Организация бухгалтерского учета в сфере отражение издержек обращения

Введение.
Организация бухгалтерского учета в сфере отражение издержек обращения, как основопологающее экономической стабильности предприятия представляет собой основной задачей предприятий общественного питания.
Актульность темы : отчет о прибылях и убытках ( ф-2 ), отчет оиздержках обращения ( ф- ) и наконец Баланс предприятия, эти документы как никто яснее покажет насколько актуальна и не проста тема учета издержек обращения. Составление документов по многочисленным статьям: Штрафы за простой товаров, финансовые санкции государственных налоговых служб за неправельное хранение товаров, издержки на судебные дела при краже товарно-материальных ценностей предприятия и дебиторская задолженность, лишь безмолвно скажут о ликвидации либо о экономическом подьеме предприятия.В документах это голые цифры но для профессионального бухгалтера они будут выглядеть как точный план к действию.
В содержание курсовой работы входят: основные принципы учета и документального оформления издержек обращения, ее классификация, обьекты и порядок учета издержек производства и обращения на предприятия общественного питания. На основании этих данных формируется учетная информация которая необходима для принятия управленческих решений и эффективной хозяйственной дейтельности, поэтому все эти факторы на предприятиях осуществляющих хозяйственную дейтельность заслуживает повышеного внимания.
Цель курсовой работы состоит в подробном изучении вопроса учета издержек обращения на предприятиях общественного питания, выделение из всего многообразия теоретической литературы главные аспекты и особенности учета затрат.
При создании курсовой работы были использованы как новые так и старые нормативные документы, регламентирующие методику и организацию учета на предприятиях общественного питания. Большое внимание уделяется номенклатуре статей издержек обращения как основе учета издержек обращения, аналитическому и синтетическому учету так как они имеют первостепенное значение в отображении издержек производства и обращения.
В курсовой работе приводятся реальные цифры, данные по конкретному предприятию и могут служить справочным материалом.
1.СУЩНОСТЬ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ЗАДАЧИ ЕГО УЧЕТА
В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
1.1. СУЩНОСТЬ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Издержки обращения-это оценненое в денежном выражении, потребление товаров и услуг которое требуется для производства и сбыта продукта предприятия. К издержкам обращения относятся расходы на транспортировку, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже,приобретению кроме оплаты их покупной стоимости и реализацию, на управление торговыми предприятиями и организациями и другие расходы связанные собращением товаров а также административные расходы.
расходы предприятий общественного питания по своему содержа- нию шире, чем издержки обращения в торговле и в заготовках. Они состоят из затрат н связанных с производством, т. е. приготовлением обеденной и прочей продукции собственного производства, а также на организацию потребления, и реализацию товаров
К расходам по приобретению товаров относят: расходы по доставке и страховке завозимых товаров, таможенные пошлины, сборы и налоги, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, другие расходы, связанные с их закупкой, их называют дополнительными издержками обращения. Они подлежат распределению между реализованными товарами и остатком товаров на конец месяца. В формировании финансового результата отчетного периода участвует часть расходов по приобретению товаров, приходящихся на реализованные товары.
Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь предусмотрено включение в расчет распределения расходов по приобретению товаров между реализованными товарами и их остатком четырех статей издержек обращения: транспортные расходы, проценты по ссудам, взятым на оплату товаров, акцизы и налог на добавленную стоимость на ввозимые товары. При этом подразумевают, что таможенные пошлины включены в стоимость товаров. Если методикой учета товаров предусмотрено отнесение таможенной пошлины на затраты по их приобретению, то в расчет распределения издержек обращения она включается дополнительной статьей.
В расходы по хранению и реализации товаров включают: затраты по подготовке товаров к реализации, рекламе, их продаже и содержанию материально-технической базы предприятий торговли.
Административные расходы состоят: из затрат по ведению бухгалтерского учета, содержанию управленческого персонала, эксплуатации и аренде административных зданий и оборудования в них, оплате услуг общехозяйственного назначения, начисляемых налогов и неналоговых платежей, включаемых в затраты (за исключением косвенных налогов уплачиваемых на ввозимые товары)
Расходы по хранению и реализации товаров и административные расходы являются операционными издержкам обращения. На предприятиях торговли и общественного питания такие расходы принято считать относящимися к реализованным товарам. Их списывают на финансовые результаты отчетного года в размере понесенных расходов без_распределения. ___ Составными элементами издержек обращения являются: потребленные материальные ресурсы (расходы по упаковке товаров, стоимость тепловой и электрической энергии, израсходованной на производственные цели, товарные потери в пределах установленных норм и т.п.); заработная плата; отчисления на социальное страхование; налоги и неналоговые сборы, относимые к текущим затратам; стоимость услуг производственного назначения, оказанных сторонними предприятиями; износ основных производственных фондов.
Состав статей издержек обращения и производства определен “Основными положениями по составу затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)”, утвержденными Государственным комитетом по экономике и планированию, Министерством финансов, Государственным комитетом по статистике и анализу Республики Беларусь 19 февраля 1993 г. Министерства и ведомства разрабатывают отраслевую номенклатуру статей издержек обращения (производства) и согласовывают ее с Министерством финансов.
В состав издержек обращения не включают расходы и потери, не связаные с-реализацией товаров и вызванные перераспределением средств между субъектами хозяйствования. К ним относят: штрафы, пени, неустойки, уплаченные по хозяйственным договорам; убытки от покупки (продажи) валюты, переоценки кредиторской задолженности в валюте, списания дебиторской задолженности после истечения сроков исковой давности; судебные и арбитражные расходы и другие затраты, учитываемые в составе внереализационных расходов.
Не являются издержками обращения и расходами: внутренние затраты торговых организаций и предприятий, которые должны возмещаться за счет прибыли,остающейся в распоряжении предприятия, или средств фондов специального назначения. Таковыми являются расходы на содержание объектов социальной сферы, уплаченные финансовые санкции по результатам проверок органов государственного контроля и регулирования, налоги, начисляемые на доходы и прибыль предприятия.В издержки обращения не включаются убытки от стихийных бедствий и другие затраты, не связанные с нормальным обращением товаров.
Классификация издержек обращения положена в основу организации их учета. Выбор признаков классификации затрат обусловлен целью и задачами.
В большинстве своем они сводятся к группировке издержек по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, изменению под влиянием объемных показателей, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др.
По отраслевой принадлежности различают издержки обращения оптовой и розничной торговли, заготовительной деятельности и расходы предприятий общественного питания. Группировка затрат по отраслевому принципу в бухгалтерском учете достигается за счет закрепления за каждой отраслью деятельности соответствующего субсчета к счету 44 “Издержки обращения”.
По составу затраты объединяют в однородные статьи. Номенклатуру статей издержек обращения и их состав устанавливают отраслевые министерства и ведомства. С учетом процессов, происходящих в экономике, номенклатура статей издержек обращения может изменяться.
По участию в формировании себестоимости товаров расходы подразделяют на операционные расходы и затраты по приобретению товаров. Затраты на приобретения товаров часто именуют затратами на продукт, а операционные расходы – затратами на период.
Издержки обращения, связанные с приобретением товаров, распределяют на остаток товаров и реализованные товары. Себестоимость остатка товаров на конец месяца устанавливают присоединением к их стоимости по отпускным ценам доли расходов по их приобретению, приходящихся на остаток товаров. Расходы по приобретению товаров, приходящиеся на реализованные товары, и операционные издержки обращения являются затратами отчетного периода, участвующими в формировании финансового результата от хозяйственной деятельности предприятия.
По изменению абсолютной величины затрат при увеличении (уменьшении) объемных показателей издержки обращения подразделяют на условно-постоянные и переменные.
Изменение абсолютной величины переменных издержек обращения находится почти в прямой зависимости от изменения объема товарооборота или заготовительного оборота, т.е те издержки которые зависят от степени загруженности мощностей.Если производства остановлено, то переменные издержки не возникнут. С увеличением объемного показателя происходит роет абсолютной суммы издержек обращения, а при его уменьшении — ее снижение. К переменным издержкам обращения относят: расходы по инкассации выручки, проценты за пользование ссудами, транспортные расходы, естественную убыль товаров, расходы на оплату труда при сдельно-премиальной форме, налоги и отчисления во внебюджетные фонды, начисляемые от сумм сдельной оплаты труда и товарооборота (заготовительного оборота) и относимые на затраты, другие расходы.
Сумма условно-постоянных издержек обращения почти не зависит от размера товарооборота или заготовительного оборота. При увеличении объемного показателя происходит снижение их относительного уровня, а при его уменьшении — повышение. К условно-постоянным издержкам относят амортизацию основных средств, износ нематериальных активов, расходы на ремонт и содержание основных средств, расходы по арендной плате, расходы на оплату труда при повременной форме и другие расходы.
