Введение
На работоспособность машин во многом влияет современное икачественное проведение ТОО и ремонта. Для этого внедрена система планово –предупредительного ТО и ремонта (ППР и ТО), которая регламентирует сроки иобъем работ предупреждающих возникновение неисправностей СМО и механизмов,повышает их производительность и улучшает качество строительства. Система ППР иТО представляет собой комплекс организационно-технических мероприятийпредупредительного характера, проводимых в плановом порядке для обеспеченияработоспособности и исправности СМО в течение заданных условий и режимовэксплуатации. Основана система ППР на обязательном планировании, подготовке ипроведении ТО и ТР каждой машины, находящейся в эксплуатации, с заданнойпоследовательностью и периодичностью. В системе ППР используют следующие основныепонятия и определения:
– ремонтный цикл –наименьший повторяющийся период эксплуатации машины, в течение которогоосуществляется в определенной последовательности установленные виды ТО иремонта, предусмотренные нормативной документацией;
– цикл ТОО –наименьший повторяющийся период эксплуатации машины, в течение котороговыполняется в определенной последовательности установленные виды ТО,предусмотренные нормативной документацией;
– подпродолжительностью ТО каждого вида понимают календарное время проведениясоответствующего ТО машины.
Система ППР, по которой машину останавливают на ТО или ремонтпосле отработки установленного количества машино-часов, включает в себя работыпо ТО и ТР машин.
1. Техническоеобслуживание
ТО машины производят в принудительном порядке, ремонт попотребности.
ТО должно обеспечить поддержание работоспособности СМО впроцессе эксплуатации путем проведения комплекса работ по предупреждениюповышенного изнашивания деталей, отказов и повреждений машины.
ТО бывает следующих видов:
– ежемесячным (ЕО),выполняемым перед началом, в течение или после рабочей смены;
– плановым (ТО),проводимым после отработки машиной установленного заводом-изготовителемколичества часов;
– сезонным (СО),выполняемым два раза в год при подготовке машины к использованию в периодпоследующего сезона (летнего или зимнего).
Ремонт машин – комплекс работ, обеспечивающих устранениеповреждений и отказов машин. При ремонте часть деталей, пришедших в негодность,заменяются новыми, а часть подвергается ремонту. Изготовление новых и ремонтизношенных деталей является сложным комплексом работ, в результате которыхзаготовке или изношенным деталям придаются размеры и форма в соответствии счертежами и техническими условиями. Под словом ремонт понимают комплекс работ,которые проводят для получения нормальной работоспособности элементов или целоймашины. Сюда относят: разборку, мойку, дефектовку, сборку обкатку, покраску,контроль. Для мировой практики характерно многообразии форм ремонта СМО, средикоторого отчетливо проявляются три характерных направления:
– все видыремонтных работ выполняются предприятиями или объединениями, эксплуатирующимитехнику;
– ремонтные работыосуществляются организациями, которые производят и не эксплуатируют технику;
– выполнение ремонтныхработ берут на себя крупные машиностроительные предприятия.
Капитальный ремонт (К) осуществляется для восстановленияисправности и полного, либо близкого к полному восстановлению ресурса машиныпутем замены или восстановления любых ее сборочных единиц и деталей, включаябазовые.
Капитальный ремонт СМО проводят централизованно наспециализированных ремонтных заводах.
Эксплуатация СМО – процесс целесообразного использованиясредств механизации строительства для достижения или максимальнойпроизводительности при минимальных текущих затратах.
Эти главные условия рациональной эксплуатации должны бытьобеспечены: целесообразным выбором машин и оборудования при выполненииконкретных работ, выбором рациональной схемы производства работ машиной, атакже мастерством машиниста.
Целью моего курсового проекта является: овладениенеобходимыми знаниями и навыками по целесообразному выбору и использованиюмашин, а также определение трудоемкости машин, составление анализа данногопарка и подразделений их на мобильные и маломобильные машины; выбор наиболеерациональной формы и метода организации выполнения ТО и ТР.
Исходные данные для проектирования и нормативные значенияпериодичное in и трудоемкости обслуживания иремонтов сводятся в таблицу №1.Наименование ДСМ Марка Количество штук ЗМР Производительность Трудоемкость ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 1. ЭО на гусеничном ходу пятой размерной группы ЭО-1621нп 2 2-37% 60 240 960 2 8640 8 38 960 65 2400 2. ЭО с гидравлическим приводом ЭО-3123пп 1 1-49% 100 500 1000 2 10000 10 30 960 40 2600 3. КС пневмоколесный, грузоподъемность 16т. КС-35715 1 1-57% 60 240 960 2 4800 6 28 880 28 1920 4. Бульдозеры на базе гусеничного трактора ДТ-75 ДЗ-186 5 5-53% 60 240 960 2 5760 5 16 460 50 850 5. Скреперы самоходные
ДЗ-115
ДЗ-13А
ДЗ-107 5
1-41%
2-47%
2-56% 100 500 1000 2 6000 8 36 420 10 1300 6. Автогрейдер тяжелого типа
ДЗ-201
ДЗ-176
ДЗ-180
ДЗ-122 6
1-41%
1-62%
2-69%
2-87% 60 240 960 2 5760 8 22 960 48 770 7. Рыхлитель с трактором Т-130
ДЗ-130
ДЗ-130 3 1-39%2-62% 60 240 960 2 5760 5 15 430 45 800 8. Трактор гусеничный
ДЗ-186
ДЗ-425
Т-130 3
1-47%
1-73%
1-82% 60 240 960 2 5760 4 14 410 40 790 9. Трактор гусеничный
ДЗ-186
ДЗ-425
ДЗ-162-1 3
1-69%
1-51%
1-49% 60 240 960 2 5760 3 9 360 30 600 10. Трактор колесный
Т-150
К-710 2
1-53%
1-83% 60 240 960 2 5760 2 5 280 20 660
2. Расчет количества обслуживания и ремонтов ДСМ и СМО
Число обслуживаний и ремонтов СМО определяется по формуле:
/> (1)
Нф – фактическая наработка машин на начало планируемого годасо времени проведения последнего аналогичного вида технического обслуживания(ремонта) с начала эксплуатации, ч;
Нпл – планируемая наработка на расчетный период, ч;
П – периодичность выполнения соответствующего видатехнического обслуживания (ремонта), по которому ведется расчет, ч;
Кп – число всех видов технического обслуживания и ремонтов спериодичностью большей, чем периодичность иного вида, по которому ведетсярасчет.
