Untitled
АННОТАЦИЯ
Шевляков М.А. Организация экскурсионного обслуживания в рамках гостевых программ ГОУ ВПО «ЮУрГУ». — Челябинск: ЮУрГУ, С-552, 2010. — 105 с., 7 ил., 5 табл., библиогр. список — 60 наим., 9 прил., 3 л. плакатов ф. А1, 1 брошюра, 1 буклет, 1 презентация — CD-R.
Выпускная квалификационная работа выполнена с целью разработки экскурсионных программ для гостей ГОУ ВПО ЮУрГУ.
В работе выявлены особенности проектирования экскурсий на современном этапе.
Разработаны экскурсионные программы по г. Челябинску, апробация которых была реализована на научно-практических конференциях и выставках, проводимых на базе Выставочного центра ЮУрГУ; «Туризм региона — 2008», в рамках Международного студенческого фестиваля «Весна ЮУрГУ — 2008», а также в рамках проведения Всероссийских Студенческих олимпиад; «Туристская Мекка — 2008», «Туристская Мекка — 2009»
Обоснована экономическая оценка от внедрения результатов дипломного тура.
ВВЕДЕНИЕ
Экскурсия представляет собой сердцевину туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма — культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного — экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Необходимо констатировать тот факт, что одной из важных составляющих туристического продукта является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны или региона пребывания [42].
В настоящее время, основная масса туристов пользуется групповыми экскурсиями. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии — ее должен проводить высококвалифицированный гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны. В последнее время становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Программа для таких экскурсий составляется «под заказ клиента», предполагается предоставление машины представительского класса с водителем и сопровождение русскоговорящего гида.
Следовательно, экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсии — это реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа [56].
Именно поэтому тема: «Организация экскурсионного обслуживания в рамках гостевых программ ГОУ ВПО «ЮУрГУ» является актуальной в настоящее время, так как несет в себе познавательную и образовательную составляющие данного вида туристской деятельности.
Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Н.М. Хуусконена, Т.М. Глушанок, Г.М. Дегтяря Г.П. Долженко, К.В. Кулаева, П.С. Пасечного, Н.В. Савиной которые обращают особое внимание проектированию экскурсионной документации, М.Б. Биржакова, В.Г. Гуляева, Ж. Дгорана, М.М. Маринина., В.С. Сенина, Ю.М. Чеботарякоторые в своих трудах рассматривают экскурсионную деятельность как неотъемлемую часть турпродукта, Б.В. Емельянова, М.М. Илюхина, Б.Ф. Омельченко, А.В. Тарзавиной раскрывающих основные вопросы экскурсоведения, дающих достаточно полное представление об основах экскурсионной теории, методологии и методики, о профессиональном мастерстве экскурсовода, Г.А. Аванесовой, И.П. Павловой, Ю.П. Свириденко рассматривающих экскурсию как элемент сервисной сферы, С.В. Белова, И.С. Масленниковой, Б.Ф. Омельченко которые уделяют особое внимание безопасности жизнедеятельности, В.И. Богдановского, В.С. Боже, В.Я. Вохминцева, С.И. Загребина, А.А. Зотова, А.И. Ляпустина, С.Н. Поливанова уделяющих внимание краеведению и истории города Челябинска.
Цель выпускной квалификационной работы — выявление особенности организации экскурсионных программ по городу Челябинску для гостей ГОУ ВПО «ЮУрГУ».
Объект исследования — организация экскурсионного обслуживания.
Предмет исследования — технология проектирования экскурсий в рамках гостевых программ ГОУ ВПО «ЮУрГУ».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— определение основных принципов организации экскурсионной деятельности;
— выявление особенностей обслуживания туристских групп на современном этапе;
— разработка экскурсионных программ по городу Челябинску для гостей ГОУ ВПО «ЮУрГУ».
В процессе работы использовались методы исследования: метод обработки информации, ретроспективный анализ литературы, системный анализ.
Опытно-экспериментальной базой исследования является факультет сервиса и туризма ГОУ ВПО «ЮУрГУ», использующий в своей деятельности разработанные экскурсионные программы в рамках проведения курсов повышения квалификации для преподавателей высшей школы, научно-практических конференций, студенческих олимпиад.
Новизна работы заключается в том, что:
— выявлены особенности организации экскурсионных программ по городу Челябинску для гостей ГОУ ВПО «ЮУрГУ»;
— разработаны экскурсионные программы по городу Челябинску для гостей ГОУ ВПО «ЮУрГУ».
