Организация и нормативное регулирование аудиторской деятеьности

–PAGE_BREAK–Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, осуществлять анализ перспективы развития предприятия, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование. Однако при этом следует помнить, что внутренний аудит не является решением всех проблем. Так, он не может, например, детально проверять каждый бизнес-процесс, однако может оптимизировать его с позиции рисков; не может осуществлять деятельности, которые влияют на его независимость.
Внутренний аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задачи менеджеров – это управление бизнесом, достижение поставленных целей наиболее эффективным образом. Внутренний аудит по сути своей работы обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятие решений менеджментом. Именно внутренний аудит является объективным источником информации, помогающим менеджеру по-новому посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых решений.
Существование аудита в системе внутрихозяйственного учета и контроля подтверждается тем, что его отчеты используются на разных уровнях управления. Отчетная информация аудита служит базой для учета.
Методика организации деятельности внутреннего аудита может быть представлена некоторыми его элементами. Например, такими как:
— разработка программы внутреннего аудита;
— общее описание и оценка системы управления, проверка деятельности различных звеньев управления;
— проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их совершенствованию;
— работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
— проверка достоверности показателей бухгалтерской и статистической отчетности, правильность расчетов и своевременность уплаты налогов;
— подготовка предприятия к внешнему аудиту и налоговому контролю;
— документирование и оформление результатов внутреннего аудита.
По каждому из перечисленных элементов в арсенале внутреннего аудита должен присутствовать перечень необходимых направлений, методик и процедур по реализации своей деятельности.
Исходной базой для осуществления внутреннего аудита служит внутренняя бухгалтерская, сегментарная отчетность.
Решение о необходимости создания внутреннего аудита не должно определяться наличием у организации внешнего аудитора. Следует отметить, что выполнение указанных аудиторских процедур входит в обязанность и внешнего аудита. Однако организация в системе внутрихозяйственного учета и контроля по своим функциям, целям, задачам, результатам работы отличается от внешнего аудита.
Основными видами деятельности организации, применительно к которым может осуществляться внутренний аудит, является:
— разработка новых видов продукции и внедрение ее в производство;
— производство и обслуживание продукции (закупки сырья и материалов, изготовление продукции, контроль и испытание, хранение, транспортирование, реализация продукции);
— техническое и материальное обеспечение производства;
— обеспечение эффективного функционирования системы менеджмента качества, которое предполагает определение экономического эффекта от произведенных затрат в мероприятия по совершенствованию качества продукции.
Одним из важнейших направлений деятельности внутреннего аудита становится аудит информационных систем (информационных технологий).
Конечная цель любого контрольного органа, в том числе и службы внутренний аудит – увеличение стоимости организации и ее деловой репутации. Эта цель достигается через эффективное использование имеющихся у организации ресурсов. Поэтому деятельность организаций, которые серьезно относятся к вопросам внедрения внутреннего аудита, характеризуется высокими финансовыми показателями, более привлекательны для инвесторов, имеют конкурентное преимущество на рынке.
1.3 Организация аудиторской деятельности в аудиторских фирмах
На уровне отдельных аудиторских фирм внутреннее регулирование формируется в рамках самой организации путем принятия тех или иных оперативных решений. Отдельные аспекты регламентируются учетной политикой, внутрифирменными стандартами аудита и другими внутренними документами. В настоящее время развитие данного элемента организационно-экономического механизма идет через объединения аудиторских фирм и интеграцию опыта, внедрения стандартизированных методов оказания услуги др. Однако подходы эти замкнуты, как правило, в рамках одной организации.
Это вызвано главным образом следующими причинами.
В условиях бухгалтерской и налоговой реформ аудиторские организации часто выступали в роли консультантов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, а также защитников интересов перед органами налоговой инспекции. В связи с этим большое внимание уделялось построению системы быстрого реагирования на изменения в законодательстве и информирования хозяйствующего объекта по вопросам адаптации к ним. Пройдя первый этап развития, аудиторский бизнес столкнулся с новыми задачами, диктуемыми развитием экономики страны и ее укреплением, необходимостью принятия общемировых стандартов и поиском путей совершенствования деятельности.
Наличие высокого процента малого бизнеса – это не только положительный фактор повышения конкурентоспособности, но и одна из проблем рынка российского аудита. В такой ситуации возникающие идеи и решения в сфере управления хозяйственной деятельностью зачастую не работают. В основном это связано с уходом отдельных объектов малого бизнеса с рынка (из-за невозможности выдерживать конкуренцию), перетоком наиболее квалифицированных специалистов из управленческого состава в более развитые отрасли рынка, ориентацией на краткосрочные цели в форме увеличения заказов и их быстрого выполнения и т.д.
Конкуренция среди организаций, в том числе аудиторских фирм, порождает образование некоторой части закрытой информации, в частности управленческого характера. Способы организации деятельности, методы экономического анализа, варианты работы с оперативной информацией – все это управленческое звено (как часть сильной стороны организации в ее выживании на рынке) стремится сделать строго конфиденциальной.
Такие элементы как: рыночное воздействие на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности; государственное нормативно-правовое регулирование вопросов аудиторской деятельности; внутреннее регулирование отдельных аспектов аудиторской деятельности; конкретные методы и приемы воздействия на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности, одновременно действуя на поведение фирмы на рынке аудиторских услуг, имеют особенности, которые зависят от специфики аудиторской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности являются следующие.
Во-первых, результат деятельности каждой организации приобретает материально-вещественный либо нематериальный (социальный) характер. В первом случае на выходе получаются материальные блага в результате производства товаров, выполнения работ; во втором – нематериальные блага, которые потребляются в процессе осуществления деятельности. В последнем случае такой вид деятельности обозначает оказание услуги. Услугой является и результат аудиторской деятельности. Отличие оказания услуги от производства материальных благ выражается в высокой степени ее индивидуализации.