Расчеты по формуле (1) производят в последовательности:капитальный ремонт, текущий ремонт, периодическое техническое обслуживаниеТО-3, ТО-2, ТО-1.
Количество капитальных ремонтов рассчитываем по формуле:
/> (2)
Фактическая наработка для капитального ремонта /> определяется по формуле:
/> (3)
где 3м.р. – запас на начало планируемого года машино-ресурса,% (задается в исходных данных, таблица №1).
Пк – периодичность капитального ремонта (межремонтный цикл)машины, для которой ведется расчет (берется из таблицы №1)
Планируемая наработка машин на расчетный период Нплопределяется по формуле:
/> (4)
где Тч – годовое рабочее время машины, Машино-часы.
Кв – коофициент использования рабочего времени машины(Кв=0,8/0,95)
Годовое рабочее время машины определяется по формуле:
/> (5)
где Д – число рабочихз дней в году (для учебных расчетов Дможет быть принято 253 дня, в действительности это количество меньше из-запростоев машин по различным причинам)
tсм – продолжительность рабочей смены (принимается из исходныхданных, при 5-дневной рабочей неделе tсм=8,2 часа).
п – число смен в сутки (принимается из исходных данных).
Определяем число текущих ремонтов Кm по формуле:
/> (6)
Фактическую наработку для текущего ремонта />определяем по формуле:
/> (7)
Примечание: величина фактической наработки машины на началопланируемого года со времени проведения аналогичного расчетному видутехнического обслуживания (ремонта или с начала эксплуатации (Нф)),определяется как числитель дроби, получаемой в результате деления числа часов,отработанных машиной от последнего капитального ремонта, с начала эксплуатациина периодичность определяемого вида ремонта или технического обслуживания).
Пример: если машина отработала 8000 маш-час, а периодичность ТО-2 равна 600ч.,то:
/>
В этом случае числитель дроби равен 200, что соответствуетзначению />.Затем определяем число ТО-2 по формулам:
/> (8)
/> (9)
Определяем количество ТО-1 по формулам:
/> (10)
/> (11)
3. Расчет трудоемкости работ ДСМ и СМО
Трудоемкость выполнения рассчитанных обслуживаний и ремонтовдля каждого вида машин производится по формуле:
/> (12)
где /> – количествосоответствующих видов обслуживания (ремонтов) для каждой машины.
/> — трудоемкость выполнения соответствующего видаремонта или технического обслуживания в ч.часах (смотри таблица №1). Сезонныеобслуживания /> для любой машины проводится два разав год.
4. Расчет трудоемкости годовой производственной программы
Тг- общая трудоемкость машин.
Тг= Т1 +Т2+Т3+Т4+…
Где Т1, Т2, Т3, Т4- трудоемкость выполнения ремонтов итехнических обслуживаний конкретных видов машин.
Тг=7548+2230+2236+7580+1060+2280+2120+1170+1156+2512+2312
+1180+2340+1098+1092+1092+915+912+969+720+682=43004
Тг1- общая трудоемкость ТО и ТР мобильных машин.
Тг1=2236+1060+2280+2120+720+682=9098
Тг2 – общая трудоемкость ТО и ТР мало мобильных машин.
Тг2= 7548+2230+7580+1170+1156+2312+2312+1180+2340+1098
+1092+1092+915+912+969=33906
Расчет годового плана ТО и ТР.
