–PAGE_BREAK– (всем известны примеры с любимыми сказками, книжками, мультфильмами и т. п., к которым дети возвращаются бесконечно). Эта потребность детей в повторных обращениях к полюбившимся произведениям искусства естественно разрешается в условиях художественного музея.
Среди взрослых людей широко бытует мнение, что произведения искусства надо делить на «доступные» и «недоступные» детям. Но данные научных исследований и педагогических наблюдений свидетельствуют о том, что восприятие ими искусства активно, эмоционально, глубоко личностно и определяется их индивидуальными психическими свойствами. В каждом произведении искусства ребенок сам находит доступное для его уровня содержание. Более того, память детей часто способна сохранять сложные образы совсем, казалось бы, «недетских» произведений искусства. По мере взросления восприятие тех же вещей становится полнее, осмысленнее, глубже. Так и восприятие взрослых зрителей меняется, совершенствуется при повторных обращениях к произведениям искусства, поскольку воплощенные в них художественные образы обладают качеством постоянства.
Процесс восприятия у детей может быть организован и настроен музейным педагогом в соответствии с их возрастом и возможностями. Необходимо, учитывая конкретные психолого-возрастные особенности аудитории, давать интерпретацию художественного памятника на доступном уровне, доходчиво и в то же время с достаточной полнотой раскрывать детям возвышенное, духовное содержание произведения и учить их переживать это содержание в единстве с выражающей его формой, ведя их по пути овладения навыками целостного постижения явлений искусства.
Первые посещения музея для детей — волнующие события, порой даже потрясение для них. Поэтому необходимо соблюдать некоторые условия для оптимального осуществления знакомства с этим особым местом. Вхождение в музейные залы должно происходить тихо и торжественно, прохождение по залам — медленное и с остановками там, где что-то заинтересовало детей. Они очень искренны в выражении своих переживаний, которые бывают довольно неожиданными для взрослых, достаточно разнообразными и сильными в процессе непосредственного контакта с произведением искусства, рассматривания его, «вхождения» в него, сопереживания и сотворчества. На возникающие у ребят вопросы педагог должен тут же дать ответы, соответствующие ожиданию ребенка и доступные уровню его понимания. Начальные впечатления детей ложатся в основу их дальнейшего приобщения к искусству. Эмоционально-чувственная раскрытость ребенка в этот момент позволяет педагогу приблизиться к нему, быть принятым и понятым. Наблюдая за поведением, реакциями, высказываниями детей, педагог может определить уровень развитости их внутренних чувств, знаний и опыта, с тем чтобы в дальнейшем правильно направлять процесс становления их художественного восприятия.
При первых посещениях музея маленькими детьми оптимальное время внимательного осмотра двух-трех залов — 15—20 минут. Большие по времени и количеству впечатлений начальные занятия в залах могут утомить детей, притупить их внимание и вызвать опасное безразличие к экспонатам. Важно дорожить интересом детей к искусству и стремиться сделать этот интерес устойчивым. Нужно стараться вызвать у детей особое расположение души и будить в них потребность в эстетическом переживании, обогащающем духовный мир человека. Поэтому все контакты детей с искусством должны быть желаемы и ожидаемы ими, а это значит, что необходима предварительная установка на встречу с ним, планирование, нормирование и системность занятий в залах.
Эмоциональная и интеллектуальная нагрузка на таких занятиях постепенно увеличивается и усложняется педагогом, что необходимо для тренировки художественного восприятия детей, для углубления их творческого общения с искусством. Замечено, что «чувства, не тренированные постоянной интеллектуальной нагрузкой, отличаются вялостью, отсутствием духовной бодрости. Они так же быстро устают, как нетренированное тело устает от физической нагрузки. И человек, лишенный сенсорной нагрузки, обладает меньшим запасом умственной выносливости и творческой активности»*. Для обеспечения полноценного осуществления и совершенствования интеллектуально-эмоциональных операций у детей им необходимо предоставлять материалы различного характера — от сведений о мировоззренческих концепциях национального и мирового искусства до знакомства с тончайшими проявлениями художественной индивидуальности в творчестве мастеров искусства.
Занятия с детьми на экспозициях художественного музея дают возможность педагогу решать важные задачи формирования и развития личности.
Обращаясь в музее к памятникам мирового искусства, педагог формирует у детей понимание многозначности, многоаспектности такого явления, как общечеловеческая культура.
Знакомство с произведениями обогащает представления детей о разных видах и жанрах художественной деятельности, об исторических эпохах и художественных стилях, об индивидуальных творческих методах художников и тем самым подводит их к пониманию специфики изобразительного искусства.
Правильно организованные педагогом процессы общения детей с художественными произведениями и обсуждения впечатлений о них способствуют развитию визуального мышления и речи. В ходе таких занятий происходит активизация и развитие внимания, памяти, воображения, способности сочувствовать и сопереживать.
Знакомя детей с памятниками народного искусства, обращая их внимание на разные условия жизни людей, на этнографические особенности их быта, на традиции в творчестве народных художников, педагог не только расширяет их кругозор, но и формирует их социальное сознание. Богатая декоративность и «умная» полезность предметного мира, созданного народными мастерами, осознаются детьми как духовные и культурные характеристики того или иного народа. Главное же, что открывается детям в приобщении к народному искусству, — осознание безграничных творческих возможностей в образном переосмыслении жизненных явлений, в эстетическом освоении действительности и художественном преобразовании впечатлений о ней.
