Организация изостудии как одной из форм внеклассной работы

–PAGE_BREAK–Таким образом, существует достаточно большое количество форм организации внеклассной работы по изобразительному искусству. Выбор формы зависит от конкретных задач, решаемых педагогом, и материально-технического оснащения учебного процесса.
Но наиболее распространенной формой организации внеклассной работы является кружковая работа или изостудия.
1.3 Организация изостудии Изостудия (кружок) — наиболее распространенный вид внеклассной работы.
Изостудия должна решать следующие задачи:
1. Эстетическое воспитание детей средствами искусства, воспитание их художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству и помощь в овладении изобразительной грамотой и основами художественного ремесла.
2. Воспитание человека, творчески относящегося к любому делу.
3. Начальная профессиональная подготовка в области художественного творчества, т.е. выявление одаренных школьников и развитие их творческих способностей.
4. Развитие у учащихся начальных классов фантазии, образного мышления.
5. Активизация творческого воображения, эмоциональной отзывчивости учащихся, их умения оценивать и строить жизнь по законам красоты.
6. Формирование у учащихся умения самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию и воспитание у них стремления использовать полученные в изостудии знания, умения и навыки в общественно-полезной работе — оформлении стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров и т.д. [3; 5].
Возможности внеклассной работы открывают широкий простор для эстетического воспитания.
Отличительной особенностью занятий в изостудии является и то, что большинство учебных заданий рассчитано на относительно длительное время — 3-6 часов, тогда как на уроке ИЗО самый длительный рисунок выполняется в течение 2-3 часов.
Внеклассные занятия привлекают разнообразием своих форм и видов все больше учащихся. Нередко выявляются художественно-одаренные дети.
Учителю рисования необходимо хорошо знать своих учеников, их индивидуальные интересы, привычки и т.п., чтобы иметь возможность развивать их творческие способности. Но нельзя организовывать внеклассную работу по ИЗО так, чтобы она сводилась бы к наличию изостудии только для особо одаренных детей.
На этих занятиях можно не требовать от детей с меньшими возможностями канонического выполнения рисунков, но к одаренным детям требования должны быть высокими.
В процессе обучения в изостудии дети больше раскрывают себя через рисунок.
Имеется возможность выявить у учащихся уровень самостоятельных действий, раскрытие их способностей в нахождении наиболее выразительных средств для передачи образа. Занимаясь в изостудии, дети постепенно приобретают независимость в выборе разнообразных художественных материалов для изображения какой-либо темы, а учитель развивает их способности, сохраняя индивидуальный стиль каждого ученика изостудии.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. В изостудии учащиеся работают в условиях полной свободы, построенной на доверии друг к другу. Дети передвигаются, обсуждают свои работы, советуются друг с другом, спорят, шутят. Получается, что все работают усердно, а усталости нет ни у кого, все увлечены делом [2].