Расчет годового плана ТО ТР приводится в таблице №2. ЗМР Количество машин Плановая наработка маш.час. Фактическая наработка маш,-час Количество ремонтов и обслуживаний Трудоемкость выполнения ч.час. В с е г о Марка Нфк Нфт Нфто-2 Нфто-1 К Т ТО-2 ТО-1 К Т ТО-2 ТО-1 СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1 ЭО-1621нп 2-37% 2 2024 5443 643 163 43 2 7 25 2400 960 38 8 65 5032 2 ЭО-3123пп 1-49% 1 2024 5100 100 100 100 2 2 15 2600 960 30 10 40 2230 3 КС-35715 1-57% 1 2024 2064 144 144 24 2 7 25 1920 880 28 6 28 2236 4 ДЗ-186 5-53% 5 2024 2707 787 67 7 2 9 22 850 460 16 5 50 7580 5 ДЗ-15 1-41% 5 2024 3540 540 40 40 2 2 16 1300 420 36 8 10 5300 6 ДЗ-13А 2-47% 5 2024 3180 180 180 80 2 2 17 1300 420 36 8 10 5700 7 ДЗ-107 2-56% 5 2024 2640 640 140 40 2 2 16 1300 420 36 8 10 5300 8 ДЗ-201 1-41% 6 2024 3398 398 158 38 2 7 25 770 360 22 8 48 7020 9 ДЗ-176 1-62% 6 2024 2188 268 28 28 2 6 26 770 360 22 8 48 6936 10 ДЗ-180 2-69% 6 2024 1785 825 105 45 2 6 26 770 360 22 8 48 6936 11 ДЗ-122 2-87% 6 2024 748 748 28 28 2 6 26 770 360 22 8 48 6936 12 ДЗ-130 1-39% 3 2024 3513 633 153 33 5 7 25 800 430 15 5 45 3540 13 ДЗ-130 2-62% 3 2024 2188 268 28 28 2 6 26 800 430 15 5 45 3510 14 ДЗ-186 1-47% 3 2024 3052 172 172 52 2 7 25 790 410 14 4 40 3294 15 ДЗ-42Б 1-73% 3 2024 1555 595 115 55 2 6 27 790 410 14 4 40 3276 16 Т-130 1-82% 3 2024 1036 76 76 16 2 6 27 790 410 14 4 40 3276 17 ДЗ-186 1-69% 3 2024 2822 902 182 2 3 7 24 600 360 9 3 30 2745 18 ДЗ-42Б 1-51% 3 2024 2937 57 57 57 2 6 26 600 360 9 3 30 2736 19 ДЗ-162-1 1-49% 3 2024 1785 825 105 45 2 9 36 600 360 9 3 30 2907 20 Т-15О 1-53% 2 2024 2707 787 67 7 2 6 25 660 280 5 2 20 1440 21 К-701 1-83% 2 2024 979 19 19 19 2 6 26 660 280 5 2 20 1364
Расчет месячной производственной программы
Определяем день постановки машин на ТО и ТР для данногомесяца.
/>Д то и тр=/>
n=число рабочих дней в месяце.
Пто.и.тр- периодичность проведения.
Нф- фактическая наработка.
Нпл.мес.- плановая наработка по месяцам.
/>;
устанавливаем расчета месяц в котором будит проводится ТО иТР.
n=21 день;
/>
Если число превышает 21, то ТО и ТР проводится не будут.
ЭО с гидравлическим приводом.
/>
Принимаем 613, проводиться не будет.
/>
Принимаем 112 проводиться не будет.
/>
Проводиться не будет.
/>
Проводиться не будет
КС на пневмоколесном ходу.
/>
Проводиться не будет.
/>
Принимаем 103 проводиться не будет.
/>
Принимаем 13, будет проводиться 13.
/>
Принимаем 11, будет проводиться 11.
В данном случае ТО-1 и ТО-2 совпадают их можно проводить водин день
Скрепер самоходный.
/>
Принимаем 308 проводится не будит
/>
Принимаем 58 проводиться не будет.
/>
Принимаем 58 проводиться не будет.
/>
Принимаем 18, будит проводится 18.
Автогрейдер тяжелого типа.
/>
Принимаем 296 проводиться не будет
/>
Принимаем 70 проводиться не будет.
/>
Принимаем 11, будет проводиться 11.
Принимаем 13, будет проводиться 13.
В данном случае ТО-1 и ТО-2 совпадают их можно проводить водин день
Рыхлитель с трактором Т-130.
/>
Принимаем 281 проводиться не будет
/>
Принимаем 41 проводиться не будет.
/>
Принимаем 11, будит проводится 11
Принимаем 13, будит проводится 13.
В данном случае ТО-1 и ТО-2 совпадают их можно проводить водин деньТрактор гусеничный Т-130.
/>
Принимаем 339 проводиться не будет
/>
Принимаем 99 проводиться не будет.
/>
Принимаем 9, будит проводится 9
/>
Принимаем 15, будит проводится 15.
Трактор гусеничный ДТ-75
/>
Принимаем 368 проводиться не будет
/>
Принимаем 8, будит проводится 8.
/>
Принимаем 8, будет проводиться 8.
/>
Принимаем 8, будет проводиться 8.
В данном случае Т, ТО-1 и ТО-2 совпадают их можно
проводить в один день
Трактор колесный.
/>
Принимаем 382 проводиться не будет
/>
Принимаем 22 проводиться не будет.
/>
Принимаем 22 проводиться не будет.
Принимаем 9, будет проводиться 9.
Рыхлитель с трактором Т-130.
/>
Принимаем 447 проводиться не будет
/>
Принимаем 87 проводиться не будет.
/>
Принимаем 27 проводиться не будет.
Принимаем 12, будет проводиться 12.
Автогрейдер тяжелого типа.
/>
Принимаем 497 проводиться не будет
/>
Принимаем 17, будет проводиться 17.
/>
Принимаем 17, будет проводиться 17.
Принимаем 14, будет проводиться 14.
В данном случае Т, ТО-1 и ТО-2 совпадают их можно проводить водин день
Технологическую разработку для мастерской по ТО и ТРстроительных машин приводим в таблицу №3.
Таблица №3№ п\п Наименование постов, отделений Краткое описание работ на данном посту Количество рабочих мест на посту Количество производственных рабочих на посту 1 2 3 4 5 I Разборочно-моечный Доставка, очистка, разборка на узлы, агрегаты 2 1 II Слесарно-ремонтный Слесарно-ремонтные работы 2 2 III Пост ТО Техническое обслуживание машин 3 2 IV Механический Токарные, шлифовальные, сверлильные и др.станочные работы 2 1
Расчет рабочих мест и постов для стационарной мастерскойпроизводится по формуле:
/>
Фн- номинальный годовой фонд времени одного рабочего места вчасах.
