Организация наличных и безналичных расчетов коммерческих банков

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Основыорганизации наличных денежных расчетов
1.1. Организация кассового обслуживанияклиентуры банка
1.2. Порядок совершения кассовых операций сналичными деньгами
1.3. Контроль банка за соблюдением кассовойдисциплины клиентов
2. Организация проведения безналичныхрасчетов
2.1. Сущность и принципы организации безналичныхрасчетов
2.2. Формы проведения безналичных расчетов
2.3. Особенности расчетов в электронныхсистемах типа «клиент-банк»
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Современная экономика любого государства представляет собой разветвленную сеть сложных связей миллионов хозяйствующих субъектов, которые входят в нее. Основой|основанием| этих взаимосвязей являются расчеты и платежи|, в процессе которых|каких| происходит удовлетворение взаимных требований|востребования| и обязательств.
Реализация валового продукта, использование|употребления| национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике обеспечиваются на основе потока денег в наличной и безналичной формах|форме| ─ денежного оборота как совокупности за определенный период всех платежей, которые|какие| опосредствуют движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем| и внешнем|наружному| экономических|экономичных| оборотах страны|страна-участницы|.
В зависимости от формы функционирующих в денежном обороте денег его принято делить на налично-денежный и безналичный обороты. Безналичный денежный оборот осуществляется посредством записей посчетам плательщиков и получателей средств в банках либо путем зачета взаимныхтребований. В сфере наличного денежного оборота движение денег осуществляется в виде наличных денежных знаков.
Основой безналичного оборота является то, что платежи осуществляютсябанками по поручению клиента путем списания средств с его счета и зачисления ихна счет получателя, указанного клиентом. Когда счета открыты в разных банках,межбанковские расчеты проводятся с помощью системы корреспондентских отношений.Следовательно, в платежном обороте действуют не только счета плательщика иполучателя средств, но и счета банков, что их обслуживают. [12], с.16-17
Большая часть общего денежного оборота (около 80%) осуществляется в безналичной форме. Это обусловлено тем, что безналичный оборот имеет существенные преимущества перед наличным и поэтому более эффективен как для общества в целом, так идля каждого отдельного экономического субъекта. Во-первых, значительно уменьшаютсяобщественные издержки обращения. Во-вторых, создаются необходимыеусловия для государственного регулирования денежного обращения. В-третьих, улучшаетсяэкономическое состояние субъектов денежного обращения, так как ускоряетсяобращение их денежных средств, обеспечивается тесная их связь с банками иденежным рынком в целом. Поэтому всем участникам сферы обращения должно бытьэкономически выгодно рассчитываться по своим обязательствам в безналичной формечерез банки (за исключением платежей на небольшие суммы).
Безналичный платежный оборот опосредствует такие сферы хозяйственных отношений как реализация продукции|, услуг, работ; распределение|деление| и перераспределение национального дохода|; получение и возврат|возврат| банковских кредитов; выплата и использование|употребление| денежных доходов населения. Участниками этих отношений являются предприятия, организации, банковские и финансовые органы, население.
Организаторами и основными исполнителями расчетных операцийявляются банки. Некоторые безналичные платежи, преимущественно мелкие,проводятся предприятиями и организациями с помощью почтово-телеграфныхпереводов через отделение связи.
Таким образом, банковская система является исходным пунктомкругооборота наличных денег и безналичных платежей, а создание платежныхсредств является ее важной функцией. [11], с.187
Целью данной работы является: изучить основы операцийбанков по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов; рассмотреть принципыорганизации безналичных расчетов и их формы их проведения; изучить порядокоткрытия и ведения банковских счетов; провести анализ расчетно-кассовогообслуживания клиентов.
1.Основы организации наличных денежных расчетов 1.1 Организация кассовогообслуживания клиентуры банка
Всоответствии с Положением ЦБ РФ «О правилах организации наличногоденежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998г.N14-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 31.10.2002 N1201-У), все организации,предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должныхранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующихсчетах на договорных условиях [8].
Наличныеденежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждениябанков для последующего зачисления на счета предприятий. Денежная наличностьсдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков. Наличныеденьги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях черезинкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторскиеслужбы, имеющие лицензию на осуществление соответствующих операций поинкассации денежных средств и других ценностей.
Порядок исроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банковкаждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимостиускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления денег в их кассы вдни работы учреждений банков.
В кассахпредприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемыхобслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этихпредприятий.
Лимит остатканаличных денег в кассе устанавливается учреждениями банка ежегодно всемпредприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности,имеющим кассу и осуществляющим налично–денежные расчеты.
Дляустановления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет вучреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчетформы N0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы иоформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей вего кассу».
Попредприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющиесамостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единыйлимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остаткакассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.
При наличии упредприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своемуусмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков, с расчетом наустановление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимитаостатка кассы в одном из учреждений банка, предприятие направляет уведомленияоб определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которыхоткрыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия, учреждениябанка руководствуется этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
Предприятию,не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассени в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считаетсянулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность –сверхлимитной.
Лимит остаткакассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий сучетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличныхденежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращениявстречных перевозок ценностей.
При этомлимит остатка кассы устанавливается:
· дляпредприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства вучреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочегодня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий сутра следующего дня;
· дляпредприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства вучреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, — впределах, среднедневной выручки наличными деньгами;
· дляпредприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства вучреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, — взависимости от установленных сроков сдачи суммы денежной выручки;
· дляпредприятий, не имеющих денежной выручки, — в пределах среднедневного расходаналичных денег.
