Организация предметноразвивающей среды в разных возрастных группах ДОУ

Содержание
1.ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
2.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
3.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
4.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯК ОПЫТУ
/>/>/>1. Информация об опыте
 
Тема опыта: «Организация предметно-развивающей средыв разных возрастных группах ДОУ».
Сведения об авторе
Условия возникновения опыта
На основе анализа современных исследований, разработок ипедагогической практики, не претендуя на полноту, можно выделить ряд проблем ворганизации предметно-развивающей среды детского сада.
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (сориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз«Куплено – красиво оформлено – расставлено») подхода к определению способоворганизации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебныхматериалов. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отбореигровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными исубъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием рядакачественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросамипедагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому илипредпочтительному направлению (например, художественной деятельности,краеведению и т. п.)).
3. Недооценка необходимости использования разных материалови пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести кобеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одноговида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметовнародных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр –коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенностипредметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, созданиесреды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков,что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастаниюпризнаков утомляемости.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, чтопровоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении,использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатогоцветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствуетформированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такогорода среды.
7. Непонимание изменения пространства современного ребенка.Появление новых игрушек и пособий (конструктора «Лего»,трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерныхприложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а такжеизменение способов представления информации в средствах масс-медиа создаютпринципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлоговека среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее длясовременных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересноесовременным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Актуальность опыта
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание удетей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детскомсаду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важнымявляется и среда в которой проходит воспитательный процесс.
Понятие образовательная среда – одно из ключевых дляобразования психологических и педагогических понятий, сейчас активноразрабатываемое. В этом контексте особенно важны выявленные психологамиосновные потребности и возможности удовлетворения иразвития:физиологических потребностей; потребностей в безопасности; потребности вусвоении групповых норм и идеалов и т. д.
Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. Содной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих еголюдях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлятьпо отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитательпомогает ребёнку разобраться в собственных чувствах и переживаниях, тем самымребёнок обретает собственный опыт необходимый для его успешного вхождения всоциум.
Необходимым условием в развитии ребёнка является не толькоего психологическое состояние но и его физическое развитие и укреплениездоровья. Для этого предметно развивающая среда группы организуется с учётом возможностидля детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушкирасполагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Задачавоспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовыватьрациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумнымчередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Обновление содержания дошкольной ступени образованияпредусматривает его вариативность, обеспечивающую переход наличностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогическогопроцесса. Учет неповторимости и уникальности каждого ребенка, поддержка егоиндивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлятьиндивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условийстановится создание развивающего пространства в дошкольном учреждении.
Предметная развивающая среда— системаматериальных объектов и средств деятельности ребенка, функциональномоделирующая содержание развития его духовного и физического облика всоответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольногообразования.
При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоватьсяследующими принципами:
• полифункциональности среды: предметная развивающая средадолжна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющиеобразовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• трансформируемости среды, который связан с ееполифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации,вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункциональногозонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
• вариативности, сообразно которому характерусовременного образовательного процесса должен быть представлен рамочный(стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие егомодельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений какпрототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самимипедагогами-практиками.
Педагогическая идея опыта
Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания иобучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами вразнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнкасоздаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.
В этой среде дошкольник развивает свои физические функции,формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать исопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретаетзнания.
Среда должна представлять единый комплекс различных модальностей:цветовой, звуковой, кинестетической. Каждая из этих модальностей вносит в свойвклад в построение среды, гармонически сочетаясь с другими модальностями.
Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целыйдень, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развитияв разных видах деятельности. Если ребёнок нуждается в уединении, то в группе оннайдёт специально выделенное для этого место.
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но икрасиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьергруппы должен меняться в зависимости от растущего психоэмоционального развитиядетей и его физических потребностей.
Построение предметной среды – это внешнее условиепедагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельностьребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Длительность работы над опытом
Диапазоном опыта является единая среда воспитательно- образовательного процесса (занятия, игры, упражнения).
Теоретическая база опыта
В настоящее время остро встает проблема построенияобразовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всегодошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарнойпедагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и этотребует организационных изменений.
В современной педагогике образовательная среда трактуетсякак часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем,их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса[1].
Применительно к системе дошкольного воспитания понятие«образовательная среда» обычно не рассматривается, чаще встречается понятие «развивающаясреда».
Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всегорассматривают ее с точки зрения организации (предметно‑пространственная,духовная); осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая); содержания(программы, методы, формы работы.
Предметно‑развивающая среда должна быть достаточносвязанной, с тем, чтобы ребенок, переходящий от одного вида деятельности кдругому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должнабыть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороныпедагога[2].
Развивающая предметная среда содержит социокультурные иприродные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видовдеятельности ребенка.
Предметный мир детства — это среда развития всехспецифически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценноразвиваться на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий впредметной среде.
Деятельность осуществима только при условии, что у ребенкаесть определенные объекты и средства, сформированы соответствующие им способыдействия. Если нет необходимой предметной среды, у ребенка исчезает стремлениеузнать новое, возникает апатия, а желание занять себя может приобрести компенсаторное,не в лучшем смысле этого слова, направление.
Развивающая функция предметной среды требует для своейреализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечиваетпреемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.
Развивающая предметная среда должна быть современна,отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям эргономикиразвивающейся детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективногоуровня в развитии детской деятельности.
Ее элементы сомасштабны и соотносимы с макро- имикропространством деятельности детей и взрослых, что составляет основуперспектив развития.
Развивающая предметная среда детства — это система условий,обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.Она включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценногофизического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты(парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игроваясреда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия,музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровойкомплекс и др.
Базисные компоненты развивающей предметной средыобеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, что создаетвозможности для необходимого уединения (например, в библиотеке, зимнем саду, зарежиссерской игрой или просто в уютном уголке) тем детям, которые хотели быостаться вне шумного «хоровода» своих друзей. Развивающие предметные средыобладают релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Детский сад, где воспитание специально организовано дляподдержания доминирующего порядка, выступает транслятором жестких социальныхстереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметная, социальная иметодическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаютсянабор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный списокдетской литературы для чтения в группе, методические разработки по проведениютематических праздников, рекомендации по оформлению группы и т.п.
Одним из необходимых условий в обучении и воспитаниистановится создание развивающего пространства в ДОУ.
Организуя предметную среду в групповом помещении, вкабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будетспособствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка:закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья,психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевогоразвития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей,интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развитиянезависимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должныруководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Предметно-развивающая среда меняется в зависимости отвозрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогамипрограммы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровоепространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, апреодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждуюследующую минуту.
Развитие индивидуальности ребенка с учетом его интересов,независимо от половой принадлежности, хорошо прослеживается в Комплексной программеразвития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», утвержденной в составеОбразовательной системы «Школа 2100»[3] .
В структуре данной программы внутри каждого возрастногопериода (младший, средний, старший дошкольный возраст) представлены разделы,где прописана организация предметно‑развивающей среды, построенной сучетом возрастных возможностей детей и их потребности играть и заниматьсялюбимым делом: игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободномуперемещению; педагог заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики и т.д[4].
Младший дошкольный возраст.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждомумалышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научитьсявзаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать ихчувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск,включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога,это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность,самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
При создании развивающего пространства в групповом помещениинеобходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольникови не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями. а это всвою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие егоположительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям,к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основнымицелями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста иразвития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитииосновных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создаватьусловия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий,музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательнаядеятельность становится не только средством физического развития, но и способомпсихологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокаявозбудимость.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизнинаправлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять кним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Важной задачей укрепления и умножения здоровья ребёнкаявляется организация здорового образа жизни, что предполагает удовлетворениеважнейших жизненных потребностей ребёнка, создание условий для его полноценнойжизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Пятилетниедошкольники интенсивно растут, поэтому важен контроль за соответствием высотымебели росту детей.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётомвозможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушкирасполагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимопредусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он можетподумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивноеразвитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: онивпервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду.Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребностьв самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитательобеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы,творчества.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждыйребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования посекторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование,рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательнуюдеятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широкоиспользуются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Нормативно-правовой базой для отбора оборудования,учебно-методических и игровых материалов являются:
· концепция содержания непрерывного образования (дошкольное иначальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общемуобразованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.124903», утв. постановлениемГлавного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24;
· письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 ;
· письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «Опсихолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современныхусловиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогическойэкспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогическойэкспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольныхобразовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр иигрушек»);
· Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении(авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
· Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989 г.). />2.Технология опыта
 
Основания для проектирования предметно-развивающей среды ДОУ
Предметно-пространственная среда проектируется на основе:
-реализуемой в детском саду образовательной программы;
-требований нормативных документов;
-материальных и архитектурно-пространственных условий(наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
-предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
-общих принципов построения предметно-пространственной среды(гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарныхэлементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждогоребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учетаполовых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
Предметно ‑ развивающая среда ДОУ:
– должна способствовать своевременному и качественномуразвитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображенияи т.д.;
– ее содержание должно быть построено в соответствии сосновными элементами социальной культуры;
– ее основные объекты должны быть включены в разные видыдеятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебнуюи др.);
– должна быть организована в соответствии с основнымипринципами –дистанции, позиции при взаимодействии, активности,самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия,открытости ‑ закрытости, стабильности ‑ динамичности,комплексирования и гибкого зонирования;
– учитывает индивидуальные социально ‑психологическиеособенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельнойдеятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальнойдеятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны,разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т.п., индивидуальнооформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);
– учитывает особенности эмоционально ‑ личностногоразвития ребенка и предполагает, «зоны приватности» – специальные места, вкоторых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности,«зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка ‑автобус), информационные доски «Мое настроение», «Я самый, самый, самый», «Мывсе уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры,зеркала и др.;
– учитывает индивидуальные интересы, склонности,предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право насвободу выбора;
– учитывает возрастные и полоролевые особенности детей ипредполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Наш детский сад строит свою работу по программе «Детство»,разработанной коллективом преподавателей РГПУ им. Герцена с позиции гуманистическойпедагогики.
Для авторов программы современный детский сад – это место,где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия совзрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Реализация программы «Детство» прежде всего, требуетцелесообразной организации предметно-развивающей среды, так как основноеобразовательное содержание программы педагоги осуществляют в повседневнойжизни, в совместной с детьми деятельности, путем индивидуализации естественныхдля дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра.
Мы создаем предметно-развивающую среду с учетом возрастныхвозможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируемтаким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательноедело, занятие. При подборе дидактического материала, игр, пособий, детскойлитературы учитываем особенности разноуровневого развития детей и помогаемосуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Таким образом, в нашем детском саду окружающая средарассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальностиребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности).
Основными принципами создания предметной среды в нашемдетском саду являются:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующийна организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза»,которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.
Принцип активности, возможности ее проявления иформирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметногоокружения.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривающийсоздание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии совкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующийвозможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детямзаниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортностии эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый приоптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации среды, сочетанияпривычных и неординарных элементов.
Принцип открытости – закрытости, то есть готовностисреды к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий» каквозможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии спринятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принциповдает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности,способностей овладению разными способами деятельности.
Мы считаем, что в окружении ребенка должен находиться стимулирующийего развитие материал трех типов:
· во-первых, использовавшийся в процессе специально организованногообучения;
· во-вторых, иной, похожий (например, если на занятиях используютсястроительные детали красного цвета, то вне занятий – синего);
· в-третьих, «свободный», то есть позволяющий ребенку применятьусвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.
Наш детский сад обладает разными возможностями обеспечениядетей материалами указанных типов. Создавая среду обитания ребенка, воспитательрешает много творческих задач: он становится дизайнером, декоратором,кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д.Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношениематериалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества,разнообразия, неординарности, изменяемости и т. д.
Размещение материала связано с трудностями пространственногохарактера – ограниченностью помещения детского сада, тем более что детям дляпроведения свободной активности необходимо не перегруженное предметамипространство. Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещениедетского сада наилучшем образом, представлено уже приведенным выше принципомкомплексирования и гибкого зонирования. Иначе говоря, в детском саду созданыпомещения, в которых материалы, стимулирующие развитие познавательныхспособностей, располагаются в разных функциональных пространствах. />/> 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Принимая во внимание изложенные выше принципы и методическиерекомендации по построению развивающей среды, примерный региональный стандартдошкольного образования, а также учитывая компоненты гендерной социализациидетей дошкольного возраста, мы попытались разработать карту анализа предметно ‑развивающей среды. В ее основе лежит критериальная шкала, разработанная Л.М.Фридманом.
В процессе разработки карты анализа предметно ‑развивающей среды ДОУ мы опирались на требования, выдвинутые Л.В. Коломийченко,Е.Ф. Олейниченко, А.А. Метечко, а также на рекомендации по организации предметно‑развивающей среды, предложенные Образовательной системой «Школа 2100»[5](см.Приложение 1).
Анализ осуществляется по трем критериям, каждый из которыхимеет свои составляющие – они оцениваются в баллах (1 – не реализовано, 3 – реализованочастично, 5 – реализовано полностью).
Сумма баллов, полученная за все подкритерии, делится на ихколичество, т.е. в первом случае на 8, а в остальных на 5. Средний баллпозволяет судить, благоприятствует ли данная предметно ‑ развивающаясреда гендерной социализации ребенка.
Если результат 3,5
/>/>Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповыхпомещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения придерживались принципов,изложенных в «Концепции дошкольного воспитания», а так же руководствовалисьпринципами В.А Петровского, что предполагает единство социальных и предметныхсредств обеспечения разнообразной деятельности ребенка[6].
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Одно из условий, которое дает педагогу приблизиться кпозиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – эторазновозрастная мебель. Мы планируем помещения таким образом, чтобы каждыйребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоциональногосостояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот, позволяющееощущать тесный контакт с ними.
Для этого при зонировании мы широко используем ширмы,оформляем уголки «уединения». В проекте детского сада – приобретение детскихстолов, которые легко трансформируются и дают возможность педагогу ставить столыпо разному: в круг, буквой Т, буквой П и т.д.
В проекте детского сада также приобретение «взрослой»мебели; например, кухонного уголка. Наличие такой мебели позволит педагогу идетям удобно расположиться в вечернее время, когда детей остается немного,почитать книгу, послушать музыку, побеседовать.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
Реализовать этот принцип нам помогают данные диагностикифизического развития детей, данные об уровне сформированности знаний, умений инавыков, а также, анкетирование родителей, позволяющее больше узнать о характереребенка, его интересах и склонностях. Учитывая разносторонние интересы детей,мы создали условия для проявления творчества детей в разнообразных видахдеятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании из бумаги,природного, бросового материала.
Во всех возрастных группах значительно пополнился материалдля театрализованной деятельности детей.
Заметив интерес старших дошкольников к грамоте, стали большеприобретать соответствующих дидактических игр, наглядных пособий, книг скрупным текстом, изготовили настенные панно, схемы. Мы стремимся к тому, чтобысреда в дошкольном учреждении была интенсивно – развивающей, провоцирующейвозникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств,эмоций и чувств.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды
В проект развивающей среды мы закладываем возможность того,чтобы ребенок и взрослый становились творцами своего предметного окружения.
Мы меняем предметно – развивающую среду в зависимости отсезона, от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения. Мы началиприобретать оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку вгруппе: это легко передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов,подставки для игрушек, сюжетно-ролевых игр.
В проекте приобретение легко передвигающейся и трансформирующейсямебели на роликах, с откидными, раздвижными деталями, а также игровогооборудования из крупных, легко собирающихся и разбирающихся модулей.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Мы строим жизненное пространство в детском саду так, что быдети в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободнозанимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
 В каждой возрастной группе выделили зоны (центры):
— зона сюжетно-ролевых игр
— зона для игр со строительным материалом конструкторами,дидактическими играми
— учебная зона
— физкультурно-оздоровительная зона
— литературная зона
— экологическая зона
— зона художественно-творческой деятельности детей.
Их размещение и содержание зависит от возрастных, половых ииндивидуальных особенностей детей группы.
Для групповых занятий и для работы с подгруппами детей поинтересам оборудованы: физкультурный зал, музыкальный зал.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальнойкомфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
Ребенок в детском саду находится целый день, поэтому мыстараемся создать оптимальные условия для игр, обучения и развития в разныхвидах деятельности. Стремимся к тому, чтобы развивающая среда была эмоциональнонасыщенной, оборудование было привлекательно детям.
Чтобы удовлетворить потребность детей в уединении,используем ширмы, оформляем уголки «уединения» в спальных комнатах. Длясоздания ребенку индивидуальной комфортности необходимо так организовать пространство,чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. Впроекте мы предусматриваем в старших группах детские кабины ссамозакрывающимися дверками.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов вэстетической организации среды
Мы поставили цель: в группе должно быть не только уютно икомфортно, но и красиво, в оформлении помещений стараемся соблюдать единыйстиль.
Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаровоказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние детей. Приокраске помещений мы учитываем то, что светлые и белые потолки оптически расширяютпространство. При выборе цветовой палитры отдали предпочтение светло-зеленому,светло-желтому, светло- голубому тонам. Чтобы утолить «цветовой голод» ребенкаи развить цветоощущение, используем яркие насыщенные цветовые пятна в интерьерегруппы: ковровые покрытия, картины, игрушки и т.д.
В проекте детского сада: использование цветовых приемов приокраске стен, т.е. окраска стен в одном помещении в разные сочетаемые междусобой цвета.
7. Принцип открытости – закрытости
Принцип открытости-закрытости представлен в несколькихаспектах:
а) Открытость природе. Единство человека и природы.Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование вэкологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенноприводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться,любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.
б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся кинтересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатампродуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки,поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки).Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.
в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизнидетского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможнобез участия родителей. Объем и содержание практической и материальной помощипрежде всего обсуждается на групповых родительских собраниях с рассматриваниемэскизов, рекламных проспектов. Реализация проекта предметно-развивающей средыпланируется при активном участии родителей.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей
Одним из главных требований при создании предметно-развивающейсреды мы считаем учет возрастных особенностей детей.
Мы стремимся к тому, чтобы обстановка в младших группах былапрежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируютна пространственные изменения обстановки, поэтому в течение года мы стараемсяне переставлять оборудование в группе. Дети младших групп еще не умеют хорошовзаимодействовать со сверстниками, предпочитают игры рядом, но не вместе,поэтому мы отводим место для одновременной деятельности не более 2-3 детей.
 У младших детей активно развивается двигательнаядеятельность вместе с тем, движения еще плохо скоординированы: нет ловкости,быстроты реакции, уверенности, поэтому при расстановке оборудования предусматриваемдостаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижении. Для стимулированиядвигательной активности в группе детей 3го года жизни имеется горка, мостик,мячи, игрушки-двигатели крупного размера, на которых может кататься самребенок.
 В младших группах предметную среду создаем так, чтобы онастимулировала развитие восприятия детей, способствовала развитию анализаторов,«подсказывала» способы обследования и действий. Игрушки подбираем разныхразмеров, в нескольких экземплярах, ярких привлекательных цветов, безопасные вупотреблении. В младших группах много дидактических игрушек для развития мелкоймоторики: пирамидки, вкладыши, шнуровки и т.п., а также игрушки типа лото ипарных картинок, мозаики. развивающие игры (например «Сложи узор»). в группахимеются конструктивные и строительные наборы. Имеется в достаточном количествематериал для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки,плоскостной и теневой театры, перчаточные куклы и т.п. В проекте детского садаприобретение легкого модульного игрового материала.
У детей 4 лет и старше резко возрастает интерес ксюжетно-ролевой игре, поэтому, начиная со средней группы, воспитатели уделяютбольшое внимание созданию условий для сюжетно-ролевых игр.
Со среднего дошкольного возраста у детей проявляется высокийинтерес к языку, речи. Подбираем книги, среди которых познавательная и справочнаялитература, обучающие книги, рабочие тетради.
При переходе ребенка в старшую и в особенности вподготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервыеначинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Мы стараемсяподдержать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будетпроявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.Воспитатели старших групп чаще привлекают детей к организации окружающейобстановки, спрашивают их мнение по поводу предстоящих действий по изменениюсреды, вовлекают детей в сам процесс преобразований. Предметно-развивающаясреда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых,театрализованных, режиссерских, народных, хороводных, подвижных,строительно-конструктивных играх.
 Одно из любимых занятий у детей – изодеятельность. Вгруппах оборудованы места для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией,ручным трудом в свободное от занятий время.
Для профилактики нарушений осанки предусмотрена возможностьразнообразных способов детских игр: не только за столом, но и стоя, сидя, лежана полу.
Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия,соответствующие формированию психологических новообразований, которыепоявляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержаниепредметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодическиизменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержаниеинтереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемуюинформативность и индивидуальные возможности детей.
По результатам проектированияпредметно-развивающей среды разработаныпамятки для воспитателя (см. Приложения 2,3.)
4. Библиографический список
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитииличности // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4.
2. Базуева Е.В., Воронова, К.А. Роль педагога в преодолении гендерныхстереотипов//Гендерное образование в подготовке учителя: Мат. Всерос. конф. –Томск: Изд.Томского гос. пед. ун‑та, 2006.
3. Коломийченко Л.В., Олейниченко Е.Ф., Метечко А.А. Организация предметно‑развивающейсреды по «Программе социального развития» Л.В. Коломийченко: Метод. реком. –Пермь, 2003.
4. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование длявсех: Сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
5. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование.Начальная школа.- М.: Изд. «Баласс», 2004.
6. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построениеразвивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 2003.
7. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построениеразвивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 2003.
8. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современногодетского сада.// Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»,2010.
9. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательнойсреде. – М., 1997.

/>/>/>Приложенияк опыту
Содержание
1. Карта анализа предметно-развивающей среды
2. Памяткавоспитателю «Организация предметно-развивающей, игровой среды в группераннего возраста»
3. Памяткавоспитателю «Организация предметно-развивающей среды в группах для детейдошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития»

Приложение 1
Карта анализа предметно-развивающей средыКритерии Баллы Примечание
1. Обогащенность предметной среды 1.1. Наличие разнообразных зон и уголков уединения 1, 3, 5 1.2. Наличие предметов, атрибутов, отражающих полоролевые виды деятельности 1, 3, 5 1.3. Предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей (флаг, герб, произведения искусства и т.д.) 1, 3, 5 1.4. Наличие дидактических игр и атрибутов для сюжетно‑ролевых, театрализованных игр, реализующих коммуникативный компонент. 1, 3, 5
1.5. Наличие худ. литературы, учеб. пособий, изоб‑
разительных и музыкальных средств, аудио‑, видеопособий для использования в различных видах коммуникации 1, 3, 5 1.6. Задействованность всех помещений детского сада (музыкальный и физкультурный залы, столовая, метод. кабинет, групповые помещения и т.д.) 1, 3, 5 1.7. Эмоционально‑поведенческий компонент среды 1, 3, 5 1.7.1 Эмоциональность 1, 3, 5 1.7.2. Эмоциогенность 1, 3, 5 2. Функциональность среды 2.1. Комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности) 1, 3, 5
2.2. Полифункциональность использования предметов
2.3. Динамичность (изменчивость) среды
1, 3, 5
1, 3, 5 2.4. Доступность всех предметов ребенку 1, 3, 5 2.5. Возможность включения ребенка в преобразование среды 1, 3, 5 3. Педагогическая целесообразность 3.1. Возрастная адресованность 1, 3, 5 3.2. Индивидуальная адресованность 1, 3, 5 3.3. Педагогическая направленность среды 1, 3, 5 3.4. Обеспеченность разностороннего развития ребенка 1, 3, 5 3.5. Возможность преобразования среды педагогом в зависимости от ситуации и задач 1, 3, 5

