/2000)
Положение по бухгалтерскому учету «Доходыорганизации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от06.05.99г. №32н [9, с.142]
Положение по бухгалтерскому учету «Расходыорганизации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от06.05.99г. №33н [9, с.153]
Дату отражения задолженности в бухгалтерском учетеопределяют правила, установленные следующими нормативными актами.
1. Федеральный закон от 22 ноября 1996г. № 129-ФЗ «Обухгалтерском учете». Согласно этому закону, все хозяйственные операцииподлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основаниипервичных учетных документов.
2. Согласно ГК РФ, обязательства исполняются в соответствиис договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии такихусловий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или инымиобычно предъявляемыми требованиями.
3. Положение № 34н. При отражении в учете дебиторскойзадолженности придерживаются принципа допущения временной определенности фактовхозяйственной деятельности (принципа начисления) согласно которому все фактыхозяйственной деятельности организации отражаются в том отчетном периоде, ккоторому они относятся, независимо от состояния расчетов по ним, для целейналогообложения.
4. На субсчете 90/1 «Выручка» учитываютсяпоступления активов признаваемые выручкой.
При продаже продукции по договору комиссии или поручения(кроме организаций, занятых в розничной торговле, общественном питании и аукционнойторговле) выручка отражается на дату получения извещения от комиссионера илиповеренного об отгрузке продукции покупателю.
5. Постановление Правительства РФ от 02 декабря 2000г. № 914«Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетахпо налогу на добавленную стоимость», согласно которому организация обязанаотразить задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость поотгруженной продукции не позднее 5 дней со дня ее отгрузки [2, ст.42].
Размер и порядок оценки дебиторской задолженности определяютследующие нормативные акты.
1. Положения №34н, согласно которому:
— расчеты с покупателями и заказчиками отражаются вбухгалтерском учете и отчетности в суммах, признаваемых организациейправильными. Исходя из данной нормы, дебиторская задолженность отражается вучете в оценке, установленной договором, и зависит от количества и цены реализованнойпродукции с учетом скидок и накидок, предоставляемых по окончании сделки;
— при совершении операций в иностранной валюте дебиторскаязадолженность отражается в рублях, в сумме, определяемой путем пересчета иностраннойвалюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату предъявления счетови иных расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию либо на датузачисления денежных средств на валютный счет организации. При этом всоответствующих случаях делаются следующие записи:
2. Статья 317 ГК РФ, согласно которой валюта денежныхобязательств должна быть выражена в рублях. Договором может быть предусмотрено,что денежные обязательства по сделке подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентнойопределенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю,«специальные права заимствования»). При этом дебиторскаязадолженность всегда оценивается в сумме выручки от реализации продукции. 1.3. Порядок списания дебиторской и кредиторскойзадолженности в результате исполнения срока исковой давности
При ведении хозяйственной деятельности в учете организацийобразуются суммы текущей дебиторской и кредиторской задолженности. Однако нередки случаи, когда непогашенные суммы кредиторской задолженности(обязательства перед кредиторами) по различным причинам продолжают числиться вучете длительное время.
В результате у организаций возникают вопросы о порядкесписания невостребованной кредиторской задолженности и отражения ее в целяхналогообложения.
Рассмотрим в качестве примера следующую ситуацию:
В 2005 г. при проведении годовой инвентаризации организациявыявила неоприходованное основное средство. При проведении служебного расследованиябыло обнаружено, что основное средство было получено в конце 2004 г., но непоставлено на учет, так как приходные документы не были вовремя сданы вбухгалтерию. В результате в декабре 2005 г. оно было оприходовано на счет 01 вкорреспонденции со счетом 76. По состоянию на 1 сентября 2007 г. кредиторскаязадолженность поставщиком не востребована.
В связи с этим возникает вопрос: как правильноотрегулировать (списать с баланса) невостребованную кредиторскую задолженность?
При осуществлении хозяйственных операций расчеты сдебиторами и кредиторами отражаются в бухгалтерской отчетности организации всуммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными (п.73Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н;далее — Положение по ведению бухгалтерского учета).
Соответственно кредиторской задолженностью признаетсясуществующее на отчетную дату обязательство организации, возникшее вследствиепрошлых событий ее хозяйственной деятельности, расчеты по которой должныпривести к оттоку ресурсов организации, которые могли бы принести ейэкономические выгоды. Кредиторская задолженность может возникнуть в силудействия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота (п.7.3Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29.12.97Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентскимсоветом Института профессиональных бухгалтеров).
При этом кредиторская задолженность признается вбухгалтерском балансе, когда существует вероятность оттока ресурсов, способныхприносить организации экономические выгоды (а отток ресурсов связан сисполнением существующего обязательства), и когда величина этого обязательстваможет быть измерена с достаточной степенью надежности.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имуществаи обязательств. Периодичность, условия, при которых проведение инвентаризацийобязательно, порядок отражения излишков и недостач определены ст.12Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», атакже пунктами 26 — 28 Положения по ведению бухгалтерского учета.
Ежегодной инвентаризации подлежат, в частности, расчеты споставщиками, дебиторами и кредиторами. При этом одной из задач инвентаризационнойкомиссии является документальная проверка правильности и обоснованности суммдебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, числящихся на счетахбухгалтерского учета.
Результаты инвентаризации дебиторской и кредиторскойзадолженности оформляются Актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщикамии прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17 (утверждена ПостановлениемГоскомстата России от 18.08.98 N 88).
При этом инвентаризационная комиссия должна определить суммыдебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковойдавности.
Согласно статьям 195 и 196 Гражданского кодекса РФ исковойдавностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено,при этом общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицоузнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст. 200 ГК РФ).
При отсутствии договора, в котором указан срок платежа,начало срока исковой давности определяется истечением разумного срокаисполнения обязательства по оплате, например, 30 дней с даты фактическойпередачи товаров (работ, услуг), указанной в накладной (п.2 ст.314 ГК РФ).
Учитывая дату получения основного средства, приведенную впримере (декабрь 2004 г), разумный срок исполнения обязательства по оплате (30дней), можно сказать, что срок исковой давности начинается с января 2005 г.Следовательно, три года, определенные ГК РФ для истребования задолженности,истекают в январе 2007 г.
Таким образом, право организации на списание кредиторскойзадолженности возникает на следующий день после окончания трехлетнего срока.
При этом следует обратить внимание, что в соответствии состатьями 202 и 203 ГК РФ срок исковой давности может приостанавливаться или прерываться.
В соответствии с п.78 Положения по ведению бухгалтерскогоучета суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек,списываются с баланса на основании данных проведенной инвентаризации,письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.
Суммы кредиторской задолженности, по которым истек срокисковой давности, представляют собой внереализационный доход и подлежат включениюв доход организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерскомучете (пункты 8 и 10.4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходыорганизации» (ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99N 32н).
2. Организация бухгалтерского учета расчетов спокупателями и заказчиками в ООО «Азимут»
Исследуемое предприятие является обществом с ограниченнойответственностью. Общество с ограниченной ответственностью – это общество,акции которого распределяются только среди его учредителей или заранееопределенного круга лиц.
Участники общества не отвечают по его обязательствам и несутриск убытков, связанных с деятельностью данного общества, в пределах уставногокапитала. Уставный капитал предприятия состоит из вкладов физических лиц.
Основным видом деятельности предприятия является оптоваяторговля промышленным электрооборудованием (электродвигатели, насосные агрегаты,вентиляторы, магнитные пускатели и другое). Кроме того, предприятие вправеосуществлять другие виды деятельности, соответствующие его специализации и непротиворечащие законодательству РФ.
Предприятие создавалось в целях:
— получения прибыли;
— удовлетворения спроса на поставку промышленногоэлектрооборудования (электродвигатели, насосы, вентиляторы).
В ООО «Азимут» работают в настоящее время 23человека, из них штат бухгалтерии – 3 человека. Среднесписочная численностьменее 50 человек, поэтому предприятие относится к «малым».
ООО ” Азимут” является официальным дилером многихроссийских заводов (Ярославского, Владимирского, Томского, Ливенского и других)и белорусских заводов (Могилевского и других). Предприятие входит в числокрупнейших официальных представителей заводов и наравне конкурирует даже смосковскими представителями («Ведис-Электро», НПП «Римос»,«Энергоспецкомплект»).
Предприятие имеет три арендованных склада, два в НижнемНовгороде и один в Пензе. Помещение под офис также снимается в аренду у ООО предприятия«Алиди». Торговая политика предприятия строится не на большой наценкена каждую позицию (порядка 20-30% – как у многих других дилеров), а на совокупномобороте с наценкой порядка 5-10% на электродвигатели и 10-15% на насосныеагрегаты и вентиляторы. Такая политика позволяет привлекать большее количествопокупателей.
Таблица 1.
Основные показатели деятельности ООО ” Азимут” за2006-2007 г.г. Показатели 2006 г. 2007 г.
