Организация контрольноревизионной работы на муниципальных предприятиях

Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Аудит”
на тему
Организация контрольно – ревизионной работы на унитарных и муниципальных предприятиях
Исполнитель: А.С. Маршуба
Специальность Бух. учет, анализ и аудит
Группа город
Руководитель: Н.В. Левицкая
Владимир
2009
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность контрольно – ревизионной работы, ее задачи и цели
Сущность контроля
Ревизия как метод финансового контроля
Цели и задачи контрольно – ревизионной работы
Глава 2. Организация контрольно – ревизионной работы на унитарных и муниципальных предприятиях
2.1 Планирование контрольно – ревизионной работы
2.2 Порядок проведения контрольно – ревизионной работы
2.3 Оформление и реализация результатов проведенной контрольно – ревизионной работы
Глава 3. Организация внешней контрольно – ревизионной работы на примере ММУП ЖКХ «Юрьевец»
3.1 Характеристика предприятия
3.2 Проведение контрольно – ревизионной работы
3.3 Результаты контрольно – ревизионной работы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадии постепенного совершенствования в соответствии с потребностями правового государства. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.
Основные функции включают: проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц.
Финансовый контроль является неизбежной и необходимой стороной нашей жизни. Мы постоянно контролируем наши доходы и расходы, будь то финансы семьи, научно-исследовательского института или крупного финансового холдинга.
В рыночных условиях происходит не упрощение, а усложнение финансовой деятельности, как следствие — усложнение и финансового контроля, который объективно присущ рыночной экономике. Усложнение связано с тем, что осуществление государством финансовой деятельности охватывает и деятельность негосударственных коммерческих организаций, предприятий различных форм собственности, иностранных инвесторов и т.д. Следовательно, финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов.
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. [14, с. 4]
В курсовой работе рассмотрены как теоретические, так и практические, вопросы организации и методологии проведения контрольно – ревизионной работы.
Цель курсовой работы — изучить организацию контрольно – ревизионной работы на унитарных и муниципальных предприятиях.
Задачи, для решения в работе:
— изучить сущность контрольно – ревизионной работы, ее цели и задачи;
— рассмотреть особенности организации контрольно – ревизионной работы на унитарных и муниципальных предприятиях;
— планирование и проведение контрольно – ревизионной работы на ММУП ЖКХ «Юрьевец»;
— дать рекомендации ММУП ЖКХ «Юрьевец» по итогам проведенной контрольно — ревизионной работы.
Объектом исследования при написании курсовой работы является ММУП ЖКХ «Юрьевец». Источниками послужили данные финансово-экономических показателей рассматриваемого предприятия, нормативно-справочная и научная литература по вопросам финансового контроля, ревизии, аудита и бухгалтерского учета.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе рассмотрены: сущность финансового контроля, методы; ревизия как метод финансового контроля.
Вторая глава посвящена организации контрольно – ревизионной работы на унитарных и муниципальных предприятиях.
В третьей главе рассмотрено проведение внешней контрольно – ревизионной работы на примере муниципального многоотраслевого унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Владимира «Юрьевец» (ММУП ЖКХ «Юрьевец»).
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЬНО – РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ,
ЕЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ
Сущность контроля
Государство и его контрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивают защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей; государство гарантирует сохранность собственности граждан и исполнение обязательств, которые принимают собственники в отношении наемных работников, и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга.
Контроль — это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям — законам, планам, нормам, правилам; выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, работники органов контроля определяют пути корригирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы. [8]
Контроль может носить административный и правовой характер; большое значение имеет технический и экономический контроль. Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль.
Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующим этим явлениям.
Хозяйственный контроль является системой наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, которая необходима для решения поставленных задач и устранения негативных условий.
Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных и нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.
Технический контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ, услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, лимитов, нормативов.
Указом Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. 18.07.2001) государственный финансовый контроль возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Главное управление федерального казначейства и Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Финансовым контролем в нашей стране занимаются очень много организаций: прежде всего это Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральное казначейство РФ, банки различных форм собственности, аудиторские фирмы.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6.08.1998г. № 888 «О территориальных контрольно — ревизионных органах министерства финансов Российской Федерации» основной задачей деятельности контрольно — ревизионное управления Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или региона Российской Федерации, а так же основными функциями является:
— осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
— проведение в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности;–PAGE_BREAK–
— проведение документальных ревизий и проверок финансово — хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
— проведение в установленном порядке по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на договорной основе ревизии и финансовые проверки поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности, при условии выполнения в полном объеме ревизий и проверок. Расходы по проведению таких ревизий и финансовых проверок возмещаются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
— в соответствии с поручениями Министерства финансов Российской Федерации осуществление контроля за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе);
— участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления;
— осуществление в необходимых случаях контроля за своевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово — хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещения ими причиненного ущерба;
— координация своей деятельности с деятельностью других органов финансового контроля в целях устранения параллелизма и дублирования в проведении ревизий и проверок, обеспечения их комплексности и периодичности.
Формы финансового контроля не менее разнообразны. Это могут быть ревизии финансово-хозяйственной деятельности или проверки целевого использования, камеральные проверки Федеральной налоговой службы РФ или проверки соблюдения кассовой дисциплины, проводимые банками, а также аудиторские проверки, осуществляемые аудиторскими фирмами по желанию хозяйствующего субъекта.
В настоящее время функциями контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в РФ наделена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ основным методом финансового контроля считает ревизию как наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Цель государственного финансового контроля — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства. [9]
Одним из наиболее верных и полных представляется подход к определению финансового контроля как к регламентированной нормами права деятельности государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. [15, стр.1]
Финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государствен­ных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов.
