Организация и ведение бухгалтерского учёта на малых предприятия

Кафедра экономики и управления
Контрольная работа
по дисциплине «Организацияпредпринимательской деятельности»
Вариант № 4
2006 
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Организация и ведение бухгалтерского учёта на малыхпредприятиях. 3
2. Этапы разработки технико-экономического обоснования ибизнес-плана. 8
3. Задача. 13
Список используемой  литературы… 16
1. Организация и ведение бухгалтерского учёта на малыхпредприятиях
Критерииотнесения предприятия к категории малых предприятий
    Всоответствии с федеральном законом под субъектами малого предпринимательства(малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных ииных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или несколькимюридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, непревышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период непревышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и натранспорте 100 человек;
в сельском хозяйстве инаучно-технической сфере 60 человек;
в оптовой торговле 50 человек
в розничнойторговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;,
в остальных отраслях и при осуществлении других видовдеятельности 50 человек
         Таким образом, всоответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к маломунужно принимать во внимание два критерия: численность работников и участиедругих организаций в уставном капитале предприятия.
         Особенности ведениябухгалтерского учета на малых предприятиях
Малоепредприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностисвоего производства и управления, их сложности и численности работающих. Приэтом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры кспецифике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.
Приучете производственных ресурсов, затрат на производство продукции икалькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуютсяотраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основетиповых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственныхотраслей.
Для организации учета по упрощенной форме учета малымпредприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочийплан счетов (приведен далее).
РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙРаздел Наименование счета Номер счета Группируемые счета 1 2 3 4 Внеоборотные активы Основные средства 01 01, 03,04 Амортизация основных 02 02,05 средств Вложения во внеоборотные 08 08,07 активы Производственные запасы Материалы 10 10, 11, 15, 16 Налог на добавленную 19 19 стоимость по приобретен- ным ценностям Затраты на производство Основное производство 20 20,21,23,25,26, 28, 29, 44, 97 Готовая продукция и товары Товары 41 40,41,42,43,45 Денежные средства Касса 50 Расчетные счета 51 Валютные счета 52 Специальные счета в банках 55 55,57 Финансовые вложения 58 58 Расчеты Расчеты с поставщиками и 60 60 подрядчиками Расчеты по налогам и сборам 68 68,69 Расчеты по краткосрочным 66 66, 67, 86 кредитам и займам Расчеты по оплате труда 70 70 Расчеты с разными дебито- 76 62,71,73,75,76, рами и кредиторами 79 Капитал Уставный капитал 80 80 Добавочный капитал 82 82, 83, 98 Нераспределенная при- 84 84 быль (непокрытый убыток) Финансовые результаты Продажи 90 90,91 Недостачи и потери от 94 94 порчи ценностей Прибыли и убытки 99 99,91
         В связи с переходом насокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений вобщепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производствопродукции и финансовых результатов.
Приупрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используютКнигу учета фактов хозяйственной деятельности, а в качестве регистрованалитического учета  следующие ведомости:
учетаосновных средств, начисленных амортизационных отчислений
учетапроизводственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям
учета затрат на производство; учетаденежных средств и фондов учета расчетов и прочих операций учета реализации(оплата) и (отгрузка)); учета расчетов с поставщиками; учета оплаты труда.
         В Книге учета фактовхозяйственной деятельности по каждой хозяйственной операции записывают еепорядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму,увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов.Форма Книги учета фактовхозяйственной деятельности приведена ранее. При открытии Книги в ней записываютостатки по каждому счету.
Книгу можновести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги,предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книгадолжна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книгизаписывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителямалого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, атакже оттиском печати малого предприятия.
Запись вучетные регистры производят на основании должным образом оформленныхбухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах идокументообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций.Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемыххозяйственных операций.
Если напредприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, ихможно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данныеведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности.
При наличии умалого предприятия значительного количества объектов основных средств оно можетвести их учет в инвентарных карточках учета основных средств.
Общий итогдебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов покредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным ипассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остаткахпо каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерскогобаланса.
