Организация перевозки грузов железнодорожным транспортом

Курсоваяработа
По дисциплине«Организация и технология торговли»
На тему «Организация перевозки грузов железнодорожным транспортом»
перевозкагруз железнодорожный документ

Содержание
 
Введение
1.Теоретическая часть
1.1 Организация перевозокгрузов
1.2 Характеристикаподвижного состава
1.3 Характеристика отправок
1.4 Планирование перевозок
1.5 Маркировка грузов
1.6 Погрузка грузов,пломбирование грузов
1.7 Документальноеоформление перевозок
1.8 Операции, выполняемыепосле прибытия груза в адрес грузополучателя
1.9 Ответственность железнойдороги и клиентуры по перевозкам грузов
2.Практическая часть напримере деятельности торгового объекта
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложения

Введение
Основнымизадачами транспорта является более полное обеспечение потребностей грузовладельцеви всего населения в перевозках.
Грузовыестанции железных дорог и примыкающие к ним подъездные пути промышленных предприятийиграют важную роль в процессе доставки грузов от мест производства к местам потребления.Постоянное совершенствование технологии их работы является одним из основных условийуспешной перевозки грузов на железнодорожном транспорте.
Ворганизации перевозочного процесса ведущая роль принадлежит инженерам путей сообщения.В современных условиях от работников транспорта требуется высокий уровень знанийорганизации производства.
Ведущуюроль ж/д транспорта в общей транспортной системе определяет сравнительно низкаясебестоимость, массовость, универсальность, регулярность, надежность и быстротаперевозок, повсеместность расположения сети, возможность доставки грузов от складагрузоотправителя до склада грузополучателя. Ж/д транспорт работает непрерывно втечении года и суток, осуществляя массовую перевозку топлива, металлов, леса, строительныхматериалов, удобрений, зерна и многих других грузов всех отраслей экономики, обеспечиваянормальное функционирование производства, жизнедеятельность людей в городах и сельскойместности.

1.Теоретическаячасть
Ж/дтранспорт обеспечивает единство экономического и стратегического пространства страны,является интегрирующим и государственно образующим сектором и стабилизирующим факторомэкономики. В новых социально-экономических условиях основной задачей ж/д транспортаявляется транспортное обслуживание грузоотправителей, грузополучателей, населения,других физических и юридических лиц.
Внастоящее время требуется не только перевезти груз и выдержать срок его доставки,но и осуществлять транспортное обслуживание по различным классам качества, минимизируяпотери при перевозке и затраты на них. Для этих целей необходимо применять удобныедля грузоотправителей и грузополучателей технологии перевозочного процесса, осуществлятьперевозки с повышенными скоростями, оптимально согласовывать ритмы работы поставщиков,потребителей, ж/д транспорта и время доставки грузов для конкретных грузоотправителейи грузополучателей, обеспечивать полноту и качество предоставляемых услуг.
Задачамимоей курсовой работы я определила:
1. Организация перевозок грузов.
2. Характеристика подвижного состава.
3. Характеристика отправок.
4. Планирование перевозок.
5. Маркировка грузов.
6. Погрузка грузов, пломбирование грузов.
7. Документальное оформление перевозок.
8. Операции, выполняемые после прибытия груза в адрес грузополучателя.
9. Ответственность железной дороги и клиентуры по перевозкам грузов.
 
1.1 Организацияперевозок грузов.
Перевозка грузовжелезнодорожным транспортом организуется на договорных началах.
Формы заявокна перевозки грузов, порядок заполнения и представления этих заявок, их выполненияи учета устанавливаются правилами перевозок грузов. По договоренности с грузоотправителемБелорусская железная дорога может устанавливать иной порядок представления заявокна перевозку грузов.
Белорусскаяжелезная дорога, ее предприятия не имеют права отказать в приеме заявки на перевозкугрузов при наличии необходимых условий и возможностей для их транспортирования.Предприятия Белорусской железной дороги обязаны обеспечивать своевременную подачувагонов на все пункты погрузки в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов.
Перевозки грузовосуществляются маршрутными, групповыми, повагонными, контейнерными и мелкими отправками.Условия перевозок грузов указанными видами отправок определяются правилами перевозокгрузов.
На основаниимесячных заявок грузоотправителей Белорусская железная дорога, ее предприятия определяютпотребность в подвижном железнодорожном составе на предстоящий календарный месяц.В месячных заявках при необходимости указываются также объемы погрузки грузов маршрутамис указанием железнодорожных станций их выгрузки или распыления. Грузоотправителимогут формировать маршруты из однородных и разнородных грузов. К перевозке маршрутамипредъявляются сельскохозяйственные машины, автомобили, нефтепродукты, удобрения,химикаты, промышленное сырье, огнеупоры, зерно, сахарная свекла, строительные идругие массовые грузы.
Начальник железнодорожнойстанции совместно с грузоотправителем не позднее 3 дней до начала выполнения заявкина перевозку грузов уточняет количество необходимых вагонов, контейнеров по дням,родам грузов, а при перевозке в международном железнодорожном сообщении — и по железнымдорогам назначения. Указанные данные заносятся в учетную карточку.
Выполнение месячнойи дополнительной заявок грузоотправителя на перевозку грузов учитывается в учетнойкарточке. Форма и правила заполнения учетной карточки устанавливаются правиламиперевозок грузов.
ПредприятияБелорусской железной дороги в случае неподачи по их вине вагонов, контейнеров длявыполнения заявки на перевозку грузов обязаны по требованию грузоотправителей выделитьих для восполнения недогруза в течение следующего месяца.Порядок восполнения недогрузов,допущенных по вине предприятий Белорусской железной дороги, по грузам, перевозкакоторых заявлялась во внутриреспубликанском железнодорожном сообщении, устанавливаетсяначальником железнодорожной станции по согласованию с грузоотправителями, по грузам,перевозка которых заявлялась в международном железнодорожном сообщении, — Белорусскойжелезной дорогой по согласованию с грузоотправителями, железными дорогами другихгосударств, предприятиями и организациями иных видов транспорта. При нарушении согласованногопорядка восполнения недогрузов предприятия Белорусской железной дороги за неподачувагонов, контейнеров и грузоотправитель за непредъявление грузов к перевозке несутответственность, установленную пунктом 110 настоящего Устава. Начальник железнодорожнойстанции по согласованию с грузоотправителем может сгущать подачу вагонов и контейнеровпод погрузку для формирования маршрутов и укрупнения перевозок, а также для восполнениянедогрузов. Предоставление вагонов, контейнеров под погрузку по дополнительным заявкамосуществляется за плату, указанную в Тарифном руководстве. Начальник Белорусскойжелезной дороги по ходатайствам грузоотправителей имеет право в зависимости от наличиятранспортных средств осуществлять выделение вагонов, контейнеров под погрузку подополнительным заявкам без взимания платы за их предоставление. Начальник Белорусскойжелезной дороги за плату, указанную в Тарифном руководстве, может разрешить по ходатайствамгрузоотправителей:
выход принадлежащихим транспортных средств на железнодорожные пути предприятий Белорусской железнойдороги; изменение предусмотренной месячной заявкой железнодорожной станции отправлениягруза. Начальник отделения Белорусской железной дороги за плату, указанную в Тарифномруководстве, может разрешить по ходатайствам грузоотправителей: внутристанционные(в пределах одного тарифного пункта) перевозки грузов; изменение предусмотреннойзаявкой железнодорожной станции отправления груза в пределах отделения Белорусскойжелезной дороги.
Начальник железнодорожнойстанции за плату, указанную в Тарифном руководстве, может разрешить: замену предусмотренногозаявкой одного рода подвижного железнодорожного состава другим, если перевозка данногогруза в этом роде железнодорожного подвижного состава допускается правилами перевозокгрузов; изменение железнодорожной станции назначения груза, указанной в принятойзаявке; замену одного рода груза другим в пределах групп номенклатуры грузов, установленныхправилами перевозок грузов.
По договоруна перевозку груза предприятия Белорусской железной дороги обязуются доставить грузв пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатитьза перевозку груза установленную плату.
Грузоотправительдолжен представить железнодорожной станции отправления на каждую отправку грузазаполненную накладную, состоящую из листов оригинала накладной, дорожной ведомости,корешка дорожной ведомости (дополнительный экземпляр дорожной ведомости), квитанциио приеме груза (дубликат накладной), являющуюся договором на перевозку груза. Грузоотправительобязан также приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнениятаможенных и других процедур на всем пути следования груза, а также, в случае необходимости,сертификат и спецификацию. Предприятия Белорусской железной дороги не обязаны проверятьправильность и достаточность сопроводительных документов, приложенных грузоотправителемк накладной. Если перевозка или выдача груза задерживается из-за непредставлениягрузоотправителем, грузополучателем необходимых документов для выполнения таможенныхи других процедур, неправильности или недостаточной оформленности представленныхими документов, то за время задержки вагонов (контейнеров) железной дороги на железнодорожныхпутях предприятий Белорусской железной дороги взимается плата за пользование вагонами,контейнерами или соответственно плата за нахождение на указанных путях вагонов,контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими,а также сбор за хранение груза. Накладная составляется на определенного грузополучателя,подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и выдаетсяна железнодорожной станции назначения грузополучателю вместе с грузом. В подтверждениеприема груза к перевозке железнодорожная станция под расписку в соответствующейграфе корешка дорожной ведомости выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза,в которой проставляется календарный штемпель железнодорожной станции. Форма накладныхи других перевозочных документов, порядок их заполнения устанавливаются правиламиперевозок грузов. При перевозке массовых грузов в случаях, предусмотренных правиламиперевозок грузов, может составляться одна накладная на целый маршрут или группувагонов, а также на комплект контейнеров. Железнодорожные станции выдают грузоотправителямбланки перевозочных документов и заявок на перевозки за плату, указанную в Тарифномруководстве, а также по их просьбе — копии документов, в том числе учетных карточек,ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика, за плату по соглашениюсторон. Грузоотправитель несет предусмотренную настоящим Уставом и другими актамизаконодательства Республики Беларусь имущественную ответственность за достоверностьсведений, внесенных в накладную, а также за последствия, возникшие из-за указанныхим в накладной недостоверных, неточных или неполных сведений.Предприятия Белорусскойжелезной дороги имеют право проверять правильность сведений, указанных грузоотправителемв накладной, в том числе производить выборочную проверку массы груза.За предъявлениегруза, запрещенного к перевозке или требующего при перевозке особых мер предосторожности,без указания этих мер либо с неправильным указанием в накладной наименования, свойствили качества груза грузоотправитель несет ответственность, предусмотренную пунктом120 настоящего Устава.
Грузы принимаютсяк перевозке грузовой скоростью, а также большой скоростью с оплатой по повышенномутарифу. К перевозке большой скоростью принимаются грузы в направлениях, устанавливаемыхНачальником Белорусской железной дороги.Скорость перевозки определяет и указываетв накладной грузоотправитель. Если перевозка данного груза допускается только определеннойскоростью, грузоотправитель должен указать ее в накладной.
Провозная платавзимается за кратчайшее расстояние из возможных расстояний осуществления перевозкигрузов. Порядок определения такого расстояния устанавливается Белорусской железнойдорогой с опубликованием его в Тарифном руководстве. В случаях, указанных в Тарифномруководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденногорасстояния. По просьбе грузоотправителей предприятиями Белорусской железной дорогиможет быть принят груз к перевозке по указанному грузоотправителями направлениюв порядке, установленном Белорусской железной дорогой. В этом случае плата за перевозкупроизводится за фактическое расстояние перевозки.
Таможенное оформлениегрузов и багажа, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, производитсяв соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь. Особенности таможенногооформления грузов и багажа, перевозимых железнодорожным транспортом, определяютсяПоложением о взаимодействии таможенных органов Республики Беларусь и Белорусскойжелезной дороги, утверждаемым Председателем Государственного таможенного комитетаи Начальником Белорусской железной дороги.
При перевозкеБелорусская железная дорога, ее предприятия, грузоотправители и грузополучателинесут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь завозникшие по их вине транспортные происшествия, загрязнение, заражение окружающейсреды, перерывы в движении поездов и возмещают расходы, связанные с ликвидациейпоследствий этих ситуаций. В случае возникновения в процессе перевозки транспортныхпроисшествий грузоотправители, грузополучатели обязаны при получении соответствующегосообщения от Белорусской железной дороги, ее предприятий обеспечить немедленноенаправление на место происшествия своего представителя, мобильного подразделенияс необходимыми средствами для ликвидации этих происшествий и их последствий.
При сдаче грузоотправителеми приеме предприятием Белорусской железной дороги грузов, перевозимых навалом, насыпью,наливом, в контейнерах, должна быть определена и указана в накладной их масса. Тарныеи штучные грузы перевозятся с указанием в накладной массы и количества грузовыхмест. Масса тарных и штучных грузов определяется до предъявления их к перевозке.Грузы, перевозимые насыпью, навалом и наливом, а также грузы, взвешивание которыхна товарных весах невозможно, взвешиваются на вагонных весах. Перечень грузов, которыемогут перевозиться навалом, насыпью и наливом, устанавливается правилами перевозокгрузов. Общая масса груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом массыпо трафарету или стандарту. Определение массы грузов, погрузка которых до полнойвместимости вагонов, контейнеров не может повлечь их перегруза, допускается расчетнымпутем, по обмеру. Способ определения массы груза грузоотправитель обязан указатьв накладной.
Определениемассы грузов производится: предприятием Белорусской железной дороги — при погрузкегрузов им в местах общего пользования; грузоотправителем — при погрузке грузов имв местах общего и не общего пользования. Определение массы груза по трафарету, стандарту,расчетным путем, по обмеру во всех случаях производится грузоотправителем. В случаеотсутствия у грузоотправителя соответствующих весов предприятие Белорусской железнойдороги может предоставлять ему при наличии свои весы. Предприятие Белорусской железнойдороги за взвешивание груза на своих весах с грузоотправителя взимает сбор, указанныйв Тарифном руководстве.
Прием железнодорожнымистанциями от грузоотправителей мелких отправок производится в соответствии с календарнымрасписанием погрузки по направлениям. Расписание приема мелких отправок по днями направлениям, установленное для данной железнодорожной станции, должно быть объявленогрузоотправителям. Домашние вещи принимаются к перевозке в день их предъявления.Грузоотправители могут отправлять грузы мелкими отправками в сборных вагонах согласнопринятым заявкам на перевозку грузов. В этих случаях вагоны должны загружаться мелкимиотправками в соответствии с планом их формирования и установленными нормами загрузки.
Белорусскаяжелезная дорога, ее предприятия имеют право по заявлению грузоотправителя, грузополучателяизменить железнодорожную станцию назначения груза и (или) грузополучателя (переадресоватьгруз).При переадресовке груза грузоотправитель (грузополучатель) уплачивает предприятиюБелорусской железной дороги сборы в размерах, указанных в Тарифном руководстве.Порядок переадресовки грузов устанавливается правилами перевозок грузов. За простойвагонов, контейнеров во время переадресовки груза до момента окончания оформленияперевозочных документов вносится плата за пользование вагонами (контейнерами) железнойдороги или плата за время нахождения вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям,грузополучателям или арендованных ими, на железнодорожных путях, принадлежащих предприятиямБелорусской железной дороги, и сбор за хранение груза. Белорусская железная дорога,ее предприятия выполняют распоряжение грузоотправителя, если груз еще не выдан грузополучателю.
Во всех случаяхизменения грузополучателя или железнодорожной станции назначения груза грузоотправительили грузополучатель, по заявлению которого произведено такое изменение, являетсяответственным соответственно перед первоначальным грузополучателем (грузоотправителем)за последствия этого изменения и обязан урегулировать расчеты между грузоотправителем,первоначальным и фактическим грузополучателями.
Железнодорожнаястанция назначения при выдаче груза обязана проверить его массу, количество мести состояние в случаях: прибытия груза, погруженного предприятием Белорусской железнойдороги; прибытия груза в неисправном вагоне (контейнере), а также в вагоне (контейнере)с поврежденными пломбами (запорно-пломбировочными устройствами) или с пломбами (запорно-пломбировочнымиустройствами) попутных железнодорожных станций; прибытия груза с признаками недостачи,повреждения (порчи) при перевозке на открытом подвижном железнодорожном составеили в крытых вагонах (в том числе специализированных) без пломб (запорно-пломбировочныхустройств), если такая перевозка предусмотрена правилами перевозок грузов; прибытияскоропортящегося груза с нарушением предельного срока его перевозки или с нарушениемтемпературного режима перевозки в рефрижераторных вагонах предприятий Белорусскойжелезной дороги и железных дорог других государств; выдачи с мест общего пользованиягрузов, выгруженных предприятиями Белорусской железной дороги. В указанных случаяхтарные и штучные грузы выдаются железнодорожной станцией с проверкой их массы исостояния только в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары или другихобстоятельств, которые могут повлиять на состояние груза, железнодорожная станцияобязана произвести с учетом имеющихся сопроводительных документов (фактуры, счетаи т.п.) проверку груза в поврежденных местах со вскрытием этих мест. Проверка массыгруза при выдаче осуществляется, как правило, способом, аналогичным способу ее определенияпри погрузке данного груза. При отсутствии вагонных весов у грузополучателя и нажелезнодорожной станции назначения, перевозимые навалом и насыпью грузы, прибывшиебез признаков недостачи, выдаются без проверки их массы на весах.
Если при проверкемассы, количества мест или состояния груза на железнодорожной станции назначенияобнаруживаются его недостача или повреждение (порча), если эти обстоятельства удостовереныкоммерческим актом, составленным в пути следования, железнодорожная станция назначенияобязана определить фактические размеры этих недостачи, повреждения (порчи). Принеобходимости производства экспертизы предприятие Белорусской железной дороги посвоей инициативе либо по требованию грузополучателя приглашает экспертов или соответствующихспециалистов.
ПредприятияБелорусской железной дороги осуществляют перевозки грузов в контейнерах, транспортныхпакетах и на поддонах. Для перевозки грузов применяются универсальные и специальныеконтейнеры. Специальные контейнеры принадлежат грузоотправителям и грузополучателями применяются для грузов, требующих особых условий перевозки. Погрузка грузов вконтейнеры и выгрузка из них производятся грузоотправителями и грузополучателями.Погрузка контейнеров в вагоны и на автомобили и выгрузка их из вагонов и автомобилейпроизводятся: предприятиями Белорусской железной дороги — в местах общего пользования;грузоотправителями и грузополучателями — в местах необщего пользования. Универсальныеи специальные контейнеры по размерам и грузоподъемности должны отвечать требованиямсоответствующих стандартов, правил перевозок грузов. Грузы в контейнерах принимаютсяжелезнодорожной станцией к перевозке за массой и пломбами (запорно-пломбировочнымиустройствами) грузоотправителей. Домашние вещи перевозятся в контейнерах за пломбамиили запорно-пломбировочными устройствами предприятий Белорусской железной дорогилибо предприятия, организации, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание.Грузы, прибывшие в исправном контейнере с неповрежденными пломбами или запорно-пломбировочнымиустройствами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки их массы, состоянияи количества мест.
Белорусскаяжелезная дорога, ее предприятия могут осуществлять в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей игрузополучателей, пользующихся услугами и работами, выполняемыми железнодорожнымтранспортом, а также создавать для этих целей в установленном порядке транспортно-экспедиционныепредприятия. Осуществлять по договору транспортной экспедиции транспортно-экспедиционноеобслуживание грузоотправителей и грузополучателей на железнодорожном транспортемогут и другие субъекты транспортной деятельности в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь. Расчеты с Белорусской железной дорогой, ее предприятиями, грузоотправителями,грузополучателями осуществляются в безналичной форме, в отдельных случаях — наличнымиденьгами в порядке и в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.
Расчеты с участиемфизических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,производятся наличными деньгами или в безналичной форме в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь. Все причитающиеся Белорусской железной дороге, ее предприятиямплатежи за перевозку грузов производятся грузоотправителем на железнодорожной станцииотправления до приема груза к перевозке. Окончательные расчеты, связанные с перевозкой,производятся грузополучателем на железнодорожной станции назначения до выдачи груза.Соглашением между Белорусской железной дорогой, ее предприятиями и грузоотправителем(грузополучателем) может быть установлен иной порядок расчетов. По договору междуБелорусской железной дорогой, ее предприятиями и грузоотправителями, грузополучателямирасчеты, связанные с перевозкой грузов, могут производиться через специальные предприятия(подразделения) Белорусской железной дороги (централизованный расчет). При этомв случае несвоевременных расчетов с грузоотправителя (грузополучателя) в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, в пользу Белорусской железнойдороги, ее предприятий взыскивается пеня. Предприятия Белорусской железной дорогиимеют право прекратить операции по приему или выдаче груза до внесения грузоотправителемили грузополучателем платы за его перевозку и иных причитающихся Белорусской железнойдороге, ее предприятиям платежей, в том числе по предыдущей перевозке, в порядке,предусмотренном правилами перевозок грузов. За оформление дополнительных документовпри нераскредитовании перевозочного документа в течение 48 часов с момента уведомленияо прибытии груза на железнодорожную станцию назначения грузополучатель уплачиваетсбор в размере, указанном в Тарифном руководстве. Порядок расчетов между Белорусскойжелезной дорогой, ее предприятиями и грузоотправителями, грузополучателями за перевозкигрузов определяется правилами перевозок грузов.
При возникновениив результате действия непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий ииных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, препятствий для дальнейшей перевозкигруза и багажа железнодорожным транспортом, доставки их по назначению и выдачи надлежащемугрузополучателю (получателю), а также при невозможности определения принадлежностигруза и багажа и в случаях, предусмотренных пунктами 57, 103, 125 настоящего Устава,Белорусская железная дорога имеет право реализовать эти грузы и багаж. Порядок реализацииопределяется правилами реализации грузов и багажа, перевозимых железнодорожным транспортом,утверждаемыми Белорусской железной дорогой по согласованию с Министерством финансови Государственным налоговым комитетом, а также другими актами законодательства РеспубликиБеларусь.
Сумма, полученнаяот реализации груза, за вычетом суммы, причитающейся Белорусской железной дороге,ее предприятиям, перечисляется: грузополучателю, указанному в накладной, — в случаеоплаты им стоимости груза; грузоотправителю — во всех остальных случаях. При невозможностиперечисления указанной суммы грузополучателю или грузоотправителю она в установленныезаконодательством Республики Беларусь сроки перечисляется в доход республиканскогобюджета. Суммы, причитающиеся Белорусской железной дороге, ее предприятиям, передаютсяБелорусской железной дороге, ее предприятиям только в случае отсутствия их вины.
ПредприятияБелорусской железной дороги имеют право удерживать переданные им для перевозки грузыв счет причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке в соответствиис законодательством Республики Беларусь. Требование предприятий Белорусской железнойдороги, удерживающих груз, удовлетворяется в установленном порядке из стоимости,полученной от реализации данного груза. В случае реализации обращенного в установленномпорядке в доход государства груза уполномоченными на то государственными органамисумма платежей, причитающихся Белорусской железной дороге, ее предприятиям по перевозкеданного груза, возмещается Белорусской железной дороге, ее предприятиям за счетсуммы, полученной от реализации этого груза, в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь.
 
1.2Характеристикаподвижного состава
Конструкциявагонов грузового парка оказывает влияние на сохранность грузов, скорость выполнениягрузовых операций, эффективность перевозок, безопасность движения поездов, сохранностьгрузов, максимальное использование грузоподъемности и вместимости, обеспечение комплексноймеханизации погрузочно-разгрузочных работ и сокращение простоя вагонов под грузовымиоперациями. Парк грузовых вагонов состоит из универсальных (крытых, платформ, полувагонов)и специализированных. В универсальных вагонах могут перевозиться практически всегрузы, в специализированных — лишь те, для которых они предназначены.
К специализированнымвагонам относятся цистерны, изотермические, зерновозы, муковозы, цементовозы, думпкары,хопперы для перевозки цемента, минеральных удобрений, зерна, специальные цистерныдля перевозки цемента, муки, каустической соды, спирта, сжиженных газов, вязкихвеществ, двухъярусные платформы для легковых автомобилей, транспортеры для тяжеловесныхгрузов и др. По способу загрузки вагоны делят на открытые и закрытые. Вагоны открытоготипа имеют значительные преимущества перед крытыми: шире возможность механизациипогрузочно-разгрузочных работ, ниже простой вагонов ввиду ускорения погрузки и выгрузки,меньше расходы на постройку, ремонт, содержание, возможны перевозки длинномерных,громоздких грузов. Одной из важных характеристик грузового вагона является его грузоподъемность,под которой понимают максимально допускаемую конструкцией нагрузку вагона, устанавливаемуюМПС с учетом полного обеспечения безопасности движения поездов. Удельная грузоподъемностьвагона — это количество тонн грузоподъемности, приходящееся на 1 м’ геометрическогообъема кузова (т/м’). Грузоподъемность и вместимость вагона могут быть полностьюиспользованы при удельной грузоподъемности, равной плотности груза, т. е. массе1 м’ груза в том виде и состоянии, в которых его перевозят по железным дорогам.Если плотность груза меньше удельной грузоподъемности вагона, вместимость вагонаиспользуется полностью, а грузоподъемность — не полностью, при большой плотности— наоборот. При разработке планов перевозок грузов по железным дорогам используютпоказатели техническая норма загрузки и статическая нагрузка вагона. Техническаянорма загрузки вагона — это обязательное количество груза, которое должно быть погруженов данный тип вагона при полном использовании вместимости или грузоподъемности. Этанорма устанавливается для каждого конкретного типа вагона при загрузке его конкретнымгрузом (для вагонов — в тоннах, для контейнеров в килограммах).
Сетевые техническиенормы загрузки вагонов разрабатываются и устанавливаются МПС, местные— дорогамипогрузки. Статическая нагрузка вагона — это количество тонн погруженного груза,приходящееся в среднем на один вагон. Система нумерации подвижного состава позволилав восьмизначном номере объединить неповторяющийся инвентарный номер, присвоенныйданной единице подвижного состава, основную характеристику его и кодовую защитудостоверности считывания номера. Первая цифра характеризует род подвижного состава:2 — крытые грузовые вагоны, 4 — платформы, 6 — полувагоны, 7 — цистерны, 8 — изотермическиевагоны, 3 и 9 — прочие вагоны (специализированные и др.). Общим для всех грузовыхвагонов (кроме номеров прочих вагонов, начинающихся с цифры 3) является кодированиеосности. Второй знак номера характеризует осность и основные характеристики вагона.Цифры 0-8 обозначают четырехосные, цифра 9 — восьмиосные вагоны. Все шестиосныевагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры3 (у шестиосных вторая цифра номера — 6, у транспортеров — 9). Кроме осности, втораяцифра определяет: для крытых вагонов — объем кузова (0 — до 120 м’, 1 — более 120м’, 4 — более 120 м’ с уширенными дверными проемами), для платформ — длину рамы(0 — до 13,4 м, 2 — 13,4 м и более), для четырехосных полувагонов— наличие люковв полу и торцовых дверей (0— с люками и торцовыми дверями, 4 — с люками без торцовыхдверей, 8— с глухим кузовом), для цистерн — специализацию, для рефрижераторных вагонови ледников — особенности конструкции. Четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагонаопределяют их порядковый номер и характеристик не содержат. В седьмом знаке цифра9 свидетельствует о наличии у вагона (кроме рефрижераторных) переходной площадки.Восьмая цифра — контрольная. С ее помощью проверяется правильность считывания (передачи)номера. Она наносится слитно с остальными цифрами номера. Платформы используют дляперевозки тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов, контейнеров и т.д. Ониимеют металлические и деревянные борта и оборудованы стоечными скобами, предназначеннымидля крепления грузов. Основной тип платформы — четырехосная, грузоподъемностью 71т с металлическими бортами из гнутых профилей и с клинивыми запорами бортов. Этиплатформы при перевозке грузов не требуют дополнительного крепления бортов короткимидеревянными стойками. Для перевозки крупнотоннажных контейнеров имеются специальныеплатформы, оборудованные фитинговыми узлами крепления. Построены они на базе четырехосныхплатформ, но в отличие от них не имеют бортов и деревянного полового настила
Вагон предназначендля перевозки насыпных непылевидных, навалочных (каменного угля, руды и др.), штабельныхи штучных грузов, не требующих укрытия от атмосферных осадков.
Вагон-цистернапредназначен для перевозки нефтепродуктов по железной дороге колеи 1 520 мм. Конструкциявагона состоит из котла и типовой платформы, имеющей сварную раму, две двухосныетележки модели 13-100, автосцепное и автотормозное оборудование.
Котел изготовлениз низколегированной стали 09Г2С-12 и состоит из обечайки цилиндрической формы,цельносварной с внутренним диаметром 3 000 мм и двух эллиптических днищ. В верхнейчасти котла имеется лазовый люк, герметично закрытый крышкой люка, предохранительныйклапан и арматура сливно-наливного устройства с тройным запором, По требованию заказчикапредусмотрена установка универсального сливного прибора. Открывание, закрываниеи фиксация сшивного прибора осуществляется сверху на котле, дополнительный затворустанавливается снизу. Для обеспечения полного слива перевозимых грузов нижняя образующаякотла выполнена с наклоном к сливному прибору.
Это специальныйтип подвижного состава, используемый для перевозки длинномерных грузов, т.е. грузов,которые по своему весу или размерам не могут быть перевезены на обычных платформахили в полувагонах. На железных дорогах СНГ эксплуатируются транспортёры грузоподъёмностьюот 55 до 480 т. Масса брутто транспортёра определяет число колёсных пар и соответственноэтому конструкцию и число элементов, передающих нагрузку на оси, а габариты перевозимогогруза — устройство главной балки. Транспортер имеет усиленную несущую раму особойформы, опирающуюся на две и более двухосные, трехосные или четырехосные тележки.Все транспортеры по их конструкции можно условно разделить на следующие типы: •транспортеры с пониженной погрузочной площадкой. Наличие пониженной погрузочнойплощадки позволяет при доставке грузов большой высоты ликвидировать негабаритностьили снизить ее степень; • транспортеры платформенного типа. Они имеют ровную погрузочнуюплощадку, покрытую сплошным металлическим листом, и предназначены главным образомдля перевозки тяжеловесных грузов небольших габаритных размеров.

1.3Характеристика отправок
 
Повагонная – предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которойтребуется предоставление отдельного вагона.
Контейнерная – предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которойтребуется предоставление отдельного контейнера
Мелкая – предъявляемая по одной накладной, ограниченная по массе и объему(от 0,02 до 5 тонн и объемом не более 1/3 вместимости вагона) не, партия груза,для перевозки которой не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.
Групповая – предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которойтребуется предоставление больше одного вагона, но меньше маршрута
Маршрутная – предъявляемая по одной накладной партия груза, в количестве, соответствующейвесовой норме или длине поезда, установленной для маршрутов. Неверное название маршрутов– турные поезда или «вертушки». Маршруты подразделяются на:
Кольцевые –когда маршрут следует по кольцу (например, на станции А производится погрузка угляв адрес станции Б, по прибытии маршрута на станцию Б и выгрузки угля, производитсяпогрузка щебня в адрес станции В, по прибытии на станцию В и выгрузки щебня маршрутследует в адрес станции А в порожнем состоянии, после чего цикл повторяется). Толькотакой маршрут может называться «вертушкой».Прямые отправительские – когда маршрутне привязывается к конкретным станциям и конкретной схеме (как кольцевые).Прямые,следующие в распыление – когда маршрут следует от одного грузоотправителя к разнымгрузополучателям, расположенным на одной станции выгрузки или когда два и болеемаршрута следуют от станции погрузки, объединенные в один, до ближайшей техническойстанции, после чего разделяются.
Сборная повагонная – предъявляемый по одной накладной груз разных наименований и позицийноменклатуры, следующий в адрес одного грузополучателя в одном вагоне.
 
