Введение
Автомобильные дороги имеют важное стратегическое значение дляэкономики страны, так как автоперевозки являются наиболее быстрым и дешевымвидом перевозок. Чем больше сеть автомобильных дорог и чем лучше их состояние,тем больше совершается перевозок, облегчается доступ ко многим населеннымпунктам, снижается количество заторов и аварий. Это. в свою очередь приноситгосударству прибыли многократно окупающие строительство автомобильных дорог.
РФ имеет очень малую сеть автомобильных дорог по сравнению согромной территорией страны. Имеющиеся автомобильные дороги находятся внеудовлетворительном состоянии, имеют низкую пропускную способность и часто несоответствуют требованиям безопасности.
содержание и ремонт автомобильных дорог производят редко инекачественно в связи с недостаточным финансированием и действием природныхфакторов.
В последнее время руководство РФ обратило внимание напроблему некачественных автомобильных дорог, принимаются соответствующиерешения для решения проблем.
В Федерально — целевой программе «Модернизациятранспортной системы России [2002-2010гг.]», программа «Автомобильныедороги»
Одной из основных задач указано приоритетное финансированиемодернизации, ремонта и содержания существующей сети автомобильных дорог вцелях ее сохранения и улучшения транспортно эксплуатационного состояния. Дляэтих целей требуется современная, исправная дорожная техника. Для содержаниякоторой существуют целые предприятия в РММ которых производят хранение дорожнойтехники, ее техническое обслуживание и ремонт в целях повышения ресурса машин иагрегатов и уменьшения затрат на ремонт дорожных машин. В условиях рыночныхотношений, которые характеризуются многообразием форм собственности, в томчисле частной конкуренцией товаропроизводителей, предпринимательством иотсутствием государственного контроля за производством и распределениемизготовленной продукции, возрастает значение основного звена промышленности инародного хозяйства в целом – предприятия. Экономика предприятия изучаетобъективные экономические законы и закономерности ведения хозяйствования,включает широкий спектр управленческих, организационных, технико –экономических и информационных проблем, форм, методов и правил рациональногоиспользования ресурсов с целью создания и распределения материальных и духовныхблаг, без которых не может обходиться как отдельный индивид, так и общество вцелом.
1. Расчет производственной программы
Таблица 1 Нормативы периодичности и трудоемкости ТО и ремонтовНаименование машин, модель (марка) Виды ТО и ремонтов Периодичность ТО и ремонтов
Трудоемкость
ТО и ремонтов, чел-ч Простой в ТО и ремонтах, ч Автогрейдер 100кН ТО-1 ТО-2 ТО-3 СО Т К
100 250 1000
2 раза в год 1000 7000 6 17 32 43 270 480
3
6
35
12
40
35 Автокран КС-3577 ТО-1 ТО-2 ТО-3 СО Т К
50 250 1000
2 раза в год 1000 5000 7 25 — 13 600 1100 3 12 — 4 60 130 Экскаватор
ТО-1
ТО-2
ТО-3
СО
Т
К
100
250
1000
раза в год
1000
6000
5
20
700
38
700
1100
2,5
10
68
13
68
160 Бульдозер 25 т
ТО-1
ТО-2
ТО-3
СО
Т
К
100
250
1000
раза в год
1000
6000
3
6
17
20
220
400
1,5
3
8
35
50 4 Каток моторный 6т
ТО-1
ТО-2
ТО-3
СО
100
250
1000
2раза в год
1,8
5,7
19
1
3
20
5
На основании расчетов представленных в таблице 2 и расчетов трудоемкостиТО и ремонтов по парку автомобилей КамАЗ-5511 составляем таблицу 3.