Приложение 2
«Организация предметно-развивающей, игровой среды вгруппе раннего возраста»
 
Зона развития
Материалы и оборудование
 
 
«Зона семьи»
Уголком «Ряжения» (для одевания на себя) — используется стойка, одежда на плечиках, можно сундучок, расписанный в народном стиле, зеркало (в рост или в полроста ребенка). Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках, узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, бусы из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов, ленты, косынки т.д. />
Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских. />
Комната (для игровых действий, игры с куклами): Кроватки разных размеров (3-4), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало — 3-4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды. />
Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т.д., набор овощей и фруктов (из папье-маше), />
Ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веничек, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т.д. />
«Зона строительно-конструктивных игр» Сюжетное конструирование (важно рациональное расположение материала): Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником): автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые), автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.; крупные игрушки-двигатели сюжетные фигурки: наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные насекомые, люди и т.д. Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки для обыгрывания. /> />
«Зона сенсорного развития»
Детям раннего возраста для самостоятельных игр надо компоновать в коробку геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания, например: в коробке — 2 кирпичика, 3 кубика, 1 призма и т.д. и тут же сюжетные фигурки, например: наборы диких, домашних животных, т.е. создаем игровые ситуации.
Предметы-заместители, неоформленный материал: кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины. />
«Зона воды и песка» Полые емкости «Черепаха», «Краб», располагается рядом с уголком природы: ведерки, лопатки, совочки, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки — мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные). Для экспериментирования: сачки, формочки, различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый-тонет, легкий — не тонет) и т.д. />
«Зона природы»
 