1.4Планирование перевозок
 
Повышение эффективностии качества работы железных дорог в большой мере зависит от уровня планирования иорганизации их эксплуатационной деятельности.
В плане эксплуатационнойработы устанавливаются объем работы подвижного состава и качественные показателиего использования, а также величина потребных парков локомотивов и вагонов. Поэтомупланирование эксплуатационной работы часто называют планированием работы подвижногосостава.
Работа подвижногосостава планируется с таким расчетом, чтобы план перевозок грузов и пассажиров выполнялсяполностью, высокопроизводительно и с минимальными затратами.
В грузовом движенииплан работы подвижного состава разрабатывается на основе схем грузовых потоков поучасткам или дороги.
Порядок разработкиплана следующий:
1) устанавливаютсянормы нагрузки вагонов по отдельным родам грузов и показатели погрузки, выгрузки,приема и сдачи грузов. Густота перевозок в тоннах пересчитывается на вагоны и определяетсяпробег груженых вагонов;
2) составляетсябаланс порожних вагонов по станциям и участкам. Пункты выгрузки грузов и избыткапорожних вагонов прикрепляются к пунктам погрузки грузов и недостатка порожних вагоновс учетом структуры вагонного парка. Строится схема порожних вагонопотоков и определяетсяпорожний, а затем и общий пробег вагонов;
3) рассчитываютсятонно-километры брутто по участкам. На основе имеющихся длин приемоотправочных станционныхпутей и принятых весовых норм поездов устанавливаются пробеги и густота их движенияпо участкам;
4) определяетсялинейный пробег локомотивов исходя из принятого числа пар поездов по участкам, атакже размещения участков подталкивания и двойной тяги;
5) устанавливаетсячисло специальных маневровых локомотивов и их пробег на основе планового объемапереработки вагонов на отдельных станциях.
По данным очисле и продолжительности остановок сборных поездов на промежуточных станциях определяетсяразмер маневровой работы поездных локомотивов;
6) рассчитываетсяпотребный рабочий парк вагонов и локомотивов исходя из поучастковых данных о пробегахподвижного состава и данных о работе депо и станций.
В хозяйственномдвижении показатели определяются в том же порядке, что и в грузовом. По мере разработкиотдельных частей плана рассчитываются сводные показатели, характеризующие качествоработы отделений или дорог.
Работа подвижногосостава планируется в физических вагонах. Объем работы определяется в среднем засутки. Поэтому прежде всего необходимо грузопотоки пересчитать в вагонопотоки. Пересчетвыполняется с помощью показателя статической нагрузки. Каждый показатель, выраженныйв тоннах (погрузка, прием, густота движения грузов и т. д.), делится на величинустатической нагрузки.
Очень важноправильно определить среднюю щ1анову10 величину статической нагрузки, так как отэтого зависит и размер пробега подвижного состава, и потребный парк.
Статическаянагрузка определяется отдельно по каждому массовому грузу и каждой планируемой группегрузов. При этом учитываются типы вагонов, в которых может перевозиться данный груз(крытые, платформы, цистерны и др.), удельный вес каждого типа вагонов в перевозкегруза и техническая норма загрузки каждого типа вагонов при перевозке этого груза.
 
1.5Маркировка грузов
 
Натарные и штучные грузы грузоотправитель согласно Правилам приема грузов и перевозкеобязан нанести транспортную маркировку независимо от соответствия маркировки требованиям,действующим на других видах транспорта. Содержание транспортной маркировки, местои способ ее нанесения, порядок расположения, размеры маркировочных ярлыков и надписейдолжны соответствовать ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов». Транспортная маркировкасостоит из основных, дополнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.
Основныенадписи должны содержать:
— полное или сокращенное наименование грузополучателя;
— полное наименование станции назначения;
— число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри
отправки(указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе– число мест в отправке).
Числогрузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда перевозятсяразнородные или разносортные грузы в однотипной таре (например, табачные изделияразных видов и марок в ящиках) или однородные грузы в разнотипной таре, или когдане допустимо смешение сортов в отправке однородных грузов. Их указывают также приперевозке комплектов оборудования, при транспортировании с перегрузкой в пути следованияили при перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.
Дополнительныенадписи должны содержать:
— наименование пункта отправления с указанием станции отправления и перевозчика;
— железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое
Местопри перевозке грузов мелкими отправками.
Железнодорожнаямаркировка представляет собой дробь: числитель — Марка перевозчика и через тире– число мест в отправке; знаменатель — код станции отправления согласно Тарифномуруководству № 4 (книга 2): в случае замаркированные места укладывают по два местау каждой двери маркировкой наружу, по два места у каждого продольного борта платформыили полувагона маркировкой вверх. При перевозке грузов насыпью и наливом транспортнаямаркировка не наносится. Транспортная маркировка должна быть нанесена на бумажные,картонные, металлические и другие ярлыки. Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем(до предъявления груза к перевозке) в местах общего пользования. Железнодорожнуюмаркировку указывают также в соответствующей графе перевозочных документов. Наличиежелезнодорожной маркировки ускоряет розыск грузов при разъединении их с перевозочнымидокументами, позволяет установить ответственность приемосдатчиков, принимавших грузк перевозке.
Информационныенадписи содержат массу брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускаетсявместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут ненаноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию:габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота, либо диаметри высота). Такие размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает1 м при перевозке груза в открытом подвижном составе и 1,2 м — в крытом вагоне.
Манипуляционныезнаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Необходимостьнанесения этих знаков устанавливается в стандартах, технических условиях на продукцию.
Допускаетсяприменять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знакамиспособ обращения с грузом.
Транспортнаямаркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные,дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всехгрузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямомжелезнодорожном сообщении повагонными отправками.
Манипуляционныезнаки: 1 — осторожно, хрупкое; 2 — боится нагрева; 3 — боится сырости; 4 — боитсяизлучения; 5 — соблюдение интервала температур; 6 — скоропортящийся груз; 7 — герметическая упаковка; 8 — крюками непосредственно не брать; 9 — место строповки;10 — место подъема тележкой; 11 — верх не кантовать; 12 — центр массы; 13 — тропическая упаковка; 14 — штабелировать запрещается; 15 — поднимать непосредственноза груз; 16 — открывать здесь.
Формыперевозочных документов и требования к их заполнению
Перевозкагрузов оформляется едиными для всех участников перевозочного процесса на железнодорожномтранспорте перевозочными документами. Перевозочный документ — транспортная железнодорожнаянакладная состоит из четырех листов: лист 1 — оригинал накладной (выдается перевозчикомгрузополучателю); лист 2 — дорожная ведомость (составляется в необходимом количествеэкземпляров для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе неменее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузовинфраструктуры — один для входной железнодорожной станции, находящейся в даннойинфраструктуре, второй — для выходной станции из инфраструктуры); лист 3 — корешокдорожной ведомости (остается у перевозчика); лист 4 — квитанция о приеме груза(остается у грузоотправителя).
Оригиналнакладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузом на станцию назначения, гдевыдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Если накладная подтверждаетзаключение договора перевозки груза, то дорожная ведомость — документ расчетно-финансовогои информационного значения. По дорожным ведомостям определяется выполненный объемперевозок, доходные поступления от них, правильность расчетов, выполнение сроковдоставки, осуществляется информационное обеспечение автоматизированной системы ЕКИОДВ(единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости).
Квитанцияо приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешкадорожной ведомости, подтверждает заключение договора перевозки груза, свидетельствуето приеме дорогой груза к перевозке от грузоотправителя.
Корешокдорожной ведомости остается на станции отправления. Он служит для учета и отчетностии составления сообщений в системы ЕК ИОДВ и АСОУП.
Перевозкигрузов повагонными, мелкими отправками, а также порожних вагонов, не принадлежащихперевозчику, оформляются одной из следующих форм:
Лист1 — на бланке формы ГУ-27, листы 2, 3, 4 — машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист1 заполняется грузоотправителем и передается перевозчику для дальнейшего заполнения.Лист 2, 3, 4 заполняется перевозчиком компьютерным способом на основании листа 1.
Листы1, 2, 3, 4 — на бланках формы ГУ-29-0. Листы 1, 2, 3, 4 накладной заполняются грузоотправителеми передаются перевозчику для дальнейшего оформления. Форма листов накладной позволяетс помощью копировальной бумаги производить заполнение идентично расположенных граф.
Лист1 — машинопечатной формы ГУ-27уВЦ, листы 2, 3, 4 — машинопечатной формы ГУ-29уВЦ.Лист 1 заполняется грузоотправителем компьютерным способом и передается перевозчикудля дальнейшего оформления, а также для формирования компьютерным способом на егооснове листов 2, 3, 4.
Подчисткии помарки в перевозочных документах не допускаются.
Принеобходимости изменений сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ,грузоотправитель заполняет новый бланк такого документа. Изменения и дополнениясведений, внесенных в перевозочный документ перевозчиком, заверяются подписью истрочным штемпелем этого перевозчика. Не допускается оформление одним перевозочнымдокументом перевозок:
— грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одномвагоне;
— грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предосторожности с грузами,которые не требуют таких мер;
— грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных, иных
Особыхнорм и правил с грузами, не требующими соблюдения таких Норм и правил.
Перевозочныедокументы наряду с текстовой информацией содержат кодированную информацию. Местадля кодирования информации предусмотрены в соответствующих, обведенных рамками местахбланков перевозочных документов.
Оформлениеперевозочных документов в электронном виде — электронная накладная производится:
— грузоотправителем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене даннымиили обмене электронными документами между грузоотправителем и перевозчиком;
— перевозчиком при перевозке груза в сопровождении электронной накладной;
— грузополучателем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене документамимежду грузополучателем и перевозчиком.
Перевозкагрузов по электронной накладной осуществляется в сопровождении электронной накладнойбез перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронномобмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станцииназначения выдается электронный оригинал накладной, подписанный электронной цифровойподписью перевозчика. Подтверждением получения электронного оригинала накладнойявляется электронная дорожная ведомость, подписанная электронной цифровой подписьюгрузополучателя.
Заполнениенакладной грузоотправителем
Налицевой стороне накладной грузоотправитель указывает скорость перевозки, данныео вагоне, наименование перевозчика и его код, станцию отправления, станцию назначения,полное наименование грузоотправителя и грузополучателя, их коды согласно общероссийскомуклассификатору предприятий и организаций (ОКПО), почтовые адреса, наименование юридическогоили фамилия, имя и отчество физического лица, осуществляющих расчеты за перевозкугруза при отправлении и выдаче и код плательщика, станции передачи их коды, количествомест, род упаковки, наименование груза и его код, массу груза, если она определенаотправителем либо с его участием. Цифрами и прописью указывается общее количествомест и прописью общая масса предъявленного к перевозке груза, а также указываетсяспособ определения массы (если она определялась грузоотправителем либо с его участием).Кроме того, указываются сведения о запорно-пломбировочных устройствах, их типе иконтрольных знаках и объявленная ценность груза, номер согласованной заявки на перевозкугрузов и на какое число назначена погрузка.
Погрузам, требующим соблюдения особых мер предосторожности при перевозке и хранении,грузоотправитель в верхней части накладной указывает предусмотренные правилами перевозокданного груза надписи и отметки, характеризующие особые свойства груза.
Заправильность внесенных в накладную сведений грузоотправитель разборчиво расписываетсяи указывает свою фамилию и инициалы.
Наоборотной стороне накладной в графе 1 грузоотправитель подтверждает правильностьразмещения и закрепления груза в соответствии с требованиями Технических условийразмещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. В графе 2 «Особые заявленияи отметки отправителя» в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов и техническимиусловиями, грузоотправителем делаются соответствующие отметки (наименование прилагаемыхдокументов, количество поддонов, сведения о съемном или несъемном оборудовании,которое не выдается грузополучателю вместе с грузом, профилактические меры для предохранениягруза от смерзания и др.).
 