Для обобщениямесячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильностизаписей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетамсинтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерскогобаланса.
Общийитог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредитусчетов.
Дебетовыеи кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость посинтетическим счетам, в которой подсчиты­вают сальдо.
Всоответствии с Федеральным законом для малых предприятий установлены упрощенныепроцедуры и формы отчетности.
Упрощеннаясистема налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий
Всоответствии с Федеральным законом. малые предприятия с численностью работающихдо 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности могут применятьупрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. При определениичисленности работающих в нее включают работающих по договорам подряда и инымдоговорам гражданско-правового характера, а также работающих в филиалах иподразделениях малого предприятия.
Упрощеннаясистема налогообложения предусматривает замену уплаты совокупностиустановленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональныхи местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатамхозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Объектомобложения единым налогом организации являются совокупный доход или валоваявыручка, полученные за отчетный период.
Совокупныйдоход организации исчисляется как разность между валовой выручкой и затратамина производство и продажу продукции (работ, услуг) без сумм начисленной оплатытруда.
Валоваявыручка организации исчисляется как сумма выручки, полученная от продажитоваров (работ, услуг) и имущества, а также внереализационных доходов.
Единый налогна совокупный доход взимается по следующим ставкам:
• в федеральный бюджет в размере 10%от совокупного дохода;
• в бюджетсубъектов РФ и местный бюджет в суммарном размере не более 20% от совокупногодохода.
Если объектомналогообложения является валовая выручка, то в федеральный бюджет подлежитвнести 3,33% от суммы валовой выручки, а в бюджет Российской Федерации иместный бюджет 6,67% от валовой выручки.
Органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации вместо указанных объектови ставок налогообложения вправе устанавливать для организаций расчетный порядокопределения единого налога на основе показателей по типичныморганизациям-представителям.
Официальнымдокументом, удостоверяющим право малого предприятия на применение упрощеннойсистемы налогообложе­ния, учета и отчетности, является патент, выдаваемыйсроком на 1 год налоговыми органами по месту постановки организаций наналоговый учет.
Малоепредприятие по итогам хозяйственной деятельности за от­четный период (квартал)представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего заотчетным периодом, расчет подле­жащего уплате единого налога с зачетомоплаченной стоимости патента, а также выписку из Книги учета доходов и расходовс указанием совокупного дохода или валовой выручки, полученных за отчетныйпериод.
Совокупныйдоход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостьюиспользованных в процессе производства продукции сырья и материалов, топлива,эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений итранспортных средств, расходов на оплату процентов за пользование кредитнымиресурсами банков, оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам,налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственныесоциальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, госпошлин илицензионных сборов.
2. Этапы разработки технико-экономического обоснования ибизнес-плана.
Бизнес-план какуниверсальный аналитический документ, призванный убедить инвесторов иликредитора вложить деньги в Ваш проект, уже обрел признание в России. Цельразработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы наближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка ивозможностями получения необходимых ресурсов. Но не только этим обусловленинтерес к бизнес-планированию. Создание прогнозной модели компании или проекта,а таковой и является бизнес-план, позволяет решать сложные, перспективныезадачи:
 Технико-экономическое обоснование.
При создании предприятия, связанногос производственной деятельностью, целесообразно разработатьтехнико-экономическое обоснование (ТЭО) предприятия. В состав ТЭО рекомендуетсявключить следующее:
1.  Анализ спроса напродукцию, товары и услуги, планируемые к производству.
2.  Производственныепоказатели:
2.1. Наличиеконструкторской, технологической и другой требуемой документации.
2.2. Производственнаяпрограмма.
2.3. Переченьнеобходимых для выполнения программы машин, оборудования, инструментов, другихэлементов основных производственных фондов, а также сырья и материалов.
2.4. Наличие производственныхмощностей или проект их создания.
2.5. Имеющееся вналичие оборудование и другие элементы основных производственных фондов.
2.6. Рентабельностьотдельных видов продукции или услуг.