Лимит остаткакассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке пообоснованной просьбе предприятия, а также в соответствии с договоромбанковского счета.
Предприятияобязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленныхлимитов остатка наличных денег в кассе.
Предприятиямогут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов толькодля выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии несвыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. Поистечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денегсдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются вочередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актамиРоссийской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскимиправилами.
Предприятияпо согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходоватьпоступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральнымизаконами и иными правовыми актами, действующими на территории РоссийскойФедерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Предприятияне имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществленияпредстоящих расходов до установленного срока их выплаты.
Решение орасходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениямибанков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленногорасчета с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью,состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетнымифондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банковпо ссудам.
Решение орасходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличииу него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке,аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такогопредприятия.
Дляоприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходныхопераций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могутвходить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы дляразмена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности. В крупныхбанках при большом объеме движения денежной наличности, перечисленные кассыорганизуются отдельно. В небольших банках работа может осуществляться черезприходно-расходную кассу. Руководитель банка самостоятельно решает вопрос оструктуре операционной кассы и численности кассовых работников. [14], c. 152-160
Каждый банкдолжен организовывать внутрибанковский налично-денежный оборот рационально,т.е. в максимальной степени удовлетворять потребности по выдаче денег клиентам банказа счет собственных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России заподкреплением. Выполнение этой задачи осуществляется каждым коммерческим банкомв ходе составления прогноза кассовых оборотов на каждый квартал, что являетсясоставной частью общей работы банковской системы по управлению налично-денежнымоборотом.
Прогнозныерасчеты кассовых оборотов составляются банком ежеквартально с разбивкой помесяцам.
Прогнозныерасчеты составляются коммерческим банком на основании динамических рядов отчетабанка о его кассовых оборотах, а также на основе полученных от обслуживаемойклиентуры кассовых заявок. Кассовая заявка предприятия, в конечном счете,должна показать банку, сколько наличных денег поступит от данного клиента вкассу банка, и в каком размере потребуется ему выдача наличных денег из кассыбанка. Кассовая заявка имеет два раздела.
Кромесобственно кассовых заявок, предприятия должны подать в банк дополнительныерасчеты к ним: так, например, торговые организации — сведения о поступленииторговой выручки; транспортные организации, зрелищные, коммунальные,предприятия бытового обслуживания — сведения о поступлении денежной выручки отсоответствующих услуг; финансовые органы — сведения о поступлении налогов исборов и т.д.
Составленныйна очередной квартал прогноз кассовых оборотов сообщается банкомрасчетно-кассовому центру, в котором ему открыт корреспондентский счет, за 14дней до начала планируемого квартала. Расчетно-кассовые центры составляютпрогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату вцелом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотовналичных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитныхорганизаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчетыосуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до началапрогнозируемого квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России.
Дляопределения ожидаемых изменений налично-денежной массы в оборотетерриториальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотовпо области, краю, республике, по источникам поступления наличных денег в кассыбанков и направлениям их выдач на предстоящий квартал. Информационной базойданного прогноза служат оценки перспектив социально-экономического развитиярегиона, отчетных данных за предыдущие периоды, а также полученных отрасчетно-кассовых центров сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег иэмиссионном результате.
Прогнозныерасчеты кассовых оборотов по регионам сообщаются территориальными учреждениямиБанка России Департаменту регулирования денежного обращения ЦБ РФ за три дня доначала прогнозируемого квартала. В свою очередь Департамент регулированияденежного обращения, обобщив полученные данные, составляет сводный расчетпотребностей экономики страны в денежной наличности.
Составленныйсводный прогноз потребностей народного хозяйства в денежной наличности напредстоящий квартал передается в Департамент эмиссионно-кассовых операций ЦБ РФи, в конечном счете, определяет механизм эмиссионно-кассового регулированияденежной массы в обращении в предстоящем квартале. [15], c. 250-2531.2Порядоксовершения кассовых операций с наличными деньгами
Приемналичных денег от предприятий и организаций производится в основном при личнойявке клиента, в его присутствии. Работа приходной кассы организована такимобразом, что клиенты банка имеют возможность сдать выручку в течениеоперационного дня и после операционного дня.
Документом наприем наличности в приходную кассу банка является объявление на взносналичными, представляющее собой комплект документов, состоящий из трех частей:объявления, ордера и квитанции. При взносе денег по объявлению, клиент передаетего операционному работнику, ведущему лицевой счет данного клиента.Операционный работник проверяет правильность заполнения документа, отражаетсумму денег в кассовом журнале по приходу, указывая род операции, номердокумента, символ кассовых оборотов, и передает подписанное им объявление вприходную кассу.
Получивобъявление на взнос наличными, кассир приходной кассы проверяет наличие итождественность подписи операционного работника по имеющемуся у него образцу,соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает отнего денежную наличность. После приема денег кассир сверяет сумму, указанную вобъявлении на взнос наличными, с суммой, фактически получившейся при подсчете.При соответствии сумм кассир подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставитпечать на квитанции и вручает ее вносителю денег. Объявление кассир оставляет усебя, а ордер к объявлению передает соответствующему операционному работникудля проведения бухгалтерской проводки по счету клиента. В дальнейшем ордервыдается клиенту вместе с выпиской по его лицевому счету. [14], c.161-162
Всепоступившие в течение операционного дня наличные деньги должны бытьоприходованы в операционную кассу банка и зачислены на соответствующие счетаклиентов в тот же рабочий день.