Система государственного финансового контроля выполняет соответствующие задачи и функции. К основным задачам относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями; проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений; проверка правильности использования государственными и муниципальными учреждениями, организациями и предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.) проверка соблюдения правил совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения денежных средств названными ранее субъектами; превентивная задача, состоящая в предупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового законодательства и финансовой дисциплины; проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности.
Результатом реализации названных задач является достижение правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности. Финансовый контроль обеспечивает, таким образом, обратную связь, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Правильно поставленный финансовый контроль способствует избежанию ошибок.
Основные функции включают: проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц.
При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.
В целом же в систему финансового контроля входят следующие элементы:
— субъект контроля («кто контролирует»);
— объект контроля («кого контролируют»);
— предмет контроля («что контролируют»);
— принципы контроля;
— метод (методика) контроля;
— техника и технология контроля;
— процесс контроля;
— сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
— результат контроля;
— принятие решения по результатам контроля. [15, стр.4]
Наиболее существенными элементами контроля являются субъект, объект, предмет, методика и процесс контроля.
Одним из видов финансового контроля, выделяется также муниципальный финансовый контроль, осуществляемый органами местного самоуправления при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; установлении местных налогов и, сборов на основе принципов, определенных законодательством России. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправлений осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения.
К видам государственного финансового контроля относятся:
1. по уровню:
1) государственный финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами — Счетной палатой РФ; контрольно-ревизионными органами и органами федерального казначейства Минфина России; органами государственного финансового контроля, образуемыми субъектами РФ.
2) муниципальный финансовый контроль осуществляется муниципальными казначействами и (или) иными финансовыми органами, создаваемыми муниципальными образованиями.
3) внутрихозяйственный контроль осуществляется как отдельными сотрудниками предприятия (бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными на предприятии подразделениями (служба внутреннего аудита).
4) независимый контроль, который осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самым позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
2. по полноте охвата:
1) полный контроль;
2) комплексный контроль;
3) сплошной контроль;
4) тематический контроль;
5) выборочный контроль;
6) частичный контроль;
1.2 Ревизия как метод финансового контроля
В современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и нормативно — правовых документах.
Законом о Счетной палате Российской Федерации определено, что этот постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе документального подтверждения законности производственно — хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.
Аналогичные положения содержатся в законах о счетных палатах, других контрольных органах, образуемых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину России и его территориальным контрольно — ревизионным органам положениями о министерстве и названных органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
В стране нет законодательного документа, который бы определял, что такое ревизия, каковы ее задачи, порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и возможности проверяемой организации.
Из-за отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле законодательно определение ревизии нигде не закреплено. Определения ревизии и проверки даны в разных интерпретациях в ряде ведомственных нормативных правовых актов. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации содержит определение ревизии.     продолжение
–PAGE_BREAK–
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление. [7]
Кроме того, в Порядке организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации указано, что ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. [6]
Основными методами государственного финансового контроля являются:
— проверки;
— обследования;
— надзор;
— анализ финансового состояния;
— наблюдение (мониторинг);
— ревизии.
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого эко­номического субъекта для определения его финансового состоя­ния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. [13, с. 4]
Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.
Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде всего бюджетных, проводилась систематически и внезапно.
Виды ревизий:
— в зависимости от объема проверки документов: сплошные и выборочные. При сплошной ревизии проводится проверка всех финансовых и бухгалтерских документов, реестров, отчетов и других материалов ревизуемого объекта по операциям со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов за ревизуемый период. При выборочной проверяется лишь часть указанных документов на выбор за определенный промежуток времени;
— в зависимости от направленности и круга проверяемых аспектов деятельности: комплексные, тематические и сквозные. При проведении комплексной ревизии проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта и все его операции со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Тематические ревизии проводятся по конкретным вопросам, аспектам деятельности одного или нескольких объектов, по использованию ими государственных средств и проведению взаимных расчетов и платежей с федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сквозные ревизии проводятся одновременно на нескольких объектах, находящихся на различных уровнях в единой системе управления, по определенным направлениям их финансово-хозяйственной деятельности.
Дополнительно может проводиться и встречная ревизия, которая заключается в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущих расчеты (распорядитель и получатель), или в разных подразделениях одного предприятия.
Переходя к методике проведения ревизии как элементу системы финансового контроля, необходимо отметить, что существует много разнообразных методов проведения ревизий, но все же следует выделить два основных: документальная ревизия и фактическая ревизия.
Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухучета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ее приемам относятся: формальная арифметическая проверка документов; встречная проверка документов или записей; юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных операций; нормативная проверка; сплошное и выборочное наблюдение; способ обратного отсчета; приемы экономического анализа (сравнение, балансовая увязка); технико-экономические расчеты.
К приемам фактической ревизии относятся: инвентаризация материальных ценностей и денежных средств; обследование; экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т.д.; визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных подразделений; проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.
1.3 Цели и задачи контрольно – ревизионной работы
В соответствии с приказом Минфина России от 14.04.2000 N 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» целью ревизии является контроль за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованности, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Объекты ревизии — все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Основной задачей ревизии является проверка финансово — хозяйственной деятельности предприятия, учреждения и организации по следующим направлениям:
— соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
— обоснованность расчетов сметных назначений;
— исполнение смет расходов;
— использование бюджетных средств по целевому назначению;
— обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
— обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
— соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
— обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
— полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
— операции с основными средствами и нематериальными активами;
— операции, связанные с инвестициями;
— расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
— обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
— формирование финансовых результатов и их распределение.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО – РЕВИЗИОННАЯ РАБОТА НА УНИТАРНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
2.1 Планирование контрольно – ревизионной работы
В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002г. № 161-ФЗ (в ред. от 01.12.2007г.) унитарным предприятием признается коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Одним из видов унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации или муниципальное предприятие.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:
— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
— осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
— необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий.
Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Результаты ревизий и проверок сообщаются муниципальному предприятию.
Перед началом ревизии финансово — хозяйственной деятельности муниципальных предприятий контрольно — ревизионным управлением (КРУ) составляется программа проведения ревизии, согласованная с заместителем главы администрации — начальником финансового управления.
Администрация города Владимира осуществляет ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, организаций и учреждений.
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководителя определяет руководитель контрольно – ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей деятельности ревизуемой организации. Как правило, срок ревизии не превышает 45 календарных дней. Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем, назначившим ревизию, по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы.
При согласовании программы проведения ревизии уточняются вопросы, относящиеся к компетенции контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально-ответственных лиц ревизуемого муниципального предприятия, присутствие которых необходимо при производстве ревизии, а также специалистов других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов.
Программа контрольно – ревизионной работы
Конкретные вопросы ревизии определяются программой, или перечнем, основных вопросов ревизии. Программа ревизии включает темы, период, который должна охватывать ревизия, перечень основных вопросов и объектов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Перед составлением программы ревизии ее исполнители обязаны изучить соответствующие законодательные и нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы по финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия, подлежащей ревизии. На этом подготовительном этапе муниципальному предприятию может быть направлен перечень вопросов или специально разработанные формы, которые необходимо подготовить к дате проведения ревизии.
В программе ревизии должно быть указано:
— перечень проверяемых вопросов;
— проверяемый период по каждому вопросу;
— затраты человеко-дней на проверку каждого вопроса.
Участники ревизионной группы, исходя из программы ревизии, устанавливают необходимость и возможность применения тех или иных проверочных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, определяют объем выборки данных из их совокупности, обеспечивающих возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
В процессе предварительного изучения документов и подготовки программы проведения ревизии проверяющие определяют наличие и комплектность представленных материалов ревизуемого муниципального предприятия (документов бухгалтерского учета и отчетности, учредительных, регистрационных, плановых и других документов). При этом принимаются к ревизии подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам, установленным законодательством Российской Федерации.
В ходе ревизии могут возникнуть дополнительные вопросы для проверки, и ее первоначальная программа может быть изменена и дополнена. Как правило, первоначальный вариант программы ревизии не переделывается, а все проверенные вопросы отражаются в акте ревизии. Составленная и подписанная руководителем контрольно – ревизионной службы программа ревизии содержит ряд общих вопросов по финансово-хозяйственной деятельности, ревизуемого муниципального предприятия:
1) Наличие уставных документов, лицензии.
2) Источники финансирования. Наличие утвержденных смет расходов по каждому источнику получения средств. Анализ результатов исполнения смет. Правильность отнесения затрат на соответствующие статьи расходов.
3) Правильность и обоснованность составления штатного расписания. Проверка обоснованности установления должностных окладов сотрудникам и применяемых надбавок и доплат, а также правильности начисления оплаты очередного отпуска и пособий по временной нетрудоспособности.
4) Целесообразность и законность расходования бюджетных средств на хозяйственные цели: оплата коммунальных услуг, аренды, услуг по охране помещений, аудиторских и консультационных услуг.
5) Ревизия денежных средств в кассе и кассовых операций за весь ревизуемый период. Снятие остатков денежной наличности и других ценностей в кассе.
6) Проверка соблюдения порядка выдачи авансов на хозяйственные и командировочные расходы. Своевременность представления авансовых отчетов, правильность оформления оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы. Анализ переходящих остатков задолженности, их причины и реальное состояние.
7) Ревизия банковских операций по бюджетным и расчетным счетам. Источники поступления денежных средств на указанные счета. Достоверность, законность и целесообразность банковских операций. Наличие оправдательных документов и их соответствие банковским выпискам и бухгалтерским данным.
8) Использование средств на капитальный и текущий ремонт зданий, наличие смет, правильность применения расценок, норм лимитированных и прочих затрат, применяемых в проектно-сметной документации и актах выполненных работ.
9) Проверка эффективности расходования средств на содержание автотранспортных средств.
10) Поверка сохранности основных средств и товарно-материальных ценностей. Состояние их инвентарного и аналитического учета, условия хранения и эксплуатации.
11) Анализ законности образования и использования внебюджетных средств, их учет. Источники образования внебюджетных средств. Наличие утвержденных смет доходов и расходов. Правильность отнесения расходов за счет внебюджетных средств на соответствующие статьи. Полнота возмещения на бюджетные счета учреждения расходов по использованию коммерческими организациями зданий, сооружений, оборудования и имущества, принадлежащего учреждению. Совмещение должностей в коммерческих организациях штатными работниками учреждения, условия совмещения.
12) Состояние бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
13) Анализ аналитического учета дебиторской и кредиторской задолженности. Правильность отражения задолженности на балансовых счетах. Достоверность расчетно-платежных операций, связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженности, ее реальность. Анализ задолженности по срокам и характеру ее возникновения. Принимаемые меры по снижению задолженности.
2.2 Порядок проведения контрольно – ревизионной работы
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
На период проведения ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, отпечатанное на официальном бланке, подписанное руководителем контрольно – ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным (далее — руководитель контрольно – ревизионного органа), и заверенное печатью. Это удостоверение является основанием для проведения ревизии. Кроме того, работники управления должны иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.
Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемого муниципального предприятия удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно — технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемого муниципального предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ обязан провести инвентаризацию денежных средств и материальных ценностей. На практике инвентаризации наличных денежных средств и товарно-материальных ценностей проводятся при каждой ревизии в обязательном порядке. Более того, любая ревизия начинается со снятия остатков наличных денежных средств в кассе ревизуемой организации. Объем инвентаризации устанавливает руководитель ревизионной группы по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
В целях инвентаризации товарно-материальных ценностей руководитель ревизуемого муниципального предприятия издает приказ о назначении инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации в связи с ревизией. Представители ревизионной группы в инвентаризационную комиссию не входят.