Таблица 3. Годовая программа ТО и ремонтов по парку дорожных машини автомобилейНаименование машин и автомобилей Трудоемкость ТО и ремонта, чел.-ч
П1
П2
П3
ПСО
ПТ Бульдозеры 25т 814,275 304,42 71,4 92,4 3049,2 Автогрейдер 381,15 530,145 258 595,48 1871,1 Экскаватор 0,65т 311,85 623,7 565,95 131,67 565,95 АК-КС-3577 1447,215 952,875 – 60,06 5544 Каток моторный 6 т 158,00 92,169 – 197,505 771,54 КамАЗ-5511 1290,3 1700,85 – – 17772,48 ИТОГО 4403,49 4204,659 895,35 1077,115 34667,82
В таблице 3 П1 — годовая программа трудоемкости ТО-1;П2 — годовая программа трудоемкости ТО-2; П3 — годовая программатрудоемкости ТО-3; ПСО — годовая программа трудоемкости СО; Пт-годовая программа трудоемкости текущих ремонтов. По итогам таблицы 3 определяемтрудоемкость работ, выполняемых в стационарных мастерских
Псмт =/>/>,
где Птсм – трудоемкость текущих ремонтоввыполняемых в стационарных мастерских, чел-ч.
Псмт =/>
Определяем трудоемкость работ ТО, выполняемых в стационарных мастерских
Псмто =/>
Тогда
Псмто=/>
Определяем трудоемкость работ на проектируемом участке
Пуч= />
где а1 — процент работ выполняемых на проектируемомучастке от общей трудоемкости текущих ремонтов выполняемых в стационарных мастерских,чел-ч; а2 — процент работ по техническому обслуживанию на проектируемомучастке от трудоемкости работ технического обслуживания, выполняемого в стационарныхмастерских чел-ч;
Таблица 4. Значения коэффициентов а1 и а2Наименование участка
а1
а2 Участок ТО и ремонта агрегатов трансмиссии 12 –
Пуч= />
2. Определение численности работников
Численность работников на участке Np, чел. или в зоне ТО, ТР определяется
/>, (1) />,
где Т – трудоемкость, чел×час;
ФРВ — фонд рабочего времени одного рабочего, час;
К — коэффициент выполнения норм выработки. К = 1,06.
/>, (2)
/>
где Дк – планируемый период = 365 дн.;
Дотп- дни отпуска рабочего, 40 дн.;
Дго – дни выполнения государственных обязанностей, 2 дн.;
Дб – дни болезни, 3 дн.;
Дпр – праздничные дни по календарю, 9 дн.;
Двых – выходные дни (суббота + воскресенье), 104 дн.;
tсм – режим работы предприятия,8 дн.;
Дпв – предвыходные дни (субботы, если предприятие работает6-дневную неделю), дн.;
Дпп – дни предпраздничные по календарю,9 дн.;
t – время сокращения рабочего дня на 1 час.
3. Определение фонда оплаты труда
При расчете используется повременно-премиальная система. Длярасчета данного раздела необходимо определить разряды рабочих и их тарифныеставки (согласно данных предприятия).
Если на участке работают более двух рабочих, то определяетсясредний тарифный коэффициент.Один рабочий 4 разряда со ставкой-35 рублей, ивторой рабочий 6 разряда с тарифной ставкой – 37,80 рублей.
/>, (3)
где N –количество рабочих, работающих по соответствующему разряду;
К – тарифный коэффициент соответствующего разряда;
/> – количество рабочих на участке.
Расчет фонда заработной платы по тарифной ставке ФОТтар,руб., производится по формуле
ФОТтар = />, (6)
где /> – среднечасовая ставка, руб.;
/> – трудоемкость участка,
Все виды и размеры доплат и надбавок предприятия определяютсамостоятельно в пределах средств на оплату труда.
Доплаты выплачиваются в размерах не ниже ранее установленныхзаконодательными актами, решениями правительства.
Расчет доплат за совмещение работ, />, руб., выполняется по формуле
/>, (7)
где Nсов — количество рабочих совместителей, 1чел.
Расчет доплат за вредность работ />, руб., выполняется по формуле
/> (8)
где Nвр — количество рабочих, работающих свредными условиями, чел.
Расчет доплаты за работу в праздничные дни ведется наосновании принятых расчетов, на предприятии.
Расчет доплаты за работу в ночное и вечернее время, />, руб.,выполняется по формуле
/> (10)
где /> – время работы в ночное иливечернее время, час.
Вечерним считается время с 18-00 до 22-00,
ночное время с 22-00 до 6-00 часов утра.