Картины — пейзажи по времени года;
Цветы с крупными листьями: фикус, бегония;
Цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек». />
«Книжный уголок»
1) 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку — мишку.
2) иллюстрации (ламинированные);
3) сюжетные картинки.
Рядом с книжным уголком рационально расположить театр:
4) театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек». />
«Музыкальный уголок»
 
 1) музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т.д.);
2)  народные игрушки;
3)  музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики. />
«Уголок именинника» Оформляется в свободной форме />

Приложение 3
«Организацияпредметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с цельювсестороннего воспитания и развития»
Центры развития
Материалы и
оборудование
ИГРОВОЙ ЦЕНТР
1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).
 Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники — прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона).
Шофер, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки; копии разных инструментов — гаечный ключ, молоток, отвертка, пассатижи, насос; бензоколонка — кубы, модуль; шланг — веревка; руль.
 Повар: колпак и фартук, посуда, продукты.
 Летчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал), пульт управления с функциональными кнопками — дверные звонки; выключатели — реальные предметы, дети сами мастерят из них пульт.
Машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт.
 Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.
Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль; якорь на шнуре; мачта с флагом; инструменты; бутафория — штурвал, капитанский мостик, спасательный круг, подзорная труба.
Ящик замечательных вещей: бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые), катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы), веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.
2. Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные — карты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе — фантастические существа); неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе — неопознанные предметы и объекты; в подготовительной к школе группе — мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей).
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ЦЕНТР
1). Книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста:
Младший и средний дошкольный возраст
1. Произведения малых форм русского народного и фольклора народов мира.
2. Произведения поэтов и писателей России.
3. Литературные сказки.               
4. Русские народные и сказки народов мира.        
5. Небылицы.    
6. Басни (со средней группой).
7. Серии сюжетных картинок (истории в картинках) со средней группой.
Старший дошкольный возраст (дополнительно к указанным выше)
1.Иллюстрированные сборники сказок, книжки-малышки с хорошими рисунками и текстами из двух-трех строк, предваряющими иллюстрацию или завершающими страничку.
2.Любые занимательные азбуки.
3.Комплекты открыток к известным литературным произведениям в хорошем исполнении, с достаточно ярким и крупным названием сказки на обороте открытки.
2). Книги, любимые детьми этой группы.
3). Сезонная литература.              
4). Обменный фонд (для выдачи на дом).
5). Детские журналы (старшая группа).
6). Детские рисунки.
7). Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми).
8). Увлечения детей (открытки, календарики).
9). Портреты писателей: А.Барто, А.С. Пушкина, Л.Толстой
ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театрализованная деятельность
1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
2. Кукольный театр.
3. Театр из игрушек-самоделок.
4. Театр резиновых игрушек.
5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
6. Клубковый театр.
7. Театр марионеток.      
8. Плоскостной театр.
9. Теневой театр.
10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).
ЦЕНТР НАУКИ
— ЦЕНТР РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА

— ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА)
 