В ходе проведения ревизии и оформления ее результатов особенно значительна роль главного бухгалтера и всей бухгалтерии проверяемой организации. Согласно закону главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики и ведение бухгалтерского учета, своевременное представление и достоверность отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Поэтому ревизия — прежде всего экзамен для бухгалтерской службы организации.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем:
— проверки формы и содержания учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов для установления законности и правильности произведенных операций;
— проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг);
— проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
— сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы.    продолжение
–PAGE_BREAK–
— контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей через проведение инвентаризаций, обследований, контрольных закупок сырья и материалов в производство, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
— проверки использования и сохранности бюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
— проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов и показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
Руководитель ревизуемого муниципального предприятия обязан создать надлежащие условия для проведения ревизии — предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить выполнение машинописных работ.
При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемом муниципальном предприятии руководитель ревизионной группы составляет соответствующий акт и докладывает руководителю контрольно – ревизионного органа, который, в свою очередь, направляет руководителю ревизуемого муниципального предприятия и в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемого муниципального предприятия, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в данной организации. Ревизия проводится уже после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
В соответствии с требованиями Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 (ред. от 26.03.2007г.) N 34н, первичные учетные документы, в том числе полученные с помощью средств вычислительной техники, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, параметры хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. В зависимости от характера операции, требований нормативных правовых актов Российской Федерации, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено их подписью с указанием даты внесения исправлений. Подлинность подписей проверяется по образцам, находящимся в бухгалтерии, и по другим документам (заявление о приеме на работу, трудовое соглашение и т.д.), наличие печатей, штампов, подписей в получении ценностей и т.п. Проверяется также наличие всех приложений к первичным документам, оснований на отпуск ценностей, спецификаций, доверенностей.
Операции по движению денежных средств проверяются сплошным методом. Проверка кассы и кассовых операций может проходить по следующим направлениям: инвентаризация наличия денежных средств; проверка своевременности оприходования в полном объеме денежных средств, поступающих в кассу; проверка правильности списания денег на расход.
Основными документами, которые изучаются при проверке кассовых операций, являются кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации выданных доверенностей, журнал (книга) регистрации депонентов, журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты.
Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах, поэтому следует проверять подтверждение каждой операции, отраженной в выписке, соответствующими первичными документами. Такая сверка должна сочетаться с контролем сущности проведенных операций по банковским документам.
При проведении проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами следует проверять наличие договоров на поставку товаров, купли — продажи и других, правильность их оформления. При наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения, в случае наличия дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности выявить причины ее возникновения, а также установить, были ли приняты меры по ее взысканию.
При необходимости осуществляются сверки расчетов с организациями, за которыми числится значительная дебиторская задолженность и перед кем имеется значительная кредиторская задолженность, при этом проверяются остатки на счетах, счета — фактуры и т.д.
При проверке целевого использования бюджетных средств, выделенных на проведение капитального ремонта учреждений, используются следующие документы: проектно-сметная документация; договоры подряда; акты приемки и сдачи выполненных работ; договоры на поставку оборудования в соответствии со спецификацией проектно-сметной документации; счета на приобретение строительных материалов по за­явкам подрядчиков. Необходимо руководствоваться Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС-35.2004, введенными в действие с 9 марта 2004г.
2.3 Оформление и реализация результатов проведенной контрольно – ревизионной работы
Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости — и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемого муниципального предприятия. Данный документ имеет важное юридическое значение.
Члены ревизионной группы после проверки вопроса программы ревизии составляют промежуточный акт, который подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса, и должностными лицами ревизуемого муниципального предприятия. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемого муниципального предприятия и под роспись в получении с указанием даты получения. Для ознакомления с актом ревизии и его подписания по просьбе руководителя или главного бухгалтера ревизуемого муниципального предприятия по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней.
В случае если по акту имеются возражения или замечания, то подписавшие его должностные лица ревизуемого муниципального предприятия делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью. Руководитель ревизионной группы в течение 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно – ревизионного органа направляются в ревизуемое муниципальное предприятие и приобщаются к материалам ревизии. Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы не позднее 5 рабочих дней.
В случае отказа должностных лиц ревизуемого муниципального предприятия подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе. При этом акт ревизии может быть направлен ревизуемого муниципального предприятия по почте или иным способом, с помощью которого можно засвидетельствовать дату получения акта. При этом к экземпляру акта, который остается на хранении в управлении, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или передачи акта.
Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть должна содержать: тему ревизии; дату и место составления акта; сведения о том, кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также ссылку на плановый характер ревизии или ссылку на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика; ведомственную принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; сведения об имеющихся у организации лицензиях на осуществление отдельных видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, а также лицевые счета, открытые в органах казначейства; сведения о том, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры приняты по ее результатам.
Описательная часть акта ревизии состоит из разделов, соответствующих вопросам, указанным в программе ревизии. В ней должны быть отражены все вопросы, проверенные ревизионной группой (даже если по ним не было установлено нарушений действующего законодательства). Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, содержит следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
Не допускается включение в акт ревизии различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. Акт ревизии не должен содержать правовой и морально-этической оценки действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицировать их поступки, намерения и цели. Объем акта ревизии не ограничен.
По результатам ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Результаты ревизии также могут быть направлены в вышестоящую организацию. Контрольно-ревизионный орган следит за ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Материалы по каждой ревизии в делопроизводстве контрольно – ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов. Руководитель контрольно – ревизионного органа по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии и по результатам проведенной ревизии направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. При этом в делах контрольно-ревизионного органа должны храниться копии акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.
Результаты ревизии руководителем контрольно — ревизионного органа в необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер.