Аудиторские услуги оказываются экономическим субъектам, которые различаются не только по отраслевому признаку, масштабу деятельности, организационно-правовому положению, но и по другим характеристикам. От этого зависят качество и цена, формы и методы предоставляемых услуг. Оценка данных факторов производится с каждым потребителем услуг. Так правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» при проведении аудита с выдачей заключения предусмотрено предварительное изучение деятельности клиента. Понимание деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, включает понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание того, как он действует.
Во-вторых, аудиторы и специалисты работают с информацией внешнего и внутреннего характера.
Успешная работа аудиторской фирмы – это, прежде всего, хорошо организованная работа с внешней информацией. К такой информации относится нормативно-правовая, методологическая, рыночная, внутрихозяйственная информация.
Информация внутреннего характера формирует в аудиторской организации внутренний контроль, бухгалтерский и управленческий учет. Сведения об активах и обязательствах, клиентской базе, специалистах определяют основу для принятия управленческих решений в отношении как планирования и организации деятельности, так и контроля за ней. Естественно, что управленческие решения принимаются с учетом рассмотрения внешней информации.
В целом организация и развитие информационной базы составляют значительную часть расходов. В аудиторских организациях выделяются такие статьи затрат, как обновление правовых систем, приобретение специализированной литературы, услуги сети Интернет, мобильной связи, расходы на обновление программного обеспечения и другие.
В-третьих, любая деятельность предполагает наличие живого труда, однако каждый вид деятельности характеризуется степенью участия человека в этом процессе. Законодательно установленный механизм аттестации специалистов аудиторских фирм требует, чтобы каждый аудитор получил квалификационный аттестат. Обязательным для получения квалификационного аттестата аудитора является наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании и стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестат, проходить обучение по программам повышения квалификации.
По характеру выполняемых операций (анализ, сравнение и т.п.) аудит относится к интеллектуальной деятельности, более того, аудит относится к достаточно сложной интеллектуальной деятельности. Специалисты фирмы должны владеть обширными знаниями, от уровня их профессионализма во многом зависит конкурентоспособность фирмы. В связи с этим основные затраты аудиторских фирм – это оплата труда, а также все то, что способствует повышению производительности специалистов. В число таких затрат входит расходы ан обучение и повышение квалификации сотрудников, на обеспечение мобильности и оперативности их деятельности, на подбор высококвалифицированных кадров, на индивидуальное техническое оснащение.
Государственное регулирование опирается на нормативно-правовую базу аудиторской деятельности. Это проявляется в лицензировании, подготовке и аттестации аудиторов, выработке обязательных стандартов деятельности. Заинтересованность государства в регламентации и упорядочении процесса оказания услуг связано с тем, что независимый финансовый контроль представляет собой источник обеспечения достоверной экономической информацией.
Центральным звеном системы управления является кадровый потенциал. При этом выделяются такие основные задачи, как эффективное использование кадров и их развитие (управление рабочим временем, профессиональная подготовка, организацией оптимальных коммуникаций между подразделениями и отдельными сотрудниками и т.д.). Этот элемент организационно-экономического механизма в наибольшей степени испытывает на себе влияние трех остальных элементов. Причем данный элемент достаточно подвижен или, лучше сказать, должен быть таковым, поскольку в противном случае неизбежна потеря позиции на рынке.
Конкретные методы и приемы воздействия на аудиторскую деятельность, основываясь на общепризнанных методах и способах управления, должны способствовать реализации новых, специализированных подходов. Накопленный багаж знаний в области управления помогает ориентироваться в выборе тех или иных уже известных подходов. В то же время постоянное изучение процессов и явлений аудиторской деятельности открывает возможности для совершенствования методов и способов управления. При этом ведущую роль играют адаптация этих методов к практике отечественного аудита.
Процесс формирования и развития кадрового потенциала аудиторских служб занимает важное место в общей системе управления фирмой. Исследование кадрового потенциала аудиторских служб, особенностей его проявления в контрольно-аудиторском процессе, разработка систем мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий интеллектуального труда, сохранения здоровья работников и т.п., перспективны и объективно необходимы в аудиторской деятельности. Научная организация управления кадровым потенциалом, основываясь на системном подходе к изучению процесса аудита, направлена на повышение эффективности деятельности аудиторской фирмы.

Глава 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
2.1 Правовые основы аудиторской деятельности
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:
1.       Гражданский кодекс Российской Федерации
2.       Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 – ФЗ от 30 декабря 2008 г.
3.       Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ
4.       Налоговый кодекс Российской Федерации
5.       Уголовный кодекс Российской Федерации
6.       Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях
7.       Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.
8.       Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 08.04.2008 г. № 395-1 от 02.12.1990 г.)
9.       Закон «О бухгалтерском учете» (Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ в ред. от 03.11.2006 г.)
10.  Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г., в ред. от 29 апреля 2008 г.)
11.  Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г., в ред. от 26 июня 2008 г.)
12.  Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. (в ред. от 29 ноября 2007 г.)
13.  Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 8 мая 1998 г. (в ред. от 6 декабря 2007 г.)
14.  Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19 июня 1992 г. (в ред. от 23 марта 2002 г.)
15.  Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности» от 16 февраля 2008 г. № 80
16.  Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности 11 апреля 2002 г. N 28-05-01/781/СШ
17.  36 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696., в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523)
Из приведенного перечня нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить: кодексы и федеральные законы; постановления Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, федеральные стандарты.
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
В мировой практике можно выделить 2 различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
    продолжение
–PAGE_BREAK–