Организация и управление пассажирскими перевозками

1. Введение
 
Автобусный транспортпредставляет наиболее массовый вид пассажир­ского автомобильного транспорта. Ониграет существенную роль в единой транспортной системе страны. На его долюприходится более 60% объёма перевозок от всех видов массового пассажирскоготранспорта, и пассажиро­оборот составляет около 40%. Автобус как транспортобщего пользования получил распространение не только в городах, но и в сельскойместности. Автобусы используются  вгородских, пригородных, междугородных  имеж­дународных регулярных сообщений. В подавляющем большинстве малых городов,автобус является единственным видом массового пассажирского транспорта.Автобусы осуществляют транспортную связь на всей территории города испособствуют объединению всех районов города в единый город­ской комплекс. Навнутрирайонных, межрайонных и внутриобластных мар­шрутах автобусный транспортобеспечивает подвоз пассажиров к ж/д стан­циям, речным портам, дачным участкам,автовокзалам дальних автобусных сообщений. В междугородном сообщении автобусныйтранспорт осуществ­ляет дополнительную работу ж/д и воздушного транспорта. Вряде случаев трасса дальних автобусных сообщений более прямолинейна и доставкапас­сажиров к месту назначения выполняется автобусами со значительной эко­номиейвремени.
Основными задачамисубъектов осуществляющих пассажирские пере­возки являются:
·       
·       
·       
·       
В период проведенияэкономических реформ с 1992 по 2002 год на ав­томобильном транспорте страныпроизошли глобальные изменения в управ­лении и реформировании этой отрасли.Коренным образом изменилась соб­ственность автомобильного транспорта, каксубъектов оказания автотранс­портных услуг. На рынке пассажирскихавтотранспортных услуг работают предприятия всех форм собственности отгосударственной, муниципальной, акционерной до частных предпринимателей.
Целью настоящего курсового проекта являетсяорганизация работы ав­тобусов на пригодном маршруте «Н. Новгород – Каменки»
Организация перевозок включает в себя:
·       
·       
·       
·       
·       
·       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Расчётно – технологический раздел
 
2.1. Определение расстояния между остановочнымипунктами и в целом по маршруту.
Автобусный маршрутпредставляет собой установленный и соответст­венно оборудованный путьследования автобусов между начальными и ко­нечными пунктами.
Для замера протяжённостимаршрута создаётся комиссия в составе представителей дорожной иавтотранспортной организации. Комиссия путём выезда на автомобиле,оборудованном исправным и опломбированным спи­дометром определяет фактическоерасстояние между остановочными пунк­тами, предусмотренными на автомобильныхдорогах, в том числе и внутри городов и посёлков. Расстояние междуостановочными пунктами должно быть определено с точностью до одной десятойкилометра. По итогам замера комиссия составляет акт. (таблица 2.1)
Таблица 2.1.
А К Т
замерапротяжённости маршрута
Наименование остановочных пунктов
Показания
спидометра
Расстояние ме­жду остановоч­ными пунктами
Расстояние от на­чального пункта
Н. Новгород
100,0
Ольгино
111,0
11,0
11,0
Б. Борисово
113,8
2,8
13,8
Митино
118,0
4,2
18,0
Вязовка
121,0
3,0
21,0
Сады
126,6
5,6
26,6
Каменки
131,7
5,1
31,7
Пользуясь актом замерапротяжённостью маршрута рассчитываем рас­стояние между остановочными пунктами ив целом по маршруту.
 
2.1.1. Расстояние между остановочными пунктами(длина перегона) определяется показаниями спидометра.
Lпер=ПСn+1-ПСn;км,
где ПС – показания спидометра, ПСn+1 – показанияспидометра на оче­редном пункте, а ПСn – показания спидометра на предыдущем пункте.
1.      Н.Новгород – Ольгино
Lпер=111,0-100,0=11,0км.
2.      Ольгино– Б. Борисово
Lпер=113,8-111,0=2,8 км.
3.      Б. Борисово – Митино
Lпер=118,0-113,8=4,2км.
4.      Митино– Вязовка
Lпер=121,0-118,0=3км.
5.      Вязовка – Сады
Lпер=126,6-121,0=5,6км.
6.      Сады –Каменки
Lпер=131,7-126,6=5,1км.
Результаты расчётов заносим в таблицу 2.1
2.1.2. Расстояние от начального пункта допоследующих остановочных пунктов и по маршруту в целом.
L=ПСn — ПС1 ; км. ,
где ПСn – показания спидометра на n – ом пункте,
      ПС1– показания спидометра на начальном пункте маршрута.
1.    
L=111,0-100,0=11,0 км
2.    Борисово
L=113,0-100,0=13,0 км
3.    
L=118,0-100,0=18,0 км
4.    Вязовка
L=121,0-100,0=21,0 км
5.    
L=126,6-100,0=26,6 км
6.    
L=131,7-100,0=31,7 км
                                                             
