Организация досуговой деятельности молодежи

Калужскийгосударственный педагогический
Университетимени К.Э. Циолковского
Институтсоциальных отношений
Кафедрасоциальной педагогики и организации работы с молодежью
Курсовая работа
Организация досуговой деятельности молодежи
ФОМИНОЙНАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ
 
Калуга2010

Содержание
 
Введение
Глава I. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга
1.1 Понятие досуга, свободного времени
1.2 Функции, задачи и особенности досуга
1.3 Досуговые социальные учреждения
Глава II. Особенности проведения досуга молодёжью
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодыхлюдей
2.2 Социологическое исследование досуговыхпредпочтений молодёжи в городе Калуга
Заключение
Список литературы

Введение
В настоящеевремя социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативныхпроцессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственныхориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых,существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в томчисле и деятельность современных культурно — досуговых центров.
Переход крыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержаниядеятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новыхдосуговых технологий.
Организацииразнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации всфере досуга.
Одной изактуальных проблем деятельности культурно — досуговых учреждений на путирешения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, всилу социально-экономических трудностей общества, большого безработных,отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание корганизации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно –досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежногодосуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личностимолодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовуюсферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятнопроисходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивныефизические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежьюявляется своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей иинтересов конкретной личности молодого человека или социальной группы[8, .24].
Являясьчастью свободного времени, досуг привлекает молодежь егонерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм,демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нефизическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную,производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальныеинституты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции иличностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферыдеятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизнимолодежи.
Практикамолодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами длямолодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегдакультурно — досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодыхлюдей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидетьих изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новыеформы и виды досуговых занятий.
Совершенствованиядеятельности по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И еерешение должно идти активно по всем направлениям: совершенствованиехозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новыхусловиях, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферыдосуга[24, 112-114].
Такимобразом, современный этап развития культурно — досугового учреждения,характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивнымрешениям.
Интерес кпроблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественнойфилософии, социологии, психологии, педагогике.
Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли своеотражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т.Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А.Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В.Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы посаморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С.Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В.Петровский и др.). В научный анализ теории и практики культурно — досуговой деятельностизначительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А.Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Исследованияназванных авторов имеют большое значение для совершенствования теории иметодики культурно — досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов ипроблем по этой теме остаются на стадии изучения.
Цель работы –изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно — досуговых центров и выделить практические рекомендации по егосовершенствованию.
Задачиисследования:
1. Определитьсущность и функции досуга молодежи.
2.Рассмотреть социо — культурные технологии молодежного досуга.
3. Выделитьдосуговые предпочтения различных типов молодых людей.
4. Определитьсоциологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Калуга.
 

ГлаваI. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга
 
1.1 Понятиедосуга, свободного времени
 
Досуг, часть внерабочеговремени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственныхобязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. видыбытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферудосуга, можно условноразделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба исамообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального иколлективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий имузеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионныхпередач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досугапредставляют различныеформы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия иувлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важноеместо в сфере досугазанимает общение с. др. людьми: занятия и игры с детьми, товарищескиевстречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.). Часть досуга расходуется на пассивныйотдых. Социалистическое общество ведёт борьбу за вытеснение из сферы досугаразличных явлений«антикультуры» (алкоголизм, антиобщественное поведение и др.)[7, Internet].
Плодотворноеиспользование досуга человеком – важная задача общества, т.к., когда оносуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом,природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально,продуктивно и творчески.
Так что жетакое досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Болеетого, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения итолкования.
Досуг частоотождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянови д.р.), с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и д. р.). Но можноли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть увсех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова«досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множествоподходов осложняет попытки понять, что значит досуг.
Досугспособен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществезанята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие видыдеятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольныхначалах.
Определениедосуга распадается на четыре основных группы[4, Internet].
— Досуг каксозерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояниеума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зренияэффективности, с какой человек делает что-либо.
— Досуг какдеятельность — обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой.Это определение досуга включает ценности самореализации.
— Досуг, каксвободное время, время выбора. Это время может быть использовано различнымобразом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работойили не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человекзанимается тем, что не является его обязанностью.
— Досугинтегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «неработой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение.Включает в себя понятия времени и отношения к времени.
Макс Каплансчитает,[5, Internet] что досуг — это гораздо больше, чем просто свободное время илиперечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следуетпонимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи собщими проблемами работы, семьи, политики.
Досугявляется благоприятной почвой для испытания юношеством фундаментальныхчеловеческих потребностей. В процессе досуга студенту гораздо проще формироватьуважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолетьпосредством досуговой активности.
Досугспособствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досугазаключается в том, что он может помочь студенту реализовать то лучшее, что внем есть.
Можновыделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностнозначимый) досуг[13, c. 214].
Реальныйдосуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом.Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимыхповседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг — это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результатразрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен неумением проводить своевремя, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Основываясьна выше сказанном, можно вывести следующие основные характеристики досугастудентов:
-досуг имеетярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
-досуг основанна добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
-досугпредполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
-досугформирует и развивает личность;
-досугспособствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности черезсвободно выбранные действия;
-досугстимулирует творческую инициативу ;
-досуг естьсфера удовлетворения потребностей личности;
-досугспособствует формированию ценностных ориентаций;
-досуг формируетпозитивную «Я — концепцию»;
-досугобеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
-досугспособствует самовоспитанию личности;
Такимобразом, можно констатировать, что сущностью студенческого досуга являетсятворческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном длявыбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде,детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форми способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
В наше времязапросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется иструктура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различныхгрупп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формыорганизации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать всебя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальномположении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями,уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободноговремени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работесовременных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболееэффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора ивозможность смены различных видов деятельности.
Краткоохарактеризуем эти общности с точки зрения социальной психологии. Для этогоначнем с характеристики самой личности. [6, c.92]
Длясовершенствования деятельности по организации досуга большое значение имеетпонимание процессов, связей и взаимоотношений, происходящих в так называемыхмалых группах. Они являются центральным звеном в цепи «личность-общество»,потому что от их посредничества в наибольшей мере зависит степень гармоничностисочетания общественных интересов с личными интересами и интересами окружающейчеловека микросреды.
В целом циклеобщественных наук под группой понимается реально существующее образование, вкотором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком,разновидностью совместной деятельности. А для социально-психологическогоподхода характером немного другой угол зрения. Выполняя различные социальныефункции, человек является членом многочисленных социальных групп, онформируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которойскрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важныхследствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системесоциальной деятельности, с другой – сказывается на формировании сознанияличности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений,норм, ценностей многочисленных групп. Итак, группа может быть определена как«общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, котораяобъективно выступает как субъект действия»[22, 92-108].
1.2Функции, задачи и особенности досуга
Творческаядеятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразуетмир» (К. Маркс). Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющаяпотребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельноеобъединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера дляосознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другимилюдьми.
В сфередосуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальныхинститутов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на ихнравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досуговоговремяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастаниестепени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненнойпозиции, обучение нормам поведения в обществе.
Жизнедеятельностьстудентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потомутребует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этомфоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досуговоговремени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть,реализуется рекреационная функция [36, c. 85-87]
Более того,заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия такжепреимущественно реализуется в сфере досуга.
Всякаядеятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развиваетсяпо своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным напрактике.
Известно, чтосуществуют следующие принципы досуговой деятельности:
1.Принципвсеобщности и доступности- то есть возможность приобщения, вовлеченности всехлюдей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворениятворческих потенций, их досуговых запросов и интересов.
2.Принципсамодеятельности – реализуется на всех уровнях: от любительского объединениядо массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности,обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективнойдеятельности. Принцип индивидуального подхода – предполагает учетиндивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей,психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированныйподход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
3.Принципсистематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этойдеятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывностии взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванныхобеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека вобщественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизньюв согласии с самим собой и обществом.
4.Принциппреемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияниепоколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своиммасштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досуговоговремяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой –разностороннее развитие личности человека.
Человексравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но емусложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и местев жизни.
Досуг создаетдля человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннегоразвития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве,на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции,поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора.Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал,обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающийвнутреннее напряжение, и т.п.
Особо следуетвыделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взглядможет показаться, что они значимы в основном для детей и юношества.Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досугприобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаютсяважнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшейстепени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзыватьсяна требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют невоспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано синдивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлятьэту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.
Вповседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функцийрекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации умногих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм,психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.
Кроме того,досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своегосуществования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможностьмежличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во времяпраздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущениеединения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человекна досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффектуединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневныхзаботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек безтруда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разнымилюдьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей,осознать роль семейнородственных отношений.
В целомдосуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развитиявнутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом,досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единоецелое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досугажизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одногоиз своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
1.3Досуговые социальные учреждения
Существуютсложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на«включение» индивидов в общество. Это культурно — досуговые учреждения,спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфередосуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействиена студентов[9, c.143]ТИПЫ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА /> Типы социально — досуговых учреждений: /> Общая модель (обязательная) Специальная модель (добровольная) /> (вспомогательные) /> /> семья, учебные заведения, средние школы, школы — интернаты, специнтернаты, ПТУ, колледжи, техникумы, вузы и т.д. СМИ, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации. семья, парки, библиотеки, технические станции, культурно — досуговые центры, физкультурно-спортивные комплексы, музыкальные, хореографические, художественные школы /> /> /> />
Однако сам посебе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается вхарактере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг можетстать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены егопрогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащуюличность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовногомира и даже к таким проявлениям ассоциальности, как пьянство, наркомания,проституция, преступность[11, c.145].
Важнымявляется досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждениемполифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать всесоциальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Всвоих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещенияи самовоспитания молодого поколения[38, c. 235-239].
Кособенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания.Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведениядосуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводитьсвободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решениисерьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставленияродителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выбореформ поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Этуособенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев –Лада:«… для молодежи «посидеть компанией» — жгучая потребность, один из факультетовжизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силесоциализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, привсей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабностироста «индустрии свободного времени» — туризма, спорта, библиотечного иклубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компаниисверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, вкоторой юный человек нуждается органически»[1, c. 18-20]. Тяга к общениюсо сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональныхконтактах.
Примечательнойособенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление кпсихологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыкиобщения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежив условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие еепотребности:
вэмоциональном контакте, сопереживании;
в информации;
в объединенииусилий для совместных действий.
Потребность всопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья,группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информацииобразует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группеорганизуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определеннойинформацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других.Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только впроизводственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Всемногообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можноклассифицировать по следующим основным признакам:
по содержанию(познавательные, развлекательные);
по времени(кратковременные, периодические, систематические);
по характеру(пассивные, активные);
понаправленности контактов ( непосредственные и опосредованные).
У каждогочеловека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность ктем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободноговремени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему,исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований,которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекаютиз той социальной роли, которую призван играть досуг.
В сегодняшнейсоциально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественноосознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективномиспользовании свободного времени людей – в целом социально-экологическогоразвития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится всеболее широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализациятворческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Молодежныйдосуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он являетсянеобходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досугвсегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных срекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. Вэтом заключается социальная роль досуга.
Значениеданных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы иопределяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развитиячеловека. Надо, что бы и сам человек хотел этого развития, понимал егонеобходимость. Таким образом, активный, содержательный досуг требуетопределенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг должен бытьразнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер.Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активнопроявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
В современныхкультурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительскогоотношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательноепроведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не онисами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многомзависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д.Деятельность человека в свободное время определяется его объективнымиусловиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетьюкультурно-досугового учреждения и т.д.
Деятельностькультурно-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелойорганизации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов.Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается надобровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этойсвязи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения.Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работыможно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психологиягрупп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческихспособностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга,род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, вкоторых заложены программы саморазвития и творчества. Это является кореннымотличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированныхусловий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащениеличности носят на столь добровольный характер.
Но в этихусловиях нельзя не учитывать общих психологических особенностей человека,проявляющихся и в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзяотказываться от общих методов педагогических воздействий на личность. Объектомэтих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельностии группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальныеобщности, посещающие культурно-досуговое учреждение. Недаром говорят, чтокультурно-досуговые учреждения – являются посредником между личностью иобществом.
Все этиусловия нужно учитывать в организации досуга молодежи и в его совершенствовании.
Структурадосуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своейпсихологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степеньюдуховной активности.
Самый простойвид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во времяработы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдыххарактеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливаетсилы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободитьсяот напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельностьдома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание,просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями,прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей онпассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга.
И, тем неменее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служитподготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.
Активныйотдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Ондает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде.Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий,общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторогоминимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру,спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов,посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельскоеобщение.
Исследователивыделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развития игармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья ивысокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил,третья – гармонию души и тела. В общем многие стороны личности могут бытьразвиты и усовершенствованы активным отдыхом, если инвалид обладает хорошоразвитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое состоит вспособности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболееподходящих в данное время занятий.
Между работойи отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. Вкультурно — досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этойобласти. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А. Стрельцова,который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функциювосстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека.Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как виддеятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественновосстанавливать его силы» [13, c. 23-49] конечно отдых и развлечения тесно переплетаются другс другом, но есть и свои различия.
Молодежныйдосуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а вомногом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затембудут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этомэтапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха,накапливается первый опыт организации свободного времени, возникаетпривязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сампринцип организации и проведения свободного времени – творческий илинетворческий. Одного поманят странствия, другого – рыбалка, третьего –изобретательство, четвертого – легкие развлечения…
Разумеется,каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однакоесть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы бытьполноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призваниграть досуг.
Исходя изэтого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Преждевсего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитаниячеловека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выбореи организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимоучитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качестваличности они помогут сформировать или закрепить в человеке.
Наиболеерельефно социальная ценность молодежного досуга раскрывается под углом зренияпроблемы предназначения человека, смысла его бытия.
В этихсловах, формулирующих жизненную задачу каждого, в особенности молодогочеловека, выражен идеал нашего общества — всесторонне, гармонически развитаяличность.
Задачачеловека всесторонне развивать свои способности имеет особый характер. Дело втом, что формирование и развитие способностей может быть реализовано на основеудовлетворения потребностей.
Наблюдения заработой клубных объединений убеждают: чтобы досуг стал действительнопривлекательным для молодежи, необходимо строить работу обеспечивающих его учрежденийи организаций на интересах каждого молодого человека. Надо не только хорошознать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но иуметь быстро реагировать на них регулированием соответствующих форм и видовдосуговых занятий.
Сейчас впрактику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входятсоциологические исследования, с помощью которых они пытаются изучать досуговыезапросы молодежи.
Журнала«Социс» провел исследования о предпочтениях городской молодежи (на примере г.Зеленоград.)

Таблица № 1 Предпочтениямолодежи по проведению досуга/> Виды досуга Доля опрошенных Дома Чтение книг, журналов 54,0 /> Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет 77,6 Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) 10,5 Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.) 11,1 Сочинение (стихи, проза) 9,7 Компьютер (игры) 39,7 Компьютер (программирование, отладка) 19,4 Спорт, здоровый образ жизни 44,2 Уход за домашними животными 28,2 Общение с друзьями 73,6 Другое 2,8 Затруднились ответить 1,2 Вне дома Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола) 9,1 /> Спортивные секции 27,4 Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно 33,1 Курсы иностранных языков 19,6 /> Секции и кружки технического творчества 1,2 Секции и кружки народных промыслов 0,8 Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. 14,7 Факультативы при учебных заведениях 6,5 Посещение библиотеки, читальных залов 14,5 Посещение кинотеатров 30,0 Посещение театров 32,3 Дискотеки 57,3 Посещение кафе-баров 40,9 Дача, приусадебное хозяйство 24,2 Массовые праздники, гулянья 37,1 Профессиональная ассоциация 3,6 Политические объединения 2,4 Общение со сверстниками в клубах свободного посещения 46,4 Другое 2,6 Затруднились ответить 2

Данные опросасвидетельствует о том, что основная масса современной молодежи предпочитаетразвлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная частьопрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.
Жизньподсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным взависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколькоорганизация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболеепопулярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество,чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всегодобиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего частимолодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей долженобеспечить кто-то со стороны, только не она сама.
Как известно,среди наиболее популярных у молодежи видов досуга доминируют физкультура испорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но иумение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своейфизической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ковсему остальному миру. Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту –спортивные клубы, секции, группы здоровья. Как свидетельствует опытСеверодонецка, где большой популярностью пользуются клубы любителей бега,подростковый клуб спортивной борьбы, клуб тяжелой атлетики, школа большоготенниса, кафе – клуб «Шахматное», туристские объединения, спортивно-техническиесекции, дружба населения со спортом и физкультурой способна не только егооздоровить, но и создать особую жизненную обстановку, особое настроение. Люди нетолько лучше работают, отдыхают, но и понимают друг друга. Владениеспециальными психическими, упражнениями создает основы психическогосаморегулирования, сокращает время восстановления нервных сил.
Можновыделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища,легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры–зрелища, КВН. Сегодня,ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования,культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастаниев нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющихразвлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познаниянового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы поинтересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного итехнического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.
Набирает силусамый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанныйнепосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей –творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежногодосуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но еслииметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, чтосвое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.
Итак, досугдает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своейличности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу онподходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всестороннеразвивать собственные способности, сознательно формировать себя. Каковы женаиболее общие тенденции и проблемы современного молодежного досуга?
Казалось бы,сейчас возможности заполнения свободного времени неисчерпаемы. Все доступносовременному молодому человеку: самообразование, посещение кино и театра,занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т. д. Но это втеории, на практике же не все так просто. В силу этого на передний планвыдвигается проблема совершенствования досуга молодежи.
Сферамолодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенноотличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовныхи физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей.К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическуюподвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальнуювосприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. Кспецифическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковойактивности. Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формыразвлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры–зрелища,КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня ихобразования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досугаявляется возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободноговремени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможностьтворчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организациидосуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы,кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежныекафе-клубы.
Такимобразом, задачей культурно–досуговых центров является максимальная реализацияразвивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принциппростаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи.Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ейвозможность неформального общения, творческой самореализации, духовногоразвития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группымолодежи.

ГлаваII. Особенности проведения досуга молодёжью
 
2.1Досуговые предпочтения различных типов молодых людей
Все этиразновидности общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как вчистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания оттипа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядитследующим образом.
Первый типусловно назван нами “СЕМЬЯНИН”. Для молодых людей этого типа характерендостаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном наустойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях— с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга(чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Срединынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитываетпорядка 12% респондентов.
Второй тип,распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) — “ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”,который, в отличие от более замкнутого “семьянина”, ориентируется прежде всегона контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют болеепродвинутые формы досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярныевстречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальнойжизни[26, c.48-65] .
Третий тип(примерно 25% респондентов) подразумевает наличие в жизни молодых людейрегулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга иможет быть назван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Его представители не только пассивнообщаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, барыи молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досугастановится для них очень значимым. Среди “развлекающихся” наиболее высока доляпоклонников современной музыки.
Четвертый типмолодёжи можно определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Он объединяет около 25%молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга(посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях поинтересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем напростом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесьстановится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен безсоциально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуальногоплана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируяего последователей. “Социально-активный” тип — один из наиболее богатых с точкизрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодежи,принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса).
Пятый тип —“ОДУХОТВОРЁННЫЙ” — живет как бы в стороне от социума, ограничиваясьустоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себятенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднениемдосуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческихединомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило,регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активноеучастие в работе каких-либо политических объединений. Однако отметим, чторелигиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно.“Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.
Шестой тип —“ГАРМОНИЧНЫЙ” — означает полноценность социальных связей и охватывает около 4%молодёжи. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разностороннийобраз жизни, который максимально задействует все формы социального общения идосуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.
Молодежь вбольшей степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главноеотличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типовобщения по отдельным регионам связаны как с социально-экономическими факторами(состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так ис культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В динамично развивающихсярайонах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежисущественно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.
2.2 Социологическоеисследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Калуга
В целяхданной курсовой работы нами был проведён опрос на тему «Досуговая деятельностьмолодежи».
Всего былоопрошено 120 человек в возрасте от 14 до 27 лет.Из них: 15 — учащиеся, 62 — студенты, 43 — рабочаямолодежь. Нами была поставлена цель, определить наиболее популярные видыпроведения досуга, выявить предпочтения в проведении досугав зависимости от семейного статуса, рода занятий и др.
Выдвигаласьгипотеза, что: более 60% молодежи пассивно, семейная и работающая молодежьпредпочитает пассивный отдых, школьники мужского пола предпочитают проводитьвремя за компьютером, большая часть школьников просто гуляетс товарищами и участвует в антикультурных мероприятиях, большаячасть студентов проводит свое свободное время в ночных клубах.
По результатамопроса были сформированы предложения по улучшению досуга.Учащимсяне хватает: поездок по городам России или за рубеж, творческогоразвития, общения с новыми людьми, спортивных мероприятий, совместныхпоходов на каток, возможности играть своей музыкальной группойна публике, рок — концертов по доступным для молодежи ценам, кружковрисования, актерского мастерства, качественного рок-клуб, турпоходов, походыв кино и бассейн. Студенты хотят больше: массовых акций,internat-кафе, интересных проектов для самореализации, бесплатных занятийсортом, турпоходов, бесплатных кружков, помощи в реализации творческихспособностей и публикации своего творчества, интересных экскурсионныхпоездок, бесплатных походов в кинотеатр, поездок на международныесоревнования по скалолазанию. А также попросили содействияв постройке скейтпарка. Действительно существуют некоторые трудности с организацией досуга в стенах учебныхучреждений, мы провели опрос среди студентов КГПУ, и нами были выявленыследующие проблемы[27]. Таблица 1.
Таблица 1 Проблемыс организацией досуга в стенах КГПУ Виды досуговой деятельности Проблемы Занятие спортом Слабая техническая база, нет спортивного комплекса, плохая организация. Нет теннисного корта, нет бассейна. Занятия танцами За занятия нужно платить, плохая информированность. Как правило, уже сложившийся коллектив, не каждого желающего принимают Компьютеры Мало мест в компьютерных классах, ограничен доступ в Интернет. Изучение иностранных языков Платность, дороговизна обучения Дискотеки Не проводятся вообще Общие проблемы организации досуга
На досуг остается мало времени. Если время и остается, то часто время проведения секций совпадает со временем занятий.