Контрольно — ревизионный орган обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Контрольно — ревизионный орган систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в Российской Федерации законодательных и других нормативных правовых актов.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ КОНТРОЛЬНО – РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ММУП ЖКХ «Юрьевец»
3.1 Характеристика предприятия
Унитарные предприятия (государственные и муниципальные предприятия) могут создаваться на праве хозяйственного ведения по решению уполномоченного государственного или муниципального органа и соответственно имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Управляет унитарным предприятием руководитель, назначенный собственником, либо его уполномоченный. Размер уставного фонда унитарного предприятия должен быть не менее величины, определенной в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Уставный капитал должен быть полностью оплачен к моменту регистрации унитарного предприятия. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), создаются по решению Правительства РФ. Их имущество находится в государственной собственности. Предприятия вправе распоряжаться своим имуществом лишь с согласия собственника.    продолжение
–PAGE_BREAK–
ММУП ЖКХ «Юрьевец» г. Владимира создано по распоряжению комитета по управлению имуществом г. Владимира от 24.04.1995г. №183 (с 2000г. – управление муниципальным имуществом г. Владимира).
Юридический адрес: 600901., г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Михалькова д. 1А.
Предприятие зарегистрировано как налогоплательщик в инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владимира Владимирской области, где ему присвоен идентификационный номер налогоплательщика ИНН 3302002497.
Деятельность предприятия осуществляется на основании Устава, утвержденного распоряжением комитета по управлению имуществом г. Владимира от 09.08.1999г. №415, зарегистрированного администрацией г. Владимира 10.08.1999г., и его новой редакцией, утвержденной распоряжением УМИ г. Владимира от 01.08.2007г. №471.
Для осуществления уставной деятельности муниципальным предприятием были открыты расчетные счета в ОАО АКБ «МИнБ» г. Владимира и в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Владимирской области г. Владимир.
Основными видами деятельности предприятия являются:
— выполнение работ по ремонту, содержанию и техническому обслуживанию жилого фонда и других объектов;
— начисление и сбор платы за коммунальные услуги и техническое обслуживание.
К дополнительным видам деятельности относятся:
— предоставление платных услуг населению;
— обслуживание и ремонт коллективных антенн;
-осуществление производственной и торгово-закупочной деятельности.
Уставный фонд предприятия составляет 149 075,0 тыс. руб., который образовался за счет вклада учредителя – администрации г. Владимира в лице комитета по управлению имуществом.
Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
По состоянию на 01.01.2007г. предприятием обслуживалось 65 домов общей площадью 348,0 тыс. кв.м., в т.ч. 2 общежития и 2 административно – производственных здания площадью 1,3 тыс. кв.м.
По отчетным данным общие затраты на содержание жилого фонда, общежитий и нежилых помещений за 2006г. составили 29495,0тыс. руб., а доходы получены в сумме 36056,0 тыс. руб., в т.ч.:
— оплата за содержание и ремонт жилого фонда – 28634,0 тыс. руб.;
-дотация из городского бюджета на покрытие убытков от предоставления льгот по квартирной плате – 1707,0 тыс. руб.;
— из городского бюджета на покрытие убытков по содержанию жилого фонда – 4648,0 тыс. руб.;
— от реализации материалов – 3,0 тыс. руб.;
— прочие внереализационные доходы (пени, санкции) – 126,0 тыс. руб.
От реализации дополнительных услуг населению и обслуживания коллективных антенн предприятием получен доход в сумме 404,0 тыс. руб. Прибыль от указанной деятельности составила в 2006г. 26,0 тыс. руб. По отчетным данным в 2006г. убытки ММУП ЖКХ «Юрьевец», полученные в результате финансово – хозяйственной деятельности, составили 967,0 тыс. руб., в т.ч. по основной деятельности 457,0 тыс. руб.
А в первом полугодии 2007г. затраты на содержание жилого фонда составили 13254,0 тыс. руб., а доходы получены в сумме 14561,65 тыс. руб. За первое полугодие 2007г. предприятием получена прибыль в сумме 284,0 тыс. руб.
3.2 Проведение контрольно – ревизионной работы
Проверяемая организация: ММУП ЖКХ «Юрьевец».
Проверяющий: главный специалист контрольно — ревизионного отдела финансового управления администрации г. Владимира — Николаенко Т.Д.
Период проверки: 01.01.2006г. по 09.08.2007г.
Основные вопросы проверки:
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости услуг (за 2006 – 2007г.г.);
2. Правильность ведения банковских и кассовых операций (сплошным порядком);
3. Проверка полноты оприходования и законность списания материалов, запчастей, ГСМ (выборочно);
4. Проверка объемов выполненных работ по текущему и капитальному ремонту. Анализ работы подрядных организаций (2006 – 2007г.г.);
5. Проверка расчетов с собственниками и арендаторами нежилых помещений (выборочно);
6. Достоверность расчетов с подотчетными лицами (выборочно);
7. Проверка обоснованности расходования средств на оплату труда и использования прибыли (выборочно);
8. Проверка результатов проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
9. Проверка работы с кадрами, выполнения коллективного договора (2006-2007г.г.)
По договору от 07.10.2006г. поставщиком тепловой энергии в отопительном сезоне 2006 – 2007г. являлось ОАО «Владимирские коммунальные системы». На конец отопительного сезона (31.05.2007г.) в расчетах предприятия с теплоснабжающей организацией сложилась задолженность в размере 8 360 395,89 руб., в результате, в июне 2007г. ОАО «Владимирские коммунальные системы» подало исковое заявление от 24.06.2007г. №103 – 951 в Арбитражный суд Владимирской области о взыскании с ММУП ЖКХ «Юрьевец» указанной задолженности и госпошлины в размере 53401,97руб. Арбитражным судом, состоявшимся 02.09.2007г., вынесено решение о взыскании с предприятия в пользу теплоснабжающей организации указанного долга и госпошлины в сумме 3000,0 руб. Основанием принятия решения в пользу исца явилось то, что ответчик (ММУП ЖКХ «Юрьевец») не предоставил суду доказательств, опровергающих данные исца о количестве отпущенной тепловой энергии, наличие и размер долга не оспорил.