                                                                n
Проверка:             Lм=L6=åLпер; км.
                                                               1
Lм=11,0+2,8+4,2+3+5,6+5,1=31,7км
Результаты расчётов заносим в таблицу 2.1
2.2. Определение времени движения, сообщения,рейса, оборотного рейса.
Для определения временирейса выполняются хронометражные наблю­дения. Хронометражные наблюденияпроводятся по трассе обследуемого маршрута на подвижном составе, имеющемнаиболее низкие технико-экс­плутационные характеристики из применяемого нарассматриваемом направ­лении. Водитель автобуса, на котором выполняютсяхронометраж времени рейса должен обладать средней квалификацией, знатьобследуемый маршрут. Хронометраж проводится по всем часам работы в характерныедни недели (будние, субботние, воскресные), каждого сезона года (зимы, весны,лета, осени), а так же при изменении режима работы транспорта и пассажирскихпотоков. Место хронометражиста в автобусе определяется возможностями наилучшегообзора трассы движения, а также дверей входа-выхода пассажи­ров. Записьнаблюдений проводится на хронометражной карте маршрута, со­держащей списокостановочных пунктов. По результатам обработки хроно­метражных наблюденийсоставляется акт (таблица 2.2).
Таблица 2.2.
Карта
обработкихронометражных наблюдений по маршруту
Время мин.
Остановочные пункты
Движения
Стоянки на проме­жуточных пунктах
Стоянки на конеч­ных пунктах
Н. Новгород
10
Ольгино
24
1
Б. Борисово
6
1
Митино
9
1
Вязовка
6
1
Сады
10
1
Каменки
10
10
ИТОГО:
65
5
20
2.2.1. Время движения.
Время движения – этовремя, затрачиваемое автобусом на маршруте от одного конечного пункта додругого с учётом задержек по причинам дорож­ного движения.
Для определения временидвижения пользуемся картой обработки хро­нометражных наблюдений по маршруту(таблица 2.2), время движения по маршруту за рейс определяется суммированиемвремени движения по от­дельным перегонам.
                    
                             n
tдв=åt`дв; мин. ,
             1
где  t`дв– время движения на одном перегоне, мин.,
       n – количество перегонов намаршруте.
tдв=24+6+9+6+10+10=65мин=1,08 ч.
 
2.2.2. Время простоя на промежуточных пунктах зарейс.
Время простоя на промежуточных пунктах за рейсопределяется сумми­рованием времени простоя на отдельных промежуточных пунктах.
                                  к
            tпо = åt`по,
                                1
где  t`по – времяпростоя на промежуточном пункте, мин.
        к – количество промежуточных остановок
tпо=1+1+1+1+1=5мин.
2.2.3. Время сообщения.
Время сообщения – этовремя с момента отправления с одной конечной остановки до момента прибытия надругую конечную остановку, оно вклю­чает время движения и время простоя напромежуточных пунктах.
            tс= tдв+ tпо; мин.
            tc=65+5=70мин.=1,16 ч.
2.2.4. Время рейса.
Рейсом – называетсяпробег автобуса в одном направлении от одного конечного пункта до другого,время рейса включает в себя время движения, простоя на всех промежуточныхостановках и время стоянки на одном ко­нечном пункте.
            tр=tдв+tпо+tко; мин.
           
            tр=65+5+10=80мин=1,33ч.
 
2.2.5. Времяоборотного рейса.
Оборотным рейсомназывается пробег автобуса в обоих направлениях.
Время оборотного рейсавключает время рейса в прямом направлении и время рейса в обратном направлении.
tоб= tрпр+ tробр; ч.
в данном варианте tр в прямом направленииравно времени рейса в об­ратном направлении.
            tрпр= tробр= tр;
            tоб = 2tр
                   tоб = 2*80=160 мин= 2,66 ч.
2.3. Расчёт скорости движения автобуса(среднетехнической, сооб­щения, эксплуатационной).
2.3.1.Среднетехническая скорость.
Среднетехническаяскорость определяется, как отношение длины мар­шрута к времени движения.
            Vм = Lм  / tдв; км/ч
            Vм = 31,7 / 1,08 = 29,35 км/ч
2.3.2. Скоростьсообщения.
Скорость сообщенияхарактеризует среднюю скорость передвижения пассажиров по маршруту иопределяется отношением длины маршрута к времени сообщения.
            Vc= Lм/ tc; км/ч
            Vc= 31,7 / 1,16 = 27,3 км/ч
2.3.3.Эксплуатационная скорость.
Эксплуатационная скорость– определяется как отношение длины мар­шрута к времени рейса.
            Vэ= Lм /tр; км/ч
           