2.7. Величинаамортизационных отчислений.
3.  Финансовые показатели:
3.1. Намечаемаявыручка от реализации продукции или организации услуг.
3.2. Размерматериальных и приравненных к ним затрат.
3.3. Предполагаемыеотчисления в бюджет.
3.4. Чистая прибыль.
3.5. Фонд оплатытруда.
3.6. Размерсоздаваемых прочих фондов.
4.  Социальныепоказатели:
4.1. Предполагаемаячисленность работников.
4.2. Ожидаемый размероплаты труда.
4.3. Средняяреализация на одного работающего.
4.4. Возможностьиспользования труда инвалидов и пенсионеров.Содержание бизнес плана.
Прежде чем предприятие начнет своюработу, чтобы эта деятельность была успешной и четко скоординированнойнеобходимо разработать предпринимательский бизнес-план. Конечно, главное достоинство бизнес -планирования заключается в том, чтоправильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, даетлогическое обоснование и экономическое содержание предлагаемого направлениядеятельности в ясной и краткой форме и, в конечном счете, отвечает на самыйнужный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесетли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. В настоящее времяпредложено множество методик разработки бизнес-плана, каждая из которых имеетсвои нюансы в содержании тех или иных разделов. Структура и содержаниебизнес-плана строго не регламентируется. Бизнес-планможет состоять из следующих разделов. В зависимости от направленности имасштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана можетизменяться в весьма большом диапазоне, то есть степень его детализации можетбыть достаточно различной. В нынешних условиях роста интереса к прямомуинвестированию производственных нововведений, а также создания тиражированиямалых предприятий преимущественно потребительского профиля можно предложитьпроведение экспресс-анализа по всем параметрам, которые в дальнейшем будутболее детально проработаны в бизнес-плане предприятия. Предполагается, чтопроведение экспресс-анализа по наиболее важным вопросам, таким как конъюнктураи спрос, способы реализации товаров и услуг, может дать предварительную оценкуперспектив бизнес-идеи. При проектировании малого предприятия, ориентированногона потребительский рынок, основная задача это анализ рыночной ситуации, мервоздействия и реагирования на нее в целях обеспечения сбыта товаров и услуг.
Международнаяпрактика обоснования проектов.
Для подготовки решения оцелесообразности вложения средств применяют несколько обобщающих показателей:
·    Чистая текущаястоимость разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного запериод реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот жепериод, с учетом фактора времени;
·    Рентабельность-исчисление отношения прибыли к капитальным вложениям или отношение прибыли какционерному капиталу, с учетом налогообложения;
·    Внутреннийкоэффициент эффективности проект считается рентабельным, если внутреннийкоэффициент эффективности не ниже исходного порогового значения ;
·    Период возвратакапитальных вложений – срок окупаемости капитальных вложений;
·    Максимальныйденежный отток – отражает необходимые размеры финансирования проекта и долженбыть увязан с источниками покрытия всех затрат;
·    Нормабезубыточности минимальный размер партии выпускаемой продукции, когда доход отпродаж равен издержкам производства. Особое внимание при разработке бизнесплана следует обращать на краткое резюме, сжатое изложение всего, чтосодержится в бизнес-плане. Этот документ определяет, будет ли заинтересованноелицо или банковский работник читать остальные разделы бизнес-плана. Резюмедолжно быть кратким, охватывать все разделы бизнес плана. Рекомендуется, чтобыкраткое резюме содержало информацию: название предприятия, его юридическийадрес; лицо для контракта, его телефон; тип бизнеса; цель бизнеса; необходимый(требуемый) заем; цель займа; имеющиеся активы; продукт-рынок (краткаяхарактеристика продукта, реальные возможности для его реализации); управление(краткая характеристика основного владельца и его помощников); финансовыепланы; цели роста объема продаж и прибыли.
            В самом общем случае план — это образ чего-либо, модельжелаемогобудущего или система мер, направленная на достижение поставленныхцелей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видовпланов, представляет собой:
— рабочий инструментпредпринимателя для организации своей работы;
— развернутую программу(рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта,предусматривающую оценку расходов и доходов;
— документ,характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
— результат исследования иобоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.