В ММУП ЖКХ «Юрьевец» не осуществляется должный контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, что также повлияло на отрицательный финансовый результат. В марте 1999г. ММУП ЖКХ «Юрьевец» заключило договор со Средней Общеобразовательной школой №44 сроком действия с 01.03.1999г. по 31.12.1999г., в соответствии с которым предприятие принимает на себя обязательство по оказанию услуг по уборке и охране здания: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Институтский городок, д.7, а средняя общеобразовательная школа №44 — ежемесячно оплачивать расходы исполнителя, связанные с уборкой и охраной в размерах, обусловленных договором. Кроме того, п. 4.2. указанного договора предусматривал пени в размере 1% за каждый день просрочки платежа. В результате, с марта 1999г. в регистрах бухгалтерского учета предприятия производится ежемесячное отражение сумм, подлежащих оплате за выполненные в соответствии с договором работы. Поскольку оплата услуг средней общеобразовательной школой №44 не производилась, письмом 23.11.1999г. ММУП ЖКХ «Юрьевец» сообщило о расторжении договора на оказание услуг по уборке и охране СОШ №44.
По данным бухгалтерского учета на 01.01.2007г. в расчетах предприятия с управлением ЖКХ за услуги по уборке и охране СОШ №44 по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Институтский городок, д.7, числилась задолженность в общей сумме 122542,6 руб., образовавшаяся в период с 01.03.1999г. по 01.02.2003г. Поскольку, в нарушение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995г. №49, инвентаризации расчетов бухгалтерией ММУП ЖКХ «Юрьевец» не проводились и акты сверок сумм, числившихся на счетах бухгалтерского учета предприятия с СОШ №44 за выполненные по указанным договорам работы не составлялись, подтвердить наличие задолженности предприятие не имело возможности. В результате издан приказ от 31.12.2006г. без номера, и сумма 122542,0руб., как нереальная к взысканию, не подтвержденная актами сверки с СОШ №44, с истекшим сроком исковой давности, списана на убытки предприятия.
В учете предприятия значилась дебиторская задолженность в сумме 11112,0 тыс. руб., в т.ч. 155,0 тыс. руб. – с истекшим сроком исковой давности.
При проверке правильности начисления пособий по больничным листам в марте 2006г., установлено, что за период с 01.01.2004г. по 01.03.2006г. сотрудникам предприятия излишне начислено пособий по нетрудоспособности в общей сумме 12303,13 руб., из которых 1384,02 руб. удержаны с лиц, кому было излишне начислено пособие, а остаток в сумме 10919,11 руб. отнесен на убытки предприятия.
На предприятии среднесписочная численность работающих составляет 185 человек против 320, предусмотренных штатным расписанием.
Оплата труда на предприятии регламентировано «Положением об образовании и расходовании фонда заработной платы рабочих, руководителей, специалистов и служащих в ММУП ЖКХ «Юрьевец»», введенным в действие с 01.02.2005г. и его новой редакцией, введенной в действие с 01.01.2007г., утвержденным руководителем предприятия и согласованным с профсоюзным комитетом. В соответствии с этим Положением, основой организации оплаты труда на предприятии является единая тарифная сетка (ЕТС). Соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов ЕТС установлено в размере 1 к 10,07. Однако на предприятии применяют повышенные коэффициенты.
Тарифная ставка 1 разряда основной профессии устанавливается «Отраслевым тарифным соглашением предприятий ЖКХ Владимирской области», однако данная система установления тарифной ставки не нашла отражения в Коллективном договоре.
Установление рабочим предприятия доплат к заработной плате за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания и увеличения объема работ, а также выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, производится с нарушением порядка, определенного постановлением Совета Министров СССР от 04.12.1981г. «1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» и Инструкцией от 14.05.1982г. № 53-ВЛ «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)».
В нарушение требований п. 2 постановления №1145 и п.3 Инструкции №53-ВЛ в ММУП ЖКХ «Юрьевец» соглашение о совмещении профессий (должностей), а также расширении зон обслуживания или увеличения объема выполняемых работ оформляется приказами руководителей без указания объема выполняемой работы и размера доплат. В результате, рабочим текущего ремонта доплата производится исходя их тарифной ставки и фактически отработанного по совмещаемой профессии времени, либо согласно часовой тарифной ставке и фактически выполненному объему работ, а в отдельных случаях и без соответствующих приказов.
Так, электромонтеры относятся к категории рабочих с повременно – премиальной оплатой труда, работающих в режиме 40 –часовой рабочей недели. Однако доплаты им устанавливаются исходя из тарифной ставки и фактически выполненного объема работ, определяемого как сумма норм времени, затрачиваемого на выполнение единицы работы. Приказом руководителя ММУП ЖКХ «Юрьевец» от 15.06.2007г. №593К на период очередного отпуска электромонтера участка №1 Трунина А.М. с 14.06.2007г. электромонтерам того же участка Каулину А.А. и Афанасьеву А.В. начислена доплата, за расширение зоны обслуживания исходя из тарифной ставки и фактически выполненного объема работ. В июне 2006г. на отпуск Трунин А.М. приходится 12 рабочих дней или 96 часов, однако Каулину А.А. и Афанасьеву А.В. начислена доплата за 166 часов. Всего, при отсутствии соответствующих приказов на выполнение дополнительного объема работ, бухгалтерией предприятия начислено Каулину А.А. и Афанасьеву А.В. 896,9 руб., а с учетом премии – 1507,73 руб.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Начисление премий работникам предприятия производилось в больших размерах, чем было указано в приказах о премировании.