Студенты получают мало информации о возможности проводить досуг в стенах КГПУ.
Поставленныегипотезы не оправдались. Большая часть молодежи предпочитает активныйотдых. Школьники не так часто играют в компьютерные игры, какпредполагалось, компьютерные игры стоят даже на пятом местев рейтинге антипатий. Оправдалась гипотеза, что школьники предпочитаютпросто гулять с друзьями, причем у студентов это наиболее популярныйвид отдыха. Посещение ночных клубов не стоит на первых местах по предпочтительности,но и сильных антипатий по этому поводу не возникает.Студенты более чем учащиеся не любят сидеть дома за рукоделием,заниматься домашним хозяйством, но они гораздо больше времени уделяюттворчеству и самообразованию. Зато учащиеся охотнее занимаются спортом,нежели студенты. Студенты чаще, чем ученики просиживают за компьютернымииграми.
На вопрос«Как часто у Вас бывает свободное время, которое Вы можете посвятитьсвоему любимому занятию?» большинство опрошенных склоняется к ответу«несколько раз в неделю». Среди ответов на вопрос «ЧемВы занимаетесь в свободное время?» 1-ые места занимают: посещениедискотек и баров, посиделки с друзьями, времяпрепровождениес любимым человеком.
На последнихпозициях сейчас находятся посещение кружков по интересам, рукоделие,домашнее хозяйство. Чтение книг и журналов, самообразование, просмотртелевизионных передач и походы в кино, театры и выставкинаходились и находятся постоянно в середине рейтинга предпочтений.
На вопрос, что для меня лучший отдых, рабочая молодежь и студенты сейчас все большесклоняются к ответам «быть одному» и «общаться только с близкимилюдьми», тогда как, у учащихся наоборот наблюдаем противоположнуютенденцию, сегодня 89% опрошенных предпочитают активный отдых.
На вопрос«Достаточно ли в городе мест для удовлетворения ваших досуговыхпотребностей?» мнение не изменилось. По-прежнему число тех, кто считает,что «достаточно» (47 %), не многим больше тех, кто считает, что«недостаточно» (41 %).
Времяпрепровождениестудентов 1-3 курсов и студентов старших курсов значительно отличается. Так, измладших треть занимается спортом, 20% посещают кинотеатры, 15% используют времядля самообразования и около 64% посещают ночные клубы. К четвертому курсуверными спорту остаются только 12%, самообразованием продолжают заниматься 10%,интерес к кинотеатрам возрастает и посещает их уже треть студентов. 73%старшекурсников — активные посетители ночных клубов.
Зачемстуденты ходят в ночные клубы? Основной мотив — тусовка (более 50%). Далеемотивы у девушек и молодых людей расходятся. Так, для девушек привлекательностьночных клубов определяется возможностью потанцевать. Сильная же половинапредпочитает общение за стойкой бара, и чем старше студент, тем более выраженэтот мотив.
Есть и те,кто не посещает ночные клубы вообще. Более 60% из них не любят громкую музыку,шумную обстановку, 40% ссылаются на нехватку времени, 15% не устраивают цены навходной билет или удаленность клубов от дома.
На вопрос«Что особенного в ночном клубе, который нравится вам больше всего?» — 40,4% ответили: музыка, дискотека, возможность потанцевать, 36,2% — друзья,особый контингент людей, 19% — дизайн, мебель, интерьер. У студентов 20-24-хлет друзья, особый контингент людей являются определяющим фактором симпатии ктому или иному клубу, в то время как для возраста 17-19 лет — возможностьпотанцевать, послушать музыку.
Самымсущественным фактором оказалась музыка/светомузыка — для 63,8% это важно.Наиболее нейтральное отношение у студентов к наличию в ночном клубе бильярда,бара. С возрастом увеличивается роль имиджа ночного клуба.
Такимобразом, в настоящее время, большинство студентов являются активнымипосетителями ночных клубов.
Наиболеепопулярными местами отдыха стали Сквер имени Карпова, Площадь победы, Городскойпарк культуры и отдыха, Театральная площадь, клубы «Тринити», «Сенатра», «Lampaclub», «Молодежный», кафе,кофейни, Парк им. К.Э. Циолковского.
Респондентамбыл задан вопрос «Что городские власти могли бы сделать для удовлетворенияВаших потребностей?». 42 % опрошенных просят построить новый бассейн,стадион, спортзал, 31% — организовать бесплатные клубы по интересам,18% — создать молодежные организации, которые способствовали быколлективному отдыху (например, туристические походы), 9% — создатьструктуры, позволяющие молодежи общаться с руководящими органами власти.