Vэ= 31,7 / 1,33 = 23,8 км/ч
2.4. Понятие о пассажиропотоках. Изложить цели иметоды их изу­чения.
2.4.1. Понятие о пассажиропотоках.
Движение пассажиров водном направлении маршрута называется пас­сажиропотоком. Пассажиропоток можетбыть в прямом направлении и в об­ратном направлении.
 Пассажиропоток характеризуется:
·       
·       
·       
Характер особенностейпассажиропотоков является их неравномерность. Они изменяются по времени (часам,сутки, днём недели, периодом года и т. д.), по участкам маршрута (перегонам) инаправлениям маршрута.
2.4.2. Цели, срокиизучения и обследования пассажиропотоков.
Для повышения качествапредоставляемых автотранспортных услуг и обеспечения эффективностииспользования подвижного состава, субъекты обязаны систематически исследоватьпассажиропотоки по дням недели и ме­сяцам года, как на отдельных маршрутах, таки на всей маршрутной сети. Предприятия и организации, имеющие права открытияавтобусных маршру­тов ежегодно составляют и утверждают график обследованияпассажиропо­токов, в которых определяют сроки его проведения.
Государственнымзаказчиком на пассажирские перевозки и администра­циями муниципальныхобразований при необходимости оказывается помощь в проведении обследования иизучения пассажиропотоков. Обследование пассажиропотоков проводится сплошное ивыборочное. Сплошное обследо­вание осуществляется одновременно на всех маршрутаходного (или не­скольких видах транспорта). Выборочное — на отдельных маршрутахили рей­сах маршрутов.
Устанавливается следующаяпериодичность проведения обследований пассажиропотока на автобусном транспорте:
·       
·       
·       
Обследованиепассажиропотоков проводится в соответствии с дейст­вующими нормативнымидокументами. Полученный в результате обследова­ния пассажиропотока материалслужит основанием для корректировки мар­шрутной схемы отдельных маршрутов,составления расписания движения ав­тобусов, организации экспрессных, полуэкспрессных, укороченных и спа­ренных рейсов. Выбортипа автобусов, распределение их по маршрутам, на­значение остановочныхпунктов. Материалы так же используются для разра­ботки мероприятий по улучшениюобслуживания населения в час пик.
2.4.3. Методы изученияпассажиропотоков.
Для решения задачтекущего планирования пассажирского транспорта, совершенствования маршрутнойсети, повышения качества обслуживания населения применяют следующие методыизучения пассажиропотока:
·       шестибалльнойшкале, представленной силуэтами подвижного состава разметкой степени наполнения.
1 балл – низшая – соответствует занятости 1/3 сидений.
2 балла – занято 2/3 сидений.
3 балла – заняты все сиденья.
4 балла – заняты все сиденья и примерно половина мест дляпроезда стоя.
5 баллов – соответствует предельнодопустимомунаполне­нию.
6 баллов – высшая степень наполнения, салон автобуса пе­реполнен.
Этим способом можноопределить мощность пассажиропотока по пере­гонам маршрута и часам суток.Регулярность движения на перегонах, коэф­фициент внутричасовойнеравномерности пассажиропотока, регистрация на­полнения подвижной единицыпроводится на часовой форматке специально разработанной.
·       
·       шестибальной шкале. Он позволяет оп­ределить мощностьпассажиропотока по перегонам маршрута и по часам суток.
·       
·       
a)    
b)   
c)    счётно – табличный метод).
При комплексномобследовании можно определить распределение пас­сажиропотока по маршрутам,мощность пассажиропотока по перегонам, среднюю дальность поездки пассажира помаршруту, корреспонденцию пас­сажиров между остановочными пунктами маршрута,коэффициент наполне­ния, коэффициент сменяемости пассажиров и др. показатели.
·         в предприятиях, уч­реждениях, по местужительства. Этим методом можно определить среднюю дальность передвижения погороду, корреспонденцию между районами города. Существует также отчётно – статистиче­ский метод, основанный на анализеданных о выручке от пере­возки пассажиров на маршрутах и проданных билетов. Всвязи с меньшей трудоёмкостью и возможностью получения значитель­ногоколичества показателей и использования для обработки ре­зультатов наблюденийвычислительной техники табличный метод получил наиболее широкое распространениена автобусном транс­порте.
Обследованиепассажиропотока состоит из трёх этапов:
a)    
b)   
c)    
Организационно-техническаяподготовка метода обследования:
·       
·       
·       
·       
·       
·       
·       
·       
·       
О намечаемом обследованиинаселение оповещается через средства мас­совой информации и специальнымиобъявлениями не менее чем за 10 дней до начала обследования. Результатомобработки материалов обследования являются таблицы распределенияпассажиропотоков по часам суток (таблица 2.3), участкам маршрута в час пик(таблица 2.4), корреспонденции остано­вочных пунктов и др.
Таблица 2.3.
Распределениепассажиропотока по часам суток
Количество пассажиров
Количество пассажиров
Часы суток
Направления
Часы суток
Направления
прямое
обратное
прямое
обратное
5 – 6
44