отклонения
(+; -) 1 2 3 3=(3-2) /2*100% Выручка от продажи, тыс. руб. 93 407 170 564 + 82,6% Прибыль от продажи, тыс. руб. 3 010 3 783 + 25,7% Среднесписочная численность работников, чел. 20 26 + 30% Фонд заработной платы, руб. 541 000 909 194 + 68% Средняя заработная плата за год, руб. 2 254 2 914 + 28,5% Рентабельность продаж в% 0,032 0,022 – 31,2%
Несмотря на стремительное увеличение выручки от реализациитоваров почти в два раза, прибыль увеличилась менее значительно в связи с увеличениемвсех видов расходов, что привело к снижению рентабельности продаж.
Для ведения бухгалтерского учёта в соответствии сФедеральным законом Российской федерации «О бухгалтерском учёте»выделено специальное подразделение — бухгалтерия, состоящее из главногобухгалтера, его заместителя и обычного бухгалтера. Схема организациибухгалтерского учёта приведена ниже. /> />
Вести бухгалтерский учет по основным средствам, кассе, расчетному счету, авансовымотчетам входит в обязанности одного человека (бухгалтера). Заместитель главногобухгалтера отвечает за операции по приходу / расходу товара и материалов,проведение инвентаризаций по складу, составление актов сверки с контрагентами.Главный бухгалтер составляет бухгалтерскую отчетность и осуществляет контрольза работой бухгалтерии.
Схема 1 — Схема организации бухгалтерского учета в ООО«Азимут».
Учетная политика предприятия содержит рабочий план счетовбухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимыедля ведения бухгалтерского учета расчетов за товары и услуги в соответствии стребованиями своевременности и полноты учета и отчетности; правиладокументооборота и технология обработки учетной информации по расчетам затовары и услуги. В учётной политике предприятия оговорено, что бухгалтерскийучёт ведётся с применением единой журнально-ордерной формы с применениемкомпьютерной программы «1С: Бухгалтерия». 2.2. Особенности учета расчетов с покупателями изаказчиками
В расчетах с покупателями применяется как наличная так ибезналичная форма расчетов. Расчеты наличными производятся с июля 2007 года100000 рублей по одной сделке. В безналичном порядке расчеты проводятся толькочерез банки и другие кредитные организации.
Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежнымипоручениями, платежными требованиями-поручениями, в порядке уступки праватребования, векселями. При расчетах с поставщиками и подрядчиками наличнымиденежными средствами оформляются авансовые отчеты на основании выданныхконтрагентами квитанции к ПКО и кассового чека.
Взаимозачетная операция является односторонней сделкой иможет быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны при отсутствииразногласий по проведению взаимозачета. Сторона, принявшая решение о проведениивзаимозачетной операции, оформляет заявление о проведении зачета. Сделка попроведению взаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявлениядругой стороной. Подтверждением получения заявления другой стороной необходимосчитать квитанцию, уведомление о получении и так далее. /> />
Особенности документооборота при расчетах с покупателями и заказчиками в Обществес ограниченной ответственностью «Азимут» представлены в схеме 3.
Схема 3 — Этапы обработки документов по расчетам спокупателями и заказчиками
Покупатели формируют запросы менеджерам предприятия.Менеджер выставляет счет, являющийся, офертой и отправляет его покупателям. Поусловиям договора поставки покупателю может быть предоставлена отсрочка платежа(до 30 дней). При отпуске товаров в продажу менеджер предприятия выписываетрасходную накладную и счет-фактуру. Покупатели либо сами забирают товар сосклада предприятия, либо просят отправить товар транспортной компанией. Впервом случае покупатель оформляет доверенность от юридического лица наполучение товарно-материальных ценностей, а во втором случае доверенностьзаменяется накладной транспортно-экспедиционной компании. Полученныедоверенности прикалываются ко второму экземпляру расходных накладных,остающихся в бухгалтерии предприятия, корешок доверенности оформляется ивозвращается покупателю. Если товар покупателю отправляетсятранспортно-экспедиционной компанией, то в этом случае к расходной накладнойприкрепляется только накладная транспортной компании.
Предприятие ООО ” Азимут” работает с покупателямив основном по предоплате. Оплата счетов покупателем может производиться как вбезналичной форме, так и наличными деньгами в кассу предприятия (в пределахлимита, установленного для расчетов между юридическими лицами, наличнымиденьгами). Банковская выписка по счету поступает на предприятие только наследующий день, поэтому используется система «клиент-банк», котораяпозволяет увидеть поступление средств на расчетный счет в этот же день. Это оказываетсяочень удобно для покупателей, которые могут получить товар в день оплаты счета.
