Организация планирования и стратегия развития предприятия. Инвестиционный проект экономической целесообразности технического перевооружения предприятия

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОТРЫВНОГООБУЧЕНИЯ
Кафедра «Экономика»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
«Планирование напредприятии»
на тему:
«Организацияпланирования и стратегия развития
предприятия.Бизнес-план инвестиционного проекта»

Гомель 2009

IПланирование и прогнозирование на предприятии
 
1.1 Сущность и задачипланирования и прогнозирования в современных условиях
 
Словаплан и планирование происходят от латинского planum,что значит плоскость.
Планирование– это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей исредств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов.
Врамках планирования можно выделить следующие функции:
— прогнозирование – предвидение будущих событий;
— целеполагание – постановка целей;
— ресурсное обеспечение – расчет потребности в ресурсах;
— доведение заданий до исполнителей;
— целереализация – наблюдение и регулирование хода выполнения заданий;
— корректировка плана и заданий с учетом уровня исполнения и изменения внешнейсреды.
Методологияпланирования и прогнозирования развития экономики определяет основные принципы,подходы, методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает ихарактеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.
Разработкапрогнозов и планов должна основываться на методологических принципах.Основополагающим принципом прогнозирования является принцип альтернативности,который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив).
Кважнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планированияследует отнести принципы: системности, непрерывности, комплектности,адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированностии пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого ирегиональных аспектов планирования.
Планированиена предприятии должно выполнять ряд основных функций:
1  Выявлениепотребных предприятию, его подразделениям и службам трудовых, материальных ифинансовых ресурсов, необходимых для производства продукции (работ, услуг);
2  Постановкаперед трудовым коллективом конкретных производственных задач на определенныйпериод времени и выявление путей их решения;
3  Четкаявзаимная увязка функционирования отдельных производственных подразделений ислужб предприятия, согласование действий между ними по количественнымпоказателям и во времени, а также деятельности предприятия с поставщиками ипотребителями;
4  Обеспечениепостоянного технического прогресса и максимального использованияпроизводственных факторов, роста производительности труда, высокой доходности ирентабельности.
Всовременных условиях одним из ключевых моментов, оказывающих существенноевлияние на результаты деятельности предприятия, его устойчивое положение нарынке, является постоянное совершенствование системы планирования, включающееопределенные методы составления планов (прогнозов), их структуру, организациювыполнения и др. Ни одна из ее составляющих не является бесспорной, раз инавсегда данной, их совершенствование должно оптимизировать систему в целом,повышать ее эффективность и надежность функционирования в условиях рынка.Созданию возможностей для включения всех ее составляющих в единый процесс,развитию творчества и инициативы, обеспечению условий для обновления всех сфердеятельности предприятия, повышению его конкурентоспособности могутспособствовать методы и способы планирования.
Врамках каждого предприятия система планирования должна наиболее оптимальносочетать элементы централизации и самостоятельности. При ярко выраженнойдецентрализованной системе все вопросы планирования могут передаватьсяотдельным структурным подразделениям предприятия. Однако в этом случае можеттеряться единый подход и общая цель, поскольку решение основной стратегическойзадачи превращается в сумму решений отдельных подразделений. Излишняя жецентрализация планирования, как и управления, оставляют линейным руководителямограниченные возможности для маневра, не заинтересовывают их в нахождении ииспользовании внутренних резервов. В результате те, кто лучше всего знаютконкретные условия производства, не принимают участие в разработке мероприятий,обеспечивающих жизнедеятельность и успех возглавляемого ими подразделения илипредприятия в целом.
1.2 Риски инеопределенность при разработке и реализации планов предприятия
 
непростойполитической и экономической обстановке, в условиях усиления конкуренции,нарастания риска и неопределенности, что выдвигает в число важнейших не толькозадачу предвидеть (прогнозировать) возможные ситуации развития в будущем, но иразрабатывать стратегию устранения их негативных последствий. В этих случаяхточно предвидеть результаты выполнения планов (прогнозов) весьма проблематично,а руководители в процессе своих действий должны выбрать такую стратегию,которая позволит уменьшить степень противодействия, снизить степень риска.
Риск– это возможная опасность потерь, ненадежность получения прибыли (дохода),вероятность возникновения убытков сравнительно с прогнозируемым вариантом. Этособытие, которое может произойти или не произойдет, а в случае его свершениявозможны три экономических результата: положительный – выигрыш, прибыль, доход;отрицательный – проигрыш, убытки, потери средств; нулевой – безубыточный и бесприбыльный.
Неопределенность– это неполнота или неточность имеющейся информации об условиях реализацииплана (прогноза), связанной, например, с изменениями в технике и технологии,конкуренции, об инфляции, рынках сбыта и т.п. Чем больше неопределенность хозяйственнойситуации, тем значительнее и степень риска.
Различиемежду риском и неопределенностью в том, что риск имеет место, когда вероятностьпоследствий оценивается на основе данных предшествующего периода,неопределенность – когда такую вероятность определяют субъективно из-заотсутствия или неполноты данных предпланового и последующих периодов. В любомслучае прогнозы будущей экономической обстановки (инфляция, спрос ипредложение, производительность, цены, кредиты и т.д.) могут быть лишьприблизительными вследствие неопределенности будущего, поскольку предполагают,что установленная тенденция развития данной системы в прошлом сохранится и вбудущем.
Деятельностьпромышленного предприятия любой формы собственности вряд ли возможна без риска.По мере развития рыночных отношений усиливается конкуренция, все труднеестановится осваивать рынки сбыта, когда не снижаются инфляционные процессы иприходится решаться на принятие смелых, нестандартных решений, что в своюочередь усиливает степень риска. Вместе с тем, чем выше уровень риска, темзначительнее могут быть успехи (как впрочем, и потери).
Рискамиможно и нужно управлять.
Классификациярисков – это их распределение на конкретные группы по основным признакам сточки зрения достижения поставленной цели. Она позволяет определить местокаждого из них в общей системе рисков и создает возможность для использованияконкретных способов и методов управления ими.
Классификациярисков по следующим основополагающим факторам:
— внешне непредсказуемые и предсказуемые,
— внутренние нетехнические и технические,
— правовые,
— страховые.
Квнешне непредсказуемым рискам относятся:
–  неожиданныегосударственные меры регулирования в сферах материально-технического снабжения,охраны окружающей среды, проектных и производственных нормативов,землепользования, экспорта- импорта, ценообразования и налогообложения;
–  природныекатастрофы – наводнения, землетрясения и др.;
–  преступления– намеренный срыв работы путем отказа или умышленно небрежного ее выполнения(саботаж), наличие преследования, угроз расправы, насилия, запугивания и т.п.;
–  неожиданныевнешние эффекты (экологические и социальные);
–  срывыв создании необходимой инфраструктуры и др.
Квнешне предсказуемым (но неопределенным) рискам относятся:
–  рыночныйриск в связи с ухудшением возможности получения сырья и материалов нужногокачества и цены, изменением требований потребителей, усилением конкуренции ипотерей позиций на рынке, нежеланием покупателя соблюдать установившиесяправила торговли;
–  операционныериски – невозможность поддержания в рабочем состоянии всех элементовпроизводственной системы, нарушение ее безопасности, отступление от целейдеятельности;
–  недопустимыеэкологические воздействия и отрицательные социальные последствия, изменениевалютных курсов, инфляция и др.
Внутренниенетехнические риски представляют собой опасность потерь из-за недостатка ворганизации производства и труда, материально-технического снабжения, плохихпогодных условий (например, для сельского и лесного хозяйства), ошибок впланировании, недостатков в координации работ производственных подразделений идр., а также из-за перерасхода средств в результате неритмичной работы, низкойквалификации персонала, всевозможных переплат и т.д.
Техническиериски – это риски, связанные с убытками из-за недостатков в технологии,недостаточно обоснованного выбора системы машин и оборудования, ихнеудовлетворительной эксплуатации и обслуживания, изношенности основныхпроизводственных фондов и др.
Правовыериски связаны с возникновением чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств,результатом которых является невыполнение условий договора, когда одна из егосторон невольно причиняет убытки другой (форс-мажор).
Отдельнуюгруппу рисков составляют страховые, образуемые страхованием, объектом которогоявляется риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровнярентабельности или даже образование убытков. Возможны и такие виды страхования,как например, страхование на случай неплатежа по счетам поставщика продукции,на случай снижения заранее оговоренного уровня рентабельности, непредвиденныхубытков, упущенной выгоды по неудавшимся сделкам, по случаю задержки илиискажения информации, страхование от простоев оборудования, перерывов вторговле и др.
Врассмотренной классификации рисков могут выделяться более конкретизированные ихгруппы такие, как политические, финансовые, коммерческие,производственно-технические, социальные, экологические.
Всериски находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, так, например, политическиериски могут вызвать финансовые, а те, в свою очередь, коммерческие ипроизводственные и т.д. Поэтому граница между ними весьма условна.
Всеучастники разработки планов предприятия заинтересованы в удачном ихосуществлении. Однако ни у кого из них не возникает твердой уверенности вблагополучном их завершении, поскольку риск в любом реальном деле, особенно втаком, как планирование бизнеса, общепризнан. При решении же вопросовотносительно целесообразности тех или иных плановых мероприятий все элементынеопределенности, которые могут возникнуть при их выполнении, рекомендуетсяучитывать путем оценки, с одной стороны, любых предсказуемых рисков, которыемогут оказать существенное влияние на реализацию плана, а с другой – возможныхсредств контроля.
Длятого, чтобы предложить методы снижения потерь от рисков, уменьшить связанные сними неблагоприятные последствия, прежде всего следует выявить факторы,способствующие их возникновению, и оценить их значимость, то есть выполнитьработу, называемую анализом рисков.
Анализрисков подразделяют на два взаимодополняющих вида
— качественный (его цель — определить факторы, области и виды рисков)
— количественный, (с его помощью рассчитывают размеры как отдельных рисков, так иплана в целом).
Напредприятиях в настоящее время выбор степени риска или отказ от него в большейстепени зависят от профессионализма, опыта, типа и характера руководителя(менеджера). Так, например, руководители консервативного типа, не склонные кнововведениям, стараются не рисковать. Другие, наоборот, ориентируются на болеерискованные решения. Большинство же из них предпочитают малорискованные идостаточно обоснованные варианты действий. Готовность руководителя приниматьрискованные плановые решения формируется под воздействием результатовпрактической реализации аналогичных решений в прошлом, принятых в условияхнеопределенности, его профессионализма, интуиции и других факторов.
1.3 Разработкастратегии развития предприятия
 
а)Стратегическое планирование
Успехлюбого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сферапредпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегияи разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, чтосовременные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций),не всегда имеющихся у предприятия.
Принятиерешения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешних) являетсястратегической задачей, одной из наиболее важных и сложных задач менеджментафирмы. При этом следует учитывать, что в сфере интересов потенциальногоинвестора оказываются практически все аспекты экономической деятельностипредприятия, начиная от окружающей социально-экономической макросреды,показателей инфляции, условий налогообложения, состояния и перспектив развитияцелевых рынков, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов изаканчивая стратегией финансирования проекта.
Припривлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, чтопотенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересуют ответына два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализациипроекта?» и «Каков риск потери ими вложенных денег?» Следовательно,предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса,подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемогопартнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные имаксимальные), которые они получат.
Комплексностьданной задачи предъявляет особые требования к создаваемому руководством фирмыхозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптациюдеятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счетприменения современных методов стратегического планирования.
Стратегическоепланирование — это управленческая деятельность по созданию иподдержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальнымиматериальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга ипо достижению стратегического преимущества перед конкурентами.
Такимобразом, смысл стратегического планирования состоит в:
1)создании условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизациитекущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;
2)ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменениймакро- и микросреды фирмы, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;
3)определении условий для установления обоснованных приоритетов распределенияобычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации длядостижения поставленных конкретных целей;
4)уменьшении риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрацииимеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.
Однимиз ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.
Бизнес-планированиепозволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимостьразработки того или иного инновационного проекта, но и возможность егореализации в действующих рыночных условиях./7/
Бизнес-планпредставляет собой документ, содержащий обоснование действий, которыенеобходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта илисоздания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителейновым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившимнаибольшее распространение на малых и средних предприятиях.
Разработкабизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес,как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, вкакие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, какуменьшить возможные риски.
Врекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другиеразделы, например инвестиционный план./4/
Бизнес-план,в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплексобщих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющихконкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта,оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее.
Бизнес-планориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактикиразвития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различныевиды совместной текущей и перспективной деятельности.
Бизнес-планыразрабатываются непосредственно под руководством и при личном участиипредпринимателя — учредителя фирмы.
Отечественныеспециалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-плановприменительно к нашим условиях рыночных отношений.
Такимобразом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления,широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономикинезависимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
b)Миссия и цели организации
Миссия организации –это четко выраженная основная общая цель (причина) существования организации(предприятия). Все цели организации (предприятия) разрабатываются дляосуществления ее миссии. Формулировка миссии должна содержать следующее:
1 Задача предприятия сточки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основныхтехнологий;
2 Внешняя среда поотношению к предприятию, которая определяет рабочие принципы предприятия;
3 Культура организации(предприятия). Какого типа людей привлекает этот климат? Некоторые руководителине заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации (предприятия)или путают ее с целью получать прибыль. Прибыль представляет собой полностьювнутреннюю проблему предприятия. Предприятие может выжить только в том случае,если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне его самого.
Общие цели предприятияформулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации(предприятия) и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшееруководство. Цели должны иметь ряд характеристик:
–  целидолжны быть конкретными и измеримыми – выражая свои цели в конкретных измеримыхформах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений иоценки хода работа;
–  ориентацияцелей во времени (долговременные — 5 лет, среднесрочные — до 5 лет,краткосрочные — 1 год) позволяет обеспечить четкость в планировании;
–  цельдолжна быть реальной и достижимой – установление цели, которая превышаетвозможности организации, приводит к катастрофическим последствиям, какими быблагими намерениями ни руководствовалось начальство;
–  чтобыобеспечить эффективность множественных целей организации, они должны бытьвзаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, необходимые для достиженияодной цели, не должны мешать достижению других целей.
c)Анализ внешней среды
Анализ внешней среды –это процесс, посредством которого разработчики стратегического планаконтролируют внешние по отношению к организации (предприятию) факторы, чтобыопределить благоприятные возможности, а также угрозы для предприятия.
С точки зрения оценкиэтих факторов в процессе стратегического планирования требуется дать ответы натри вопроса:
1 Где сейчас находитсяорганизация (предприятие)?
2 Где, по мнениювысшего руководства, должна находиться организация (предприятие) в будущем?
3 Что должно сделатьруководство, чтобы организация (предприятие) переместилась из положения, вкотором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?
Угрозы и благоприятныевозможности, с которыми сталкивается организация (предприятие), обычноподразделяют на семь областей:
— экономика,
— политика,
— рынок,
— технология,
— конкуренция,
— международноеположение,
— социальное поведение.
Дается балльная оценказначимости каждого фактора и оценки возможного воздействия на организацию(предприятие).
d)Анализ сильных и слабых сторон организации (SWOT-анализ)
Стратегическоепланирование на предприятии предназначено для определения положения предприятияв будущем. В экономическом понимании применяемая к планированию стратегическаясовокупность генеральных общих целей предприятия и средств их достижения.Стратегическое планирование состоит из следующих этапов: определение основныхориентиров развития предприятия, исследование внешней и внутренней средыпредприятия; определение возможных вариантов стратегий; выбор одного варианта иопределение собственной стратегии предприятия; разработка окончательногостратегического плана исходя из проведенных разработок. Процессустратегического планирования предшествует SWOT-анализ– определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможности и угрозыисходящие из его ближайшего окружения.
SWOT– состоит из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности, угрозы.
SWOT-анализпозволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежание опасности имаксимально эффективно использовать ресурсы.
Сопоставляявозможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия позволяют определитькакие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какиепроблемы необходимо срочно решить.
Приведявнутренние силы и слабости в соответствие с возможностями и внешними угрозамируководство готово к выбору соответствующей альтернативы.
Длятого чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке,существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ– это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз,исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
SWOT-анализ– это промежуточное звено между формулированием миссии предприятияи определением его целей и задач.
SWOT-анализпомогает ответить на следующие вопросы:
— использует ли предприятие внутренние сильные стороны или отличительныепреимущества в своей стратегии? Если предприятие не имеет отличительныхпреимуществ, то какие из его потенциальных сильных сторон могут ими стать?
— являются ли слабости предприятия его уязвимыми местами в конкуренции и/или онине дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства?Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
— какие благоприятные возможности дают предприятию реальные шансы на успех прииспользовании его квалификации и доступа к ресурсам?
— какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегическиедействия он должен предпринять для хорошей защиты?
Итак,SWOT-анализ позволяет более четко представлять себе преимущества и недостаткисвоего предприятия, также ситуацию на рынке, позволяет выбрать оптимальный путьразвития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся враспоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
e)Анализ альтернатив и выбор стратегии
Послепроведения SWOT-анализа, руководство готово к выбору соответствующейстратегической альтернативы. Организация (предприятие), как правило,рассматривает четыре основные стратегические альтернативы:
— ограниченный рост,
— рост,
— сокращение,
— сочетание этих трех стратегий.
Стратегияограниченного роста является стратегической альтернативой, которой придерживаетсябольшинство организаций (предприятий) в зрелых отраслях промышленности состатичной технологией, когда организация (предприятие) в основном удовлетворенасвоим положением. Если предприятие было прибыльным в прошлом, придерживаясьстратегии ограниченного роста, оно будет следовать этим путем и вперед.
Стратегияроста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровнякраткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года.Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимисятехнологиями. Необходима трезвая оценка ситуации для того, чтобы краткосрочныйрост не привел к долгосрочному разорению.
Стратегиясокращения направлена на планомерное, с наименьшими убытками или без таковыхсокращение производства под действием требований рынка и означает здравый путьрационализации и переориентации целей. В рамках альтернативы сокращения можетбыть несколько вариантов: ликвидация, отсечение лишнего, сокращение ипереориентация. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показателидеятельности предприятия продолжают ухудшаться, при экономическом спаде илидаже для спасения предприятия.
Сочетаниетрех стратегий, как правило, используют крупные предприятия, работающие внескольких отраслях и активно реагирующие на изменение спроса.
Выборобщей стратегии представляет собой как право, так и обязанность высшегоруководства, т.к. он оказывает глубокое влияние на всю организацию(предприятие). На стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияютразнообразные факторы: риск, знание прошлых стратегий, реакция на владельцевакций и учет фактора времени. Этот процесс является и ответственным, и весьмасложным. Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешнихблагоприятных возможностей и отрицательных воздействий, внутренних сильных ислабых сторон и оценит все свои варианты.
f)Управление реализацией стратегии
Управлениереализацией стратегического плана и контроль за его выполнением имеет большоезначение. В настоящее время имеется ряд методов согласования планирования ипроцесса контроля. Двумя широко применяемыми для этого управленческими методамиявляются:
1Бюджеты
Однойиз основных задач планирования является как можно более эффективноеиспользование ресурсов. Метод распределения ресурсов, охарактеризованных вколичественной форме для эффективного достижения целей, также представленных вколичественном выражении, представляет собой бюджет (финансовый план). Первымпланом в составлении финансового плана является выражение в числовой форме как ресурсов,так и формулируемых целей. Как бы ни было это трудно, присвоение числовогозначения всем ресурсам и целям представляет ценный и весьма существенный аспектпланирования. Количественные показатели позволяют руководителю увидеть,сравнить и объединить различные элементы, которые используются в работеорганизации (предприятия).
Весьпроцесс составления бюджета можно разделить на четыре этапа:
— первый этап связан с объявлением высшим руководством общих целей предприятия.
— на втором этапе производится подготовка оперативных смет отделами иподразделениями предприятия.
— на третьем этапе высшее руководство проводит анализ и проверку предложений побюджету, и затем отделы переделывают свои предложения с учетом замечаний ипредложений высшего руководства. На этом этапе высшее руководство решает задачураспределения ресурсов внутри организации (предприятия).
— на четвертом этапе осуществляется подготовка итоговых бюджетов, где ведетсяпостатейный учет ресурсов и непользования фондов. Окончательно эти подробныерасчеты сопоставляются с производительностью труда конкретного работника илиотдела, чтобы реально оценить возможности и выполнения контрольных показателей.
2Концепция управления по целям – это метод повышения эффективности деятельностиорганизации (предприятия), в котором каждый руководитель; от наивысшего досамого низшего уровня, должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержкуцелей руководителей, находящихся на более высоком уровне. Цели каждогоруководителя должны обеспечивать достижение цели его непосредственногоначальника. Этот метод дает возможность оценивать руководителей на основедостижения конкретных результатов, а не качеств личной преданности и т.д.
Управлениепо целям включает четыре этапа:
— первый этап – это выработка четких, кратких формулировок целей– независимо от степени участия в их выработке, цели каждого подчиненногодолжны способствовать достижению целей его начальника;
— второй этап — разработка реалистичных плановых достижений – планированиедействий связано с определением того, что, кто, когда, где и в каком количестветребуется для достижения данной цели;
— третий этап — систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов– проводятся с целью определения степени достижения целей, выявления проблем ипомех, определения причин этих проблем, выявления личных потребностей ивознаграждения за эффективную работу;
— четвертый этап — корректирующие меры для достижения запланированных результатов– последний этап, направленный на корректировку отклонения на основе точногоустановления ее причины.

IIИнвестиционная деятельность на предприятии
 
2.1 Экономический смыслобоснования инвестиций
 
Основнымнормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашейстране, является инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый Палатойпредставителей 30 мая 2001г. и одобренный Советом Республики 8 июля 2001г. Онвступил в силу с 9октября 2001г.
Инвестиционныйкодекс четко и однозначно определяет общие правовые условия осуществленияинвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на еестимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторовна территории белорусского государства.
Всоответствии с законодательством Республики Беларусь инвестиционная деятельностьдопускается при наличии необходимых разрешений государственных органов испециализированных служб на капитальное строительство, лицензий на правоосуществления работ, требующих соответствующей аттестации. Инвестор обязансоблюдать нормы и стандарты, иметь заключения экспертизы инвестиционныхпроектов в части соблюдения санитарно-гигиенических и экологических норм. Онтакже обязан выполнять требования государственных органов и должностных лиц,соответствующие их компетенции.
Инвестиции(капитальные вложения) – это долгосрочные вложения средств в активыпредприятия. Они отличаются от текущих издержек продолжительностью времени, напротяжении которого предприятие получает экономический эффект (увеличениевыпуска продукции, производительности труда, прибыли и т.д.).
Инвестицииимеют большое значение не только для будущего положения предприятия, но и дляэкономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенноевоспроизводство основных средств как производственного, так инепроизводственного характера, укрепляется материально-техническая базасубъекта хозяйствования. Это позволяет предприятиям увеличивать объемы выпускапродукции, улучшать условия труда и быта работников. От них зависятсебестоимость, ассортимент, качество, новизна и привлекательность продукции, ееконкурентоспособность.
Капитальныевложения – это денежное выражение совокупности материально-технических,трудовых и финансовых ресурсов, направляемых на сооружение новых, расширение,реконструкцию и техническое перевооружение действующих основных фондовпредприятия.
Капитальныевложения должны быть нацелены на рост экономической эффективности иэксплуатационной деятельности, на повышение производительности и улучшениеусловий труда и быта работников предприятий водного транспорта, на снижение фондоемкостии материалоемкости перевозок и других работ, на снижение себестоимости иповышение качества транспортной продукции.
Дляэкономического обоснования капитальных вложений рассчитывается абсолютная исравнительная экономическая эффективность.
Абсолютнаяили общая эффективность капитальных вложений определяется для вновь строящихсяпромышленных предприятий и расширения действующих производственных мощностей ипредставляет собой отношение экономического эффекта к капитальным затратам,обеспечившим этот эффект. Применительно к водному транспорту абсолютнуюэффективность капитальных вложений уместно будет определить как при новомстроительстве объектов, так и для расширения производственной мощностипропускной способности порта или провозной способности флота. Таким образом,понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» не тождественны.
Экономическийэффект – это результат проведения мероприятия, который может быть выраженкак экономия от снижения себестоимости продукции (работ, услуг), приростваловой или чистой прибыли, прирост национального дохода.
Экономическаяэффективность – это экономический эффект, приходящийся на 1 руб. капитальныхвложений, обеспечивших этот эффект.
Крометого, не следует отождествлять экономическую эффективность капитальных вложенийи эффективность внедрения новой техники.
Экономическаяэффективность капитальных вложений – это экономический результат, которыйотражает целесообразность их осуществления.
Экономическаяэффективность новой техники – это результат применения новой техники,выраженный в конкретных качественных и количественных показателях присопоставлении с затратами на проведение мероприятий по внедрению достиженийнаучно-технического прогресса.
Понятиеэффективности капитальных вложений шире понятия эффективности новой техники,поскольку капитальные вложения в основном используются для создания основныхпроизводственных фондов и производственных мощностей, но при этом не всегдасущественно изменяется или совершенствуется техника.
Эффективностькапитальных вложений повышается:
– приувеличении объема реализации продукции (работ, услуг) за счет платежеспособностиспроса на рынке;
– повышениикачества выпускаемой продукции (выполняемых работ, услуг) и, как следствие,росте оптовых цен при неизменном спросе;
– снижениитекущих издержек производства, т.е. экономии по различным статьямсебестоимости;
– измененииструктуры выпускаемой продукции (выполняемых работ, услуг) с целью повышениядоли высокорентабельной продукции (работ, услуг) – отношение прибыли от реализацииi-той номенклатуры продукции (работ,услуг) к ее полной себестоимости.
Абсолютнаяэффективность капитальных вложений в расширение производственных мощностейопределяется приростом чистой прибыли, приходящейся на 1 руб. капитальныхвложений:
/>,
где/>– приростчистой прибыли, устанавливаемый как разница между чистой прибылью, полученной врезультате увеличения производственной мощности Пч1, и чистой прибылью,полученной в предшествующем году Пч0.
/>
/>– капитальныевложения, направленные на увеличение действующих производственных мощностей.
Абсолютнаяэффективность капитальных вложений – это показатель, характеризующий чистуюприбыль (прирост чистой прибыли, экономию от снижения себестоимости),приходящуюся на 1 руб. единовременных затрат на строительство новогопредприятия или расширение действующих производственных мощностей. С другойстороны, этот показатель отражает долю максимально возможного возвратаосуществленных капитальных затрат в течение года.
Эффективностькапитальных вложений зависит от периода их окупаемости. В отечественнойпрактике существует два метода расчета этого показателя.
Припервом методе он рассчитывается как отношение капитальных вложений к экономии,создаваемой в результате снижения себестоимости единицы продукции.
/>,
гдеSб и Sн– себестоимость единицы продукции до и после проведения мероприятия поосуществлению капитальных вложений;
Аг.н.– годовой объем производства продукции (работ, услуг) в новых условиях.
Повторому методу срок окупаемости определяется как отношение капитальных вложенийк чистой прибыли, создаваемой в результате капитальных затрат. Этот методприменяется, когда капитальные вложения финансируются за счет бюджетных, атакже за счет собственных средств.
Срококупаемости – это период, в течение которого дополнительные капитальныевложения должны быть возмещены в результате экономии от снижения себестоимости:
/>,
где/>– дополнительныекапитальные вложения;
/>– экономия врезультате снижения себестоимости.
Коэффициентэффективности – это показатель, характеризующий экономию, приходящуюся на 1руб. дополнительных капитальных вложений:
/>