Прием банкомденежной наличности в послеоперационное время производится вечерними кассами.Принятые вечерней кассой деньги должны быть зачислены на соответствующие счетаклиентов банка не позднее следующего рабочего дня. При приеме денежнойналичности непосредственно от организации вноситель сдает деньги в вечернююкассу также по объявлению на взнос наличными. Оформление объявления и приемденег от клиентов осуществляются аналогично порядку осуществления этих операцийв операционное время банка. По окончании приема денег вечерней кассой кассир иоперационный работник производят сверку их фактического наличия с даннымиприходных документов и кассового журнала по приходу и подписывают кассовыйжурнал. Наличные деньги, приходные кассовые документы, кассовый журнал и печатьпо окончании операций вечерней кассы хранятся в сейфе, который сдается под охрану.Утром следующего дня работники вечерней кассы принимают сейф от охраны и сдаютденьги и приходные документы заведующему кассой под расписку в кассовомжурнале. [13], c. 143
Другой каналпоступления наличных денег в банк — через аппаратинкассации. Банк можетосуществлять инкассацию и доставку своих денежных средств и ценностей, а такжеденежных средств и ценностей клиентов собственными силами и средствами либо надоговорных условиях через специализированные службы инкассации, имеющиелицензию Банка России на проведение операций по инкассации.
Выдачаналичных денег предприятиям и организациям производится по денежным чекам.
Денежные чекиявляются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек.Каждая выдача чековой книжки регистрируется операционным работником банка врегистрационной карточке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков спервого до последнего. Заполненный денежный чек клиент предъявляетоперационному работнику. Тот проверяет правильность заполнения чека и сверяетсоответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с образцами. Вбланке чека должны быть указаны сумма, дата выписки чека, наименованиеполучателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. Суммапрописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются,а на оборотной стороне денежного чека клиент обязан указать, для какой целиберутся деньги. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков такжезаверяются подписями чекодателя.
Проверивправильность заполнения чека, операционный работник записывает сумму чека вкассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ееполучателю денег для предъявления в кассу, а сам чек передает в расходнуюкассу.
Получивденежный чек, кассир проверяет правильность его заполнения.
Совершениеопераций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно чек иобъявление на взнос наличными, не допускается.
Клиент имеетправо по своему желанию пересчитать в банке полученные деньги полистно.Доставка денег в помещение для их пересчета клиентами и пересчет осуществляютсяв присутствии одного из работников кассового подразделения банка. Снятие денегсо счета клиента производится в день получения их в кассе банка.
Работа банкас денежной наличностью по обслуживанию клиентов — физических лиц, а такжесотрудников самого банка производится по приходным и расходным кассовымордерам. Приходный кассовый ордер используется, прежде всего, для приеманаличных денег от населения, а также для внутренних операций самого банка,связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет работникамбанка, погашением ими банковских ссуд и др.
Выдача денегпо расходным кассовым ордерам используется при погашении ценных бумаг банка,выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет работникам банка командировочных,при оплате представительских расходов. [14], c. 162-164
1.3 Контрольбанка за соблюдением кассовой дисциплины клиентов
Действующаянормативно-правовая база предусматривает проведение банками систематическихпроверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины и условий работы сденежной наличностью.
Периодичностьи круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка сучетом объема их налично-денежного оборота, выполнения требований порядкаведения кассовых операций, а также информации налоговых органов о фактахнарушения предприятиями условий работы с денежной наличностью. Период, закоторый банк рассматривает состояние кассовой дисциплины предприятия, долженбыть не менее трех месяцев. Проверяющий должен иметь документ на правоосуществления проверки, подписанный руководителем банка, а также заранее долженпоставить в известность руководителя предприятия и главного бухгалтера опредстоящей проверке.
До началапроверки работник банка выбирает данные о произведенных предприятием вконтролируемом периоде операциях по поступлениям и выдачам денег из кассы банкаи их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и сроках сдачивыручки, знакомится с уставом предприятия, договором банковского счета,разрешением банка о праве расходования предприятием постоянной денежнойвыручки, справкой о результатах предыдущей проверки кассовых операций и другимидокументами.
В ходепроверки соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятиирассматриваются:
1. Ведениекассовой книги и других кассовых документов. При этом рассматриваетсясоблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаченаличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетнойдокументации по кассовым операциям, составление ежедневного отчета кассира попроизведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходнымидокументами, расчетно-платежными ведомостями.
2. Полнотаоприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей вкассовой книге данным банка (по суммам, полученным из банка). В случаерасхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причиныэтих расхождений. Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителембанка не проверяется. Однако если остаток кассы по кассовой книге складываетсяв крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышаетежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителяпредприятия назначения ревизии кассы.
3. Полнотасдачи денег в кассу учреждения банка. Проверяется своевременность возврата вучреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплатысоциального характера и других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачиналичных денег в банк поданным проверяющего с записями в кассовой книге. Приналичии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книгевыясняются причины такого расхождения.
4.Расходование наличных денег из кассовой выручки предприятия на согласованные сбанком цели, наличие решения банка о праве на такое использование наличныхденег.
5.Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Приэтом проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежныхрасчетов. Основанием для определения суммы расходования предприятием наличныхденег и подтверждением этих расходов являются: договор, копия товарного чека,счет, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег. При этомпереоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс можетрассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.
6. Соблюдениена каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы,сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк невыплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот. Привыявлении нарушений выясняется, когда, в какой сумме, и по какой причине имеломесто превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятиемустановленного лимита остатка кассы рассчитывается средняя величинасверхлимитной кассовой наличности.
7. Целевоеиспользование наличных денег, полученных в банке в соответствии с целями,указанными в чеках, а также при необходимости другие вопросы, относящиеся кпорядку ведения кассовых операций.