Фн=Дк-(Дв+Дп+Дпр)*I*t см*n, час
Дк – число календарных дней в году.
Дв – выходные дни.
Дп – праздничные дни.
Дпр – дней профилактики рабочих мест (Дпр=4 дня)
t см – продолжительность смены, в час (8час)
n – число смен работы одного рабочего места (n=1)
Фн= 253*8*1=2024 час
/>
Nпм=4ч.
Расчет числа передвижных мастерских по ТО и ТР производитсяпо формуле:
/>
Тмп – трудоемкость работ по ТО и ТР за счет использованиясредств механизации труда рабочих ;/>:/>.
Вм.п. –число слесарей передвижной мастерской применяется неболее 4-х человек.
dм.п. –число рабочих дней мастерской расчетном году (=254)
tм.п.- продолжительность рабочей смены мастерской; tм.п.=8час
Sм.п.- среднее расстояние передвижения мастерской за смену, кмtм.п=30км.
Vм.п. –средняя скорость передвижения мастерской к местуобслуживания и обратно;
Vм.п =30км/ч.
G – Коэффициент сменности мастерской; Gм.п.=1.1;
/> — коэффициент использованиямастерской />м.п=0,9.
/>
Расчет рабочих постов производится по формуле:
/>
К– коэффициент, определяющий число рабочих мест, приходящихся на один пост,принимается в пределах 1-3 и обосновывается в технологической разработке.
/>/>
Численность производственных рабочих определяется по формуле:
/>
Фд- действующий фонд рабочего времени одного человека
Фд=Фн*ч
ч=0.92:0.94
Фд=2024*0.92=1862 час.
/>
1. ЭО нагусеничном ходу 5-й размерной группыТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 8640 8 38 960 65 2400
Нпл=2024
ЗМР=37%
/>
/>
Принимаем 0
/>
Принимаем 643
/>
Расчет трудоемкости:
/>
2.ЭО с гидравлическим приводомТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 100 500 1000 2 10000 10 30 960 40 2600
Нпл=2024
ЗМР=49%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
3. КС пневмоколесный грузоподъемность 16 т. (КС35715)ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 4800 6 28 880 28 1920
Нпл=2024
ЗМР=57%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
4.Бульдозер на базе гусеничного трактора ДТ-75ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 5 16 460 50 850
Нпл=2024
ЗМР=53%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
5.Скрепер самоходныйТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 100 500 1000 2 6000 8 36 420 10 1300
Нпл=2024
ЗМР=41%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
технический обслуживание дорожный машина
6.Скрепер самоходныйТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 100 500 1000 2 6000 8 36 420 10 1300
Нпл=2024
ЗМР=47%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
/>
7.Скрепер самоходныйТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 100 500 1000 2 6000 8 36 420 10 1300
Нпл=2024
ЗМР=56%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
8.Автогрейдер тяжелого типа.ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 8 22 360 48 770
Нпл=2024
ЗМР=41%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
9.Автогрейдер тяжелого типа.ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 8 22 360 48 770
Нпл=2024
ЗМР=62%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
10.Автогрейдер тяжелого типа.ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 8 22 360 48 770
Нпл=2024
ЗМР=69%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
11.Автогрейдер тяжелого типа.ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 8 22 360 48 770
Нпл=2024
ЗМР=87%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
/>
12.Рыхлитель с трактором Т-130ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 5 15 430 45 800
Нпл=2024
ЗМР=39%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
13.Рыхлитель с трактором Т-130ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 5 15 430 45 800
Нпл=2024
ЗМР=62%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
14.Трактор гусеничный Т-130ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 4 14 410 40 790
Нпл=2024
ЗМР=47%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
15.Трактор гусеничный Т-130ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 4 14 410 40 790
Нпл=2024
ЗМР=73%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
16.Трактор гусеничный Т-130ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 4 14 410 40 790
Нпл=2024
ЗМР=82%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
17.Трактор гусеничный ДТ-75ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 3 9 360 30 600
Нпл=2024
ЗМР=51%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
18.Трактор гусеничный ДТ-75ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 3 9 360 30 600
Нпл=2024
ЗМР=49%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
19.Трактор гусеничный ДТ-75ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 3 9 360 30 600
Нпл=2024
ЗМР=69%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
20.Трактор колесный ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 2 5 280 20 660
Нпл=2024
ЗМР=53%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
21.Трактор колесный ТО-1 ТО-2 Т СО К ТО-1 ТО-2 Т СО К 60 240 960 2 5760 2 5 280 20 660
Нпл=2024
ЗМР=83%
/>
Расчет трудоемкости:
/>
5. Классификация парка машин по мобильности
Экскаватор одноковшовый предназначен для разработки грунтов 4категории включительно без предварительного разрыхления, а также более прочныхгрунтов, включая мерзлые и скальные, после их разрыхления другими средствами.Гусеничные ходовое оборудование устройства служат как для перемещения экскаваторана новую стоянку, так и в качестве опорной базы для передачи нагрузок на грунтпри экскавации. Базовая часть экскаватора включает ходовую тележку с нижнейрамой, опорно-поворотное устройство и поворотную платформу с расположенными наней насосно-силовой установкой, узлами гидравлической системы привода и кабиноймашиниста. Гусеничная тележка гусеничного экскаватора приводится в движениегидрамотором и зубчатыми передачами.