Проиллюстрируем этапы обработки поступившей банковскойвыписки следующей схемой 4.
Существует множество форм расчетов, но на предприятиииспользуются только некоторые из них. Расчеты с поставщиками и подрядчикамипроизводятся в основном безналичным образом, с использованием платежныхпоручений. Основанием для оплаты являются счета или договоры поставщиков, приэтом оплата может производиться как по факту отгрузки (в порядке плановыхплатежей), так и в виде авансовых платежей, что является одним из условийдоговора. Расчеты наличными средствами подразумевают выдачу средств поавансовым отчетам на приобретение товарно-материальных ценностей. Поставщикпредоставляет документы на отгрузку и квитанцию к приходному кассовому ордеру,кассовый чек. Подрядчики выставляют счета и платежные требования за прошедшийпериод (с актом выполненных работ). Счета оплачиваются в обычном порядке, аплатежные требования предусматривают списание средств со счета предприятия сакцептом. /> />
/>Схема 4 — Этапы обработкибанковской выписки.
Расчеты с покупателями производятся как в наличной форме(через кассу организации – расчеты за отгружаемую продукцию), так и вбезналичной форме: как оплата по выставленному счету через банк (авансовыеплатежи), или оплата за ранее отгруженную продукцию (в случае отсрочкиплатежа). Покупатели в некоторых случаях в счет оплаты задолженностипредоставляют векселя третьих лиц (банковские). В случаях, предусмотренныхсоответствующими договорами, производятся взаимозачеты за поставленные товары.В практике работы предприятия также было несколько случаев расчетов по договорамуступки права требования.
Аналитический учет по счету 62 ведется по каждомупредъявленному покупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядкеплановых платежей – по каждому покупателю и заказчику.
Так как предприятие ООО «Азимут» работает спокупателями в основном по предоплате, то в соответствии с требованиемобеспечить обособленный учет поступивших авансов, примером таких операцийпослужили бухгалтерские записи за декабрь 2007 года в таблице 2007 года.
Дебет счета 51 «Расчетные счета».
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками», субсчет «Авансы полученные».
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками», субсчет «Авансы полученные».
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
В работе предприятия встречаются ситуации, когда отгрузкапроизводится одному покупателю (юридическому лицу), а оплату за него производитдругое лицо. В этом случае на платежном поручении указывается «оплатаза». С учетом данного вида расчетов на предприятии связано некоторое количествоошибок. Бухгалтер, формирующий проводки по банковским документам, может необратить внимание на эту строку в платежном поручении; и получается что деньгипредприятие получило как аванс от второго лица, а по первому лицу числитсязадолженность. Ошибки подобного рода исправляются обычно в конце месяца, когдапроизводится сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности посчету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Таблица 2.
Бухгалтерские записи по расчетам с покупателями и заказчикамиза декабрь 2007 годаСодержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. 02.12.07 г. покупатель ОАО «Текстильмаш» перечислил авансовый платеж по полученному счету на сумму 30 000 рублей. 51 62«Авансы полученные» 30 000 62«Авансы полученные» 68 4 576,27
07.12.07г. после отгрузки товара и получения его покупателем в счет окончательных расчетов, ОАО «Текстильмаш» перечислил 10 000 рублей на расчетный счет и внес 5 000 рублей в кассу организации. Был произведен зачет ранее перечисленного аванса и восстановлена сумма НДС, начисленная ранее в бюджет 51 62 10 000 50 62 5 000 62 субсчет «Авансы полученные» 62 30 000 68 62 субсчет «Авансы полученные» 4 576,27 15.12.07 г. ООО «Спектр» в счет погашения задолженности за отгруженную продукцию передал предприятию финансовый вексель (беспроцентный) на сумму 100 000 рублей. Вексель был погашен в банке на следующий день на всю сумму. 58 62 100 000 51 58 100 000 17.12.07 г. ООО «Восход» в счет погашения задолженности за отгруженную продукцию передал предприятию финансовый вексель на сумму 200 000 рублей. Дата погашения векселя – 17.02.06 г. Вексель был погашен в банке 20.12.06 г. на сумму 180 000 рублей. 58 62 200 000 51 58 180 000 91 58 20 000 22.12.07 г. ООО «Медведь» уступает ООО «Медведь-НН» право требования – получения продукции от предприятия на сумму 40 000 рублей. 62 субсчет «Авансы полученные» 62 субсчет «Авансы полученные» 40 000
В работе предприятия встречаются ситуации, когда отгрузкапроизводится одному покупателю (юридическому лицу), а оплату за него производитдругое лицо. В этом случае на платежном поручении указывается «оплатаза». С учетом данного вида расчетов на предприятии связано некотороеколичество ошибок. Бухгалтер, формирующий проводки по банковским документам,может не обратить внимание на эту строку в платежном поручении; и получаетсячто деньги предприятие получило как аванс от второго лица, а по первому лицучислится задолженность. Ошибки подобного рода исправляются обычно в концемесяца, когда производится сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженностипо счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Заключение
Курсовая работа на тему «Бухгалтерский учет расчетов спокупателями и заказчиками» построена по материалам ООО«Азимут». На примере этого предприятия исследован порядок ведениябухгалтерского учета расчетов за товары и услуги с покупателями и заказчиками.В результате осуществленной работы установлено, что бухгалтерский учет ООО«Азимут» ведется согласно Закона «О бухгалтерском учете»,учетной политике, принятой на предприятии, Положению о бухгалтерском учете иотчетности, инструктивным материалам. На данном предприятии применяетсякомпьютеризированный учет в бухгалтерской программе 1С Предприятие 7.7.