Например, начальнику участка №1 Горбунову А.Д. приказом от 12.01.2007г. №7 размер премии за декабрь 2006г. за упущения в работе снижен на 5%, однако, премия ему начислена в полном объеме. Таким образом, за декабрь ему излишне начислено 109,83 руб. За июль 2006г. премия директору Мальцеву Ю.И. начислена как за месяц, отработанный полностью, а не за фактически отработанное время, как следовало. В результате, излишне начислено 2666,78руб. Слесарю – сантехнику Кириллову А.М. приказом по ММУП ЖКХ «Юрьевец» от 07.05.2007г. №103 предусмотрена премия за апрель 2007г. в размере 50% тарифной ставки, однако начисление произведено в размере 70% (излишне начислено 704,45 руб.). Всего в результате указанных нарушений в проверяемом периоде работникам предприятия излишне начислено заработной платы в сумме 11123,38руб., а с учетом ЕСН – 15116,67руб.
В административно – производственном здании по ул. Ноябрьская, 11-а часть площадей на основании договоров аренды, заключенных с участием управления имуществом г. Владимира, сдается в аренду ООО «Фирма Хелс-М» и ЧП Колчанову С.Б. Договоры на предоставление коммунальных услуг, заключенные в дополнение к договорам аренды, предусматривают компенсацию балансодержателю расходов на их оплату в размерах, определяемых в процентом соотношении арендуемой площади к общей площади административного здания. Количество и стоимость электроэнергии, предъявленные ЧП Колчанову С.Б., рассчитанные вышеуказанным способом, меньше фактически потребленного, т.к. в магазине установлено много энергоемкой техники. В период ревизии сделан перерасчет, в результате стоимость электроэнергии, подлежащая оплате за период с 01.01.2006г. по 01.08.2007г. определена в сумме 8177,53 руб. вместо 4219,23руб., т.е. на 3958,3 руб. больше. Платежным поручением от 30.08.2007г. №57 денежные средства в сумме 3958,3 руб. Колчановым С.Б. внесены в кассу предприятия.
При проверке правильности списания ГСМ установлено, что в проверяемом периоде на предприятии на отдельные марки автомобилей применялись завышенные нормы списания бензина. Распоряжением Министерства Транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р введены в действие Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, в соответствии с которыми базовая норма расхода топлива на автомобиль ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» установлена в размере 10,5л на 100км пути. На предприятии же списание бензина на автомобиль указанной марки производилось исходя из базовой нормы 11,5л на 100км пути. В результате, за период с 01.01.2006г. по 31.05.2007г. на автомобиль ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» гос. номер Н394 ВХ33 излишне списано 206,5л бензина на сумму 2541,8руб.
На предприятии не осуществлялся должный контроль за оформлением путевых листов, являющихся основным документов, подтверждающим обоснованность списания бензина.
Кроме объемов, в нарядах за июнь и июль 2006г. завышены нормы времени, установленные нормативными документами. Так, в нарушение п.4 технической части Сборника укрупненных норм затрат труда и расхода материалов на текущий ремонт жилых зданий (СУН), используемом на предприятии, в наряды отдельными позициями включались работы по погрузке, выгрузке и переноске материалов, которые уже учтены в каждом виде выполняемых работ.
При определении трудоемкости с учетом данных контрольных обмеров, установлено, что в наряде на кровельные работы за июнь 2006г. завышена трудоемкость на 275,89 чел.-час., за июль – на 374,47 чел.-час. Это привело к необоснованному начислению заработной платы в сумме 4803,55 руб. и 7134,11 руб. соответственно, а с учетом ЕСН – 6528,02руб. и 9695,26руб.
Договора подряда на выполнение работ по текущему ремонту заключаются с нарушением требований Гражданского Кодекса Российской Федерации. В нарушение ст.708 ГК РФ в договорах не указываются сроки выполнения работ, в нарушение ст. 709 ГК РФ в договорах отсутствует цена работы или указания о способах ее определения, в нарушение ст. 724 ГК РФ в договорах отсутствуют сроки устранения возможных недостатков, обнаруженных в выполненных работах.
Проверкой правильности отнесения на затраты расходов по выдаче спецжиров сотрудникам ММУП ЖКХ «Юрьевец», занятым на работах с вредными условиями труда, установлено, что на предприятии не контролируется выдача талонов на молоко. Всего в декабре 2006г. – июле 2007г. выдано 3962 талона на молоко, из которых подтверждено расписками работников на получение 1413. Магазин, отпускающий молоко, предъявил к оплате 3883 талона на сумму 24840,6руб.
При проверке кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами установлено, что в нарушение п. 15 «Порядка ведения кассовых операций в РФ», утвержденного Советом Директоров ЦБР 22.09.1993г. №40, в январе 2006г. из кассы предприятия выданы 50,0 руб., не подтвержденные распиской получателя. Костюкова Л.Н., на которую были списаны денежные средства, подтвердила их получение. В нарушение Порядка ведения кассовых операций, имели место случаи выдачи под отчет авансов без письменных заявлений получателей, указывающих цель расхода.
Не соблюдались сроки представления в бухгалтерию авансовых отчетов об израсходованных суммах. Установлены случаи, когда при наличии остатка за подотчетным лицом, ему выдавались под отчет новые суммы.
В нарушение п.23 Порядка в кассовой книге допускались неоговоренные исправления.
Имел место случай превышения лимита денежной наличности, установленного письмом ВФ ОАО АКБ «МИнБ» от 05.01.2006г. №5-29.
Установлено несоответствие записей в кассовом отчете с данными первичных документов. Например, запись в кассовом отчете за 31.12.2006г. свидетельствует, что денежные средства поступили по трем приходным кассовым ордерам, тогда как фактически приложено четыре.
Инвентаризацией денежных средств, находившихся в кассе предприятия, установлены излишки в количестве 0,7руб.