Гидравлическая система наиболее распространенная вотечественных экскаваторах, включает масленый бак, двухпоточный регулируемыйаксиально-плунжерный насос, два блока гидрораспределителей, гидравлические цилиндрыпривода стрелы, рукояти и ковша, гидромоторы привода поворотной платформы ипривода двух гусеничных движителей, предохранительные, переливные и обратныеклапана, центральный коллектор для подачи рабочей жидкости от источников дляподачи рабочей жидкости от источников на поворотной платформе к гидромоторамходового механизма на неподвижной нижней раме. Относится к маломобильныммашинам.
Кран стреловой пневмоколесный применяют для производствамонтажных работ при строительстве зданий и инженерных сооружений, для производствапогрузочно-разгрузочных работ.
Пневмоколесный кран состоит из двух основных частей:неповоротной и поворотной рам, связанных между собой опорно-поворотнымустройством. На поворотной раме расположены соловая установка и основныемеханизмы крана (грузовая, стреловая, вспомогательная лебедки и механизмповорота). Силовая установка и основные механизмы крана защищены от внешнихвоздействий кожухом.
Ходовое оборудование кранов состоит из плоской сварной рамы,оборудованной выносными опорами и установленной на передний и задние мосты. Взависимости от грузоподъемности крана общее число мостов изменяется от двух дочетырех, а ведущих от одного до четырех. Так как кран пневмоколесный онотносится к мобильным машинам.
Бульдозер является земельно-транспортной машиной с отвальнымрабочим органом. Их основное назначение – послойная разработка грунта споследующим его перемещением перед отвалом по поверхности земли на небольшоерасстояние. Бульдозер состоит из базовой машины ДТ-75 и навесного рабочегооборудования в виде отвала с цилиндрической рабочей поверхностью и ножом в егонижней части, соединенного с базовым трактором шарнирами через два толкающихбруса и гидравлической системы управления отвалом. Трактор ДТ-75 имеет жесткуюсварную раму, состоящую из двух продольных лонжеронов замкнутого прямоугольногосечения, соединенных между собой поперечными литыми брусьями. Передние концылонжеронов скреплены между собой поперечной трубой. Такая конструкция рамы создаетбольшую прочность, долговечность и надежность конструкции трактора и повышаетего эксплуатационные качества. Основной двигатель СМД-14- четырехтактный, четырехцилиндровый,бескомпресорный, дизельный, с вихревым смесеобразователем. Эти машины относитсяк маломобильным, так как имеют гусеничное ходовое оборудование.
Скрепер самоходныйпредставляет собой машину,состоящую из тягача и рабочего оборудования, соединенных рамой. Основнымиузлами и системами тягача являются силовая установка, трансмиссия, ходоваячасть, рулевое управление, кабина и седельно-сцепное устройство. К рабочемуоборудованию относятся тяговая рама, ковш, механизмы загрузки и разгрузки, передняязаслонка и привод управления ковшом и механизмами.
Скреперы предназначены для разработки и транспортированиягрунта с укладкой его насыпь или отвал с планировкой, разравниванием и предварительнымуплотнением. Так как скрепер самоходный и на пневмоколесном ходу он относится кмобильным машинам.
Автогрейдеры широко применяют для строительства и содержанияавтомобильных дорог и путей, а также для возведения насыпей и профилированияповерхности откосов. Автогрейдер представляет собой самоходную с одну двигательнымприводом машину, состоящею из основной рамы, являющийся каркасом машины инесущей все остальные узлы, тяговой рамы смонтированными на ней поворотнымкругом и отвалом с ножом дополнительного рабочего оборудования, двигателя,пневмоколесной ходовой части, трансмиссии, механизмов управления и кабинымашиниста. Тяговая рама двумя гидроцилиндрами может быть установлена заднейчастью на любой высоте, а также перекошена в вертикальной плоскости с помощьюспециального гидроцилиндра, она может быть вынесена в любую сторону, в томчисле за пределы колес машины. Для придания автогрейдеру поперечнойустойчивости, управляемые колеса способны наклоняться в вертикальной плоскости.Задние колеса устанавливают попарно с каждой стороны на балансирных балках.Относится к мобильным машинам.
Рыхлитель
В целях совмещения в бульдозере землеройно-транспортной ирыхлительной машины, что повышает ее производительность при использовании вразличных грунтовых условиях и почвено-климатических зонах, на задний мостбазового гусеничного трактора навешивают рыхлительное оборудование.Рыхлительное оборудование является составной частью гусеничного бульдозера, чтопозволяет разрабатывать более прочные грунты, скальные породы, смерзшиесяматериалы. В этом случае предварительно рыхлят породы, а затем транспортируютих бульдозерным отвалом. Рыхлители используют при отрывке котлованов, траншей,устройстве выемок, при подготовке дорожного полотна, вскрышных работ.
Различают одно- и многозубые рыхлители, однозубый рыхлительснабжен одной стойкой, в результате чего сила тяги сосредоточена на одномрабочем органе. Благодаря этому он может разрушать более прочные породы. Крометого, однозубый рыхлитель обладает меньшей метало емкостью, чем многозубый.
В зубе выполнено до трех отверстий. По этому егоустанавливают в рамена различной высоты, обеспечивая ступенчатое изменениеглубины рыхления в зависимости от прочности разрабатываемого материала.