Результатыпроверки оформляются справкой о кассовых операциях в трех экземплярах. Справкаподписывается руководителем, главным бухгалтером предприятия и представителембанка, а затем в трехдневный срок рассматривается руководителем банка срешением о принятии мер по результатам проверки.
В случаеустановления фактов нарушения предприятием условий работы с денежнойналичностью, расчетов наличными деньгами с юридическими лицами сверх предельнойнормы, неоприходования в кассу денежной наличности, накопления в кассесверхлимитных остатков банк направляет в налоговый орган по месту учетаналогоплательщика представления с приложением первого экземпляра справки дляпринятия мер финансовой и административной ответственности.
По полученнымот банка представлениям налоговые инспекции рассматривают дела обадминистративных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствиис п. 9 указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N1006 «Обосуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджетналогов и иных обязательных, платежей». На руководителей предприятий,учреждений и организаций, допустивших нарушения, налагаются административныештрафы в пятидесятикратном установленном законодательством Российской Федерацииразмере минимальной месячной оплаты труда. Суммы взысканных штрафов зачисляютсяв Федеральный бюджет. [14], c. 166-171

2.Организация проведения безналичных расчетов
2.1Сущность и принципы организациибезналичных расчетов
Все расчетныеотношения в Российской Федерации построены на общих принципах, совершаются поединым правилам, которые устанавливаются законодательством Российской Федерациии нормативными актами Банка России.
Первыйпринцип — списание денежных средств со счета клиента производится на основаниираспоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств,находящихся на счете, допускается лишь по решению суда, а также в случаях,установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Второйпринцип — свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов изакрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банка в договорныеотношения. Этот принцип направлен на утверждение экономической самостоятельностивсех субъектов рынка, на организацию договорных и расчетных отношений и наповышение их материальной ответственности за результативность этих отношений.Банку отводится лишь роль посредника в платежах.
Третийпринцип — срочность платежа. Он означает, все расчеты должны осуществляться,строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховыхдоговорах, трудовых соглашениях и т.д. Экономический смысл этого принципазаключается в том, что получатель денежных средств заинтересован не взачислении их на свой счет вообще, т.е. когда бы то ни было, а именно в заранееоговоренный, твердофиксированный срок. Принцип срочности платежа имеет важноепрактическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночныхотношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут болеерационально построить свой денежный оборот, определить потребность в заемныхсредствах и управлять ликвидностью своего баланса.
Четвертыйпринцип – обеспеченность платежа. Платеж должен быть обеспечен настоящими илибудущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права наполучение кредита. Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа,укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособностьи кредитоспособность всех участников расчетов.
Все принципырасчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит кнарушению других принципов. [12], c. 349-350
Расчеты междуюридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные сосуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичномпорядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличнымиденьгами, если иное не предусмотрено законом. [11], c. 174
Приосуществлении безналичных расчетов допускаются следующие формы расчетов:
· платежныепоручения;
· чеки;
· аккредитивы;
· платежныетребования;
· инкассовыепоручения;
· расчетыс использованием пластиковых карт.
Предприятиямогут выбирать любую из установленных форм расчетов, исходя из собственныхинтересов. Банк не вправе препятствовать осуществлению расчетов по формам,предусмотренным в договоре контрагентов и вмешиваться в договорные отношенияклиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателемсредств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленномзаконодательном порядке без участия банков. Платежи производятся только приналичии на счетах плательщиков собственных средств, если иное не оговорено вдоговоре между банком и владельцем счета.
Расчетныйдокумент представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителеили в установленных случаях в виде электронного платежного документа:
· распоряжениеплательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении насчет получателя средств;
· распоряжениеполучателя средств на списание денежных средств со счета плательщика и ихперечисление на счет, указанный получателем средств.
Расчетныедокументы должны содержать реквизиты в соответствии с Положением Центральногобанка РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» N2-П от03.10.2002г.
Расчетныедокументы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляредвух подписей лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, заявленных вкарточке с образцами подписей и оттиска печати.
Всебезналичные расчеты производятся в порядке очередности списания денежныхсредств.
Очередностьсписания денежных средств со счета регулируется ст. 855 ГК РФ. При наличии насчете клиента денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований,предъявленных к счету, их списание производится в порядке календарнойочередности поступления документа.
Принедостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к немутребований, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
— в первуюочередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающимперечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требованийо возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований овзыскании алиментов;
— во вторуюочередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающимперечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходныхпособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе поконтракту, по выплате вознаграждений по авторскому праву;
— третьяочередь фактически не применяется в соответствии с постановление КС РФ от23.12.1997г. N21-П;
— в четвертуюочередь производится списание по платежным документам, предусматривающимплатежи в бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемыев составе единого социального налога, в Государственный фонд занятостинаселения Российской Федерации и в Фонд социального страхования РоссийскойФедерации;
Расчетныедокументы на списание сумм недоимок, пени и других финансовых санкций,поступающих в доходы бюджетов всех уровней и в государственные социальныевнебюджетные фонды, следует исполнять в очередности, установленной дляосновного платежа.
Перечислениеденежных средств на банковские счета профсоюзов со счетов юридических лицпроизводится одновременно с получением средств на заработную плату на основанииплатежных поручений организаций;
В целяхобеспечения получения денежных средств на оплату труда работающим приотсутствии средств на счете предприятия, клиентом, в день полученияпредприятием средств на заработную плату, представляется заявление впроизвольной форме с указанием периода, за который производится выплатазаработной платы. Указанное заявление помещается в картотеку для оплаты вустановленной законодательством очередности. При поступлении на счет средств,клиент предъявляет к оплате денежный чек и в случае необходимости расчетныедокументы на уплату платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.Банк не вправе выдавать своему клиенту – налогоплательщику средств на оплатутруда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налогаи обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемые всоставе единого социального налога.
Учитывая, чтоформа документа, помещенного в картотеку, не влияет на порядок исполнениярасчетных документов из картотеки, помещение заявления в картотеку неоплаченныхрасчетных документов позволит получать денежные средства по чеку в очередности,установленной законодательством.
— в пятуюочередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающимудовлетворение других денежных требований (списание производится поисполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований, неотносящихся к 1-й и 2-й группам очередности);
К такимдокументам относятся исполнительные документы по взысканию денежных средстввследствие нарушения договорных обязательств.
— в шестуюочередь производится списание по другим платежным документам в порядкекалендарной очередности.
К даннойгруппе очередности относятся платежи по хозяйственной деятельности клиента (заэлектроэнергию, тепловую энергию, газ, услуги водоснабжения и др.)
Платежи ввозмещение вреда здоровью и жизни, связанные с производственным травматизмом,выплачиваемые организацией добровольно, без исполнительного листа, производятсяв шестую очередность.
Списаниесредств со счета по требованиям, относящимся к одной очередности, производитсяв порядке календарной очередности поступления документов.
Списаниесредств со счета по требованиям, относящимся к определенной группе, исполняютсяпосле полного удовлетворения требований, находящихся в группах, имеющих болеевысокий приоритет очередности.
При наличии уклиента нескольких счетов установленная очередность списания денежных средствприменяется по каждому счету. [12], c.355-362
2.2Формы проведения безналичных расчетов
Платежнымпоручением является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку,оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счетполучателя средств, открытый в этом или другом банке.
Платежнымпоручением могут производиться:
· перечисленияденежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
· перечисленияденежных средств в бюджет всех уровней и во внебюджетные фонды;
· перечисленияденежных средств в целях возврата или размещения кредитов или депозитов ипроцентов по ним;
· предварительнаяоплата товаров в соответствии с основным договором;
· перечисленияденежных средств в других целях, предусмотренных законодательством илидоговором.
Приотсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежныепоручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления денежныхсредств в очередности, установленной законодательством. При этом на лицевойстороне всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка о помещениив картотеку с указанием даты.
Допускаетсячастичная оплата платежных поручений, помещенных в картотеку. При частичнойоплате платежного поручения используется платежный ордер.
Чек-это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателябанку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекоплачивается плательщиком за счет средств чекодателя. Чекодатель не вправеотозвать чек до истечения установленного срока договора для его предъявления коплате.
Всоответствии с ГК РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:наименование «чек», включенное в текст документа; поручениеплательщику выплатить определенную денежную сумму; наименование плательщика иуказание счета, с которого должен быть произведен платеж; указание валютыплатежа; указание даты и места составления чека; подпись лица, выписавшего чек;оттиск печати чекодателя. В качестве плательщика по чеку может быть указантолько банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжатьсяпутем выставления чеков. Выдача чека не погашает денежного обязательства, воисполнение которого он выписан.
Плательщик почеку обязан удостовериться всеми способами в подлинности чека, а также в том,что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом.
Банкомвыдаются чеки с оттиском штампа банка с указанием на каждом чеке номера счетаклиента, с которого он будет оплачиваться.
Положение обезналичных расчетах в РФ от 03.10.2002 N2-П (в ред. Указания ЦБ РФ от03.03.2003 N1256-У) предусматривает возможность использования в безналичныхрасчетах чеков выпускаемых кредитными организациями. Форма данного чекаопределяется кредитной организацией самостоятельно, но при этом чек долженсодержать все обязательные реквизиты, установленные ГК РФ, а такжедополнительные реквизиты, определяемые специфической банковской деятельности.
Сфераобращения чеков кредитных организаций ограничена: они не могут применяться длярасчетов через подразделения расчетной сети Банка России, а могутиспользоваться лишь во взаимоотношениях банков и его клиентов, а также вмежбанковских расчетах при наличии прямых корреспондентских отношений с другимибанками.
Порядок иусловия использования чеков кредитных организаций определяетсявнутрибанковскими правилами, которые должны предусматривать:
· формучека, перечень реквизитов;
· переченьучастников расчетов данными чеками;
· срокпредъявления чеков к оплате;
· условияоплаты чеков;
· правилаведения расчетов и операций по чекообороту;
· бухгалтерскоеоформление операций;
· порядокархивирования чеков.
Межбанковскиерасчеты с использованием чеков кредитных организаций осуществляются на основемежбанковских соглашений, которые должны определять порядок открытия, ведения иподкрепление счета для операций с чеками; состав, способы и сроки передачиинформации, связанной с обращением чеков; обязательства и ответственностьбанков – участников расчетов, порядок изменения и расторжения соглашения.
Платежноетребование — это требование поставщика к получателю оплатить наосновании документов, представленных в банк плательщика, произвести оплату оказанныхуслуг, выполненных работ.
Платежныетребования выписываются поставщиком на основании фактического исполнения услугина стандартном бланке в 3-х экземплярах и вместе с отгрузочными документаминаправляются в банк плательщика через банковскую почту. Банк плательщика передаетплательщику платежные документы, в то время как отгрузочные документы остаютсяв картотеке банка.
Плательщик втрехдневный срок обязан либо оплатить требование, либо отказаться от него. Вслучае отказа от акцепта плательщик должен обосновать его. В этой ситуациинеакцептованные требования вместе с отгрузочными документами и обоснованиемотказа возвращается в банк поставщика, а потом – самому поставщику.
Еслиплательщик соглашается оплатить требование, то он ставит на первом экземпляреоттиск своей печати, а также подписи уполномоченных лиц и оплачивает в том жепорядке, что и обычное платежные поручения.
В банковскойпрактике укоренились следующие формы акцепта:
· положительный– плательщик заявляет в письменной форме о своем согласии;
· отрицательный– плательщик заявляет в письменной форме об отказе от оплаты;
· предварительный– плательщик заявляет о своем согласии на оплату до списания денег с его счета.
Расчетныйдокумент считается акцептованным, если плательщик не заявил о своем отказе втечение пяти рабочих дней.
Аккредитив –это форма проведения безналичных расчетов, при которой банк, действует попоручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием,производит платежи получателю денежных средств.
Аккредитив являетсясамой сложной и дорогой для клиента формой безналичных расчетов. Поэтомурасчеты ими в нашей стране производятся крайне редко и используются чаще всегопри осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Банками могутоткрываться следующие виды аккредитива: —
· покрытыеи непокрытые;
· отзывныеи безотзывные.
При открытиипокрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика илипредоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющегобанка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого аккредитивабанк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства сведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.
Отзывнымсчитается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентомна основании письменного распоряжения плательщика без предварительногосогласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитентаперед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признаетсяаккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. Попросьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывныйаккредитив. Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не можетбыть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядокпредоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитивуопределяется по соглашению между банками.
Аккредитивпредназначен для расчетов с одним получателем средств. Платеж по аккредитивупроизводится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счетполучателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.
Инкассовоепоручение является расчетным документом, на основании которого производитсясписание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовыепоручения применяются:
· когдабесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, втом числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольныефункции;
· длявзыскания по исполнительным документам;
· вслучаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии, чтобанку, обслуживающему плательщика, предоставлены права на списание денежныхсредств со счета плательщика без его распоряжения.
Банки приостанавливаютсписание денежных средств, в бесспорном порядке, в следующих случаях:
· порешению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии сзаконодательством, о приостановлении взыскании;
· приналичии судебного акта о приостановлении взыскания;
· поиным основаниям, предусмотренных законодательством.
В документе,представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскания покоторому должны быть приостановлено.
Привозобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению его исполнениеосуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарнойочередности поступления документа внутри группы.
Исполнительныйдокумент, взыскание денежных средств по которому не производилось, возвращаетсявместе с инкассовым поручением исполняющим банком банку-эмитенту для передачивзыскателю лично, под расписку в получении или заказной почтой с уведомлением.При этом исполняющий банк делает в исполнительном документе отметку о датевозврата исполнительного документа с указанием взысканной суммы, если имеламесто частичная оплата. О возврате исполнительного документа в журналерегистрации банка делается отметка с указанием даты возврата, суммы и причинывозврата.
Широкоераспространение безналичных денежных расчетов, рост объемов платежейспособствовали увеличению трудоемкости банковских операций и росту банковскихиздержек. Одним из таких способов являются расчеты с помощью банковских карт.Их применение в расчетах позволяет не только автоматизировать расчетные операции,их учет, но и привлечь на банковские счета дополнительные ресурсы, обеспечитьновые доходы для банка и гарантировать клиентам высокий уровень безопасности врасчетах.
Пластиковая(банковская) карта — это средство для составления расчетных и иных документов,подлежащих оплате за счет владельца карты.
Основныеправила выпуска и применения банковских карт в Российской Федерациирегулируются Положением «О порядке эмиссии кредитными организациямибанковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с ихиспользованием» от 09.04.1998г. N23-П.
Осуществлятьэмиссию пластиковых карт в нашей стране осуществляют только кредитныеорганизации. Они могут выпускать банковские карты как для физических, так и дляюридических лиц при условии, что их лицензия позволяет осуществлять расчеты посчетам указанных лиц.
Для тогочтобы стать владельцем пластиковой карты, юридическое или физическое лицодолжно открыть в банке-эмитенте специальный банковский счет для расчетов пооперациям с использованием пластиковых карт, заключив при этом соответствующийдоговор банковского счета, договор банковского вклада, кредитный или инойдоговор, предусматривающий осуществление операций с использованием банковскихкарт. При этом банк-эмитент выдает банковскую карту ее владельцу, которыйполучает право ее использования, а сама карта остается собственностью банка.При выдаче карты осуществляется ее персонализация, т.е. нанесение данных,позволяющих идентифицировать ее держателя. Кроме того, каждой картеприсваивается ПИН-код — персональный идентификационный номер, которыйпредоставляет держателя карты возможность ее обслуживания в банкоматах или ПОС- терминалах. Каждая карта должна содержать наименование и логотипбанка-эмитента, а также наименование платежной системы, которая осуществляетрасчеты по ней.
Следуетотметить, что средства, списанные со специального банковского счетаюридического лица, чаще всего считаются выданными под отчет держателюкорпоративной карты. При этом последний должен отчитаться в их использованииили осуществить возврат неизрасходованных средств. Запрещается использованиекорпоративных карт для выплаты заработной платы и других социальных выплат. [14],c. 208-221
2.3 Особенности расчетов в электронныхсистемах типа «клиент − банк»
Дляоперативного ведения клиентом своих счетов в банке и обмена технологическойинформацией клиенты могут применять программно-технический комплекс «клиентбанка − банк», который дает возможность осуществить:
ü введение,корректировку и печать клиентом расчетных документов;
ü непрерывнуюзащиту от модификации электронных документов клиента с момента их формированияв электронном виде к моменту обработки операционистом банковского учреждения;
ü ихдоставку в банк телекоммуникационными каналами в зашифрованном виде с помощьюсертифицированных средств защиты;
ü получениеиз банка полной информации о состоянии счета клиента (выписки со счета, текущиеоперативные остатки на счете);
ü ведениебаз данных расчетных документов, которые обрабатывались с помощью системы«клиент − банк», и состояния счета клиента на основе информации, котораяпредоставляется банковским учреждением в течение дня;
ü выполнениеавтоматической сверки информации о состоянии счета клиента и о состоянииобрабатывания расчетных документов.