Данный участок учёта был выбран в связи с тем, что полнота,своевременность и достоверность отражения расчетов является одним из оценочныхпоказателей, определяющих качество работы предприятия. По ходу работыпроизведено изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками наконкретном предприятии, рассмотрение различных аспектов, касающихся данногораздела учета.
С целью изучения данного раздела учёта рассмотрены следующиеисточники информации: положение об учетной политике, счета-фактуры выданныепокупателям; накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ, журналрегистрации счетов-фактур, журнал регистрации доверенностей, накладные нареализацию; акты сверки расчетов, акты инвентаризации расчетов, векселя; книгапродаж; регистры аналитического и синтетического учёта по счетам 62 и 76,главная книга, бухгалтерская отчетность.
В работе предприятия встречаются ситуации, когда отгрузкапроизводится одному покупателю (юридическому лицу), а оплату за него производитдругое лицо. В этом случае на платежном поручении указывается «оплатаза». С учетом данного вида расчетов на предприятии связано некотороеколичество ошибок. Бухгалтер, формирующий проводки по банковским документам,может не обратить внимание на эту строку в платежном поручении; и получается чтоденьги предприятие получило как аванс от второго лица, а по первому лицучислится задолженность. Ошибки подобного рода исправляются обычно в концемесяца, когда производится сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженностипо счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ, чч.1 и 2.
2. Налоговый кодекс РФ, чч.1 и 2.
3. Закон РФ «О бухгалтерском учёте» №129-ФЗ от 21 ноября 1996г.
4. Закон РФ «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 07 августа2001г.
5. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие актызаконодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силуотдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах»(Федеральный закон от 06.08. 2001 № 110-ФЗ).
6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№208-ФЗ от 26декабря 1995г., в ред. от 7 августа 2001г).
7. Постановление «Об утверждении правил ведения журналов учетаполученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж прирасчетах по налогу на добавленную стоимость» №914 от 2 декабря 2000г.
8. Постановление «О мерах по обеспечению правопорядка приосуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работили оказание услуг)» №817 от 18 августа 1995г.
9. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности вРоссийской Федерации (Приказ Министерства финансов РФ №34н от 29 июля 1998г).
10. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утвержденныеПостановлением правительства РФ от 23 сентября 2002г. № 696, в ред.Постановлений Правительства РФ от 04.07.03 №405, от 07.10.04 №532, от 16.04.05№228.
11. Положение о безналичных расчетах в РФ (ЦБ РФ от 12.04. 2001 №2-П).
12. Приказ «Об утверждении формы „Расшифровка дебиторской икредиторской задолженности организаций“ №19н от 10 марта 1999г.
13. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособбие. Издание6-е, перераб. и доп. – Москва: ИКЦ „МарТ“; Ростов н/Д: Издательскийцентр „МарТ“, 2005. – 960с.
14. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия „Учебныепособия“. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 608с.
15. Бухгалтерский учет: Учебник/А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевскийи др.; Под ред. П.С. Безруких. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерскийучет, 2006. – 719с.
16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640с.
17. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.:»Издательство ПРИОР”, 2006. – 352с.
18. Богомолов А.М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью какэлемент системы внутреннего контроля в организации // Современный бухучет, N 5,2004.
19. Мельникова Л.А. Раскрытие в бухгалтерской отчётности информации одебиторах и кредиторах организации //Бухгалтерская отчетность организации, N 3,2006.
20. Сумина А.Д. Сверка расчетов с контрагентами //Главбух, приложение«Учет в торговле», N 2, 2006.