По отношению к процессу создания добавленной стоимости различают материальные затраты и приравненные к ним статьи и нематериальные затраты. Материальные затраты представляют собой возмещаемые затраты овеществленного труда. Нематериальные затраты являются составным элементом добавленной стоимости, созданной в сфере товарного обращения. К нематериальным затратам относят: расходы по оплате труда, отчисления на социальное страхование, амортизацию основных средств, износ нематериальных активов, отчисления в фонд содействия занятости, а также специфические статьи затрат, свойственные для потребительской кооперации: отчисления в фонд торгового риска, внутрихозяйственные и внутрисистемные отчисления и др. Все остальные статьи издержек обращения относят к материальным затратам.
По отношению к отчетному периоду затраты предприятий торговли, общественного питания и заготовок подразделяют на издержки обращения и расходы будущих периодов. Издержки обращения считаются текущими затратами отчетного периода. Расходами будущих периодов являются затраты, авансированные в отчетном периоде и относящиеся к доходам последующих периодов. К расходам будущих периодов относят: отчисления в инновационный фонд, не перечисленные вышестоящей организации, расходы на подписку, оплаченные наперед расходы по страхованию имущества, начисленные суммы оплаты за дни отпуска, приходящиеся на следующий месяц, и другие суммы. Учет авансированных затрат ведут на счете 31 “Расходы будущих периодов”.
При классификации затрат по отношению к отчетному периоду в отдельную группу выделяют резервы предстоящих расходов. Резервы создают путем ежемесячного их начисления по нормативам, установленным в приказе об учетной политике, и включения в издержки обращения. Начислением резервов обеспечивается равномерное включение предстоящих расходов в издержки обращения и создание источника их финансирования. Резервы создают на ремонт основных средств, на списание естественной убыли товаров и в других случаях.
По регламентации размеров затрат, относимых на издержки обращения, их подразделяют на нормируемые и ненормируемые расходы, По статьям нормируемых расходов государством установлены нормы (ставки) их включения в издержки обращения. К нормируемым расходам относят: расходы на рекламу, на подготовку кадров, представительские расходы, естественную убыль товаров, амортизацию основных средств, отчисления в дорожный фонд и др*.
По видам издержек, в зависимости от возможности распределения по носителям; Прямые и Накладные издержки.Прямые-это те мздержки которые могут быть прямо отнесены на тот или иной носитель издержек (продукт) или место возникновения издержек.Накладные-это те издержки которые по своей природе непосредственно не связанные с какой-либо исходной величиной например, с местом возникновения издержек или продуктом. Накладные издержки могут быть отнесены на носитель издержек или место, только посредством перерасчета надбавок.
По видам изделий продукции собственного производства. Если предприятия потребляет продукцию собственного производства, то должно проводится различие между первичными и вторичными издержками обращения.Первичные издержки связанные с потреблением товаров и услуг произведенных вне предприятия.Вторичные издержки возникают при расчете внутренних результатов(например для ремонта не привлекаются сторонние организации, а работу выполняет собственная ремонтная бригада).
Группировки затрат по классификационным признакам необходимы для проведения их анализа. Правильно выполненные группировки издержек обращения позволяют выявить закономерности их изменения и дать объективную оценку результативности принятых управленческих решений.
1.2. ЗНАЧЕНИЯ И ЗАДАЧИ УЧЕТА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИ.
Сокращения расходов является основным источником увеличения прибыли и снижения цен на продукцию общественного питания.Из данной формулировки вытекают следующие цели и задачи учета издержек обращения.
Целью бухгалтерского учета издержек обращения является объективное отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятия управленческих решений.
Исходя из поставленной цели, перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:
Проверка законности и целесообразности осуществляемых на предприятии расходов, правильности их документального оформления’
объективное распределение издержек обращения по отчетным периодам;
правильное разграничение затрат по местам их возникновения и статьям установленной номенклатуры;
своевременное предоставление информации, необходимой для оценки эффективности расходов и принятия управленческих решений;
контроль и анализ исполнения на предприятии утвержденных смет расходов,
Оперативно и жестко пресекать бесхозяйственность и расточительство;
Своевременно и точно определять валовый доход и прибыль;
Контролировать использования прибыли;
Находить резервы для сокращения расходов и повышения рентабильности.
За размером расходов и их хозяйственной целесообразностью должен осуществляться систематический и тщательный контроль. В зависимости от сроков проведения различают контроль предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль осуществляется до совершения операций по производству расходов путем предварительной проверки смет, договоров, товарных и денежных документов и т. п. Цель предварительного контроля — предотвращение действий должностных лиц, в результате которых может быть нанесен государству материальный ущерб.
Предварительный контроль должен осуществляться руководителями торговых организаций и предприятий, а также главными бухгалтерами или лицами, ими уполномоченными. Главным бухгалтерам предоставлено право предварительно рассматривать и контролировать все денежные, товарные и расчетные документы, которыми оформляются операции по производству расходов. Они обязаны при этом широко использовать предоставленное им право подписи на документах, оформляющих расход материальных и денежных средств. Расходные
документы бухгалтер должен подписывать лишь после того, как удостоверится, что расходуемые средства предусмотрены в смете, а их расход является законным и хозяйственно целесообразным.
Руководители и главные бухгалтеры несут ответственность за соблюдение сметно-финансовой дисциплины.
Текущий оперативный контроль за расходами осуществляют в процессе совершения хозяйственных операций работники предприятий и организаций, ответственные за их совершение: заместители главных бухгалтеров, агенты, экспедиторы, материально-ответственные лица, работники контрольно-ревизионных служб, и др. С целью своевременного взыскания произведенных расходов с поставщиков и транспортных организаций, например товарных потерь, происшедших по их вине, необходимо осуществлять текущий контроль за своевременным предъявлением к ним претензий. Такой контроль должен осуществляться начальниками отделов централизованных бухгалтерий и учетно-контрольных групп.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Такой контроль становится возможным в результате отражения расходов на синтетических и аналитических счетах и обобщения данных учета в отчетных формах. Этот контроль проводится путем анализа хозяйственной деятельности, посредством документальных ревизий и проверок, осуществляемых органами внутриведомственного, финансового, народного и общественного контроля.
Предварительный, текущий и последующий контроль издержек обращения позволяет выявить резервы их дальнейшего снижения.
В бухгалтерском учете издержек обращения придерживаются следующих принципов:
1. Адекватность расходов и доходов отчетного периода. Этот дринцип предусматривает отнесение затрат на издержки обращения того отчетного периода, когда они фактически имели место и документально были подтверждены независимо от времени их оплаты или соответствовали доходам, для извлечения которых они были произведены. Расходы по арендной плате, создаваемые в установленном порядке, резервы предстоящих расходов, стоимость коммунальных, транспортных и других услуг производственного назначения включают в издержки обращения того периода, к доходам которого они относятся.
Расходы, оплаченные (начисленные) предприятиями в счет предстоящих поступлений доходов в последующих периодах, в издержки обращения отчетного периода не включаются и учитываются обособленно, как расходы будущих периодов.
Адекватность доходов расходов отчетного периода обеспечивается и за счет распределения издержек обращения между реализованными товарами и их остатком на конец месяца. В торговле и общественном питании распределяют расходы по приобретению товаров. Затраты по хранению и реализации товаров и административные расходы торговых предприятий распределению не подлежат. Их принято считать затратами на реализованные товары.
2.Единство учетной и отчетной номенклатуры издержек обращения.
Состав расходов, относимых на издержки обращения, определяет Министерство финансов Республики Беларусь. Белкоопсоюзом разработана и согласована с Министерством финансов ведомственная номенклатура статей издержек обращения для предприятий торговли, общественного питания и зоготовок потребительской кооперации. В учете и отчетности по издержкам обращения предприятиями потребительской кооперации применяется единая нменклатура статей затрат.
Ъ.Оценка товаров по себестоимости. По Закону Республики Беларусь “О бухгалтерском учете и отчетности” остатки товарно-материальных ценностей в балансе отражаются по фактической стоимости. В фактическую стоимость товаров на предприятиях торговли и общественного питания включают их стоимость по покупным ценам и расходы по приобретению, а на предприятиях заготовительной деятельности – стоимость по закупочным ценам и все расходы по закупке и реализации.
1.3. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Гомельского Государственного предприятия рабочего снабжения ( ГПРС )
Обьединения ” Гомельмелиоводхоз “.
Гомельское ГПРС обьединения “ Гомельмелиоводхоз “ образовался 8 июля 1974 года. Основной вид дейтельности-оранизация розничной торговли и общественного питания.В Гомельском ГПРС обьединения “ Гомельмелиоводхоз “ насчитывается 8 магазинов и 2 предприятия общественного питания. Торговая площадь предприятий розничной торговли состовляет 869,0 м2, по предприятим общественного питания 145 посадочных мест. Предприятия розничной торговли расположены в следующих районах : г.Добруш, г Чечерск, д. Озершина Речицкого района, д. Ивольск Буда-Кошелевского района и д. Красное Знамя Буда-Кошалевского района и п. Большевик Гомельского района и 2 предприятия в г. Гомеле. Из предприятий общественного питания – столовая второй наценочной категории, имеющая при себе кондитерский цех и буфет с реализацией спиртных напитков на разлив, расположенный в г. Гомеле при столовой и буфет “ Алеся “, расположенный в подвальном помещении магазина № 1 д. Озершина Речицкого райна.