1.6Погрузка грузов, пломбирование грузов
 
Погрузка грузовв вагоны и на автомобили, а также выгрузка из них производятся: предприятиями Белорусскойжелезной дороги — в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства имеханизмы, за исключением опасных, скоропортящихся, негабаритных и иных грузов,указанных в правилах перевозок грузов; грузоотправителями и грузополучателями — в местах необщего пользования, а также в местах общего пользования, если погрузкаи выгрузка грузов необязательна для предприятий Белорусской железной дороги. ПредприятияБелорусской железной дороги по договорам с грузоотправителями и грузополучателямимогут принимать на себя выполнение погрузочно-разгрузочных работ в местах необщегопользования, а также в местах общего пользования, если погрузка и выгрузка грузовдля них необязательна. За погрузку и выгрузку грузов предприятия Белорусской железнойдороги взимают с грузоотправителей и грузополучателей плату по соглашению сторон.
40. ПредприятияБелорусской железной дороги обязаны подавать под погрузку вагоны, контейнеры в техническомотношении исправные, годные для перевозки конкретного груза, очищенные от остатковгрузов и мусора, со снятыми реквизитами крепления, а в необходимых случаях — промытыеи продезинфицированные. Под налив должны подаваться цистерны и бункерные полувагоны,соответствующие роду наливаемого продукта. Подготовка цистерн и бункерных полувагоновпод налив производится грузоотправителями.
Пригодностьдля перевозки конкретного груза в коммерческом отношении определяется: вагонов — грузоотправителями, если погрузка производится ими, или предприятиями Белорусскойжелезной дороги, если погрузка производится этими предприятиями; контейнеров, специализированныхвагонов — грузоотправителями. Перед наливом цистерн грузоотправитель проверяет впервую очередь герметичность котла цистерны, техническую исправность ее арматурыи универсальных сливных приборов. Подача под погрузку неочищенных вагонов допускаетсятолько с согласия грузоотправителя, порта (пристани). В этом случае предприятиеБелорусской железной дороги по их требованию уплачивает сбор в размере 2 базовыхвеличин за универсальный вагон и 3 базовых величин за специализированный вагон впользу грузоотправителя, предприятия внутреннего водного транспорта, которые обязаныочистить эти вагоны. На очистку вагонов грузоотправителю, порту (пристани) предоставляетсянеобходимое время, определяемое соглашением сторон.(часть 6 пункта 40 в ред. постановленияСовмина от 15.07.2002 N 949) (см. текст в предыдущей редакции)
41. Погрузкагрузов в вагоны, контейнеры должна осуществляться исходя из установленных техническихнорм их загрузки, но не выше грузоподъемности согласно трафарету, указанному навагоне, контейнере. Технические нормы загрузки вагонов, контейнеров устанавливаютсяНачальником Белорусской железной дороги исходя из необходимости максимального использованияих грузоподъемности и вместимости, обеспечения сохранности грузов. Если по грузамтехнические нормы загрузки не установлены, Белорусская железная дорога, ее предприятиямогут потребовать погрузки этих грузов до полного использования вместимости вагонов,контейнеров, но не более их грузоподъемности. В случае загрузки вагона, контейнерасверх его грузоподъемности грузоотправитель обязан выгрузить излишек груза. Размещениеи крепление грузов в вагонах, контейнерах производятся в соответствии с требованиямиТехнических условий погрузки и крепления грузов. Перечень грузов, перевозка которыхдопускается на открытом подвижном железнодорожном составе, устанавливается правиламиперевозок грузов.
42. Необходимыедля погрузки, крепления и перевозки оборудование, приспособления и материалы (стойки,подкладки, проволока и т.п.) предоставляются грузоотправителями. Отдельные перевозочныеприспособления (хлебные и овощные щиты, печи) и средства пакетирования (поддоны,стропы, стяжки) могут предоставляться предприятиями Белорусской железной дорогиза плату, указанную в Тарифном руководстве. Предоставляемые приспособления должныбыть технически исправными. Установка оборудования, приспособлений и материаловпри погрузке и снятие их при выгрузке производятся осуществлявшими погрузку иливыгрузку грузоотправителем, грузополучателем или предприятием Белорусской железнойдороги. Сведения об установленных оборудовании, приспособлениях и материалах грузоотправительуказывает в накладной в порядке, предусмотренном в правилах перевозок грузов. Всеоборудование, приспособления и материалы, принадлежащие грузоотправителю, выдаютсяна железнодорожной станции назначения грузополучателю вместе с грузом.
43. За времянахождения вагонов (контейнеров) железной дороги у грузоотправителей, грузополучателейпод погрузкой, выгрузкой, а также за время задержки этих вагонов (контейнеров) нажелезнодорожных станциях отправления, назначения и в пути следования по причинам,зависящим от грузоотправителя, грузополучателя (оформление перевозочных документов,таможенное оформление и т.п.), они вносят Белорусской железной дороге, ее предприятиямсоответствующую плату, указанную в Тарифном руководстве. За время нахождения вагонов,контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям или арендованныхими, на железнодорожных станциях под погрузкой, выгрузкой, а также за время задержкиэтих вагонов, контейнеров на железнодорожных станциях отправления, назначения ив пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителя, грузополучателя (оформлениеперевозочных документов, таможенное оформление и т.п.), они вносят Белорусской железнойдороге, ее предприятиям плату в размере 50 процентов указанной в Тарифном руководствеплаты за пользование вагонами(контейнерами) железной дороги. Плата за пользованиевагонами рефрижераторной секции предприятий Белорусской железной дороги и железныхдорог других государств начисляется исходя из времени окончания погрузки, выгрузкипоследнего вагона секции. Плата за пользование вагонами (контейнерами) железнойдороги, поданными под погрузку, взимается с грузоотправителя независимо от уплатыштрафа за невыполнение им заявки на перевозку груза.
44. О времениподачи вагонов, контейнеров под погрузку и выгрузку средствами грузоотправителяили грузополучателя начальник железнодорожной станции обязан уведомить грузоотправителяили грузополучателя не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов, контейнеров. ПредприятияБелорусской железной дороги на договорных условиях могут предварительно информироватьгрузополучателя о подходе в его адрес груза.
49. Загруженныекрытые вагоны (в том числе специализированные), цистерны должны быть опломбированыпломбами или запорно-пломбировочными устройствами: предприятия Белорусской железнойдороги, если груз погружен им; грузоотправителя, порта (пристани), если груз погруженими. Кроме того, грузоотправителем должны быть опломбированы загруженные контейнеры.В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра наложение новыхпломб или запорно-пломбировочных устройств производится соответствующим таможенныморганом.
Перечень грузов,допущенных к перевозке в вагонах без пломб или запорно-пломбировочных устройств,технические требования к пломбам и запорно-пломбировочным устройствам, их типы,а также порядок пломбирования вагонов и контейнеров устанавливаются правилами перевозокгрузов. Пломбы, пломбировочные тиски, а также бечева или проволока для пломбированиявагонов и контейнеров, запорно-пломбировочные устройства приобретаются у предприятийБелорусской железной дороги грузоотправителями за плату, указанную в Тарифном руководстве.Для пломбирования вагонов и контейнеров предприятия Белорусской железной дорогимогут предоставлять во временное пользование грузоотправителям станционные пломбировочныетиски и другие устройства для пломбирования в порядке, установленном правилами перевозокгрузов.
1.7 Документальноеоформление перевозок
Перевозкагрузов оформляется едиными для всех участников перевозочного процесса на железнодорожномтранспорте перевозочными документами. Перевозочный документ — транспортная железнодорожнаянакладная состоит из четырех листов: лист 1 — оригинал накладной (выдается перевозчикомгрузополучателю); лист 2 — дорожная ведомость (составляется в необходимом количествеэкземпляров для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе неменее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузовинфраструктуры — один для входной железнодорожной станции, находящейся в даннойинфраструктуре, второй — для выходной станции из инфраструктуры); лист 3 — корешокдорожной ведомости (остается у перевозчика); лист 4 — квитанция о приеме груза(остается у грузоотправителя).
Оригиналнакладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузом на станцию назначения, гдевыдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Если накладная подтверждаетзаключение договора перевозки груза, то дорожная ведомость — документ расчетно-финансовогои информационного значения. По дорожным ведомостям определяется выполненный объемперевозок, доходные поступления от них, правильность расчетов, выполнение сроковдоставки, осуществляется информационное обеспечение автоматизированной системы ЕКИОДВ(единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости).
Квитанцияо приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешкадорожной ведомости, подтверждает заключение договора перевозки груза, свидетельствуето приеме дорогой груза к перевозке от грузоотправителя.
Корешокдорожной ведомости остается на станции отправления. Он служит для учета и отчетностии составления сообщений в системы ЕК ИОДВ и АСОУП.
Перевозкигрузов повагонными, мелкими отправками, а также порожних вагонов, не принадлежащихперевозчику, оформляются одной из следующих форм:
Лист1 — на бланке формы ГУ-27, листы 2, 3, 4 — машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист1 заполняется грузоотправителем и передается перевозчику для дальнейшего заполнения.Лист 2, 3, 4 заполняется перевозчиком компьютерным способом на основании листа 1.
Листы1, 2, 3, 4 — на бланках формы ГУ-29-0. Листы 1, 2, 3, 4 накладной заполняются грузоотправителеми передаются перевозчику для дальнейшего оформления. Форма листов накладной позволяетс помощью копировальной бумаги производить заполнение идентично расположенных граф.
Лист1 — машинопечатной формы ГУ-27уВЦ, листы 2, 3, 4 — машинопечатной формы ГУ-29уВЦ.Лист 1 заполняется грузоотправителем компьютерным способом и передается перевозчикудля дальнейшего оформления, а также для формирования компьютерным способом на егооснове листов 2, 3, 4. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются.
Принеобходимости изменений сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ,грузоотправитель заполняет новый бланк такого документа. Изменения и дополнениясведений, внесенных в перевозочный документ перевозчиком, заверяются подписью истрочным штемпелем этого перевозчика. Не допускается оформление одним перевозочнымдокументом перевозок:
— грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одномвагоне;
— грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предосторожности с грузами,которые не требуют таких мер;
— грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных, иных
Особыхнорм и правил с грузами, не требующими соблюдения таких Норм и правил.Перевозочныедокументы наряду с текстовой информацией содержат кодированную информацию. Местадля кодирования информации предусмотрены в соответствующих, обведенных рамками местахбланков перевозочных документов.