Трех зубчатый рыхлитель снабжен тремя съемными стойками,размещенными на раме на одинаковом расстоянии одна от другой. Два боковых зубаснимать. Трех зубые рыхлители отличаются большой материалоемкостью ипредназначены для работы на более легких породах и смерзшихся грунтах. Так какрыхлитель является навесным оборудованием на гусеничный трактор он являетсямаломобильным.
Для мобильных СМО:
1) Централизованнаяформа ТО – технологические операции ТО и ТР выполняются бригадами рабочихвысокой квалификации под руководством инженерно-технического персонала. Приэтой форме ТО машинисты машин полностью освобождены от этих работ.
Достоинство: увеличение объема механизированных работ котдельным элементам ТО; повышение производительности за счет сокращенияпростоев машин; увеличение качества обслуживания, благодаря высокойквалификации рабочих.
Разновидностью централизованного обслуживания являетсяпроведение работ спец.звеньями.
Сущность специализации: звенья осуществляют работу только поТО определенных видов или марок машин, а каждый из членов звена выполняетоднотипные виды работ, сложность которых соответствует присвоенному емуразряду.
2) Метод ТО науниверсальных (тупиковых) постах – все работы ТО и ТР выполняются на однотипныхпостах одной бригадой рабочих, за исключением уборочно-моечных работ, которыепроводят отдельно в спец.помещениях. При организации работ ограничиваетсяприменение высоко-производственного оборудования и исключается специализациярабочих.
Для маломобильных СМО:
1) Децентрализованнаяформа ТО – все работы выполняются машинистами машин, а специализированнымибригадами выполняется лишь ТР машин.
Недостатки: увеличение простоя машины в обслуживании; не всостоянии обеспечить требуемый современный уровень ТО и его качество, т.к.машинисты не имеют требуемой квалификации и необходимых средств механизации.
ТО организованно следующими методами: поточный науниверсальных потоках и непосредственно на рабочем месте.
1) Индивидуальныйметод непосредственно на рабочем месте машин или в условиях строительнойплощадки.
Уступает другим методам, но является единственно возможнымдля большинства случаев строительного производства с целью совершенствованияэтого метода возникает необходимость в широком использовании хорошо оснащенныхпередвижных средств.
3.3. Стационарные и передвижные мастерские. Предприятия поэксплуатации СМО подразделяются на две группы: универсальные испециализированные. Универсальные стационарные мастерские располагают зонамиобслуживания и ремонта, производственными отделениями или участками: сварочным,электротехническим, топливной аппаратуры, а также складскими помещениями,постом наружной мойки и пунктом заправки. Зоны оснащены грузоподъемнымиустройствами, смотровыми ямами, подъемниками и вспомогательным оборудованием,позволяющий с наименьшими затратами выполнять полный объем работ по ТО и ТР.Для мобильных машин предусматривается более развитой профилактикой. Дляпроведения ТО и ТР маломобильных машин в составе эксплуатационного предприятияпредусмотрены передвижные мастерские. Для проведения работ в условияхстройплощадки предусматривается целый комплекс передвижных средств: станциядиагностики, передвижная мастерская для ТО и ТР и маслотопливозаправщик. Онимонтируются на базе автомобиля и снабжаются автономным источникомэлектроэнергии, механическим оборудованием и комплектом слесарного инструмента.
Планово предупредительная система ТО и ТР – комплексорганизационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке дляобеспечения работоспособности исправности машин в течение всего срока ихслужбы, при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации. Все работы,предусмотренные системой ППР и подразделяются на ТО и ремонт:
– ТО- комплексработ по поддержанию работоспособности машины при использовании по назначению,ожидании, хранении и транспортировании.
Ремонт – комплекс операций по восстановлениюработоспособности и исправности машины и восстановлению ресурсов машин и ихсоставных частей. Объем работ по ремонту машин зависит от качества ТО, условийиспользования машин и квалификации машиниста.
Особенности системы ППР и ТО и ТР СМО:
1) периодическоепроведение ТО И ТР различного вида после определенной наработки машины;
2) установлениепоследовательности воздействий и интервалов наработки между ними в зависимостиот условий эксплуатации, технических характеристик, типа производства и свойствобрабатываемых материалов при выполнении рабочих операций;
3) выполнение ТО иТР в пределах регламентированных объемов работ, обеспечивающих нормальноеработоспособное состояние, при этом трудоемкости работ зависят от сложностимашины.
В соответствии с системой ППР машин принята следующаяструктура межремонтного цикла: ЕО; ТО-1 и ТО-2; СО; Т и К ремонты.
При ЕО выполняют следующее:
1) Проверяют приработающем двигателе:
– степень нагревадвигателя, дымление, стуки, шумы, давление масла и охлаждающей жидкости;
– исправностьдействия механизмов управления муфтами сцепления двигателей, КПП, муфтаповорота, привода лебедки, муфт включения и тормозов барабанов лебедки;
– исправностьсистемы управления, приборов гидро — и пневматической систем;
– исправностьэлектроосвещения и контрольных приборов.
2) Проверяют при остановленномдвигателе наружным осмотром:
– состояние деталейи узлов машины;
– наличие течимасла, топлива и охлаждающей жидкости;
– состояниенавесного оборудования и ходовой части.
3) Очищают от маслаи грязи.
4) Проверяют иподготавливают все крепления.
5) Устраняют всенеисправности, обнаруженные при осмотре.