Предприятие может иметьодновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализацииобоснований может быть различной. В малом предпринимательстве  бизнес-план  иплан предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.
Бизнес-планирование, какнеобходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательскойдеятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
— инициирование -активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
— прогнозирование — предвидениеи обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупностифакторов;
— оптимизация- обеспечение выбора допустимого и наилучшего вариантаразвития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
— координация и интеграция-учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделенийкомпании с ориентацией их на единый общий результат;
— безопасность управления – обеспечениеинформацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мерпо уменьшениюили предотвращению отрицательных последствий;
— упорядочение – созданиеединого общего порядка для успешной работы и ответственности;
— контроль – возможностьоперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной егокорректировки;
— воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий наповедение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
— документирование — представление действий в документальной форме, чтоможет быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы. Приразработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создаютпредпосылки для успешнойдеятельности предприятия в конкретной экономической средеОсновополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей идостижение наилучших социально — экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех, стадиях обоснования проекта и его последовательнойреализации.
Цель разработки бизнес – плана – спланироватьхозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный период всоответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимыхресурсов.
3. Задача
     По бухгалтерскому балансу ЗАО«Энергостройкомплект» определите ликвидность баланса.Наименование статей Начало периода Конец периода 1 2 3 1. Внеоборотные активы – всего 21367257 19424706 В том числе: 1.1. Основные средства 21293595 19391425 1.2. Нематериальные активы 1804 4516 1.3. Прочие необоротные средства 71858 28765 2. Оборотные активы – всего 2433560 2192794 В том числе: 2.1. Запасы 1890192 1617044 2.2. Дебиторская задолженность (платежи после 12мес) 7883 78092 2.3. Дебиторская задолженность (платежи до 12мес) 322899 394498 2.4. Краткосрочные финансовые вложения 32586 28852 2.5. Денежные средства 180000 145308 1 2 3 Баланс 23800817 21617500 3. Капитал и резервы – всего 20909966 18951768 В том числе: 3.1. Уставный капитал 73053 73053 3.2. Добавочный и резервный капитал 20071723 18514699 3.3. Спец. фонды 270000 300000 3.4. Нераспределенная прибыль 495190 64016 1 2 3 4. Долгосрочные пассивы. Заемные средства 100000 100000 5. Краткосрочные пассивы – всего 2790851 2565732 В том числе: 5.1. Заемные средства 1126714 1354952 5.2. Кредиторская задолженность 1611694 1157516 5.3. Прочие краткосрочные пассивы 52443 53264 Баланс 238000817 21617500
 
Наиболее ликвидные активы А1 = Денежные средства +Краткосрочные
                                 финансовые вложения
1)  28.852(п2.5)+145.308(п2.4)=174.160
Быстро реализуемые активы А2 = Дебиторскаязадолженность (платежи до
12мес) + Прочие активы
2)  394.498(п2.3)
   Сырье и материалы + Незавершенное
Медленно реализуемые активы А3 =    производство +Готовая продукция +
Долгосрочные фин. вложения
3)  78.092(п2.2.) +1.617.044(п2.1.) =1.695.136
Трудно реализуемые активы А4 = Внеоборотные активы
4)  19.424.706(п1.)
Наиболее срочные обязательства П1= Кредиторскаязадолженность
5)  1.157.516(п5.2.)
Краткосрочные пассивы П2 = Краткосрочные заемныесредства + Прочие краткосрочные пассивы
6)  1.354.952(п5.1.)+53.264(п5.3.)=1.408.216
        Долгосрочные кредиты + Заемные средства +
Долгосрочные пассивы П3= Доходы будущих периодов+Фонды потребления +
Резервы предстоящих расходов и платежей
7)  100.000(п4)
Постоянные пассивы П4 = Все статьи баланса «Капитал ирезерв» — Убытки
8)  18.951.768(п3)
Баланс считается ликвидным, если имеют место следующиесоотношения: