Организация овощеводства на примере ООО Племзавод Котлубань Городищенского района 2007-2009

Министерство сельского хозяйства РФ
Департамент научно-технической политики и образования Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия Кафедра менеджмента
Контрольная работа
по дисциплине: «Организация производства на предприятиях АПК»
на тему: «Организация овощеводства на примере ООО „Племзавод Котлубань“ Городищенского района 2007-2009 гг»
Волгоград 2010
План
1. Месторасположение, размеры, организационная, производственная структуры и специализация предприятия
2. Размеры и организационно-экономическое значение для предприятия изучаемой отраcли овощеводства
3. Структура посева овощей и мероприятия по повышению плодородия почв
4. Состав и характеристика используемых в отрасли овощеводства производственных основных фондов
5. Организация основных трудовых процессов и уровень их механизации и автоматизации в овощеводстве
6. Организация труда и его оплаты в овощеводстве
7. Экономическая эффективность отрасли овощеводства
Выводы и предложения
Список литературы
1. Месторасположение, размеры, организационная, производственная структуры и специализация предприятия
Согласно данным районного отдела по аграрной политике, в Волгоградской области насчитывается 12 крупных хозяйств и около 1200 средних и мелких. Чуть меньше сотни из них крестьянско –фермерские КФХ. Личных подсобных хозяйств, значит около 700. Остальные 400-это индивидуальные предприниматели, как собственники земли работающие на ней, так и арендаторы. Половину овощной продукции области дает Городищенский район ( более 214 т. 2008)
Площадь Городищенского района 247, 1 т. га, 22 административных, 39 пунктов, население 53, 5 т. человек (22 на 1 км). В районе осуществляется интенсивное ведение сельского хозяйства, специализирующееся на производстве овощей, мяса, молока, продукции растениеводства, птицеводства, здесь находится наибольшее количеств во садовых и огородных участков города Волгограда.
Один из поселков Котлубань, являющийся центром сельской администрации и расположен в 35 км Северо-Западнее р. п Городище. Площадь 519 га, население 2, 0 тыс. чел, ЛПХ, относительно новые жилые дома. Коллективное хозяйство основа но в 1939г, имеет 6, 0т. га земли, 4, 7 тыс га пашни, орошаемые участки. Площадь фермерских хоз. 1, 6 т. га земли.
В поселке Котлубань, Городищенского района находится общество с ограниченной ответственностью «Племзавод Котлубань». Создано и действует в соответствии с ГКРФ и на основании Устава в 2005 г. Общество создано в порядке реорганизации СПК «Котлубань» на основе решения общего собрания его членов. Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, обладает полной хозяйственной самостоятельностью. Цель деятельности: удовлетворение спроса на товары и услуги, получение прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
Производство сельскохозяйственной продукции, переработка, ее реализация, и хранение; оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, выращивание КРС, свиноводство; овощеводство; торговая; инвестиционная; транспортно-экспедиционная; организация общественного питания и иные виды деятельности не запрещенные законом. Участником Общества является ОАО «Сады Придонья»
Уставный капитал составляет 8794359 рублей. Органами управления являются: общее собрание участников; генеральный директор, ревизор. Организация труда должна быть рациональной. В процессе производства сельскохозяйственной продукции принимают участие различные категории работников. Рациональная организация труда требует, чтобы между ними были установлены пропорции и соотношения, которые позволяли бы выполнять все сельскохозяйственные работы в лучшие агротехнические сроки при минимальных затратах труда и средств. Иерархическая ступень управления на предприятии можно представить следующим образом:
/>

Таким образом, директору непосредственно подчиняются гл. агроном, гл. инженер, гл. бухгалтер; бригадиры(2 чел) гл. агроному. Производственная бригада- подразделение, коллектив которого, имея в своем распоряжении средства производства, на основе разделения и кооперации труда выполняет комплекс работ по производству продукции или его обслуживанию и несет ответственность за конечные результаты. Отраслевые бригады объединяют работников(10 чел), занятых производством однородных по технологии видов продукции в составе какой-нибудь отрасли хозяйства (овощеводство). В них наиболее полно осуществляется принцип разделения и кооперации труда, растут материальная заинтересованность и ответственность за конечные результаты. Трактористы (8 чел) и рабочие тесно привязаны с бригадой овощеводов. Гл. инженеру(1 чел) подчиняется авто- гараж, и машинотракторная мастерская, зав. гаражом (1 чел); водители(7 ч); гл. бухгалтер в ее подчинении находятся 4 чел. Также набираются рабочие на сезонную работу, в основном временные их число зависит от необходимого участка работы.