ТО-1 проводят через 60 часов работы. При этом выполняют всеоперации, предусмотренные ЕО и, кроме того, следующие:
1) Удаляют воду иосадки из корпуса топливного фильтра.
2) Удаляют грязь имасло из корпуса бортовых редукторов, кожуха, маховика и корпусов муфтсцепления дизеля и пускового двигателя.
3) Подготавливаюткрепления всасывающих выхлопных труб дизеля.
4) Меняют масло ввоздухоочистителях двигателя.
5) Промывают картердизеля, керосином наружные элементы и корпуса масляных фильтров.
6) Проверяют уровни масла, а при необходимости доливают его втрансмиссию.
6) Смазывают разныетрущиеся детали, не имеющие масленок.
7) Проверяют ирегулируют натяжение ремней вентилятора, гидросистему, муфты поворота, тормозаи включение барабанов лебедки.
8) Смазывают узлы,согласно карте смазки.
Устраняют все неисправности, обнаруженные при осмотре. ТО-2проверяют через 240 часов работы. При этом выполняют все операции,предусмотренные ЕО и ТО-1 и следующие:
1) Заменяют масло вкорпусах топливного насоса, пускового двигателя, в гидросистеме, КПП, и т.д.
2) Промывают вкеросине и смачивают маслом набивку в сапунах двигателя и пускового двигателя.
3) Промывают сеткимасляного насоса дизеля, систему охлаждения дизеля одним из рекомендуемых винструкции по эксплуатации растворов.
4) Проверяют ирегулируют: зазоры клапанов дизеля и зазоры в механизме декомпрессора, зазорыклапанов пускового двигателя, муфту сцепления пускового двигателя.
5) Проверяютсостояние щеток у коллектора генератора и очищают их от пыли, а принеобходимости заменяют их.
6) Проверяютсостояние и регулируют муфту сцепления дизеля, механизмы управленияфрикционами, тормоза ходовой части, натяжение гусениц.
7) Проверяют и регулируютзазоры в контактах прерывателя магнето, подтягивают гайки на ведущем колесебортового редуктора.
8) Смазывают узлы иагрегаты согласно карте смазки.
9) Устраняют всенеисправности, обнаруженные при осмотре машины.
СО проводят при переходе к осенне-зимнему и весеннемупериодам эксплуатации машины. При этом выполняют операции очередного ТО-2 изаменяют смазку соответственно периоду эксплуатации согласно карте смазки.
Подбор оборудования
Подбор необходимого оборудования для мастерских производитсяв соответствии с технологической разработкой и производственной необходимостьюи сводится в таблицу № 1.
№ п\п Наименование оборудования Марка Кол-во Занимаемая площадь в кв.м. Площадь единиц оборудования Общая площадь Разборочно-моечный 1 Установка для наружной очистки и мойки
ОМ-5285
ГОСНИТИ 1 1415*950*1325 17,8 2 Тележка для перевозки узлов и агрегатов автомобилей ОПТ-7352 1 1210*800*440 – 3 Ванна моечная
ОМ-1316
ГОСНИТИ 1 150 – 4 Верстак слесарный ОРГ-1468-01-066А ГОСНИТИ 1 1200*800*800 – 5 Инструментальная тележка с набором инструментов 70-7878-1004 1 660*450*935 – 6 Гайковерт электромеханический И-303М 1 1120*575*1090 – 7 Кран мостовой 1 15,3 – Слесарно-ремонтный 1 Верстак слесарный 5101 ГОСНИТИ 1 1250*750*1580 – 2 Станок токарно-винторезный 1К62 1 400*1400 – 3 Пневматический реверсивный гайковерт ИП3103 1 Гайки М-69, М-18 – 4 Стенд для разборки и сборки двигателей
ОПР-989
ГОСНИТИ 1 1500*1500*825 – 5 Электрифицированная кран-балка подвесная ГОСТ-7890-84 1 3т. – 6 Аппарат точильный, токарный, сверлильный ТА-255 1 200мм. – Пост ТО 1 Верстак слесарный на два рабочих места ОРГ-1468-070 ГОСНИТИ 2 2400*800*805 – 2 Шкаф для материалов и инструментов ОРГ-1468-07-040 1 860*360*1900 – 3 Таль электрическая ТЭ-511 1 3т. – 4 Прибор для диагностики автомобилей ПИДЭ-1 1 400*180*190 – 5 Прибор для определения технического состояния цилиндропоршневой группы К-69М 1 258*175*132 – 6 Электромеханический солидолонагнетатель 03-9903 ГОСНИТИ 1 680*530*330 – 7 Аппарат для промывки двигателей ЦКБ-1147 1 12л\мин. – 8 Набор инструмента дефектовщика
ОРГ-1661
ГОСНИТИ 1 – 9 Стенд для обкатки двигателей
КИ-1363В
ГОСНИТИ 1 4500*4000 – 10 Стенд для испытания и регулировки аппаратуры КИ-921М 1 1200*660 – 11 Ключ динамометр ПИМ-1756 1 6кг. 500н-м. – 12 Пресс гидравлический ОКС-1671М 1 1575*640 ГОСНИТИ – 13 Гайковерт пневматический ПИМ-1763 ГОСНИТИ 1 2,5кг. – 14 Стенд для испытаний гидросистем КИ-4815 1 1600*800 – 15 Установка для промывки систем смазки
ОМ-2871Л
ГОСНИТИ 1 –
6. Научная организация труда (НОТ)
Научной считается такая организация труда, которая основанана достижениях науки и передовом опыте, позволяет наилучшим образом соединитьорудия и предметы труда с людскими ресурсами в едином производственномпроцессе. НОТ следует рассматривать как процесс систематического и планомерногоего совершенствования. Эксплуатация СМО характеризуется следующимиособенностями, которые должны учитываться при разработке мероприятий по НОТ:
1) технологическийпроцесс строительного производства осуществляется вне эксплуатационногопредприятия, а технологический процесс ТО и ТР в условиях предприятия, а такжев условиях стройплощадки;
2) результатыпроизводственной деятельности эксплуатационного предприятия в большой степенизависят от внешних, не зависящих от предприятия факторов;
3) трудоваядеятельность обслуживающего персонала характеризуется тем, что осуществляется всамых различных условиях (стройплощадка, мастерские, профилакторий).