14 – 15
69
62
6 – 7
67
50
15 – 16
65
58
7 – 8
87
74
16 – 17
27
50
8 – 9
67
54
17 – 18
56
20
9 – 10
57
27
18 – 19
47
40
10 –11
24
50
19 – 20
23
47
11 – 12
51
54
20 – 21
10
22
12 – 13
61
58
21 – 22

17
13 – 14
63
61
Таблица 2.4.
Распределениепассажиропотока по участкам маршрута
 в час пик ( с 7 до 8)
Количество пассажиров
Участки маршрута
Расстояние, км.
Направления
прямое
обратное
Н. Новгород — Ольгино
11,0
20
21
Ольгино – Б. Борисово
2,8
40
34
Б. Борисово — Митино
4,2
61
40
Митино – Вязовка
3,0
68
64
Вязовка – Сады
5,6
54
60
Сады – Каменки
5,1
34
27
2.5. Построение эпюр, распределениепассажиропотока по часам су­ток и участкам маршрута в час пик.
Графическое изображение пассажиропотока называетсяэпюрой пасса­жиропотока.
2.5.1. Построениеэпюры распределения пассажиропотока по часам суток.
Используя сведения, полученные в результатеобработки материалов об­следования (таблица 2.3) и выбрав масштаб изображения,строим эпюру рас­пределения пассажиропотока по часам суток. (смотри Графическуючасть, лист 2)
«Часом пик» в прямомнаправлении является время с 7 до 8, когда пере­возится 87 пассажиров, вобратном направлении с 7 до 8,  когдаперевозится 74 пассажира.
2.5.2. Построениеэпюры распределения пассажиропотока по участкам маршрута в «час пик» (с 7 до8).
 
Используя сведения, полученные в результате обработки материалов обследования (таблица 2.4)и расчетов в пунктах 2.1.1 – 2.1.2., выбрав мас­штаб объёма перевозок ирасстояние, строим эпюру распределения пассажи­ропотока по участкам маршрута в«час пик». (смотри Графическую часть, лист 3)
Наиболее напряжённымучастком маршрута является участок «Митино – Вязовка»,на котором в «час пик» перевозятся в прямом направлении 68 пас­сажиров, этувеличину принимают для дальнейших расчётов.
2.6. Определениеколичества перевозимых пассажиров за день, вы­полненных пассажиро-километров.
2.6.1. Количествоперевезённых пассажиров за день.
Количество перевезённыхпассажиров за день определяется суммирова­нием количества пассажиров,перевезённых за каждый час в прямом и обрат­ном направлениях.
                       22
            Qсут= å Qч, пасс.
                       5
где Qч – количество пассажиров,перевезённых за один час на маршруте
       5 – начало работы автобусов
     22 – конец работы автобусов
В прямомнаправлении:
Qсутпр=44+67+87+67+57+24+51+61+63+69+65+27+56+47+23+10=818пасс.
В обратном направлении:
Qсутобр=50+74+54+27+50+54+58+61+62+58+50+20+40+47+22+17=1562пасс.
В целом за сутки:
Qсут= Qсутпр+ Qсутобр; пасс.
Qсут=818+1562=2380пасс.
2.6.2. Количество выполненных пассажиро-километровза день.
Рсут=( Qсутпр+ Qсутобр)*Lср пасс-км,
где Lср– средняя дальность поездки одного пассажира по материалам обследования.
Lср=16,3 км. (таблица 5,задания)
Рсут=(818+1562)*16,3=38794пасс-км
2.7. Определение количества автобусов намаршруте, интервала и частоты движения.
Маршрут обслуживается автобусами марки ПАЗ – 3205.
Краткаятехническая характеристика.