2.Практическаячасть на примере деятельности торгового объекта
 
ООО«Компания «Северо-Запад» образовано в 1999г. в г. Витебске. Целью создания компанииявляется организация сети предприятий торговли в рамках долгосрочной программы.
Направлениедеятельности — оптовая и розничная торговля продовольственными товарами. ООО «Виктория»- дочернее предприятие холдинга ООО «Компания «Северо-запад», созданное с цельюреализации данного проекта и которое стремится как можно быстрее занять свое местона рынке продовольственных товаров. Эта ниша рынка была выбрана неслучайно. Несомненно,на рынке продовольственных товаров очень большое количество конкурентов государственныхи частных форм, но продовольственные товары — это, пожалуй, единственные товары,которые будут необходимы всегда. Даже при резком сокращении доходов, а соответственно,и спроса населения, тот минимум, который останется у потребителя, будет потраченв первую очередь на продукты питания. Но рынок продовольственных товаров имеет преимуществане только в кризисных ситуациях. В настоящее время при удачном выборе месторасположениямагазинов, можно достигнуть наибольшей выручки от торговли продовольственными товарами.Именно на это и направлена подготовительная работа предприятия.
Однимиз основных видов деятельности предприятия является: организация перевозки продуктовпитания из пункта производства в пункт потребления.
Организацияперевозок грузов на предприятии
Приорганизации перевозок грузов в ООО «Северо-Запад» решаются следующие задачи:
Выбортранспортной тары и средств пакетирования для перевозки, определение способа крепленияна подвижном составе.
Выбортипа подвижного состава, используемого для перевозки, и потребного парка;
Определениемаршрута перевозки и остановочных пунктов в соответствии с действующими путями сообщения;
Расчетвремени перемещения по участкам маршрута на выбранном подвижном составе;
Определениерасчетного срока доставки и сравнение его с предельным сроком транспортировки;
Определениерасчетных температур воздуха на участках маршрута и в остановочных пунктах;
Выбороптимального температурного режима перевозки груза в соответствии с его характероми свойствами;
Определениетеплопритоков в грузовую кабину за время выполнения рейса и интенсивности компенсирующейработы холодильного оборудования;
Определениедополнительных расходов связанных с обеспечением температурного режима перевозки.
ИСХОДНЫЕДАННЫЕ:
Пунктотправления: г. Одесса, Украина
Пунктназначения: г. Витебск, Беларусь
Груз:Бананы
Месяц:Август
Масса:40 тонн
Видтранспорта: Железнодорожный
ВЫБОРТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ И СРЕДСТВ ПАКЕТИРОВАНИЯ
Всоответствии с характером перевозимого груза, в качестве тары нужно применить коробкис габаритными размерами 400x300x300 мм, грузовместимостью 14 кг., масса коробки0,2 кг.
Такимобразом, потребное количество коробок будет равно:
Целесообразнопакетировать коробки на поллетах (поддонах) с габаритными размерами 1200×1000.
Наподдонах коробки размещаются следующим образом:
Наподдоне размещается 50 коробок.
Такимобразом, необходимое количество поддонов: Nпод = 58 штук
Массаодного поддона:
брутто- 740 кг.
нетто- 700 кг.
ВЫБОРПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ЕГО ПОТРЕБНОГО ПАРКА
Дляперевозки груза применяется АРВ (автономный рефрижераторный вагон) длиной 21м:
Погрузочнаядлина грузового помещения: 17520 мм.
Погрузочнаяширина грузового помещения: 2615 мм.
Поддоныразмещаются по 32 штуки в 1 вагон, следовательно, всего для перевозки 58 поддоновнеобходимо 2 АРВ с размещением в нем следующим образом:
ВЫБОРМАРШРУТА ПЕРЕВОЗКИ
Ввиду срочности доставки вагоны включаются в состав пассажирского поезда и следуютпо следующему маршруту:
Приэтом маршруте мы имеем 2 остановки по 2 часа в следующих пунктах:
Житомир
Могилев
Витебск-пунктназначения.
Грузоотправители обязаны подготавливать грузы дляперевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения, сохранность грузов,вагонов, контейнеров. Грузы, в том числе при перевозке на экспорт через морскиепорты и пограничные передаточные станции железных дорог не в прямом международномсообщении, а также в районы Крайнего Севера, в целях предохранения их от повреждения,порчи, утраты и недостачи, а также для предотвращения загрязнения и засорения подвижногосостава, железнодорожного полотна и окружающей природной среды, должны предъявлятьсяк перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары, соответствующейстандартам и техническим условиям.