Если быбыла возможность стать членом какой-либо организации, то молодежь бывыбрала организацию:
а) спортивнойнаправленности 45%
б) творческойнаправленности 33%
г)интеллектуального плана 22%
В ходеисследования выявилось острое противоречие между увеличением свободного времениу молодёжи и возможностями качественного его насыщения. Судя по цифрам,отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга передтелевизором, компьютером, что в некоторой степени сокращает время длясамообразования, саморазвития и творчества.
Напрашиваетсявывод: молодежь страдает опасной социальной немощью, причина которой — ухудшение морального климата в обществе, качества человеческого общения,социального самочувствия в целом. На вопрос: «Какие виды культурногодосуга вы предпочитаете?» ответы распределились следующим образом.Оказывается, библиотеки посещают всего около 30% опрошенных, причем большинствоиз них студенты 1-3 курсов. Кинотеатрам отдали предпочтение 47,57%, ночные клубыи кафе — 33,66%. Участию в художественной самодеятельности и спортивным секциямкак виду досуга отдали предпочтение чуть более 3 процентов опрошенных. Запоследние годы, печально констатируют социологи, роль чтения у молодёжиснизилась. Это сразу же отразилось на разговорной речи. Она стала косноязычной.Если же молодые люди читают, то, как видно из опроса, это приключения идетективы. Большой популярностью сегодня пользуется не реальное общение, авиртуальное, сюда можно отнести такие сайты как «Одноклассники», «В Контакте»,ну и конечно самым популярным средством общения можно назвать «ICQ».
Как молодыепредставляют себе культурного человека? Это понятие включает в себя, преждевсего, образование, знание родного языка, истории своего народа и иностранныхязыков. В то же время в представлениях о культурном человеке у нашей молодёжиотсутствуют такие понятия как воспитанность, такт, честность и т.д. Насегодняшний день молодёжь Калуги считает более важным и ценным иметь престижнуюработу (70,04%), большие деньги (70,04%), семью (52,24%), занимать высокоеположение в обществе (36,83%), быть здоровым (25,84%). Менее значимы длямолодых людей ценности следующего порядка: быть интеллектуально развитым(13,67%), получать высокую зарплату (13,67%), быть независимым (10,86%),честным (7,68%), поступать по совести (3,93%), быть воспитанным (3,18%).(Диаграмма 1).
/>
Диаграмма 1. Ценностныеориентации молодёжи в городе Калуга
/>Анализируя полученныеданные в ходе опросов, можно сделать вывод, что учащиеся, студенческаяи рабочая молодежь имеет четко сформированное мнение по вопросамдосуга. Взгляды меняются в зависимости от времени года, социальногостатуса, и в связи с развитием, взрослением, как российскоймолодежи, так и самой страны.

Заключение
В настоящеевремя все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Вомногом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется этаобласть жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей ролидосуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесссоциализации молодого поколения.
Повышенныйинтерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениямисодержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций,произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развитиясоциальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Этодиктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи всоответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.
Основныевыводы по теме исследования[ 25, c. 112- 114]:
1. Досуг выступаетв качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполненодеятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но иразвивать духовные и физические качества исходя из потребностей личности. В тоже время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельностимолодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени — этовозможность выбора видов деятельности исходя из своих интересов идуховно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досугапо своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностнымиориентациями.
2. Досугхарактеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик,различная совокупность которых образует типы досуговой деятельности. Наиболеезначимыми типами досуга можно назвать развивающий, развлекательный, домашний,спортивный, общественно-политический, разрушающий. Между ними существует тесноевзаимопроникновение, что позволяет реализоваться основным социальным функциям досуга:компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции общения, творческойсамореализации, развития личностных качеств. Выполнение этих функций имеетпервостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития исаморазвития личности.
3.Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге,который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразиеми преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния настановление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформобусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличениевлияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. Вмолодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностныхориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг — лишькомпенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня — это ценностидосуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условияхсама идентификация личности молодого человека складывается под влияниемдосуговых предпочтений.
4. Процесстрансформации досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловленкак переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими икультурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникликачественно новые виды досуга, характерными чертами которых являютсяразвлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность ихсодержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько посодержанию (состав читаемой литературы, теле — и кинопристрастия), что связаннокак с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всеймотивационной сферы личности молодого человека.