* Алексеева В. В. Эстетическое и художественное Вйспитание//Рольхудожествен-ных музеев в эстетическом воспитании школьников. М., !973. Ч. I. С. 57.
осмысления мастерами искусства в своих произведениях тех или иных исторических событий, педагог подвигает их к собственной оценке этих событий и пониманию значения авторской позиции и художественной интерпретации.
Рассматривая вместе с детьми на экспозиции произведения по мотивам народного творчества (эпоса, мифов, сказаний, легенд), педагог не только предоставляет детям возможность соприкоснуться с интересными сюжетами, но и задуматься о добре и зле, о многообразии людских характеров и их взаимоотношениях, о главном и сущем в человеческом бытии. Так можно осуществлять в музее гражданское и нравственное воспитание детей.
Сведения о судьбах художников, рассказы об их новаторстве, мужестве, общественной значимости их творчества особенно воз действуют на детей в непосредственной близости от произведений, вызывая в них уважение к творческому труду художников, к подвижничеству в искусстве. Здесь педагог может раскрыть детям понятия об ответственности художника перед обществом и общества перед творцом, о великой силе воздействия и непреходящих ценностях искусства.
Анализ живописных манер, систем и школ в мировом искусстве и их сравнение позволяет педагогу развивать в детях внимание, зрительную память, чувство цвета и цветовых отношений, формировать конструктивно-композиционное и аналитическое мышление, что необходимо для адекватного художественного восприятия произведений и собственного изобразительно-художественного творчества.
Сосредоточивая внимание детей на труде архитекторов, скульпторов, мастеров-оружейников, ювелиров, ткачей, гончаров, стеклодувов и демонстрируя им образцы декоративно-прикладного искусства, педагог может воспитывать в детях интерес и любовь к труду, к художественному ремеслу, трепетное отношение к продуктам труда, убеждение в неограниченных созидательных возможностях людей, в частности, своих собственных.
Только личное духовно-чувственное соприкосновение со всем заключенным в произведении искусства содержанием, только непосредственное рассматривание и прочувствование всех элементов формы, его выражающей, только единовременное и нерасчлененное их восприятие может позволить глубоко личностно и в то же время в достаточной степени адекватно воспринять это произведение. Даже при самом совершенном репродуцировании оно теряет многое по сравнению с его непосредственным восприятием — актом сложного взаимодействия зрительных, словесных, звуковых впечатлений, моментальных ассоциаций. Восприятие натурального размера произведения, фактуры и свойств изобразительных материалов, нюансов цвета в живописи и объема в скульптуре вызывает и сопровождается единовременными внутренними переживаниями, в которых задействованы образы памяти, сферы воображения и мышления личности.
Итак, организованное общение детей с культурными ценностями, представленными в музее, дает им возможность осваивать накопленный жизненный опыт человечества. С одной стороны, приобщение к общечеловеческому опыту способствует социализации индивида. С другой — те же культурные ценности, созданные человечеством и усвоенные индивидом, способствуют его дальнейшей индивидуализации, нравственно развивают и духовно обогащают, эстетически воспитывают и культурно формируют его личность. Такова диалектика культурного развития личности, и педагог в музее имеет обширные возможности для того, чтобы полноценно содействовать этому процессу.
В ходе систематических контактов с детьми наставник, постепенно открывая им богатейший мир музея, способен вызвать у них устойчивый интерес к искусству, вплоть до глубокой увлеченности им. Увлеченность искусством, является лучшей предпосылкой к проявлению и развитию художественно-творческих способностей, основные же составляющие данного процесса — процессы познания и творчества.
Интерес к произведениям искусства служит возбуждению потребности узнать, как все это делается, как можно самому нарисовать и передать то, что увидел, узнал, пережил. Именно здесь, на экспозиции, возникает у детей потребность в собственном рисовании, часто на те же «музейные» темы, просыпается творческая активность. Детям необходима свобода в ее проявлении как выражении своих переживаний и результатов размышлений, в том числе в реализации желания рисовать, и музей предоставляет им эту возможность в изобразительной студии. Такая студия может быть местом разового удовлетворения рисовальной потребности стихийных посетителей-детей, и подобные комнаты организованы во многих зарубежных музеях. Но более результативной работа музейной изостудии может быть лишь при длительных систематических занятиях с детьми.
Итак, оптимальной системой управления процессом обучения, дающей наиболее эффективный результат, является методика организации многоуровневого общения и поэтапной успешной деятельности учеников, основанной сначала на свободном личном выборе тех видов художественного творчества, в освоении которых каждый сможет с наибольшей полнотой выразить своё отношение к предмету изучения и свои индивидуальные способности, постепенное и планомерное вовлечение в ходе занятий каждого ученика во все основные сферы художественной деятельности для осмысления проблем художественной культуры, её общих закономерностей в контексте социальной и культурной истории.
Таким образом, знакомство с произведениями искусства и явлениями художественной культуры в определённой системе, приобретение навыков самостоятельного осмысления культурологического материала, собственное творчество в одном или нескольких видах художественной и эстетической деятельности — обязательные компоненты процесса освоения основ художественной культуры. Только взаимодействие и взаимовлияние всех названных звеньев сможет создать базу для глубокого и полного освоения интегративного предмета, представляющего мир художественной культуры.
–PAGE_BREAK–