Глава 2. Практическая часть 2.1 Организация Изостудии «Радуга» Искусство — это продукт духовной жизни человека. Занимаясь, изобразительным искусством, учащиеся не только овладевают практическими навыками художника, не только осуществляют художественные замыслы, но и воспитывают свой вкус, приобретают способность находить красоту в обыденном, развивают зрительную память, воображение, учатся творчески мыслить, анализировать, обобщать. Эти качества нужны всем. Трудно назвать область человеческой деятельности, где бы ни пригодилось умение рисовать, составлять композиции, способность чувствовать объемную форму и цвет. Человек любой профессии работает лучше, если он владеет средствами изобразительного искусства и умеет ими пользоваться [16; 21].
Общение с изобразительным искусством — это живая потребность, вовсе не связанная с какими-либо обязанностями. Зачастую это не означает и выбора будущей профессии, это просто удовлетворение внутренней эстетической потребности, стремления к творческому самовыражению.
Цель программы — это создание условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к усвоению определенных знаний и практических умений в области изобразительной грамоты.
Задачи:
Обучающие:
Формирование знаний о видах изобразительного искусства.
Обучение основным правилам и приемам создания композиций через изобразительные средства (рисунок, цвет с учетом идейного замысла).
Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Развивающие:
Умение планировать свою работу, добиваться поставленной цели;
Формирование пространственного мышления, художественного воображения;
Развитие композиционных навыков, умения находить нужное цветовое решение.
Воспитательные:
Формирование у детей волевых усилий, целеустремленности усидчивости;
Развитие таких качеств как актуальность, точность, добросовестность;
Формирование воображения и творческого мышления;
Развитие умения работать в коллективе, умения совместно планировать действия при выполнении коллективных работ;
Воспитание бережного отношения к работам других детей;
Воспитание чувства гордости за качественную и красиво выполненную работу.
Формирование у детей активной социальной позиции.
Программа предлагает разные формы работы с детьми — это практические занятия, теоретические занятия, на которых происходит изучение этнических особенностей изготовляемых изделий (игрушки, орнаменты), культурно-массовые мероприятия (оформление выставок, участия в городских выставках) [10; 15].
Использование музейной методики в обучении детей: формирование работ в виде постоянно действующей выставки, где дети могут посмотреть, как выполняются те или иные элементы работ. Наглядный материал создается и руками самих воспитанников.
Данная программа предназначена для работы с детьми и подростками в системе дополнительного образования. Рекомендуемый возраст для начала обучения — 9 лет. В связи со спецификой индивидуальной работы, количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек.
Учебная программа рассчитана на поэтапное освоение материала. Предполагается (в дальнейшем) 3 уровня усвоения. Первый год обучения (без сентября месяца). Курс рассчитан на 306 часов, занятия 3 раза в неделю по 3 часа.
Первый год обучения предполагает знакомство обучающихся с декоративно-прикладным искусством, особенностями используемого материала (открытки, краски, природный материал, глина, ткань). Обучение навыкам работы с инструментами (карандаши, ножницы, клей, резак, фломастеры, кисти). Освоение простейших технологических приемов работ. Первичный опыт участия в представлении своих работ (демонстрация своих работ в объединении, на выставках учреждения) [11].
2.2 Учебно-тематический план
2.3 Содержание курса Тема 1
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Планирование работы на год. Демонстрация работ детей прошлых лет.
Тема 2
Знакомство с инструментами и материалами. Показ некоторых примеров при выполнении различных работ (вырезание, аккуратное приклеивание, выполнение фона акварельной краской).
Тема 3
Знакомство с видами изобразительного искусства. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Архитектура.
Понятие о композиции. Некоторые правила композиции.
Тема 4
Составление композиции и открыток с элементами графики. Процесс «Сочинения», составления, расположения. Единство и цельность. Зависимость характера композиции отдельного замысла. Зависимость выразительности композиции от расположения её частей.
Выбор формы, размера открытки. Подбор мотива композиции. Использование выразительных средств. Цветовое решение. Сочетание цветовой гаммы.
Цветовой фон. Использование цветовых эффектов. При завершении работы для единства и цельности композиции применения линий, мягких повторяющих изображений.
Самостоятельное создание композиций поздравительных открыток для мам, бабушек (к Международному дню матери). Творческая работа на тему: поздравительная открытка для сказочного героя. Проба презентации своих творческих работ.
Тема 5
Понятие о цвете. Цветовой спектр. Смешение основных цветов. Дополнительные цвета. Теплые, холодные цвета. Ахроматические (белый и черный) и хроматические (цветные). Цветовой тон, насыщенность. Техника работы акварелью. Рисование цветового круга или радуги. Упражнения. Рисования основных цветов в тональности. Рисование сюжетов теплым и холодным цветами.
Виды орнамента. Декоративно-прикладное искусство — вид изобразительного искусства. Узор. Ритм. Рисование травки. Орнамент. Творческая работа. Эскиз орнамента. Новогодние маски. Узор новогодней маски.
Тема 6
Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Натюрморт. Выбор жанра и темы. Выбор формы и размера композиции. Составление композиции из природного материала. Выразительные средства. Цветовое решение. Использование дополнительных эффектов.
Самостоятельная творческая работа по замыслу детей.
Тема 7
Вид изобразительного искусства — скульптура. Основы лепки. Техника работы с глиной или пластилином. Материалы и инструменты. Этнические особенности лепных изделий. Лепка животных, птиц, кукол. Цветовое решение. Использования узоров орнаментов при росписи изделий из глины. Дополнительные эффекты. Самостоятельная творческая работа по замыслу детей. Презентация работ.
Тема 8
Знакомство с историей росписи ткани, материалами и инструментами. Техника выполнения бантика, композиция. Эскиз. Цветовое решение. Использование дополнительных эффектов. Самостоятельная творческая работа по замыслу детей. Презентация работ.
Тема 9
Проведение итогов за учебный год. Поощрение детей.

2.4 Требования к уровню подготовки обучающихся после изучения курса Учебно-методическое обеспечение.
Для успешной организации учебного процесса необходимым условием является наличие следующего:
Материально — техническое обеспечение:
Оборудование:
Столы, стулья; Шкафы, стеллажи — для хранения материалов;
Витрины, папки, планшеты — для демонстрации выполненных работ;
Папки с наглядными материалами: репродукции, открытки, композиции;
Муфельная печь.
Инструменты и материалы:
Ножницы, клей ПВА, фломастеры. Краски акварельные и гуашь, бумага формат А4 и А3, цветная бумага, открытки, карандаши, ластик, линейки, трафареты, природный материал, картон, глина, ткань, рамки, краски для бантика.
Техническое освещение:
Необходимое освещение согласно СанПиН.

Заключение Педагог, организуя художественно-творческую деятельность учащихся, создает оптимальные условия проживания ими трех творческих состояний: зрителя, художника, критика. Организуя учебно-воспитательную работу на уроке, педагог должен приложить максимум усилий, чтобы способствовать реализации в учебном процессе этих установок.
Организация урока ИЗО рассматривается как драматургическое действие, непосредственно связанное с оформлением у учащихся интереса к работе художника, зрителя, критика; действие, предполагающее формирование у учащихся специальных творческих способностей; действие, вызывающее у учащихся благотворные эмоции, состояние увлеченности искусством. Планируя драматургию занятия, разрабатывая его сценарий, учитель может вычленять опорные структурообразующие моменты — завязку, постановку проблемы и совместное ее решение, кульминацию, последействие как этапы педагогического процесса, решающие определенные учебно-воспитательные и художественно-творческие задачи. Это гибкие структуры, которые по ходу урока нельзя четко разграничить, однако педагогически обоснованная их смена придает занятию динамический характер, создает определенный ритм и настроение, обеспечивает своеобразную, присущую только для данного учителя, окраску урока [10].
    продолжение
–PAGE_BREAK–