Главной задачей ГПРС является бесперебойная торговля товарами народного потребления, с целью наибольшего удовлетворения потребительского спроса населения.
Поставщиками для Гомельского ГПРС обьединения “ Гомельмельмелиоводхоз “ являются заводы-изготовители, республиканские оптовые базы Облторгсоюза, Облпотребсоюза, колхозы, совхозы, фирмы, Акционерные Общества, Общества с Ограниченной Ответственностью, Частные Предприниматели и другие организации в Республике Беларусь и за ее пределами.
Основными потребителями реализуемого товара являются население.
Главной целью является хозяйственная дейтельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника.
Гомельское ГПРС обьединение “ Гомельмелиоводхоз “ создает в установленном порядке на складах необходимые товарные запасы для обеспечения торговых предприятий товарами для бесперебойной торговли.
Получаемые от постовщика товарно-материальные ценности соответствуют требованиям ГОСТа и реализуется потребителям по цене, преобретенной с наценкой, установленной для торговых предприятий.
Производственная дейтельность Гомельского ГПРС обьединения “ Гомельмелеоводхоз “ базируются на принципах самоокупаемости и финансирования.
За 1998 год балансовая прибыль состовляет 446.0 млн.руб. Общий обьем товарооборота составил 37913.0 млн.руб.
За 1997 год балансовая прибыль составила 26.0 млн.руб.Общий обьем товарооборота составил 20150.0 млн.руб
Основными источниками финансирования производственной дейтельности являются: прибыль, выручка от основной деятельности и краткосрочные кредиты.
В 1999 году ожидается увеличение товарооборота до 120000.0 млн.руб. Прибыль составит примерно 300.0 млн.руб.
Финансовый результат хозяйственной дейтельности находится в прямой зависимости от отношения валовых доходлв и издержек обращения, связанных с выполнением обьема товарооборота. По состоянию на 1997 год издержки обращения составили 3767 это меньше чем в последующем году 1998 , они составили 6818 в том числе по квартально , соответственно 741 в 1 квартале, 1324-2 квартал, 210-3 квартал, 301-4 квартал, по предприятиям общественного питания.
Из вышеприведенных данных видно, что предприятия общественного питания сработали убыточно, сумма убытков составила 163.0 млн.руб, в том числе 1 квартала + 70.0 млн.руб.,2 квартал- 2млн.руб.,3-квартал-156 млн.руб.4 квартал-75 млн.руб.
Наибольший процент в издержках обращения занимает зароботная плата, она составила 34.1% или 289.2 млн.руб., по транспорту-396.4 млн.руб, по аппарату управления-609.4 млн.руб. Затраты на бензин собственного транспорта составили 646.0 млн.руб. или 9,5% .
Анализируя данные нужно отметить, что Гомельское ГПРС обьединение “ Гомельмелиоводхоз “ осуществляет свою дейтельность в строгом соответствии с нормативными документами.
2. УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В соответствии с положением об учетной политике, предприятиям предостовляется самостоятельность в выборе метода учета затрат.Оптимальным может быть признан такой метод, который позволяет удовлетворить потребности учетного процесса и формировать полную и достоверную картину имущественного и финансового положения. Данное утверждение справедливо и по отношению учета затрат. В настоящее время существует два основных подхода к решению данной проблемы. В соответствии с традиционным подходом в течении отчетного периода, по дебету производственных счетов 20 “ Основное производство”, 23 “Вспомогательное производтство”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, и других, с кредита счетов, учета ресурсов собираются затраты отчетного периода с отнесением прямых ( непосредственно связанных с выполнением данного вида работ, услуг) в дебет счета 20, 23 и косвенных ( накладных ) в дебет 25, 26. Расходы по последним двум счетам в конце отчетного периода подлежат списанию в дебет счетов 20 или 23.
Другой вариант предпологает разделение всех затрат за отчетный период на производственные, обусловленные процессом производства и периодические, связанные с продолжительностью отчетного периода. Прямые производственные затраты собираются по дебету счета 20 “ Основное производство “, косвенные по дебету счета 25 “ Общепроизводственные расходы”. В конце отчетного периода в себестоимость включается как прямые так и косвенные производственные затраты. Периодические же затраты в конце отчетного периода списываются непосредственно на уменьшение выручки ( дебет 46 ; кредит 26 ). Оба варианта имеют определенные недостатки. К недостаткам второго метода относится то, что поскольку деление затрат на постоянные и переменные достаточно условно, не всегда можно с уверенностью определить виды затрат. К тому же данный подход не учитывает одну из основных факторов, оказывающих влияния на формирования себестоимости в условиях рыночной экономики.
Основной оценкой средств предприятия в.т.ч и торговых, является фактическая себестоимость.
Себестоимость-определенное общим обьемом затрат, связанных в данном учетном периоде с производством продукции ( работ, услуг ) является обьектом установленной дейтельности предприятия.
Для определения фактической себестоимости товаров надо из их стоимости по розничным ценам вычесть торговую наценку и прибавить издержки обращения на остаток товаров. Причем во внимание принимается только статья № 1.
Первым действием суммируются издержки обращения на остаток товаров на начало месяца и издержки обращения за месяц.
Вторым действием определяется общая стоимость по розничным ценам реализованной за месяц товаров и их остатком на конец месяца, т.е эти величины суммируются.
Третье действие исчисляет средний процент издержек обращения для чего общая сумма издержек по статье № 1 на начало месяца умножается на 100, а полученное произведения делится на стоимость товаров, реализованных за месяц, и остатком на конец месяца.
Четвертое действие подразумевает остаток не реализованных товаров на конец месяца умножается на средний процент издержек обращения и исчисляется сумма издержек обращения на остаток товаров.
К остатку товаров издержек обращения на начало месяца, по статье № 1 суммируются издержки обращения за месяц по всем статьям, затем отнимают издержки обращения на конец месяца по статье № 1. В результате определяется издержки обращения к реализованным товарам.
Затраты-это расходы которые, с одной стороны, формируют себестоимость продукции ( работ, услуг ) а с другой стороны определяет затраты организации произведенные в данном отчетном периоде по другим работам не связанным с производством продукции.
Особенностью организации учета на предприятиях общественного питания является то, что стоимость сырья и продуктов, израсходованных на приготовления продукции, учитывается обособленно от издержек производства. Стоимость израсходованного сырья и продуктов списывается со счета 20 “ Основное производство” в дебет счета 46-1 “ Реализация товаров и услуг ”, субсчет “ Продукция собственного производства предприятий общественного питания “. Все остальные издержки производства и обращения, входящие в затраты предприятий общественного питания, учитываются на счете 44-4 “ Издержки обращения “, субсчет “ Предприятия общественного питания “
Производство на предприятиях общественного питания включает кухни,цехи по выроботке полуфабрикатов и кондитерских изделий. Основным технологическим нормативным документом, содержащим единые требования к сырью , готовой продукции, определяющим расход сырья при приготовлении блюд и изделий является Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.
Предприятия общественного питания могут использовать разработанные квалифицированные поварами новые рецепты блюд и изделий. На вновь разработанные блюда и изделий состовляют технологические карты, в которых указывается нормы закладки сырья, выход полуфабрикатов и готовых изделий, устанавливаются в соответствии с действующими нормами отхода и потерь при холодной и тепловой обработке сырья с учетом рациональной закладки основных продуктов. Новые рецептуры рассматриваются кулинарными советами и утверждаются в установленном порядке.
Учет движения сырья в производстве осуществляется стоимостным методом, который обеспечивается нормативным расходованием продуктов. В процессе изготовления продукции не допускается никаких отклонений от норм в расходовании сырья. Ответственность за сохранность и правильное использование сырья в производстве продукции собственного производства несет заведующий производством, который ежедневно состовляет “ Отчет о движении продуктов и тары “.
Учет затрат по выпуску собственной продукции на предприятиях общественного питания ведется только в части сырья на активном, по отношению к балансу счете 20 “ Основное производство “. По дебету счета 20 отражается: Сальдо ( остаток ) необработанного сырья на начало периода, стоимость поступившего в производство сырья, сальдо ( остаток ) необработанного сырья на конец периода. По кредиту 20 счета отражается: Стоимость сырья, израсходованного на приготовления блюд и изделий, стоимость возвращенного в кладовую сырья, стоимость испорченного сырья.
На многих предприятиях которые занимаются производственной дейтельностью (изготовление и выпуск собственной продукции) ведут учет калькуляции себестоимости по методу ( activiti based costing -АВС далее ).АВС позволяет учитывать динамику накладных расходов и определять источники ( причины ) возникновения данного вида затрат а также порядок их отнесения на готовую продукцию. Метод устанавливает, что в длительном периоде большинство производственных затрат не являются постоянными ( носят переменный характер ), и это осложняет понимание факторов, вызывающих изменения накладных расходов во времени.