Капиталоемкийвариант К2 будет более выгодным при условии, если Ер≥Е или Тр≤Тн.Если это условие не соблюдается, наиболее экономичным является 1-й вариант.
Дляпроизводственного предприятия, капитальные вложения которого финансируются засчет собственных средств, нормативным коэффициентом эффективности Енпринимается уровень рентабельности.
Есликапитальные вложения осуществляются за счет кредита наиболее эффективным признаетсявариант с наименьшим сроком окупаемости, рассчитанным по методу нарастающегоитога чистой прибыли.
Расчетэкономически правомерен при условии сопоставимости объемов производства.
Длявыбора лучшего варианта строительства или реконструкции предприятия вариантыкапитальных вложений сравниваются по коэффициенту сравнительной эффективностиЕр и минимальному расчетному сроку окупаемости капитальных вложений Тр.
Впрактике оценки эффективности капитальных вложений используется несколькометодов с учетом фактора времени:
– определениечистой приведенной стоимости;
– расчетвнутренней нормы доходности;
– отношениеприбыли и затрат;
– минимизацияприведенных (дисконтированных) затрат; и другие.
Приоценке эффективности капитальных вложений разновременные показателисоизмеряются методом дисконтирования, т.е. приведения их к денежным средствам вначале авансирования единовременных затрат.
2.2 Бизнес-планинвестиционного проекта
 
Бизнес-план– это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлятьдля реализации какого-либо коммерческого проекта или создания новогопредприятия.
Бизнес-планнеобходим:
üдляразработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развитияпредприятия;
üдлявыполнения функции планирования;
üдляоценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;
üдляпривлечения денежных средств;
üдляпривлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций,конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
Бизнес-планпредставляет собой результат комплексного исследования различных сторондеятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажногообслуживания и др.).
Цельразработки бизнес-плана — дать обоснованную, целостную,системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланироватьее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынкаи возможностей фирмы по их удовлетворению.
Побудительнымипричинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считатьследующие три:
1)сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно,критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План — это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты вусловиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при егореализации;
2)бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащемиспользовании может помочь оперативно контролировать и управлять фирмой;
3)законченный бизнес-план является средством для доведения идей своего бизнеса довсех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов,государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включаяработников фирмы.
Бизнес-планпомогает решить следующие основные задачи:
-определитьконкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этихрынках;
-сформулироватьдолговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
-выбратьноменклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будутпредлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию иреализации;
-оценитьсоответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям подостижению поставленных целей;
-определитьсостав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы,стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;
-обеспечитьжизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
-добитьсямаксимизации прибыли в конкретных условиях;
-оценитьматериальное и финансовое положение фирмы.
Составлениюбизнес-плана предшествуют следующие работы:
— анализ и оценка текущего состояния предприятия;
— анализ потребностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты,поставщики, положение предприятия на рынке);
— анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которойпринадлежит предприятие, факторов макросреды предприятия (экономических,политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);
— определение основных направлений и формулирование количественно обоснованныхцелей деятельности предприятия на расчетный период;
— разработка планов действий, обеспечивающих достижение установленных целей, иопределение необходимых для этого ресурсов.
Вопрособ инвестировании решается только при наличии бизнес-плана инвестиционногопроекта. Основная цель бизнес-плана – помочь убедится потенциальным инвесторамв том, что проект, предлагаемый к реализации, тщательно спланирован ицелесообразен в финансовом и оперативном отношении. Бизнес-план включаетописание предприятия, его потенциала, оценку внутренней и внешней сферы,конкретные данные о стратегии маркетинга и развитии бизнеса. В бизнес-планеотмечаются возможные риски.
Основнымтребованием к бизнес-плану является реальность. Составлению бизнес-плана долженпредшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка итехнико-экономического исследования различных альтернатив развития предприятияна основе общепринятых международных стандартов.
Структурабизнес-плана должна включать в себя следующее:
ü Основную идеюпроекта (резюме);
ü Анализ рынка(информацию об отрасли и рынках, на которые собираетесь поставлять свойпродукт);
ü Стратегиюмаркетинга (как будет продвигаться продукт на рынке);
ü Сырье иматериалы (сколько и чего нужно для реализации проекта);
ü Местоосуществления проекта (где будет реализован проект);
ü Инженерноепроектирование и технологию (какая технологическая обеспеченность необходимадля реализации проекта);
ü Организационнуюструктуру и трудовые ресурсы (структура компании и требуемые трудовые ресурсы);
ü Финансоваяоценка (основные финансовые аспекты проекта);
ü Анализэкономической эффективности проекта (сравнительная характеристика основныхфинансово-экономических показателей, которые будут доступны в ходе реализациипроекта);
ü Социальныеаспекты (значимость проекта для общества);
ü Проектные риски(риски проекта и способы их устранения);
ü Выводы;

IIIПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ И РАСЧЕТ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИИНВЕСТИЦИЙ
3.1 Бизнес -план технического перевооружения «Жлобинская фабрика художественнойинкрустации»
РЕЗЮМЕ
Данныйбизнес-план разработан с целью обоснования экономической целесообразноститехнического перевооружения РУП «Жлобинская фабрика художественнойинкрустации».
РУП «Жлобинская фабрикахудожественной инкрустации» специализируется на производстве сувенирных изделийиз древесины, инкрустированных соломкой, украшенных узорами по мотивамнационального народного творчества, изображениями памятников культуры иархитектуры Республики Беларусь, а также строчевышитых изделий изо льна, бязи,ситца.
Необходимость техническогопереоснащения обусловлена полным износом (100%) технологического оборудования,и это не позволяет наращивать объемы производства, повысить производительностьтруда и улучшить качество выпускаемых изделий. Для ритмичного функционированияпредприятия планируется произвести замену деревообрабатывающего оборудования научастках сувенирной продукции из древесины и гладильное, швейное и вышивальноеоборудование на участке строчевышитых изделий.
Внедрение таких станков какчетырехстороннего продольно-фрезерного, щёточно-шлифовального, позволитрасширить ассортимент и улучшить качество выпускаемой продукции (вагонка,половая доска, багет), а станки усозарезной и для сборки рамок позволятналадить производство нового вида продукции: рамки для картин и панно, имеющихвысокий потребительский спрос. Использование окрасочной камеры, системыаспирации, автопогрузчика и другого вспомогательного оборудования позволятулучшить условия труда и снизить влияние вредных и опасных производственныхфакторов на работающих.
Внедрение выше перечисленногооборудования позволит создать дополнительно 8 новых рабочих мест.
В IV квартале 2009 года планируется приобрести технологическоеоборудование на сумму 515,3 млн. руб. за счет средств централизованных фондовУправления делами Президента Республики Беларусь. В I квартале 2010 г планируется приобрести технологическоеоборудование на сумму 107,7 млн. руб. за счет банковского кредита. За это времянеобходимо сформировать необходимые запасы сырья на сумму 70,0 млн. руб. и с II квартала 2010 года начать выпускновой продукции.
Народные художественные промыслыБеларуси являются неотъемлемой частью отечественной культуры и имеют глубокиенациональные корни. Промыслы практически полностью базируются на местныхсырьевых ресурсах и обеспечивают существенную занятость населения, особенно вмалых городах и поселениях. Вместе с тем, для динамичного приростапроизводства, предприятие должно обновлять выпускаемую продукцию, наращиватьпроизводственные мощности и улучшать состояние технологического оборудования,внедрять энергосберегающие технологии и т.п.
Основной продукцией РУП «Жлобинскаяфабрика художественной инкрустации» являются изделия народных художественныхпромыслов.
Следует признать, чтокачество и ограниченная номенклатура изделий фабрики уже не в полной мереотвечают требованиям взыскательных потребителей. Вместе с тем, меры,принимаемые Правительством по развитию в Беларуси туризма как внутреннего, таки въездного, ставят перед отечественными предприятиями – производителямисувенирной продукции задачу увеличения ее ассортимента и качества. Исходя извышеуказанного РУП «Жлобинская фабрика художественной инкрустации» инициируетпроект технического перевооружения производства.
Беларусь ежегоднопосещают около 2,5 млн. иностранцев и многие из них приобретают себе на памятьизделия художественных промыслов Беларуси.
Кроме того, Беларусьобладает огромным потенциалом внутреннего туризма, условия, для развитиякоторого в последние годы создаются. Достаточно сказать, что реальные потокипосетителей только некоторых государственных музейных учреждений, историческизначимых мест и территорий уже составляют значительную величину. Так г.Заславль посещают около 35-40 тыс. человек в год, г.п. Ивенец – 30-35 тыс.человек в год, г. Несвиж – 55-60 тыс. человек в год.
Дальнейшее улучшениетуристской инфраструктуры увеличит поток туристов, что, безусловно, вызовет иповышение спроса на различного рода сувениры.
Наметившаяся в странеустойчивая тенденция увеличения доходов населения будет вызывать рост спроса нахудожественные изделия народных промыслов и ремесел Беларуси. В связи с этим,возрождение народных промыслов и осуществление работ по наращиванию мощностейдля увеличения выпуска этих изделий и повышения их качества на РУП «Жлобинскаяфабрика художественной инкрустации» является своевременным шагом.
Кроме дальнейшегоразвития традиционных для предприятия сувенирных и строчевышитых изделий,проект технического переоснащения предусматривает организацию производствамебели, декоративных рельефных профилей (багета), рамок для картин и погонажныхизделий. Это необходимо для повышения экономической стабильности предприятия,увеличения объема выпуска продукции и расширения рынков сбыта.
Разработаннаяпредприятием стратегия маркетинга позволит обеспечить реализациюзапланированных к производству объемов продукции.
Горизонт расчетапроекта принят равным 7 годам, исходя из возможных сроков окупаемости проекта.Расчеты выполнены в белорусских рублях без учета инфляции в одном варианте –при проведении техперевооружения.
Суммарная потребность винвестициях, требуемых для реализации проекта, составляет 789,4 млн. руб., изкоторых на сумму 513,0 млн. руб. предполагается приобретение технологическогооборудования, выполнение необходимых строительно-монтажные работ составит 40,0млн. руб., на пополнение собственных оборотных средств требуется 70 млн. руб.,прирост чистого оборотного капитала на горизонте расчета составит 100,9 млн.руб. и проценты по банковскому кредиту – 65,5 млн. руб…
Предполагаемыеисточники финансирования — средства централизованных фондов Управления деламиПрезидента Республики Беларусь в сумме 515,3 млн. руб., кредит банка на сумму107,7 млн. руб. и собственные средства – 166,4 млн. руб. (100,9 млн.руб. –прирост чистого оборотного капитала, 65,5 млн. руб. – проценты по кредиту).
Предполагается, чтосредства централизованных фондов Управления делами Президента РеспубликиБеларусь в сумме 515 будут получены и использованы в 2009 году, а банковскийкредит в сумме 107,7 млн. руб. – в начале 2010 года.
Перечень оборудования,необходимого для осуществления проекта, представлен в таблице 1.1.
Дополнительныеоборотные средства необходимы для создания технологических заделов древесины(доска обрезная – 140 м3 по цене 500 тыс. руб./м3 на сумму 70 млн. руб.) дляорганизации работ по выпуску мебели и погонажа.
Анализ движенияденежных средств показывает, что РУП «Жлобинская фабрика художественнойинкрустации» испытывает определенный дефицит денежных средств в 2012 году,вызванный возвратом заемных средств, но он перекрывается накопленным остаткомденежных средств.
Основные показателиэффективности инвестиций по проекту представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Основные показателиэффективности инвестиций по проектуНаименование показателя Значение 1. Срок окупаемости проекта (простой), лет 4,0 2. Динамический срок окупаемости проекта, лет 4,6 3. Внутренняя норма доходности (ВНД) 25,6 4. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) 303,4 млн. руб. 5. Индекс доходности (рентабельности) 1,5
Анализ показателей эффективности инвестиций (ВНД, ЧДД,индекса доходности) позволяет сделать вывод, что при прогнозируемой выручке отреализации, капитальных вложениях, и производственных издержках проект являетсядостаточно надежным и рентабельным.
Сводные показатели попроекту представлены в таблице 1.3.
1 ХАРАКТЕРИСТИКАПРЕДПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Республиканскоепроизводственное унитарное предприятие «Жлобинская фабрика художественнойинкрустации» зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительногокомитета от 09.02.2005 г. №79 в едином государственном регистре юридических лици индивидуальных предпринимателей за № 490322221.
Предприятие относится креспубликанской собственности. Учредителем Предприятия является Государственноепроизводственно-торговое объединение «Белхудожпромыслы», которое выступает какорган, уполномоченный осуществлять контроль за эффективным использованиемгосударственного имущества, закрепленного за Предприятием на правехозяйственного ведения, и является для Предприятия вышестоящей организацией. Всвоей деятельности Предприятие руководствуется законодательством РеспубликиБеларусь, Уставом Предприятия и решениями ГПТО «Белхудожпромыслы» в пределахкомпетенции.
Основной продукцией,выпускаемой РУП «Жлобинская фабрика художественной инкрустации», являютсясувенирная продукция и строчевышитые изделия.
Сувенирная продукция издревесины – это шкатулки, сундуки, ларчики, панно, изделия утилитарногоназначения (контейнера для хлеба, доски разделочные, солонки, емкости длясыпучих продуктов), точеные изделия и многое другое.
Строчевышитые изделия — это столовое белье, постельное белье с декоративной вышивкой с применениемнародного творчества.
Управление предприятиемосуществляется в соответствии с законодательством РБ и Уставом предприятия наоснове сочетания прав и интересов трудового коллектива.
ПАСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Отрасль: Легкаяпромышленность.
Наименованиепредприятия: Республиканское производственное унитарное предприятие  «Жлобинскаяфабрика художественной инкрустации».
Юридический адрес:247210 Республика Беларусь, Гомельская область,
г. Жлобин, ул.Матросова, 39.
Форма собственности:республиканская.
Дата регистрации:09.02.2005 г.
Размер уставного фонда:1,2 млн. руб., по состоянию на 01.01.2008 г.
Учредители предприятия:Государственное производственно-торговое объединение «Белхудожпромыслы»
Распределение уставногофонда в долях:
государства – 100%;
субъектовхозяйствования негосударственных форм собственности – нет;
иностранных участников– нет;
прочих участников –нет.
Общества, в которых предприятиеявляется учредителем, акционером: нет.
Стоимость оборотныхактивов: Стоимость внеоборотных активов:
791 млн. руб. 745 млн.руб.
Директор: МельниковаИрина Савельевна.
Главный бухгалтер: ГрипичСветлана Михайловна.
Контактные телефоны:
Код города: 02334
телефон: 2-23-49
тел./факс:
2 ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ
Ассортимент продукциипредприятия очень разнообразен и широк. Выпускаются изделия, пользующиесяспросом многие годы, но в то же время особое внимание уделяется разработкенового ассортимента. Ежемесячно разрабатываются новые модели изделий которыеутверждаются на экспертной комиссии по отнесению продукции предприятий народныхпромыслов (ремесел) к изделиям народных промыслов и ремесел при ГПТО«Белхудожпромыслы» (далее экспертная комиссия).
Очень разнообразенассортимент инкрустированных изделий: шкатулки, ларчики, сундучки сизображениями различных зданий, сооружений, логотипами предприятий, памятныхдат и праздников, либо просто инкрустированные замысловатыми орнаментами.Книги, папки, гербы представлены с республиканской символикой. Упаковки подбутылки и бары выполнены в различных техниках. Очень разнообразен ассортиментдля кухни: расписные и резные разделочные доски, контейнера, солонки, подносы,кухонные наборы. Выпускается также мебель: журнальные столики, столы-подносы,полки под цветы, инкрустированные соломкой, детские стульчики. Многообразенассортимент картин с изображениями пейзажей панно, выполненные в техникеаппликация соломкой и объемная резьба. Большой популярностью пользуются вымпелас изображениями гербов городов Республики Беларусь, а также с логотипомразличных предприятий.
На участкестрочевышивки выпускаются различные комплекты: чайные, кофейные, столовые:вышитые скатерти, дорожки, салфетки из льна, полотенца, передники; свадебные,ритуальные, представительские рушники. Изготавливается двухспальное,полуторное, детское постельное белье, одеяла, а также разнообразные шторы дляоформления интерьеров, флаги. Выпускается также комплекты банные из льна сгеометрической вышивкой, включающие в себя халат, простынь, полотенце, шапочкуи рукавицу.
Ассортимент выпускаемойПредприятием продукции постоянно обновляется. На заседании экспертной комиссиирассматриваются образцы новых моделей. Особое внимание художников направленнона разработку высокохудожественного ассортимента, конструкторов — на созданиеновых элегантных изделий
Внедрение новогооборудования позволит Предприятию расширить ассортимент выпускаемой продукции:
— строчевышитых изделий(льняная одежда, пляжные сумки, сарафаны, костюмы, рабочая одежда);
— сувенирных изделий(шахматы, шашки, нарды, подносы, подставки под горячее, объемная резьба);
— рамы для картин;
— декоративныерельефные профили (багет);
— мебель (столовыйгарнитур, журнальный столик);
— погонажные изделия(наличники, вагонка, блок-хауз, половая доска и т.п.).
На предприятии контролькачества продукции осуществляется визуально и методом сравнения с образцами.
Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он долженсоответствовать определенным параметрам:
— техническим (свойства товара, область его применения иназначения);
— эргономическим (соответствие товара свойствам человеческогоорганизма);
— эстетическим (внешний вид товара);
— нормативным (соответствие товара действующим нормам истандартам);
— экономическим (уровень цен на товар, размер средств,имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
Выпуск продукцииосуществляется в соответствии с действующей нормативно-техническойдокументацией, утвержденной в установленном порядке, на определенные группыизделий или конкретные наименования (СТБ, ТУ), с соблюдением санитарных правили правил техники безопасности.
На основании СТБ35.1-94 «Государственная система каталогизации продукции Республики Беларусь.Основные положения.» продукция зарегистрирована в ГКСП Белорусский ГИСС.
На предприятии ведетсяработа по улучшению потребительских свойств выпускаемой продукции, увеличениюее конкурентоспособности на внутреннем рынке и рынках стран СНГ.
3 АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА.СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
Народные художественные промыслы Беларуси являютсянеотъемлемой частью отечественной культуры и имеют глубокие национальные корни.
Беларусь издревлеславилась своими мастерами. В наше время изделия ремесел и традиции народныхпромыслов, возрожденные и сохраненные приемы и способы высокохудожественныхпроизводств, мастерство белорусских ремесленников служат достаточнымподтверждением славного культурного наследия белорусов.
Народные художественныепромыслы практически полностью базируются на местных сырьевых ресурсах иобеспечивают существенную занятость населения, особенно в малых городах ипоселениях. Вместе с тем, для динамичного прироста производства, промыслыдолжны обновлять выпускаемую продукцию, наращивать производственные мощности иулучшать состояние технологического оборудования, внедрять энергосберегающиетехнологии и т.п.
