Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»Научно-образовательный материал«Организация и проведение профессиональной переподготовки «Менеджер образования»Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители):Федякина Л. В., д.п.н., профессор, проректор по управлению качеством социального образования и учебно-воспитательной работеЖукова Г.С., д.ф-м. н., профессор, проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадровВершинин В. Я., к.п.н., доцент, зам директора АНПИ НПОЗайцева О.В., к.с.н., доцент, зам директора АНПИ НПОНикитина Н. И., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной и семейной педагогикиСумской Д.А., д.ю.н., профессор, проректор по административно-правовой работе и кадровой политикеПанфилов В. И., д.т.н., профессор, профессор кафедры математики и информатикиЧахкиев М.А. д.ф.-м.н., профессор, профессор кафедры математики и информатики Смыслов Д. А., к.псих.н., доцент, доцент кафедры социальной психологииАверина О.В., к.п.н., доцент, доцент кафедры математики и информатикиПодзорова М.И., к.п.н., доцент, доцент кафедры математики и информатикиСмолин С. Л., старший преподаватель кафедры информационной безопасности и программной инженерииАкчурина Н.М. нач. управления кадровой политикиМалявина А.Г. инспекторДубинина Е. В., начальник отдела делопроизводства учета и статистики АНПИ НПОМитрейкина Е.А. спец. по УМРСкороход К.А. документоведМосква 2011 г.^ Актуальность и обоснованность научно-образовательных материалов Государственно-общественный заказ на руководителя, менеджера образовательного учреждения, обладающего высоким уровнем профессиональной и управленческой компетентности, предполагает создание новой модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки административных работников органов и учреждений образования. В основу научно-образовательной программы профессиональной переподготовки педагогических кадров: «Менеджер образования» должна быть положена ориентация на реализацию компетентностной модели руководителя образовательного учреждения, базирующейся не только на классической триаде – знаний, умений и навыков, но и на ресурсах креативного профессионального мышления, культуре качества профессиональной самореализации на индивидуальном и социально-значимом уровнях. В ходе создания научно-образовательных материалов по проекту «Организация и проведение курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджер образования»» на основе модели инновационных психолого-педагогических, технологических, управленческих, методических, коммуникативных, правовых, социально-экономических компетенций менеджера образования Исполнителем в соответствии с утвержденным Техническим заданием разработан пакет научно-образовательных материалов по формированию и развитию данных компетенций в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров столичного мегаполиса.Ключевыми понятиями научно-образовательной разработки являются: профессиональная компетентность менеджера образования; инфраструктура учреждений образования столичного мегаполиса; образовательный менеджмент; стратегический и инновационный менеджмент; качество образовательных услуг; адаптивные образовательные технологии в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации менеджеров образования столичного мегаполиса.Цель научно-образовательной разработки: подготовка, обоснование и реализация содержательно-технологического базиса курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджер образования». В ходе реализации научно-образовательной разработки на основании модели профессиональных компетенций современного менеджера образования поставлены и решены следующие задачи: – разработана научно-образовательная практико-ориентированная программа курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по теме «Менеджер образования»; – подготовлен пакет контрольно-измерительных материалов для определения уровня сформированности профессиональных компетенций менеджеров образования по итогам обучения; – подготовлены материалы для реализации научно-образовательной программы дополнительного профессионального образования педагогических и административно-управленческих кадров столичного мегаполиса; – разработаны документы для внедрения в практику образовательной программы «Менеджер образования» в системе дополнительного профессионального образования педагогических и административно-управленческих кадров столичного мегаполиса.Область применения. Подготовленный пакет научно-образовательных материалов по направлению «Организация и проведение курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджер образования»» является научным обоснованием концепции дополнительной профессиональной образовательной программы в области совершенствования профессиональной компетентности педагогических и административно-управленческих кадров столичного мегаполиса и может быть применим: 1) как основа интегрирования результатов научного поиска в сфере разработки и обоснования образовательных программ дополнительного профессионального образования педагогических и административно-управленческих кадров столичного мегаполиса; 2) в качестве отдельных тем и разделов проведения обучения в системе повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений образования по проблемам современных технологий образовательного менеджмента; 3) как методика и практическое пособие для внедрения в практику и реализации в целостном учебно-воспитательном процессе учреждений образования системы современных управленческих, психолого-педагогических технологий и методов образовательного менеджмента.