5. Роль досугакак фактора формирования особой молодежной субкультуры возрастает вследствиеснижения роли традиционных институтов социализации и отсутствияскоординированной государственной политики в области молодежного досуга.Формирование субкультур процесс неизбежный, обусловленный как дифференциацией иавтономизацией социальных институтов, так и вовлечением личности в различныесоциальные группы. Результаты социологических исследований молодежных групппоказывают, что совместная деятельность воспринимается членами этих групп,прежде всего, как досуговая. Вследствие чего можно говорить о формированиимолодежных субкультур, носящих досуговый характер.
6.Реформирование прежних структур управления досугом актуализирует необходимостьразработки новой системы регулирования молодежного досуга, адекватнойсовременной социокультурной ситуации. Досуг воспринимается молодежью какосновная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общаяудовлетворенность жизнью молодого человека. Поэтому в настоящее время регулированиедосуга молодежи следует направить на формирование такого типа досуговогоповедения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества ворганизации культурного досуга, содействующего развитию личности молодогочеловека, а с другой — социокультурным потребностям самой молодежи.
 

Списокиспользованных источников
3. Бестужев–Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи.– М.: Политиздат, 2004г
4. БутенкоИ.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко //Социологические исследования. 1998, № 7.
5. БутенкоИ.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.
6. ВоловикА.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998
7. ВыготскийЛ.С. «Педагогика подростка» — М. 1999
8. «Досуги статус» // Молодежь, — СПб: 2002 г., №10, С 24
9. ДробиискаяЕ.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. — Л., 2004. — С.7- 17
10. Журнал«Молодёжь» — ст. «Досуг и статус» — СПб: 2002 г., №10, 24 стр.
11. ИзмайловК.Н. – Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы –СПб:1995 г., 143 стр
12. КонИ.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1997.
13. Культурно– досуговая деятельность. Учебник ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.
14. Кэндо.Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура.Общество. — 2000. — Т. — II. Вып. 1(2) — С.288
15. Клубоведение:Учебное пособие/ Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,2005.- С. 29-46.
16. М.Каплан. Основные модели досуга. М.2008.
17. Методическийсборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето – 2004» составительКорсак Е.Н. — Минск 2004
18. МосалевБ.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев.М.: МГКУ. 1995
19. МудрикА.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М.Педагогика, 1997
20. НемовР.С. «Психология» книга 2 –М. издательство «Владос» 2004
21. ОрджоникидзеМ.И. – программа курса «Методика выявления, обобщения и распространенияпередового опыта соц.-кул. деятельности» — СПб:1993 г.
22. ОтнюковаМ.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / Досуг:Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б.Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003.
23. ПатрушевИ.Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс.2003. №12.
24. ПетроваЗ.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговойдеятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2000.- С.92-108.
25. ПогрешаеваТ.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества.Саратов:Изд-во СГУ, 2000.
26. ПонукалинаО.В. Социокультурное значение досуга. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.
27. ПонукалинаО.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина//Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов:СГТУ, 2001.
28. Психологиясовременного подростка., под редакцией Д.И. Фельдштейна – М. Педагогика, 1999.
29. Расписаниеработы кружков и спортивных секций КГПУ им. К.Э. Циолковского на 2009 год
30. СамоукинаН.В. «Игры в школе и дома» Психологические упражнения и коррекционныепрограммы. М. Новая школа, 1995
31. СоколоваВ.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети в меняющемся мире» — М. Высшая школа, 1990
32. СоколовЭ.В. Свободное время и культура досуга. – Л… 1992.
33. СтеббинсР.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А.Стеббинс // Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-
34. СтоляренкоЛ.Д. «Основы психологии». Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997
35. СуртаевВ.Я. – Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговойдеятельности – СПб:1992 г., 182 стр.
36. ТеменьеваР.А. – Изучение досуговых интересов населения – М:2005 г., 205 стр.
37. ТрегубовБ.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов.СПб., 1997.
38. ФатовА. «Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления». Закон иправо. 2006. № 10. С. 85-87.
39. ФельдштейнД.И. «Психологические аспекты изучения современного подростка» Вопросы психологии,1990, №1
40. ШеховцоваЕ.Ю.Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели,2004.
41. ВестникТамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 9. С. 235-239.
42. ШкуринВ.Н. «Молодёжь: свободное время и клуб» -М., 1999.
43. http://elibrary.ru/
44. http://dictionary.fio.ru
45. http://mirslovarei.com/content_fil/DOSUG-7357.html
46. http://sociologist.nm.ru/articles/korneeva.htm
47. http://www.bfsgu.ru/1ob-sv/6structura/pawel/KAF/soc_rab/sotr/mishutina_2.htm
48. http://bse.sci-lib.com/article032634.html. Большая советская энциклопедия.