При инвентаризации хозяйственных и строительных материалов у материально — ответственных лиц Гринцовой М.А., Гавриловой Р.И. и Мальцевой Н.А. установлена недостача на общую сумму 12961,25руб. и излишки на общую сумму 5787,67руб.
3.3 Результаты контрольно – ревизионной работы
В результате проведенной ревизии финансово – хозяйственной деятельности, проведенной работниками контрольно – ревизионного отдела финансового управления администрации г. Владимира в ММУП ЖКХ «Юрьевец» установлен ряд нарушений финансовой и хозяйственной дисциплины.
ММУП ЖКХ «Юрьевец» населению счета на оплату за тепло и горячее водоснабжение выставляло с учетом нормативов потребления и утвержденных тарифов, а МУП «Тепловые сети» по результатам отопительного сезона 2005 – 2006г.г. предъявило счета — фактуры на 5086,26 тыс.руб. больше расчетной суммы, не представив предприятию документов, подтверждающих обоснованность предъявленных к оплате счетов. Руководство предприятия списало 5086,26 тыс. руб. на убытки предприятия.
В соответствии с локальными нормативными актами основой организации оплаты труда в ММУП ЖКХ «Юрьевец» является единая тарифная сетка (ЕТС). Однако установлено, что фактически в ММУП ЖКХ «Юрьевец» действует система, отличная от оплаты труда на основе ЕТС, тарифные коэффициенты которой устанавливаются Правительством РФ, так как на предприятии применяются собственные, более высокие коэффициенты.
В результате применения завышенных базовых норм списания ГСМ, необоснованно списано бензина на сумму 3,33 тыс. руб.
На убытки предприятия списана сумма излишне начисленных пособий по нетрудоспособности, выявленная в ходе проверки, проведенной в марте 2006г. работниками фонда социального страхования, в размере 10,9 тыс. руб.
Установлены грубые нарушения при расчетах с подотчетными лицами, допускались нарушения при осуществлении кассовых операций.
Инвентаризацией, проведенной в период ревизии, установлена недостача товарно-материальных ценностей на общую сумму 12,96 тыс. руб.
После завершения ревизии комиссией составлен акт от 03.09.2007г. В ММУП ЖКХ «Юрьевец» направлено письмо от 29.09.2007г. №37-07/1629 с предложениями по устранению установленных нарушений и недостатков, а также о результатах ревизии доложено управлению ЖКХ (как вышестоящей организации, для принятия мер).
В целях устранения установленных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия предлагается:
— подготовить материалы для решения спорного вопроса по количеству тепловой энергии, отпущенной МУП «Тепловые сети» в период отопительного сезона 2005 -2006г.г.;
— принять меры и усилить контроль за обеспечением сохранности товарно-материальных ценностей, правильностью оприходования ТМЦ на склад и отражения в бухгалтерском учете. Списание материалов в производство вести строго по нормам в соответствии с утвержденной приказом учетной политикой предприятия;
— списание расходов по устранению механических повреждений, произошедших по вине отдельных лиц, производить в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ;
— усилить контроль за работой автотранспорта. Установить нормы расхода топлива для автотранспорта в соответствии со справочником «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Списание расходов на бензин производить согласно установленных норм и фактического пробега автотранспорта. Правильно оформлять путевые листы (указывать маршрут и километраж). Возместить необоснованно списанный бензин в сумме 33,3 тыс. руб.;
— взыскать с виновных лиц необоснованно начисленной заработной платы в сумме 21,2 тыс. руб. (с учетом ЕСН — 28,8 тыс. руб.);
— возместить излишне начисленные пособия по нетрудоспособности, необоснованно отнесенных на убытки предприятия в сумме 10,9 тыс. руб.
— принять меры по уменьшению дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
Заключение
Задача по осуществлению в пределах своей компетенции государственного финансового контроля на Министерство финансов РФ возложена в соответствии с подп. 9 п. 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 273. Этот контроль проводится контрольно-ревизионными органами Минфина России (Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России и контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации) и органами федерального казначейства Минфина России (Главное управление федерального казначейства Минфина России и управления федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации).
Ревизия как форма финансового контроля в новых экономических условиях, характеризующихся отходом от жесткой централизованной системы планирования экономики и провозглашением свободы предпринимательства, применима только в отдельных, строго определенных сферах.
Объем проверяемых вопросов и степень использования методов фактического контроля не могут являться критериями, позволяющими разграничить ревизию финансово-хозяйственной деятельности и документальную проверку. Существенным отличием ревизии от проверки является то, что при проведении проверки контролируется соблюдение законодательства при осуществлении экономической деятельности, а при проведении ревизии наряду с законностью контролируется также целесообразность и эффективность экономической деятельности.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
В курсовой работе рассмотрена организация и проведение контрольно — ревизионной работы на муниципальном многоотраслевом унитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства г. Владимира «Юрьевец».
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002г. № 161 — ФЗ.
2. Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
3. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004г. №278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
6. Постановление Коллегии Счетной палаты РФ. Протокол №37 (273) от 19.10.2001г.
7. Приказ Министерства финансов РФ от 14 апреля 2000г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации».
8. Ревизия и контроль: Учебное пособие / Под ред. проф. М.В. Мельник. -М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. — 520с.
9. Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/
10. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле // Бухгалтерский учет. — 2001. — №16.
11. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Финансовый контроль: нарушения и наказания // Бухгалтерский учет. — 2004.- №3.
12. Кисилевич Т. Ревизия как составная часть внутреннего контроля // Финансовая газета. Региональный выпуск.- 2002.- №2.
13. Некрасова Ю. Ревизии росфиннадзора // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2006.- №1.
14. Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2000. — № 4.
15. Степанов М.В. Ревизия как основной метод финансового контроля и ведущая форма деятельности счетной палаты РФ // Современное право.- 2004.- №7.