Расчет плановой премии, Пр, руб., ведется по формуле
Пр = />, (11)
где 60 % – процент размера премии, принятый на предприятии.
Основной фонд оплаты труда, ОФОТ, руб., рассчитывается поформуле
/>, (12)
где /> – сумма всех рассчитанных доплат,руб.
Дополнительный фонд оплаты труда необходим для выплатыотпускных пособий.
Дополнительный фонд оплаты труда ДФОТ, руб., рассчитываетсяпо формуле
/>, (13)
где % — процент размера ДФОТ.
%=/>, (14)
где Дотп — дни отпуска рабочего на предприятии загод, дней;
Драб — рабочие дни предприятия за год.
Общий годовой фонд оплаты труда /> рассчитывается по формуле
/>, (15)
/>
где Р.К. – сумма районного коэффициента и надбавки за выслугулет. 30%-районный коэффициент, 30%-дальневосточные
4. Расчет затрат на запасные части и ремонтные материалы
Затраты на ремонтные материалы и запасные части определяют понормам затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт дорожной техники сучетом инфляции.
Затраты на запасные части и материалы для дорожных машин С/>определяются по формуле
/>, (16)
где КЧ- годовая наработка машины, мото-ч.;
Nм – количество дорожных машин, ед.;
К – корректирующий коэффициент.
Автогрейдер
/>
Автокран АК-КС-3577
/>
Бульдозер
/>
Каток моторный
/>
Экскаватор
/>
Таблица 1 – Затраты на запасные части и материалы для ремонтадорожной техники
/>Наименование и марка машин Количество машин определенной марки Наработка, мото.ч. Корректирующий коэффициент Затраты на запасные части и материалы, руб.
1 час,
СЗЧ.М Сумма затрат, руб. Автогрейдер 6 1600 50 0,054 25920 Автокран АК-КС-3577 7 1600 50 0,119 66640 Бульдозер 25 т 7 2100 50 0,06 44100 Каток моторный 6 т 4 1200 50 0,018 4320 Экскаватор 0,65 т 5 1800 50 0,154 69300 Всего: 29 184360
Расчет затрат на запасные части и материалы для автомобилей, С/>, руб., производится по каждоймарке, определяется поформуле
С/>=/>, (17)
С/>=/>,
где НТО, ТР — норма затрат на запасные части иматериалы на 1000 км, руб.;
К – корректирующий коэффициент.
/> – количество автомобилей, ед.
Результаты расчетов представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Затраты на запасные части и материалы дляавтомобилей
/>Наименование и марка машины Количество автомобилей Годовой пробег, км. Корректирующий коэффициент Затраты на запасные части Норма затрат на 1000 км, руб. Сумма затрат, руб. Камаз 5511 24 44000 35 18,60 687456 Итого 687456
Общие затраты на запасные части и материалы åС/>определяются по формуле
åС/>= С/>+ С/>, (18)
åС/>= 687456+184360=871816
где С/> — общие затраты на запасные части дляДМ в таблице 1.;
С/>– общие затраты на запасные частидля а/м в таблице 2.
Затраты на запасные части и материалы по участку,
åС/>, руб.,
определяется по формуле
С/>=/>, С/>=/>, (19)
где % — процент затрат согласно расчета трудоемкости научастке.
5. Расчет накладных расходов
Для расчета накладных расходов необходимо провести подбороборудования. Перечень оборудования указан в таблице 3.
Таблица 3 – Перечень оборудованияОборудование, приборы, приспособления Кол-во, единиц Стоимость единицы оборудования, руб. Суммарная стоимость, руб. Мощность единицы оборудования, кВт Суммарная мощность, кВт Стенд для ремонта коробок передач 1 16428 16428 2,5 2,5 Стенд для ремонта карданных валов 1 15021 15021 2,6 2,6 Стенд для ремонта мостов 1 20894 20894 2,3 2,3 Электро-механический подъемник 1 192928 192928 1,5 1,5 Верстак 1 8556 8556 Монтажный стол 1 3830 3830 Стелаж 1 620 620 Итого 258277 258277 8,9 8,9
Годовой расход силовой электроэнергии /> определяется по формуле
/>, (20) />,
где N у – установленная мощностьоборудования, кВт;
Фоб – годовой фонд времени работы оборудования, ч.