Колесная формула- 4×2
Кузов -цельнометалический, несущий, сварной, вагоннойкомпоновки;
одна пассажирская дверь, дверь водителя, дверь аварийного выхода
Число пассажиров–местдля сидения 28, полное 37
Масса- масса снаряженного автобуса4720 кг
                  полная масса 7705 кг
                  на переднюю ось 2890 кг
                  на заднюю ось 4815 кг
Системаотопления -калориферная от радиатора и 3 отопителей,подключенных к системе охлаждения двигателя (от 4 отопителей,подключенных к системе охлаждения двигателя и пусковому подогревателю)

Габаритныеразмеры (мм)- длина 7000
                                                  ширина 2480
                                                  высота 2960
                                                  база 3600
                                                  колея передних колес 1940
                                                  колея задних колес 1690
                                                  дорожный просвет 264
                                                  ширина проема двери 726
                                                  расстояние от пола до потолка салона 1962

Рулевой механизм-МАЗ-64229с гидроусилителем руля
Ведущий мост — задний, главнаяпередача — коническая, гипоидная, передаточное число 6,17
Вентиляция — 3 люка в крыше, форточки набоковых окнах
Сцепление — 1-дисковое, сухое, сгасителем крутильных колебаний;
Тормозные системы — рабочая-двухконтурная с пневмогидравлическим
                                       приводом; тормозные механизмы колодочные, бара-
                                        банноготипа;
                                        стояночная– механический привод к тормозным ме-
                                        ханизмам зад них колес (тормозной механизм бара-
                                        банноготипа воздействующий на трансмиссию);
Подвеска — передняя — зависимая, рессорная с амортизаторами;
                     задняя — зависимая,рессорная с корректирующими пружинами и
                     амортизаторами;
                     запасная — один из контуров рабочей тормозной системы;
Топливный бак — емкость 105 л
Шины — 8.25R20
Сидения — полумягкие, двойные, нерегулируемые, обивка — кожзаменитель;
полумягкие, раздельные нерегулируемые, обивка — велюр;
2.7.1. Потребное количество автобусов дляобслуживания маршрута.
Ам=Qmax*tоб/ gн; ед. ,
где Qmax– напряженностьпассажиропотока; Qmax=68 (см. пункт 2.5.2)
       tоб — время оборота автобуса; tоб=2,66 ч (см. пункт 2.2.5)
       gн– номинальная вместимостьавтобуса; gн=36 чел.
Ам=68*2,66/36=5 ед.
 
2.7.2. Интервал движения.
Интервалом движения – называется время между приходомна остано­вочный пункт, следующих один за другим автобусов. Интервал определяютотношением времени оборотного рейса в минутах к количеству автобусов,работающих на маршруте.
           
I= (tоб/ Ам)*60; мин.
            I=(2,66/5)*60 = 32 мин.
2.7.3. Частота движения автобусов.
Частотой движения автобусов – называют количествоавтобусов, прохо­дящих в течении часа в одном направлении, через определённыйостановоч­ный пункт.
            Nа= Ам/ tоб; авт/ч           или    Nа= Qmax/ gн; авт/ч
            Nа= 5 / 2,66 = 1,8 авт/ч   или   Nа= 68 / 36 = 1,8 авт/ч
2.8. Составление расписаниядвижения автобусов.
2.8.1. Общие требованияк расписанию.
Расписание является основой организации движенияавтобусов на мар­шрутах, обязательно для выполнения всеми линейными работникамипасса­жирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движе­ниямежду остановочными пунктами и т.д.
Расписание движения должно разрабатываться с учётомнеобходимости обеспечить:
·       удовлетворение потребности населения в перевозках по каждому маршруту;
·       использование вместимости автобусов по установленным нормам;
·       минимальные затраты времени пассажира на поездки;
·       регулирование движения автобусов на всём протяжении маршру­тов;
·       создание необходимых удобств в пути следования;
·       соблюдение режима и условий труда водителей и кондукторов, со­гласнотрудовому законодательству;
·       эффективное использование автобусов;
АТП, организации, предприниматели и частные лицаобязаны составлять расписание движения автобуса в соответствии с требованиямидействующих нормативных документов. Расписание движения при осуществлении всехв