В соответствии с методом АВС в качестве причины здесь рассматриватся производственный процесс, а также тот факт, что продукты ( точнее их потребление ) создают спрос на определенный вид дейтельности. Затраты соотносятся с продукцией на основе потребления индивидульных продуктов. Важно также понимать факторы, которые управляют основным видом дейтельности и соотношения вида дейтельности с обьемом производимой продукции.
Процедура калькуляции себестоимости по операциям включает в себя следущие моменты: определения основных видов дейтельности предприятия, определения факторов себестоимости по конкретным видам дейтельности, создание центров ответственности по каждому виду дейтельности, процесс перемены затрат с видов дейтельности на созданные продукты. Данная методика в основном сосредоточен на косвенных элементах себестоимости продукции, большая часть которых рассматриваются как постоянные.
Использование информации о различных методах калькуляции для принятия определенных управленческих решений с учетом финансовой перспективы в значительной степени зависит от возможности прогнозирования и регистрации будущего потока денежных средств. Если постоянные затраты принятые в расчет, но не влияют на изменения денежных потока ( или результаты незначительны ), тогда выгоды от прекращения, находят отражения в данных о полной себестоимости еденицы продукции, которые представляются руководству для принятия решения. Если они приведут к уменьшению денежного потока, тогда исключения постоянных затрат приведет к недооценки выгоды от принятия решения о приостановлении производства. Затраты отражаются потребления ресурсов,не определяют потока денежных средств, который зависит только от принимаемых управленческих решений.
Система калькуляции себестоимости с помощью определенных приемов позволяют контролировать деятельность производственного процесса. Важным элементом в зтом случае является процедура распределения затрат.
Во-первых; распределения затрат может выступать в качестве средства рассредоточенного соответственно ресурсов. Нормы накладных расходов служат в качестве условного платежа за использование ресурсов. Например, накладные расходы, относимые к прямым затратам труда, выступают в качестве “ цены “ за этот труд и могут служить регулятором использования трудовых ресурсов со стороны управленческого персонала.
Во-вторых; при распределении затрат можно осуществить контроль со стороны руководства за использованием ресурсов. Возможен и другой вариант, когда затраты возникают в сфере производства, которые курируются одним материально ответственным лицом, а распределение на обьекты другое материально ответственное лицо.Метод АВС не только добавляет новую информацию о затратах но и генерирует ряд показателей не финансового характера.
Учет затрат и калькулирования себестоимости занимают одно из ведущих мест в системе бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания. Информация о затратах должна быть достоверна и своевременной что важно для принятия действенных управленческих решений, так и для налогооблажения.
2.1. Синтетический учет издержек обращения и его влияния на достоверность учетной информаци.
Любое торговое предприятие, занимающееся активной деятельностью в сферах обслуживания и изготовления продукции собственного производства (общественное питание), производящие заготовку и приемку продуктов от населения (заготовительных организаций), осуществляющее продажу товаров населению (розничная и оптовая торговля) сопряжена с расходами, которые будут неизбежно сопутствовать предприятиям любых форм собственности, и влиять на их прибыль.
Прибыль – это показатель, характеризующий эффективность работы предприятий, который дает реальную оценку организационной структуре торговли и показывает ее финансовую устойчивость и рентабельность (соотношение доходов и расходов). Для правильного отражения расходов торговой деятельности служит номенклатура статей, по планированию, учету и калькулированию издержек производства и обращения на предприятиях торговли и общественного питания, разработанная и утвержденная Министерством Торговли Республики Беларусь от 13.07.94 г. №12-01-01/156 и согласованная с Министерством Финансов, Государственным Комитетом Статистики и Госкомпланом РБ, в которой указаны 15 основных статей, по которым производятся отражения в бухгалтерском учете и финансовых документах:
Статья 1. Транспортные расходы. На эту статью относят: расходы по перевозке товаров и продуктов всеми видами транспорта, предъявленные к оплате транспортными, транспортно-экспедиционными организациями и предприятиями связи, включающие оплату тарифа, сборы за подачу вагонов, взвешивание и транзит грузов, и др.; оплату за экспедиционные операции и услуги; оплату услуг сторонних организаций по погрузке товаров и продуктов и выгрузке их; стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и их утепление плату за временное хранение грузов на станциях или складах транспортно-экспедиционных организаций в пределах срока, установленного для вывоза товаров (кроме штрафов расходы на экспертизу и анализ качества перевозимых товаров; плату железной дороге за обслуживание подъездных путей; стоимость транспортно-экспедиционных услуг, оказанных собственным автомобильным и гужевым транспортом (кроме расходов по оплате труда); командировочные расходы водителей и экспедиторов; расходы на приобретение разрешений на проезд в страны доставки грузов, уплату сборов за транзит грузов; приобретение книжек Международных дорожных перевозок (МДП) для грузов, страхование грузов, транспортных средств, водителей; плату за охрану автомобилей на стоянках, оказание сервисных услуг по техническому обслуживанию автомобилей и полуприцепов; расходы на закупку бензина и дизельного топлива, списываемых по нормам на фактический пробег; сборы за проезд по платным дорогам; услуги по конвоированию грузов, а также другие затраты, на транспортировку и экспедирование товаров, осуществляемые за рубежом.
Статья 2. Расходы на оплату труда. На этой статье отражают выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества, стимулирующих выплат, включая компенсации по оплате труда; систем премирования работников, руководителей, специалистов и служащих за производственные результаты в пределах установленного норматива включения премий в затраты; иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда; выплат единовременных вознаграждений за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с действующим законодательством.
Статья 3. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта. На эту статью относят плату за аренду зданий, сооружений, оборудования, инвентаря, нематериальных активов, начисляемую арендатором по договору, и расчету, представленному арендодателем; начисление лизинговой ставки; расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги, а также стоимость электроэнергии, потребляемой оборудованием (кроме холодильного оборудования); расходы на уборку помещений, прилегающих территорий, по вывозу мусора; расходы на проведение противопожарных мероприятий; расходы на поверку и клеймение весов, счетчиков и других измерительных приборов; расходы на установку, ремонт и содержание сигнализационных устройств; плата за охрану объектов по договорам; расходы на содержание легкового автотранспорта (бензин, дизельное топливо, смазочные материалы и т.д., кроме расходов на оплату труда, отчислений в фонд социальной защиты и занятости, амортизации автомобилей), включая возмещение расходов за использование личного транспорта для служебных целей.
Статья 4. Амортизация (износ) основных средств. На этой статье отражают суммы износа, начисляемые по установленным нормам по собственным основным производственным фондам, включая ускоренную амортизацию их активной части, а также индексацию амортизационных отчислений. Начисление амортизации по основным средствам прекращается после истечения нормативного срока их службы при условии полного перенесения ими стоимости на издержки производства и обращения.
По основным средствам, взятым в долгосрочную аренду или в лизинг (объект лизинга находится на балансе лизингополучателя), амортизацию начисляет арендатор (лизингополучатель) и включает их в издержки обращения или производства. Начисление амортизации (износа) по основным средствам, взятым в финансовый лизинг, осуществляют в соответствии с “Положением о лизинге на территории Республики Беларусь”, утвержденным приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 29 февраля 1996г. Основные средства, переданные в краткосрочную аренду, учитываются на балансе их собственника. Амортизацию (износ) по ним начисляет арендодатель и относит ее на увеличение внереализационных расходов.
Статья 5. Затраты (отчисления) на ремонт основных средств. На эту статью относят фактические (не выше сметных) расходы на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов зданий, сооружений, машин и оборудования, измерительных приборов и хозяйственного инвентаря, числящихся в составе основных средств (кроме затрат на проведение модернизации оборудования, реконструкции и расширения объектов основных фондов, осуществляемых в порядке капитальных вложений); расходы на ремонт арендуемых основных средств, возмещаемые арендатором по договору аренды; плату за техническое обслуживание весоизмерительного, контрольно-кассового и торгово-технологического оборудования.
Предприятия могут создавать ремонтный фонд (резерв на ремонт) исходя из плановой суммы затрат на ремонт основных средств на предстоящий год или по нормативам отчислений в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости основных производственных фондов, утверждаемых предприятием. В данном случае расходы на проведение всех видов ремонта покрываются за счет созданного ремонтного фонда (начисленного резерва). При превышении фактических затрат на ремонт основных средств над размером созданного ремонтного фонда (начисленного резерва) сумму превышения учитывают на счете 31 “Расходы будущих периодов” и погашают по мере начисления источника их покрытия.
Сумму превышения фактических затрат на ремонт основных производственных фондов над размером созданного ремонтного фонда (начисленного резерва) относят на издержки обращения. Остаток неиспользованного ремонтного фонда (начисленного резерва) в конце года списывают сторнировочной записью. Сальдо неиспользованного ремонтного фонда (резерва) может переходить на следующий год, если планом предусмотрено проведение комплексного капитального ремонта крупных производственных объектов.
При хозяйственном способе выполнения ремонтных работ заработную плату, начисляемые на нее налоги и неналоговые платежи, амортизацию строительных машин и механизмов относят на соответствующие статьи затрат.
Статья 6. Износ посуды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и расходы на их содержание. На эту статью относят: износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (кроме инвентарной тары и тары-оборудования), столового белья, столовой посуды и приборов, санитарной одежды и обуви, начисляемый в установленном порядке, а также потери от боя посуды, поломки и повреждения приборов в пределах установленных норм; плату сторонним организациям за ремонт и починку столового белья и одежды; стоимость материалов, израсходованных на стирку и починку белья; оплату услуг прачечных за стирку белья и одежды; расходы на ремонт малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Малоценный инвентарь стоимостью до одной минимальной зарплаты за единицу списывают на издержки обращения по мере отпуска в эксплуатацию, но учитывают по количеству единиц до истечения установленных сроков его эксплуатации. Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столового белья, санпринадлежностей по цене до 10 минимальных заработных плат за единицу, находящихся в эксплуатации, погашают ежемесячно путем начисления износа, исходя из сроков службы. Для упрощения учета и расчетов можно стоимость указанных средств погашать по мере передачи со склада в эксплуатацию в размере 50%, а остальные ( за вычетом стоимости утиля)-при выбытии за непригодностью к дальнейшему использованию.
Статья 7. Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд. Эту статью применяют предприятия общественного питания для учета стоимости электроэнергии, газа, пара, дров, угля, торфа, нефтепродуктов и других видов топлива, израсходованных на технологические цели и на работу машин и оборудования. Стоимость топлива, электроэнергии, тепловой энергии включается в затраты в пределах установленных норм и лимитов их расходования. Материалы и топливо списывают на издержки обращения по фактической себестоимости. Топливно-энергетические ресурсы, израсходованные сверх установленных норм или лимитов, покрывают за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
Статья 8. Расходы на хранение, подработку, упаковку товаров, на консервировку, дезинфекцию и асколизацию живсырья и пушнины. На эту статью относят: плату за хранение товаров на складах сторонних организаций, включая таможенные склады; расходы на содержание холодильного оборудования, включая оплату услуг сторонних организаций по обслуживанию холодильного оборудования; стоимость материалов, использованных при подработке, сортировке, упаковке товаров, а также консервировке, дезинфекции и асколизации живсырья и пушнины; расходы на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию торговых помещений, расходы на содержание льдохранилищ, заготовку льда, на вентиляцию, искусственное охлаждение; плата за услуги посолочных предприятий.
Статья 9. Расходы на рекламу. На эту статью относят расходы на рекламу в пределах нормативов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1997 г. № 1275 “О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 1994 г. № 429”. В расходы на рекламу включают: стоимость рекламных печатных изделий; стоимость фирменных пакетов и упаковок; стоимость объявлений в печати, радио и по телевидению; расходы на световую и иную наружную рекламу; стоимость рекламных стендов, щитов и т.д.; расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов товаров, на уценку товаров, потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах, на выставках, демонстрациях в торговых залах магазинов самообслуживания. Нормативы расходования средств на рекламу применяют к валовому доходу от реализации товаров.
Статья 10. Проценты за пользование кредитом и займами. На эту статью относят проценты по краткосрочным кредитам банка, взятым под товарно-материальные ценности (кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств и нематериальных активов); проценты по векселям в пределах установленного срока погашения задолженности по ним; оплата процентов по краткосрочным займам на приобретение товаров, продуктов и тары, полученным от юридических и физических лиц; проценты за пользование налоговым кредитом; проценты за приобретенные в кредит у поставщиков товарно-материальные ценности. В уменьшение расходов по данной статье направляются суммы, полученные с покупателей за рассрочку платежа при продаже товаров в кредит
Статья 11. Потери товаров, продуктов и сырья при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм. На эту статью относят потери от боя при транспортировке, хранении и реализации хрупких товаров (согласно перечню и утвержденным нормам потерь); потери от боя при транспортировке, хранении и реализации товаров в стеклянной таре, фарфорофаянсовой, керамической и пластмассовой упаковке; потери от боя при хранении и транспортировке порожней стеклопосуды; естественную убыль товаров, не имеющих стандартной массы, в пределах установленных норм потерь при их перевозке, хранении и реализации.
Списание потерь товаров, возникающих при их транспортировке, проводят в пределах установленных норм в случае выявления их недостачи при приемке. Списание естественной убыли товаров, возникшей при хранении и реализации, производится по нормам в случае выявления их недостачи при инвентаризации.
При отнесении расходов на эту статью руководствуются методикой расчета и порядком отражения в учете товарных потерь, утвержденными Министерством торговли Республики Беларусь и Белкоопсоюзом 2 апреля 1997 г. и согласованными с Министерствами финансов и экономики.
Статья 12. Расходы по операциям с тарой. На эту статью относят: амортизацию ( износ) собственной инвентарной тары, тары-оборудования и амортизацию многооборотной залоговой тары, возмещенную поставщикам в соответствии с условиями поставки товаров; разница между отпускной и приемной ценами мешков, ящичной и бочковой тары; расходы по сбору, хранению, погрузке, разгрузке, транспартировке порожней тары при возврате ее поставщикам или тарособирающим организациям; стоимость тары, списанной вследствие естественного износа.
Статья 13. Отчисления на социальные нужды. Взносы по государственному социальному страхованию начисляются по установленной ставке от фонда заработной платы, определяемого в соответствии с Инструкцией по статистике численности работников и заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики и анализа 19 декабря 1994 г. При начислении взносов руководствуются Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением коллегии Министерства социальной защиты и Министерства труда Республики Беларусь.
На суммы выплачиваемых вознаграждений от выполнения работ по договорам подряда взносы по государственному страхованию начисляют в случаях, когда договором на выполнение работ предусмотрено социальное страхование работников, Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения: Налог на пользование природными ресурсами в пределах утвержденных лимитов начисляется на объемы добываемых из природной среды ресурсов, переработанных нефти и нефтепродуктов и выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по установленным ставкам. В издержки обращения включают платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов. Лимиты добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду по каждому природопользователю устанавливают районные или городские отделы экологии и охраны окружающей среды. Для передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу лимиты допустимых выбросов этих веществ не устанавливаются. Платежи за добычу природных ресурсов включают в цену материалов, суммы налога на землю, начисляемого по установленным ставкам. Объектом налогообложения является земельный участок, находящийся во владении или пользовании.
Чрезвычайный (чернобыльский) налог начисляют по установленной ставке от фонда заработной платы, определяемого в соответствии с Инструкцией по статистике численности работников и заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики и анализа от 19 декабря 1994 г. В состав фонда заработной платы включают расходы предприятия на заработную плату, выплачиваемую как в денежной, так и в натуральной форме независимо от источника финансирования выплат. Заработная плата в денежной форме состоит из: заработной платы за выполненную работу; выплат стимулирующего характера; выплат компенсационного характера, связанных с режимом работы и условиями труда; оплаты за неотработанное время; прочих денежных выплат работникам списочного и несписочного состава.
Суммы, начисленные за ежегодные отпуска, включаются в объект налогообложения только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в расчет чрезвычайного налога следующего месяца.
Акцизы на ввозимые товары, начисленные и уплаченные импортерами акцизы на ввозимые товары. Объектом налогообложения является таможенная стоимость ввезенных товаров, увеличенная на сумму таможенной пошлины, если ставка акциза установлена в процентах к их стоимости. По товарам, на которые ставки акцизов установлены в абсолютных суммах на единицу товара, объектом налогообложения является физический объем ввозимых товаров. Взимание акцизов на ввозимые товары осуществляют таможенные органы до момента таможенного оформления грузов.
По товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, акцизы также уплачивают при их ввозе из государств, входящих в Таможенный союз.
Налог на добавленную стоимость на ввозимые товары, учитывают начисленный и уплаченный таможенным органам налог на ввозимые товары в таможенных режимах свободного обращения и обратного ввоза в измененном состоянии. Налог взимают таможенные органы при оформлении грузовой таможенной декларации (кроме товаров, ввозимых из государств Таможенного союза и отдельных стран СНГ). Объектом налогообложения является таможенная стоимость ввозимых товаров, увеличенная на сумму таможенной пошлины и уплаченного акциза на подакцизные товары.
Таможенные пошлины на ввозимые товары, учитывают начисленные и уплаченные таможенные пошлины на импортируемые товары. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. Пошлины взыскивают органы таможенного контроля при оформлении разрешения на выпуск товаров в свободное обращение. Объектом налогообложения являются ввозимые по импорту товары.