Юридическим основанием для работы клиента с помощью системы«клиент − банк» и обработки его электронных документов банком являетсяотдельный договор между ним и банком. В договоре обязательно должны бытьобусловлены права, обязанности и ответственность сторон, порядок решенияспорных вопросов в случае их возникновения.
Электронный расчетный документ − платежное сообщениеклиента банку для расчетов в электронных системах типа «клиент − банк»,которое содержит установленные реквизиты и несет информацию о перечислениисредств клиента. Электронный расчетный документ клиента должен содержатьреквизиты, достаточные для формирования электронного расчетного документасистемы электронных платежей (СЭП).
При использовании системы «клиент − банк» клиентдолжен выполнять все требования, установленные банком относительно безопасностиобрабатывания электронных расчетных документов. Банк имеет право осуществлятьпериодические проверки клиента на предмет выполнения требований защиты информациив клиентской части системы «клиент − банк» и прекращать обслуживаниеклиента с помощью этой системы в случае невыполнения им требованийбезопасности.
Система «клиент − банк» дает возможность вести такиерасчетные документы, как платежные поручения, платежные требования-поручения, атакже использовать платежные карточки.
Система «клиент − банк» состоит из таких программныхкомплексов:
ü  клиентская часть − комплекс,который размещен у клиента;
ü  банковская часть − комплекс,который размещен в банке и является составляющей системы автоматизации банка.
Программное обеспечение клиентской частисистемы «клиент − банк» может быть расположено в одном отдельномкомпьютере (для небольших предприятий или физических лиц) или работать влокальной сети клиента.
Клиентская часть обеспечивает выполнениетаких операций:
ü  ведениезащищенного от модификации журнала выполнения операций в клиентской частисистемы с обязательной регистрацией даты и времени формирования электронныхрасчетных документов клиента, их подписания и отправления в банк (получения избанка);
ü  введение операционистомв систему расчетных документов, их корректировка и печать;
ü  проверкубухгалтером электронных расчетных документов (включая электронную цифровуюподпись операциониста, при его наличии) и подписание своей подписью (втораяподпись);
ü  подписаниеруководителем (первая подпись) электронных расчетных документов только приналичии правильной подписи бухгалтера. Первая и вторая подпись могут ставиться лишьлицами, которые отмечены в карточке с образцами подписей и оттиском печати.Электронный расчетный документ клиента считается сформированным для отправленияв банковское учреждение только при наличии двух подписей — бухгалтера ируководителя;
ü  отправление сформированныхэлектронных расчетных документов клиента средствами электронной связи в зашифрованномвиде и принятие информации из банковского учреждения;
ü  на основеинформации, предоставленной банковским учреждением, автоматическое ведение текущегосостояния собственного(нных) счета(ов), учитывая проведенные начальные иобратные платежи, а также платежи, которые были осуществлены банковскимучреждением на основе бумажных расчетных документов клиента;
ü  автоматическаясверка электронных расчетных документов клиента с заключительной выпиской,которая предоставляется банком в конце дня, с обязательным информированиемперсонала об обнаруженных расхождениях;
ü  после обработкизаключительной выписки формирование ежедневного «Реестра электронных расчетныхдокументов клиента, принятых банком к оплате» и посылание его в банк.
Клиентская часть системы «клиент − банк»обеспечивает:
ü  просмотр и печатьвсех реестров документов за любой день;
ü  просмотр остатков насчетах клиента по последней информации, которая поступила из банка. Информацияпо счетам должна обновляться при получении из банка выписки или файла текущихостатков на счете. По каждому счету должен показываться остаток, а также дата ивремя, когда эта информация была сформирована в банке;
ü  просмотр/печатьвыписки по счетам и расчетных документов за любой день. Архив выписок за каждыйдень и архив документов за день являются отдельными файлами. Оба архива хранятсяне менее чем три года;
ü  печать реестров.
Банковская часть системы «клиент − банк» являетсянеотъемлемой составляющей системы автоматизации банка (САБ) и должнаобеспечивать непрерывную защиту электронных расчетных документов клиента вовремя обработки их в САБ.
Банковская часть системы «клиент − банк»обеспечивает выполнение таких операций:
ü  обработкуинформации, которая поступила от электронных клиентов в банк;
ü  просмотр/печатьреестров электронных документов клиентов, в том числе по исполнителям, за любойдень в разрезе счетов с итоговыми суммами;
ü  подготовку иотправление к клиенту итоговой выписки за счетами клиента;
ü  сверку реестровначальных электронных расчетных документов клиентов и информации в САБ.
После успешного выполнения сверки реестраон распечатывается, подписывается ответственным работником банка, заверяетсяштампом банка и подшивается в документы дня как первичные документы, которыепоступили от клиента в банк, ежедневно архивируется и сохраняется в банке втечение установленного срока. Реестр должен обязательно содержать сведения одате и времени представления владельцем счета расчетных документов квыполнению.