Размер сельскохозяйственного производства в ООО «Племзавод Котлубань» в 2007-2009 года Таблица 1
Показатели
2007год
2008 год
2009 год
В среднем за 3 года
Стоимость Валовая продукция, тыс. р
46542, 254
69472, 50
52778, 62
56264, 58
Площадь с/х угодий, га в том числе:
4386
4386
4835
4535, 66
пашня
3956
3956
4405
4105, 66
Среднегодовая числен работ, чел.
158
136
118
137, 3
Производственный капитал, тыс. руб.:
39220, 5
46734
49777
45243, 83
Поголовье животных по видам в усл. гол
605, 2
556, 2
297, 2
486, 2
Проанализировав данные таблицы 1, можно сделать вывод, что наиболее
удачными для предприятия был 2008 год, т. к. в этот год было произведено больше ВП, следовательно, больше было реализовано и выручка была больше. Численность работников снизилась в 2009 г, что свидетельствует о том, что на предприятии меньше применялся ручной труд, обрабатывалась земли, в то же время посевные площади были увеличены. Производственный капитал увеличился в 08 на 83, 92%, баланс, из ф№5 будет видно, что были приобретены машины и оборудование, скот, в09 на 3043, машины и оборудование 202т. р и продуктивный скот 2422 т. р За счет приобретения Ос, которые заменил труд высвобожденных людей и увеличилось производство ВП, увеличился объем продаж. г.
Т №2состав и структура товарной продукции ООО «Племзавод Котлубань» за 07-09
Отрасли и виды тов прод
2007
%–PAGE_BREAK–
2008
%
2009
%
в среднем за 3 г
%
Зерновые в том числе
1856
6, 416
2650
6, 74
1266
3, 22
1924
5, 36
пшеница
1664

2650

1266

Ячмень
177

Овес
15

Овощи
11228
38, 81
16735
42, 56
20679
52, 62
16214
45, 23
Прочая продукция растение
126
0, 435
57
0, 145

61
0, 17
Бахчевые
1345
4, 650

448, 33
1, 25
Итого по растениеводству
14555
50, 31
19442
49, 44
21945
55, 84
18647, 33
52, 01
КРС
13500
48, 67
18510
47, 07
15967
40, 63
15992, 33
44, 61
В том числе Молоко
11966

15380

9626

Лошади
6

14

6, 66
0, 01
Прочая продукция живот
30
0, 1037
16
0, 08

15, 33
0, 04
Пр. продживотн. собств. права
833
2, 879
1342
3, 41
1389
3, 53
1188
3, 31
Итого по животноводству
14369
49, 673
19882
50, 56
17356
44, 16
17202, 33
47, 98
Всего по хозяйству
28924
100%
39324
100%
39301
100%
35849, 66
100%
Как видно из таб. № 2 наибольшую выручку хозяйства приносила продукция растениеводства, которая составляет 52, 01% от общей суммы выручки за 3 года, а наибольший процент выручки приносит 45, 23 % овощи. Вторую позицию по уровню выручки занимает животноводство, КРС, которое занимает лидирующую позицию и за 3 года выручка составила 44, 61% от общей суммы.
2. Размеры и организационно-экономическое значение для предприятия изучаемой отрасли овощеводства    продолжение
–PAGE_BREAK–
Размеры и удельный вес отрасли овощеводства в 2009 г Таблица №3
Показатели
2009 г.
количество
%
Валовая прод в тек ценах, т…
52778, 62
38631, 19
73, 19
Товарная продукция, тыс. руб
39301
21945
55, 84
Производствен капитал, тыс.
49777