Статья 15. Прочие статьи. На этой статье учитывают: отчисления на содержание детских дошкольных учреждений, производимые от фонда заработной платы по ставкам, устанавливаемым районными (городскими) исполкомами; плату медицинским учреждениям за медицинский осмотр работников торговли и общественного питания; расходы на ведение кассового хозяйства и инкассацию выручки; оплата работ по сертификации продукции; оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, консультационных, информационных и аудиторских; расходы на эксплуатацию собственных телефонных станций, коммутаторов, диспетчерской и радиосвязи (кроме начисляемого износа и затрат на ремонт, относимых на другие статьи расходов по принадлежности); оплата услуг банков, предприятий и организаций по осуществлению торгово-комиссионных операций; расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков, на типографские и переплетные работы; командировочные и представительские расходы в пределах установленных норм; затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; затраты на обеспечение форменной и специальной одеждой в пределах утвержденных норм; расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров; расходы на выписку газет и журналов, каталогов, справочной литературы, инструктивных материалов для служебного пользования; стоимость мыла, аптечек, медикаментов и перевязочных средств; расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов, уплате государственной пошлины, сборов иностранных
представительств, а также комиссионных сборов при обмене наличной валюты; расходы по регистрации автотранспорта в ГАИ и получению номерных знаков (кроме уплаты налога на приобретение автотранспортных средств); услуги по управлению производством, оказываемые на основании договоров организациями и предпринимателями, если штатным расписанием не предусмотрены те или иные функциональные службы; расходы по ведению паевого хозяйства и переводу членских взносов; прочие расходы, приравненные к материальным затратам, платежи по страхованию имущества, грузов, риска непогашения кредитов, а также обязательному страхованию отдельных категорий работников, перечисленных страховым организациям, зарегистрированным в Республике Беларусь; страховые платежи, перечисленные иностранным перестраховщикам в случае невозможности заключения договоров страхования со страховыми организациями Республики Беларусь. Перечень категории работников, подлежащих обязательному страхованию, утверждает Совет Министров Республики Беларусь.
Учетная и отчетная номенклатура издержек обращения едина для предприятий и организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность и занимающихся организацией общественного питания. Предприятия могут детализировать номенклатуру учитываемых расходов за счет выделения дополнительных субстатей, но при этом должен быть сохранен единый подход в формировании учетной и отчетной информации по утвержденным статьям расходов.
Предприятия торговли и общественного питания, подчиненные Министерству торговли Республики Беларусь, используют номенклатуру издержек обращения, рекомендованную Министерством торговли. Акцизы и налог на добавленную стоимость на ввозимые товары они учитывают на отдельных субсчетах к счету 44 “Издержки обращения”.
Номенклатура статей издержек предприятий общественного питания отражает специфические особенности хозяйственной деятельности этих предприятий. Она отличается от номенклатуры статей издержек обращения оптовых и розничных предприятий наличием статей расходов, имеющих значительный удельный вес в затратах предприятий общественного питания (ст. 7, и 8).
Ст. 7 «Износ санспецодежды, столового белья и малоценных предметов»
Ст. 8 «Топливо, пар и электроэнергия (для производственных целей)»
Расходы, связанные с оплатой процентов за кредит, предприятия общественного питания несут, как правило, в очень незначительном размере, поскольку они не получают в Национальном банке ссуд под текущие запасы сырья и товаров. Эти расходы обычно несут организации общественного питания, имеющие в своем составе базы снабжения, которые обеспечивают предприятия сырьем. Поэтому расходы по статье «Проценты за кредит» имеют значительно меньший удельный вес в системе общественного питания, чем в оптовой и розничной торговле.
Остальные статьи расходов предприятий общественного питания, хотя и совпадают по назначению с соответствующими статьями номенклатуры издержек обращения по торговле, имеют по своему содержанию некоторые отличия, обусловленные особенностями функций, выполняемых предприятиями общественного питания. Так, статья «Прочие расходы» на предприятиях общественного питания включает расходы, связанные с содержанием оркестра и работников эстрады в ресторанах и кафе (кроме заработной платы работников, состоящих в штате), расходы на экспертизу качества изделий и т. п.
В номенклатуру статей издержек общественного питания не включена имеющие в учете торговых предприятий и предприятий потребительской кооперации статья: Отчисления в Дорожный фонд; На эту статью относят отчисления в дорожный фонд, производимых предприятиями торговой и заготовителтной дейтельности в установленном размере от обьемов товарооборота или заготовительного оборота. При отчислении средств пользователями автомобильных дорог в дорожный фонд руководствуются Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. “ О дорожных фондах в Республиках Беларусь” , а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 1992 г.” О порядке формирования и использования средств дорожных фондов в Республике Беларусь” с учетом последующих изменений и дополнений к ним. На основании вышеизложенного Законодательства и положения, предприятия общественного питания платят только 0,3% от розничного товарооборота и освобождаются от уплаты отчисления в дорожный фонд.
На практике большой удельный вес занимают статьи: Транспортные расходы, Расходы на оплату труда и Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений,помещений и инвентаря.В этой связи надо отметить те факторы, которые придают этим статьям повышенное внимания чем всем остальным. Внутри организационные ( положение в самой организации ),внешний: государственное регулирование которое с помощью своих инструментов (реформирования, введением новых законнов и положений) а именно, повышением минимальной зароботной платы, полной неопределенностью в отношении платежей по аренде, постоянным ростом на энергоносители,а также нестабильными экономическими процессами, в условиях рыночной экономики которые происходят в торговой сфере.
Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 Издержки обращения”. На каждую отрасль хозяйственной деятельности к данному счету открывают отдельные субсчета: 1 “Издержки обращения оптовых торговых предприятий”; 2 “Издержки обращения розничных торговых предприятий”; 3 “Расходы предприятий общественного питания”; 4 “Издержки обращения заготовительных предприятий”; 5 “Расходы на содержание аппарата управления потребсоюзов и других органов управления”.Сальдо на этих субсчетах может быть только дебетовым.Оно показывает нарастающим итогом сумму расходов, произведенных с начала года.
Счет 44 “Издержки обращения” по отношению к балансу — активный, по назначению — дополнительный. Сальдо по счету отражает сумму затрат по приобретению товаров, приходящихся на их остаток. По дебету счета учитывают расходы, произведенные в отчетном периоде, по кредиту счета отражают операции по уменьшению расходов отчетного периода и на списание издержек обращения на финансовые результаты.
На уменьшение издержек обращения до их списания на финансовые результаты относят выявленные при инвентаризации недостачи малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимостью до одной минимальной заработной платы за единицу, находившихся в эксплуатации и списанных на затраты в момент передачи их в эксплуатацию; суммы расходов, возмещенных другими субъектами хозяйствования; другие суммы.
По окончании отчетного месяца возникает необходимость все затраты, отраженные по дебету счета 44”Издержки обращения” , распределять между остатком нереализованных на конец отчетного периода товаров и проданных товаров. Причем такое распределение производится по методу среднего процента . При этом в расчет включается не все затраты, а лишь транспортные расходы и проценты за пользованием кредитом. Средний процент исчисляется по следующей формуле
Х=(Рн+Рп)/Т+ОК где:
Х-средний процент транспортных расходов и процента за пользованием кредитом.
Рн-расходы на начало.
Рп-произведенные расходы за период.
Т-товарооборот.
ОК-остаток товаров на конец периода.
На предприятиях общественного питания в расчет включается стоимость товаров, сырья, готовой продукции, полуфабрикатов( т.е сальдо счетов 41 и 20 ). В дальнейшем, применяя рассчитанный средний процент, определяют сумму издержек обращения относящихся к остатку товаров нереализованных на конец месяца.Остальные суммы затрат, т.е оборот товаров по дебету счета 44 отнимают оборот по кредиту счету 44 и отнимают издержки обращения на остаток товаров на конец месяца считаются издержки обращения приходящиеся на проданные товары за текущий месяц , и списываются в дебет счета 46.
В процессе проверки следует убедится в провельности расчетов и бухгалтерских записей. Практика показывает, что распределение издержек обращения на реализованные товары и на их остаток производится только по транспортным расходам, игнорируя затраты по процентов за кредит. Тем самым завышая себестоимость проданных товаров и занижая прибыль. Кроме того, выявляются факторы неправильного отражения в отчетности издержек на остаток товаров.
В конце года затраты, приходящиеся на реализованные товары ( сальдо )
за вычетом расходов по завозу, и некоторых других расходов, относящихся к остатку товаров, которые остаются как остаток на счете 44) списывается в дебет счета 80 «Прибыли и убытки». При составлении месячных и квартальных отчетов сальдо по счету 44 (также за исключением расходов по завозу, и других затрат относящихся к остатку товаров) используется для определения расчетным порядком (без составления бухгалтерских проводок) суммы чистой прибыли.
Расходы необходимо относить в дебет счета 44, как правило, в том месяце, в котором они фактически произведены. Если оплата была произведена предварительно за следующие месяцы, то для выявления реального финансового результата за отчетный период уплаченные суммы относят на счет 31 «Расходы будущих периодов». С этого счета такие суммы списывают ежемесячно на счет 44 исходя из сроков погашения этих затрат. Такой порядок применяется, например, при учете уплачиваемой авансом арендной платы, оплаты за пользование телефоном и т. д.