Годовой фонд времени на освещение Фоб, час, рассчитывается поформуле
Фоб = (Дк – Дпр – Двых)· tсм · N · Кс, (21)
Фоб = (365 – 104 – 9) · 8 · 1 · 0,6=1209,6 ,
где Дк – дни календарного периода = 365 дней;
Двых — выходные дни;104
Дпр –дни праздничные;9
tсм – продолжительность смены;8
N – сменность работы; 1
Кс – коэффициент спроса. Кс=0,6.
Годовой расход электроэнергии на освещение Qосв, кВт, определяется по формуле
Qосв = />, (22) Qосв = />
где F –площадь освещения, (площадь участка), м 2 ;56
Тос – часы использования освещения в год, ч.243*4=972
Расчет затрат на электроэнергию, С э, руб. производится поформуле
С э = (Q осв+ Q сэ ) · ЦкВт, (23) С э = (6459,3+ 1360,8)· 2,45=19159,3
где Ц кВт –цена 1кВт в действующих ценах, руб.;
Затраты на отопление, С отоп, руб. рассчитываются по формуле
С отоп = F · N · Цм2, (24) С отоп = 56 · 5 · 45=12600,
где N –число месяцев отопления;
Цм2 –стоимость отопления 1 м 2 в действующих ценах, руб.45рублей
Расчет затрат на водоснабжение Св, руб., производится по формуле
Св = (Нг · Nр +Нм2 · F) · Nn · Др · Цл, (25)
Св = (40 · 2+1,5 · 56) · 243 · 0,95=37859,4 ,
где Нг – норма расхода воды на одного рабочего засмену, 40 л.;
Н м2 – суточная норма расхода воды на 1 м2 производственной площади — 1,5 л.;
/>Nn – число месяцев в году работыучастка; 243
Др — дни работы в месяце;
Ц л –цена одного лира воды в действующих ценах,0,95 руб.
Расчет амортизации здания, АОзд, руб., ведется по формуле
АОзд = />, (26)
АОзд = />
где Сзд – балансовая стоимость зданий, (27) руб.;
Нао – норма амортизации зданий и сооружений 5 %.
Стоимость зданий Сзд, руб., рассчитывают по формуле
Сзд = F · Цм2,(27) Сзд = 56 · 4240=237440
где Цм2 – стоимость 1 м2 площади принять 4240 руб.
Амортизация оборудования АОоб, руб., определяется по формуле
АОоб = />, (28)
АОоб = />
где Соб – стоимость оборудования (табл. 3), руб.;
Ноб – норма амортизации оборудования, 11 %.
Затраты на текущий ремонт оборудования принимаются в размере 5%от балансовой стоимости оборудования (табл.3).
Затраты на текущий ремонт оборудования, Стр.обор., рассчитываетсяпо формуле
АОоб = />, (29)
АОоб = />
Затраты на содержание и ремонт инвентаря принимается вразмере 3,5 % от стоимости инвентаря. Стоимость инвентаря берется в количестве1000 руб. на одного ремонтного рабочего.
/>, (30) />,
где Синв – затраты на содержание инвентаря, руб.
С тб, от = />, (31)
С тб, от = />
где % — процент затрат на охрану труда
Прочие затраты Спр принимаем в размере 5 % от суммы попредыдущим статьям накладных расходов на данном участке
6459,3+12600+11872+28410,47+12913,85+70+37859,4+9353,21*5/100=4083,9
Результаты расчетов накладных расходов занесен в таблицу 4.
Таблица 4. Статьи накладных расходовСтатьи расходов Сумма, руб. 1 Затраты на электроэнергию 6459,3 2 Затраты на отопление 12600 3 Амортизация зданий 11872 4 Амортизация оборудования 28410,47 5 Затраты на текущий ремонт оборудования 12913,85 6 Затраты на содержание, ремонт инвентаря 70 7 Затраты на водоснабжение 37859,4 8 Затраты на охрану труда и ТБ 9353,21 9 Прочие 4083,9 Итого 85763,73
6. Калькуляция себестоимости
Калькуляция себестоимости – это расчет затрат, приходящийсяна единицу производственной продукции. Расчет удельной себестоимости S чел·час, руб/чел·час, производитсяпо формуле
Сбестоимость 1 чел·ч. определяется по формуле Sчел·ч.= />, (32)
Sчел·ч.= />
ФОТрем рабочих Sчел·ч.= />
Стоимость запасных частей Sчел·ч.= />
Накладные расходы Sчел·ч.= />
где åС – общая сумма затрат по участку, руб.