Используемая литература
1. Технологические указания по централизованному ТОбульдозера Д-687/2шт/.
2. Технологические указания по централизованномуобслуживанию КБ-160.
3. Технологические указания по централизованномуобслуживанию
экскаватора Э-1252/4шт/.
4. Технологические указания по централизованному ТОбашенных кранов
БКСМ-5-5, БКСМ-7-5.
5. Гологорский «Эксплуатация и ремонт оборудованияпредприятий строительной индустрии/организация и технология ТО, передвижныемастерские по ТО/».
6. Броневич Г.А. Курсовое и дипломное проектированиепо МСО./Графическое изображение технологического оборудования/.
7. Донсков В.М. Справочник молодого машинистаэкскаватора./ технология ТО, ТБ и противопожарная безопасность/.
8. Полосин М.Д. Справочник машиниста автомобильных,пневомо-колесных и гусеничных кранов./ Технология ТО и Р, ТБ, охрана окружающейсреды/.
9. Аверьянов. Справочник слесаря по ремонтудорожно-строительных машин и тракторов.
10. Раньев. Одноковшовые строительные экскаваторы. /ТОи ТР, ТБ, противопожарная безопасность/.
11. Пенский. ТО машинно-тракторного парка./ Организацияспециализированного обслуживания/.
12. Забегалов. Бульдозеры, скреперы, грейдеры./Конструкция, эксплуатация, ТО, ТБ и охрана окружающей среды/.
13. Дроздов, Заленский. Дипломное курсовоепроектирование по СМО.
14. Рекомендации по организации ТО ТР СМО.
15. Петров И.В. Техническое обслуживание и текущийремонт СМО./ Организация и технология ТО и ТР СМО, противопожарнаябезопасность/.
16.Колисниченко. Справочник машиниста бульдозера,скрепера, грейдера/ Организация и технология ТО и ТР, передвижные стационарныемастерские, ТБ и охрана./
17. Роненсон. Автогрейдеры.
18. Семенов В.М. Нестандартный инструмент дляразборочно- сборочных работ/. Приспособления для дипломников./
19. Гуревич. ТО машинотракторных агрегатов./Организация, технология, ТО, ТБ, средства ТО, диагностика/.
20. Войнич. Справочник молодого машиниста бульдозера,скрепера, грейдера./ Технология, ТО, ТБ, противопожарная безопасность./
21. Справочник молодого слесаря по ремонтудорожно-строительных машин./ Организация и технология ТО, ТБ, оборудование./
22. Грибков. Справочник по оборудованию для ТО и ТРтракторов и автомобилей/ передвижные агрегаты, ремонтные иремонтно-диагностические мастерские, оборудование.
23. Епифанов. Краны стреловые, пневмоколесные игусеничные/ организация и технология ТО и ТР, ТБ и противопожарная безопасностьпри обслуживании, монтаж/.
24. Романюха. Справочник молодого машиниста КБ/введение, ТБ, периодичность и трудоемкость обслуживания, технология ЕО, ТО, ТРкратко, защитное заземление кранов/.
25. Крупицкий. Справочник по СМО/ назначение,устройство, технические характеристики СМО, индексация СМО, основные положенияо задачах и функциях УМ, сдача в ремонт, периодичность, трудоемкость основныхСМО, соотношение между единицами величин и единицами СИ/.
26. Невзоров. Строительные краны башенные. Справочник/Технология ТО и ТР/.
27. Третьяков, Петров. Справочник молодого слесаря поТО и Р автомобилей.
28. Гарбузов, Донской. Экскаваторы непрерывногодействия.
29. Войнич. Справочник молодого машиниста бульдозера,скрепера, грейдера.
30. Грибков. Справочник по оборудованию для ТО и ТРтракторов, автомобилей.
31. Нефедов. Дипломное проектирование вмашиностроительных техникумах./ Основные и дополнительные единицы физическихвеличин, оформление дипломного проекта, шероховатость, обозначение станков,рабочих мест, элементов подъемно- транспортных машин и технологическогооборудования, проведение защиты проекта/.
32. СМО. Справочник. 2 тома. Под редакцией БауманаВ.А. / Нормативы на ТО и ТР, рекомендации по эксплуатации и ТО г/привода/.
33. Добронравов. СМО. Справочник.
34. Горбовский. СМО. Справочник.
35. Беркман. Одноковшовые строительные экскаваторы./ТО и ТР/.
36. Колесниченко В.В. ТО землеройных машин/периодичность и трудоемкость, средства ТО, технология ТО, организация и учетТО/.
37. Гохберг. Справочник по кранам. 2т. Организация ТОи ТР.