В случае неоплаты расхода в том месяце, к которому он относится, необходимо начислять соответствующие суммы (например, начисление за текущий месяц заработной платы, которая выплачивается в следующем месяце).
Учетной политикой предприятия может быть предусмотрено списание издержек обращения на реализованные товары в дебет счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.
В синтетическом учете выявляется общая сумма всех издержек обращения, произведенных торговыми организациями и предприятиями в отчетном периоде. Эта сумма используется для контроля за соблюдением плана издержек обращения, а также для исчисления их общего уровня за отчетный период.

Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетовДебетКредитНачисленно транспортным организациям за оказанные услуги по перевозке товаров.
Оплачены с расчетного счета услуги банков и прценты по ссудам, полученым на преобретение товаров.
Списаны предприятиями общественного питания израсходованные на производственные цели:
Твердое и жидкое топливо.
Газ и электроэнергию
Начислены зароботная плата,относимая на издержки обращения
Начислены налоги, относимые на издержки обращения.
Начисляется износ санитарной одежды, столового белья (МБП),
Основных средств.
Недостача, порча товаров в пределах норм
Cписаны на финансовый результаты издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары.44
44
44
44
44
44
44
44
84
80,46
60
51
10-3
60,76
70
68
13
02
44
44
Основные бухгалтерские проводки по учету затрат на производство по выпуску
собственной продукции на предприятиях общественного питания.

Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетовДебетКредит
Получены продукты из кладовой в роизводство.
Списаны продукты, израсходованые на приготовления блюд и изделий.
Отпущены готовые изделия из производства в буфет.
Возвращены продукты из кухни в кладовой.
Списаны потери в результате порчи продуктов.
Отнесена на материально ответственное лицо стоимость испорченных продуктов.

20
46
41-2
41-1
84
73-3
41-1
20
20
20
20
84

2.2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО
ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗЕРВОВ ЭКОНОМИИ.
Аналитический учет издержек обращения целесообразней вести по статьям номенклатуры. В планировании и учете применяется единая номенклатура статей издержек обращения с одинаковым содержанием. Это обеспечивает
при контроле за выполнением плана сопоставимость плановых и учетных показателей.
Предприятия могут детализировать номенклатуру учитываемых расходов за счет выделения дополнительных субстатей, но при этом должен быть сохранен единый подход в формировании учетной и отчетной информации по утвержденным статьям расходов.
Отражение в учете операций по дебету счета 44 осуществляется непосредственно в журналах-ордерах по тем счетам, на которых учитываются расходуемые средства. Так, в журнале-ордере № 5 ( приложение № 1 ) по учету денежных средств и ссуд по товарообороту отражаются суммы, израсходованные из кассы наличными деньгами, а также суммы, перечисленные с расчетного счета на оплату расходов. В журнал-ордер № 9 ( приложение № 2 ) по учету расчетов с подотчетными лицами записываются суммы, израсходованные подотчетными лицами, и т. д. В этих журналах-ордерах для записи сумм, отнесенных в дебет счета 44, отводится отдельная графа для каждой статьи расхода.
По кредиту счета 44 отражается в течение года незначительное число операций (сумма процентов, полученных магазинами с покупател,ей при продаже товаров в кредит, и некоторые другие). Эти операции записывают в журнал-ордер № 10 по кредиту разных счетов, для которых не предусмотрено специализированных форм журналов-ордеров ( приложение № 3 ).
Для ведения аналитического .учета издержек обращения удобнее использовать карточки многографной формы, в которых для каждой отдельной статьи расхода отводится специальная графа, их заполнение производит главный бухгалтер. Итог отраженных в каждой графе сумм показывает абсолютный размер расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Итог записей в этой графе должен быть равен обороту по дебету счета 44.
Записи в карточки аналитического учета издержек обращения ведут на основании журналов-ордеров тех счетов, которые корреспондируют с дебетом счета 44. Целесообразно для этого составлять специальные листки-расшифровки. Их заполняют при записи операций в журнале-ордере по данным отдельных документов с указанием краткого содержания операций и номера статьи расхода. Карточки открывают на год и ведут нарастающим итогом, главным бухгалтером.
При централизации бухгалтерского учета в главной бухгалтерии вышестоящей торговой организации аналитический учет по всем статьям номенклатуры издержек обращения ведется лишь в целом по торгу (тресту, конторе, отделу ). По каждому отдельному предприятию, учитываемому на балансе торговой организации, в учете выявляется только сумма его расходов на заработную плату. Такой порядок учета издержек не позволяет осуществлять действенный контроль за размером расходов и их хозяйственной целесообразностью, выявлять финансовый результат каждого торгового предприятия,
Для торговых предприятий, учитываемых в централизованных бухгалтериях, планирование и учет издержек обращения осуществляются отдельно по каждому хозрасчетному предприятию. Для этого аналитический учет издержек обращения ведется в специальных ведомостях по предприятиям и статьям затрат, что обеспечивает возможность получения каждым таким предприятием из централизованной бухгалтерии отчетных данных о фактических расходах по всем статьям.
Аналитический учет издержек предприятий общественного питания ведется по единой номенклатуре статей издержек обращения, в разрезе каждой отдельной статье, принятой Министерством торговли.
Учет издержек обращения на остаток товаров. На дебете счета 44 отражаются все расходы торгового предприятия, относящиеся как к уже реализованным товарам, так и к товарам, оставшимся на конец месяца непроданными. В конце каждого отчетного периода необходимо выделить из общей суммы издержек обращения расходы на остаток товара. Необходимость такого разграничения расходов обусловлена следующим.
В соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах товарно-материальные ценности должны показываться в балансах торговых предприятий по розничным ценам, а на некоторых оптовых складах и базах — по покупной стоимости. Разница между стоимостью товаров по покупным и розничным ценам выделяется в балансе по особой статье. Расходы по доставке товаров отражаются в балансе отдельной статьей, что позволяет по данным баланса определить фактическую себестоимость остатка товаров.
Финансовый результат от реализации товаров должен быть выявлен путем сопоставления реализованной торговой скидки по уже проданным товарам с той частью расходов, которая связана с их реализацией. Для этого необходимо из общей суммы учтенных издержек обращения выделить ту ее часть, которая приходится на остаток товаров.
Размер издержек обращения, приходящихся на остаток товаров на конец отчетного периода, исчисляется по предприятиям оптовой и розничной торговли по среднему проценту транспортных расходов (ст. 1 и 2) за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало этого месяца. Расчет ведется в следующем порядке:
1) к сумме издержек обращения по транспорту на остаток товаров на начало отчетного месяца прибавляют сумму транспортных расходов, произведенных в отчетном месяце;
2) к сумме реализованных в отчетном месяце товаров прибавляют сумму остатка товаров на конец месяца;
3) умножением определенной вышеуказанным способом суммы расходов на 100 и делением на сумму реализованных и оставшихся товаров определяют средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров;
4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов и делением на 100 определяется сумма издержек обращения (расходов по завозу товаров) , относящихся к остатку товаров на конец отчетного месяца. Эта сумма издержек обращения показывается в разделе II актива баланса как корректировочная статья, дополняющая оценку показанных в этом же разделе товарных запасов.
Расчет издержек обращения на остаток товаров на предприятиях торговли и общественного питания ( приложение № 4 ). Предприятия торговли и общественного питания расчет издержек обращения на остаток товаров исчисляют по статьям расходов: транспортные расходы, проценты за пользование ссудами, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и акцизы, уплаченные при ввозе товаров.
В аналитическом учете данные об импортированных товарах, при ввозе которых были уплачены таможенные пошлины и косвенные налоги, могут быть сгруппированы по следующим признакам: товары, облагаемые таможенными пошлинами; подакцизные товары; товары, облагаемые налогом на добавленную стоимость при их ввозе. При такой организации учета составляются отдельные расчеты на распределение таможенных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров.
Транспортные расходы и проценты за пользование ссудами распределяют между остатком товаров на конец месяца и реализованными товарами в целом по торговому предприятию.
Издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, рассчитывают по следующей методике: к сумме издержек обращения на остаток товаров на начало месяца (данные берут из расчета) прибавляют произведенные за месяц расходы в целом по предприятию и из полученного результата вычитают сумму издержек обращения на остаток товаров на конец месяца.
2.3. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
Бухгалтерский учет-прикладная экономическая дисциплина,преобретающая в усоловиях переходной экономики первостепенное значения для предприятий всех форм собственности и размеров-обеспечивает регистрацию, хранения и обработку информации о финансово-хозяйственной дейтельности предприятия. Ведение бухгалтерского учета профессия бухгалтера становится все более престижной, а его роль в управлении предприятием-ключевой.Сложности настоящего времени вынуждают бухгалтеров постоянно совершенсвовать квалификацию, отслеживать последние изменения и дополнения к действующим законам и учитывать их в практической дейтельности.Бухгалтерский учет в таких условиях гораздо менее формализуется, чем при стабильной экономической ситуации, и от бухгалтера подтчас требуется настоящее исскуство, чтобы, с одной стороны, не загнать предприятия в угол из-за уплаты налогов, а с другой стороны-формально не нарушить закон и избежать штрафных санкций.