Посевная площадь с. х. культур
2870
380
13, 24
Среднегодовая числен раб, занятых в с-х. произ, ч
95, 74
52, 92
55, 27
Прибыль, убыток от реализ с. -х. продукции, тыс. руб
5461
7476
136, 90
Среднегодовая численность работников, занятых в с-х. производстве, чел рассчитывается исходя из численности по основному производству 191/1995 ч/ч *1000=95, 74 человек (по предприятию); по овощеводству, прямые затраты труда на производство 28* коэффициент трудоемкости обслуживания и управления 191 /63+38=1, 89; 28*1, 89=52, 92 человек.
Анализируя таблицу №3, можно отметить, что валовая продукция – важный экономический показатель, который характеризует размер сельскохозяйственного предприятия; она также нужна для определения удельного веса сельского хозяйства в совокупном общественном продукте; доли отдельных категорий хозяйств в общей массе произведенной продукции, составляет 73, 19% от всей произведенной валовой продукции по предприятию. (Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство). Валовая продукция может увеличиваться за счет увеличения объема производства или повышения цен реализации. Товарная продукция -это часть валовой продукции, которая реализуется за пределы предприятия. Товарность является важным экономическим показателя, так как товарная продукция является главным источником финансового поступления
3. Структура посева овощей и мероприятия по повышению плодородия почв
Таблица №4 Состав и структура посевов с 2007 по 2009 г
Вид посевов
2007 г
%
2008 г
%
2009

Зерно
1248
31, 47
760
19, 21
1997
45, 33
Пр. прод. растен
830
20, 98
688
17, 39
493
11, 19
овощи
105
2, 65
320
8, 089
380
8, 63
бахчевые
30
, 75