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться: в деятельности туристских предприятий Уральского региона по формированию, продвижению и реализации турпродукта, студентами вуза для проведения экскурсий для школьников и абитуриентов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях и выставках, проводимых на базе Выставочного центра ЮУрГУ; «Туризм региона — 2008», в рамках Международного студенческого фестиваля «Весна ЮУрГУ — 2008», а также в рамках проведения Всероссийских Студенческих олимпиад; «Туристская Мекка — 2008», «Туристская Мекка — 2009»
На основе изложенного материала, дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографический список состоит из 60 источников.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Роль экскурсионного обслуживания в структуре турпродукта
Экскурсионная деятельность, как одна из составляющих турпродукта, является одной из основных мотиваций для путешествий. Экскурсия как процесс наглядного познания окружающего мира неразрывно связана с туризмом. Передвижения с различными целями у древних народов, которые историки туризма традиционно рассматривают как истоки современных путешествий, способствовали развитию торговли, установлению религиозных и межкультурных связей. Возможности познания особенностей исторического пути и культуры других народов могли появиться у путешественников только в результате наглядного изучения ими материальных памятников, образа жизни, повседневной культуры другого народа во время пребывания в этой местности, личного общения с представителями этой культуры.
Таким образом, экскурсии, как и туризм развиваются с древнейших времен истории человечества. В России первым экскурсоводом признается император Петр I, который любил сам лично показывать строительство Санкт-Петербурга своим гостям и рассказывать им о своих планах создания нового столичного города. Не случайно и слово «экскурсия» латинского происхождения переводится В.И. Далем как «прогулка», «проходка», т.е. рассматривается как процесс передвижения, способствующий познанию. В экскурсии непременно присутствуют три элемента: экскурсант, объект показа и экскурсовод. Последний проводит экскурсанта по заранее выбранному маршруту и своим рассказом и пояснениями помогает усвоить экскурсанту зрительный образ объекта показа. Рассказ и пояснения готовятся экскурсоводом заранее и тесно увязываются с последовательностью показа, при этом акцентируется внимание экскурсанта на отдельных частях объекта.
Во второй половине XIX-XX вв. именно экскурсия как процесс сознательного изучения мира становится обязательным элементом путешествия. Привлекательность процесса экскурсионного познания, его широкие возможности использовал Томас Кук при организации путешествий и экскурсий. В России экскурсионисты начала XX в., опираясь на практический опыт проведения экскурсий для разных слоев населения, и, прежде всего для учащихся школ и высших учебных заведений, закладывают основы экскурсионной теории и методики. В 1920-1930 гг. преимущество живого, наглядного общения с миром, возможность вести через экскурсию мощную идеологическую пропаганду образа и достижений советского строя быстро оценили большевики. Это способствовало стремительному развитию в СССР пролетарского и познавательного туризма, неотъемлемой частью которого являлись политизированные экскурсии различного характера.
Во второй половине XX в. совершенствование экскурсионной методики приводит к тому, что наряду с обзорными, т.е. многоплановыми, многотемными экскурсиями, позволяющими познакомиться с историей местности от начального периода развития до сегодняшнего дня, важное место занимают и тематические экскурсии, дающие возможность глубже изучить интересующие экскурсантов темы. Экскурсантом может быть посетитель дестинации, в том числе турист, или местный житель, желающий расширить свои знания о родном крае, изучаемом предмете по интересу, ознакомления с музейными коллекциями, достижениями науки и техники [18].
Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиск новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы [28].
Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства. Выделяют несколько основных функций. Рассмотрим более детально каждую из них.
Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяет выделить в них главное. Рассматривать их необходимо в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.
Принцип научности определяет научный характер экскурсии как формы воспитания и образования. Задачей экскурсии является способствование расширению научных знаний, которая реализуется благодаря тому, что содержание экскурсии преподается в соответствии со сведениями определенной отрасли современной науки. Факты и события должны получать объективную научную оценку.
Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке к экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии — тексты и методическая разработка.
Материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране.
Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях и достижениях науки и техники. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.
Функция организации культурного досуга тоже является одной из функций экскурсии. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается у человека после рабочего дня. Это свободное время в течение суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу, любительские занятия, общение с друзьями. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека.
Еще одна из функций экскурсии — функция расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и т.д. нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.
Функция формирования интересов человека тоже является функцией экскурсии. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний. Например, побывав на литературной экскурсии, ее участники могут проявить интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству.
Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия — это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков — функция формирования интересов; для иностранных туристов — функция информации.
Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них [37].
В конечном итоге выявляется, что экскурсия как процесс наглядного познания окружающего мира неразрывно связана с туризмом и является одной из основных мотиваций для путешествия и наиболее важной составляющей турпродукта.
В целом экскурсионное обслуживание — организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания.
Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя, комплекс знаний по истории, культуре, географии и др. При участии в таких экскурсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности в познании окружающей действительности.
Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Турист выбирает те экскурсионные услуги, которые удовлетворяют одновременно несколько потребностей. Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют потребность в познании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но и как и самостоятельный вид услуг, целью которого является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов в познании окружающей действительности [22].
Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха, поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.
Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся в природных условиях и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии заранее определенной тематике.
Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены, как представляет Б.В. Емельянов, в следующей последовательности: экскурсовод с помощью объектов воздействует на экскурсантов помогая им увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками.
Таким образом, в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «точка зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также уверенность экскурсовода в собственной правоте. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношение к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанных[16].
1.2 Культура как принцип проектирования и организации экскурсионных программ
В настоящее время в мире не существует достаточно точного определения понятию «культура». В различных источниках понятие «культура» понимается как:
– совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие;
– исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
– сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;
— развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;
– творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством.
Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии. С позиций современного научного понимания феномена культуры данные термины — антонимы, противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия. Культура — это мир искусственных порядков как результат целенаправленной человеческой деятельности, совокупность элементов природы, переработанных людьми в своих интересах. Иначе говоря, природа — это всё, что ещё не культура, а культура — это всё, что уже не природа. Таким образом появилось понятие о культуре, как о «второй природе», созданной человеком на базе природы.
В педагогической науке понятие культурологический подход определяется как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию.
Аксиология — это учение о ценностях и ценностной структуре мира, видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.
Культурологический подход к изучению гуманитарных областей позволяет сформировать системно-целостный взгляд на мир и культуру.
Происходящие в России политические, социокультурные, духовные и экономические преобразования привели к тому, что общество занято сегодня фундаментальным пересмотром своих движущих социальных механизмов. Экскурсоведение выступает как один из факторов обеспечения культурного сдвига, обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности общества.
В экскурсоведении неуклонно растет внимание к культурологическим проблемам экскурсий. Это стало результатом появления многообразия традиций системного рассмотрения взаимодействия культуры и образования. В современной теории и практике экскурсоведения прослеживается тенденция не только поисков новых подходов к его организации, но и иного, адекватного современной культуре и науке понимания его культурных особенностей и механизмов.
Изменения в социокультурной ситуации привели к изменениям взгляда не только на культуру, но и на личность в культуре. Развитие личности, свободный и творческий характер такого развития становятся приоритетными ценностями современного экскурсоведения.
В.М. Розин в своих работах отмечает, что образованный человек — это не только специалист и не только личность, а именно человек культурный и подготовленный к жизни, к сменам образа жизни, к смене своих представлений, мировоззрений, мироощущения; образованный человек является культурным и в том смысле, что принимает и понимает иные культурные позиции и ценность не только с позиции собственной независимости, но и чужой.
Экскурсант, находясь на экскурсии, получает представление о традициях и культуре той местности, показ которой ведется. Поэтому при разработке экскурсионных программ необходимо находить в экскурсионных объектах типичные черты историко-культурного характера.
Основой содержания экскурсий являются культурные и исторические ценности. Культурные ценности, по определению «Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.» — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
При составлении маршрута экскурсии экскурсовод руководствуется таким выбором объектов показа, при котором будут наиболее ярко отображаться историко-культурные ценности данного региона.
При проектировании экскурсионных программ по г. Челябинску выделены несколько исторических эпох, каждая из которых сформировала определенный культурный пласт в истории города.
Первой из исторических эпох, на которую обращается внимание при проектировании обзорных экскурсий — эпоха «Зауральского Чикаго». В это время формируется образ города как торгового центра. Торговля, но уже не местная, а российских масштабов, по-прежнему занимала в экономике города первенствующее положение. Благодаря превращению Челябинска в крупный железнодорожный узел страны, город к началу XX в. становится крупнейшим торгово-посредническим центром России. В это время наблюдается стремительный рост населения города и начало массовой застройки города в связи с нехваткой жилья. Обустраиваются улицы города, формируется облик города, замащиваются главные улицы и площади города, в домах появляется электричество (1907 г.) и телефон (1906 г.). В 1912 г. начинает действовать водопровод. Город украшается зданиями крупнейших магазинов и красивейших зда