Использования персональных компьюткров для автоматизации бухгалтерского учета является важной составной частью системы информационного обеспечения всей дейтельности предприятия.Постоянное изменения требований, предьявляемых к бухгалтерскому учету увеличивает потребность в гибких быстро адаптируемых к новым условиям програмным комплектов.Встает вопрос “Какой же должна быть программа на предприятиях общественного питания ?“ чтобы она полностью удовлетворяла потребности в информации, главного бухгалтера.
При автоматизации предприятий общественного питания наибольшие хлопоты доставляют: практически ежедневная корректировка калькуляций готовых изделий и заполнения огромного числа калькуляционных карточек, списания себестоимости использованных продуктов ,постоянный выпуск актов реализации готововых изделий с “разброской” по типам реализации. В результате анализа практических потребностей бухгалтерий, ресторанов и Удалось сформулировать следующие рекомендации, которым можно руководствоватся при выборе программ.
Что нужно же нужно знать бухгалтеру для принятия эффективных стратегических и тактических решений в условиях автоматизации ?.
Кроме опыта, знаний, интуиции руководителю желательно получить ответ на вопрос “ Откуда пришли деньги за последний год (полугодье, квартал) и куда они ушли?”.При этом лучше, чтобы виды прихода и статьи расхода денег определил он сам. Это информация, может подсказать руководителю, на чем целесообразнее заробатывать и на чем следует экономить.
Казалось бы, получить необходимую информацию бухгалтер может от заместителей, которые собирают ее у своих помошников до рабочих мест специалистов склада, кассы, отдела сбыта. При чем на каждом этапе информация обрабатывается и поступает к руководителю во все более укрупненном виде.Здесь сразу видны два недостатка: на прохождения обработанной информации через несколько рук требуется время, да и при ручной обработке возможны ошибки. К тому же когда обьем учетно-аналитической работы возростает настолько, что сами условия работы застовляют искать выход из создавшей ситуации. Опыт показывает что при ручном способе учета около 40-45% времени бухгалтер расходует на выполнения своих функциональных обязанностей: работа с первичными документами, предварительный и последующий контроль, за правильностью выполнения хозяйственных операции, анализ текущей дейтельности, разработка предложений для руководителей по совершенствованию дейтельности и 50-60% непроизводственные затраты ( размещения информации в регистрах учета: журналы-ордера, проведения расчетов и других операций ).Последнее операции с успехом делает компьютер. В этом случае-решения о компьютеризации учета застовляет принимать сама жизнь.
Если же информация непосредственно с мест своего возникновения поступает в интегрированную базу данных, то бухгалтер может запросить оперативные сводки в любой момент и получить их в приемлемое время без посредников.
В целом опираясь на опыт надо сказать что даже имея автоматизированные системы в подразделениях, отделах, бухгалтериях руководитель и главный бухгалтер не получают нужной информации. Проблема здесь в том что большинство разработчиков информационных систем начинают автоматизировать сразу рабочее место специалистов (материально ответственных лиц ), так и не доходя до бухгалтерии. При этом система решает главным образом проблемы исполнителей оставляя за “бортом” административный аппарат.
Если же в первую очередь автоматизировать рабочее место руководителя, затем его заместителей и главного бухгалтера и только после этого создавать ( подключать ) автоматизированные подсистемы, то система будет прежде всего решать проблемы руководства. Кроме того, при проектировании “ от главного бухгалтера “ может выяснить, что автоматизация некоторых отделов предприятия вообще нецелесообразна.
В настоящее время многие предприятия внедряют автоматизированные системы бухгалтерского учета ( АСБУ ). Можно считать что всеобщая компьютеризация, в.т.ч и учетной работы, является велением времени.
Внедрение АСБУ позволяет существенно повысить оперативность и достоверность обработки учетной информации. Однако сопряжено и с немалыми затратами, которые во многом зависят от особенностей используемых компьютерных технологий. Последнее в немалой степени влияют и на правильность функционирования системы обработки учетной информации (Бухгалтерский комплекс, Бухгалтерия-офис )-которые предостовляют пользователю, не только широкие возможности в области организации традиционного бухгалтерского учета , но и позволяют обеспечить управление различными проектами предприятий общественного питания.( далее характеристика базы на предмет применения автмат.)
На рынке все больше и больше появляются програмные обеспечения заслуживающие внимания бухгалтеров и управленческого персонала. Встает вопрос.
-“ Какую лучше выбрать программу ? “
Специалисты отмечают количественный рост программ, специфика которых расчитана на конкретную отрасль. Такой пограммой является специализированная программа меню “ Анжелики “. Достоинства данной программы является: быстрота обработки данных, автоматизация полного замкнутого цикла задач учета на единой информационной базе. Наряду с достоинствами программа имеет хотя и незначительный, но важный недостаток. Нет специальных знаний у бухгалтеров. В остальном программа имеет все реквизиты котарые нужны бухгалтеру для оперативного учета затрат. Функционирование специализированной программы меню “ Анжелика “ подразумевает: формирование калькуляционных карточек а также их пересчет в случае изменения цен, оформление официантами счетов для клиентов и контроль за их оплатой, формирование отчетности ро результатам дейтельности. В целом можно сказать что программа является специально приспособленно к производственной дейтельности предприятий общественного питания.
Автоматизация бухгалтерского учета проделала уже значительный путь и имеет неоспоримые достижения. Неприменным атрибутом практически любой бухгалтерии стали компьютеры, а не калькуляторы и счеты учетного работника заменены на автоматизированные рабочие места бухгалтера ( АРМБ ), что позволило более чем на половину избавить бухгалтеров от выполнения учетно-вычислительных операций, хотя возрос обьем работ по подготовке и вводу данных в память компьютера.
Безусловно, что компьютерная программа не может заменить грамотного бухгалтера, но она позволяет сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти арифметическую ошибку в учете и отчетности, оценить текущее финансовое положения предприятия и его перспективу. Кроме того, автоматизированная система бухгалтерского учета способна помочь подготовить и сохранить в электронном виде первичные и отчетные документы, а также бланки часто повторяющихся форм ( платежные поручения, счет-фактура, приходные и расходные ордера и другие документы ), с уже сформированным реквизитом предпреятия.
К сожалению, машиночитаемых документов использованых в бухгалтерском учете и передоваемых по каналам связи сообщений у нас реально нет, а процесс передачи их по этим каналам носит в лучшем случае эксперементальный характер и на дейтельности практических работников бухгалтерии не сказывается. Понятно, что здесь много трудностей прежде всего технического плана, обусловленых ненадежностью каналов. Поэтому АРМБ представляет собой локальные компьютеры с установленными на них пакетами прикладных программ по автоматизации конкретного участка бухгалтерского учета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время учет издержек обращения занимает одно из главных мест в общей системе бухгалтерского учета. В тяжелых
условиях которые сложились на территории Республики Беларусь, а именно рыночная экономика, они ( издержки обращения ) играют особую роль и обращают на себя пристальное внимание так как, этот участок учета выделяют к управленческому учету, а состав затрат определен в соответствии с официальными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности действующий в государстве.
Показатель издержек обращения, является одним из главных при формировании прибыли, от хозяйственной дейтельности предприятия. Проанализировав показатель издержек производства и обращения можно узнать насколько рентабильно и насколько эффективна дейтельность предприятия т.е его финансовую устойчивость..
Учет издержек обращения-это внутреняя система подведения итогов, которая должна правильно отражать итог производственной дейтельности, с тем чтобы оказывать воздействие на систему внешней отчетности ( низкая прибыль, низкие налоги ).В месте с тем надо отметить такой фактор что оптимизация издержек обращения может повлиять на прирост прибыли, и снижения общего количества затрат, но надо и не забывать что издержки неразрывно связаны с производством и уменьшения ( экономия ) издержек может отрицательно повлиять на дальнейшую дейтельность предприятия. По мнению многих экономистов надо ввести грамотную и просчитанную оптимизацию издержек обращения в противном случае получится эффект “собаки которая бегает за своим хвостом “. Предприятия просто не будут находить компромиса с органами государственных служб, которые в свою очередь будут бесприкословно выполнять свои основные функции. По мнению автора компромис существует, это движение, т.е согласованные действия, при том взаимное со стороны государства и предприятий всех форм собственности в отношении отражении издержек обращения.
Нельзя не отметить роль государсва в этом спорном вопросе, так как предприятия основываются в своей дейтельности на нормативные документы выпуск которых по издержкам не обновляется, помимо новых Методических рекомндации по бухгалтерскому учету затрат, включающие в издержки обращения производства на предприятиях общественного питания и торговли. Утвержденный Министерством торговли Республики Беларусь от 17.07.98 № 12-01-01/210.
Для многих предприятия издержки обращения являются не только показатель при котором уменьшается денежные средства, но и стимул к дальнейшей работе.