РУП «Жлобинская фабрикахудожественной инкрустации» является одним из предприятий Беларуси производящихсувенирную продукцию, которую можно характеризовать как художественные изделиянародных промыслов.
Следует признать, чтокачество и ассортимент изделий фабрики уже не в полной мере отвечаюттребованиям взыскательных потребителей. Вместе с тем, меры принимаемыеправительством по развитию в Беларуси туризма как внутреннего, так и въездного,ставят перед отечественными предприятиями – производителями сувенирнойпродукции задачу увеличения ее ассортимента и качества. Исходя извышеизложенного РУП «Жлобинская фабрика художественной инкрустации» инициируетпроект технического переоснащения своих производственных мощностей.
Основным целевымсегментом рынка для реализации продукции РУП «Жлобинская фабрика художественнойинкрустации» является город Минск. Это обусловлено тем, что продукцияхудожественных промыслов не относится к продукции первой необходимости иприобретается в качестве украшений, подарков, сувениров. А в городе Минскесосредоточено население с высокой покупательской способностью, что обеспечиваетустойчивый сбыт продукции предприятия.
Продукция предприятияраспространяется в г. Минске среди крупнейших торговых комплексов, таких какГУМ, ЦУМ, торговых домов «На Немиге», «Берестье», универмага «Беларусь» и др.Большие торговые площади данных торговых предприятий позволяют сделать выкладкуизделий народных промыслов в специализированных секциях, что делает еедоступной для обозрения и покупок конечными потребителями.
Кроме Минска,продукция фабрики имеет спрос и в других городах республики, таких как Гомель иГомельская область (универмаг «Гомель», «Диалог», «Белсоюзпечать», СЭЗ «Ратон»,ТД «Энергетик», ООО ТД «Березка», ОАО «Рунь», ЦНТ), Витебск и Витебскаяобласть:(«Витебский Универмаг», УКП «Полоцкторг», филиал «Восход»), Могилев иМогилевская область (универмаг «Центральный», Универмаг «Октябрьский»,«Белсоюзпечать»), Гродно (ТД «Неман», база «Галантерея», ЧТУП «Промторг»),Брест («ЦУМ», ТД «Радуга»), Жлобин («Гомельэнерго», «Уником», РУП БМЗ, ОРС-НОД4 маг. № 24) и др.
Продукция народныхпромыслов приобретается покупателями спонтанно, в связи с чем выбор мест еераспространения имеет очень большое значение. Крупные торговые центры и места,где сосредоточены большие потоки людей – идеальные пункты для продажи изделийиз лозы, соломки, керамики и др.
На интенсивностьпокупок товаров подобного типа существенное влияние оказывает уровень доходовнаселения. Высокие экономические темпы развития республики и рост реальнойзаработной платы позволяют прогнозировать рост спроса на изделия художественныхпромыслов не только в г. Минске, но и в других регионах Беларуси (областных ирайонных центрах).
Существенным резервомроста спроса на изделия РУП «Жлобинская фабрика художественной инкрустации»является развитие туризма в республике и, в частности сельского. Сельскийтуризм очень популярен на Западе и предполагает отдых в сельских усадьбах. Вэтом отношении возможности Беларуси огромны.
Беларусь ежегоднопосещают около 2,5 млн. иностранцев и многие из них хотят приобрести себе напамять изделия художественных промыслов Беларуси. Кроме того, Беларусь обладаетогромным потенциалом внутреннего туризма, условия, для развития которого впоследние годы создаются. Достаточно сказать, что реальные потоки посетителейтолько некоторых государственных музейных учреждений, исторически значимых мести территорий уже составляют значительную величину. Так г. Заславль посещаютоколо 35-40 тыс. человек в год, г.п. Ивенец – 30-35 тыс. человек в год, г.Несвиж – 55-60 тыс. человек в год.
Дальнейшее улучшениетуристской инфраструктуры увеличит поток туристов, что, безусловно, вызовет иповышение спроса на различного рода сувениры.
В настоящее время рынокРеспублики Беларусь достаточно насыщен сувенирной и швейной продукцией нетолько белорусских производителей, но и импортной. Продукцию народныххудожественных промыслов производят ряд цехов и предприятий ГПТО «Белхудожпромыслы»;индивидуальных предпринимателей.
Основными видамипродукции являются изделия из лозы, соломоплетение, вышивка, строчевышитыеизделия, трикотаж. В меньшей степени представлены резьба по дереву, ткачество ипроизводство изделий из керамики.
Анализ производстваизделий народного творчества в различных государствах мира показывает, что однивиды народного творчества продолжают свою долгую жизнь, другие рождаются в нашидни, утверждая ручной труд, как яркое явление народной жизни. Вместе с тем,нельзя не отметить, что технические достижения современного общества не могутне отражаться и на народном творчестве. Современные материалы, оборудование,инструмент и оснастка позволяют существенно повлиять на качество и внешний видизделий народного промысла. Это хорошо заметно по сувенирным изделиямимпортного производства. Применение современных красок, лаков, болеепроизводительного и современного оборудования позволяют разнообразитьпродукцию, снижать ее себестоимость, повышать производительность труда и в конечномитоге делать ее более доступной для потребителей.
Именно такие целипреследует РУП «Жлобинская фабрика художественной инкрустации» реализуя проекттехнического переоснащения своего предприятия.
Ценообразование на предприятии ведется на основании Положенияо порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлениемМинистерства экономики от 22 апреля 1999 № 43 (с изменениями и дополнениями).
Основной методценообразования на предприятии – это затратный метод, основанный на примененииМетодических рекомендаций по планированию, учету и калькулированиюсебестоимости продукции для предприятий легкой промышленности.
Уровень рентабельности(работ, услуг) на изготавливаемую продукцию не ограничен, но долженобеспечивать расширенное воспроизводство продукции.
Стратегия маркетинга
РУП «Жлобинская фабрика художественной инкрустации» ставитперед собой следующие маркетинговые цели:
1. Получениеприбыли за счет удовлетворения потребностей отечественных и зарубежныхпотребителей в качественных изделиях народных промыслов и ремесел Беларуси.
2. Увеличениеобъемов поставок продукции на рынки сбыта.
Достижение поставленных маркетинговых целей будетобеспечиваться за счет постоянного повышения качества продукции и ее дизайна,обновления и расширения ассортимента, проведения гибкой ценовой политики.
Продукция РУП «Жлобинская фабрика художественной инкрустации»позиционируется на рынке как качественная и не дорогая. Этому способствуютконкурентные преимущества предприятия – квалифицированный персонал идостаточные производственные мощности.
В качестве целевого сегмента рынка предприятие определило длясебя г. Минск и областные центры. В ближайшей перспективе данный сегмент будетоставаться основным рынком сбыта для предприятия. Вместе с тем, меры, принимаемыев республике для развития туризма (Золотое кольцо Беларуси, Августовский канал,спортивные комплексы международного класса и др.), будут ориентировать предприятиеи на другие географические сегменты рынка, формируемые проектируемымитуристическими комплексами.
Особенности потребительского спроса и выбранные предприятиемцелевые сегменты рынка будут определять его товарную, сбытовую и ценовуюполитику.
По каждому виду производимой продукции на предприятиипроводится анализ ее положения на рынке и определяются ее последующиеперспективы. Такая работа позволяет своевременно принимать решения по снятиюотдельных видов продукции с производства и выводу на рынок новых.
Новые виды изделийнародных промыслов и ремесел создаются на специальном экспериментальномучастке, а затем утверждаются на экспертной комиссии ГПТО «Белхудожпромыслы»
Ценовая политика, проводимая предприятием, учитывает:
— систематическийанализ цен, реально сложившихся на рынке Республики Беларусь и за ее пределами;
— ценовую политикупредприятий – конкурентов;
— данные о восприятиицен потребителями (формирование цены ориентировано на спрос с целью сохраненияимеющихся рынков сбыта, роста объемов продаж). Учитывая то, что отечественныйрынок характеризуется наличием большого числа экономных потребителей, рост ценна продукцию может сказаться на объемах реализации. В связи с этим основнымспособом сохранения имеющихся объемов сбыта при увеличении цены являетсяулучшение потребительских характеристик продукции, т.е. переориентация надругое конкурентное преимущество – более высокое качество и обновленныйассортимент. Цены на отдельные виды продукции, пользующейся повышенным спросом,могут быть несколько выше цен на другую продукцию.
Сбыт продукции напредприятии осуществляется на основании заключенных договоров, учитывающихобъемы и сроки поставок.
Основным каналом сбытаявляется розничная торговая сеть. Предпочтение отдается прямым каналам сбыта,т.е. продукция направляется непосредственно на предприятия торговли.
В связи с планируемымрасширением ассортимента и ростом объемов производства предусматриваетсяусиление службы маркетинга и сбыта, заключение договоров с дилерами и найм наоснове комиссионного вознаграждения торговых представителей в тех регионахБеларуси и России, где наблюдается увеличение потоков туристов.
Исходя извышеизложенного, основными направлениями работы отдела маркетинга являютсяследующие:
1. изучениеспроса на продукцию, определение ассортимента и основных направлений поразработке и выпуску продукции, изучение возможностей по реализации новых еевидов и формирование портфеля заказов;
2. оценкаконкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;
3. изучениеплатежеспособного спроса, поиск новых рынков сбыта продукции, уменьшениедебиторской задолженности путем недопущения отгрузки продукциинеплатежеспособным покупателям;
4. соблюдениенорматива запасов готовой продукции (не более 100% от месячного объемапроизводства) и недопущение отвлечения оборотных средств;
5. выполнениеплана по отгрузке и реализации готовой продукции со склада предприятия вденежной форме;
6. сокращениетранспортных расходов путем более рационального использования автотранспорта;
7. работас организациями розничной торговли, изучение запросов потребителей по качествуи упаковке продукции;
8. участиев выставках и ярмарках по реализации продукции.
Стимулирование сбыта ипродвижение продукции в торговую сеть осуществляется посредством:
1. Рассылкикоммерческих предложений по адресам торгово-промышленных предприятий.
Хороший эффект даетпрямая почтовая рассылка кратких сообщений о предприятии. Поэтому напредприятии будет разработана рекламная листовка, в которой будут даны сведенияо продукции предприятия, объемах выпуска, способах отгрузки, ценах и т.д. Такиелистовки будут рассылаться заранее установленному кругу возможных потребителей,распространяться на выставках и ярмарках.
2. Участиев тематических выставках, проводимых как на территории Беларуси, так и за еепределами.
Выставки и ярмаркиявляются одним из наиболее эффективных средств стимулирования продаж ипривлечения целевых аудиторий. Они позволяют определить возможный спрос напродукцию, изучить конкурентов, осуществить поиск новых клиентов.
3. Размещениекоммерческой информации предприятия в каталогах и базах данных («Оптовик»,«Беларусь XXI век», Интернет).
4. Изготовлениерекламных буклетов на выпускаемую продукцию.
Как показывает опытнаиболее успешных производителей подобной продукции, наиболее эффективнымрекламоносителем и, соответственно, способом стимулирования сбыта считаютсяименно полноцветные каталоги.
Наметившаяся в странеустойчивая тенденция увеличения доходов населения будет вызывать рост спроса нахудожественные изделия народных промыслов Беларуси. Этому будут способствоватьи принимаемые в республике меры по развитию туризма, в результате чеговозрастет поток иностранных туристов, являющихся потенциальными покупателямиданных изделий. В связи с этим, возрождение народных промыслов и осуществлениеработ по наращиванию мощностей для увеличения их выпуска на РУП «Жлобинскаяфабрика художественной инкрустации» является своевременным шагом.
4 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Всоответствии с проведенной работой отдела маркетинга по изучению рынка и конкурентовбыли выбраны основные направления производства продукции. Производственнаяпрограмма запланирована с учетом реализации проекта в соответствии сдоведенными темпами роста, производственной мощностью оборудования и ееоптимальной загрузки.
Производственный план на2009-2015 гг. приведен в приложении 1.
Для реализации данногопроекта необходимо приобрести оборудование, которое приведено в приложении 2
Приобретение новогооборудования позволит повысить производительность труда, качество продукции,увеличить выпуск изделий, расширить ассортимент выпускаемой продукции. Всего дляприобретения нового технологического оборудования и его установку необходимо553 млн. руб.
Внедрение новоготехнологического оборудования позволит снизить потребление электроэнергии на6%, увеличить выпуск полуфабрикатов из пиломатериалов, сократить расходы сырьяи материалов, снизить трудоемкость и увеличить выпуск изделий, что приведет кснижению себестоимости продукции и увеличению объема её реализации.
С внедрением новогооборудования будут введены 8 дополнительных рабочих мест.
Расчет затрат на производствои реализацию продукции по рассматриваемому проекту по статьям затрат, приведенв приложении 3.
На рисунке 4.1 представлена диаграмма, иллюстрирующаяструктуру издержек по статьям затрат.
/>
Рисунок 4.1 Структура издержек обращения по статьям затрат
Расчет издержекпроведен исходя из фактических затрат, сложившихся на предприятии. Для расчетаполных издержек по предприятию использованы фактические данные бухгалтерской истатистической отчетности.
5 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
Кадры предприятия — этоработники, прошедшие определенную профессиональную подготовку и имеющиепрактический опыт и навыки труда.
Общая численностьперсонала предприятия в 2008 году составила 93 чел.
Структура кадровпредприятия, характеризующая соотношение различных категорий работниковпредставлена в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Структура кадров РУП«Жлобинская фабрика художественной инкрустации»Наименование
Численность, чел.
на 01.01.2009 г.
Списочная численность, всего
в том числе:
— рабочие
— руководители
— специалисты и служащие
93
70
4
19
Значительная частьрабочих получает подготовку непосредственно на производстве. Инструкторамипроизводственного обучения являются высококвалифицированные работники, которыепередают молодежи свое мастерство.
Реализация проектаповлечет создание новых рабочих мест и увеличение численности на 8 человек.
Характеристика трудовыхресурсов по образованию приведена в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Характеристика трудовыхресурсов по образованию
РУП «Жлобинская фабрикахудожественной инкрустации» Образование Чел. % Высшее 6 6,5% Среднее специальное 17 18,3% Профессионально-техническое 29 31,2% Общее среднее 35 37,6% Общее базовое 6 6,5%