Итого по растениеводству
2213
55, 9
1768
44, 69
2870
65, 15
Пашня
3956
100%
3956
100%
4405
100%
Из данных таблицы, характеризующая структуру посевов можно отметить, что увеличена число посевных площадей зерна и овощей, прочая продукция растениеводства уменьшена до 11, 19%, размер пашни увеличился по сравнению с предыдущими годами на 11, 35%. Зерно в большей своей массе выращивается для собственных нужд, также как и прочая продукция растениеводства.
4. Состав и характеристика используемых в отрасли овощеводства производственных основных фондов
При определении экономической эффективности деятельности предприятия дают характеристику состава и структуры основных средств. Основные cредства – совокупность материально – вещественных ценностей, используемых качестве средств труда в течение длительного периода как в
сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. Учет основных средств осуществляется в натуральной и стоимостной форме. С помощью натуральных показателей осуществляется учет основных средств по отдельным видам продукции, например для зданий – это их количество, площадь. Денежная оценка основных средств используется для характеристики их движения, расчета показателей эффективности использования и структуры ОС. Они подразделяются на производственные и непроизводственные. К производственным фондам относятся производственные сельскохозяйственные здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, капитальные затраты по улучшению земель. Под структурой основных фондов понимают процентное соотношение отдельных видов в общей их стоимости. На их структуру оказывают влияние многие факторы: специализация хозяйств, уровень интенсификации производства, природные условия. Оценка фондов осуществляется по первоначальной стоимости –полной (без вычета износа) и остаточной (за вычетом износа), восстановительной. Основные средства, согласно таблице №3 составляют 49777 тс. р
РАСШИФРОВКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 апреля 2008 г
таблица №5 СТРОКА 120 БАЛАНСА
№ п/п
НАИМЕНОВАНИЕ
ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ(рублей)    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
га –PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
27000
64141
58280
Затраты труда на 1 ц продукции, чел. -ч
54, 19
112, 990
52, 94
Производственная себестоимость, 1цр
256, 7
247, 17
283, 63
Полная себестоимость 1ц прод, руб
256, 7
247, 17
283, 63
Фактическая цена реал 1 ц прод. руб
475, 259
326, 046
411, 12
Прибыль, убыток (-), руб
5572
4048
7076
всего
5572
4048
7076
с1 га
5306
1265
1862
На 1 ц продукции
235, 851
78, 866
140, 678
Уровень рентабел, %
91, 878
31, 907
49, 599
Затраты труда на 1 ц продукции, чел. -ч, прямые затраты труда по овощам/ коэффициент трудоемкости обслуживания и управления (275/154=1, 785) 63, 3/1, 785=112, 990. Полная себестоимость 1 ц рассчитывается из полной себестоимость/продано ( количество)ц.
Фактическая цена реализации за 1 ц продукции высчитываем исходя из объема продукции (ц) и продаж (т. р) 16735/51327 ( количество реализованной продукции) =326, 046 руб; прибыль, убыток рассчитывается исходя из выручки от реализации, рассчитывается полная себестоимости проданной продукции 16735- 12687=4048 т. р, с 1 га прибыль, т. р. 4048/320 ( площадь посева овощей)=1265 тыс. руб; на 1 ц продукции, объем продаж овощей 4048/51327=78, 866 руб. Уровень рентабельности прибыль/ себестоимость*100%; 78. 86/247, 17*100=31. 907% (на 1 ц).
Исходя из таблицы №8, можно отметить, что более урожайный год стал 2009г, но и площадь посева увеличена по сравнению с предыдущим на 60 га; в 2007 году площадь посева была меньше почти в тир раза, а урожайность чуть ниже 2009г. Валовый сбор оказался самым высоким в 2008 г. Затраты труда самые низкие в 2009 г, 2007г -54, 19, несмотря на малую площадь посева. Ручной труд как был оправдан, урожайность выше, чем в 2008г; а полная себестоимость самая высокая- (2009) 283, 63. Фактическая цена реализации 2009 г. выше на 26% 2008г, а в 2007 г. 475, 259. Наибольшая прибыль была получена в 2009 г от реализации овощей, а с 1 га -2007г. Рентабельность-относительный показатель эффективности производства, выражающий степень доходности выпускаемой продукции. Уровень рентабельности самый оптимальный был достигнут в 2007г, в основном из-за цены реализации в итоге сформировавшейся прибыли, умеренной себестоимости; в 2009 г он оказался почти на половину ниже. Сравнительный анализ показателей позволяет оценивать эффективность производственной деятельности, выбрать наиболее выгодные направления деловой активности. Важной частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных предприятий различных организационно -правовых форм- поиск и выбор более эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.
Каналы реализации продукции таблица №9
Предприятия торговли и общепита
оговаривается в процессе догов. отношен
Небольшие партии продукции
Высшего, продукция свежая
Торговля на колхозном рынке
Цена, зависящая от спроса
Оптом и в розницу
Высшего, свежая
Предприятиям перерабатывающим
Цена предусматривается в договоре, но ниже рыночной
Оптом
Низкого качества на переработку
В рамках сельскохозпредприятия на общепит
Цена близка к себестоимости
розница
Высшего качества, свежая
Канал реализации
Цена
реализация
качество
Продажа государству
Гарантированная
Оптом
Высшего
Местный оптовый рынок (ярмарки)
договорная, складывающаяся в процессе продаж
оптом
Высшего и среднего