Результатами реализации научно-образовательных материалов программы курсов профессиональной переподготовки по теме «Менеджер образования» на общественно-значимом и профессионально-субъектном уровнях являются: 1) сформированность у выпускников курсов профпереподготовки практических и профессионально-прикладных умений, навыков, ориентированных на внедрение инновационных технологий современного образовательного менеджмента; 2) сформированность у выпускников курсов профпереподготовки совокупности профессионально-менеджерских компетенций руководителя образовательного учреждения (нормативно-правовой, организационно-административной, социально-экономической, аналитико-прогностической, социально-педагогической, мониторинговой, квалиметрической, этико-деонтологической, профессионально-коммуникативной и др. компетенций); 3) сформированность у слушателей курсов профессионально важных способностей принятия и практического осуществления продуктивных решений в области образовательного менеджмента; 4) повышение конкурентоспособности менеджера образования на современном рынке труда; развитие социальной и профессиональной мобильности, научно-исследовательской компетенции менеджера образования; 5) повышение качества оказания образовательных услуг жителям столичного мегаполиса. Образовательная программа. Научно-образовательные материалы по направлению «Организация и проведение курсов профессиональной переподготовки для жителей столичного мегаполиса по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджер образования»» созданы на основе учета требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения по направлениям профессиональной подготовки «Менеджмент», «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат и магистратура), в которых четко прописаны компетенции педагогических и административно-управленческих кадров. Особое внимание в научно-образовательных материалах уделено активизации самообразовательной деятельности слушателей курсов профессиональной переподготовки.^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНдополнительной профессиональной образовательной программыпрофессиональной переподготовки «Менеджер образования»Цель: профессиональная переподготовка в области управления муниципальными, региональными и другими образовательными учреждениями, органами управления образовательными системами.^ Категория слушателей: действующие специалисты органов управления образовательными системами, руководители образовательных учреждений, специалисты, входящие в состав резерва управленческих кадров. ^ Цикл обучения: 502 ч. № ^ Наименование модулей, разделовдисциплин Всегочасов В том числе Формыконтроля Лекции Семинары и пр.занят. Консул 1. Модуль 1. Общепрофессиональные дисциплины 186 92 90 4 Собеседование 1.1 Раздел 1. Общегуманитарные дисциплины 92 48 42 2 1.1.1 Экономическая теория 16 12 4 0 1.1.2 Основы права 22 12 8 2 1.1.3 Основы здорового образа жизни 18 8 10 0 1.1.4 Социальная психология и психология личности 24 10 14 0 1.1.5 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях 12 6 6 0 2.1 Раздел 2. Экономические дисциплины 94 44 48 2 1.2.1 Финансы, денежное обращение и кредит 20 12 8 0 1.2.2 Менеджмент в сфере образования 24 12 12 0 1.2.3 Образовательный маркетинг 22 10 12 0 1.2.4 Деловое общение 28 10 16 2 2. Модуль 2. Специальные дисциплины 214 82 124 8 Зачет 2.1 Раздел 1. Основы управления образовательными учреждениями. Образовательные технологии 116 50 62 4 2.1.1 Философия образования и развития образовательных систем 20 12 8 0 2.1.2 Основы управления образовательными учреждениями 20 8 12 0 2.1.3 Методы управления образовательными учреждениями 20 10 10 0 2.1.4 Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии 20 8 12 0 2.1.5 Методика социологических исследований 18 6 10 2 2.1.6 Методика педагогических исследований 18 6 10 2 2.2 Раздел 2. Информационные технологии и организация делопроизводства в управлении образованием 98 32 62 4 2.2.1 Управление инновациями в образовательном учреждении 18 8 10 0 2.2.2 Управление персоналом в образовательном учреждении 28 8 18 2 2.2.3 Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений 20 6 14 0 2.2.4 Организация делопроизводства в образовательном учреждении 10 4 6 0 2.2.5 Информационные технологии в образовательном учреждении 22 6 14 2 3. Модуль 3. Дисциплины специализации 54 20 28 6 Зачет 3.1 Раздел 1. Управление инновациями и качеством в образовании 26 10 12 4 3.1.1 Управление инновациями в образовании 10 4 4 2 3.1.2 Управление качеством образования 16 6 8 2 3.2 Раздел 1. Управление конфликтами и антикризисное управление 28 10 16 2 3.2.1 