Игры и оборудование для развития речи:
1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5×10 см). Наклеить: кусочек искусственного меха; наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой); кусочек мягкой ткани (байки, фланель); воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно); спички или маленькие тонкие палочки; скорлупки от орехов; фольгу или целлофан; бархат или бархатистую ткань; рубчатую ткань (вельвет); крупу (гречневую или перловую); чешуйки от шишки.
2.Коллаж — лист картона, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры
3. Настольно-печатные игры.
4. «Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями).
— Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,
Для детей 3—4 лет
1. Игра «Чудесный мешочек».
2. Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1—2 признакам (например, в большую корзинку — большие мячи; в красную коробку — красные кубики).
3. Игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету (выложи дорожку к домику кругом, квадратом, затем снова кругом).
4. Нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы.
5. Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).
6. Геометрическая мозаика.
7. Две-три матрешки.
8. Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.
9. Предметы одежды разного размера и назначения (оденем большую и маленькую куклу).
10. Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, «Подбери ключ к замку»).
11. Игры с алгоритмами — заданной последовательностью действий
Для детей 4—5 лет
1. Игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб».
2. Серия: «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Волшебный куб», «Сложи картинку».
3. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).
4. Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений.
5. Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).           
6. Игры с алгоритмами, включающие 3—5 элементов («Выращивание дерева»).             
7. Альбомы с образцами логических упражнений.
 
Для детей 5—7 лет          
1. Игры «Головоломки Пифагора», «Кирпичики».
2. Трафареты, линейки. 
3. Игры «Петнамино», «Забавные мячи».
4. Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»).
5. Игры с цифрами, монетами.
6. Игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. (Игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы).
7. Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
8. Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
9. Календарь, модель календаря.
10. Игры для развития логического мышления.
ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Комнатные (цветы с крупными листьями: фикус, бегония; цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек») и искусственные растения (сравнение объектов по признаку «живое — неживое»).
2. Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеенчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления и т.д.)
3. Календарь природы
4. Картины — пейзажи по времени года;
5. Мини-лаборатория для исследовательских опытов;
6. Материалы по разделам: песок, соль, вода, магнит, бумага и т.д.
7. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
8. Сита и воронки.
9. Соломки для коктейля.
10. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости (для рассматривания песчинок)
11. Разные виды бумаги.
12.Карточки-схемы проведения экспериментов.
13. Персонажи, наделенные определенными чертами (любознательный, удивляющийся и задающий вопросы Почемучка), от имени которых моделируются проблемные ситуации.
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР
 
1.Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.
2. Образцы построек и поделок. 
3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров.
4. Палочки.
5. Наборы для моделирования
ЦЕНТР СЕМЬИ
1. Семейные и групповые альбомы.
2. Стенд с семейными фотографиями детей группы, сопровождаемые именами и датами рождения.
ЦЕНТР ИСКУССТВА
Оборудование для ИЗО:
1. Полочка с произведениями искусства
2. Трафареты, лекала, геометрические формы
3. Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры
4.Белая и цветная бумага
5. Ножницы
6.Пластилин, салфетки
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Материалы для игр (мячик, скакалка, обручи и пр. – спортивный зал)
2. Картотека подвижных игр.
ЦЕНТР ГИГИЕНЫ
1.Уголок дежурного: салфетки, фартуки.
2. Трельяж: с предметами-заместителями: расчески, флаконы духов, пузырьки, баночки из-под крема, губные помады и т.д.
3. Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами):
трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских.
ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ Комфортное, тихое место
«ПОЛОЧКА КРАСОТЫ»
1.Полочка, стул
2.Цветок / картина
ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.Музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т.д.); народные игрушки;
2.Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики.
«МАГАЗИН» Предметы-заместители: касса, весы, весовые гири, деньги, пакетики с «продуктами»: сахарный песок, мука, макароны, крупы, горох, бобы. Баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеенки, набитой внутри поролоном; муляжи — продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые.
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ» Трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских.
«СПАЛЬНЯ» Кроватки разных размеров (3-4), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало — 3-4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.
«КУХНЯ» Кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т.д., набор овощей и фруктов (из папье-маше),
«ПРАЧЕЧНАЯ» Гладильная доска, утюжки, одежда куклы, игрушечное постельное белье
«БОЛЬНИЦА» Кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина — красный крест), фонендоскоп, градусник, можно тематический набор.
НАСТЕННЫЙ ГРУППОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Плакаты типа «Семь — Я», стенды для демонстрации детского творчества и пр.
УГОЛОК ИМЕНИННИКА Оформляется в свободной форме.
УГОЛОК КОЛЛЕКЦИЙ — Камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики, открытки, марки, календари.
УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ
Старшая и подготовительная группы:
Украшается моделями Луны, Солнца и планет, звездной картой; подбор дидактических игр и пособий, «Картотека созвездий», «Собери созвездие», «Солнце и планеты».