На предприятии работает22 человека молодежи до 30 лет, 77 женщин, 9 женщин находится в отпуске поуходу за ребенком до 3-х лет.
На сегодняшний деньпредприятие испытывает недостаток в квалифицированных специалистах. Проводитсябольшая работа по формированию кадров. Предприятие работает с Жлобинскимрайонным центром занятости, регулярно выставляются в базу данных центразанятости населения вакансии.
6 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИПРОЕКТА
Данный проектпланируется осуществить в 3-4 кварталах 2009 г. и Iквартале 2010 г.
7 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН
Основные сведения попроекту приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Основные сведения попроектуОсновные сведения по проекту Значение 1. Горизонт расчета 7 лет (2009-2015 гг.) 2. Шаг расчета Год 3. Ставка дисконтирования 14% 4. Дата начала реализации проекта II кв. 2009 5. Вид принятой в проекте расчетной единицы Млн. руб. 8. Расчеты выполнены по состоянию на 15.10.2009
Объем капитальных иинвестиционных затрат по проекту
Суммарная потребность винвестициях, требуемых для реализации проекта, составляет 778,7 млн. руб., изкоторых на сумму 513,0 млн. руб. предполагается приобретение технологическогооборудования, выполнение необходимых строительно-монтажные работ составит 40,0млн. руб., на пополнение собственных оборотных средств требуется 70 млн. руб.,прирост чистого оборотного капитала на горизонте расчета составит 100,9 млн.руб. и проценты по банковскому кредиту – 54,8 млн. руб…
Предполагаемыеисточники финансирования — средства централизованных фондов Управления деламиПрезидента Республики Беларусь в сумме 515,3 млн. руб., кредит банка на сумму107,7 млн. руб. и собственные средства – 166,4 млн. руб. (100,9 млн.руб. –прирост чистого оборотного капитала, 54,8 млн. руб. – проценты по кредиту).
Предполагается, чтосредства централизованных фондов Управления делами Президента РеспубликиБеларусь в сумме 515,3 млн. руб. будут получены и использованы в 2009 году, абанковский кредит в сумме 107,7 млн. руб. – в начале 2010 года.
Общие инвестиционныезатраты и источники финансирования по годам реализации проекта представлены вприложении 4.
Расчет потребности вчистом оборотном капитале по представлен в таблице 3 приложения 1.
Сводный расчетпогашения долговых обязательств приведен в приложении 6. В приложении 7 и 8приведены график погашения ссуды и примерный график погашения банковскогокредита соответственно.
8 ПРОГНОЗИРОВАНИЕФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инвестиционныепотребности
При расчетепредполагаемого дохода использованы прогнозные планы производства и реализациипродукции с учетом реализации проекта и доведенных показателей по росту объемовпроизводства.
Таблица 8.1.1
Исходные данные длявыполнения финансовой части
инвестиционного проекта№ п/п Наименование показателя Величина показателя 1 Продолжительность проекта, лет 7 2 Общий объем инвестиций, млн. руб. 778,7 3 Доля инвестиций в основные средства, %  66 4 Остаточная стоимость ОС,% 43  5 Доля собственного капитала в структуре финансирования, % 13 Выручка предприятия в первый год реализации проекта, млн. руб. 962 Годовой темп роста доходов, % 4 Прибыльность продаж в первый год, % 5,3 Доля переменных издержек в цене продукции, % 70 Оборачиваемость дебиторской задолженности, дн (365/(962,0:10,6) 4 Оборачиваемость кредиторской задолженности, дн (365/(962,0:116,7) 44,3 Оборачиваемость ТМЗ, дн (365/(793,0:428,7) 197,3 Фонд потребления, % 60
Планпроизводства и реализации продукции представлен в приложении 1.
Подробнееопишем, на какие цели будут направлены инвестиции:
Таблица 8.1.2
Инвестиционные потребностиИнвестиционные потребности Сумма, млн. руб. Вложения в ОС 513 Установка и наладка оборудования 40 Проценты по банковскому кредиту 54,8 Прирост чистого оборотного капитала 100,9 Вложения в оборотные активы 70 Всего инвестиций 778,7
Источникифинансирования
Финансированиепредприятия происходит частично за счет банковского кредита, средствцентрализованных фондов Управления делами Президента Республики Беларусь исобственных средств, исходя из этого представим структуру средств, направленныхна финансирование проекта:

Таблица 8.2
Источникифинансирования инвестицийСпособ финансирования Доля, % Сумма, млн. руб. Собственный капитал 21,1 155,7
Заемный капитал
В том числе:
— кредит банка
— центр. фонд 78,9
623,0
107,7
515,3 Всего: 100 778,7
График обслуживаниядолга
Составим графикобслуживания дола, проценты по полученному кредиту рассчитаем на основеаннуитета, это значит, что предприятие буде ежегодно выплачивать одну и ту жесумму, которая состоит из платежей по основному долгу и процентам
Таблица 8.3
Обслуживание долгаНаименование показателя Годы платежа 1 2 3 4 5 Начальный баланс 162,7 151,7 113,8 75,9 38 Годовая выплата 11 37,9 37,9 37,9 37,9 Проценты 11 11 11 11 11 Основная часть 26,9 26,9 26,9 26,9 Конечный баланс 151,7 113,8 75,9 38
Фактический начальныйбаланс составляет 107,7 млн., однако за 5 лет мы будем выплачивать не толькоосновной долг, но и проценты за пользование кредитом. Рассчитаем суммупроцентов на основании аннуитета. Аннуитет предполагает расчет равныхусредненных процентов за весь период пользования кредитом. Сумма процентовданном случае равна – 107,7:12∙20∙(60+1):2:100=55 млн. руб. за весьпериод пользования. 55:5=11 млн. руб. – за 1 год. Для баланса добавимрассчитанные проценты к сумме кредита – 107,7 + 55 = 162,7 млн.руб. суммаосновного долга – 107,7:4=27 млн. руб.
Прогноз прибыли
Проведем расчетожидаемого дохода. Мы в данном случае проведем оценку эффективности толькособственных средств предприятия. Процентные платежи учитываются в составеваловых издержек при прогнозируемой прибыли, а погашение основного долгаучитывается при прогнозировании денежных потоков в графу оттоки.