Управление конфликтами в образовательных учреждениях 16 6 10 0 3.2.2 Антикризисное управление образовательными учреждениями 12 4 6 0 4. Стажировка 40 0 40 0 Зачет 5. Итоговая аттестация 8 0 0 8 Защита ВСЕГО 502 184 292 26 Содержательно-методический базис программы профессиональной переподготовки «Менеджер образования» (502 ч) включает в себя следующие основные профессионально-значимые направления: нормативно-правовые и экономические основы управления образовательным учреждением; социальная защита, охрана жизни и здоровья обучаемых и педагогов; теоретические основы управления образовательным учреждением, образовательный менеджмент; психология управленческой деятельности; технологии современного управления общеобразовательным учреждением; информационное обеспечение процесса управления образовательным учреждением; управление инновациями и качеством в образовании и др. Закономерным представляется перераспределение учебного времени в пользу активных форм работы со слушателями (около 70%). Основные темы учебной дисциплины «Основы права» (с учетом специфики профессиональной деятельности менеджеров образования)^ Нормативно-правовое обеспечение образования. Основные начала и цели законодательства об образовании. Предмет регулирования законодательства об образовании. Принципы правового регулирования образовательных отношений. Законодательство в области образования. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области правового регулирования образовательных отношений. Локальные акты в области образования. Устав образовательного учреждения. Документы в сфере образования. ^ Правовые основы управления системой образования в РФ. Система образования в РФ, основные документы, регулирующие деятельность ОУ. Негосударственные образовательные учреждения. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Органы управления образованием в РФ и их компетенция. Государственный контроль за качеством образования в ОУ.^ Образовательное право. Право на образование. Государственная политика в области образования. Понятие и статус образовательного права. Государственные образовательные стандарты, образовательные программы. Формы получения образования. Система образовательных учреждений в Российской Федерации. Управление системой образования. Правовой статус образовательных учреждений. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения. Социально-правовая защита обучающихся, педагогов и иных работников образовательных учреждений.^ Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения. Состав и характеристика основных документов образовательного учреждения: Устав, свидетельство о государственной регистрации, лицензия на правоведения образовательной деятельности, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, свидетельство об аккредитации. Типовые положения об образовательных учреждениях, их характеристика. Социальная зашита детства в педагогическом процессе школы. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административное правонарушение и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. ^ Правовые документы РФ о защите детства, прав и интересов ребенка. Защита прав ребенка как направление деятельности в социальной педагогике и социальной работе школы Ведущие направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ. Социальная защита детства в зеркале российского законодательства.^ Международные документы о защите прав ребенка. Конвенция о правах ребенка и законодательные акты РФ: общие принципы и права ребенка в законодательстве РФ: гражданские права и свободы; семья и воспитание; здоровье и благосостояние детей; образование, досуг и отдых. Специальные меры защиты детства. ^ Правовые основы защиты интересов учащихся в образовательных учреждениях. Закон «Об образовании» РФ о правах и социальной защите интересов и прав ребенка. Охрана прав, интересов и здоровья учащихся образовательный учреждений. Социально-педагогические технологии реализации права детей и взрослых на образование. Нормативная правовая база по охране труда и здоровья участников педагогического процесса. Предупреждение несчастных случаев и травматизма в условиях функционирования педагогического процесса образовательного учреждения.^ Правовые основы брачно-семейных отношений. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Семейный Кодекс РФ об осуществлении и защите семейных прав, ответственности родителей. Закон «Об образовании» РФ, Семейный Кодекс РФ о правах и обязанностях родителей и детей. Российское законодательство о правах несовершеннолетних детей. Защита личной жизни ребенка. Право на семейное окружение или альтернативный уход. ^ Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка. Правовые основы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей. Социальные сироты: понятие, категории, правовые основы защиты их интересов. Ограничения в родительских правах и лишение родительских прав – защита детства и интересов ребенка. Пути реализации права на образование ребенка, оказавшегося в экстремальной социальной ситуации.