Преобладают такие каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями: продажа государству, предприятиям и организациям, потребительской кооперации, на колхозном рынке, работникам хозяйства и населению, проживающему на его территории. При продаже государству оно выступает гарантированным оптовым покупателем и принимает от них продукцию по гарантированным ценам. Заказы на закупку и поставку продукции для государственных уже формируются и размещаются на предприятиях путем заключения государственных контрактов. Предметом договорных отношений являются условия поставки продукции, ее ассортимент, параметры качества, сроки поставки, экономические нормативы, стимулы и санации. К числу перспективных каналов реализации относятся местные оптовые рынки, оптовые ярмарки, аукционы. Целью участия товаропроизводителей в таких рынках является не только продажа или приобретение товара, но и изучение спроса на товары, которые они производят. Широкое распространение получила реализация продукции по прямым хозяйственным договорам предприятиям торговли и общественного питания. Этот канал позволяет ликвидировать перевалочные операции, ускорить доставку потребителю свежей продукции, снизить ее потери при транспортировке и в торговой сети, лучше сохранить качество. В результате продукция обходится потребителю дешевле, чем при доставке в магазины и на предприятия общественного питания через городские базы снабжения. Однако, этот канал реализации увеличивает транспортные расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку магазины и предприятия общественного питания берут одновременно лишь небольшие партии продукции. Достаточно крупным каналом сбыта является торговля на колхозном рынке. Особенностью этого канала является то, что он выводит производителя продукции на непосредственный контакт с потребителем, что позволяет изучить потребительский спрос. Реализация в рамках предприятия на общественное питание и для продажи работникам- постоянный канал сбыта. Данный канал имеет в большей степени социальное значение и преследует цель закрепить и удержать рабочую силу на предприятии. При выборе перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции учитываются следующие организационные факторы: возможный объем реализации, качество продукции, складывающаяся на рынке цена, затраты на реализацию, спрос на продукцию и степень его удовлетворении. Исходным моментом экономической оценки сложившихся и потенциально возможных каналов реализации является расчет прибыли на единицу реализуемой продукции. организационная и экономическая оценка каналов реализации сельскохозяйственной продукции позволяет не только принять обоснованное решение относительно их выбора, но и обосновать предложения по увеличению прибыли от реализации.
Выводы и предложения
Подводя итог данной работы можно сказать, что ООО «Племзавод Котлубань» МУСС за три года, имеет небольшую численность работников и большой объем продаж по овощам. Основной отраслью учреждения в сельскохозяйственном производстве являлось животноводство, а овощеводство занимало вторую роль. Но несмотря на это, деятельность приносит стабильно прибыль.
Кредиторская задолженность, исходя из данных баланса (2008 г), уменьшена по сравнению за предыдущий год, увеличены оборотные активы предприятия, которые, как известно являются быстро приносящими доход, в 2009 г краткосрочные обязательства выросли почти в двое, а дебиторская задолженность в семь раз, займы и кредиты увеличились на 115%( в 2008 г), также как и нераспределенная прибыль, в 2009г стали заметно снижаться долгосрочные обязательства. Но в целом баланс (2008 г) имеет положительное сальдо, хотя чистая прибыль исходя из формы №2 отчета о прибылях и убытках уменьшилась по сравнению за 2007г почти в два раза; в 2009г она составила 1222 т. р; увеличилась себестоимость продукции и прочие расходы.
Как видно из аналитических данных, производство овощей приносит неплохую прибыль. И все затраты на его производство окупаются. Чего не скажешь о животноводстве, которое приносит убытки.
Для повышения производства овощей, не помешало бы увеличить долю посева в общей площади и защищенном грунте. Здесь основное внимание должно быть обращено на подбор сортов и гибридов овощных культур, имеющих хорошие вкусовые качества и способные сохранять питательные вещества при хранении и промышленной переработке. Правильный процесс производства, сосредоточенный на уменьшении затрат, от посадки о доставки на рынок потребителя, позволит сэкономить немалые средства Я считаю, что самым подходящим для ООО «Племзавод Котлубань» является пересмотр основной направленности и отведению большей роли овощеводству. Даже при таких показателях сбора урожая предприятие будет имеет доход больше, причем затраты будут окупать себя. Если урожайность увеличится, то уровень доходности предприятия вырастет.
Список литературы
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Г. В. Савицкая;2000г
2. Вестник АПК Волгоградской области /сентябрь 2009№9;
3. Вестник АПК Волгоградской области№4/2008г /Овощеводство: итоги и перспективы развития отрасли
4. Газета «Междуречье» Схема ограничения использования территории Городищенского муниципального района/30. 06. 2009 г
5. Интенсификация производства ранних овощей в нижнем Повольжье: Лекция/ В. М Андреев. Волгоградская. с, х ин-т Волгоград 1993 6. Оценка земельных ресурсов: Учебное пособие/ В. П. Антонов, Б. Е. Бондарев. – М.: Институт оценки природных ресурсов. -М.: Колос, 1999г. 7. Овощеводство защищенного грунта /В. А. Брызгалов, В. Е. Советкина; под ред. В. А. Брызгалова. -Л.: Колос, 2001г; 8. Овощная гордость Котлубани/ газета Междуречье№61-62/19. 052009г 9. Поселения Волгоградской области/ А. В. Воробьев -2 изд/Волгоград Станица
10. Пути повышения урожайности плодовых и овощных культур/Сборник научных трудов; Редакционная коллегия 1978г 11. Экономическая энциклопедия регионов России/ Южный федеральный округ; Волгоградская область/ Главная редакционная коллегия; глюредактор Шахманов 2005г;
12. Экономика сельскохозяйственного предприятия/И. А. Минаков: Издательство Колос 2004г
13. ‘Экономика и социология труда’. В. В. Адамчук, О. В. Ромашов: 2000г.
14. Экономика и статистика фирм: Учебник /Под ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 240с.