Приложение 1
 
1.Четырехосныйцельнометаллический крытый вагон. Модель 11-280 (объем кузова 138 м3)
 
ТаблицаТехнические характеристики Грузоподъемность, т 68 Масса тары вагона, т 26 Осевая нагрузка, тс — статическая осевая, кН (тс) 230,3 (23,5) — погонная, кН/м (тс/м) 54,29 (5,54) Скорость конструкционная, км/ч 120 База вагона, мм 12240 Длина, мм: — по осям сцепления автосцепок 16970 — по концевым балкам рамы 15750 Ширина максимальная, мм 3266 Высота от УГРмакс, мм 4693 Высота от УГР до уровня пола, мм 1286 Количество осей, шт 4 Наличие переходной площадки нет Наличие стояночного тормоза есть Объем кузова, м3 138 Внутренние размеры кузова, мм: — ширина 2764 — длина 15724 Наличие торцовых дверей нет Количество загрузочных люков в боковой стене, шт 4 Площадь пола, м2 43,5
 
Таблица. Модель 11-270 (объем кузова 122м3)Технические характеристики Грузоподъемность, т 68,8 Масса тары вагона, т 24, 5 Осевая нагрузка, тс — статическая осевая, кН (тс) 228 (23,25) — погонная, кН/м (тс/м) 61,9 (6,31) Скорость конструкционная, км/ч 120 База вагона, мм 10000 Длина, мм: — по осям сцепления автосцепок 14730 — по концевым балкам рамы 13870 Ширина максимальная, мм 3266 Высота от УГРмакс, мм 4688 Высота от УГР до уровня пола, мм 1286 Количество осей, шт 4 Наличие переходной площадки нет Наличие переходной площадки с ручным тормозом нет Наличие стояночного тормоза есть Объем кузова, м3 122 Внутренние размеры кузова, мм: — ширина 2764 — длина 13844 Высота кузова по боковой стене, мм 2791 /> /> />

Приложение2
 
Таблица. Четырехоснаяплатформа модель 13-4012Технические характеристики Грузоподъемность, т 71 Масса тары вагона, т 21,4 Осевая нагрузка, тс 23,25 База вагона 9720 Длина, мм: — по осям сцепления автосцепок 14620 — по концевым балкам рамы 13400 Высота от УГРмакс, мм 1820 Высота от УГР до нижней обвязки, мм 1310 Внутренние размеры кузова, мм: — ширина 2770 — длина 13300 Площадь пола, м2 36,8 Размер пола с открытыми бортами, мм: -длина 13400 -ширина 2870 Высота бортов, мм: — продольный 500 — торцовый 400

Приложение3
 
3.Четырехосныйцельнометаллический полувагон модель 2-132Вагонпредназначен для перевозки насыпных непылевидных, навалочных (каменного угля, рудыи др.), штабельных и штучных грузов, не требующих укрытия от атмосферных осадков.Четырехосный цельнометаллический полувагон
 
ТаблицаТехнические характеристики Грузоподъемность, т 70 Масса тары вагона, т 24 Осевая нагрузка, тс 23,5 База вагона, мм 8650 Длина, мм: — по осям сцепления автосцепок 13920 — по концевым балкам рамы 3800 Высота от УГРмакс, мм 243 (330) Высота от УГР до нижней обвязки, мм 1415 Объем кузова, м3 88 Внутренние размеры кузова, мм: — ширина 2911 — длина 12750 — высота 2365 Площадь пола, м2 37,125 Количество разгрузочных люков 14
 

Приложение4
 
4.ЧетырехосныецистерныВагон-цистерна предназначен для перевозкинефтепродуктов по железной дороге колеи 1 520 мм. Конструкция вагона состоит изкотла и типовой платформы, имеющей сварную раму, две двухосные тележки модели 13-100,автосцепное и автотормозное оборудование. Котел изготовлен из низколегированнойстали 09Г2С-12 и состоит из обечайки цилиндрической формы, цельносварной с внутреннимдиаметром 3 000 мм и двух эллиптических днищ. В верхней части котла имеется лазовыйлюк, герметично закрытый крышкой люка, предохранительный клапан и арматура сливно-наливногоустройства с тройным запором, По требованию заказчика предусмотрена установка универсальногосливного прибора. Открывание, закрывание и фиксация сшивного прибора осуществляетсясверху на котле, дополнительный затвор устанавливается снизу. Для обеспечения полногослива перевозимых грузов нижняя образующая котла выполнена с наклоном к сливномуприбору.
ТаблицаТехнические характеристики Грузоподъемность, т 60 Масса тары вагона, т 23,2 Объем котла, м3 73,1 Максимальная расчетная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, кН (тс) 204,0 (20,4) Конструкционная скорость, км/ч 120 Габарит 02-ВМ (02-Т) База вагона, мм 7800 Длина, мм по осям сцепления автосцепок 12020 по концевым балкам рамы 10800 Колея, мм 1520 Диаметр котла внутренний, мм 3000 Длина котла, мм 10770 Количество верхних люков, шт 1

Приложение5
 
5.Транспортеры
 
ТаблицаТехнические характеристики Грузоподъемность, не менее, тн 126 Масса тары вагона, т 84 Нагрузка от оси колесной пары на рельсы, кН (тс) 176,5 (18) Длина по осям сцепления автосцепок, мм 25 300 База, мм 13 450 Высота от уровня головок рельсов, мм 4 570 Ширина, мм 2 920 Конструкционная скорость, км/ч 100 Ширина колеи, мм 1 520/1 435 Тип тележки (заготовка модель 18-100) черт. Количество осей 12 Минимальный радиус вписывания в кривую, м 80/75 Назначенный срок службы до списания, лет 33 Габарит по ГОСТ 9238 02-BM

Список использованнойлитературы
 
1. Грузовая и коммерческаяработа на железнодорожном транспорте. Под ред. А.Ю. Костенко, Хабаровск, 1999.-314с.
2. Дерибас А.Т., ПовороженкоВ. В., Смехов А.А. Организация грузовой и коммерческой работы на ж/д транспорте,М., 1980.- 236 с.
3. Нечаев Г.И., Бабушкин Г.Ф.Управление грузовой и коммерческой работой и грузоведение, Луганск, 2002. — 207с.
1 Егоров, В.Ф. Организация торговли:учебник для вузов / В.Ф. Егоров. — спб.: Питер, 2006. — 352 с.
2 Дашков, Л.П. Организация, техно-логияи проектирование торговых предприятий: учебник /Л.П.Дашков, В.К. Памбухчиянц. — 6-е изд., перераб. И доп. — М.: Дашков и К, 2005. — 515 с.
3 Организация и технология торговли:учебник/Под ред. Виноградовой С.Н. — 2-е изд., перераб. — Минск: Выш. Шк., 2005.- 479 с.
4 Акулич, И.Л. Международныймаркетинг: учеб. Пособие / И.Л. Акулич. — Минск: Высш. Шк., 2006. — 544 с.
5 Дашков, Л.П. Коммерция и технологияторговли: учебник для студенческих вузов / Л.П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. — 4-еизд., перераб. И доп. — М.: Дашков и К, 2002. — 596 с.
6 Экономика торгового предприятия:торговое дело: учебник / Под ред. Л.А. Брагина. — М.: Инфра — М, 2008. — 314 с.(100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова)
7 Виноградова, С.Н. Коммерческаядеятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. — Минск: Высш. Шк. — 2005.- 352 с.