Основные темы учебной дисциплины «Экономическая теория» (с учетом специфики профессиональной деятельности менеджеров образования)^ Экономические знания как средство становления экономической компетентности профессионала в сфере образования. Основы экономической теории. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Предложение и его факторы. Виды издержек. Эффективность конкурентных рынков. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость.Основные темы учебной дисциплины «Социальная психология и психология личности»Основы социальной психологии. Социально-психологические явления. Социализация, социальное поведение, социальное познание, социальные качества личности; социальная психология личности. Социальный интеллект и социальная компетентность. Характеристика понятия «общение» как основной категории социальной психологии. Характеристика барьеров общения. Понятие коллектива; функции коллектива; виды коллективов; этапы становления коллектива; структура трудового коллектива; типы конфликтов в коллективе. Понятие конфликта. Виды конфликтов. Типы поведения личности в конфликтных ситуациях. Виды социальных ролей в коллективе. Типы лидерства; стили управленческой деятельности. Девиантное поведение как категория социальной психологии (определение; виды девиаций, их характеристика и др.).^ Психологическая культура в различных формах взаимодействия людей. Виды и феномены взаимодействия, человек как субъект взаимодействия; общение и взаимодействие. Групповые феномены. Практическая социальная психология. Социальная психология в образовании.^ Технологии работы с детским и юношеским коллективом. Детский коллектив и его воспитательные функции. Педагогическое руководство, управление и сотрудничество в работе с детским и юношеским коллективом в современной социальной ситуации. Технология организации групповой деятельности. Создание психологического климата в группе. Технология импровизации. ^ Психология взаимодействия в системе: учитель — ученик — класс. Психологические характеристики профессии учитель. Профессионально важные качества. Педагогические способности. Личностные характеристики учителя, их влияние на процесс и результат труда. Профессиональное самосознание и самосознание педагога.^ Межэтническое общение: особенности его проявления. Основные средства межнационального общения. Межэтническое общение как фактор формирования этнического самосознания. Межкультурное взаимодействие как социально-педагогическая проблема. Основы психологии личности. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность. Темперамент как свойство личности. Основные типы темперамента. Характер личности. Классификация черт характера. Акцентуации черт характера. Эмоциональный мир личности. Классификация эмоций. Психологическая характеристика волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, инициативности, настойчивости. Стресс и фрустрации. Профилактика стрессовых состояний. Общая психологическая характеристика деятельности (понятие деятельности, ее структурные компоненты; виды человеческой деятельности; характеристика познавательной деятельности; индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности). Возраст как категория психологии личности (определение; характеристика биологического, психологического, социального, фактического (паспортного) возраста). Характеристика этапов возрастного развития человека (по З.Фрейду, Э.Эриксону, Д.Б.Эльконину и др.). Одаренность как категория психологии личности (вариативность определений; виды одаренности; социальные и личностные проблемы одаренных людей и др.).Основные темы учебной дисциплины «Образовательные технологии»Сущность и соотношение понятий «методика», «техника», «технология». Основные качества современных образовательных технологий. Критерии технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Источники образовательных технологий. ^ Классификация образовательных технологий: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по доминирующему методу, по категории обучающихся. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические образовательные технологии.^ Игровые образовательные технологии. Теория и технология обучения с использованием имитационно-моделирующих, дидактических, ролевых и профессионально-развивающих игр. Игровое обучение как компонент педагогической технологии. Компьютерные игры, их роль в образовательном процессе. Психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и использованию компьютерных игр в образовательном процессе. Проектирование и решение педагогических задач на основе технологий игрового обучения.^ Технологии сотрудничества. Социальное партнерство в образовании. Роль взаимодействия семьи и школы в развитии ребенка. Сотрудничество с родителями: отечественный и зарубежный опыт. Коллективные и индивидуальные формы сотрудничества педагога и семьи. Технологии тренинговых занятий. Теоретические и методологические основания тренинговых практик. Классификация видов тренинговых занятий. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика. Характеристика и особенности тренинговых процедур. Критерии эффективности психологического тренинга. Основы профессиональной подготовки психотренеров. Проектирование тренинговых программ. Тренинговые практики. ^ Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Информационно-учебная среда. Аудиовизуальные, компьютерные и видеокомпьютерные технологии обучения педагогическим и социально-педагогическим дисциплинам. Современные требования к обучению компьютерным программам. Использование глобальной сети интернет для обучения педагогическим и социально-педагогическим дисциплинам. Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов обучающихся.^ Здоровьесберегающий потенциал технологий профессионального образования. Мониторинг образовательного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании педагогических и социально-педагогических дисциплин. Профессиональная компетентность педагога в области теорий и технологий преподавания педагогических и социально-педагогических дисциплин. Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов обучающихся. Системно-структурный подход как основа конструирования целостного образовательного процесса колледжа, вуза. Современные педагогические технологии преподавания педагогических и социально-педагогических дисциплин.Основные темы учебной дисциплины «Менеджмент в сфере образования»Цель изучения курса – овладение слушателями научными основами теории социального управления образовательными организациями России в условиях рынка.^ Основные задачи изучения курса заключаются: в формировании первичных управленческих понятий; собственного управленческого мировоззрения и управленческой культуры, способности принимать правильные, эффективные управленческие решения в своей профессиональной деятельности; в формировании навыков и умений обобщения и использования информации о достижениях в области отраслевого (образовательного) управления; в формировании способности ориентироваться в современной системе органов управления системой образования России; в овладении знаниями о современных методах управления и технологии управленческого труда в организациях образовательной направленности; технологией подготовки и принятия управленческих решений, а также организации их выполнения.Основные темы курсаВведение в образовательный менеджмент. Происхождение и многозначный смысл понятий «менеджмент». Соотношение понятий «менеджмент» и «управление». Связь менеджмента с наличием профессиональных управляющих. Образовательные организации в системе рыночных отношений. Управленческие отношения в сфере образования. Управленческие функции в руководителя образовательного учреждения. Функциональные разновидности менеджмента: организационный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, проектный менеджмент, персонал-менеджмент, маркетинговый подход в менеджменте и др.^ Сущность и принципы менеджмента в сфере образования. Образовательная организация как самоуправляемая система. Основные элементы и свойства социальной самоуправляемой системы. Субъект и объект управления и их целевое взаимодействие. Сущность и разделение труда педагогических работников на труд непосредственно учительский, преподавательский и административно-управленческий. Особенности содержания управленческой деятельности в образовательных организациях. Историческая обусловленность возникновения управления образовательными организациями. Состав, содержание и значение принципов управления образовательными организациями в рыночных условиях.^ Цели и функции менеджмента в сфере образования. Понятие и виды социальных целей в образовательных организациях. Цели как отражение миссии организации и социальной политики государства по развитию системы непрерывного образования в стране. Генеральная цель и дерево целей образовательной организации. Понятие и характеристика общих функций менеджмента в сфере образования. Понятие и характеристика отраслевых (специальных, конкретных) функций менеджмента в сфере образования. Взаимодействие общих и отраслевых функций менеджмента в сфере образования. Формирование имиджа современной образовательной организации. Зарубежные модели менеджмента в сфере образования. ^ Информационное обеспечение менеджмента в сфере образования. Понятие и виды информации, используемой в управлении образовательной организацией. Содержание информационного обеспечения менеджмента в сфере образования. Документационное обеспечение управления в образовательных организациях. Современные технические средства управления, обработки и передачи информации. ^ Технология принятия управленческого решения. Понятие и признаки управленческого решения. Классификация управленческих решений в сфере образования. Требования к управленческому решению. Технология подготовки и принятия управленческого решения в образовательных организациях. Организация работы по выполнению решения.^ Методы управления образовательными организациями. Понятие и классификация методов управления образовательными организациями. Экономические методы управления. Организационно-административные методы управления. Социально-психологические методы управления. Выбор менеджером эффективных мето
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…