В случае выявления расхождений в реестрахклиентов банковская часть готовит и печатает протоколы расхождений вэлектронных расчетных документах клиента, которые приняты банком к оплате, ипроводится расследование ситуации, которая сложилась. [13], с.325-336

Заключение
Всовременных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственнойжизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей иоказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Организация денежных расчетовс использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличнымиденьгами. Поскольку в первом случае достигается значительная экономия наиздержках обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение,перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовалисьбы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты причеткой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и в конечномсчете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сетьбанков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью регулирования макроэкономических процессов. [15],с.50
Расчетныебанковские операции – движение денег на банковских счетах, осуществляемоесогласно распоряжениям клиентов или в результате действий, которые в рамкахзакона привели к изменению права собственности на активы.
Безналичныерасчеты между предприятиями, физическими лицами осуществляются через банкипутем перечисления средств с текущих счетов плательщиков на текущие счетаполучателей средств.
Банкосуществляет расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов на основаниисоответствующих договоров и своих внутренних правил осуществления безналичныхрасчетов. Банк не имеет права контролировать и определять направленияиспользования средств клиента и устанавливать ограничения распоряжениемсредств.
Средствасо счетов клиентов банки списывают только по поручениям владельцев этих счетовили на основании платежных требований взыскателей, в случае принудительногосписания средств. Поручения плательщиков о списании средств со своих счетовбанки принимают к исполнению только в пределах остатка средств на этих счетах.
Ответственностьза правильность заполнения реквизитов расчетного документа, в т.ч. счетов икодов банков, суммы НДС и кодов бюджетной классификации, несет лицо, котороеоформило и предоставило документ в обслуживающий банк. Банк не имеет праваделать исправления в расчетном документе. Платежи со счетов клиентов банкосуществляет в пределах остатков средств на этих счетах на начало операционногодня.
Принципыорганизации безналичных расчетов регулируются Положением Центрального банка РФ«О безналичных расчетах в Российской Федерации» N2-П от 03.10.2002 г.Согласно данному Положению безналичные расчеты осуществляются по следующимформам расчетных документов: платежными поручениями, чеками, аккредитивами, платежнымитребованиями, инкассовыми распоряжениями. Безналичные расчеты за товары иуслуги могут осуществляться с помощью банковских платежных карточек. [11], с.161-163
Выборконкретной формы безналичного расчета является правом хозяйствующих субъектов.Выбор формы расчетов определяется: 1) характером хозяйственных связей междуконтрагентами; 2) особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;3) местонахождением сторон сделки; 4) способом транспортировки грузов; 5)финансовым положением юридических лиц; 6) степенью доверия партнеров.
Правильныйвыбор формы расчетов поставщиком обеспечивает ускорение и гарантию получения денежнойвыручки. Для плательщика это означает ускорение и гарантию получения товара. [15],с.51
Развитиеэлектронной техники позволило широко использовать безналичные расчеты в формепластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую ихвладельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги. Пластиковая карточка─ это пластиковая пластинка с нанесенной магнитной полосой или встроенноймикросхемой, дающей ключ кспециальному карточному счету в банке.
Поэкономическому содержанию различают кредитные и дебетовые карточки. Кредитныесвязаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцупользоваться кредитом при покупках товаров и при получении кассовых ссуд.Дебетовые карточки предназначены для получения наличных в банковских автоматахили покупки товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этомсписываются со счета владельца карточки в банке.
Дальнейшееразвитие банковских технологий в России, в частности, внедрение пластиковыхкарточек, должно совершенствовать сокращение использования наличности,ускорение и повышение надежности безналичных расчетов. Помимо того, пластиковыекарточки, как одна из наиболее новых и надежных форм безналичных платежей,позволяют банкам аккумулировать средства держателей карточек, затрудняютзлоумышленникам пути завладения чужими денежными средствами. [16, с.14-15]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996г. N14-ФЗ
2. Федеральныйзакон РФ «О банках и банковской деятельности» N395-1 от 02.12.1990г.(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N86-ФЗ).
3. Федеральныйзакон РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
4. Федеральныйзакон РФ «О Центральном банке Российской Федерации» N86-ФЗ от10.07.2002г. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N5-ФЗ).
5. ПоложениеБанка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в РоссийскойФедерации».
6. Положение БанкаРоссии от 09.10.2002 № 199-П ” О порядке ведения кассовых операций вкредитных организациях на территории Российской Федерации “.
7. Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П «Опорядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РоссийскойФедерации».
8. Положение ЦБ РФ«О правилах организации наличного денежного обращения на территорииРоссийской Федерации» N14-П от 05.01.1998г. (в ред. Указаний ЦБ РФ от31.10.2002 N1201-У).
 9. ПоложениеБанка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и обоперациях, совершаемых с использованием платежных карт».
10. Указание БанкаРоссии от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетовналичными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассуюридического лица, или в кассу индивидуального предпринимателя».
11. Банкии банковское дело. / Под ред. Балабанова И.Т. — СПб.: Питер, 2008., c. 256.
12. Банковскоедело: Учебник. / Под ред. доктора экон. наук, проф. Коробовой Г.Г. — М.:Юристъ, 2009, c. 751.
13. БукатоВ.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. -2-е изд. перераб.и доп. — М.: Финансы и статистика, 2009, c. 368.
14. МасленченковЮ.С., Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Расчетные и кассовые услуги банка. Учеб. пособиедля вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, c. 282.
15. Деньги кредитбанки: Учебное пособие под ред. Лаврушина О.И. — М.: КНОРУС, 2009, с. 289.
16. Стратегияразвития платежной системы России // Деньги и кредит, 2009, №6