Т – трудоемкость участка, чел·ч.
Общая сумма затрат по участку åС, руб., определяется по формуле
åС=ФОТ общ с + С зч.уч. + С н.р. (33)
åС=467660,9 + 104617,92 + 85763,73=658041,65
Структура себестоимости – выражение себестоимости по статьямв процентном выражении.
Структура себестоимости W, %, определяется по формуле
/>
/> /> /> (34)
где Sст –значение себестоимости 1 чел·час по каждой статье затрат, руб.
Sчел·час – удельная себестоимость 1 чел·час, руб.
Найдем начисления на социальное страхование 3,4%
467660,9*3,4/100=15900,47
Тогдафонд оплаты труда ремонтных рабочих с начислением соц.страха
467660,9+15900,47=483561,37
Таблица 5. Калькуляция себестоимости Статьи затрат
Значения,
тыс. руб.
Себестоимость
руб. / чел. час. Структура себестоимости 1 Фонд оплаты труда ремонтных рабочих с начислением соц. страхования 483561,37 145,3 71,8% 2 Стоимость запасных частей и материалов 104617,92 31,4 15,5% 3 Накладные расходы 85763,73 25,8 12,7% Всего: 673943,02 202,5 100%
7. Технико-экономические показатели
Расчет дохода Д, руб., производится по формуле
Д уч = åС+ />, (35)
Д уч = 673943,02+ />=734597,89
где åС – общая сумма затрат на участке, руб.;
% – уровень рентабельности 9 %.
Расчет прибыли П, руб., определяется по формуле
П = Д уч – åС, П = 734597,89 – 673943,02=60654,87 (36)
где П – прибыль, руб.
Расчет рентабельности R, %; определяется по формуле
R = />, (37)
R = />
Среднемесячная заработная плата одного рабочего ЗПмес, руб., рассчитывается поформуле
ЗПмес =/>, (38)
ЗПмес =/>
Расчет показателей использования основных фондов
Фондоотдача ФО, руб., определяется по формуле
ФО =/>, (39)
ФО =/>
где Дуч – доход участка, руб.;
ОПФ – основной производственный фонд на участке, которыйвключает стоимость здания участка и оборудования, 495717 руб.
Фондоёмкость ФЕ, руб., определяется по формуле
ФЁ = /> , (40)
ФЁ = />
Фондовооруженность ФВ, руб., определяется по формуле
ФВ = /> , (41)
ФВ = />
где N раб – количество рабочих на участке, 2 чел.
Производительность труда одного рабочего за месяц ПТ, руб., расчитываетсяпо формуле
ПТ = />, (42)
ПТ = />
Список источников
1. ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. Общие требованияк тестовым документам.
2. Министерство автомобильноготранспорта РСФСР. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижногосостава автомобильного транспорта. – Минавтотранс РСФСР, 1986.
3. Министерство автомобильных дорогРСФСР. Указания по организации и проведению технического обслуживания и ремонтадорожных машин ВСН-6-79. Минавтодор РСФСР, 1980.
4. Бельских В. И. Справочник потехническому обслуживанию и диагностированию тракторов. – М.: Россельхозиздат,1975.
5. Козлов Ю. С. Оборудование для ремонтасельскохозяйственной техники. Справочник. – М: Россельхозиздат, 1987.
6. Стрюков Б. Ф. Экономика. Организацияи планирование эксплуатации и ремонта дорожных машин. Учебник для техникумов. –3-е издание переработанное и дополненное. – М.: Транспорт, 1964.
7. Методические указания к курсовомупроекту «Техническая эксплуатация дорожных машин, автомобилей и тракторов».